X-PDF

Проект «Автор Уральских сказов»

Поделиться статьей

       Муниципальноедошкольное образовательное учреждение

Детский сад №17«Ромашка» с. Варламово

Чебаркульскиймуниципальный район

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МО

Тема: «Родной свой край люби и знай»

«Автор Уральских сказов»

 

 

 

 

 

                                                                                          

 

 

 

                                                                                    Подготовила и провела

                                                                                               воспитатель: Юртеева Е.В.

                                                                                         

 

 

 

 

 

2021г.

 

                   Проект

«Автор уральских сказов»

 


 

 

                                

 

 

Актуальность реализации проекта

Воспитание патриотических чувств — задача каждого родителя,воспитателя, педагога. Начинать нужно с малого-с любви к родному городу, краю.

Уральский край – богат он своей историей, своими тайнами, своимимастерами да умельцами. Урал -«редчайшее место и по мастерам и по красоте». Невозможно познать  красотуУрала, если не побывать на удивительных, чарующих тишиной и покоем уральскихпрудах и озерах, в сосновых борах, на легендарных горах. Здесь на Урале, векамижили и трудились талантливые мастера, только здесь мог изваять свой каменныйцветок Данила-мастер, и где-то здесь уральские мастера видели Хозяйку меднойгоры.

Действительно уральцы очень любят свою природу, но довольно плохознакомы с богатством Уральского сказочного литературного наследия. А ведьобразы, созданные Павлом Бажовым, имеют непосредственное отношение кнациональной самоидентификации.

 

М. П. Никулина, историк: «Бажовские корни искать следует не врабочем уральском фольклоре, а в пространстве более обширном и отдалённом – вдревних мифах, которые откровенно настаивают на том, что Урал – земляотмеченная, занимающая особое место на планете».

 

Да, славится наш край своими писателями,да сказителями. Именно они рассказывают в своих произведениях о жизни нашегокрая, о его особенностях и традициях. Самауральская земля рождала легенды и сказки. П. П. Бажов учился видеть и пониматьбогатство и красоту горного Урала. Сказы Бажова впитали сюжетные мотивы,фантастические образы, колорит язык народных приданий и народную мудрость.Рассказывая об искусстве уральских умельцев, отражая красочность и своеобразиестарого горнозаводского быта, Бажов вместе с тем ставит в сказах общие вопросы– об истинной нравственности, о духовной красоте и достоинстве трудовогочеловека.

 

Павел Петрович Бажов написал много интересных сказов, в которыхбыль тесно переплетается с вымыслом. Читая его произведения, мы окунаемся в мирнеобычный и удивительный. Знакомство с творчеством наших писателей – это основаи фундамент для формирования знаний о родном крае.

Проблема: дети не имеют достаточных знаний о культуреи традициях уральского народа и творчестве уральского писателя  П. П.Бажова.

Причины возникновения проблемы:

1. Образовательной программойпредусмотрено включение регионального компонента, но содержание раздела«Художественная литература» не позволяет в рамках непосредственнойобразовательной деятельности полноценно знакомить с произведениями уральскогосказителя.

2. Современное общество строит свою жизньв свете новейших ресурсов и информации, порой забывая, что прошлое и будущеечеловечества связаны. Семейное воспитание все меньше внимания уделяетознакомлению детей с традициями и культурой малой Родины, в том числе из-занизкого уровня компетентности родителей в этом вопросе.

3. Возникает информационное голодание вобласти пропаганды и в области историко-культурного наследия, традиций родногокрая.

 

Цель проекта: углубление знаний о культуре и традицияхуральского народа посредством ознакомления с произведениями сказителя П. П. Бажова.

Задачи:

·        формироватьпредставления об Уральском писателе-сказителе П. Бажове, его сказах, как частикультуры Уральского народа;

·        познакомитьродителей с основами патриотического воспитания дошкольников, направленными наприобщение к культурному наследию родного края;

·        создатьусловия для расширения социального опыта дошкольников в процессе ознакомления систорико-культурным наследием и традициями Урала»

·        развиватьтворческие способности детей посредством продуктивной деятельности,стимулировать желание создавать красивое своими руками;

·        формироватьчувство гордости за свой родной край;

Тип проекта: творческий, информационно-исследовательский.

Вид проекта:  групповой.

 Сроки реализации проекта: 1 неделя  февраль

Участники проекта: воспитанники старшей группы, воспитатель, родители

Ожидаемый результат:

-обогатились знания детей в области творчества уральскогописателя; имеют представления о жизни людей на Урале;

-активно вступает во взаимодействие с воспитателем и сверстникамив различных видах деятельности;

-высказывает свое мнение, пересказывает эпизоды произведений;обогатился словарный запас; 

-проявляет творческую индивидуальность и самостоятельность впродуктивной деятельности;

-родители — активные участники реализации проекта.

Реализация проекта

1 Этап. Подготовительный.

Познакомитьс темой проекта детей

-Провести консультацию для родителей «Патриотическое воспитаниедошкольников через произведения П. П. Бажова»

-Оформить выставку книг по творчеству писателя;
 Подобрать пословицы, поговоркио родном крае и о труде.

 

2Этап. Основной.

Познавательно – исследовательская деятельность:

-Провести беседы с детьми: «Как жили люди на Урале»,

«Правда или вымысел?».

-Рассматривание иллюстраций к сказам П.П. Бажова.

Презентация: «Детям о П.П. Бажове»

 

Представленная информация была полезной?
ДА
61.18%
НЕТ
38.82%
Проголосовало: 1435

Коммуникативная деятельность:

-Чтение сказов П.П. Бажова, пересказ эпизодов.

-Чтение и обсуждение пословиц и поговорок о труде, о Родине.

-Рассказывание стихотворений о родном крае.

Продуктивная деятельность:

— «Ящерица». Лепка (иллюстрации к сказу «Хозяйка Медной горы»)
— Иллюстрация к сказу «Серебряное копытце».

— Изготовление каменного цветка (пластилин, камешки, кедровыеорешки).

3 Этап. Заключительный.

-Выставка детского творчества по сказам Бажова;

— Детские рисунки по сказам

Вывод.

В дошкольном возрасте начинают развиваться такие черты характера,которые закладывают в основу нравственного и патриотического воспитания:трудолюбие, милосердие, гуманность и т. д. Чувство Родины начинается свосхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он удивляется, что вызываетотклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, нопропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становленииличности патриота.

Детский возраст – возраст пытливого ума и ярких впечатлений и мыимеет потенциальные возможности формирования социальных чувств, нравственных,патриотических.

Адресная направленность: Представленный педагогический опыт вобласти исследуемой темы может быть использован специалистами дошкольногопрофиля в решении конкретных воспитательно-образовательных задач, как одна изтем в программе «Региональный компонент».

                           Пословицы и поговорки о Родине.

·        На чужойстороне Родина милей вдвойне.

·        Одна учеловека родная мать, одна у него и Родина.

·        Береги землюродимую, как мать любимую.

·        Кто за Родинугорой, тот и герой.

·        В каком народеживёшь, того обычая держись.

·        Ищи добра настороне, а дом люби по старине.

·        Народнаядружба и братство — дороже всякого богатства.

hello_html_27274e22.jpgПословицы и поговорки о труде.

·        Без труда иотдых не сладок.

·        Без труда невытащишь и рыбку из пруда.

·        Всякое уменьетрудом дается.

·        Где хотенье,там и уменье.

·        Делу —  время,потехе – час.

·        Каков мастер –такова и работа.

·        Кончил дело –гуляй смело.

·        Маленькое дело– лучше большого безделья.

 

hello_html_f13e8cd.jpg

 


                                                           
Конспект итогового занятия

по творчеству П. П. Бажова

«Добрый сказочник П. П. Бажов»

Возраст детей: 5-6 лет.

Форма организации: сказочная гостиная.

Форма совместной деятельности: групповая.

Задачи:

1.Закреплять знания детей о творчествеуральского сказочника П. П. Бажова;

2. Развивать у детей речевую активность,активизировать словарь;

3. Совершенствовать умения выразительнорассказывать стихотворения, отвечать на вопросы полным ответом;

4. Формировать навыки совместнойдеятельности, вызвать эмоциональный отклик;

5. Воспитывать у детей нравственныеценности через произведения П. П. Бажова.

Ход  НОД

В группе оформленывыставки: книжная (со сказами писателя), творческая (с детскими рисунками иподелками по сказам).

Воспитатель: — Ребята,сегодня тема нашего занятия «Добрый сказочник Павел Петрович Бажов». Мыпостараемся с вами вспомнить все то, что говорили и читали об этомзамечательном человеке, о его волшебных и поучительных сказах. Все мы с вамизнаем, что Павел Петрович родился на Урале.

Воспитатель: — Сейчасдавайте послушаем стихотворения о земле писателя (дети рассказываютстихотворения) Рассказывают дети.

1.Топриветлива, то сурова, 
Сходит с каменных гор заря.
Ты прекрасна, земля Бажова,
Трудовая Урал-земля!

2.Прорастают цветы сквозь скалы,
Полыхает огнём гора:
Это новые пишут сказы 
Рудознатцы и мастера.

3.Над Уральским хребтом рассветы
Рукотворным горят огнём, 
Отшлифованы самоцветы 
Жизнью, радостью и трудом.

4.И становится делом слово,
В каждом камне — цветыцветут… 
Продолжается сказ Бажова, 
Продолжаются Жизнь и Труд!

 

Воспитатель:- Творчество Павла Бажова неразрывно связано сжизнью горнозаводского Урала. Неисчерпаемы богатства здешних недр, неповторимосвоеобразна красота этого края с его лесистыми горами, глубокими прозрачнымиозёрами. Есть одна легенда об Урале:
 «Говорят, будто Бог, когда землю создавал,решил людям добро сделать. Взял золота, меди, камней самоцветных… да по всейземле и рассыпал. Где, конечно гуще, где вовсе редко. Однако везде хотьсколько-нибудь, да попало. Глядит, а золота, самоцветов и прочего ещё целаягорсть осталась. Подумал Господь, да и высыпал их между Европой и Азией. Такбудто бы Уральские горы и получились. Кто на Урале бывал, тот знает: леса стоят— изумруд да малахит, озёра — горным хрусталём переливаются, рябинушка по осенирубином горит. И люди, которые здесь живут, — чисто камень-самоцвет: трудолюбивые,мастеровые…»

   Именно таких умельцев, мы и встречаем,  в «Уральских сказах»  П.П. Бажова.

Воспитатель: — А кто,ребята, помнит, в каком городе родился писатель? (в Сысерти)

Воспитатель читаетстихотворение.

Воспитатель: — Я вам напомню, что писательский талант открылся у Бажова,когда ему было уже почти 60 лет. В 1939 году была опубликована первая книга«Сказы старого Урала» — «Малахитовая шкатулка» (воспитатель показывает книгу).Павел Бажов говорил, что в основе его сказов — «быль с элементами сказочного».

-Ребята, а кто помнит, чем отличается сказ отсказки? Ответы детей (сказка — это вымысел, а сказ — это описание реальныхсобытий, но с элементами фантастики.)

Воспитатель: — Правильно! СказыБажова причудливы, захватывающе чудесны. Герои сказов — крепостные люди,уральские рабочие: рудокопы, мастера-камнерезы, гранильщики. Они трудолюбивы италантливы.

-Сейчас я предлагаю ответить на загадки измалахитовой шкатулки, а заодно проверить, какие сказы вы запомнили. Готовы?

Воспитатель: — О ком идет речь?

Кто-то сидит у окошка в избушке,

А маленький козлик стоит на опушке.

Ударит копытцем — каменья летят,

И россыпи их под луною блестят.

С козликом рядом кошка Мурёнка,

И смотрит на них из окошка (Дарёнка).

 

Проводится игра «Шел козел по лесу».

Воспитатель: — Из каких сказов этистроки?

«Да ведь эта сама Хозяйка. Её одёжа, то, изшёлкового малахиту платье»

 «Танюшка побегала много — мало по хозяйству изабралась в избу поиграть отцовскими камешками. Надела наголовник, серьги повесила…»

 

Проводится игра «Собери каменья»

 «Глядит, — а из того водяного окошка старушонкавышла. Ростом не больше трёх четвертей. Платьишко на ней синее, платок наголове синий и сама вся синёхонька, да такая тощая, что вот подует ветерок — иразнесёт старушонку» 

Воспитатель: — В кого превращаласьХозяйка Медной горы? 

-Из какого камня Данилушка сделал каменныйцветок?

Молодцы, ребята, со всеми загадками справились.Сейчас давайте пройдем к выставке. Еще раз полюбуемся вашими рисунками иподелками к сказам (дети проходят к выставке). Воспитатель спрашивает детей,  ккаким сказам выполнены их работы.

 

Итог занятия.

— Эти сказы принесли их автору заслуженную славу.В Москве есть улицы, названные именем  Павла Бажова и Малахитовая. По сказамБажова снято несколько мультфильмов, есть пьеса «Серебряное копытце», операКирилла Молчанова «Каменный цветок», балет Сергея Прокофьева «Сказ о каменномцветке».

Воспитатель: — В память о писателе вобластном городе Екатеринбурге есть памятник и дом — музей.

Воспитатель: — Ребята, чему учат нассказы П. П. Бажова? (высказывания детей).

 На этом мы закончим наше занятие. Все сегоднямолодцы!

                    

Выставкакниг П.П.Бажова в группе.           Познавательная деятельность: «Богатстваземли уральской»

                          Задание: « Кто быстрей сложиткаменья от большего, к маленькому?»

Раскраскипо сказкам П.П.Бажова

                  


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.18%
НЕТ
38.82%
Проголосовало: 1435

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.18% НЕТ 38.82% Проголосовало: 1435


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.18% НЕТ 38.82% Проголосовало: 1435


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.18% НЕТ 38.82% Проголосовало: 1435


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.18% НЕТ 38.82% Проголосовало: 1435


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.18% НЕТ 38.82% Проголосовало: 1435


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет