Муниципальноедошкольное образовательное учреждение
Детский сад №17«Ромашка» с. Варламово
Чебаркульскиймуниципальный район
МО
Тема: «Родной свой край люби и знай»
«Автор Уральских сказов»
Подготовила и провела
воспитатель: Юртеева Е.В.
2021г.
Проект
«Автор уральских сказов»
Актуальность реализации проекта
Воспитание патриотических чувств — задача каждого родителя,воспитателя, педагога. Начинать нужно с малого-с любви к родному городу, краю.
Уральский край – богат он своей историей, своими тайнами, своимимастерами да умельцами. Урал -«редчайшее место и по мастерам и по красоте». Невозможно познать красотуУрала, если не побывать на удивительных, чарующих тишиной и покоем уральскихпрудах и озерах, в сосновых борах, на легендарных горах. Здесь на Урале, векамижили и трудились талантливые мастера, только здесь мог изваять свой каменныйцветок Данила-мастер, и где-то здесь уральские мастера видели Хозяйку меднойгоры.
Действительно уральцы очень любят свою природу, но довольно плохознакомы с богатством Уральского сказочного литературного наследия. А ведьобразы, созданные Павлом Бажовым, имеют непосредственное отношение кнациональной самоидентификации.
М. П. Никулина, историк: «Бажовские корни искать следует не врабочем уральском фольклоре, а в пространстве более обширном и отдалённом – вдревних мифах, которые откровенно настаивают на том, что Урал – земляотмеченная, занимающая особое место на планете».
Да, славится наш край своими писателями,да сказителями. Именно они рассказывают в своих произведениях о жизни нашегокрая, о его особенностях и традициях. Самауральская земля рождала легенды и сказки. П. П. Бажов учился видеть и пониматьбогатство и красоту горного Урала. Сказы Бажова впитали сюжетные мотивы,фантастические образы, колорит язык народных приданий и народную мудрость.Рассказывая об искусстве уральских умельцев, отражая красочность и своеобразиестарого горнозаводского быта, Бажов вместе с тем ставит в сказах общие вопросы– об истинной нравственности, о духовной красоте и достоинстве трудовогочеловека.
Павел Петрович Бажов написал много интересных сказов, в которыхбыль тесно переплетается с вымыслом. Читая его произведения, мы окунаемся в мирнеобычный и удивительный. Знакомство с творчеством наших писателей – это основаи фундамент для формирования знаний о родном крае.
Проблема: дети не имеют достаточных знаний о культуреи традициях уральского народа и творчестве уральского писателя П. П.Бажова.
Причины возникновения проблемы:
1. Образовательной программойпредусмотрено включение регионального компонента, но содержание раздела«Художественная литература» не позволяет в рамках непосредственнойобразовательной деятельности полноценно знакомить с произведениями уральскогосказителя.
2. Современное общество строит свою жизньв свете новейших ресурсов и информации, порой забывая, что прошлое и будущеечеловечества связаны. Семейное воспитание все меньше внимания уделяетознакомлению детей с традициями и культурой малой Родины, в том числе из-занизкого уровня компетентности родителей в этом вопросе.
3. Возникает информационное голодание вобласти пропаганды и в области историко-культурного наследия, традиций родногокрая.
Цель проекта: углубление знаний о культуре и традицияхуральского народа посредством ознакомления с произведениями сказителя П. П. Бажова.
Задачи:
· формироватьпредставления об Уральском писателе-сказителе П. Бажове, его сказах, как частикультуры Уральского народа;
· познакомитьродителей с основами патриотического воспитания дошкольников, направленными наприобщение к культурному наследию родного края;
· создатьусловия для расширения социального опыта дошкольников в процессе ознакомления систорико-культурным наследием и традициями Урала»
· развиватьтворческие способности детей посредством продуктивной деятельности,стимулировать желание создавать красивое своими руками;
· формироватьчувство гордости за свой родной край;
Тип проекта: творческий, информационно-исследовательский.
Вид проекта: групповой.
Сроки реализации проекта: 1 неделя февраль
Участники проекта: воспитанники старшей группы, воспитатель, родители
Ожидаемый результат:
-обогатились знания детей в области творчества уральскогописателя; имеют представления о жизни людей на Урале;
-активно вступает во взаимодействие с воспитателем и сверстникамив различных видах деятельности;
-высказывает свое мнение, пересказывает эпизоды произведений;обогатился словарный запас;
-проявляет творческую индивидуальность и самостоятельность впродуктивной деятельности;
-родители — активные участники реализации проекта.
Реализация проекта
1 Этап. Подготовительный.
—Познакомитьс темой проекта детей
-Провести консультацию для родителей «Патриотическое воспитаниедошкольников через произведения П. П. Бажова»
-Оформить выставку книг по творчеству писателя;
— Подобрать пословицы, поговоркио родном крае и о труде.
2Этап. Основной.
Познавательно – исследовательская деятельность:
-Провести беседы с детьми: «Как жили люди на Урале»,
«Правда или вымысел?».
-Рассматривание иллюстраций к сказам П.П. Бажова.
Презентация: «Детям о П.П. Бажове»
Коммуникативная деятельность:
-Чтение сказов П.П. Бажова, пересказ эпизодов.
-Чтение и обсуждение пословиц и поговорок о труде, о Родине.
-Рассказывание стихотворений о родном крае.
Продуктивная деятельность:
— «Ящерица». Лепка (иллюстрации к сказу «Хозяйка Медной горы»)
— Иллюстрация к сказу «Серебряное копытце».
— Изготовление каменного цветка (пластилин, камешки, кедровыеорешки).
3 Этап. Заключительный.
-Выставка детского творчества по сказам Бажова;
— Детские рисунки по сказам
Вывод.
В дошкольном возрасте начинают развиваться такие черты характера,которые закладывают в основу нравственного и патриотического воспитания:трудолюбие, милосердие, гуманность и т. д. Чувство Родины начинается свосхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он удивляется, что вызываетотклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, нопропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становленииличности патриота.
Детский возраст – возраст пытливого ума и ярких впечатлений и мыимеет потенциальные возможности формирования социальных чувств, нравственных,патриотических.
Адресная направленность: Представленный педагогический опыт вобласти исследуемой темы может быть использован специалистами дошкольногопрофиля в решении конкретных воспитательно-образовательных задач, как одна изтем в программе «Региональный компонент».
Пословицы и поговорки о Родине.
· На чужойстороне Родина милей вдвойне.
· Одна учеловека родная мать, одна у него и Родина.
· Береги землюродимую, как мать любимую.
· Кто за Родинугорой, тот и герой.
· В каком народеживёшь, того обычая держись.
· Ищи добра настороне, а дом люби по старине.
· Народнаядружба и братство — дороже всякого богатства.
Пословицы и поговорки о труде.
· Без труда иотдых не сладок.
· Без труда невытащишь и рыбку из пруда.
· Всякое уменьетрудом дается.
· Где хотенье,там и уменье.
· Делу — время,потехе – час.
· Каков мастер –такова и работа.
· Кончил дело –гуляй смело.
· Маленькое дело– лучше большого безделья.
Конспект итогового занятия
по творчеству П. П. Бажова
«Добрый сказочник П. П. Бажов»
Возраст детей: 5-6 лет.
Форма организации: сказочная гостиная.
Форма совместной деятельности: групповая.
Задачи:
1.Закреплять знания детей о творчествеуральского сказочника П. П. Бажова;
2. Развивать у детей речевую активность,активизировать словарь;
3. Совершенствовать умения выразительнорассказывать стихотворения, отвечать на вопросы полным ответом;
4. Формировать навыки совместнойдеятельности, вызвать эмоциональный отклик;
5. Воспитывать у детей нравственныеценности через произведения П. П. Бажова.
Ход НОД
В группе оформленывыставки: книжная (со сказами писателя), творческая (с детскими рисунками иподелками по сказам).
Воспитатель: — Ребята,сегодня тема нашего занятия «Добрый сказочник Павел Петрович Бажов». Мыпостараемся с вами вспомнить все то, что говорили и читали об этомзамечательном человеке, о его волшебных и поучительных сказах. Все мы с вамизнаем, что Павел Петрович родился на Урале.
Воспитатель: — Сейчасдавайте послушаем стихотворения о земле писателя (дети рассказываютстихотворения) Рассказывают дети.
1.Топриветлива, то сурова,
Сходит с каменных гор заря.
Ты прекрасна, земля Бажова,
Трудовая Урал-земля!
2.Прорастают цветы сквозь скалы,
Полыхает огнём гора:
Это новые пишут сказы
Рудознатцы и мастера.
3.Над Уральским хребтом рассветы
Рукотворным горят огнём,
Отшлифованы самоцветы
Жизнью, радостью и трудом.
4.И становится делом слово,
В каждом камне — цветыцветут…
Продолжается сказ Бажова,
Продолжаются Жизнь и Труд!
Воспитатель:- Творчество Павла Бажова неразрывно связано сжизнью горнозаводского Урала. Неисчерпаемы богатства здешних недр, неповторимосвоеобразна красота этого края с его лесистыми горами, глубокими прозрачнымиозёрами. Есть одна легенда об Урале:
«Говорят, будто Бог, когда землю создавал,решил людям добро сделать. Взял золота, меди, камней самоцветных… да по всейземле и рассыпал. Где, конечно гуще, где вовсе редко. Однако везде хотьсколько-нибудь, да попало. Глядит, а золота, самоцветов и прочего ещё целаягорсть осталась. Подумал Господь, да и высыпал их между Европой и Азией. Такбудто бы Уральские горы и получились. Кто на Урале бывал, тот знает: леса стоят— изумруд да малахит, озёра — горным хрусталём переливаются, рябинушка по осенирубином горит. И люди, которые здесь живут, — чисто камень-самоцвет: трудолюбивые,мастеровые…»
Именно таких умельцев, мы и встречаем, в «Уральских сказах» П.П. Бажова.
Воспитатель: — А кто,ребята, помнит, в каком городе родился писатель? (в Сысерти)
Воспитатель читаетстихотворение.
Воспитатель: — Я вам напомню, что писательский талант открылся у Бажова,когда ему было уже почти 60 лет. В 1939 году была опубликована первая книга«Сказы старого Урала» — «Малахитовая шкатулка» (воспитатель показывает книгу).Павел Бажов говорил, что в основе его сказов — «быль с элементами сказочного».
-Ребята, а кто помнит, чем отличается сказ отсказки? Ответы детей (сказка — это вымысел, а сказ — это описание реальныхсобытий, но с элементами фантастики.)
Воспитатель: — Правильно! СказыБажова причудливы, захватывающе чудесны. Герои сказов — крепостные люди,уральские рабочие: рудокопы, мастера-камнерезы, гранильщики. Они трудолюбивы италантливы.
-Сейчас я предлагаю ответить на загадки измалахитовой шкатулки, а заодно проверить, какие сказы вы запомнили. Готовы?
Воспитатель: — О ком идет речь?
Кто-то сидит у окошка в избушке,
А маленький козлик стоит на опушке.
Ударит копытцем — каменья летят,
И россыпи их под луною блестят.
С козликом рядом кошка Мурёнка,
И смотрит на них из окошка (Дарёнка).
Проводится игра «Шел козел по лесу».
Воспитатель: — Из каких сказов этистроки?
«Да ведь эта сама Хозяйка. Её одёжа, то, изшёлкового малахиту платье»
«Танюшка побегала много — мало по хозяйству изабралась в избу поиграть отцовскими камешками. Надела наголовник, серьги повесила…»
Проводится игра «Собери каменья»
«Глядит, — а из того водяного окошка старушонкавышла. Ростом не больше трёх четвертей. Платьишко на ней синее, платок наголове синий и сама вся синёхонька, да такая тощая, что вот подует ветерок — иразнесёт старушонку»
Воспитатель: — В кого превращаласьХозяйка Медной горы?
-Из какого камня Данилушка сделал каменныйцветок?
Молодцы, ребята, со всеми загадками справились.Сейчас давайте пройдем к выставке. Еще раз полюбуемся вашими рисунками иподелками к сказам (дети проходят к выставке). Воспитатель спрашивает детей, ккаким сказам выполнены их работы.
Итог занятия.
— Эти сказы принесли их автору заслуженную славу.В Москве есть улицы, названные именем Павла Бажова и Малахитовая. По сказамБажова снято несколько мультфильмов, есть пьеса «Серебряное копытце», операКирилла Молчанова «Каменный цветок», балет Сергея Прокофьева «Сказ о каменномцветке».
Воспитатель: — В память о писателе вобластном городе Екатеринбурге есть памятник и дом — музей.
Воспитатель: — Ребята, чему учат нассказы П. П. Бажова? (высказывания детей).
На этом мы закончим наше занятие. Все сегоднямолодцы!
Выставкакниг П.П.Бажова в группе. Познавательная деятельность: «Богатстваземли уральской»
Задание: « Кто быстрей сложиткаменья от большего, к маленькому?»
Раскраскипо сказкам П.П.Бажова
