Муниципальноеавтономное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа№2»городского округа закрытое административно-территориальное образование городМежгорье Республики Башкортостан
IV МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«ЕВРОПА – АЗИЯ. ОТКРЫВАЯ ГОРИЗОНТЫ»
Направление исследования: география
Тема: « Без географии мы нигде »
Авторработы: Кызыргалин Ренат Ильгизович, обучающийся 9 А класса МАОУ СОШ№2 ЗАТОг.Межгорье Республики Башкортостан
Руководитель:Чебаевская Светлана Владиславовна, учитель географии МАОУ СОШ№2 ЗАТО г.МежгорьеРеспублики Башкортостан
2019
Содержание.
1. Введение………………………………………………………………………………..
1.1 .Цель ……………………………………………………………………………….
1.2 .Задачи………………………………………………………………………………
1.3.Гипотеза…………………………………………………………………………
2. Основная практическая часть ………………………………………………
3. Заключение………………………………………………………………………….. .
4. Список литературы ……………………………………………………………….
1.Введение
Слайд 1. Говорят, «математика- царица наук», а я поспорю -география скрепляет многие науки. Линейные измерения, масштаб, построениекартографических проекций – это «скрепа» с математикой, а биогеография,рассказывающая, где растут растения и обитают животные, связана с биологией, систорией географию роднит тема географических исследований и представленийдревних о нашей Земле, биографии знаменитых путешественников и еще многоинтересного. Как ни странно, и с филологией есть связь: топонимика — наука огеографических названиях объединяет их
1.1.Цель работы: показать на конкретных примерах, что география— это предмет увлекательный, развивающий мышление, память, речь, углубляющийпонимание окружающих явлений, общественных событий, она прививает любовь ксвоей Родине, к людям, к труду.
1.2.Задачи. Поэтому, имея определённыеестественно-географические знания, я попытаюсь применить их к известным песням,фильмам, сюжетам и объяснить события, явления с позиции их географическойправильности или неправильности, то есть «географические ляпы».
1.3.Гипотеза. Следует ожидать, что данное исследование вызоветинтерес у обучающихся не только к нахождению географических «ляпов», но исмотивирует к изучению учебного предмета «География».
2.Основная практическая часть
Начну с песни «Флибустьеры».
Слайд 2. Видеоролик «Флибустьеры»
Слайд 3. Поясняю географические неточности. Даже на самыхподробных современных географических картах невозможно найти Мыс Бурь. Несуществует такого названия. Мыс , о котором речь в песне, называется теперьМысом Доброй Надежды и расположен он, как известно, на южной оконечностиАфрики. В песне же речь идёт о покорении Нового Света, а Мыс Бурь, ныне МысДоброй Надежды, относится к Старому Свету и события никаким образом не моглиздесь происходить по сюжету песни.
Слайд 4.Слушаем песню композитора Александра Зацепина на словапоэта Леонида Дербенёва из советского кинофильма 1966 года «Кавказскаяпленница».
Слайд 5. Северный полюс — это точка пересечения воображаемойоси Земли с её поверхностью в Северном полушарии, имеющая 90 градусов севернойшироты. Находится полюс в центральной части Северного Ледовитого океана.
Слайд 6. Поясняю очевидную неточность. Дом и место обитаниябелого медведя — приполярные области северного полушария, но это не значит, чтоживотное обитает всюду, где лежит арктический снег и просторы СеверногоЛедовитого океана. Изучено, что белые медведи не заходят дальше 88 градусасеверной широты, а северный полюс-это 90 градусов северной широты. Значит, наполюсе в принципе не могут обитать медведи.
Зачем белый медведь трётся «об ось»? Известно, что егородственники -бурые медведи периодически наносят на деревья метки – царапаюткору когтями или зубами, трутся спиной о стволы, оставляя на них клочья шерсти.На этот счёт существует несколько объяснений таких причин поведения зверей. Какутверждают некоторые учёные, что чесанье о стволы деревьев помогает животнымизбавляться от клещей и блох. Есть версия, что, соприкасаясь шерстью со смолойна коре, медведь тем самым спасается от комаров и гнуса. У белых же медведейшерсть «невкусная» для паразитов, т. е. в их шерсти нет антитриллина, которыйесть у многих шерстистых животных! Именно этот антитриллин и едят блохи и т. п.паразиты! Волос белого медведя полый, т. е. внутри волоса вакуум! Поэтому блоху белого медведя как минимум нет по трем причинам: в местах обитания белыхмедведей слишком холодно, нечего им есть, а ещё белые медведи имеют привычкукупаться в ледяной воде, не каждой блохе понравится такой экстрим! Утверждаю:на северном полюсе в принципе белые медведи не обитают и у них нет поводатереться о земную ось.
Слайд 7. Вашему вниманию песня Анатолия Полотно — «Мыс Игольный»(видеоролик).
Слайд 8. В песне слышим: «…Слева лупит Тихий, справа бьетИндийский, Здесь два океана, мы – между… Географическая ошибка в том,что, находясь в районе к югу от Африки и наблюдая мыс Доброй Надежды, справадействительно Индийский океан, а вот слева не Тихий, а Атлантический океан.
1971 года 21 июня в кинотеатрах состоялась премьера замечательногофильма «12 стульев» — экранизация одноимённого романа Ильи Ильфа и ЕвгенияПетрова, снятая режиссёром Леонидом Гайдаем.
Слайд 9. Смотрим и слушаем песню Остапа Бендера «Где средипампасов» (видеоролик).
Слайд 10. Поясняем географические неточности. По сюжету делопроисходит в Южной Америке. Под интересным названием пампа скрывается обыденноедля нас понятие – степи, с той лишь разницей, что они расположены только водном месте на планете — в Южной Америке. Здесь всё правильно. А вот бизоныобитают в прериях (тоже степь), но в Северной Америке.
Слайд 11. …а над баобабами закаты, словно кровь»…Удивительные деревья баобабы растут только в Африке. У баобаба есть и другоеимя — «перевёрнутое дерево». Оно, и в самом деле, зимой без листвы выглядит так,как будто какой-нибудь шутник-великан воткнул его кроной в землю, а корнямивверх.
Слайд 12. Далее слышим, что « … жил пират угрюмый в дебряхАмазонки…». Действительно, самая полноводная и длинная река мира Амазонка(7100 км) протекает в дебрях экваториального леса, но в песне речь идёт опампе. Пампа-степь на юго-востоке Южной Америки, преимущественно всубтропическом климатическом поясе, представляет собой травянистую злаковуюрастительность. Очевидно и понятно, что географически пампа не совпадает сместом расположения Амазонки.
Слайд 13-14. Можно усомниться в том, что «… но однажды ночью смолодым ковбоем стройную креолку он увидел на песке…». Ковбой — название,употреблявшееся на Диком Западе США по отношению к пастухам скота. Эпоха ковбоевначалась с 1865 года (19 век), когда нужно было согнать в угоны гигантскиеодичавшие стада быков, преимущественно на территории Техаса.
Слайд 15-16. Но как мы знаем, сюжет происходит в Южной Америке.Близкие по духу американским ковбоям такие же пастухи здесь называются гаучо.Они тоже вели кочевой образ жизни и пасли скот на землях, которые быликолониями Испании и Португалии. Гаучо появились значительно раньшесевероамериканских ковбоев (XVI—XVII века). Гуачо Южной Америки носили фетровуюшляпу, сапоги и длинный острый нож за спиной. Поэтому в песне лучше былоупомянуть гуачо, вместо ковбоя.
Слайд 17.Вашему вниманию представляем мультфильм «Приключениякузнечика Кузи» (видеофрагмент). Поясняю географические неточности.
Слайд 18. Кузнечик Кузя находится в экваториальном лесу Африки,в котором не обитают крупные жирафы, страусы и стада слонов. Эти животные-представители саванн и редколесий.
Слайд 19. Здесь же не может быть пустынной черепахи, онираспространены в тропической и умеренной климатических зонах почти по всейЗемле и живут как в воде, так и на суше.
Слайд 20. А тигрёнок вообще с другого материка. Тигрыраспространены в Индии, Юго-Восточной Азии, Китае, на юго-востоке России.
Слайд 21.Тем более, птичка колибри — она типичный представительСеверной и Южной Америки. Ареал обитания – везде, где есть цветы: на лугах,полях, в пустынях и лесах. В основном они ведут оседлый образ жизни ипредпочитают селиться в горных лугах и влажных лесах.
Слайд 22. В Африке и Южной Азии обитают почти такие же крохотныеи тоже ярко окрашенные нектарницы. Недаром их называют колибри Старого Света.Правда, в ярких одеждах, как и у колибри, щеголяют лишь самцы.
Слайд 23. Окулярия из мультфильма — это очковая змея— (индийскаякобра), одна из наиболее ядовитых змей, обитающая в Южной и Юго — ВосточнойАзии. На голове заметен рисунок, имеющий некоторое сходство с очками. В Африкетоже водятся кобры, но у них отсутствует рисунок, напоминающий очки.
Слайд 24. В учебнике географии 5-6 класс на странице 248рисунок 197 «Африканская саванна». Рассмотрим его. Саванны представляют собойтропические луга, в которых преобладает травянистая растительность. Большаячасть африканской саванны находится в субэкваториальном климатическом поясе.Саванны покрыты травяной растительностью с редкими деревьями и кустарниками.Среди животных традиционные жирафы, зебры, антилопы гну, слоны и носороги,львы, гепарды и гиены, змеи, грызуны.
Слайд 25. На рисунке видим гориллу. Возможно ли это? Конечно,нет. Самые крупные человекообразные обезьяны гориллы обитают обязательно вэкваториальных лесах западной и центральной Африки, населяют влажныеэкваториальные леса на равнинах и склонах гор.
Слайд 26. «Нечто» — американский фантастический фильм ужасов,снятый в 1982 году Джоном Карпентером, экранизация научно-фантастическойповести «Кто идёт?» По сюжету- зима 1982 года в Антарктиде. Группа норвежскихучёных находит инопланетный корабль где-то глубоко во льдах Антарктики (такзвучит перевод фильма). Поясним неточность перевода текста. Антарктика — это южнаяполярная область земного шара, которая включает материк Антарктиду иприлегающие к ней острова и участки Атлантического, Индийского и Тихогоокеанов. Южные участки этих океанов в пределах Антарктики нередко выделяют вотдельный Южный океан. Антарктида — это континент, расположенный на самом югеЗемли. Так как весь сюжет представлен на материке, значит, целесообразнееназывать не Антарктика, а Антарктида. Всё события происходят в период полярнойночи. Поясняю географические неточности. В фильме это показано так: в течениедня то кромешная тьма, то сияющее солнце. Главная же особенность полярной ночизаключается в том, что Солнце не поднимается над горизонтом вообще, а дневноевремя выглядит как короткие сумерки.
Слайд 27. Все мы знаем фильм «Экипаж» — советский двухсерийныйкинофильм с элементами катастрофы. Экипаж самолёта экстренно выполняет сложныйрейс в пострадавший от землетрясения горный город нефтяников Бидри дляэвакуации работающих там сотрудников. Взлётно-посадочная полоса оказываетсяповреждённой, взлететь по ней невозможно. Селевой поток, вызванный подземнымитолчками, разрушает нефтеперерабатывающий завод, находящийся в горах, и потокигорящих нефтепродуктов текут к аэропорту. Снова поясняю географическиенеточности. Вызывает недоумение нерациональность места размещениянефтеперерабатывающего завода. Нефтеперерабатывающие заводы размещают в районахс высокой плотностью населения потому, что это экономически выгодно. Еслинефтеперерабатывающие заводы строить там, где низкая плотность населения, то продукты нефтепереработки придется транспортировать в районы с высокойплотностью населения, безусловно, это абсолютно невыгодно. Слишком многоденежных средств уходит на конечную доставку продукции потребителю. Поэтому,выгодно строить нефтеперерабатывающие заводы там, где есть потребитель.Усложняет ситуацию сейсмическая опасность района. Во всём этом сюжете явнаянерациональность.
3.Заключение
Слайд 28.Чтобы идти в ногу со временем, быть успешным в своёмделе или на работе, нужно развиваться, изучать что-то новое и неизведанное, ибознания — путь в удивительный мир открытий, совершенствования, света. Следуярусской пословице: «Ученье – свет, а неученье – тьма»,- мы обретаем тоториентир, который не позволяет нам погрузиться во тьму невежества. Не будем женевежами, будем всю жизнь оставаться в лучах света и стремиться к нему, ведьстоит лишь на мгновение остановиться, как цепкие когти безграмотности тянутнас на дно. Каждая новая книга, каждое новое открытие, наблюдение и мысль нацелый шаг приближают нас к тому свету, о котором говорится в пословице.
4.Обзорлитературы
1) Видеоролик.Песня «Флибустьеры». Алькор. Исполняет С.Никифорова.
2) Видеоролик из советского кинофильма 1966 года «Кавказская пленница» . Композитор АлександрЗацепин, слова поэта Леонида Дербенёва «Наталья Варлей — песня про медведей).
3) Видеоролик. Песня Анатолия Полотно «Мыс Игольный».
4) Видеоролик песня Остапа Бендера из Экранизации одноимённого романаИльи Ильфа и Евгения Петрова, снятая режиссёром Леонидом Гайдаем в 1971 году«12 сту́льев».
5) Мультфильм «Приключения кузнечика Кузи» ( видеофрагмент), 1990год.
6) Фото из интернет-ресурсов.
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|