X-PDF

Проект Финансовая грамотность дошкольника

Поделиться статьей

Муниципальноедошкольное образовательное учреждение

«Детскийсад комбинированного вида №2 «Радуга»

 

 

 

 

 

 

 

Проект«Финансовая грамотность дошкольника»

(длядетей старшего  дошкольного возраста)

 

 

 

https://sun9-west.userapi.com/sun9-1/s/v1/if2/c2EGKpl0AJuoGko7MT9zNFvosjDqD9UUphflgVjZdjlt1yrn04SilTvfcdxEqd4be5nGfQfycCZgMIGEb45YHtRe.jpg?size=600x453&quality=96&type=album

 

 

 

 

 

 

Составитель:

учитель– логопед Левкина Т.С.,

 

 

 

 

 

 

 

                                                                   г. Лодейное Поле

Актуальность

          Финансовое просвещениеи воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новоенаправление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность являетсяглобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни.Дети, так или иначе, рано включаются экономическую жизнь семьи: сталкиваются сденьгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже,овладевая, таким образом,  первичными экономическими знаниями, пока еще нажитейском уровне.

         Финансовая грамотность – понятие,выходящее за пределы политических, географических и социально-экономическихграниц.

         Финансовая грамотность –это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленностив финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами.

         Сущность экономическоговоспитания заключается не в организации специального обучения экономике, а вобогащении разных видов детской деятельности экономическим содержанием.Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениямиспособствует развитию предпосылок формирования реального экономическогомышления, что сделает этот процесс более осознанным. Обучение финансовойграмотности не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать деньги. На первый планставится формирование нравственных понятий: честность, обязательность, умениеподчинять свои желания возможностям, взаимопомощь и пр., а также ориентациядошкольников в экономическом пространстве современного мира на материале всоответствии с возрастными возможностями. Заложив прочную основу понимания мираденег, ребенок обретет реальный взгляд на свои потребности, сможет по достоинствуоценить труд родителей, будет настроен и мотивирован на совершенствование своихспособностей для осуществления желаний, а также будет защищен от безвыходныхфинансовых ситуаций в будущем.

 

Цельпроекта помочьдетям  войти в социально-экономическую жизнь, способствоватьформированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста.

 

Задачи:

Помочь дошкольникувыработать следующие умения, навыки и личностные качества:

·        пониматьи ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей);

·        уважатьлюдей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;

·        осознаватьвзаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта взависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения;

·        признаватьавторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность,экономность, трудолюбие и вместе с тем — щедрость, благородство, честность,отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи,поддержки и т. п.);

·        рациональнооценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственныепотребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации;

·        применятьполученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.

 

 

Участники проекта:

·        дети  старшегодошкольного  возраста;

·         педагоги группы,

·        родители.

 

Сроки реализации проекта:

долгосрочный  

 

 Тип проекта:

познавательно-практический

 

Формы проведения:

·        подгрупповая;

·        индивидуальная

·        коллективная.

 

Методы:

·        игровой;

·        практический;

·        наглядный;

·        словесный.

 

Технологии экономического воспитаниядошкольников

 

        В процессе организацииобразовательной деятельности по изучению основ финансовой грамотностирекомендуется использовать как традиционные, классические формы (игра,беседа, чтение, экскурсии, наблюдения и др.), так и современные (проектнаядеятельность, ситуационные задачи, мастерские, викторины и конкурсы,театрализованные постановки и др.). Все формы носят интегративный характер,позволяют развивать разные виды деятельности дошкольников

 

            Этапыреализации проекта:

         

                 Подготовительный этап (организационно-теоретический)             

              Цель:изучение возможностей внедрения экономического воспитания в образовательныйпроцесс со старшими дошкольниками: 

·        провести анализ различных источников литературы по формированиюэлементарной      финансовой грамотности детей дошкольного возраста (знакомствои изучение методических материалов, материалов сети интернет);

·        определить цели, задачи;

·        подготовить ресурсы для реализации проекта;

·        разработать тематический план работы с детьми;

·        разработать план работы с родителями;

·        настроить детей и их родителей на совместную работу, создатьположительный   фон.

(ПРИЛОЖЕНИЕ №2,8)

 

                      Основной (накопительно — практический)

 

             Цель: практическая реализация  проекта:

·        использование образовательных технологий, форм работы с детьми врамках реализации проекта;

·        использование активных форм работы с детьми;

·        использование активных форм работы с родителями, вовлекающихродителей в образовательный процесс;

·        проведение практических мероприятий (мастер-классов, практических мероприятийи другое ) для педагогов и родителей;

·        реализация плана повышения профессиональной компетенции.

(ПРИЛОЖЕНИЕ №2,3,4,5,6,7,8)

 

                     Аналитический (оценочный)

 

              Цель: оценка эффективности, подведение итогов исоотнесение результатов деятельности с целями и задачами по основным направлениямреализации проекта.

         Данные о результатах мониторинга заносятся в диагностический лист освоениязнаний детей в рамках проекта. Анализ диагностического листа позволяет оценитьэффективность образовательного процессав дошкольном образовательном учреждении пофинансовой грамотности дошкольников по проекту.

 

Основныепонятия и термины по экономике, которые дети усвоят в процессе совместнойигровой деятельности:

·        Деньги — это средство оплаты товаров и услуг, средство измерениястоимости, а также средство сохранения стоимости.

·        Банк — финансово-кредитная организация, производящая разнообразныевиды операций с деньгами и ценными бумагами и оказывающая финансовые услугиправительству, юридическим и физическим лицам.

·        Доход   деньги,        которые        получает        отдельный        человек,        предприятие        илигосударство в результате какой-либо деятельности.

·        Расход — деньги, которые нужны для того, чтобы оплатить услуги иликупить товары.

·        Потребность — то, что нам необходимо и что хотелось бы иметь.

·        Реклама — информация (обобщение) о товарах, которая помогаетпродавцу найти покупателя, а покупателю — сделать нужную покупку

·        Семейный бюджет — распределение доходов и расходов в семье.

·        Зарплата (заработная плата) — деньги, получаемые за работу.

·        Цена — денежное выражение стоимости товара или услуги.

·        Заработная плата — это цена работы по производству товаров иуслуг.

·        Цена — некоторое количество денег, которое люди платят за ту илииную единицу товара или услуг. Цена устанавливается в результатесбалансированности между спросом и предложением.

·        Рынок — обмен товарами и услугами между продавцами и покупателям

           (ПРИЛОЖЕНИЕ №1)

 

                  Заключительный

           Цель: обобщение и анализрезультатов работы:

·        анализработы по реализации проекта;

·        созданиеметодических материалов;

·        разработкаконспекта по итоговому мероприятию.

(ПРИЛОЖЕНИЕ №1,2,3,4,5,6,7,8)

    

        Проект реализуется наоснове авторских разработок и материалов передового педагогического опыта, сочетаниекоторых способствует выстраиванию целостного педагогического процессапо формированию экономической грамотности в процессепознавательной и игровой деятельности.

 

Планируемые результаты

 

          Экономическое воспитание старшихдошкольников не предполагает подготовки будущих экономистов. Оно ставит цели,близкие и нужные каждому человеку, его семье, окружению. Экономическоеобразование, по большому счету, призвано воспитывать хозяина — собственнойжизни, своей семьи, страны, человека, способного разбираться как в домашнемхозяйстве, так и в базовых принципах, на которых строятся производственные итоварно-денежные отношения, народное хозяйство страны в целом. Дляэкономического образования на ступени дошкольного детства на первом месте,конечно, стоит индивидуально-семейная экономическая грамотность и формированиеэлементарных экономических навыков. В отдаленной же перспективе стоит

цель — воспитать человека, умеющего ижелающего много и активно трудиться, честно зарабатывать деньги и любящего своюстрану.

 

В результате  дети:

·        адекватноупотребляют в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми знакомыеэкономические понятия;

·        знают иназывают разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка,супермаркет, интернет-магазин;

·        знаютроссийские деньги;

·        знаютнесколько современных профессий, содержание их деятельности (например,предприниматель, фермер, программист, модельер и др.);

·        знают иназывают разные виды рекламы, ее назначение, способы воздействия;

·        адекватноведут себя в окружающем предметном, вещном мире, в природном окружении;

·        в случаяхполомки, порчи вещей, игрушек, игр проявляют заботу, пытаются исправить своюили чужую оплошность;

·        любяттрудиться, делать полезные предметы для себя и радовать других;

·        бережно,рационально, экономно используют расходные материалы для игр и занятий (бумагу,карандаши, краски, материю и др.);

·        следуютправилу: ничего не выбрасывай зря, если можно продлить жизнь вещи, лучше отдай,подари, порадуй другого, если она тебе не нужна;

·        судовольствием делают подарки другим и испытывают от этого радость;

·        проявляютинтерес к экономической деятельности взрослых (кем работают родители, как ведутхозяйство и т. д.);

·        замечаюти ценят заботу о себе, радуются новым покупкам;

·        объясняютразличие понятий благополучия, счастья и достатка;

·        проявляютсочувствие к другим в сложных ситуациях; — переживают случаи порчи, ломкивещей, игрушек;

·        сочувствуюти проявляют жалость к слабым, больным, пожилым людям, ко всем живым существам,бережно  относятся к природе;

·        судовольствием помогают взрослым, объясняют необходимость оказания помощи другимлюдям.

 

Взаимодействие с родителями (законнымипредставителями)

 

          Семья – это реальная экономическая среда, в которую включен ребёнок. Семья формируетотношение ребёнка к здоровью, учёбе, близким, работе и деньгам. В детском садудети лишь закрепляют через игру опыт полученный в семье. Только объединениедвух аспектов поведения детей – реального и условного может дать хорошиерезультаты в области экономического воспитания и развития.

           Работа по экономическомувоспитанию дошкольников невозможна без участия родителей, ихзаинтересованности, понимания важности проблемы. Поэтому решение задачвоспитания личности возможно только в тесном сотрудничестве педагог – ребенок –родитель. Объединение двух форм экономического воспитания: дома и в детскомсаду, двух аспектов поведения детей – условного и реального, может дать хорошийрезультат в области приобщения их к основам финансовой грамотности.

          Цель: повышение экономическойобразованности родителей. Задачи, решаемые в процессе взаимодействия с семьямивоспитанников:  приобщение родителей к вопросам экономического воспитаниядошкольников;  изучение и обобщение лучшего опыта семейного экономическоговоспитания;  повышение уровня педагогической компетентности родителей ввопросах приобщения детей к основам финансовой грамотности.

      В процессе взаимодействия с семьямивоспитанников используются следующие формы работы:

·        беседы, консультации,

·        заданиядля обсуждения с детьми дома,

·        конкурсы,

·        открытаясовместная образовательная деятельность,

·        экскурсии;

·        родительскиесобрания;

·        мастер-классы;

·        семинары-практикумы;

·        совместнаяпроектная деятельность;

·        анкетирование;памятки, буклеты; информационные стенды; папки передвижки,

·        выставкидетских работ для родителей по экономическому воспитанию дошкольниковИспользование данных форм работы дает родителям возможность быть не тольконаблюдателями, но и активными участниками образовательного процесса поприобщению дошкольников к основам финансовой грамотности.

(ПРИЛОЖЕНИЕ №8)

       Заключение

     Работа по формированию экономическойграмотности у дошкольников позволяет сформировать у детей основные экономическиепонятия и категории, правильное и ответственное отношение к труду и профессиям,умение оценивать ситуации и понимать, как необходимо в них действовать. Все этизнания и практические навыки позволят грамотно планировать человеку своифинансы, распределять доходы и расходы, понимать свои возможности  действоватьв соответствии с ними, избегая неблагоприятных экономических последствий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список, используемой литературы

 

1) Семенкова Е.В., Стахович Л.В.,Рыжановская Л.Ю. Образовательная программа «Азы финансовой культуры длядошкольников», Вита-Пресс, 2019

2) Семенкова Е.В., СтаховичЛ.В.,Рыжановская Л.Ю. Обучающие сказки. Знакомство с основами финансовойграмотности и формирование финансовой культуры дошкольников, Издательство«ВАКО», 2022

3) Стахович Л.В., Семенкова Е.В.,Рыжановская Л.Ю. Методические рекомендации для воспитателя по финансовойграмотности для организации обучения и воспитания дошкольников – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2019.

4) Стахович Л.В., Семенкова Е.В.,Рыжановская Л.Ю. Сборник игр для организации занятий по финансовой грамотностив дошкольных учреждениях «Играем вместе» – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.

 5) Стахович Л.В., Семенкова Е.В.,Рыжановская Л.Ю. Сборник мини-спектаклей по финансовой грамотности длядошкольников – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019. 

6) Поварницина Г.П., Киселева Ю.А.«Финансовая грамотность дошкольника» — Волгоград:Учитель.

7) Ульева Е. «Откуда берутся деньги». –Ростов – на – Дону: «Феникс», 2022

 

Серия видео-мультфильмов «Уроки тетушкиСовы»: Азбука денег тетушки Совы – Что такое деньги? –  https://www.youtube.com/watch?v=hpm8_gq4O-0

 

Азбука денег тетушки Совы – Умениеэкономить https://www.youtube.com/watch?v=oVPDDhFmYGE

 

Азбука денег тетушки Совы – Семейныйбюджет. — https://www.youtube.com/watch?v=F5n821NyBRM

 

Азбука денег тетушки Совы – Карманныеденьги. — https://www.youtube.com/watch?v=cYKxE2otjKc

 

Азбука денег тетушки Совы – Потребности ивозможности. — https://www.youtube.com/watch?v=lRoUskvn4E4

 

Азбука денег тетушки Совы – Мои домашниепитомцы. — https://www.youtube.com/watch?v=7xldlgLTykU

 

Азбука денег тетушки Совы – Работа изарплата –

https://www.youtube.com/watch?v=- o9X6QZwEKs

 

Мультфильм Фиксики – Деньги — https://www.youtube.com/watch?v=M-voUp2hUSQ

Караваев В. «Зайчонок и муха», 1977, «Всепрофессии нужны, все профессии важны» (мультфильм-песенка для малышей)Союзмультфильм «Так сойдет», «Пятачок», «Вершки и корешки», «Сказка про лень»

Мультсериал «Навигатум»: ПрофессияВетеринар», «Детский стоматолог»

Интернет – ресурсы


Поделиться статьей

Электроэнергетика 9 класс презентация

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд Электроэнергетика 2 слайд ТЭС Основное сырье: Уголь, газ, мазут, сланцевый газ


Поделиться статьей

Разговоры о важном

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд 2 слайд «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО) программа физкультурной


Поделиться статьей

Электроэнергетика 9 класс презентация

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд Электроэнергетика 2 слайд ТЭС Основное сырье: Уголь, газ, мазут, сланцевый газ


Поделиться статьей