Министерство образования и молодежной политики Свердловскойобласти
Государственное автономноепрофессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«Камышловский педагогический колледж»
Проект
Натему: «Экономический знай-ка»
Камышлов,2020г.
Паспорт педагогического проекта.
Наименование проекта |
«Экономический знай-ка» |
Актуальность проекта |
Актуальность выбранной темы на современном этапе очевидна: новые механизмы хозяйствования требуют от современного человека особых качеств, особой экономической культуры. Очевидно, необходимо знакомить малышей с такими понятиями, как разумное ведение домашнего хозяйства, экономия средств, использование сбережений. Область экономической действительности – одна из жизненно важных областей, в которую ребенок «включается» с детских лет. Экономическое воспитание дошкольников — относительно новое направление дошкольной педагогики. В последние десятилетия встал вопрос о том, что любой современный человек должен обладать деловыми качествами. Эти требования общества сделали проблему экономического воспитания актуальной уже применительно к дошкольному возрасту, так как ребенок с малых лет соприкасается с такими экономическими понятиями как деньги, вещи, труд, стоимость. Он узнает, что такое «мое», «твое», «наше», «цена» и пр. Повышение интереса к экономическому воспитанию в новых и весьма противоречивых условиях социальной жизни закономерно, так как от экономической культуры во многом зависит преодоление трудностей в политической, социальной и культурной жизни общества.
Обращение к экономическому воспитанию детей дошкольного возраста является актуальным вопросом на современном этапе, так как дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней.
В современном мире ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги», «цена» и пр..
Введение элементов экономического воспитания в образовательную деятельность с дошкольниками — это не дань моде, а, прежде всего, необходимость ещё в детстве дать детям представление о рыночной экономике и её закономерностях, способствовать развитию самостоятельности детей.
Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать деньги. На первый план ставится формирование нравственных понятий: честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь и пр. А также ориентация дошкольников в экономическом пространстве современного мира на материале в соответствии с возрастными возможностями. |
Участники проекта |
дети старшего дошкольного возраста, родители, воспитатели. |
Проблема проекта |
Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями. |
Цель проекта |
Заложить основы экономического образа мышления у ребёнка – дошкольника, способствовать развитию реального экономического мышления, интереса к экономическим знаниям. |
Задачи проекта |
Задачи для детей: 1. с удовольствием проявлять интерес к творческой деятельности; 2.Узнать, что такое деньги?
3. Узнать историю возникновения денег?
4. Выяснить, какие виды денег бывают?
5.Выяснить как правильно считать деньги? |
Задачи для родителей: 1. Активация позиции родителей как участников образовательного процесса; 2. Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности; 3. Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности; |
|
Задачи для педагогов: 1. Повысить педагогическую компетентность по вопросу организации работы по социальному воспитанию дошкольников, направленному на формирование экономических знаний у дошкольников. 2. Формировать экономическое мышление дошкольников через знакомство с экономическими понятиями (деньги, товар, заработная плата); 3. Знакомить детей с профессиями, связанными с экономикой; 4. Учить воспринимать и ценить окружающий мир, как результат труда людей; 5. Раскрыть сущность понятия «доход» (заработная плата, пенсия). 6. Познакомить детей с ведением хозяйства; 7. Дать представление о денежных знаках (монета, купюра) России и других стран; 8. Формировать на доступном уровне взаимосвязь понятий «труд- продукт – деньги» и то, что стоимость продукта зависит от качества. |
|
Сроки реализации |
Среднесрочный |
Вид проекта |
познавательно- исследовательский |
Продукт проекта |
Оформление сборника экономических сказок
|
Особенности проекта |
Проект решает задачи по-новому подойти к отдельным вопросам математики, развития речи, театрализованной и изобразительной деятельности и трудового воспитания через обогащение привычных видов детской игровой деятельности, учитывая при этом, что развитие ребенка тесно связано с особенностями его чувств и переживаний.
Эта социальная проблема может быть решена только при взаимодействии с родителями и педагогическими коллективами уже начиная с дошкольных учреждений; наконец эти старания помогут расширить понятия нравственного воспитания в экономике. |
Ресурсы проекта (материальные, технические, информационные, человеческие) |
1. Программно- методическое обеспечение: Представленная информация была полезной? ДА 58.69% НЕТ 41.31% Проголосовало: 990 · программа «Экономическая азбука»; · перспективное планирование; · конспекты занятий; · конспекты игр; · библиотека методической литературы; · демонстрационный материал для информационного уголка. 2.Материально- техническое обеспечение:
· сюжетно – ролевые игры «Магазин», «Салон красоты», «Банк», «Кафе»; · музыкальные центры; · ноутбук, подбор презентацие по теме; · литература по экономическому воспитанию дошкольников; · сборники дидактических игр; · настольно — печатные игры; · видеокамера для съемки детей на занятиях и в игровой деятельности; · проектор.
|
Риски ( что может не получится ) |
Возможные риски. 1. Недостаточная заинтересованность участников проекта. Пути решения: · Подробная информация о целях и задачах проекта, о направленности проекта на развитие каждого ребенка, реклама предстоящих мероприятий. · Привлечение детей к некоторым мероприятиям. 2. Пассивность участников проекта. Пути решения: · Использование активных форм работы. · Использование принципа: участвовать может каждый.
|
Итоги проекта |
· Дети понимают и ценят окружающий предметный мир (мир вещей, как результат труда людей); · Уважают людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги; · Осознают на доступном им уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт –деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества; · Видят красоту человеческого творения; · Признают авторитетными качества человека – хозяина: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.); · Ведут себя правильно в реальных жизненных ситуациях; · Контролируют свои потребности в соответствии с возрастом. |
Подготовительныйэтап:
Подготовка к внедрению проекта.
1.Составление и обсуждение со всеми участниками проекта поэтапного плана
работы.
2.Создание банка идей и предложений.
3.Подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной
литературыпо выбранной тематике проекта.
4.Подбор и создание необходимого оборудования и пособий для практического
обогащенияпроекта.
5.Прогноз ожидаемых результатов проекта.
Основнойэтап -реализация проекта через разные виды деятельности. Виды детской деятельности:
Деятельность детей |
Деятельность родителей |
Деятельность воспитателя |
Изготовление денежных знаков и поле для игры; Изготовление поздравительных открыток и поделок; Экономический КВН с подготовительными группами детского сада; Фотоконкурс «Я в супермаркете»; Выпуск буклетов «Бережливость лучше богатства»; Изготовление плаката-обращения «Чистый город- залог успеха». Оформление сборника экономических сказок.
|
Изготовление стенгазеты «Что я экономлю, берегу дома»; Конкурс рисунков «Обязанности детей в семье» Коллективный субботник совместно с родителями и детьми; Фотоконкурс «Полезные привычки»; Экскурсия в городскую библиотеку; Создание альбома «Семейные профессии»; Беседа «детская копилка- ее назначение»; «Ребенок и карманные деньги: 10 советов родителям»; Экскурсия с родителями в супермаркет; Анкетирование «Нужна ли детям экономика?»; Беседа «Воспитываем в ребенке бережливость»;
|
Беседы: «Экономика и мы» «Что такое экономика?», «Почему не все можно купить и продать?», «Какие бывают товары?» Дидактическая игра: «Оптовичок», «Дороже-дешевле», «Собираясь в дальний путь». Игровая ситуация «Задавай вопрос», «Подарок ко дню рождения». Драматизация русской народной сказки «Лисичка со скалочкой»; Беседа «Деньги и их роль в жизни»; Рисование «Портрет профессии моих родителей» Дидактическая игра «Банк»; Беседа «Мой вклад в бюджет семьи»; Презентация «Расходы и доходы»; «Всемирно известные фонды защиты природы»; Развлечение «Как три поросенка хотели стать экономистами».
|
III этап — заключительный.
· 1. Анализ работыпо проекту.
· 2.Организация выставки пособий по теме проекта для педагогов детского сада.
· 3. Выступитьс отчетом по результатам работы на Педагогическом совете.
· 5.Представление готового продукта сборника экономических сказок.