«Приобщениедошкольников к истокам русской национальной культуры, традиционным культурнымценностям как основа нравственно-патриотического воспитания»
Юсупова А.А., Карповская С.В.
«Человеку никакнельзя жить без Родины,
как нельзя жить без сердца».
К. Паустовский.
Нравственно-патриотическое воспитаниеподрастающего поколения всегда имело большое значение. События, которыепроисходят в нашей стране в последнее время, заставляют нас уделить особоевнимание этой теме.
Нам воспитателям детских садовприходится работать в сложное время, чтобы совсем маленьким несмышлёнымгражданам нашей страны правильно донести и развить патриотические чувства.
Так что же это такое воспитаниепатриотических чувств и кто такой патриот?
ПАТРИОТ, а, м. [греч. patriotēs —земляк]. Человек, преданный своему народу, любящий свое отечество, готовый нажертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины, говорит нам«Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова.
Получается, в нашем случае, ребенокв окружении своих родных и близких.
Ну, конечно, мы должны согласиться с тем, вдошкольниках доступно воспитать чувство любви к своему ближайшему окружению: кмаме и к папе, к бабушкам и к дедушкам.
А это и есть начало воспитанияпатриотических основ, которое формируется в процессе целенаправленной работы, втесной взаимосвязи воспитателей с родителями.
Наше взаимодействие с родителями началосьс создания развивающей среды. Процесс познания у детей происходит в предметно –наглядной, активной форме, когда ребенок непосредственно видит, слышит, осязаетокружающий мир. Это создает у него более яркие, эмоционально – насыщенные,запоминающиеся образы. Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеятьи взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому исемье, к истории и культуре страны, созданной трудом родных и близких людей,тех, кого зовут соотечественниками.
Наша работа была определена в соответствиис темой годовой задачи образовательного учреждения «Приобщение дошкольников кистокам русской национальной культуры, традиционным культурным ценностям какоснова нравственно-патриотического воспитания»
Из года в год велась работа в этом направлении.Она была включена во все центры развивающей предметно-пространственной среды и применяласьв разных видах совместной деятельности: познавательно — исследовательской,игровой, продуктивной, трудовой, в художественно — литературном творчестве.Среда в группе организована с учетом ФГОС таким образом, чтобы дать возможностьнаиболее эффективно развивать индивидуальность, самостоятельность и инициативу,патриотические чувства каждого ребёнка с учётом его склонностей и интересов. Атакже она соответствует интересам мальчиков и девочек, периодически изменяетсяи пополняется.
Нам предстояло систематизироватьимеющийся материал. В группе был создан центр по патриотическому воспитанию «Родинамоя-Россия». На стене появился красивый яркий обучающий стенд, где центральноеместо занимают флаги: Российской Федерации и ее столицы — города Москвы, ифлаги нашей малой Родины — города Челябинска и области. Так же на стенде поместиликарту нашей страны, представителей разных национальностей, которыми богата нашавеликая Родина.
Для наполнения уголка попатриотическому воспитанию родители с детьми собственными руками создавалимакеты Кремля, храмов, деревенской избы с утварью и других. Центр наполнилсякартотекой дидактических материалов по тематике. Интерьер украшает карман,сшитый своими руками, оформленный национальным орнаментом, куда мы поместиликуклы в национальных костюмах и журналы с информацией о них.
Мы живём на Урале, а значит, мыдолжны знакомить детей с искусством уральских мастеров, с художественнойлитературой, приобщать детей к миру прекрасного. Тем самым развиватьпознавательную активность детей. Воспитывать любовь к народному творчеству,уважение к работе народных мастеров, эстетические и этические чувства.
Мы очень благодарны родителям, которые принялиактивное участие и принесли из дома скульптуры Каслинского литья, чеканки- этаистория нашей области в истории семьи, которая удивляет и радуют своимискусством.
Большое внимание мы уделили патриотическим праздникам, которые отмечаются в нашей стране, таким как: «Деньнародного единства», «День защитника Отечества» и «День Победы»
Были разработаны сценариипроведения мероприятий, с целью приобщения детей к истории России, к пониманиюзначимости патриотических праздников.
В рамках работы по воспитаниюпатриотических чувств мы провели теплый душевный вечер, посвященный ко «Днюматери». Этот праздник отмечается сравнительно недавно, в новейшей историинашей страны. Идея очень понравилась все жителям и получила всеобщее одобрение.Как может быть иначе. Ведь, для каждого человека мама – самый главный человек вжизни. Помните слова из песни:
«Мама — первое слово,
Главное слово в каждой судьбе
Мама жизнь подарила,
Мир подарила мне и тебе».
Это главная составляющаяпатриотического воспитания. Такие мероприятия и направлены на приобщение детейк общечеловеческим ценностям, любви к самому близкому и родному человеку –маме.
Уголок патриотическоговоспитания нужен для воспитания гражданственности и развития чувства любви кРодине. Правильное построение педагогического процесса позволит детям в простойи непринужденной форме получить нравственно-патриотическое воспитание в духелюбви к России.
Только постоянная и планомерная совместная работа педагоговДОУ и родителей позволит развить у дошкольников чувство патриотизма,гражданского сознания, толерантного отношения к людям других наций и народов. Аправильно организованная предметно-пространственная развивающая среда повоспитанию нравственно-патриотических чувств и ценностей в этом только поможет.
