X-PDF

Пример анализа произведения изобразительного искусства

Поделиться статьей

 

Сандро Боттичелли «Весна» (ок. 1477 — 1478гг.) Картина «Весна» была создана в эпоху Ренессанса в Италии (Ранее Возрождение) по заказу семейства Медичи и иллюстрирует литературное произведение придворного поэта Анджело Полициано — поэму «Джостра» («Турнир»). 

Картина относится к флорентийской художественной школе и является примером станковой живописи. Крупный размер (204&gt .123 см) необычен для светского изображения этой эпохи, а использованные материалы — традиционны. Картина написана на деревянной основе, покрытой гипсовым грунтом темперой.

С определенной степенью условности картину можно отнести к мифологическому жанру, а также к типу аллегорической картины, так как сюжет картины является аллегорическим воплощением царства Весны, как царства любви, красоты, радости. В целом произведению свойственно настроение задумчивости, поэтической грусти, а также сказочный характер изображения. В произведении использованы мифологические образы и образы природы.

Боттичелли взял за основу образы древнегреческой мифологии и переосмыслил их в соответствии с предпочтениями времени, а также особенностями собственной художественной манеры.

Персонажи картины являются носителями сложного философско-аллегорического смысла с элементами итальянской народной поэзии.

В композиции господствуют фигуры Венеры и Купидона.

В образе Афродиты (Венеры) слиты черты языческой, телесной, христианской и духовной красоты. Весна в узорчатом платье и венке, рассыпающая цветы, и Нимфа, преследуемая Ветром, — это общезначимые образы, характерные для народного эпоса разных стран и для античной мифологии. Персонажи, расположенные слева от Венеры, — хоровод трех Граций и Меркурий, отгоняющий жезлом облако, не общаются друг с другом, они погружены в себя, молчаливы, задумчивы, внутренне одиноки. Все изображенные скорее изображают движение, чем двигаются.

Женские образы, характерные для творчества Боттичелли, навеяны произведениями его учителя Фра Филиппо Липпи, а также внешностью реального персонажа — Симонетты Веспуччи: удлиненный овал лица, пухлые губы, кажущиеся заплаканными глаза.

Пропорции фигур в картине удлиненные, что также противоречит традиции Ренессанса, и сближает творчество мастера с готическим искусством.

Природа в произведении Боттичелли также отличается от традиционного изображения природы в картинах художников Раннего Возрождения — это не определенный ландшафт, а природа «вообще», состоящая из повторяющихся узнаваемых элементов (деревьев, цветов, неба, земли), «деревья вообще» (песенный образ дерева), «цветы вообще» самые прекрасные из деревьев и цветов. На деревьях могут одновременно быть изображены и цветы и плоды. Художник преследует в первую очередь цель создания прекрасного декоративного образа природы, а не реализма и точности изображения природных объектов. Предметы приобретают характер обобщенных поэтических образов.

В картине преобладает плоскостное композиционное построение, сопровождающееся отсутствием перспективы. Художественной манере Боттичелли свойственна неопределенность пространства и времени, неопределенность освещения, иногда фигуры второго плана крупнее фигур первого плана. Все фигуры объединяет общий ритм, пронизывающий картину. В картинах эпохи Возрождения человек является центром композиции (весь мир строится вокруг него) — в картинах Боттичелли он утрачивает эту активную роль, он подвержен силам, действующим извне.

Краска наложена пастозно, почти рельефно. В картине преобладают холодные тонов с зеленовато-золотыми отблесками.

В целом художественную манеру Боттичелли характеризует изысканность форм и утонченность линий . декоративизм, нарядность, «готицизмы» — удлиненные невесомые фигуры, как будто не касающиеся земли.

 

Список произведений изобразительного искусства, рекомендуемых для анализа

1. Леонардо да Винчи «Тайная Вечеря» (фреска трапезной монастыря Санта Мария дела Грацие, 1495- 1497гг.)

2. Леонардо да Винчи «Джоконда» (1503г.)

3. Рафаэль Санти «Сикстинская мадонна» (1515-1519гг.)

4. Рафаэль Санти «Афинская школа»(фреска станци дела Синьятура в Ватиканском дворце, 1508-1512 гг.)

5. Микеланджело «Давид»(1504)

6. Микеланджело «Страшный Суд» (фреска алтарной стены Сикстинской капеллы,1535-1541)

7. Рубенс «Персей и Андромеда» (1612 — 1621гг.)

8. Рембрандт «Ночной дозор» (1642)

9. В.Л. Боровиковский Портрет М.И. Лопухиной (1797г.)

 10. Э.-М. Фальконе Памятник Петру I (1765-1780гг.)

11. В.А. Тропинин «Кружевница» (1823г.)

12. К.П. Брюллов «Последний день Помпеи» (1830-1833гг.) 11

13. А.А. Иванов «Явление Христа народу» (1837-1857гг.)

14. П.А. Федотов «Сватовство майора» (1848г.)

15. В.Г. Перов «Тройка» (1866г.)

16. И.И. Шишкин «Утро в сосновом лесу» (1889г.)

17. И.И. Левитан «Март» (1895г.)

18. И.Е. Репин «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885г.)

19. В.И. Суриков «Утро стрелецкой казни» (1881г.)

20. В.И. Суриков «Взятие снежного городка» (1891г.)

21. В.М. Васнецов «Богатыри» (1898г.)

22. П. Гоген «Женщина, держащая плод» (1893г.)

Рекомендуемая литература

 1. Аленов М.М., Евангулова О.С., Лифшиц Л.И. Русское искусство 10 — начала 20 века. Архитектура, скульптура, живопись, графика. — М.: Искусство, 1989.

2. Алпатов М.В. Этюды по всеобщей истории искусств. — М, 1979.

3. Всеобщая история искусств (под. ред. Б.В.Вейрмана, Б.Р.Виппер и др.) — М., 1956-1965.

4. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. — М., 1987.

5. История русского искусства (под. ред. Раковой М.М., Рязанцева И..В.) — М., 1991.

6. Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство: Учебник. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Высш. шк., 2000.

7. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство: Учебник. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Высш. шк., 2000.

8. Мастера искусства об искусстве. М.-Л., 1937 — 1939.

9. Полевой В.М. Искусство Греции. Древний мир. — М., 1970.

 10. Современный словарь-справочник по искусству (под ред. Мелик-Пашаева А.А.) — М., 1999.

11. Шапиро Г.Ю. и др. 50 кратких биографий мастеров западноевропейского искусства XIV — XIX вв. — Л.: Советский художник, 1968 г.

 

IV. Анализ хореографического произведения

 

Схема анализа хореографического произведения:

  1.  Название, автор, время создания, страна
  2. Стиль, направление (период истории искусства)
  3.  Вид
  4. Жанр
  5. Стиль
  6. Форма
  7. Музыка
  8. Драматургия
  9. Главные герои, образы
  10. Исполнители

Список рекомендуемых для просмотра и  анализа балетов и хореографических

Номеров

1.«Тщетная предосторожность»

2.«Сильфида»

3.«Жизель»

4.«Эсмеральда»

5. Видеозаписи концертных номеров: Государственного ансамбля

народного танца им. И.А.Моисеева . Государственного академического

хореографического ансамбля танца «Березка» . Государственного хора имени

М.Пятницкого . Дважды Краснознаменного ансамбля песни и пляски

Советской Армии им. А.В.Александрова, Театра танца «Гжель» и др.

6. Видеозаписи балетов (фрагментов) в различных редакциях:

Представленная информация была полезной?
ДА
58.73%
НЕТ
41.27%
Проголосовало: 962

• «Спящая красавица»

• «Лебединое озеро»

• «Щелкунчик»

• «Петрушка»

• «Жар-птица»

• Сен-Санс «Умирающий лебедь»

• «Красный мак» (фрагменты) • «Пламя Парижа» (фрагменты)

• «Бахчисарайский фонтан» (фрагменты)

• «Ромео и Джульетта»

• «Золушка»

• «Каменный цветок» (фрагменты)

• телевизионный балет «Анюта»

• из серии выпусков «Мастера русского балета»

7. Видеозаписи балетов в постановке балетмейстеров:

О. Виноградовой, Н. Боярчикова, И. Чернышова, В. Елизарьева, Д. Брянцева, М. Бежара, Б. Эйфмана, Дж. Баланчина, и др.

8. Видеозаписи балетов с участием выдающихся современных исполнителей.

9. Видеозаписи балетов из репертуара театров: «Русский балет», «Кремлевский балет», «Имперский балет», «Пермский театр» и др.

10.Видеозаписи конкурсов и фестивалей различных направлений:

мюзиклов, оперетт, опер и др. (фрагменты)

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы.

Основная литература:
1. Амиргамзаева, О.А., Самые знаменитые мастера балета России [Текст] / О.А. Амиргамзаева, Ю.В Усова.— М.: Вече, 2002. – 521с.

2. Балет. Танец. Хореография. Краткий словарь танцевальных терминов и понятий / сост. Н. Александрова. – СПб: Лань, 2011 

3. Блазис, К. Танцы вообще. Балетные знаменитости и национальные танцы. [Текст] / К. Блазис. — СПб: Лань, Планета Музыки, 2008

4. Блок Л.Д. Классический танец. История и современность [Текст] / Л.Д. Блок. – М.: Искусство, 1987.

 5. Баланчин, Д. 101 рассказ о большом балете [Текст] / Д.Баланчин, Ф. Мэйсон Пер. с англ. У Санциной.— М.: Крон-Пресс, 2000 – 489с.
6. Балет: энциклопедия / Ред.кол. Ю.Н. Григорович, В.В. Ванслов, П.А.Гусев, В.Ф. Кухарский, А.А. Лапаури— М.: Советская энциклопедия, 1981. – 624с.
7. Бахрушин, Ю.А. История русского балета [Текст] / Ю.А.Бахрушин— М., 1977. – 256с.

8. Ванслов, В.В. В мире искусств[Текст] / В.В. Ванслов. – М.: Знание, 2003 

9. Вашкевич, Н.И. История хореографии всех веков и народов [Текст] / Н.И. Вашкевич. – СПб.: Лань . Планета музыки, 2009. – 192 с., ил. – Серия «Мир культуры, истории и философии».

10. Деген, А. Балет 120 либретто. Композитор [Текст] / А. Деген. — СПб, 2008
11. Дубкова, С.И. Жар-Птица. Балетные сказки и легенды [Текст] / С.И. Дубкова – М.: Белый город, 2009. – 335с.

12. Еремина-Соленикова, Е.В. Старинные бальные танцы. Новое время. [Текст]/ Е.В. Еремина-Соленикова. – М.: Планета музыки, 2010

13. Жемчугова, П.П. Балеты [Текст] / П.П. Жемчугова. — СПб: «Литера», 2010

 14. Житомирский, Д. Балеты Чайковского [Текст] / Д. Житомирский. — Гос. муз. издательство. М., 1957

15. Иванов, В.Г. Русские танцовщики XX века [Текст] / В.Г. Иванов.– Пермь, 1994

Красовская В.М. Балет сквозь литературу. [Текст] – Спб: Академия русского балета им. А.Я. Вагановой, 2005

16. Красовская, В.М. История русского балета: учебное пособие [Текст] / В.М. Красовская. — СПб: Лань, 2008

17. Красовская, В. Западно-европейский балетный театр. От истоков до середины 18 в. [Текст] / В.Красовская – Л.,1979. – 435с.
18. Красовская, В. Западно-европейский балетный театр. Эпоха Новерра [Текст] / В.Красовская – Л.,1981. – 332с.
19. Красовская, В. Русский балетный театр. Начало 20 в. – хореографы. [Текст] / В.Красовская – Л.,1971. – 437с.

20. Красовская, В.М. Балет сквозь литературу [Текст] / В.М. Красовская. – Спб: Академия русского балета им. А.Я. Вагановой, 2005

21. Красовская, В.М. История русского балета: учебное пособие [Текст] / В.М. Красовская. — СПб: Лань, 2008

22. Коптелова, Е. Д. Игорь Моисеев. Академик и философ танца [Текст] / Е. Д. Коптелова. — СПб: Лань, Планета Музыки, 2012

23. Левинсон, М. История костюма. Полная хрестоматия [Текст] / М. Левинсон. — М., 2008

24. Никульский, А. Балерины [Текст] / А. Никульский. — Издательское содружество. М., 2008

25. Пасютинская, В. Волшебный мир танца [Текст] / В. Пасютинская.— М.,1989 – 198с.

26. Слонимский, Ю. Советский балет. Материалы к истории советского балетного театра [Текст] / Ю. Слонимский. — М.-Л.: «Искусство», 1950

26. Соловьев, Н.В. Мария Тальони [Текст] / Н.В. Соловьев. — СПб: Лань. Планета Музыки, 2011

27. Сто балетных либретто: сборник. /Под. ред. В.Карпова.— М.-Л., 1966.–216с.

28. Русский балет: энциклопедия / Ред.кол. Е.П. Белова, Г.Н. Добровольская, В.М. Красовская, Е.Л.Суриц, Н.Ю. Чернова— М.: Большая Российская Энциклопедия, Согласие, 1997.— 567с.

29. Худеков, С.Н. Всемирная история танца [Текст] / С.Н. Худеков. — Эксмо. М., 2009

30. Худеков, С.Н. Иллюстрированная история танца [Текст] / С.Н. Худеков. – М.: Эсксмо, 2009. – 228 с.: ил.

31. Эльяш, Н. И. Образцы танца [Текст] / Н. И. Эльяш. — М., 1970

Дополнительная литература:

1. Армашевская, К. Вайнонен Н. Балетмейстер Вайнонен [Текст] /К. Армашевская— М., 1971. – 152с.

2. Баланчин, Д. Сто один рассказ о большом балете [Текст] / Д. Баланчин. — Крон-Пресс. М., 2004

3. Вальберх, И.И. Из архива балетмейстера. Дневники. Переписка. Сценарии. [Текст] / И.И. Вальберх. — СПб: Лань, Планета Музыки, 2010

4. Ванслов, В. Балеты Григоровича и проблемы хореографии [Текст] /В. Ванслов — М., 1971. – 134с.
5. Голейзовский, К.Л. Образы русской народной хореографии [Текст] /К. Голейзовский.— М., 1964. – 276с.
6. Добровольская, Т. Балетмейстер Л. Якобсон [Текст] /Т.Добровольская.— М., 1969. –176с.

7. Дешкова, И.П. Иллюстрированная энциклопедия балета в рассказах и исторических анекдотах для детей и родителей [Текст] / И.П. Дешкова. – М.: «Конец века», 1995

8. Красовская, В.М. История русского балета [Текст] /В.М. Красовская.— Л., 1978. – 275с.
9. Катонова, С. Музыка советского балета [Текст] /С. Катонова.— Л., 1980. – 182с.
10. Лопухов, Ф.В. Вглубь хореографии [Текст] / Ф.В. Лопухов. – М.: Фолиум, 2003

11. Львов Анохин, Б.А. Балетные спектакли последних лет [Текст] / Б.А. Львов Анохин. — «Знание». М., 1972

12. Надеждина, Е.Н. «Большой балет» (Основные этапы развития советского балета) [Текст] / Е.Н. Надеждина, Эльяш Н.И.- Изд. «Знание». М., 1964 

13. Петров, О. Русская балетная критика конца XVIII- первой половины XIX века [Текст] /О.Петрова— М.: Искусство, 1982. – 317с.

14. Плисецкая, М.Я. Читая жизнь свою [Текст] / М.Я. Плисецкая. — М.: АСТ, 2010

15. Тимофеев, Н.П. Мир балета. История. Творчество. Воспоминания. [Текст] / Н.П. Тимофеев. – М.: Просвещение, 1996

16. Русский балет: энциклопедия / под ред. А.П. Горкина. – М.: Согласие, 1997

17. Чижова, А. Танцует «Березка» [Текст] /А.Чижова.— М., 1967. – 189с.
18. Фокин, М.М. Против течения [Текст] / М.М. Фокин.— М., 1980. – 431с.
19. Эльяш, Н. Образы танца [Текст] /Н.Эльяш.— М., 1970. – 123с.
20. Эльяш, Н. Пушкин и балетный театр [Текст] / Н.Эльяш.— М., 1970. – 205с.

21. Энциклопедия «Балет». CD, 2003

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:
1. http://www.nmg.ru
2. www.russianballet.ru
3. www/krugosvet.ru/artichs
4. http://www.twirpx.com/files/art/theater/?show=downloads
5. http://www.theatre-library.ru/

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.73%
НЕТ
41.27%
Проголосовало: 962

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет