Проект:«Интеллектуальное воспитание школьников 5-11 классов»
Гамзова НэлляВладимировна,
учительобществознания МОАУ СОШ № 19 с.Дальнее
Президент РФ Владимир Путинпоручил к 2024 году обеспечить вхождение России в число десяти ведущих странмира по качеству общего образования. Об этом говорится в указе«О национальных целях и стратегических задачах развития РоссийскойФедерации на период до 2024 года», опубликованном на сайте Кремля.
Глава государства поручил ввестиновые методы и технологии обучения, создать эффективную систему выявленияи поддержки юных талантов.
Выигрывают и будут выигрывать вэкономическом и культурном соревновании те страны, которые смогут создатьнаиболее совершенную систему образования, гарантирующую полноценное развитиеинтеллектуальных возможностей подрастающего поколения. Поэтому интеллектуальноевоспитание учащихся — это объективная потребность, продиктованная реалияминастоящего и запросами будущего.
В связи сэтим нас заинтересовала проблема: как обеспечить, интеллектуальноевоспитание, отвечающее современным требованиям к школьникам.
Интеллект-это динамический процесс взаимодействия человека с миром, поэтому критериямиразвития интеллекта мы будем рассматривать мобильность (гибкость, пластичность)индивидуального поведения, интеллектуальную активность и функциональнуюграмотность (читательскую грамотность) учеников.
Огромнуюроль в развитии интеллекта школьников играют интеллектуальные и развивающиеигры. Развивающие игры делают учение интересным занятием, снимают проблемымотивационного плана, порождают интерес к приобретаемым знаниям, умениям,навыкам.
Игра – этоогромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливаетсяживительный поток представлений, понятий. Как сказал Сухомлинский В.А. «Игра –это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Поэтому, мы решиливоспользоваться этой искрой, чтоб зажечь ребят.
Инновационностьпроекта состоит в расшколивании процесса и понимание интеллектуального развитияшкольников как интеллектуального воспитания. Школьникииграют как в своей школе, так и в других школах области; в различныхорганизациях города: музеях, клубах, центрах занятости населения, некоммерческихорганизациях. Со школьниками играют сотрудники различных сфер деятельности. Темсамым обеспечивается «расшколивание» процесса. В играх формируются навыки иумения интеллектуального труда, интеллектуальные способности, формируетсямобильность индивидуального и коллективного поведения.
Какправило, игры не оставляют равнодушным ни детей, ни подростков и даже взрослых,они дают импульс к творческим проявлениям.
Командапроекта состоит из:
руководителя(преподаватель, педагог-организатор), педагогов-соведущих, помощников(школьники старших классов).
Компетенциикоманды:
руководительорганизует сотрудничество с организациями города и области, педагоги-соведущие участвуют в подборе и формированиикоманды школы, подготавливают и организуют игры в школе, помощники-старшеклассникипомогают подготавливать участников к играм, являются модераторами на играх.
Ожидаемыерезультаты проекта:
1. Повышениеуровня интеллектуальной активности (мотивация к участию и использованиеполученных знаний в практической деятельности).
2. Повышениеуровня функциональной (читательской) грамотности школьников (способностьпонимать и применять информацию, строить грамотные рассуждения, обдумывать ипланировать свою деятельность, вести самостоятельный поиск решений, предвидетьконечный результат).
3. Повышениеуровня учебной мотивации школьников.
4. Разработкапрограммы курса по интеллектуальному воспитанию.
Применениепрограммы курса другими школами города и области.
Такимобразом, можно сделать вывод, что создание условий для интеллектуальноговоспитания институтом школы не только возможно, но и обязательно.
Процессрасшколивания обучения мотивирует, заинтересовывает школьников в получениизнаний, применении их на практике.
Интеллектуальныеигры, викторины, кейс-методы,кейс-стади – лучшие формы интеллектуального развития школьников на любомэтапе обучения.
Реализацияпрограммы курса показал динамику развития интеллектуальных способностейшкольников.