Формирование эмоционального благополучиявоспитанников центра помощи детям методом «Сказкотерапия» и внедрение традиции«Вечерняя свеча»
Всемы знаем, в центры помощи детям, оставшихся без попечения родителей, какправило, поступают дети, которые изначально были лишены родительского тепла. Всеони в какой-то мере страдают от материнской депривации, и поэтому у нихнаблюдается отставание в развитии эмоционально — потребностной сферы.
Наблюдаяза поведением воспитанников проживающих в наших учреждениях, сталкиваемся с основнымиих проблемами: это частые конфликтные ситуации, которые возникают от не уменияребенка высказываться о своих чувствах, эмоциях и переживаниях.Агрессивностью, котораявозникает от чувства безысходности, когда ребенок понимает, что он никому ненужен, его никто не любит, его обижают и абсолютно никого не интересует, что ончувствует, что у него на душе. Отсутствие уверенности в себе, от того, чтосверстники его не понимают и не принимают.
Внашем центре помощи подростки составляют 80-100% от общего состававоспитанников, и эта цифра постоянна. Педагоги центра ежедневно сталкиваются сситуациями, когда воспитанники пытаются решить свои проблемы, вытекающие из образажизни до помещения их в организацию для детей-сирот.Вследствие чего возникланеобходимость в поисках новых инструментов коррекционной работы с подростками. Так, в 2021 году появился проект «Лабиринт души».
Главная задача проекта«Лабиринт души» — это помощь в развитии и формировании эмоционально – личностной сферы воспитанника, для дальнейшейуспешной адаптации в социуме.
Основные задачи проекта:
Для воспитанников
ü снижение тревожности и повышение уровняуверенности в себе, за счет развития толерантности и способности к эмпатии,осознания собственной индивидуальности;
ü формирование положительной Я- концепции и адекватнойсамооценки
ü формирование осознанного восприятия эмоций;
ü развитие произвольной регуляции поведения и коррекциясвоего поведения;
ü снятие агрессии и враждебности;
ü -формирование коммуникативных навыков;
Для педагогов
ü установление психологического контакта и доверительныхотношений с воспитанниками
ü выявление сферы успешности каждого воспитанника,раскрытие творческого потенциала
ü выработка навыков общения с воспитанниками, указывающихна уважительное отношение к ребенку как к личности и показание его значимости,для коллектива, для общества для мира.
ü формирование у воспитанников ассоциации образа взрослогос теплом и любовью
Проектреализуется на каждой воспитательной группе. Основными методами коррекционнойработы с детьми в рамках данного проектаявляются: нейрографика, сказкотерапия ивечерняя свеча.
Остановимся только на двух методах, которые в наибольшей степени доказали своюэффективность на практике, а главное, очень полюбились нашим воспитанниками.
Многие думают, что сказки адресованы исключительно детям дошкольноговозраста. Но, возрастной диапазон, который охватывается сказкотерапией, неимеет границ. Особенно успешно можно применять этот метод в подростковомвозрасте. Так же не выявлено и ограничений по шкале «нормальное — отклоняющеесяразвитие», сказка одинаково «работает» со всеми. Даже простое чтение сказок(особенно специально созданных) даёт удивительный эффект и помогает человекупреодолеть различные жизненные трудности.
Сказка— это совершенно удивительный по своей силе психологического воздействия способработы с внутренним миром ребенка. Слушая сказки, дети невольно находят в них отголоски своейсобственной жизни. Они стремятся воспользоваться примером положительного герояв борьбе со своими страхами и проблемами. Также с помощью сказкотерапииможно значительно расширить мировосприятие подростка и способы взаимодействия смиром и другими людьми.
Приреализации проекта мы начинали использовать терапевтические сказки О.В.Хухлаевой «Лабирины души» и сказки из сборника «Практикасказкотерапии» / Под ред. Н. А. Сакович. Однако вскоре воспитатели сталиприменять и другие виды сказок, они представлены на слайде.
Какиспользуются сказочные истории у нас?
Этообязательно прочтение сказки педагогом, после прочтения происходит ееобсуждение с ребятами. При необходимости в ходе обсужденияпедагог может использовать наводящие вопросы. Вобсуждении сказки ребята участвуют по своему желанию. Метод сказкотерапии нетолько даетвозможность ребенку справится со своими проблемами, восстановить эмоциональноеравновесие, но и способствует их личностному росту.
Хочетсяотметить, что сказкотерапия нашла отклик в сердцах наших воспитанников ибывает, что дети сами подбирают сказки, которые они хотели бы прослушать,темы сказок и х героев.
Ужепосле года реализации сказкотерапии мы смогли отметить небольшие положительныерезультаты. По данным диагностики у некоторых воспитанников наблюдается снижение индекса агрессивности и враждебности, а также снижение уровня тревожности, конечно все результаты индивидуальны и ко всем воспитанникам ихприменить нельзя.
Немаловажную роль в сплочении детского коллектива играет «Вечерняя свеча». Этоодна из известных традиций Детских Оздоровительных Лагерей, которую мы решиливнедрить в проект «Лабиринт души», как ежевечернюю традицию.
Вечерняясвеча или «свечка», как ее называют наши воспитанники, это особая формаобщения, позволяющая каждому ребенку высказаться, понять других,проанализировать день, ситуацию, раскрыть себя с необычной стороны, снятьнапряжение, получить заряд положительной энергии, разрешить возникшие конфликты,научиться понимать других людей, слушать и слышать.
Всенаши воспитанники очень любят этот ежедневный вечерний ритуал, ведь разговорыпри свече носят какой-то, можно сказать, магический характер. Свеча — этотесный круг друзей. Где каждый может сесть там, где ему нравиться, с кем емухочется, где ему комфортно. В круге каждый видит глаза и лица своих товарищей.
Вечерняясвеча идет 15–20 минут, перед тем, как ребята отправляются спать. Один изважных моментов в свечке — это создание правильной атмосферы: спокойной, неагрессивной. Все претензии должны высказываться как пожелания, а не как упреки.Право голоса имеет только тот человек, у которого в руках находится свеча, есликто-то хочет что-то сказать, он должен дождаться паузы и попроси слова. Воспитательговорит в кругу вместе со всеми, и подводит итог в конце свечки.Если ребенок затрудняется, не может высказаться, педагог помогает емунаводящими вопросами: например, расскажи о самом запомнившемся моменте этогодня, что доставило тебе радости, может тебя что-то огорчило сегодня и т.д. Еслиребенок не хочет высказываться, его никто не заставляет.
Подводя итоги можно сказать, что использование данных техник вработе позволило нам:
üснизить частоту конфликтныхситуаций среди воспитанников, подтверждение этому количество зафиксированныхслучаев медиации в сравнении с 2021г. уменьшилось в два раза,
üсплотить детский коллектив внутриисемейной группы, что привело к уменьшению числа внутрисемейных конфликтов, научитьвоспитанников способности сопереживать члену своей семьи
üпоказать детям как правильно выражать свои эмоции и чувства и не стесняться проявлять их,
üнаучить выстраивать доверительныеотношения со взрослыми;
üоблегчить процесс адаптации увновьприбывших детей.
Проект«Лабиринт души» был рассчитан на 2021-2022гг,но наблюдая положительныерезультаты данного проекта, мы решили и дальше продолжать работу в этомнаправлении. Сказкотерапия на данном этапе уже немного трансформируется, этуидею нам предложили сами воспитанники, ребята начали рисовать иллюстрации к сказкам,в данной деятельности мы используем различные техники изображения, от простыхраскрасок до аппликаций и рисования песком. Также есть идея драматизациисказок, изготовление кукол, а также сочинение с нашими воспитанниками новыхавторских сказок.
.
