МОУ«СОШ с. Старые Озинки»
Озинскогорайона Саратовской области
Творческий проект на тему:
«Бантики–резиночки для волос
в технике «канзаши»»
Выполнила:
КамароваЛилия
ученица 8 класса
Руководитель: Белькова Л.Ф.,
учительтехнологии
2022 год
Содержание
1. Актуальность проблемы. Выбор темы и обоснованиепроекта……………………………………………с. 2
2. Историческаясправка ……………………… ……с.3
3. Альтернативные варианты………………………….с.6
4. Выбор оптимального варианта проекта ……… . ….с.7
5. Инструменты и материалы…….………………….с.7
6. Технология изготовления ……………………………с.8
7. Основные приемы изготовления лепестков ………..с.10
8. Экономический расчет…………………………… ..с.11
9.Экологическийаспект ………………………… . ….с.11
10.Самооценка…………………………………………с.11
11.Заключение…………………………………………с.11
12.Реклама…………………………………………….c.12
13.Приложения ..…………… . ………………………с.13
I. Актуальность проблемы. Выбор темы и обоснованиепроекта
Украшения вжизни женщины всегда занимали достойное место. Ими подчеркивали свой статус,положение в обществе. Украшения несли собой какую — то информацию об обществе,религии. Их использовали как знаки, как обереги.
Сегодняукрашения тоже доставляют удовольствие женщинам и девушкам. Стильные, модные иразнообразные, они подчеркивают индивидуальность, дополняют образ.
Цель:
Изучаяна уроках технологии различные виды рукоделия, я решила сделать украшениясвоими руками, используя технику «канзаши».
Для достиженияцели необходимо решить следующие задачи:
· Изучитьисторию украшений, историю канзаши;
· Провестианализ готовых изделий в Интернете;
· Выбратьподходящую модель;
· Подобратьматериал для изготовления;
· Обучитьсяприёмам выполнения элементов канзаши;
· Изготовитьизделие в технике канзаши.
Актуальность и обоснование проекта
На данный момент актуальны и пользуются большим спросом эксклюзивные изделия. Начинаешь изучать ассортимент магазинов, ипонимаешь: вязать сложно, вышивать долго, рисовать не каждый умеет, да ифантазии маловато. Наряду с использованием традиционных техник, прослеживается стремление к новым решениям. Я считаю, что к удовольствию рукодельниц техникой «канзаши» можето владеть каждый,потому что она не требует специальных навыков, как, например, вязание. Тема, несомненно, актуальна. Достоинство техники в том, что изготовлениеукрашений своими руками сейчас на пике популярности. Создавая бижутериюсвоими руками, мы уже не задумываемся, что, например, ручные и ножныебраслеты, серьги и кольца, в определённый период выполняли роль оберегови амулетов. Культовый предмет постепенно превратился в
украшение.
В этойтехнике так жеможно изготовить поздравительные открытки, декоративноепанно, декорировать рамки для фотографий, украшать коробки. «Канзаши»доступен всем потому, что шелковые ленты, клей, картон, бусины и стразыможно приобрести в магазине. Каждая девушка или женщинастремится, быть единственной и неповторимой во всем, включая моду. И только ручная работа дает 100% гарантию, обладательнице данного украшения, что оно единственное. Поэтому рукотворное изделие дорого ценится и пользуется большим спросом на рынке.
И поэтому я решила посвятить тему своей проектной работы именно этой техникеи изготовить резиночку для волос для своей младшей сестренки.
Гипотеза:используя полученные знания я создам интересную заколку.
II. Историческая справка
Родина этой техники — Япония. Искусству«канзаши» около четырехсот лет. Примерно в 16 веке у японских красавицпоявилась мода на столь сложные прически, что их требовалось как-тофиксировать. Для этого они использовали, прежде всего, шпильки. Именно этотпарикмахерский аксессуар и дал название древнему искусству.
Кандзаси (яп. 簪?, в транскрипции ромадзи —kanzashi, в русском языке иногда используется некорректная транскрипция «канзаши»или «канзаси».)— женские булавки, заколки, гребни и шпильки, носимые в причёскевместе с кимоно; часто кандзаси выполнены в том же стиле, чтои кимоно.
Внациональных женских прическах использовали несколько типов шпилек. Это хира-учи (шпилькас круглым плоским украшением), тама-канзаши (украшенныешариком), раздвоенная шпилька ешичо и цумами-канзаши (хана-канзаши)– шпилька, украшенная шелковым цветком.
Такие украшения сохраняли свою значимость вплоть до середины двадцатого века.Они были не просто модным украшением, но также имели символическое значение.Так, например, по прическе и украшениям в ней можно было судить о социальномстатусе японки. Прическа рассказывала о том, к какому слою общества принадлежитее обладательница, замужем японка или нет, имеет ли она детей и сколько.
Длякаждого времени года изготовлялись специальные сезонные украшения:
длявесны – цветы сливы, персика и сакуры;
длялета – гортензия и гвоздика;
дляосени – хризантема и кленовые листья;
длязимы – украшения в виде бамбука, сосны, побегов риса.
Отдельныемероприятия или события (например, свадьба) также подразумевали присутствие вженских прическах особенных хана канзаши.
Вообще это украшениебыло и остается незаменимым атрибутом национального японского женского костюма.Даже в современной Японии женщины, надевающие кимоно, обязательно носят иклассические канзаши.
А уж наряд японской невесты даже вевропейском варианте обязательно будет иметь столь изысканное и роскошноеукрашение. Благодаря своей неповторимости
возрожденное искусство цумами канзашистановится весьма популярным и среди модниц и рукодельниц из разных стран иконтинентов. Объясняется его возрастающая популярность еще и удивительнымсочетанием незамысловатой техники и потрясающе роскошного результата.
Конечно, мыочень осовременили канзаши, сейчас оно не используется по прямому назначению,не несет тайного смысла, да и цветы у нас далеко не те, что у японцев. Но, темне менее, основы те же, и красота и великолепие остаются!
Более того, я думаю, чтонадень мы канзаши в том виде, в каком его носят японки, нас бы не поняли внашем городе менталитет у нас другой, традиции у нас другие, культура у насдругая…
Поэтому пришлосьосовременить и намного упростить канзаши, оставив единичные цветки. Но менеепрекрасными это их не делает.
Особенности техники«канзаши»
Если втрадиционном оригами используется бумага, то для канзаши – ткань (вклассическом исполнении – натуральный шелк). В основе техники – складываниепрямоугольных кусочков ткани в форме продолговатых, округлых или острыхлепестков.
Именно из таких лепестков составляютсястоль изысканные и разнообразные украшения, которыми удивляют японскиемастерицы. Это могут быть маленькие
простые пятилепестковые цветочки, могутбыть более сложные многоярусные цветы из десятков лепестков (по типухризантемы), могут быть целые каскадные украшения из цветочных композиций иподвесок. Самое удивительное, что в основе всей этой красоты лежит одинединственный прием – сворачивание (цумами).
III. Альтернативныеварианты
Я долго думала, какое украшение сделать.Просмотрела много книг и страничек в Интернете. Рассмотрела много вариантов. Хотелосьподарить сестренке что-нибудь особенное и неповторимое. Мой выбор остановилсяна изготовлении украшений в технике «канзаши».
![]() |
|||
![]() |
Поиск идей
IV. Выбор оптимального варианта проекта
Очень трудно выделить из четырех вариантов тот,который лучше подошел в качестве поделки для проекта. Все достаточно хороши,оригинальны, но вариант изделия из глины требует много времени и не подходит кмоей задумке. Второй вариант из бумаги не практичен. Для проектногоизделия я выбрала вариант с канзаши, сделаю заколку в этой технике.
V. Инструменты и материалы
Инструментови материалов этатехника также требует самый минимум. Начинающей мастерице понадобятся лишь:
атласныеи рапсовые ленточки шириной -2.5,см., длиной -1 и 0,5 м.
ножницы;
зажигалка или свечка;
клеевой (горячий)пистолет;
игла;
нитки;
бусины истразы, бисер,кабошоны и т.д.
Стоит отметить, что в классическойтехнике канзаши используется только натуральный шелк и рисовый клей. Учитываявысокую стоимость этих материалов и ценность ручной работы, можно предположить,сколько стоят настоящие японские канзаши.
Однако, техника эта весьма демократична.Современные украшения изготавливаются из различных видов ткани и сиспользованием любых синтетических клеев. Главное – подойти к этому занятиютворчески, и тогда превосходный результат не заставит себя ждать.
VI. Технология изготовления
Последовательность работы
1. Нарезать ленты: 2 шт.- 16 см., 2 шт.-14 см., 4 шт.- 12 см.
Обрезанные края ленточек обжечь огнем
2. Сложить ленточку длиной 16 см. пополам и затем загнуть края к серединеи сшить посередине образуя бантик. Использовать все отрезки лент длиной 16 и 14см.
3.Из лент длиной 12 см. изготовить лепестки
4. Должно получиться 4 лепестка, затем их нужносшить вместе образуя цветок
5.В итоге получается два бантика и цветок
6. Затем нужносклеить между собой бантики и цветок
7. Приклеить резинку и украшение.
VII. Основные приемы изготовления лепестков
VIII. Экономический расчет
Что понадобилось |
Количество |
Стоимость |
Итого |
атласные ленточки |
0,5 метра |
25 руб. |
25 |
рапсовые ленточки |
1 метр |
50 руб. |
50 |
резинка для волос |
1 шт. |
5 руб. |
5 |
клеевой (горячий) пистолет |
1 шт. |
имелся в наличии |
— |
нитки |
1 шт. |
имелись в наличии |
— |
украшения |
2 шт. |
60 руб. |
60 |
зажигалка |
1 шт. |
имелась в наличии |
— |
Итого |
|
|
140 руб. |
IX. Экологическийаспект
Изготовление цветов несложно иувлекательно. Этот вид рукоделия не требует специально оборудованного рабочегоместа и больших затрат. Но в тоже время требует много терпения.Технология «канзаши» не оказывает отрицательного воздействия на окружающую среду и здоровье человека. Для изготовления украшенийя использовала материалы изготовленные из экологически чистого сырья.
X. Самооценка
Считаю,что поставленная цель достигнута. Результат полностью оправдалнаши ожидания. Мне и моей сестренке очень понравился внешний видработы, цветовое решение. Мою работу оценили родители, учителя и друзья. Ясобираюсь и в дальнейшем выполнять изделия в технике «канзаши». Планирую вбудущем сделать еще больше украшений для волос и в различной цветовой гамме.
XI. Заключение
Такие украшения можносделать подарком на праздники своим родным, одноклассницам, подругам в формезаколки, браслета, броши, ободка, клипс, колье, прихватов для штор. Весьпроцесс создания японского украшения «канзаши» доставил мне огромноеудовольствие.
В заключение своей работыхочется сказать такие слова: Не губите жизнь бездельем – Занимайтесьрукодельем!
XII. Реклама
Моя работа лучше всех!
Обеспечен ей успех!
Обращайтесь! Помогу!
И что как делать подскажу
XIII. Приложения
Техникабезопасности при работе с иглой и ножницами:
Неподноси иглу с рабочей нитью к лицу, не вкалывай иглу в свою одежду
Поокончании работы иглу следует вколоть в подушечку или положить вигольницу.
Работаяс булавками, вкалывай их в ткань от себя.
Рабочуюнить отрезай ножницами. Острые концы ножниц не подноси близко к лицу.
Передаватьножницы необходимо кольцами вперед и с сомкнутыми лезвиями.
Сломанныеиголки и булавки, обрезки ниток, непригодный бисер, лоскутки и прочие отходылучше складывать в специальную коробочку, а после работы выбрасывать.
Необходимособлюдать осторожность и пересчитывать находящиеся в работе иголки и булавки доначала работы и после ее окончания.
Ножницыво время работы нужно класть со стороны рабочей руки, кольцами к себе.
Техника безопасности при работе с клеевым пистолетом:
заряженныйстержнем термоклеевой пистолет вставляем в розетку и нагреваем, трогать его,нажимать на кнопки и т.д. не нужно, пусть греется необходимое время (5-15минут, в зависимоти от пистолета).
когдаклей разогрелся и стал жидким, подносим термоклеевой пистолет к рабочейповерхности и начинаем работу.
самоенеприятное, что может быть в термоклеевом пистолете — это кончик, раскаленнаянасадка, откуда вытекает клей. Трогать эту часть пистолета не нужно, можнополучить ожог. Будьте внимательны! Клей внутри пистолета разогревается до оченьвысокой температуры, поэтому работать с ним нужно осторожно, чтобы случайно необжечься.
