Критерииэффективности проекта
1.Будут преодолены стрессовые состояния у детей раннеговозраста в период адаптации к детскому саду
2.Будет организована работа по развитию навыков взаимодействия детей друг сдругом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка.
3.Будет организована работа по развитию игровых навыков, произвольного поведения.
4.Будет организована работа по формированию активной позиции родителей поотношению к процессу адаптации детей; повышению коммуникабельности междуродителями.
5.Повысится профессиональная компетентность педагогов по вопросам адаптации детейк детскому саду.
Аннотация
Современныеродители, безусловно, более образованы и активны в отношении собственных детей:отсюда и секции, кружки, группы раннего развития, центры творчества иобогащения. Но не всегда даже педагогически грамотные родители знают, какподготовить своего ребенка к посещению дошкольного учреждения и самим бытьготовыми к этому.
Внастоящее время исследования убедительно показывают, что осознанное вовлечениеродителей в жизнедеятельность ДОУ и установление партнерских отношений ссемьями воспитанников, повышение компетентности педагогов и родителей повопросам адаптации, воспитания и развития детей, снижение уровня заболеваемостиу детей в адаптационный период. Активное участие родителей в проектнойтворческой деятельности детей и родителей, формирование у воспитанниковположительных ассоциаций, связанных с ДОУ, уход от практики дистанцированиясемьи от детского сада позволяют значительно облегчить адаптацию детей кдошкольному учреждению.
Итак,необходимым условием для эффективного руководства процессом привыкания кдетскому учреждению и сохранению здоровья ребенка в адаптационный периодявляется продуманная система педагогических воздействий, в которых главноеместо занимает организация деятельности ребенка, отвечающая потребностям,которые определяют его поведение.
Воздействие внутренней среды к вопросу адаптации к детскому саду
Внашем детском саду много внимания уделяется именно здоровью ребенка. Ведь, ксожалению, ни для кого не секрет, что первое время ребенок начинает болеть,иммунитет снижается. И связано это не только с тем, что его окружениестановится многообразнее, но и с тем, что первое время ребенок испытываетдискомфорт и стресс от происходящего. Поэтому медицинская поддержка ему простонеобходима.
В детском саду для комплексного оздоровления детей оборудованфизкультурно-музыкальный зал для развития и оздоровления воспитанников детскогосада.
Механизм реализации проекта
Изучивсборник научно-популярных статей для родителей и педагогов «Адаптация кдетскому саду», я разработала систему мероприятий по предупреждениюдезадаптации детей при приеме в ДОУ. Считаю, что реализацию проекта можноусловно разделить на несколько этапов:
План образовательной работы с детьми и родителями
Мониторинг проекта
Припроведении мониторинга проекта был проведен анализ листов адаптации, изкоторого можно сделать вывод о том, что легкая степень адаптации у 17 детей,средняя степень тяжести у 2 детей, тяжелая степень адаптации у 1 ребенка.
Перспективы деятельности к завершению проекта
Накопленныйнами интересный опыт по творческому проекту «Идем в детский сад» будетиспользоваться и в дальнейшей работе. В наших дальнейших планахпредусматривается приобретение оборудования для игр с водой «Водный мир»,«Поймай уточку», а также комплект деревянных игрушек-забав.
Проект по адаптации детей младшегодошкольного возраста «Давайте познакомимся»
Актуальность
Во времяадаптации к условиям детского сада у ребенка происходит серьезная перестройкавсех его представлений и отношений с окружающими людьми, ломка привычных формжизни.
Эта резкая сменаусловий может сопровождаться тяжелыми переживаниями, снижением речевой иигровой активности, потерей части приобретенных ранее навыков. В некоторыхслучаях отмечается задержка нервно-психического и физического развития.
Поэтомусохранение здоровья детей в период адаптации к детскому саду является одной изпервостепенных задач перед ДОУ и родителями. Именно мы, вместе, должны такорганизовать жизнь ребенка в группе, чтобы малыш наиболее адекватно, почтибезболезненно приспосабливался к новым условиям жизни.
С поступлениемребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходят множество изменений:
— строгий режимдня;
— отсутствиеродителей в течение 9 и более часов;
— новыетребования к поведению;
— постоянныйконтакт со сверстниками;
— новоепомещение, таящее в себе много неизвестного, а значит и опасного;
— другой стильобщения.
Все эти измененияобрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него СТРЕССОВУЮ СИТУАЦИЮ,которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям,таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни и т. д.
Ребенок долженприспосабливаться к новым условиям, АДАПТИРОВАТЬСЯ.
Общая задача нас,воспитателей и родителей, — помочь ребенку по возможности безболезненно войти вжизнь детского сада.
ДЛЯ ЭТОГОНЕОБХОДИМЫ:
— знаниевозрастных и индивидуальных особенностей, возможностей детей;
-подготовительная работа в семье;
— выработкаединых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома ив детском саду.
Основныенаправления проекта:
— Знакомство иуспешная адаптация к детскому саду коллектива детей и их родителей.
— Вовлечениеродителей в совместную с детьми и педагогами творческую деятельность.
— Формированиенавыков общения ребенка со сверстниками и взрослыми.
Ожидаемыерезультаты реализации проекта:
— безболезненнаяадаптация ребенка к ДОУ, сохранение чувства защищенности и доверия, сокращениесрока адаптации к условиям ДОУ;
— позитивноеразвитие отношений в детском коллективе;
— повышениекомпетентности педагогов и родителей по вопросам адаптации, воспитания иразвития детей;
— снижение уровнязаболеваемости у детей в адаптационный период;
— вовлечениеродителей в жизнедеятельность ДОУ и установление партнерских отношений ссемьями воспитанников;
Модель комфортнойадаптации детей младшего дошкольного возраста:
— знакомство сродителями и ребенком (определяются навыки, которые помогут ребенку легчеадаптироваться, его индивидуальные особенности):
— установлениеконтакта с ребенком через родителя. Ребенок привыкает к новому помещению инезнакомым взрослым;
— ребенок сродителями постепенно входит в группу детского сада. Адаптация на этом этапевключает в себя 7 шагов:
-приход ребенкавместе с родителями только на прогулку;
— приход ребенкавместе с родителями в группу во время свободной игровой деятельности;
— ребенокостается без родителей на 1-2 часа во время прогулки, либо во время свободнойигровой деятельности;
— ребенокзавтракает в присутствии родителей и остается на 2-3 часа (без родителей):
— ребенокостается без родителей с завтрака до обеда;
— ребенокостается на сон, но сразу после сна его забирают родители;
— ребенокостается на целый день. На данном этапе ребенка постепенно приучаем к режимныммоментам детского сада. Этот этап – самый важный, для облегчения адаптациидобиваемся, чтобы родители и дома поддерживали такой же режим, как и в детскомсаду.
— ребеноквключается в непосредственно образовательную деятельность в группе.
План мероприятий реализации проекта с детьми
месяцы 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
сентябрь — игры: «Ласковое имя», «Ладонь на ладонь»
-сказкотерапия
«Ялюблю сказки»
— беседа о группе
«Вместевесело шагать»
— телесная терапия.
«Обнимименя» — пальчиковая ига «Сороконожка»
«Мыльныепузыри»
— музыкатерапия
«Воткак мы умеем»
— телесная терапия «Обними меня»
— пальчиковые игры «Семья»
— сказкатерапия
«Ялюблю сказки»
-театрализованные игры «Колобок»
— телесная терапия «Обними меня» — пальчиковая игра «Пальчик, мальчик»
«Музыканты»
— упражнения на дыхание
«Греемручки»
— телесная терапия «Обними меня»
октябрь — театрализован игры «Веселый петрушка»
— сказка терапия
«Почитаймне сказку»
— упражнения на дыхание
«Рубимдрова»
-телесная терапия.
«Обнимименя» — пальчиковые игры «У меня игрушки есть» «Сомни платочек»«Чебурашка»
-музыкатерапия
— телесная терапия «Обними меня» — игры
«Матрешка» «Котята»
— сказка терапия
«Почитаймне сказку»
— телесная терапия «Обними меня» — пальчиковая игры
«Дружнаясемейка» «Собери пирамидку»
— Музыка терапия
«Чебурашка»
— телесная терапия «Обними меня»
ноябрь -пальчиковая игра «Наши пальчики устали»
— сказка терапия
«Ялюблю сказки»
— рисуем пальцем «Дождик»
— телесная терапия «Обними меня» — рисуем пальцем «Котенок»
— игры с водой «Переливание»
— музыка терапия «Антошка»
— телесная терапия «Обними меня» — игры
«Непослушныемышата» «Солнце и дождик»
— сказка терапия
«Почитаймне сказку»
— телесная терапия «Обними меня» — пальчиковый игры «Зайка серенький сидит.»«Пальчики» пальчиковая игра
— музыкатерапия «Антошка»
— телесная терапия «Обними меня»
декабрь — пальчиковая игра «Зайки, зайки – молодцы»
— игра с водой. «Мельница»
— музыкатерапия
«Влесу родилась ёлочка» — сказкатерапия.
Р. Н. С. «Колобок» — упражнения на дыхания
«Кашакипит»
— игры «Поиграем в кубики», «Мячик»
— сказка терапия «Курочка ряба» — пальчиковые игры «Веер» «Полянка настроения»
— музыкатерапия
«Влесу родилась елочка»
— сказкатерапия
«Заюшкинаизбушка» — упражнение надыхание «Часики идут»
— пальчиковые игры «Колючий ёж», «Идет Коза рогатая»
-театрализация
«Репка»
январь — игра «Носик»
— игра с водой «Паровозик»
— сказка терапия
«Почитаймне сказку» — пальчиковая игра
«Сорока– белобока»
— игра на дыхание «Лёгкое пёрышко»
— сказка терапия
«Я люблю сказку
— упражнение на дыхание.
«Веселыйпаровозик в пути»
-игра с водой «Наливаем, выливаем»
— сказка терапия
«Почитаймне сказку» — пальчиковая игра «Раз, два, три.»
— игра на дыхание «Носик»
-сказкатерапия. «Я люблю сказку»
февраль — подвижная игра
«Зайка»
— игра на дыхание «Носик»
— рисуем пальцами «Снег»
— Игры со строительным материалом -подвижная игра «Мячики»
— пальчиковая игра «Ладушки, ладушки»
— игры со строительным материалом.
— чтение художественной литературы
А. Барто «Игрушки» — подвижная игра «Зайка»
— пальчиковая игра «Мы играем на рояле»
— игры с конструктором «Лего»
— сказкатерапия. «Почитай мне сказку» — игра «Собери картинку из четырех частей».
— упражнение на дыхание.
«Звонкийпетушок»
— игры с конструктором «Лего»
— чтение художественной литературы
А. Барто «Игрушки»
март -игра на дыхание «Лёгкое пёрышко»
игра с водой.
— «Наливаем, переливаем
— упражнение на дыхание. «Раздуваем костер»
— сказкатерапия. «Почитай мне сказку» — пальчиковая игра. «Сомни платочек»
— игры «Чудесный мешочек»,игры с камушками.
— сказкатерапия
«Ялюблю сказку» — игра
«Кукольныйтеатр»
— игра с водой «Кораблик»
— пальчиковая игра «Ладушки, ладушки»
— сказка терапия. «Почитай мне сказку» — пальчиковая игра «Коза»
— упражнения на дыхание.
«Часикиидут»
— игра
«Чудесныймешочек»
— сказка терапия. «Я люблю сказку»
апрель -пальчиковая игра «Дружная семейка»
-театрализованная деятельность
«Кукольныйтеатр»
-игры «Мячики»
— сказка терапия.
«Почитаймне сказку» -Игры с ракушкамив уголке экспериментирования
-Игры на дыхание «Рубим дрова»
игры со строительным материалом.
-сказка терапия.
«Ялюблю сказку» -Игры «Собери картинку из четырех частей»
-Игры с конструктором «Лего»
-пальчиковая игра. «Пальчики» -сказка терапия. «Почитай мне сказку» -Игра
«Колючийёж».
— «Кукольный театр» самостоятельная игра с деревяннымтеатром.
— игры с водой.
«Плывет,тонет»
-сказка терапия. «Я люблю сказку»
май -Игра «Собери пирамидку»
— упражнение на дыхания.
«Веселыйпаровозик в пути»
— Игра в уголке экспериментирования
— сказка терапия. «Почитай мне сказку» — игра «Собери картинку из четырех частей»
— пальчиковая игра «Идет коза рогатая»
— Игра со строительным материалом.
— сказка терапия. «Я люблю сказку».-пальчиковая игры «Мячики», «Веер»
— Игра с конструктором «Лего»
— сказка терапия. «Почитай мне сказку» -Игры «Носик»
«Дождик,дождик веселей.»
-упражнения на дыхание.
«Вырастибольшой»
— сказка терапия. «Я люблю сказку»
9.Актуальность: Адаптация– это приспособление организма к новой обстановке, Адаптация включает широкийспектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических иличностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условийпребывания в дошкольном учреждении. 10.Задачи:
— Оптимизация процессаадаптации и уровня здоровья детей,
— Привлечение родителей кактивным формам сотрудничества с ДОУ.
9.Краткое содержание проекта:
— накопление информационнойбазы по теме адаптация и ранняя социализация детей 2-3 лет;
— созданиепсихологически комфортной, рассчитанной на дифференцированный подход кребёнку среды;
— обогащение предметнойсреды активизирующим игровым и дидактическим материалом;
-организация и проведение режимных моментов, направленных на физическое,психологическое и сенсорное развитие детей
-использование форм и методов работы, помогающих снизить стрессовыеситуации во время адаптации;
— проведение определённойработы с родителями по вопросам адаптации детей.
16. Ожидаемые результаты (продуктпроекта):
— оптимальный уровеньадаптации детей;
— снижение уровнязаболеваемости детей;
— позитивное развитиеотношение в детском коллективе;
— раннее коммуникативноеразвитие воспитанников;
— создание оригинальнойактивизирующей предметной среды в группе;
— вовлечение родителей впедагогический процесс в ДОУ, помощь в формирование правильного отношенияродителей к развитию своего ребёнка, укрепление заинтересованности родителей всотрудничестве с детским садом
План реализации
1.Накопление информации и материалов.
1.1.Сбор информации о ребёнке:
— анкетирование родителей(ознакомительная анкета, прогноз адаптации),
1.2 Разработка и оформлениеадаптационной карты на каждого ребёнка.
1.3.Подготовка информационногоматериала для родителей по проблеме адаптация детей к детскому саду:
1.4. Накопление аудио- и видеоматериалов для работы с детьми 2-3-х лет
( релаксационного,стимулирующего активность, развлекательного характера).
1.5. Разработка и оформлениекартотеки коммуникационных игр во время адаптации и пестового фольклора («Уговорушки»).
1.6. Изготовление «адаптационной» юбки — наседки, «адаптационного» коврика.
3.Подведение итогов
3.1.Анализ адаптационныхкарт, определение уровня адаптации детей;
сравнительный анализ с уровнемадаптации детей в прошлом учебном году.
3.2.Разработка рекомендаций для родителей по соблюдению единства требованийвоспитания детского сада исемьи.
3.3. Анкетирование родителейпо итогам адаптации (реализации проекта).
