Давным-давно в маленьком городе жили-были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели увидеть его. Но как? «Я знаю, — сказал один мудрец, — мы ощупаем его». «Хорошая идея, — сказали другие, — тогда мы будем знать, какой он — слон». Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед-назад. «Слон похож на веер!» — закричал первый мудрец. Второй мудрец потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!» — воскликнул он. «Вы оба неправы, — сказал третий, — он похож на веревку». Этот человек нащупал слоновий хвост. «Слон похож на копье», — воскликнул четвертый. «Нет, нет, — закричал пятый, — слон, как высокая стена!» Он говорил так, ощупывая бок слона. Шестой мудрец дергал слоновий хобот. «Вы все неправы, — сказал он, — слон похож на змею». –«Нет, на веревку!» «Змея!» «Стена!» «Вы ошибаетесь!» «Я прав!» Шестеро слепых кричали друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон. [25]
Предложить ответить на вопросы:
— Что лежит в основе этого конфликта?
(Это непонимание, спор, расхождение мнений… Причины, вызывающие конфликты, настолько разнообразны, что пока не поддаются строгой классификации).
В своем классическом труде “Человек играющий” известный теоретик И. Хейзинг сказал: «Конфликт — это не упразднение “обыденной” жизни, а напротив, утверждение “прозы” жизни . это не переживание удовольствия, а напротив, переживание отрицательных эмоций и т.д. Конфликт — это не игра. Конфликт — это всегда серьезно!»
Виды конфликтов – варианты конфликтного взаимодействия.
Конфликты различают:
— по способам их разрешения на антагонистические и компромиссные .
— по природе возникновения на социально-организационные и эмоциональные .
— по направленности воздействия на вертикальные и горизонтальные .
— по степени выраженности на открытые, скрытые и потенциальные .
— по количеству участников, задействованных в конфликте, на внутриличностные, межличностные и межгрупповые и др.
Негативные функции конфликта:
— эмоциональные и материальные затраты на участие в конфликте .
— представление о побежденных оппонентах как о врагах .
— ухудшение социально-психологического климата в коллективе .
— чрезмерное увлечение процессом конфликтного взаимодействия в ущерб работе .
— уменьшение степени сотрудничества между частью сотрудников после завершения конфликта .
— сложное восстановление деловых отношений (шлейф конфликта).
Позитивные функции конфликта:
— разрядка напряженности между конфликтующими сторонами .
— сплочение коллектива при противоборстве с внешним врагом .
— стимулирование к изменениям и развитию .
— снятие синдрома покорности у подчиненных .
— получение новой информации и диагностика возможностей оппонентов.
Признаки конфликта .
— наличие конфликтной ситуации (по восприятию участников) .
— неделимость объекта конфликта .
— желание участников продолжить конфликтное взаимодействие для достижения своих целей.
Конфликты бывают:
— внутриличностный (между долгом и совестью) .
— межличностный (самый распространенный . проявляется при столкновении точек зрения, характеров, убеждений) .
— между группой и личностью (групповые нормы поведения, ценности расходятся с таковыми у отдельных членов группы) .
— межгрупповой конфликт (может возникнуть между группами или частями группы).
Самооценка и внутриличностный конфликт.
Степень конфликтности личности определяет специфика ее самооценки. Неадекватные самооценки гораздо более способствуют развитию внутриличностного конфликта.
Неадекватная завышенная самооценка порождает противоречия между знаниями о реальных достижениях и ожиданиями человека. В связи с этим противоречием может сложиться подозрительный и тревожный характер, который будет наделен разной степенью агрессивности человека. Агрессивная личность всегда готова конфликтовать.
Неадекватная заниженная самооценка формирует постоянное чувство неполноценности, такой человек сильно подвержен стрессам и даже нервным и психическим расстройствам. В поведении это выражается в нерешительности и колебаниях перед какими-либо конкретными действиями.
Внутренние конфликты – это отражение в жизни взрослого человека неудачно решенных внешних конфликтов ребенка.