КозловаИрина Сергеевна
учительфизики,
МКОУ СОШ №90
г. Железногорска
План-конспектурока по учебнику
«Физика. 7 класс».
Авторы: Л.Э.Генденштейн, А.Б.Кайдалов, В.Б.Кожевников
Тема:«Рычаг. Условие равновесия рычага»
(Технологическая карта изучения темы)
Тема |
Рычаг. Условие равновесия рычага. |
Цель темы
|
|
Планируемый результат |
|
Основные понятия |
рычаг, плечо силы, условия равновесия рычага |
Межпредметные связи |
биология, математика. |
Ресурсы: — основные — дополнительные |
Учебник Л.Э.Генденштейн, А.Б.Кайдалов, В.Б.Кожевников. Физика. 7 класс. Тема: «Рычаг. Условие равновесия рычага» лабораторное оборудование: штатив с муфтой, рычаг, набор грузов массой по 100 г, динамометр, линейка с миллиметровыми делениями. |
Организация пространства |
Работа фронтальная, индивидуальная, в парах. |
Этапы исследования |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Результат |
Постановка проблемы
|
На доске изображены 3 ситуации: мама и ребенок на качелях. Вопрос – Какой вопрос у вас возник, когда смотрите на рисунок
Вопрос – Над чем сегодня будем думать на уроке? Проблема записана на доске
Проведем эксперимент с линейкой на пальце. Что мы увидели?
Эксперимент с рюкзаком и палкой. Что ты почувствовал? Так что же мы сегодня будем выяснять?
|
1. Почему они не падают? 2. В какую сторону перевесят качели? 3. Почему одно тело больше другого? 4. Кто перевесит? 5. Будут ли качели находится в равновесии? 6. Куда нужно сдвинуться ребенку (маме), чтобы качели были в равновесии? 7. Это весы? 8. Почему они сидят на разном расстоянии? 9. Почему тела не падают? 10. Когда тела будут в равновесии? 11. Почему не перевешивают? 12. Какой рисунок правильный? 13. Что будет, если тела поменять местами? 14. А если мама похудеет?
Если центр линейки на пальце, наступает равновесие. Если одна сторона длиннее, то линейка падает.
Когда рюкзак ближе к плечу (точки опоры) его легче держать. Мы будем изучать равновесие. |
Возникнет вопрос – Когда двое на качелях уравновешивают друг друга?
Проблема записана в тетради
Выясним, при каких условиях качели будут находиться в равновесии.
|
Поиск решения -выдвижение гипотез
— проверка гипотез |
Вопрос – Как вы считаете, какой из рисунков отражает реальную ситуацию? Обсудите в парах. Вопрос- Выскажите свои мнения
Представленная информация была полезной? ДА 60.97% НЕТ 39.03% Проголосовало: 1532
Вопрос – Как доказать, что ваши суждения, верны?
Вопрос – Как вы думаете, какой из способов самый эффективный? Вопрос – С помощью какого оборудования можно на уроке провести этот эксперимент? Учитель: Вы перечислили примеры рычагов. Что такое рычаг?
Таким образом рычаг – это… Рисует рычаг, обозначает плечи, силы. Вводится понятие плечо силы. |
Дети обсуждают ситуацию в паре и выбирают ответ 1. На первом рисунке, потому что они находятся на равном расстоянии от центра качели. 2. На втором рисунке, так как мама тяжелее и сидит ближе. 3. На третьем, так как… 4. Другие варианты Дети высказываются: 1. Проверить экспериментально. 2. Пойти на улицу и проверить на качели. 3. Мы изучали «золотое правило» 4. Другие варианты Дети делают выбор
1. Линейка 2. Коромысло 3. Весы. 4. Палка.
1. Длинная палка, которая на что-то опирается. 2. На него что-то подвешивают. 3. С помощью него можно что-нибудь поднять.
|
Дети хотят узнать правильный ответ (побуждение к познавательной деятельности)
Выбирают эксперимент
зарисовывают рычаг и вносят обозначения.
|
Выражение решения |
Проверим экспериментально наши гипотезы. Составим план действий. Зададим параметры измерений |
Дети называют этапы: 1. Составить таблицу 2. Сделать рисунок. 3. Записать вывод. 4.Проанализировать результат |
Чертят таблицу Рисуют рисунок (схему) Проводят эксперимент Записывают вывод |
Предъявление решения
Обсуждение результатов |
Вопрос — Что показал эксперимент? Учитель фиксирует варианты ответов на доске.
Вопрос- По результатам эксперимента выскажите, подтвердились ли ваши гипотезы?
Учитель в ходе диалога и обсуждения предлагает заменить слова тела, качели, расстояние на физические понятия (сила, плечо и рычаг)
Вопрос – Какую математическую зависимость получили между измеряемыми величинами.
|
Дети зачитывают (записывают выражением) полученный результат
Дети высказываются: 1. Если разные тела, то они находятся на разном расстоянии от центра. 2. Если тела одинаковые, то они находятся на одинаковом расстоянии. 3. В первом случае мама перевесит, потому, что она тяжелее. 4. На втором рисунке качели находятся в равновесии.
Обратная зависимость
|
Если сила больше (меньше), то расстояние до оси вращения меньше (больше).
Сформулировать условие равновесия рычага записать в виде отношения
|
