Ленинград
Эпическое творчество казахов является неотъемлемой частью духовной культуры народа и своими корнями уходит в глубокую древность. На всем протяжении своей истории — от эпохи консолидации из разрозненных племен кочевников единой монолитной казахской народности до ее расцвета в эпоху зрелого социализма — эпос казахов пронес самые важные нравственные и эстетические ценности, выработанные в народе, отразил все крупнейшие поворотные исторические события, став поистине летописью его духовной, социальной и материальной жизни. Высочайшие образцы казахского эпоса вошли составной частью в сокровищницу мировой культуры.
Эпическая традиция казахского народа активно функционирует и в наши дни, доказывая тем самым возможность и органичность существования столь древнего наследия в рамках социалистической культуры.
Живость эпической традиции в Казахстане делает актуальной задачу рассмотрения как ее сущности, так и процессов ее функционирования и трансформации в современности. Этому и посвящена настоящая работа.
Эпос казахов, по единодушному мнению его исследователей, возник в эпоху разложения родового строя, истоки же формирования эпической традиции растворяются в глубине веков. Отдельные крупные героические сказания датируются У1 — УШ веками нашей эры. ХУ — ХУ1 века являются эпохой расцвета героического эпоса. По мнению крупнейшего исследователя русского эпоса В.Я.Проппа, эпос -в соответствии с законом общественного развития — возникает не при зарождении государства, а в эпоху разложения родового строя.
По мнению П.П.Грязнова, если еще недавно считалось, что древность героического эпоса народов нашей страны исчисляется лишь немногими веками., то за последние годы исследователи все чаще приходят к заключению о его более глубокой древности, о сложении его в период военно-демократического строя, что на наших территориях соответствует времени ранних кочевников, конкретнее -второй половине первого тысячелетия до нашей эры.
Как бы там ни было, очевидно, что, во-первых, казахский эпос складывался задолго до образования казахской народности и, во-вторых, он является частью иерархической системы высшего порядка и генетически связан с каждым из ее уровней. В самом общем плане эта иерархия такова: эпос тюркоязычных народов, эпос народов Средней Азии и Казахстана, эпос и фольклор казахов, эпос и локальные традиции казахов, сказительские школы внутри каждой эпической традиции, индивидуальные черты стиля сказителей внутри одной школы и т.д.
Изучение казахского эпоса имеет свою историю и сложившиеся, прочные традиции. Пожалуй, ни один исследователь народного творчества казахского народа не обошел внимание этот выдающийся художественный феномен. Основательно изучен наиболее распространенный сюжетный состав сказаний, произведена исходная жанровая классификация эпических произведений, изучается его поэтика, язык, история формирования и основные этапы эволюции. Детальную разработку получили проблемы историзма казахского эпоса.
Труды филологов и фольклористов, прежде всего казахстанских, могут служить богатейшим источником знаний для этномузыковеда. И Грязнов П.П. Древнейшие памятники героического эпоса народов Южной Сибири. — Археологический сборник, 1961, № 3, с. II. это не случайно: большинство исследователей народного казахского творчества являются порой не только знатоками, но и носителями эпической традиции отдельных регионов Казахстана, и это бесценно обогащает их труды. Б исследованиях филологов содержится ценнейшая для музыковеда информация о формах бытования эпоса. Подробно освещена роль эпоса в духовной культуре казахского народа. Корифеи казахской филологии М.Ауэзов, М.Габдуллин, К.Жу-малиев, Е.Исмайлов, М.Каратаев, Н.Смирнова, Л.Соболев, Т.Сыды-ков в своих трудах неоднократно обращались к проблемам генезиса казахского эпоса. Такие монументальные эпические сказания, как Кобландын, Алпамыс, Кыз-Жибек и другие, стали предметом тщательнейшего анализа с точки зрения сюжетного состава, особенностей архитектоники, драматургии. Исследованы в целом ряде работ вопросы поэтики казахского эпоса. Среди последних назовем монографию Е.Жубанова Поэтические особенности эпического языка (Алма-Ата, 1978).
Большая литература посвящена вопросам жанровой классификации казахского эпоса. Это работы А.Маргулана, С.Садырбаева (Вопросы циклизации казахского эпоса, Алма-Ата, 1965). Проблемы историзма стали основной темой исследований Н.Сильченко. Постоянным объектом исследования является проблема эпического сказителя (см. работы А.Маргулана О носителях древней поэтической культуры казахского народа, монографию Е.Турсынова Типы носителей казахского фольклора, цикл работ Е.Исмаилова об акынах и др.). Подробно рассматривается творчество отдельных выдающихся сказителей — Джамбула, йсы Байзакова, Нурхана Ахметбекова (работы М.Ауэзова, И.Эвентова, МДасенова, С.Есипова). По эпической проблематике защищен ряд кандидатских диссертаций — С.Негимова, А.Оспанова, Ж.Бектурова, Б.Абылкасимова и др. Работы Ш. Сатпаевой освещают проблемы связей казахского эпоса с эпическими традициями Востока в литературоведческом аспекте.
Особо отметим те работы, которые имели для нас наибольшее практическое значение. Это, помимо монографии Е.Турсынова, которой будет посвящен специальный раздел диссертации, — выдающаяся по научной и поэтической достоверности монография М.М.Мага-уина Кобыз и копье, исследующая истоки зарождения казахской устной литературы периода ХУ-ХУШ веков. Эта книга служила для нас образцом научного исследования эпоса, осуществленного в тесном контакте со всей историей народа на широком эстетическом поле его духовной культуры. Неоценимую помощь в нашем исследовании эпического творчества казахов оказала также монография З.Ахметова Казахское стихосложение (Алма-Ата, 1964), специальный раздел которой посвящен эпическому стиху.
В последнее десятилетие еще более повысился интерес к эпической проблематике. В Казахстане вышел ряд сборников статей, среди которых коллективная монография М.Дюйсенова, К.Сейдаханова, С.Негимова Художественные особенности творчества народных акынов и Джамбул и современное народное творчество.
Результаты научных исследований в концентрированном виде изложены в Истории казахской литературы, энциклопедиях, а также учебных пособиях, одно из которых вышло в издательстве Мектеп в 1982 году.
Итоги филологического изучения казахского эпоса и перспективы его дальнейшего исследования изложены в монографии Р.Бердыба Турекулов Н. Современный казахский фольклор: Жанрово-структурный анализ. Под общ.ред. М.К.Каратаева. Алма-Ата, 1982. ева Казахский эпос (Алма-Ата, 1982, на каз.яз.). Работа посвящена стадиальной и жанровой классификации казахского эпоса и выполнена с учетом достижений современного эпосоведения. Подводя итоги предшествующего периода в эпосоведении, автор указывает на недостаточную освещенность эпического наследия казахов, за исключением ряда героических и лирических эпосов, которые исследовались к тому же с позиций литературоведения вне учета связей с творчеством других народов.
Названная монография частично восполняет некоторые из указанных пробелов. На основании большого числа новых, впервые вводимых в научный оборот сказаний автор предлагает различать следующие четыре группы эпических жанров: архаический, героический, любовный, исторический. Отмечается недостаточная исследованность архаического эпоса. В разделе, посвященном любовному эпосу, автор кратко излагает сюжет 26 не известных ранее науке лирико-эпических повествований на восточные и местные (региональные) темы. Последовательно прослеживается эволюция эпического фонда казахского народного творчества и его поэтического языка. Привлекаются параллели из эпоса якутов, бурят, киргизов, узбеков и других родственных казахам народов.