X-PDF

Проек Золотая Хохлома

Поделиться статьей

3

 

Проект на тему «Золотаяхохлома»

         Паспорт проекта.

1.​ Название проекта: Золотая хохлома

2.​ Руководитель проекта: Белоусова ОксанаРинатовна

3.​ Учебный предмет, в рамках которого проводится работа попроекту: изобразительноеискусство.

4.​ Учебные дисциплины, близкие к теме проекта: трудовое обучение, окружающий мир.

6.​ Возраст учащихся, на который рассчитан проект: 9-10 лет

7.​ Тип проекта: учебно- исследовательский

8.​ Цели проекта:

— познакомиться с возникновением народного промысла,

 — современное использование Хохломы

 9​. Задачи проекта.

— выяснить,нужна ли сегодня Хохлома?

— познакомитсяс определение узора и орнамента.

— выполнитьрисунок в стиле Хохламы

10. Вопросыпроекта.

1)Введение

2)Основная часть:

·        Где зародилась Хохлома;

·        Легенды о хохломе, первые мастера:

·        Сколько лет «золотой» посуде;

·        Как изготавливают предметы народного промысла;

·        Узоры и орнамент хохломы;

·        Благодаря каким свойствам Хохлома остаётся любимой и в настоящеевремя

11.​ Необходимоеоборудование: посуда расписанная в стиле Хохламы,  мультимедийныйпроектор,  краски, альбом

12.​ Актуальностьпроекта.

     Проект имеет особую значимость, так каксейчас идёт возрождение народных промыслов. Мы хотели узнать, готовы лиучащиеся 3-4 классов освоить элементы росписи Хохломы, и использовать этинавыки в повседневной жизни.

13.​ Этапыработы над проектом.

·        Определение темы работы над проектом

·         Выявление её актуальности.

·        Сбор и систематизация материалов в соответствии с темой.

·        Исследование. Анализ полученных знаний, подведение итогов,оформление результата.

·        Представление проекта

Хохлома ты моя золотая,

Твой характер цветист без прикрас,

Над Россией жар-птицей взлетая,

Ты волнуешь придирчивый взгляд.

Чтоб светлели суровые лица,

Украшай вдохновенно дома,

Чудодействуй в веках, мастерица,

Золотая моя Хохлома!

  П. Синяковский

 

I.    Введение.

   ХОХЛОМСКАЯ РОСПИСЬ — ЗНАМЕНИТЫЙ НАРОДНЫЙ ПРОМЫСЕЛ

         Хохлома -старинный русский народный промысел, зародившийся на территории нынешнейНижегородской области. Никогда не прекращая своего существования, сегодняхохломская роспись переживает новый виток популярности. Вновь сталивостребованы изделия, украшенные узорами в золотых тонах, замысловатой формы,напоминающей ягоды и травы. Для Нижегородского края хохлома стала «визитнойкарточкой». Теперь во всей стране не найдется дома, где не было бы деревянныхложек и мисок, расписанных в этом стиле.

Экспозиция

 

II.  Основнаячасть.

1. Где зародилась Хохлома.

        Нас  заинтересовал вопрос: Откуда возникла традиция росписи? Хохломскойпромысел был основан в  Заволжье, на территории Нижегородскойобласти. Жители селений Новопокровское, Виноградово, Мокушино, Большиеи Малые Хрящи, Семино, Кулигино, Скородумово, Воротнево, Шабашево, Медвежково,Рассадино, Скоробогатово и других, расположенных по берегам реки Узолы, испоконвеков занимались окраской деревянной точеной посуды. Деревянная посуда былаочень доступной, простой в использовании и удобной.

2. Легендыо Хохломе

    Ещесовсем недавно в сёлах Нижегородской области можно было услышать легенду о том,как пришла на волжскую землю «хохлома» и где она взяла свои огненные краски.

         Рассказывают, жил в давниевремена в Москве мастер-иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедронаграждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но больше всего любил он вольнуюжизнь, поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухиекерженские леса.

         Срубил он себе избу и сталзаниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы роднымвсем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нём красота родной земли.Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкимиветочками.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.52%
НЕТ
41.48%
Проголосовало: 986

      Слава о великоммастере разнеслась по всей земле. Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоватьсяна его мастерство. Многие рубили здесь избы и селились рядом. Наконец, дошласлава мастера и до грозного государя, и повелел он отряду стрельцов найтибеглеца и привести. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узналмастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. Аутром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит яркимпламенем изба чудо-художника. Сгорела изба, а самого мастера, как ни искали, нигдене нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя ижар пламени, и чернь пепелища.

      Исчез мастер, но неисчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски,напоминая всем о счастье свободы, о жаре любви к людям и о жажде красоты.Видно, не простой была кисть мастера – кисть из солнечных лучей.

   

  3. Сколько лет «золотой» посуде?

         Русский народный промыселсчитается легендарным не только в Русской культуре, но и во всё мире и существуетон более трёхсот лет. Нам захотелось самим создать какое – либо изделие сросписью Хохлома. Конечно же, для этого надо знать технологию производства. Мыизучали её вместе с педагогом.

4.  Какотличить хохломскую роспись

         Любой старинный народныйпромысел обладает узнаваемыми признаками, которые столетиями сохраняются всреде мастеров. Не исключение — и хохлома. Особенности её легко отличимые дажедля неискушенного взгляда:

o    яркость, насыщенность цветов;

o    особая цветовая гамма с преобладанием черного и красного (дляфона), а также золотого (для рисунка), реже и не во всех видах используетсязеленый, коричневый, черный, белый;

o    множество мелких деталей, выполнение которых требует от художникапоистине виртуозного владения кистью;

o    роспись исключительно по деревянными поверхностям;

o    закругленные линии, не вписывающиеся в строгие геометрическиефигуры.

5.Технологияросписи

         Детали созданияпредметов быта и их украшения росписью, разработанные мастерами, бережносохранялись и передавались от учителя к ученику. Секреты не утрачены и по сейдень. Создание посуды, ложек и других предметов начинается с изготовлениязаготовок из древесины липы. «Бить баклуши» – так называлось это в народе.

         Выражение превратилось в речевой оборот, обозначающийбезделье. Но «бить баклуши» непросто! Деревянный брусок обрабатывают резцами,определяя форму будущую изделия.

         Почему же «битьбаклуши» стало означать «ничего не делать»? Вероятно, эта операция казаласьумельцам слишком простой в сравнении с последующей росписью, включающимнесколько этапов:

o   грунтовка;

o   масляное покрытие;

o   лужение;

o   собственно нанесение узоров.

         Для грунтовкиприменяют глину, как правило, мелкозернистую красную, которую разводят донужной густоты и добавляют в раствор мел в количестве 25-50% (такое красящеевещество называется вапой). Загрунтованная заготовка сохнет семь часов, преждечем переходят к следующему этапу.

         Покрытиеиз льняного масла или олифы накладывают в несколько слоев, просушивая каждый изних несколько часов. Процедура повторяется три-четыре раза, на это уходит неменьше суток в общей сложности.       Благодаря олифе получается такойнарядный, праздничный вид. Способствует этому и следующий этап предварительнойобработки – лужение алюминиевым порошком. Его аккуратно втирают в дерево припомощи кожаного тампона, так у изделий хохломы возникает эффект зеркальнойблестящей поверхности.

         Затеммастер приступает к нанесению рисунка. Рисунок наносится на фон тонкимикистями, позволяющими делать очень аккуратные мазки. Это искусство, которое непрощает ошибок, достаточно одного неверного движения, чтобы безнадежноиспортить заготовку.

         Завершенную работу оставляют дляподсыхания красок на несколько часов, затем покрывают лаком. Готовый предметзакаляют в печи при температуре 160 градусов. Благодаря этой процедуревозникает блестящая пленка, делающая орнамент особенно ярким.

6.Какиеузоры существуют

         Роспись под хохлому – процесс творческий, в орнаментераскрывается индивидуальность творца. И все же многообразие русского народногопромысла мастерами принято разделять на два основных типа: фоновый и верховой.

Фоновая роспись предполагает, что сначала наповерхности делается черный или красный фон, а затем наносится рисунок золотогоцвета. Эта традиция также имеет два направления: роспись Кудрина и «под фон».

         В первом случае в орнаменте подчеркиваются контурныелинии, а композицию составляют из стилизованных изображений плодов и цветов,окруженных причудливыми завитками.

Золотой орнамент по черному или красному цвету характерен и длядругого типа, «под фон». Эта техника более сложна, и к ее освоению художникиприступают уже после того, как научатся другим способам:

o   аккуратными мазками обозначают контуры;

o   закрашивают свободное пространство;

o   поверх его тонкой кистью выполняют «приписку», так называетсямелкий орнамент.

Изделия, расписанные «под фон», ценятся особенно высоко ивстречаются реже, ведь не каждый художник владеет столь сложной техникой.

         Более распространена посуда, шкатулки, украшения и дажедетская мебель с верховой росписью. Для этого типахарактерен ажурный орнамент, создаваемый очень пластичными, мягкими мазками собязательным лужением поверхности дерева. В пределах этой техники выделяют тривида рисунка:

— «травный»;

— «под листок»

— «пряник».

«Травный» действительно напоминает завитки травы, в причудливыхизгибах которых виднеются ягоды и колоски. Этот тип считается классическим.Хохлома «под листок» иначе называется «под ягодку». Мазки более широки, аглавным мотивом становятся ягоды: рябина, крыжовник, земляника, смородина. Ихокружают цветы: колокольчики, ромашки, а также листья. Все эти элементы словнонанизываются на изящно изгибающийся стебелек. Эта разновидность росписипредполагает большую свободу в выборе красок. Наряду с традиционными дляхохломы красным, золотым и черным, мастера включают в рисунок коричневые,белые, зеленые элементы.

Самый простой, но очень красивый прием называется «пряником». Узорвыстраивается в виде ромба, круга или другой геометрической формы. Особенностьэтого вида хохломы — стилизованное изображение золотого солнца, расположенногов центре композиции.

         Варианты рисунка безошибочно различают знатоки иценители. Фоновая хохлома ценится выше, чем верховая, однакохохлома поражает красочностью и искусством мастеров во всех своих вариациях.

https://data23.gallery.ru/albums/gallery/172345-d1549-68822407-m750x740-u6eb91.jpg 

 

ПоIV.  Заключение.В заключении мы спросили себя:«Что нового мы узнали о Хохломе?», «Для чего нужна моя работа?». Главное, мыглубже познакомились с русским прикладным искусством, нам стали ближе и дорожетрадиции нашего народа и страны. Мы испытываем чувство гордости, потому чтоименно в России создана такая милая сердцу Хохлома.

       Традицииэтого искусства живы и находят своё применение в современном мире: с любовьюмастера расписывают хохломской росписью предметы быта, машины, мебель. И неттакого человека, который бы остался равнодушным к русской сказке!

 

Работыучащихся в стиле Хохламы

Золотая Декоративное

Рисование Рисование

Заключение

Детей очень увлекла работа над даннымпроектом, и я намерена продолжить исследование совместно с учениками в областиХохломской росписи.

Списокиспользованных информационных ресурсов:

1.     ВасиленкоВ.М. Искусство Хохломы. /В.М. Василенко – М.:Искусство, 2009.

2.     ЕмельяноваТ.И. Золотая Хохлома. Альбом./ Т.И. Емельянова – М. Интербук – бизнес, 2010.

3.     ЖегаловаС.К. Русская народная живопись/С.К. Жегалова.- М.: Прикладное искусство, 2008.

4.     Хохломскаяроспись, Орлова Л.В., рабочая тетрадь по основам народного искусства.

5.     Ресурсыинтернета.

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.52%
НЕТ
41.48%
Проголосовало: 986

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет