Приёмы формированияфункциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе
Что же такое «функциональнаяграмотность»? Функциональная грамотность – способность человека вступать вотношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться ифункционировать в ней.
Каковы критерии функциональнограмотной личности? Какими качествами должен обладать младший школьник
1. Готовность взаимодействовать сокружающим миром, уверенная адаптация.
2. Умение самостоятельно решать учебныеи житейские задачи.
3. Способность строить отношения вмалой социальной группе, в частности — в школьном классе.
4. Владение навыками рефлексии,способность посмотреть на себя со стороны, оценить свою работу.
Как же включить в осмысленную,продуктивную, мотивированную деятельность всех учащихся класса? Каксформировать «функционально грамотную личность»? Для выращивания функциональнограмотной личности ведущую роль играют не столько предметные результаты,сколько личностные и метапредметные, что полностью соответствует новомустандарту. Это залог успешной адаптации в обществе.
Особое место средиметапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа синформацией. В Федеральном государственном образовательном стандарте начальногообщего образования в качестве приоритетной цели называется «…формированиечитательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотногочитателя, способного к использованию читательской деятельности как средствасамообразования».
Базовым гуманитарнымпредметом для формирования читательской грамотности являются урокилитературного чтения, на которых можно решать не только узкопредметные задачи,но и общие для всех предметов задачи развития младшего школьника
Важной частью работыучителя по данному направлению является определение результативностидеятельности и выявление уровня читательской грамотности.
Надеюсь, что представленныймной материал вызывет интерес и будет использован на уроках литературногочтения для формирования читательской грамотности младших школьников.
За основу в работе я берутехнологию смыслового чтения, которая включает в себя три этапа работы стекстом :
I этап. Работа стекстом до чтения
II этап. Работа стекстом во время чтения
III этап. Работа стекстом после чтения
Рассмотрим несколько приёмов,используемых на уроках литературного чтения в начальной школе для формированиячитательской грамотности.
Приёмы дляформирования функциональной грамотности
I этап. Работа стекстом до чтения (предтекстовая деятельность). Она включает:
Постановку цели чтения: знакомство с текстом, его анализ; формирование навыков осознанного чтения; привитиеинтереса к чтению.
Определение характера текста:
Сплошные тексты (без визуальныхизображений
Несплошные тексты (с визуальнымиизображениями).
Просмотр заголовка текста.
Предположение о цели его написания,т.е. замысел автора.
Наиболее распространенныеприемы:
«Глоссарий»
Цель – актуализация и повторениесловаря, связанного с темой текста.
Говорю название текста, даю списокслов и предлагаю отметить те, которые могут быть связаны с текстом.
Закончив чтения текста, детивозвращаются к данным словам (это будет уже послетекстовая стратегия), смотрятна значение и употребление слов, используемых в тексте.
«Ориентирыпредвосхищения»
Цель – актуализация предшествующихзнаний и опыта, имеющих отношения к теме текста.
Предлагаются учащимся суждения. Онидолжны отметить те, с которыми согласны.
После чтения они отмечают их ещераз. Если ответ изменился, то учащиеся объясняют, почему это произошло(послетекстовая стратегия)
«Рассечениевопроса»
Цель: смысловая догадка о возможномсодержании текста на основе его заглавия. Предлагаю ученикам прочитать заглавиетекста и предположить, о чем пойдет речь в тексте ( например, ЭлеонорыКонстантиновны Киселёвой «Мальчик-Огонёк»).
«Верите ливы, что…»
Этот прием может статьнетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе стекстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности иценности информации. Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работаютдважды: до чтения текста и после знакомства с ним. Полученные результатыобсуждаются.
Верите ли вы, что сегодня мыпознакомимся с новым произведением?
Верите ли вы, что главным героембудет мальчик?
Верите ли вы, что Огонёк может бытьмальчиком?
Таким образом, основнаяцель работы с текстом до чтения — развитие такого важнейшего читательскогоумения, как антиципация, т.е. умения предполагать, предвосхищать содержаниетекста.
II этап. Работа стекстом во время чтения.
1.Первичное чтение текста.Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение(на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными ииндивидуальными возможностями учащихся.
Выявление первичного восприятия (спомощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – навыбор учителя).
2.Перечитывание текста. Медленное«вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов).Анализ текста. Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
3. Беседа по содержаниютекста. Обобщение прочитанного. Выявление скрытого смысла произведения, еслитаковой имеется. Постановка к тексту обобщающих вопросов, как учителем, так идетьми. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.
Цель: понимание текста и созданиеего читательской интерпретации (истолкования, оценки).
Во время чтения выдвигаютсягипотезы, которые опровергаются и доказываются в процессе чтения.
К приёмам текстовой деятельностиотносятся (во время чтения):
«Чтение про себя свопросами»
Цель — научить вдумчиво читатьтекст, задавая самому себе всё более усложняющиеся вопросы.
1. Чтение первого абзаца. Задаютсявопросы.
2. Чтение про себя второго абзаца.Работайте в парах. Один задаёт вопросы, другой — отвечает
3. Чтение третьего абзаца. Меняютсяролями. Задают вопросы и отвечают.
«Чтение с остановками»
Цели — управление процессомосмысления текста во время его чтения.
Чтение текста с остановками, вовремя которых задаются вопросы. Одни из них направлены на проверку понимания,другие — на прогноз содержания последующего отрывка.
«Чтение просебя с пометками»
Цель — мониторинг пониманиячитаемого текста и его критический анализ.
Данную стратегию чаще всегоиспользую для работы со сложными научными текстами. Учащиеся при чтение делаютпометки: понял, не понял, надо обсудить.
«Ключевые слова». Это наиболееважные слова в тексте.
«Восстанови текст» (развиваетлогическое мышление).
«Пирамидная история» (формируетумение создавать сюжетный текст на основе прочитанного произведения)
«Дерево предсказаний»
Использовать после первой иливторой остановки приём «чтения со стопом» при работе с сюжетными текстами. Темадолжна содержать вопрос, адресованный в будущее. Все версии аргументироватьсодержанием текста, а не домыслами.
Задание 1:
Прочитайте сказку «Мальчик-Огонёк».Докажите, что это сказка.
Жил на свете Огонёк. Хотелось емустать мальчиком. Фея превратила его в мальчугана. Но предупредила
-О чём может предупредить Феямальчика-Огонька?
— Если попадёшь в воду – погаснешь.
Как-то вышел Огонёк на берег реки.А там мальчишка тонет. Что делать? Вспомнил Огонёк слова волшебницы, вспомнил…и
— (Что сделал?)
бросился в воду
Вытащил на берег мальчишку, но сампогас. Лежат на песке чёрные угольки.
Тут солнце направило сильный луч намальчика-Огонька и зажгло его. Стал Огонёк большим Огнём с добрым сердцем
— Прочитайте то место всказке, которое заставило вас волноваться.
— Как описан этот момент? Ктозадаёт вопрос «Что делать?»
— Прочитайте выразительнопредложение с многоточием. Почему это предложение так построено?
— Почему мальчик бросился вводу?
— Определим порядок событий всказке. Для этого выполним Задание 2: обозначьте цифрами правильный порядокразвития событий в сказке.
______________________ Запрет
______________________ Появлениегероя
______________________ Испытание
______________________ Спасение,помощь
Прочитайте названия событий,происходящих в сказке.
Варианты выполнения задания:самостоятельно, в паре, под руководством учителя.
— Как вы будете работать?(Прочитаем первую часть сказки. Найдём название события, которое в этой частиописано.)
— В каком порядке развиваютсясобытия в сказке
1. Появление героя.
2. Запрет.
3. Испытание
4. Спасение, помощь.
«Мозговой штурм» позволяетактивизировать младших школьников, помочь разрешить проблему, формируетнестандартное мышление.
Так, например, предлагаю детямвспомнить пословицы, которые бы подошли к данной сказке, и записать в тетрадь.Приём работы с пословицами — Логическо – поисковое задание. В конце урока детиозвучивают свои записи и выбирают пословицу, наиболее точно отражающую главнуюмысль сказки. (Свет не без добрых людей. Добрый пример лучше ста слов. Ум даетсилу, сила дает храбрость. и т.д.
Использование этих и других приёмовпомогает:
-научить детей ориентироваться всодержании текста и понимать его целостный смысл;
-находить в тексте требуемуюинформацию
-выделять не только главную, но ивторостепенную информацию;
-читать внимательно и вдумчиво.
III этап. Работа с текстом послечтения.
Это:
Смысловая беседа по тексту.Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательскихинтерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией.Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главныхсмыслов.
2. Работа с заглавием, иллюстрациями.Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям.Соотнесение видения художника с читательским представлением.
3. Творческие задания,опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции,воображение, осмысление содержания, художественно
Цель: корректировка читательскойинтерпретации в соответствии с авторским замыслом.
Приёмы послетекстовой деятельности
«Тайм-аут»
Цель — самопроверка и оценкапонимания текста путём обсуждения его в парах и в группе.
1. Чтение первой части текста.Работа в парах.
2. Дети задают друг другу вопросыуточняющего характера. Отвечают на них. Если нет уверенности в правильностиответа, выносятся вопросы на обсуждение всей группы после завершения работы стекстом.
«Вопросы после текста»
Классификация вопросов, известнаяпод названием «Таксономия вопросов», предполагает баланс между группамивопросов к:
— фактической информации текста,изложенной вербально
— подтекстовой информации, скрытоймежду строк, в подтексте;
— концептуальной информации, частонаходящейся за пределами текста.
К этим трем группам вопросовсегодня добавляют четвертую – группу оценочных, рефлексивных вопросов,связанных с критическим анализом текста.
«Написание творческих работ»хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы. Например, детямпредлагается написать аналог сказки.
Подготовка к составлению сказки.
— Прочитайте вопросы в таблице.
Кто герой сказки? Какой он?
Что может делать?
Что не может делать?
О чём мечтал?
Кому и как помог?
Кем был спасён?
Как вы думаете, что поможет сделатьтаблица? (Сочинить сказку).
Придумай свою сказку.
Задание 3: составить небольшиесказки по заглавию «Мальчик – Снеговик», «Стеклянный человечек»,«Пластилиновый человечек», «Мальчик-Фантик», «Девочка – Хрустальная туфелька»
(Представление работ)
Примеры текстов, написанныеучащимися 2-4 классов
Стеклянный человечек.
Жило-было прозрачное стёклышко.Очень хотелось ему стать мальчиком. Услышала фея его просьбу и превратила встеклянного мальчика, но предупредила:
— Тебе нужно опасаться прыжков ипадений.
Как-то бежал стеклянный человечекпо улице и услышал детский крик. Видит: малыш залез на подоконник и хочетспрыгнуть на землю. Вскочил стеклянный человечек на подоконник и остановилмалыша. А сам не удержался и упал. Но не разбился. Его спас куст с мягкимиширокими листьями.
Теперь они с малышом друзья.
Пластилиновый человечек.
Жил-был пластилиновый шарик.Попросил он волшебницу:
— Преврати меня в мальчика доброгои весёлого.
Волшебница сказала:
— Пусть будет по-твоему. Но тебенельзя появляться на солнышке. Оно тебя расплавит.
Однажды гулял пластилиновый мальчикпо тенистому лесу. Вдруг видит: девочка заблудилась и плачет. Вокруг лес, чаща,а на небе палящее солнце. Что делать? Вспомнил он запрет, вспомнил… И отвёлдевочку домой. Но сам расплавился, потому что на дороге негде было укрыться отсолнца.
Увидела девочка, что мальчикпревратился в мягкий комочек, и слепила его снова.
«Создание диафильма» На уроках литературного чтения предлагаю ученикам иллюстрирование изучаемогопроизведения. Этот вид работы учит делить текст на смысловые части, к которымнадо нарисовать иллюстрацию. Хорошо проходит данный вид работы в группах.
«Крестики-нолики». Этотприем предполагает два вида работы:
Работа проводится в парах: одинученик «крестик», а другой «нолик». После прочтения произведения на этапезакрепления или при проверке домашнего задания ученики задают друг другувопросы. В случае правильного ответа ученик ставит в игровое полесоответствующий ему знак. Побеждает тот, кто первым выстроит полный ряд своихзнаков.
У каждого ребенка на парте лежиттаблица с номерами утверждений. Учитель читает верные и неверные утверждения ктексту. Если обучающийся согласен, он ставит в таблице «х», если не согласен –«0».
Правильно сформированныенавыки чтения – мощный инструмент дальнейшего саморазвития личности. Подобнаяработа с текстом не только растит читателя, но имеет и развивающий эффект.Формируется познавательный интерес, развивается речь, улучшается запоминаниематериала, активизируется воображение, появляется внимание к слову, умениесопоставлять факты и делать умозаключения. Технология смыслового чтенияпозволяет вырабатывать правильный тип читательской деятельности, что поможетдумающему ребенку стать думающим читателем.
При использовании на урокахлитературного чтения указанных форм и методов работы у учащихся формируютсянавыки мышления, являющимися важными составляющими понятия «читательскаяграмотность», которая является базовым навыком функциональной грамотностимладшего школьника.
Таким образом, развитиенавыков работы с текстом и информацией становится одним из приоритетныхнаправлений работы учителя в начальной школе в реалиях современных требований кобразованию. Для достижения высоких результатов в формировании читательскойграмотности у младших школьников работа в этом направлении должна вестисьцеленаправленно, системно и непрерывно.