X-PDF

Проект Формирование эмоционального благополучия воспитанников центра методом «Сказкотерапия» и внедрение традиции «Вечерняя свеча»

Поделиться статьей

Формирование эмоционального благополучиявоспитанников центра помощи детям методом «Сказкотерапия» и внедрение традиции«Вечерняя свеча»

 

Всемы знаем, в центры помощи детям, оставшихся без попечения родителей, какправило, поступают дети, которые изначально были лишены родительского тепла. Всеони в какой-то мере страдают от материнской депривации, и поэтому у нихнаблюдается отставание в развитии эмоционально — потребностной сферы.

 Наблюдаяза  поведением  воспитанников  проживающих в наших учреждениях, сталкиваемся с  основнымиих проблемами: это частые конфликтные ситуации, которые возникают от не уменияребенка высказываться о своих чувствах, эмоциях и переживаниях.Агрессивностью, котораявозникает от чувства безысходности, когда ребенок понимает, что он никому ненужен, его никто не любит, его обижают и абсолютно никого не интересует, что ончувствует, что у него на душе. Отсутствие уверенности в себе, от того, чтосверстники его не понимают и не принимают.

Внашем центре помощи подростки составляют 80-100% от общего состававоспитанников, и эта цифра постоянна. Педагоги центра ежедневно сталкиваются сситуациями, когда воспитанники пытаются решить свои проблемы, вытекающие из образажизни до помещения их в организацию для детей-сирот.Вследствие чего возникланеобходимость в поисках новых инструментов коррекционной работы с подростками. Так, в 2021 году появился проект «Лабиринт души».

Главная  задача  проекта«Лабиринт души» — это помощь в  развитии и формировании эмоционально – личностной сферы воспитанника, для дальнейшейуспешной адаптации в социуме.

Основные задачи проекта:

Для воспитанников

ü    снижение тревожности и повышение          уровняуверенности в себе, за счет развития толерантности и способности к эмпатии,осознания собственной индивидуальности;

ü  формирование положительной Я- концепции и адекватнойсамооценки

ü   формирование осознанного восприятия эмоций;

ü  развитие произвольной регуляции поведения и коррекциясвоего поведения;

ü   снятие агрессии и враждебности;

ü  -формирование коммуникативных навыков;

Для педагогов

ü  установление психологического контакта и доверительныхотношений с воспитанниками

ü  выявление сферы успешности каждого воспитанника,раскрытие творческого потенциала

ü  выработка навыков общения с воспитанниками, указывающихна уважительное отношение  к ребенку как к личности и показание его значимости,для коллектива, для общества для мира.

ü  формирование у воспитанников ассоциации образа взрослогос теплом и любовью

Проектреализуется на каждой воспитательной группе. Основными методами коррекционнойработы с детьми в рамках данного проектаявляются: нейрографика, сказкотерапия ивечерняя свеча.

Остановимся только на  двух методах, которые в наибольшей степени доказали своюэффективность на практике, а главное, очень полюбились нашим воспитанниками.

Представленная информация была полезной?
ДА
61.16%
НЕТ
38.84%
Проголосовало: 1429

Многие думают, что сказки адресованы исключительно детям дошкольноговозраста. Но, возрастной диапазон, который охватывается сказкотерапией, неимеет границ. Особенно успешно можно применять этот метод в подростковомвозрасте. Так же не выявлено и ограничений по шкале «нормальное — отклоняющеесяразвитие», сказка одинаково «работает» со всеми. Даже простое чтение сказок(особенно специально созданных) даёт удивительный эффект и помогает человекупреодолеть различные жизненные трудности.

Сказка— это совершенно удивительный по своей силе психологического воздействия способработы с внутренним миром ребенка. Слушая сказки, дети невольно находят в них отголоски своейсобственной жизни. Они стремятся воспользоваться примером положительного герояв борьбе со своими страхами и проблемами. Также с помощью сказкотерапииможно значительно расширить мировосприятие подростка и способы взаимодействия смиром и другими людьми.

Приреализации проекта  мы начинали  использовать терапевтические сказки  О.В.Хухлаевой «Лабирины души»  и сказки из сборника «Практикасказкотерапии» / Под ред. Н. А. Сакович. Однако вскоре воспитатели сталиприменять и другие виды сказок, они представлены на слайде.

Какиспользуются сказочные истории у нас?

Этообязательно прочтение сказки педагогом,  после прочтения  происходит ееобсуждение с ребятами. При необходимости в ходе обсужденияпедагог может использовать наводящие вопросы.  Вобсуждении сказки ребята участвуют по своему желанию. Метод сказкотерапии нетолько  даетвозможность ребенку справится со своими проблемами, восстановить эмоциональноеравновесие, но и  способствует их личностному росту.

Хочетсяотметить, что сказкотерапия нашла отклик в сердцах наших воспитанников ибывает, что  дети   сами подбирают сказки, которые они хотели бы прослушать,темы сказок и х героев.

Ужепосле года реализации сказкотерапии мы смогли отметить небольшие положительныерезультаты. По данным диагностики у некоторых  воспитанников наблюдается снижение индекса агрессивности и враждебности, а также снижение уровня тревожности, конечно все результаты индивидуальны и ко всем воспитанникам ихприменить нельзя.

Немаловажную роль в сплочении детского коллектива  играет «Вечерняя свеча». Этоодна из известных традиций Детских Оздоровительных Лагерей, которую мы решиливнедрить в проект «Лабиринт души», как ежевечернюю традицию.

Вечерняясвеча или «свечка», как ее называют наши воспитанники,  это особая формаобщения, позволяющая каждому ребенку высказаться, понять других,проанализировать день, ситуацию, раскрыть себя с необычной стороны, снятьнапряжение, получить заряд положительной энергии, разрешить возникшие  конфликты,научиться понимать других людей, слушать и слышать.

Всенаши воспитанники очень любят этот ежедневный  вечерний ритуал, ведь разговорыпри свече носят какой-то, можно сказать, магический характер. Свеча — этотесный круг друзей. Где каждый может сесть там, где ему нравиться, с кем емухочется, где ему комфортно. В круге каждый видит глаза и лица своих товарищей.

Вечерняясвеча идет 15–20 минут, перед тем, как ребята отправляются спать. Один изважных моментов в свечке — это создание правильной атмосферы: спокойной, неагрессивной. Все претензии должны высказываться как пожелания, а не как упреки.Право голоса имеет только тот человек, у которого в руках находится свеча, есликто-то хочет что-то сказать, он должен дождаться паузы и попроси слова. Воспитательговорит в кругу вместе со всеми, и подводит итог в конце свечки.Если ребенок затрудняется, не может высказаться, педагог помогает емунаводящими вопросами: например,  расскажи о самом запомнившемся моменте этогодня, что доставило тебе радости, может тебя что-то огорчило сегодня и т.д. Еслиребенок не хочет высказываться, его никто не заставляет.

Подводя итоги можно сказать, что использование данных техник вработе  позволило  нам:

üснизить частоту конфликтныхситуаций среди воспитанников, подтверждение этому количество зафиксированныхслучаев медиации в сравнении с 2021г. уменьшилось  в два раза,

üсплотить детский коллектив внутриисемейной группы, что привело к уменьшению числа внутрисемейных конфликтов,  научитьвоспитанников способности сопереживать члену своей семьи

üпоказать детям как правильно выражать свои эмоции и чувства и не стесняться проявлять их,

üнаучить выстраивать доверительныеотношения со  взрослыми;

üоблегчить процесс адаптации увновьприбывших детей.

Проект«Лабиринт  души»  был рассчитан на 2021-2022гг,но наблюдая положительныерезультаты данного проекта, мы решили и дальше продолжать  работу в этомнаправлении. Сказкотерапия  на данном этапе уже  немного трансформируется, этуидею нам предложили сами воспитанники, ребята начали рисовать иллюстрации к  сказкам,в данной деятельности мы используем различные техники изображения, от простыхраскрасок до аппликаций и рисования песком. Также есть идея драматизациисказок, изготовление кукол, а также сочинение  с нашими воспитанниками новыхавторских  сказок.

.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.16%
НЕТ
38.84%
Проголосовало: 1429

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.16% НЕТ 38.84% Проголосовало: 1429


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.16% НЕТ 38.84% Проголосовало: 1429


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.16% НЕТ 38.84% Проголосовало: 1429


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.16% НЕТ 38.84% Проголосовало: 1429


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.16% НЕТ 38.84% Проголосовало: 1429


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет