Муниципальное бюджетное дошкольное образовательноеучреждение – детский сад №5 города Агрыз Агрызского муниципального района
Республики Татарстан
Проект«Играем и речь развиваем»
для детейподготовительной группы
ВоспитательПетрова СИ
Высшей квалификационной категории.
МБДОУ- детский сад №5 г. Агрыз.
«Обучениеи игра не враги, цели и интересы
которыхсовершенно противоположны – это друзья,
товарищи,которым сама природа указала идти
однойдорогой и взаимно поддерживать друг
друга» П.Ф. Каптерев.
Актуальностьтемы.
Развитие речи являетсяодной из важнейших задач воспитания детей. Поэтому мы решили обратить своевнимание к проблеме развития речи ребенка?
Человек не обладаетречью при рождении, она формируется и развивается вместе с его ростом иразвитием, то есть, практически, всю жизнь. Но это не означает, что речьразвивается сама по себе, без участия взрослых. Задача педагога – помочь детямразвить речь. Именно дошкольный возраст является самым благоприятным дляразвития речи. Так как основной вид деятельности детей дошкольного возраста –игра, то и обучающий материал должен преподноситься в игровой форме. Онусваивается более быстрее и дает более высокие результаты. Для того, чтобыребёнок успешно обучался в школе, надо целенаправленно заниматься развитием егоречи. Ведь именно речь является источником получения знаний по всем предметамшкольного курса (от того, как ребёнок прочтёт и поймёт параграф, зависит, какон его потом расскажет). Именно с помощью речи ребёнок общается с окружающими,в том числе, с учителями, соответственно, чем правильнее он будет выражать своимысли, тем лучше его будут понимать.
По наблюдениямпедагогов начальных классов, одна из основных проблем начинающихпервоклассников — неумение говорить связно.
По данным российскихучёных, у дошкольников не развита связная речь, дети не могут грамматическиправильно оформить речевое высказывание.
Чаще всего у детейдошкольного возраста:
Ø Односложная речь, состоящая из одних простых предложений.
Ø Беднаяречь — недостаточный словарный запас
Ø Замусориваниеречи, употребление нелитературных слов и выражений, слов – «паразитов», а эторезультат просмотра телевизионных передач для взрослых
Ø Неумениеграмотно и доступно сформулировать предложение, вопрос.
Ø Неспособностьпостроить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказатьтекст. (А к школе это умение приобрести просто необходимо)
Что можно предложить дляспасения положения? Игру.
Игру в разном еёпроявлении: в куклы и в настольную, дома и на сцене, на прогулке, в автомобиле,на природе — везде, где только можно.
Игра, протекающаяв коллективе, предоставляет исключительно благоприятное условие для развитияязыка. Игра развивает язык, а язык организует игру. Играя, ребёнок учится, а ниодно учение немыслимо без помощи основного учителя – языка.
Известно,что в дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительноуспешнее, чем на учебных занятиях. Обучающая задача, поставленная в игровойформе, имеет то преимущество, что в ситуации игры ребёнку понятна саманеобходимость приобретения знаний и способов действия. Ребёнок, увлечённыйпривлекательным замыслом новой игры, как бы не замечает того, что он учится,усваивает новые речевые конструкции.
Игра– это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, егожизнь. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и самогосебя, своё место в этом мире, накапливает знания, осваивает язык, общается.
Именноигра позволяет скорректировать возникающие возрастные проблемы и сложности вотношениях. Без игры жизнь ребёнка — невозможна!
Игровая деятельностьвлияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов -от элементарных до самых сложных. Выполняя игровую роль, ребенок подчиняет этойзадаче все свои сиюминутные импульсивные действия. В условиях игры дети лучшесосредоточиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого.
Организуя игру, педагогзанимает позицию включённого партнёра: он просит ребёнка пояснить смыслдействий, побуждая к ролевой речи и беря на себя определённую роль.
Детисвободно проявляют свои игровые умения, самостоятельно сочиняют игру,придумывают новые сюжеты, обсуждая их, моделируют её среду, изменяя её в ходеразвития сюжета.
Педагогическоесопровождение игр направлено на сохранение самостоятельной игры и побужденияигрового творчества. Педагоги стремятся пробудить у детей способность кимпровизации, насыщении сюжетов речью и оригинальными событиями.
Такимобразом, к феномену игры стоит относиться как к уникальному явлению детства.Игра — это не только имитация жизни, это очень серьезная деятельность, котораяпозволяет ребенку самоутверждаться, самовыражаться. Участвуя в различных играх,ребенок выбирает для себя персонажи, которые наиболее близки ему, соответствуютего нравственным ценностям и социальным установкам. Игра становится факторомсоциального развития личности. Проигрывая различные жизненные ситуации, детиучатся идти на компромисс, избегать конфликтных ситуаций, поддерживатьдружелюбную атмосферу. Кроме того, игра является надежным диагностическимсредством психического развития детей. Игра — подлинная социальная практикаребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников.
Цельпроекта:
Развитие речи детей каксредства свободного общения с взрослыми и детьми через игровую деятельность.
Задачипроекта:
1)Создать условия для игровойдеятельности в группе и на участке;
2)Развивать все компоненты устной речи;
3)Формироватьграмматический строй речи;
4)Обогащать активный,пассивный и потенциальный словарь детей;
5)Развивать связнуюречь, опираясь на речевой опыт детей, приобретенный во время игровойдеятельности;умение вести диалог;
6)Развивать умениязадавать вопросы;
7)Продолжатьвоспитывать интерес и любовь к чтению; развивать литературную речь;
8)Воспитывать желания иумения слушать литературные произведения, следить за развитием действия.
Участники проекта:воспитатели, дети подготовительной группы, родители (законные представители).
Продолжительностьпроекта: средней срочности
Ожидаемыерезультаты:
Повышение интересадетей к родному языку;
Обогащение активного ипассивного словаря детей;
Улучшение звуковойкультуры речи, грамматического строя речи, связной речи детей;
Пополнение развивающейпредметно – пространственной среды группы;
Изготовление творческихдетско-родительских работ.
Обобщение проектной деятельности:
1. Создание книги сказок «Литературный альманах»
2.Смотр – конкурс дидактических игр.
Аннотация проекта
В основу данного проектаположены следующие идеи:
1.Формирование свободного общения детей со взрослыми идетьми;
2. Формирование положительного эмоционального состояния.
3. Формирование опыта учебной деятельности.
В соответствии с ФГОС проектопирается на научные принципы ее построения:
· Принцип позитивности -создание поддерживающее, доброжелательной атмосферы помощи, сотрудничества.
· Принципцелостности развития – усиливает значение всех прошлых этапов жизни впозитивном ключе, организует целостность самосознания и личности ребенка,помогает строить позитивное будущее.
· Принципиндивидуального подхода – максимальный учет психологического своеобразия ииндивидуального опыта каждого ребенка.
· Принцип развития исаморазвития личности – активизация творческих возможностей, способности ксамопознанию самоусовершенствованию и саморегуляции.
· Принциппризнания уникальности и неповторимости личности каждого ребенка.
· Отражениепринципа гуманизации в проекте означает: признаниенеограниченных возможностей развития личного потенциала каждогоребенка;уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательногопроцесса.
· Дифференциация ииндивидуализация воспитанияи обучения обеспечивает развитие ребенка всоответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляетсяэтот принцип через создание условий для воспитания и обучениякаждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития.
Ряд авторов Е.А.Румянцева, Т.П. Соколова, С.В. Коваленко рассматривают проекты с детьми,во-первых, это четкость , компактность, большая информативность учебногоматериала, благодаря чему реализуется специально организованная деятельность сдетьми, во-вторых: обеспечение целостного восприятия ребенком окружающего мира,взаимопроникновение содержания различных образовательных областей.
Этапы реализации проекта
Реализация проекта рассчитана:с марта – по май 2023г.
1 этап– Подготовительный
· определение задач воспитательно-образовательной работы;
· анализ проблемы: что уже есть и что нужно сделать;
· планирование деятельности всех участников проекта;
· подбор методической, справочной, энциклопедической ихудожественной литературы по выбранной тематике;
· подбор необходимого оборудования и пособий для практическогообогащения проекта.
2этап. Основной.
- Включение каждого ребенка в игровую деятельность. Активное использование в совместной деятельности настольных дидактических игр.
- Чтение художественной литературы. Развитие всех компонентов речи в ходе обсуждения прочитанных произведений, их обыгрывания, совместного сочинения сказок.
- Развитие общения взрослых и детей в семье в процессе совместного чтения и творчества.
- Рисование иллюстраций к сказкам по выбору детей.
- Консультации для родителей: «Будем говорить правильно», «Игры с детьми по развитию речи».
- Памятка для родителей по развитию речи детей.
- Памятка для родителей по развитию связной речи детей.
- Выставка игрушек, созданных своими руками при помощи родителей.
- Изготовление дидактических игр по развитию речи воспитателями и родителями.
Планреализации проекта.
Этапы проекта |
Сроки проведения |
Содержание этапа |
I этап |
Март |
Исследование особенностей поведения детей при помощи следующих методик: методика «Рукавички» для изучения общения со сверстниками в совместной деятельности (Г.А. Цукерман); – методика «Культура общения» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина); Представленная информация была полезной? ДА 61.22% НЕТ 38.78% Проголосовало: 1511 – исследование умений вести диалог (И.А. Бизикова). |
II этап |
Апрель |
Проведение образовательной работы посредством следующих мероприятий: Коммуникативные игры «Здравствуйте» «Зеркало» «Говорящие ботинки» «Молчаливое приветствие» «Закружилась карусель» «Как общаться с королем(королевой)» «Мне нравиться твой бант» «Кто поет на берегу?» Беседы на различные темы: «Наши четвероногие друзья» «Чудеса и приключения» «В одиночку биться не годится» Ритмические и интонационные игры со словом, а также музыкально-ритмические игры: «Зайцы» «Наше путешествие» «Определи по ритму» «Учись танцевать»….. Подвижные игры: «Веселые ребята» «Совушка» «Космонавты» «Рыбак и рыбаки» «Карась и Щука» Психогимнастика и ауторелаксация: «Путешествие на море» «Театр марионеток» «Цапля-ворона-воробей»…. НОД: «Давайте поиграем!» «Цветные карандаши»…. Разыгрывание и решение «трудных ситуаций» через различные сюжетно-ролевые игры Психологические этюды: «Цветок» «Ежата» «Березка» «Солнце»…. Чтение и обсуждение художественных произведений, взятых из рабочей программы Обыгрывание эмоционального состояния: «Злой, печальный, недовольный….» |
III этап |
Май |
Проведенная работа по развитию коммуникативной сферы у дошкольников показал достаточно хорошие результаты, климат в группе заметно улучшился, уменьшилось количество демонстративных реакций, дети самостоятельно разрешали многие конфликты, чаще стали участвовать в совместных играх и соблюдать правила поведения и общения. Эффективность проведенной работы подтвердило и диагностическое исследование. Однако, ощутимый результат возможен лишь при систематической работе, которую необходимо проводить с дошкольниками как на специально организованных занятиях, так и в течении всего дня. |
3 этап – заключительный
1. Создание книги сказок «Литературный альманах»
2. Смотр –конкурс дидактических игр.
3. Консультации для родителей: «Будем говорить правильно», «Игры сдетьми по развитию речи».
4 этап -ПРОДУКТ ПРОЕКТА.
Видеопрезентация «Играем и речь развиваем»
Ресурсное обеспечениепроекта
Нормативно-правовые ресурсы:
1. Федеральным законом от29.12. 2012 г № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2. Устав Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения – детского сада №5 городаАгрыз Агрызского муниципального района Республики Татарстан;
3. СанПиН 1.2.3685 – 21«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)безвредности для человека факторов среды обитания»;
4. Концепция содержаниянепрерывного образования(дошкольноеи начальное звено)
5. ПриказМинистерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федеральногогосударственного образовательного стандарта дошкольного образования».
6. ПисьмоМинпросвещения России от 15.04.2022 NСК-295/06 Об использовании государственных символов Российской Федерации(вместе с Методическими рекомендациями Об использованиигосударственных символов Российской Федерации при обучении и воспитании детей имолодежи в образовательных организациях, а также организациях отдыха детей и ихоздоровления)
Критерии оценивания проекта
1.Удовлетворённость родителей (законныхпредставителей) результатом работы ДОУ (отзыв родителей).
2. Соответствие условий обучения дошкольников нормамСанПиНа;
3. Информированность родителей (законныхпредставителей) об организации воспитательногои образовательного процесса дошкольника посредством нагляднойинформации, интернет ресурсов.
Результатыпроекта.
— свободное общениедетей со взрослыми и детьми;
— развитие всехкомпонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности;
— практическоеовладение детьми нормами речи;
Вывод:
Проектпредусматривает — умение детей свободно общаться, значительно увеличивсловарный запас, а также сопровождать свою деятельность речью. Дети начинаютуместно употреблять средства художественной выразительности в собственной речи.
Литература:
Наименованиедиагностических методик, авторы:
– методика «Рукавички»для изучения общения со сверстниками в совместной деятельности (Г.А. Цукерман);
– методика «Культура общения»(Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина);
– исследование уменийвести диалог (И.А. Бизикова).
Основнаяобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А.- М.: «Мозаика– синтез», 2015 г.
В.В. Гербова Развитиеречи в детском саду: старшая группа – М.: Мозаика –синтез, 2014 г.
О.С. Ушакова развитиеречи детей 5-6 лет – М.: ТЦ СФЕРА, 2015 г.
Занятия с детьми 5-6лет по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром. А.В. Никитина – СПб.:КАРО, 2011 г.
Г.Я. Затулина Конспектыкомплексных занятий по развитию речи (старшая группа) – М.:, Педагогическое общество России, 2007 г.
А.В. Печерогаразвивающие игры для дошкольников — М.: ВАКО, 2008 г.
Лексические темы поразвитию речи детей дошкольного возраста (старшая группа). Учебно — методическое пособие – М., Центр педагогического образования, 2010 г.
Игровая деятельность назанятиях по развитию речи. Старшая группа. Автор – составитель О.И. Бочкарева –Волгоград: ИТД «Корифей»
З.И. Курцева Ты — словечко, я – словечко … . Методические рекомендации для воспитателей,учителей и родителей – М., изд. Баласс, 2002 г.
О.Жукова Развиваем логику иречь – М.: Астрель; СПб.: Сова, 2008
