Муниципальноедошкольное образовательное учреждение
«Детскийсад комбинированного вида №2 «Радуга»
Проект«Финансовая грамотность дошкольника»
(длядетей старшего дошкольного возраста)
Составитель:
учитель– логопед Левкина Т.С.,
г. Лодейное Поле
Актуальность
Финансовое просвещениеи воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новоенаправление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность являетсяглобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни.Дети, так или иначе, рано включаются экономическую жизнь семьи: сталкиваются сденьгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже,овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще нажитейском уровне.
Финансовая грамотность – понятие,выходящее за пределы политических, географических и социально-экономическихграниц.
Финансовая грамотность –это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленностив финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами.
Сущность экономическоговоспитания заключается не в организации специального обучения экономике, а вобогащении разных видов детской деятельности экономическим содержанием.Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениямиспособствует развитию предпосылок формирования реального экономическогомышления, что сделает этот процесс более осознанным. Обучение финансовойграмотности не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать деньги. На первый планставится формирование нравственных понятий: честность, обязательность, умениеподчинять свои желания возможностям, взаимопомощь и пр., а также ориентациядошкольников в экономическом пространстве современного мира на материале всоответствии с возрастными возможностями. Заложив прочную основу понимания мираденег, ребенок обретет реальный взгляд на свои потребности, сможет по достоинствуоценить труд родителей, будет настроен и мотивирован на совершенствование своихспособностей для осуществления желаний, а также будет защищен от безвыходныхфинансовых ситуаций в будущем.
Цельпроекта – помочьдетям войти в социально-экономическую жизнь, способствоватьформированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста.
Задачи:
Помочь дошкольникувыработать следующие умения, навыки и личностные качества:
· пониматьи ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей);
· уважатьлюдей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
· осознаватьвзаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта взависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения;
· признаватьавторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность,экономность, трудолюбие и вместе с тем — щедрость, благородство, честность,отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи,поддержки и т. п.);
· рациональнооценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственныепотребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации;
· применятьполученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.
Участники проекта:
· дети старшегодошкольного возраста;
· педагоги группы,
· родители.
Сроки реализации проекта:
долгосрочный
Тип проекта:
познавательно-практический
Формы проведения:
· подгрупповая;
· индивидуальная
· коллективная.
Методы:
· игровой;
· практический;
· наглядный;
· словесный.
Технологии экономического воспитаниядошкольников
В процессе организацииобразовательной деятельности по изучению основ финансовой грамотностирекомендуется использовать как традиционные, классические формы (игра,беседа, чтение, экскурсии, наблюдения и др.), так и современные (проектнаядеятельность, ситуационные задачи, мастерские, викторины и конкурсы,театрализованные постановки и др.). Все формы носят интегративный характер,позволяют развивать разные виды деятельности дошкольников
Этапыреализации проекта:
Подготовительный этап (организационно-теоретический)
Цель:изучение возможностей внедрения экономического воспитания в образовательныйпроцесс со старшими дошкольниками:
· провести анализ различных источников литературы по формированиюэлементарной финансовой грамотности детей дошкольного возраста (знакомствои изучение методических материалов, материалов сети интернет);
· определить цели, задачи;
· подготовить ресурсы для реализации проекта;
· разработать тематический план работы с детьми;
· разработать план работы с родителями;
· настроить детей и их родителей на совместную работу, создатьположительный фон.
(ПРИЛОЖЕНИЕ №2,8)
Основной (накопительно — практический)
Цель: практическая реализация проекта:
· использование образовательных технологий, форм работы с детьми врамках реализации проекта;
· использование активных форм работы с детьми;
· использование активных форм работы с родителями, вовлекающихродителей в образовательный процесс;
· проведение практических мероприятий (мастер-классов, практических мероприятийи другое ) для педагогов и родителей;
· реализация плана повышения профессиональной компетенции.
(ПРИЛОЖЕНИЕ №2,3,4,5,6,7,8)
Аналитический (оценочный)
Цель: оценка эффективности, подведение итогов исоотнесение результатов деятельности с целями и задачами по основным направлениямреализации проекта.
Данные о результатах мониторинга заносятся в диагностический лист освоениязнаний детей в рамках проекта. Анализ диагностического листа позволяет оценитьэффективность образовательного процессав дошкольном образовательном учреждении пофинансовой грамотности дошкольников по проекту.
Основныепонятия и термины по экономике, которые дети усвоят в процессе совместнойигровой деятельности:
· Деньги — это средство оплаты товаров и услуг, средство измерениястоимости, а также средство сохранения стоимости.
· Банк — финансово-кредитная организация, производящая разнообразныевиды операций с деньгами и ценными бумагами и оказывающая финансовые услугиправительству, юридическим и физическим лицам.
· Доход деньги, которые получает отдельный человек, предприятие илигосударство в результате какой-либо деятельности.
· Расход — деньги, которые нужны для того, чтобы оплатить услуги иликупить товары.
· Потребность — то, что нам необходимо и что хотелось бы иметь.
· Реклама — информация (обобщение) о товарах, которая помогаетпродавцу найти покупателя, а покупателю — сделать нужную покупку
· Семейный бюджет — распределение доходов и расходов в семье.
· Зарплата (заработная плата) — деньги, получаемые за работу.
· Цена — денежное выражение стоимости товара или услуги.
· Заработная плата — это цена работы по производству товаров иуслуг.
· Цена — некоторое количество денег, которое люди платят за ту илииную единицу товара или услуг. Цена устанавливается в результатесбалансированности между спросом и предложением.
· Рынок — обмен товарами и услугами между продавцами и покупателям
(ПРИЛОЖЕНИЕ №1)
Заключительный
Цель: обобщение и анализрезультатов работы:
· анализработы по реализации проекта;
· созданиеметодических материалов;
· разработкаконспекта по итоговому мероприятию.
(ПРИЛОЖЕНИЕ №1,2,3,4,5,6,7,8)
Проект реализуется наоснове авторских разработок и материалов передового педагогического опыта, сочетаниекоторых способствует выстраиванию целостного педагогического процессапо формированию экономической грамотности в процессепознавательной и игровой деятельности.
Планируемые результаты
Экономическое воспитание старшихдошкольников не предполагает подготовки будущих экономистов. Оно ставит цели,близкие и нужные каждому человеку, его семье, окружению. Экономическоеобразование, по большому счету, призвано воспитывать хозяина — собственнойжизни, своей семьи, страны, человека, способного разбираться как в домашнемхозяйстве, так и в базовых принципах, на которых строятся производственные итоварно-денежные отношения, народное хозяйство страны в целом. Дляэкономического образования на ступени дошкольного детства на первом месте,конечно, стоит индивидуально-семейная экономическая грамотность и формированиеэлементарных экономических навыков. В отдаленной же перспективе стоит
цель — воспитать человека, умеющего ижелающего много и активно трудиться, честно зарабатывать деньги и любящего своюстрану.
В результате дети:
· адекватноупотребляют в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми знакомыеэкономические понятия;
· знают иназывают разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка,супермаркет, интернет-магазин;
· знаютроссийские деньги;
· знаютнесколько современных профессий, содержание их деятельности (например,предприниматель, фермер, программист, модельер и др.);
· знают иназывают разные виды рекламы, ее назначение, способы воздействия;
· адекватноведут себя в окружающем предметном, вещном мире, в природном окружении;
· в случаяхполомки, порчи вещей, игрушек, игр проявляют заботу, пытаются исправить своюили чужую оплошность;
· любяттрудиться, делать полезные предметы для себя и радовать других;
· бережно,рационально, экономно используют расходные материалы для игр и занятий (бумагу,карандаши, краски, материю и др.);
· следуютправилу: ничего не выбрасывай зря, если можно продлить жизнь вещи, лучше отдай,подари, порадуй другого, если она тебе не нужна;
· судовольствием делают подарки другим и испытывают от этого радость;
· проявляютинтерес к экономической деятельности взрослых (кем работают родители, как ведутхозяйство и т. д.);
· замечаюти ценят заботу о себе, радуются новым покупкам;
· объясняютразличие понятий благополучия, счастья и достатка;
· проявляютсочувствие к другим в сложных ситуациях; — переживают случаи порчи, ломкивещей, игрушек;
· сочувствуюти проявляют жалость к слабым, больным, пожилым людям, ко всем живым существам,бережно относятся к природе;
· судовольствием помогают взрослым, объясняют необходимость оказания помощи другимлюдям.
Взаимодействие с родителями (законнымипредставителями)
Семья – это реальная экономическая среда, в которую включен ребёнок. Семья формируетотношение ребёнка к здоровью, учёбе, близким, работе и деньгам. В детском садудети лишь закрепляют через игру опыт полученный в семье. Только объединениедвух аспектов поведения детей – реального и условного может дать хорошиерезультаты в области экономического воспитания и развития.
Работа по экономическомувоспитанию дошкольников невозможна без участия родителей, ихзаинтересованности, понимания важности проблемы. Поэтому решение задачвоспитания личности возможно только в тесном сотрудничестве педагог – ребенок –родитель. Объединение двух форм экономического воспитания: дома и в детскомсаду, двух аспектов поведения детей – условного и реального, может дать хорошийрезультат в области приобщения их к основам финансовой грамотности.
Цель: повышение экономическойобразованности родителей. Задачи, решаемые в процессе взаимодействия с семьямивоспитанников: приобщение родителей к вопросам экономического воспитаниядошкольников; изучение и обобщение лучшего опыта семейного экономическоговоспитания; повышение уровня педагогической компетентности родителей ввопросах приобщения детей к основам финансовой грамотности.
В процессе взаимодействия с семьямивоспитанников используются следующие формы работы:
· беседы, консультации,
· заданиядля обсуждения с детьми дома,
· конкурсы,
· открытаясовместная образовательная деятельность,
· экскурсии;
· родительскиесобрания;
· мастер-классы;
· семинары-практикумы;
· совместнаяпроектная деятельность;
· анкетирование;памятки, буклеты; информационные стенды; папки передвижки,
· выставкидетских работ для родителей по экономическому воспитанию дошкольниковИспользование данных форм работы дает родителям возможность быть не тольконаблюдателями, но и активными участниками образовательного процесса поприобщению дошкольников к основам финансовой грамотности.
(ПРИЛОЖЕНИЕ №8)
Заключение
Работа по формированию экономическойграмотности у дошкольников позволяет сформировать у детей основные экономическиепонятия и категории, правильное и ответственное отношение к труду и профессиям,умение оценивать ситуации и понимать, как необходимо в них действовать. Все этизнания и практические навыки позволят грамотно планировать человеку своифинансы, распределять доходы и расходы, понимать свои возможности действоватьв соответствии с ними, избегая неблагоприятных экономических последствий.
Список, используемой литературы
1) Семенкова Е.В., Стахович Л.В.,Рыжановская Л.Ю. Образовательная программа «Азы финансовой культуры длядошкольников», Вита-Пресс, 2019
2) Семенкова Е.В., СтаховичЛ.В.,Рыжановская Л.Ю. Обучающие сказки. Знакомство с основами финансовойграмотности и формирование финансовой культуры дошкольников, Издательство«ВАКО», 2022
3) Стахович Л.В., Семенкова Е.В.,Рыжановская Л.Ю. Методические рекомендации для воспитателя по финансовойграмотности для организации обучения и воспитания дошкольников – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2019.
4) Стахович Л.В., Семенкова Е.В.,Рыжановская Л.Ю. Сборник игр для организации занятий по финансовой грамотностив дошкольных учреждениях «Играем вместе» – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.
5) Стахович Л.В., Семенкова Е.В.,Рыжановская Л.Ю. Сборник мини-спектаклей по финансовой грамотности длядошкольников – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.
6) Поварницина Г.П., Киселева Ю.А.«Финансовая грамотность дошкольника» — Волгоград:Учитель.
7) Ульева Е. «Откуда берутся деньги». –Ростов – на – Дону: «Феникс», 2022
Серия видео-мультфильмов «Уроки тетушкиСовы»: Азбука денег тетушки Совы – Что такое деньги? – https://www.youtube.com/watch?v=hpm8_gq4O-0
Азбука денег тетушки Совы – Умениеэкономить https://www.youtube.com/watch?v=oVPDDhFmYGE
Азбука денег тетушки Совы – Семейныйбюджет. — https://www.youtube.com/watch?v=F5n821NyBRM
Азбука денег тетушки Совы – Карманныеденьги. — https://www.youtube.com/watch?v=cYKxE2otjKc
Азбука денег тетушки Совы – Потребности ивозможности. — https://www.youtube.com/watch?v=lRoUskvn4E4
Азбука денег тетушки Совы – Мои домашниепитомцы. — https://www.youtube.com/watch?v=7xldlgLTykU
Азбука денег тетушки Совы – Работа изарплата –
https://www.youtube.com/watch?v=- o9X6QZwEKs
Мультфильм Фиксики – Деньги — https://www.youtube.com/watch?v=M-voUp2hUSQ
Караваев В. «Зайчонок и муха», 1977, «Всепрофессии нужны, все профессии важны» (мультфильм-песенка для малышей)Союзмультфильм «Так сойдет», «Пятачок», «Вершки и корешки», «Сказка про лень»
Мультсериал «Навигатум»: ПрофессияВетеринар», «Детский стоматолог»
Интернет – ресурсы