X-PDF

Проект Играем и речь развиваем для детей подготовительной группы

Поделиться статьей

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательноеучреждение – детский сад №5 города Агрыз Агрызского муниципального района

Республики Татарстан

 

 

Проект«Играем и речь развиваем»

для детейподготовительной группы

 

 ВоспитательПетрова СИ

Высшей квалификационной категории.

МБДОУ- детский сад №5 г. Агрыз.

«Обучениеи игра не враги, цели и интересы

которыхсовершенно противоположны – это друзья,

товарищи,которым сама природа указала идти

однойдорогой и взаимно поддерживать друг

друга»     П.Ф. Каптерев.

Актуальностьтемы.

Развитие речи являетсяодной из важнейших задач воспитания детей. Поэтому мы решили обратить своевнимание к проблеме развития речи ребенка?

Человек не обладаетречью при рождении, она формируется и развивается вместе с его ростом иразвитием, то есть, практически, всю жизнь. Но это не означает, что речьразвивается сама по себе, без участия взрослых. Задача педагога – помочь детямразвить речь. Именно дошкольный возраст является самым благоприятным дляразвития речи. Так как основной вид деятельности детей дошкольного возраста –игра, то и обучающий материал должен преподноситься в игровой форме. Онусваивается более быстрее и дает более высокие результаты. Для того, чтобыребёнок успешно обучался в школе, надо целенаправленно заниматься развитием егоречи. Ведь именно речь является источником получения знаний по всем предметамшкольного курса (от того, как ребёнок прочтёт и поймёт параграф, зависит, какон его потом расскажет). Именно с помощью речи ребёнок общается с окружающими,в том числе, с учителями, соответственно, чем правильнее он будет выражать своимысли, тем лучше его будут понимать.

По наблюдениямпедагогов начальных классов, одна из основных проблем начинающихпервоклассников — неумение говорить связно.

По данным российскихучёных, у дошкольников не развита связная речь, дети не могут грамматическиправильно оформить речевое высказывание.

Чаще всего у детейдошкольного возраста:

Ø Односложная речь, состоящая из одних простых предложений.

Ø Беднаяречь — недостаточный словарный запас

Ø Замусориваниеречи, употребление нелитературных слов и выражений, слов – «паразитов», а эторезультат просмотра телевизионных передач для взрослых

Ø Неумениеграмотно и доступно сформулировать предложение, вопрос.

Ø Неспособностьпостроить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказатьтекст. (А к школе это умение приобрести просто необходимо)

Что можно предложить  дляспасения положения?  Игру. 

Игру в разном еёпроявлении: в куклы и в настольную, дома и на сцене, на прогулке, в автомобиле,на природе — везде, где только можно. 

 Игра, протекающаяв коллективе, предоставляет исключительно благоприятное условие для развитияязыка. Игра развивает язык, а язык организует игру. Играя, ребёнок учится, а ниодно учение немыслимо без помощи основного учителя – языка.

Известно,что в дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительноуспешнее, чем на учебных занятиях. Обучающая задача, поставленная в игровойформе, имеет то преимущество, что в ситуации игры ребёнку понятна саманеобходимость приобретения знаний и способов действия. Ребёнок, увлечённыйпривлекательным замыслом новой игры, как бы не замечает того, что он учится,усваивает новые речевые конструкции.

Игра– это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, егожизнь. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и самогосебя, своё место в этом мире, накапливает знания, осваивает язык, общается.

Именноигра позволяет скорректировать возникающие возрастные проблемы и сложности вотношениях. Без игры жизнь ребёнка — невозможна!

Игровая деятельностьвлияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов -от элементарных до самых сложных. Выполняя игровую роль, ребенок подчиняет этойзадаче все свои сиюминутные импульсивные действия. В условиях игры дети лучшесосредоточиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого.

Организуя игру, педагогзанимает позицию включённого партнёра: он просит ребёнка пояснить смыслдействий, побуждая к ролевой речи и беря на себя определённую роль.

Детисвободно проявляют свои игровые умения, самостоятельно сочиняют игру,придумывают новые сюжеты, обсуждая их, моделируют её среду, изменяя её в ходеразвития сюжета.

Педагогическоесопровождение игр направлено на сохранение самостоятельной игры и побужденияигрового творчества. Педагоги стремятся пробудить у детей способность кимпровизации, насыщении сюжетов речью и оригинальными событиями.

Такимобразом, к феномену игры стоит относиться как к уникальному явлению детства.Игра — это не только имитация жизни, это очень серьезная деятельность, котораяпозволяет ребенку самоутверждаться, самовыражаться. Участвуя в различных играх,ребенок выбирает для себя персонажи, которые наиболее близки ему, соответствуютего нравственным ценностям и социальным установкам. Игра становится факторомсоциального развития личности. Проигрывая различные жизненные ситуации, детиучатся идти на компромисс, избегать конфликтных ситуаций, поддерживатьдружелюбную атмосферу. Кроме того, игра является надежным диагностическимсредством психического развития детей. Игра — подлинная социальная практикаребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников.

Цельпроекта:

Развитие речи детей каксредства свободного общения с взрослыми и детьми через игровую деятельность.

Задачипроекта:

1)Создать условия для игровойдеятельности в группе и на участке;

2)Развивать все компоненты устной речи;

3)Формироватьграмматический строй речи;

4)Обогащать активный,пассивный и потенциальный словарь детей;

5)Развивать связнуюречь, опираясь на речевой опыт детей, приобретенный во время игровойдеятельности;умение вести диалог;

6)Развивать умениязадавать вопросы;

7)Продолжатьвоспитывать интерес и любовь к чтению; развивать литературную речь;

8)Воспитывать желания иумения слушать литературные произведения, следить за развитием действия.

Участники проекта:воспитатели, дети подготовительной группы, родители (законные представители).

Продолжительностьпроекта: средней срочности

Ожидаемыерезультаты:

Повышение интересадетей к родному языку;

Обогащение активного ипассивного словаря детей;

Улучшение звуковойкультуры речи, грамматического строя речи, связной речи детей;

Пополнение развивающейпредметно – пространственной среды группы;

Изготовление творческихдетско-родительских работ.

Обобщение проектной деятельности:

1. Создание книги сказок «Литературный альманах»

     2.Смотр – конкурс дидактических игр.

Аннотация проекта

В основу данного проектаположены следующие идеи:

1.Формирование свободного  общения детей со взрослыми идетьми;
        2. Формирование положительного эмоционального состояния.

3. Формирование опыта учебной деятельности.

 

В соответствии с ФГОС проектопирается на научные принципы ее построения:

·       Принцип позитивности -создание поддерживающее, доброжелательной атмосферы помощи, сотрудничества.

·       Принципцелостности развития – усиливает значение всех прошлых этапов жизни впозитивном ключе, организует целостность самосознания и личности ребенка,помогает строить позитивное будущее.

·       Принципиндивидуального подхода – максимальный учет психологического своеобразия ииндивидуального опыта каждого ребенка.

·       Принцип развития исаморазвития личности – активизация творческих возможностей, способности ксамопознанию самоусовершенствованию и саморегуляции.

·       Принциппризнания уникальности и неповторимости личности каждого ребенка.

·       Отражениепринципа гуманизации в проекте означает: признаниенеограниченных возможностей развития личного потенциала каждогоребенка;уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательногопроцесса.

·       Дифференциация ииндивидуализация воспитанияи обучения обеспечивает развитие ребенка всоответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляетсяэтот принцип через создание условий для воспитания и обучениякаждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития.

Ряд авторов Е.А.Румянцева, Т.П. Соколова, С.В. Коваленко рассматривают проекты с детьми,во-первых, это четкость , компактность, большая информативность учебногоматериала, благодаря чему реализуется специально организованная деятельность сдетьми, во-вторых: обеспечение целостного восприятия ребенком окружающего мира,взаимопроникновение содержания различных образовательных областей.

 

Этапы реализации проекта

Реализация проекта рассчитана:с марта – по май 2023г.

1 этап– Подготовительный

·        определение задач воспитательно-образовательной работы;

·        анализ проблемы: что уже есть и что нужно сделать;

·        планирование деятельности всех участников проекта;

·        подбор методической, справочной, энциклопедической ихудожественной литературы по выбранной тематике;

·        подбор необходимого оборудования и пособий для практическогообогащения проекта.

2этап. Основной.

  • Включение каждого ребенка в игровую деятельность. Активное использование в совместной деятельности настольных дидактических игр.
  • Чтение художественной литературы. Развитие всех компонентов речи в ходе обсуждения прочитанных произведений, их обыгрывания, совместного сочинения сказок.
  • Развитие общения взрослых и детей в семье в процессе совместного чтения и творчества.
  • Рисование иллюстраций к сказкам по выбору детей.
  • Консультации для родителей: «Будем говорить правильно», «Игры с детьми по развитию речи».
  • Памятка для родителей по развитию речи детей.
  • Памятка для родителей по развитию связной речи детей.
  • Выставка игрушек, созданных своими руками при помощи родителей.
  • Изготовление дидактических игр по развитию речи воспитателями и родителями.

Планреализации проекта.

Этапы проекта

Сроки проведения

Содержание этапа

I этап

Март

Исследование особенностей поведения детей при помощи следующих методик: методика «Рукавички» для изучения общения со сверстниками в совместной деятельности (Г.А. Цукерман);

– методика «Культура общения» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина);

Представленная информация была полезной?
ДА
61.22%
НЕТ
38.78%
Проголосовало: 1511

– исследование умений вести диалог (И.А. Бизикова).

II этап

Апрель

Проведение образовательной работы посредством следующих мероприятий:

Коммуникативные игры

«Здравствуйте»

 «Зеркало»

«Говорящие ботинки»

«Молчаливое приветствие»

«Закружилась карусель»

«Как общаться с королем(королевой)»

«Мне нравиться твой бант»

«Кто поет на берегу?»

Беседы

на различные темы:

 «Наши четвероногие друзья»

«Чудеса и приключения»

«В одиночку биться не годится»

Ритмические и интонационные игры со словом, а также музыкально-ритмические игры:

«Зайцы»

«Наше путешествие»

«Определи по ритму»

«Учись танцевать»…..

Подвижные игры:

«Веселые ребята»

«Совушка»

«Космонавты»

«Рыбак и рыбаки»

«Карась и Щука»

Психогимнастика и ауторелаксация:

«Путешествие на море»

«Театр марионеток»

«Цапля-ворона-воробей»….

НОД:

«Давайте поиграем!»

«Цветные карандаши»….

Разыгрывание и решение «трудных ситуаций» через различные сюжетно-ролевые игры

Психологические этюды:

«Цветок»

«Ежата»

«Березка»

«Солнце»….

Чтение и обсуждение художественных произведений, взятых из рабочей программы

Обыгрывание эмоционального состояния:

«Злой, печальный, недовольный….»

III этап

Май

Проведенная работа по развитию коммуникативной сферы у дошкольников показал достаточно хорошие результаты, климат в группе заметно улучшился, уменьшилось количество демонстративных реакций,  дети самостоятельно разрешали многие конфликты, чаще стали участвовать в совместных играх и соблюдать правила поведения и общения.  Эффективность проведенной работы подтвердило и диагностическое исследование.  Однако, ощутимый результат возможен лишь при систематической работе, которую необходимо проводить с дошкольниками как на специально организованных занятиях, так и в течении всего дня.

3       этап – заключительный

1. Создание книги сказок «Литературный альманах»

 2. Смотр –конкурс дидактических игр.

3. Консультации для родителей: «Будем говорить правильно», «Игры сдетьми по развитию речи».

4 этап -ПРОДУКТ ПРОЕКТА.

Видеопрезентация «Играем и речь развиваем»

Ресурсное обеспечениепроекта

Нормативно-правовые ресурсы:

1.    Федеральным законом от29.12. 2012 г № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

2.    Устав Муниципального бюджетного дошкольного  образовательного учреждения – детского сада №5 городаАгрыз Агрызского муниципального района  Республики Татарстан;

3.    СанПиН 1.2.3685 – 21«Гигиенические нормативы  и требования к обеспечению  безопасности и (или)безвредности для человека  факторов среды обитания»;

4.    Концепция содержаниянепрерывного образования(дошкольноеи начальное звено)

5.    ПриказМинистерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федеральногогосударственного образовательного стандарта дошкольного образования».

6.    ПисьмоМинпросвещения России от 15.04.2022 NСК-295/06 Об использовании государственных символов Российской Федерации(вместе с Методическими рекомендациями Об использованиигосударственных символов Российской Федерации при обучении и воспитании детей имолодежи в образовательных организациях, а также организациях отдыха детей и ихоздоровления)

Критерии оценивания проекта

1.Удовлетворённость родителей (законныхпредставителей)  результатом работы ДОУ (отзыв родителей).

2. Соответствие условий обучения дошкольников нормамСанПиНа;

3. Информированность родителей (законныхпредставителей) об организации воспитательногои образовательного процесса дошкольника посредством нагляднойинформации, интернет ресурсов.

Результатыпроекта.

 —  свободное общениедетей со взрослыми и детьми;

 — развитие всехкомпонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности;

 — практическоеовладение детьми нормами речи;

Вывод:

Проектпредусматривает — умение детей свободно общаться, значительно увеличивсловарный запас, а также сопровождать  свою деятельность речью. Дети начинаютуместно употреблять средства художественной выразительности в собственной речи.

Литература:

Наименованиедиагностических методик, авторы:

– методика «Рукавички»для изучения общения со сверстниками в совместной деятельности (Г.А. Цукерман);

– методика «Культура общения»(Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина);

– исследование уменийвести диалог (И.А. Бизикова).

Основнаяобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А.- М.: «Мозаика– синтез», 2015 г.

В.В. Гербова Развитиеречи в детском саду: старшая группа – М.: Мозаика –синтез, 2014 г.

О.С. Ушакова развитиеречи детей 5-6 лет – М.: ТЦ СФЕРА, 2015 г.

Занятия с детьми 5-6лет по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром. А.В. Никитина – СПб.:КАРО, 2011 г.

Г.Я. Затулина Конспектыкомплексных занятий по развитию речи (старшая группа) – М.:, Педагогическое общество России, 2007 г.

А.В. Печерогаразвивающие игры для дошкольников  — М.: ВАКО, 2008 г.

Лексические темы поразвитию речи детей дошкольного возраста (старшая группа). Учебно — методическое пособие – М., Центр педагогического образования, 2010 г.

Игровая деятельность назанятиях по развитию речи. Старшая группа. Автор – составитель О.И. Бочкарева –Волгоград: ИТД «Корифей»

З.И. Курцева Ты — словечко, я – словечко … . Методические рекомендации для воспитателей,учителей и родителей – М., изд. Баласс, 2002 г.

О.Жукова Развиваем логику иречь – М.: Астрель; СПб.: Сова, 2008 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.22%
НЕТ
38.78%
Проголосовало: 1511

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.22% НЕТ 38.78% Проголосовало: 1511


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.22% НЕТ 38.78% Проголосовало: 1511


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.22% НЕТ 38.78% Проголосовало: 1511


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.22% НЕТ 38.78% Проголосовало: 1511


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.22% НЕТ 38.78% Проголосовало: 1511


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет