• возрастной (напр. роман У. Фолкнера «Шум и ярость», каждая из частей которого символизирует возрастные этапы человеческой жизни: детство — глава от лица инфантильного Бенджи, юность — от лица романтично-трагического Квентина, зрелость — от лица сухого и расчётливого Джейсона).
У. Фолкнера «Шум и ярость» (1929). В этом произведении впервые осуществляется принцип «двойного видения» – основной творческий принцип прозы Фолкнера, с помощью которого раскрываются одни и те же события и характеры с разных точек зрения. Это реализуется писателем при помощи такого приема, как ведение в каждой главе повествования от лица разных персонажей. В сюжете произведения версии, точки зрения на происшедшие события накладываются одна на другую. Фолкнер часто обращается к образам других литературных произведений, мифов, фольклора.
При этом можно сказать, что роман Шум и ярость (1929) был во многом совершенно новым, новаторским для Фолкнера произведением, о котором продолжаются споры и в настоящее время. Мир страшной обыденности, экономическая и социальная деградация Компсонов, полное падение моральных устоев приводит к окончат. краху одну из самых знатных и гордых семей амер. Юга.
|
|
В части 1 романа 7 апреля 1928 представлен внутренний монолог Бенджи Компсона, 33 лет, лишенного рассудка, монолог, как будто не имеющий смысла. Мысли Бенджи путаются, прыгают, перенося нас из настоящего в прошлое, потом опять в настоящее. Однако по отдельным ярким эпизодам, вспыхивающим в больном воображении Бенджи, можно представить картину жизни Компсонов. Компсоны, как и Сарторисы, старинная южная семья, но обедневшая, потерявшая все достояние, деградирующая не только экономически, но и физически, и морально. Постепенно вырисовываются портреты членов этой семьи. Это отец Компсон, умный, скептического склада человек, не совсем здоровый, имеющий определенное мнение о времени, истории, человеке, обществе. Автор с симпатией относится к нему. Его жена, вечно ноющая, считающая себя больной, но в действительности здоровая, малоприятная женщина. Ее родной брат Мори, живущий у Компсонов, бездельник и пьяница. Дети Компсонов – храбрый, эмоциональный Квентин, ябедник и трусишка Джейсон, ненормальный Бенджи и их сестра Кедди1 – центральный связующий образ романа. История семьи, судьбы ее членов оказываются в определенной связи с ее судьбой. Бенджи Компсон все слышит, видит, понимает. Когда Кэдди гуляет с Бенджи, заступается за него, она пахнет деревьями. Когда же она начинает вести себя иначе, она не пахнет деревьями. Также отец Компсон и Квентин, симпатичные Бенджи,– они пахнут дождем. Бенджи–выражение природного, естественного начала, по отношению к кот. выявляют свою человечность, гуманизм другие персонажи книги. Вторая часть 2 июня 1910 года – это внутренний монолог Квентина Компсона, студента Гарвардского университета, продолжающего рассказ о Компсонах, но по–своему, со своей точки зрения. Чтобы Квентин мог учиться в университете, Компсоны продали луг, примыкающий к их дому, одно из последних достояний семьи. Прошлое и настоящее, как и в Сарторисе, одна из центральных проблем в Шуме и ярости. А Квентин, узнав о беременности Кэдди, решает принять вину на себя, принять страшное обвинение в кровосмешении. Он не хочет, чтобы она уходила из семьи, потому что с ней он, как и Бенджи, чувствует себя счастливым.
|
|
Жизнь человека – тень ходячая, актер на час, Изображающий гордыню и страданья, Рассказанная полоумным повесть – Она шумна и яростна и ничего не значит.
Часть третья 6 апреля 1928 года возвращает нас в современность. Здесь главным персонажем выступает Джейсон Комисон, брат Бенджи, Квентина и Кэдди. В серии фолкнеровских образов Джейсон – новое лицо. Он олицетворяет собой современный буржуазный порядок, пришедший на смену патриархальному прошлому американского Юга.
Последняя, четвертая часть 8 апреля 1928 года написана от лица автора. Фолкнер расширяет круг действующих лиц: главную роль играют слуги–негры, живущие в доме Компсонов, наблюдающие и комментирующие происходящие события как бы со стороны.
Гуманизм Фолкнера поднимается в этой части до больших высот. Негритянка Дилси, воспитавшая всех детей Компсонов, изображается как Человек с большой буквы, вобравший в себя лучшие человеческие качества: она справедлива, добра, человечна.Четвертая часть написана ясно, не усложнена, как первая и вторая. Но роман нужно рассматривать как единое целое, где каждая часть имеет свое назначение. Безусловно, Шум и ярость одна из сложнейших книг Фолкнера.
Общий смысл романа – распад нежного семейства.
Хотя Фолкнер использует здесь поток сознания3, Шум и ярость – произведение реалистическое. Писатель вводит вставные новеллы, авторский комментарий, пользуется этими приемами для того, чтобы создать глубокие характеры, психологически мотивировать поступки и действия персонажей, чтобы передать всю сложность жизни своих героев, те важные перемены, которые происходили на американском Юге после гражданской войны.
Вспоминая о том, как был написан Шум и ярость, Фолкнер говорил, что сначала он написал только первую часть – рассказ идиота, который ощущает предметы, но ничего понять не может.
Так же в этом романе Фолкнер использует курсив, для того, чтобы указать на переход к особенно значимым моментам из прошлого. Использование курсива само по себе может сбивать с толку, однако, более того, изменение времени повествования не всегда отмечается курсивом, а периоды прошлого, выделенные курсивом, не обязательно отмечены им, на протяжении всего периода изменения времени. Таким образом, эти переходы во времени, зачастую бывают резкими и запутывающими, а потому роман требует особенно внимательного чтения.
Основная сюжетная линия повествует об увядании одного из старейших и наиболее влиятельных семейств южной Америки – Компсонов. В течение примерно 30 лет, связанных в романе, семья сталкивается с финансовым крахом, теряет уважение в городе, а многие члены семейства трагически заканчивают свою жизнь.