Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Любовь – это не обязательно дети, но дети – это обязательно любовь…..
«Проблема психологической готовности в замещающих и опекунских семьях»педагог-психолог
МКОУ «Школа-интернат»
Верхотурова А.О. -
2 слайд
Жестокая статистика
Согласно исследованию, в 2021 году в России насчитывалось порядка 493 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (это почти в полтора раза меньше, чем в 2014 году).
В 2021 году большинство детей с опытом сиротства были приняты в приемные семьи — больше 45 тысяч человек были усыновлены или попали под опеку. Еще почти 35,3 тысячи детей проживали в сиротских учреждениях. -
3 слайд
В 2021 году из всех семей, которые хотели взять приемного ребенка, только 34% сделали это.
Один из важных моментов: что запросы кандидатов в приемные родители не совпадают с реальным портретом социального сиротства России. Семьи охотнее забирают детей без серьезных заболеваний, полных сирот и малышей до года. В реальности же в сиротских учреждениях в основном находятся дети с тяжелыми нарушениями здоровья, сиблинги и подростки. В федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, 59% детей — сиблинги, 66% — 12 лет и старше, 60% имеют 3, 4 или 5 группу здоровья, то есть страдают хроническими заболеваниями разной степени тяжести. -
4 слайд
В 2021 году больше 5 тысяч детей имели опыт вторичного сиротства, то есть вернулись в сиротское учреждение из новой семьи. Это происходило как по инициативе семьи, принявшей ребенка, так и в результате изъятия — если семья не выполняла надлежащим образом свои обязанности или жестоко обращалась с ребенком.
Так, в прошлом году 60% возвратов случились по инициативе приемных семей, 15,5% по инициативе органов опеки, 11,4 из-за невыполнения обязательств приемными родителями и еще 4,3% из-за заболевания ребенка.
С годами количество возвратов детей увеличивается. В 2021 году на 100 решений о передаче ребенка в семью приходилось 7 отмен, а в 2014 году — 5 отмен на 100 решений о передаче. -
5 слайд
Опекунская семья-
это семья, в которой ребенок взят под опеку или попечительство. Опека или попечительство устанавливается над детьми, оставшимися без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.
Опека устанавливается над детьми до 14 лет, попечительство над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет. -
6 слайд
Замещающая семья
— это форма семейного устройства детей вне кровной семьи. Специалисты называют замещающей любую семью, которая взяла на воспитание ребёнка из сиротского учреждения, вне зависимости от формы устройства: усыновление, опека, приемная или патронатная семья. -
7 слайд
ПОЧЕМУ ДЕТИ УСЫНОВЛЕННЫЕ И ДЕТИ НАХОДЯЩИЕСЯ ПОД ОПЕКОЙ ЗАНИМАЮТ ОПРЕДЕЛЕННОЕ МЕСТО В СТАТИСТИКе ДЕТЕЙ С АДИКЦИЯМИ И ДИВИАЦИЯМИ?
-
8 слайд
Любовь безусловная
Безусловная любовь означает любить кого-то или что-то без каких-либо условий. Иными словами, неважно, что другой человек говорит, делает, чувствует, думает или во что верит, мы все равно любим его, безусловно. Безусловная любовь также может быть применена к другим существам, таким как животные. Но, пожалуй, самое главное, что безусловная любовь может быть применена непосредственно к самим себе. -
9 слайд
Любовь условная
Условная любовь – это полная противоположность безусловной любви. В самом деле, условная любовь не «любовь» в прямом смысле этого слова, потому что исходит из эго, а не от сердца.
В отличие от безусловной любви, которая дается свободно, условную любовь надо «заслужить». Когда эта ложная форма любви заслужена, только тогда дается любовь, уважение и доброта. -
10 слайд
Причины усыновления и иных форм замещения родителей
Желание помочь
Невозможность иметь собственных детей
Гибель родного ребенка
Гибель родителей, потенциальные опекуны кровные родственники
Отказ женщины от беременности(в целях сохранения фигуры и т.п)
Страх одиночества и т.п. -
11 слайд
Все эти причины влекут за собой проблемы во взаимодействии между «родителем» и ребенком…
-
12 слайд
Основные потребности гармоничного развития ребенка
Безопасность.
Здоровье.
Образование.
Познавательное развитие.
Привязанность.
Эмоциональное развитие.
Социальная адаптация (усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей).
Стабильные отношения в семье.
Навыки самообслуживания (санитарно-гигиенические и бытовые навыки). -
13 слайд
пирамиды потребностей Абрахама Маслоу.
-
14 слайд
В опекунских и замещающих семьях родители(усыновители/опекуны) прежде всего заинтересованы в удовлетворении собственных нужд и потребностей, крайне редко кто-то думает о ребёнке и его интересах.
Различные мотивы установления опеки или усыновления несут разной этиологии трудности, но как правила сами «родители» не признают этого и пытаются выставить виноватым ребёнка. Чтобы этого не произошло, в самом начале необходимо тщательно проанализировать свои чувственные порывы и постараться избавиться от иллюзий. Попробуем разобраться в конструктивных и деструктивных мотивах приемного родительства. -
15 слайд
Альтруистическая мотивация
«Хочу защитить ребенка», «хочу помочь детям и создать благоприятные условия для их развития», «посмотрела передачу о детском доме, жалею малышей, хочу спасти», — приемный родитель с такими мыслями фокусом своих усилий делает благополучие и интересы ребенка, а не удовлетворение собственных интересов и потребностей. Альтруистические мотивы делятся на два типа: мотив морального долга и мотив сочувствия.
Ведущее чувство у кандидатов с такой мотивацией — чувство ответственности за приемного ребенка перед собой и другими людьми. Когда они реализуют свой мотив, то испытывают позитивные чувства: моральное удовлетворение, самоуважение, гордость, повышение самооценки. -
16 слайд
Те, для кого основной — мотив сочувствия, мысленно ставят себя на место ребенка, сопереживают ему.
«С такой мотивацией есть опасность из самых благих намерений построить отношения, в которых ребенку неосознанно навязывается роль потребителя. Очевидно, что при такой потворствующей гиперопеке ребенок выучится только брать, ничего не отдавая взамен».
Так как каждому ребенку из ЦССВ требуется та или иная помощь, возможно, потенциальным приемным родителям стоит для начала попробовать себя в роли волонтера или заняться благотворительной деятельностью, поскольку усыновление ребенка — серьезный шаг, а помощь сиротам в любом случае не будет иметь негативных последствий. -
17 слайд
Прагматическая мотивация
«У меня двое детей. Я в декретном отпуске. Хочу помочь ребенку-сироте и улучшить свое материальное положение». «Мои родные дети выросли и разъехались. Мне одиноко. Хочу, чтобы вместе со мной жил ребенок». «Хочу доказать, что несмотря на мой возраст, у меня еще много сил, и я способна воспитать ребенка». Те, кто рассуждают так, приемное родительство рассматривают исключительно с точки зрения его полезности и эффективности в реализации своих конкретных целей. В этом случае людьми в первую очередь движет забота о личных интересах (материальная выгода, избегание одинокой старости, возможность услышать овации в свой адрес), а не интересы ребенка. -
18 слайд
«Когда такой мотив — основной, приемный ребенок может не дополучать элементарного ухода, подчеркивается его особое положение в семье, преувеличивается значение допущенных ребенком ошибок и так далее. Прагматичный человек может оказывать поддержку и заботу, не отдавая себе отчет в том, что оказывает их в надежде получить аналогичную ответную реакцию».
-
19 слайд
Нормативная мотивация
«Я вырос в многодетной семье. Это нормально, когда в семье воспитываются пятеро детей. К сожалению, у нас только один ребенок. Хотим усыновить еще троих»
«У нас с женой нет детей. А в каждой семье должны быть дети».
Это — примеры рассуждений будущих приемных родителей с нормативной мотивацией.
Для такого человека семья представляется как социальный институт, где каждый выполняет свою роль, соответствующую определенным нормам или идеалам. -
20 слайд
Каждая семья проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в жизненный цикл семьи. Поскольку основная функция семьи —рождение и воспитание детей, то на определенном этапе человек считает важным появление ребенка. Бездетные супруги могут испытывать чувство ущербности и неполноценности. Желание иметь ребенка и «быть как все» становится смыслом их существования.
-
21 слайд
«Приемный родитель подчеркивает важность ролевых отношений в семье, когда семейная роль — один из видов социальных ролей человека в обществе. Однако, кандидаты в приемные родители не учитывают, что у приемного ребенка может быть не сформирован образ родителя или образ себя как ребенка, что может привести к конфликту».
У приемных родителей с таким мотивом активно выражено стремление отвечать установленным в обществе социальным нормам и правилам: иметь семью, детей. Дети в данном случае выступают как элемент определенного социального статуса, престижа. -
22 слайд
Часто в таких семьях у родителей повышена моральная ответственность, приемных детей заставляют выполнять чрезмерные учебные нагрузки. Родители могут перегружать своих детей дополнительными занятиями, не учитывая особенности их развития, что отрицательно будет сказываться на взаимоотношениях с детьми. Поэтому в таких семьях с трудом формируется психологическая близость между приемными родителями и детьми.
-
23 слайд
Кризисная мотивация
«Мы расстались с мужем, и теперь я осталась совсем одна!». «Мой муж постоянно упрекает меня в том, что у нас нет совместных детей».
«Дети выросли и уехали. Вдвоем с супругом нам стало скучно и неуютно в нашем большом доме». «Мы потеряли ребенка! У нас горе… Мы потеряли смысл жизни». -
24 слайд
У кандидатов в приемные родители с кризисной мотивацией на первый план выступают супружеские отношения, происходит обострение нерешенных проблем в браке. В таком случае ребенок выступает в первую очередь как средство разрешения конфликтов. Но часто он становится еще одним поводом для конфликта, а не для сплочения супругов.
Факторы риска в этих ситуациях — чрезмерность и неадекватность ожиданий в отношении качеств ребенка (чуткости, доброты, заботливости и так далее). Нерешенная психологическая проблема самого приемного родителя может стать причиной конфликтных взаимоотношений с ребенком. -
25 слайд
В случае потери родного ребенка приемные родители как можно скорее хотят восполнить пустоту. Часто они стремятся найти приемного ребенка, максимально похожего на кровного. Постоянный возврат к прошлому и сравнение потерянного и приемного ребенка, даже на бессознательном уровне, часто приводит к неприятию и отвержению приемного ребенка. Родителям тяжело принять тот факт, что приемный ребенок — это отдельная личность со своими интересами, возможностями и жизненными задачами.
-
26 слайд
Чему учится ребенок?
(продолжи предложение)
1.Если ребенка постоянно критиковать,…….
2.Если ребенок растет во враждебности,……
3.Если ребенок окружен жалостью,……
4.Если ребенок растет среди насмешек,……
5.Если ребенка постоянно сравнивать с другими, …..
6.Если ребенок растет с чувством стыда,……. -
27 слайд
На основании полученных предложений мы видим, что если относительно ребенка используются определенные методы «воспитания», то у него развиваются те или иные личностные качества, которые непосредственным образом влияют на формирование отклоняющегося поведения, данный факт так же непосредственно и неосознанно отслеживается в замещающих или опекунских семьях(в зависимости от мотивации).
В рамках проведения скринингово тестирования для детей с легкими интеллектуальными нарушениями и легким нарушением понятийного компонента в течении двух лет применялись следующие методики: -
28 слайд
Опросник семейной социализации для подростков
Методика диагностики социально-психологической адаптации Роджерса-Даймонда
Методика измерения самооценки подростков Дембо-Рубинштейн
Опросник Диагностика уровня морально-этической ответственности личности И.Г. Тимощук.
Методика «Потребности достижения цели»*все описанные методики взяты с программных дисков студии «ВиЭЛь»
-
29 слайд
https://dszn.ru/press-center/news/4690
https://www.kp.ru/daily/27148.5/4243877/Благодарю за внимание!