Тема выступления:«Эффективное применение современных образовательных технологий в рамкахреализации ФГОС»
Преобразования, происходящие вовсех сферах российского общества — экономической, социальной, политической,культурной, не могли не затронуть и систему образования, определяющуюинтеллектуальный потенциал страны в будущем и являющуюся условием еепроцветания и развития.
Сегодня обществозаинтересовано в выпускниках с развитыми познавательными потребностями,нацеленных на саморазвитие и самореализацию, умеющих оперировать полученнымизнаниями, ориентироваться в современном информационном пространстве,продуктивно работать, эффективно сотрудничать, адекватно оценивать себя и своидостижения. В меняющемся мире система образования должна формировать такоекачество, как профессиональный универсализм – способность менять сферы испособы деятельности.
В настоящее время общество ужеизменило свои приоритеты, возникло понятие постиндустриального общества(общества информационного). Оно в большей степени заинтересовано в том, чтобыего граждане были способны самостоятельно, активно действовать, приниматьрешения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.
Основополагающие государственныедокументы последних лет, касающиеся школы ключевыми в идеологии новой школыназывают идею развития, выделяя три важных постулата:
• школа является важнейшим фактором развития личности;
• школа должна превратиться в действенный перспективный факторразвития российского общества;
• систему образования и школу необходимо постоянно развивать. Перед образовательными учреждениями ставятся новые задачи, решить которыеневозможно, работая по-старому, без разработки и внедрения какихлибо конкретныхновшеств.
Школа призвана подготовить ребенка к жизни в условиях (Слайд 3)
неопределенности и высоких темповразвития, то есть, к жизни в мире, о котором сам учитель не имеет четкогопредставления.
Всовременном обществе процесс принятия новых технологий
ускоряется. (Слайд 4)
Посмотрите, для завоеванияаудитории в 50 миллионов человек для внедрения телефонов понадобилось 75 лет,для внедрения телевизоров потребовалось – 13 лет, интернет завоевал эту жеаудиторию за 3 года, а вот игра «Птички ЭНГРИ БЕРС» завоевала 50млн.человек всего за 35 дней.
В связи с этим, особую актуальностьсегодня приобретают педагогические подходы и инновационные технологии,ориентированные не столько на усвоение учащимися знаний, умений и навыков,сколько на создание таких педагогических условий, которые дадут возможностькаждому из них понять, проявить и реализовать себя (развить свою социальную иличностную компетентность). (Слайд 5)
Очень ярко характеризует всеизменения в учебном процессе всем известная древнекитайская мудрость: (Щелчок) Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, ия запомню.
Дай мнедействовать самому, и я НАУЧУСЬ.
Мы не учим их; мы создаем условия, в которых они учатся.
Сеймур Паперт (математик, программист, психолог и педагог. Один изосновоположников теории искусственного интеллекта, создатель языка Logo (1968))
(Слайд 6)
Новый учебный процесс предполагаетвнедрение новых форм работы и предусматривает новые роли: (Щелчок)
• учителькак организатор и консультант.
• учениккак активный исследователь,
творчески и самостоятельно работающийнад решением учебной задачи, широко использующий информационные технологиидля получения необходимой информации.
(СЛАЙД 7)
Человек образованный – тот, ктознает, где найти то, чего он не знает.
Георг Зиммель (немецкий философ исоциолог)
Великаяцель образования –
это не знания, а действия.
Герберт Спенсер (английскийфилософ и социолог)
С введением ФГОС в учебном процессепроизошли следующие изменения:
7
Учителю очень сложно преодолетьсложившиеся годами стереотипы проведения урока. Возникает огромное желаниеподойти к обучающемуся и исправить ошибки, подсказать готовый ответ. С этой жепроблемой сталкиваются и обучающиеся: им непривычно видеть педагога в ролипомощника, организатора познавательной деятельности. Современная системаобразования предоставляет учителю возможность выбрать среди множестваинновационных методик «свою», по-новому взглянуть на
собственный опыт работы. (Слайд 8)
«Нет предела совершенству!» — намой взгляд, именно такое жизненное кредо у каждого учителя нашей школы.
Коллектив школы строит свою работутак, чтобы выпускники нашей школы овладели навыками учеников ХХI века.
Для достижения поставленной цели вучебно-воспитательном процессе используются современные образовательныетехнологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективноиспользовать учебное время.
В нашей школе представлен широкийспектр образовательных педагогических технологий, которые применяютсяпедагогами в учебном
процессе и внеурочнойдеятельности. (Слайд 9)
Весь этот «веер» технологий можетраскрываться и складываться в руках опытного педагога, творческидумающего, владеющего современными методами, приемами психолого-педагогическойдиагностики, способами самостоятельного конструирования педагогическогопроцесса в условиях конкретной практической деятельности, умениемпрогнозировать свой конечный результат.
Я остановлюсь на некоторыхтехнологиях, которые используют в свой практике учителя нашейшколы: (Слайд 10)
1. технологияразвития критического мышления через чтение и письмо учащихся (проблемноеобучение)
Технология развития критическогомышления — это изобретение американской педагогики. Она основана натворческом сотрудничестве ученика и учителя, на развитии у учащихсяаналитического подхода к любому материалу. Эта технология рассчитана не назапоминание материала, а на постановку проблемы и поиск ее решения.
цельприменения технологии в школе: (вы видите на экране)
• Формирование навыков направленного, вдумчивого чтения ирефлексивного письма
• Развитие с помощью чтения и письма мышления более высокого уровня– критического
Конструктивную основу «технологиикритического мышления» составляет базовая модель трех стадий организацииучебного процесса:
А) Первый этап – это, так называемый, этап вызова.Из памяти «вызываются», актуализируются имеющиеся знания и представления обизучаемом, формируется личный интерес, определяются цели рассмотрения той илииной темы.
Б) На следующем этапе — этапе осмысления (илиреализации смысла) – как правило, обучающийся вступает в контакт с новойинформацией. Происходит ее систематизация. Очень важно, что уже на этом этапе спомощью ряда приемов уже можно самостоятельно отслеживать процесс пониманияматериала.
В) Завершающий этап размышления (рефлексии)характеризуется тем, что учащиеся закрепляют новые знания и активноперестраивают собственные первичные представления с тем, чтобы включить в них
новые понятия. (Слайд 11)
Существуют различные приемы данной технологии. Яхотела бы остановиться на СИНКВЕЙНЕ
Основные методические приемы развития критическогомышления
1. Прием«Кластер»
2. Учебно-мозговойштурм
3. Синквейн
4. Интеллектуальнаяразминка
5. Эссе
6. Приём«Корзина идей»
7. Методконтрольных вопросов
8. Приём«Знаю../Хочу узнать…/Узнал…»
9. Да– нет
Синкве́йн — это пятистрочнаястихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японскойпоэзии. (Слайд 12)
В 1 строчке тема называется одним словом –существительное
Втораястрочка – описание темы в двух словах – прилагательные
Третья строчка – описание действияв рамках данной темы в трех словах – глаголы
Четвертая строчка – фраза,показывающая отношение к данной теме
Пятая строчка – синоним (метафора)из одного слова, который повторяет суть темы.
Предлагаю Вам составить синквейн на тему «ТЕХНОЛОГИЯ»
(Слайд13 — 14)
2. Стоит отметить такуютехнологию, как технология ПРОЕКТОВ
(Слайд 15)
Проектная деятельность — этообразовательная технология, нацеленная на приобретение учащимися новых знаний втесной связи с реальной жизнью, формирование у них специальных умений инавыков.
Проект – форма организации совместнойдеятельности людей. Это специально организованный учителем и самостоятельновыполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческогопродукта. (Слайд 16)
Проектная деятельность являетсяуниверсальным средством развития каждого человека:
} вмладшем школьном возрасте – за счет проектирования в игровой деятельности;
} вподростковом возрасте – за счет потребности в реализации своих знаний;
} вюношеском возрасте – за счет устремленности в будущее и желаниясамореализации;
} длявзрослого человека проектная деятельность выступает средствомпрофессионального и личностного развития
Педагоги нашей школы активно применяют этутехнологию.
3. К числусовременных образовательных технологий можно отнести и систему инновационной оценки «портфолио». (Слайд 17-18)
Портфолио —это способ фиксирования, накопления и оценки (включая самооценивание)индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения.
4. Нельзя не сказать о здоровьесберегающих технологиях,
которые являются первостепенными в XXIвеке. (Слайд 19)
Их цель — обеспечить выпускнику школывысокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний,умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав унего культуруздоровья. (Слайд 20)
Существуютразличные типы технологий:
Здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания)
Оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия)
Технологии обучения здоровью (включениесоответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла)
Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.)
5. Педагоги нашейшколы в своей деятельности уделяют особое внимание личностно-ориентированномуобучению
(Слайд21)
Во-первых,личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы
Во-вторых, учащийся врамках этой технологии не просто субъект приоритетный, он – цельобразовательной системы, а не средство достижения чего-либо отвлечённого.
6. Новойгуманистической, личностно-ориентированной технологией обучения, воспитания иразвития людей является КОУЧИНГ.
(Слайд 22)
Она в наибольшей степени отвечаеттребованиям современного образования.
Особенность технологии в том, что вкоучинге переплелись вековая мудрость древних и современные бизнес-технологии.Справедливо будет отметить, что идеи коучинга в большинстве своем провозглашалеще Сократ, но его философия не нашла должного понимания в обществе. Я немогу никого ничему научить, я только могу заставить думать. Сократ(470-399 г. до н.э.), древнегреческий философ.
По определению, коучинг — этотехнология для раскрытия потенциала человека. Однако это больше, чемтехнология, это способ мышления. Основная задача коучинга — не научитьчему-либо, а стимулировать самообучение, чтобы в процессе деятельности человексмог сам находить и получать необходимые знания. В коучинге, в том числе врамках целей организации, клиент сам формулирует свои цели и критериидостижения, стратегии и шаги, сопоставляя их с целями организации.
Коуч (в переводе- партнер, фасилитатор, сопровождающий) не дает указаний, не советует, неконсультирует, не решает чужие проблемы.
Он актуализирует посредством открытых вопросов, обращенныхк внутренним ресурсам личности, субъектную активность в достижении успеха исопровождает человека в долговременном индивидуально-личностном развитии.
Принципы коучинга:
• Вера в людей. Коуч верит в их потенциал, в их силу, в способностьдостигать того, что важно.
• Доверие к миру. Мир поддерживает человека, когда он идём своимистинным жизненным путём.
• Осознанность.
• Готовность ставить большие цели.
• Уверенность в том, что человек имеет все необходимые ресурсыдля достижения цели.
• Ценность изменений. Маленькие изменения приводят к большимизменениям.
• Фокус на решениях, а не на проблемах. Создание решений болееэффективно, чем решение проблем.
7. Технология КЕЙС -СТАДИ
Интерактивной технологией для краткосрочного обучения на основе реальных или вымышленныхситуаций является Кейс – технология.
(Слайд 23)
Кейс (с англ. — случай, ситуация)— это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра. Суть технологиисостоит в том, что в основе используются описания конкретных ситуаций илислучая.
Учащиеся получают от учителя пакетдокументов (кейс), при помощи которых либо выявляют проблему и пути её решения,либо вырабатывают варианты выхода из сложной ситуации, когда проблемаобозначена.
Данная технология позволяетповысить мотивацию учения, так как становится понятным, в какойпрофессиональной ситуации пригодится тот или иной учебный материал, какприменить его в конкретной практической деятельности; актуализируетопределённый комплекс знаний, который необходимо
освоить при разрешении заявленной проблемы.
(Слайд 24)
8. Информационно-коммуникативнымтехнологиям отводится большое значение, т.к. ученик должен владетьинформацией, уметь ею пользоваться, выбирать из нее необходимое для принятиярешения, работать со всеми видами информации и т.д. И сегодня учитель долженпонимать, что в информационном обществе он перестает быть единственнымносителем знания, как это было раньше. В некоторых ситуациях ученик знаетбольше, чем он, и роль современного учителя – это в большей степени рольпроводника в мире информации. (Слайд 25)
Педагогинашей школы активно используют Информационнокоммуникационные технологии (вэтом помогает материально-техническая база школы)
Использование ИКТ на урокахпомогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира,овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения,позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
(Слайд 26)
ИспользованиеИКТ позволяет учителю проводить уроки:
• на высоком эстетическом и эмоциональном уровне
• обеспечивает наглядность
• привлекает большое количество дидактического материала
• повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза
• обеспечивает высокую степень дифференциации обучения
• Пользоваться широким набором электронных ресурсов
На сегодняшний день существуетдостаточно большое количество педагогических технологий обучения, кактрадиционных, так и инновационных. Нельзя сказать, что какая-то из них лучше, адругая хуже, или для достижения положительных результатов надо использоватьтолько эту и никакую больше.
На мой взгляд, выбор той или инойтехнологии зависит от многих факторов: контингента учащихся, их возраста,уровня подготовленности, темы занятия и т.д.
И самым оптимальным вариантомявляется использование смеси этих технологий.
ТАКИМ ОБРАЗОМ:
Вариативностьиспользования современных технологий даёт положительную динамику и возможностьпрогнозировать положительные изменения, спроецированные в программе развитияшколы.
Врезультате использования современных технологий повысилось качество обученияучащихся.
(Слайд 27)
И в заключении хочу сказать: «Да,инновации требуют огромной затраты сил, времени, но это то, что делает нассовременным своему времени. Мы стремимся к успеху. И если будут успешнымиучителя и школа, значит, есть надежда на то, что наши ученики тоже будутуспешными и
счастливыми!» (Слайд 28)