Муниципальное общеобразовательное учреждение «Красноармейскаяосновная общеобразовательная
Проект
натему :
«История школьной формы»
Подготовили:
Ученики 9 класса МОУКрасноармейская ООШ
Руководитель: Покровская Дарья Андреевна
(ФИО)
учитель проектнойдеятельности
МОУ Красноармейская ООШ
п.Громово 2022г.
Оглавление
I.Введение ……………………………………………………. 3-4
II.Основнаячасть ……………………………………………… 5-13
2.1. Из истории школьной формы в России…………… 5- 7
2.2. Школьная форма за рубежом ……………………… 8
2.3. Точки зрения специалистов на проблему…………. 8-9
2.4. Результаты анкетирования ………………………… 10
2.5. Статистические данные по России………………… 10-11
2.6. Воспоминания о школьной форме ………………… 11-12
III.Заключительная часть ……………………………………… 12
Информационные ресурсы ………………………………… 13
Приложение
I. Введение
«В человеке должно быть все прекрасно:
и лицо, и одежда, и душа, и мысли»
А.П. Чехов
* Одежда для школы! Вопрос очень острый
* Как для учащихся, так и для взрослых!
* В чем можно ходить и ходить в чем нельзя
* Для всех это нынче проблема, друзья!
Я заинтересовалась этим вопросом потому, что в школах России в связи свнесенными поправками в Закон РФ «Об образовании» по указу Президента РФВладимира Владимировича Путина введена школьная форма, обязательная для всехучащихся.
24 года назад, в 1992 году, было отменено обязательное ношениешкольной формы в школах Российской Федерации. Однако все чаще стали звучатьголоса, призывающие вновь ввести форму для школьников. Сегоднятрадиция ношения школьной формы возрождается, и вновь, как прежде, лучшиешколы, лицеи и гимназии вводят правила обязательного ношения школьнойформы. Хорошо это или плохо? Форма – средство дляподдержания дисциплины или насилие над свободной личностью?
Еще когда школьники носили школьную форму? А может онанеобходима?
Я задумалась, почему на празднике Последнего звонка в школеподавляющее большинство выпускниц одевается в форменные коричневые платья сбелыми фартучками, а молодые люди предпочитают строгие классические пиджаки ибрюки? Мне захотелось исследовать суть данного вопроса.
Цельмоего исследования:
1. Привлечьвнимание к проблеме внешнего вида современного школьника.
2. Когдавпервые была введена школьная форма в нашей стране и каковы цели ее введения?
Проблемаисследования:
Нужнали школьная форма?
Гипотеза:
Школьнаяформа была введена с какой – то целью взрослыми, но не по инициативе детей.
Задачиисследования:
1)познакомиться с историей школьной формы в России;
2)познакомитьсяс историей школьной формы за рубежом;
3)изучить точки зрения специалистов по проблеме исследования;
4)изучить мнение учителей, учащихся школы и односельчан.
-3-
Объектисследования: школьная форма
Методыисследования:
-работа с источниками и их анализ;
-опрос учителей, учащихся, односельчан.
Актуальностьтемы:
Обязательна ли повседневная форма одежды для учеников во время нахождения их вшколе? Что подходит современному ученику? Свободный стиль одежды? Или школьнаяформа? Этот вопрос волнует не только психологов, родителей, но и педагогов,школьников.
Этапыработы:
-Определение темы, цели исследовательской работы.
-Составление плана работы.
-Поиск материала в различных источниках (в интернете, в энциклопедиях, вшкольном музее).
-Проведение социологического опроса среди учащихся, учителей и односельчан.
-Анализ собранного материала.
-Презентация исследовательской работы.
Врамках проекта планируется формирование умений и знаний, необходимых длячеловека 21 века:
1. творчество и любознательность;
2.умение работать с информацией;
3.межличностное сотрудничество;
4.умение находить проблемы и решать их;
5.саморазвитие;
6.социальная ответственность;
Ожидаемыйрезультат:
Доказатьнеобходимость школьной формы и ее актуальность в современной школе.
II. Основная часть
2.1.Из истории школьной формы в России.
Сейчас в России ведется много споров о том, нужная ли школьная форма ученикам,и если да, то какой ей быть? Для начала обратимся к истории возникновенияшкольной формы в России. Для этого я обратилась за помощью к энциклопедии.
У школьной формы вРоссии богатая история. В далеком 1834 году впервые вводится школьная форма вовсех учебных заведениях. Сначала — для гимназистов и студентов, и только длямальчиков. Спустя 62 года, в 1896 году форму ввели и для девочек. До революции1917 года школьная форма (форма гимназистов) была сословным признаком,потому что учились в гимназии лишь дети богатых родителей. По форме можно былоотличить и принадлежность гимназиста или студента к тому или иному учебномузаведению.
Мальчиков-гимназистовможно было узнать по форме: фуражка с эмблемой гимназии, гимнастерка, шинель,куртка, брюки, черные ботинки, ранец. Гимназический и студенческий мундирывходили в систему всех гражданских мундиров Российской империи, и отличалисьизысканной простотой. (Приложение 1)
Девочкампредписывалось носить темные строгие платья с плиссированными юбками до колен ичёрные фартуки (по праздникам — белые). Форму носили не только в гимназии, но ина улице, дома, во время торжеств и праздников. Она была предметом гордости.Дети элитных учебных заведений всегда гордились своей формой.
Следует отметить, что до революции фасон формы успел поменяться несколько раз(1855, 1868, 1896 и 1913 годах) — соответственно веяниям моды. Воспитанницамзнаменитого Смольного института предписывалось ношение платьев определенныхцветов, в зависимости от возраста воспитанниц. Для воспитанниц 6 — 9 лет —коричневый (кофейный), 9 — 12 лет — голубой, 12 — 15 лет — серый и 15 — 18 лет— белый. Форма была предметом гордости.
Все изменилось с пришествием власти большевиков: появилась единая школа,исчезли лицеи и реальные училища, а вместе с ними и форма учащихся. В 1918 годуДекрет «О единой школе …» отменил форму учащихся, признав ее наследиемцарско-полицейского режима. С точки зрения «классовой борьбы»старая форма считалась символом принадлежности к высшим сословиям (быладаже презрительная кличка для сентиментальной девочки — «гимназистка»).С другой стороны — форма символизировала абсолютную несвободуученика, его униженное и подневольное положение. Но у этогоотказа от формы была и другая, более понятная причина,подоплёка — бедность. Ученики ходили в школу в том, что моглипредоставить им родители, а государство в тот момент активноборолось с разрухой, классовыми врагами и пережитками прошлого.
Однакосо временем, когда в стране была преодолена разруха послереволюционных ивоенных лет, завершено экономическое восстановление страны, было решеновозвратиться к былому образу — к коричневым строгим платьям,фартукам, ученическим курточкам и отложным воротничкам.
В 30-е годы в школах такжене было единой формы, но всё же приветствовались белый верх, чёрный низ,особенно на торжественных линейках
В 1949 году в СССР была введена единая школьная форма.
Мальчиков одели в серые военные гимнастерки с воротником стоечкой, с пятью пуговицами,с двумя прорезными карманами с клапанами на груди, а девочек – в темно-коричневые шерстяные платья с черным передником (по праздникам – белым). Элементомшкольной формы также был ремень с пряжкой и кепка с кожаным козырьком, которуюребята носили на улице. Платья были скромно украшены кружевными воротничками иманжетами. Ношение воротника и манжет было обязательным. В дополнение к этомудевочки могли носить чёрные или коричневые (повседневные) или белые (парадные)банты. Банты других цветов по правилам не допускались. Стоит отметить, что, вобщем, школьная форма для девочек сталинской эпохи походила на школьную формуцарской России. Даже причёска должна была отвечать требованиям пуританскойморали — «модельные стрижки» до конца 50-х годов были под строгим запретом, неговоря уже об окраске волос. Девочки обязательно носили косы с бантами. Тогдаже атрибутом формы у учащихся стала символика: у пионеров – красный галстук, укомсомольцев и октябрят – значок на груди. Школьную форму эпохи Сталина можноувидеть на картине Ф.П.Решетникова «Опять двойка», в фильмах«Первоклассница», «Васёк Трубачёв и его товарищи».
В 1962 году мальчиков переодели в серые шерстяные костюмына четырех пуговицах, форма девочек осталась старая. Школьников конца 1960-х мыможем видеть в фильме «Доживём до понедельника».
В 1973 году произошла новая реформа школьной формы.
Мальчики теперь должны были приходить на уроки в синемкостюме, украшенном нарукавной эмблемой в виде раскрытой книги и восходящим солнцем– символом просвещения, и алюминиевыми пуговицами с изображением пятиконечнойзвезды.
Для девочек цвет формы остаётся прежним -тёмно-коричневым, зато появляется многообразие фасонов. Платья были и прямые, ирасклешённые, и с плиссированной юбкой. Особо ценились платья с застёжкойспереди. Фартуки делали из различного материала — вплоть до кружевных. Самыестильные — те, которые не застёгивались на пуговичку, а завязывались сзади набантик. До 1976 года девочки с первого по 10-й класс ходили именно в этойформе.
А в 1976 году появилось что-то новое: так называемаяпионерская форма — синий полушерстяной костюм-тройка (пиджак,жилет, юбка). В праздничных случаях полагалась ещё белая рубашка с эмблемой нарукаве, но в дни обычные девочки носили разнообразные блузы. Постоянно носитьпионерскую форму полагалось с восьмого класса.
Кроме того, былавведена парадная пионерская форма — синие юбки, белые блузки, красные пилотки –для девочек и мальчиков. В такой форме ребята должны были приходить вшколу на всевозможные пионерские праздники, линейки и парады. (Приложение 1)
В 1985 году измененияв форме коснулись и девочек — старшеклассницы могли сменить платья и фартук насинюю юбку, рубашку, жилетку и пиджак.
В 1992 году с распадом СССР, в школах РоссийскойФедерации отменили единую форму на радость старшеклассникам, которым надоелаобязательная одинаковая одежда, и предоставили ученикам возможность проявитьсвою индивидуальность. Это привело к тому, что ученики, обрадовавшись свободестиля, стали надевать на себя разные наряды, подчас несовместимые сучебным процессом. Постепенно школа превратилась в подиум для демонстрациифинансовых возможностей. Больнее всего это ударило по самим школьникам. Те, ктобыл одет с иголочки, стали сторониться своих сверстников, донашивающих одеждустарших братьев и сестер.
Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 Об образованиигласит, что школа имеет право самостоятельно на основе своего уставаопределять права и обязанности ученика, если это не противоречитдругим законам. Порядок введения школьной формы никакими нормативнымидокументами не регламентирован и относится к компетенции образовательногоучреждения, но в обязательном порядке должен быть зафиксирован в уставе илидругом локальном акте, регламентирующем деятельность школы. Никаких официальныхдокументов, приказов, распоряжений на счет обязательности школьной формы нет.Тем не менее, все больше учебных учреждений обращаются к прошлому опыту ивводят школьную форму как обязательный атрибут школьной жизни.
Вспомнили о форме в1999-2002 годах, когда в некоторых городах были приняты нормативные акты овведении школьной одежды. Нынешняя ученическая одежда отличается разнообразиемфасонов и расцветок.
Наблюдая застаршеклассниками нашей школы (за их свободной формой одежды), хотелось бывысказать свое мнение.
Мне кажется, что и встарших классах ученики должны выглядеть достойно, чтобы мы — ученики младших,средних классов могли брать с них пример во всем, в том числе и в одежде. Ведьвсегда приятно смотреть на аккуратно одетого ученика. Школьная формаучит: выделяться из толпы нужно знаниями и способностями. В школе должно бытьсостязание умов и характеров, а не одежды. Общая форма нас объединяет. Пройдётвремя, и я верю, что мы с волнением будем смотреть на школьные фотографии взнакомых жилетках.
2.2.Школьная форма за рубежом.
В Германии нет единой школьной формы,хотя ведутся дебаты о введении. В некоторых школах ученики могут участвовать вразработке школьной одежды. Что характерно, даже во времена третьего Рейхашкольники не имели единой формы.
В США школьная форма введена во многихчастных школах. В государственных школах единой формы нет, хотя в некоторых изних существуют правила ношения одежды (dress code).
На Кубе форма обязательна для всех учащихся школ и высшихучебных заведений.
Для большинства средних и старших школ Японии школьная формасчитается обязательной. В каждой школе она своя, но на самом делевариантов не так уж много. Для мальчиков это обычно белая рубашка и темныепиджак и брюки, для девочек – белая рубашка, темные пиджак и юбка или же«сейлор фуку» – матросский костюм. К форме обычно относится еще ибольшая сумка или портфель. Школьники начальных классов, как правило, одеваютсяв обычную детскую одежду.
Школьная форма в других странах отличается от нашейстраны: где-то она более консервативна, а где-то – очень модная инеобычная.
В большинстве европейских стран также нет единой формы,всё ограничивается достаточно строгим стилем. Во многих странах мира вопрос ошкольной форме, как и у нас, остается открытым.
2.3. Точки зрения специалистов на проблему.
Мы изучили разные точки зрения на поднятую нами проблему.
Мнение психологов
Специалисты по детской психологии считают, что в школьной формевсе-таки больше плюсов, чем минусов. Стандарт одежды:
-воспитывает чувство принадлежности к школе и гордости за нее.
-она несколько смягчает видимые признаки социального расслоения среди детей иподростков
-это ее дисциплинирующее воздействие. Ребенок со школьной скамьи привыкнетносить одежду к месту и ко времени. Какой бы дизайн ни придумалимодельеры для школьной формы, этот дизайн в любом случае будет строгим иделовым, не допускающим вольностей и не отвлекающим учеников от основногозанятия – изучения школьной программы. Дети должны с детства привыкать к тому,что костюм – это нечто большее, чем просто одежда. От того, как ты выглядишь,зависит, как с тобой будут общаться окружающие.
В школах, где единой формы нет, учителям приходитсяприлагать гораздо больше усилий для поддержания дисциплины и борьбы свызывающим поведением отдельных учеников.
Мнениеврачей
При ношении узкой одежды, особенно джинсов, происходитрезкое ухудшение кровотока в области таза, затруднение венозного илимфатического оттока. Как следствие – застой крови в малом тазу, нарушениенормального функционирования органов половой системы, мочевого пузыря,кишечника. Таким образом, одежда ребенка должна быть прежде всего безопаснойдля здоровья. Конечно, первоклассники не ходят с голыми пупками, но как раз уних школьная форма и не вызывает негативных эмоций. Наоборот, они ждут не дождутсятого дня, когда им придется ее надеть. Поэтому к тому времени, как они станутподростками, ношение деловой одежды войдет у них в устойчивую привычку.
Главные аргументы противников единой одежды дляшкольников – элементарное нежелание детей ее носить, «потеря индивидуальности».Каким бы хорошим ни был дизайн одежды, никогда не будет так, чтобы он одинаковонравился всем. А для ребенка, и особенно для подростка, носить одежду, котораяему не нравится, – это очень серьезный стресс. Чем плоха уравниловкадля подростка? Ребенок в этом возрасте – комок внутренних противоречий. И еслиему не позволяют самовыражаться хотя бы в одежде, это приводит к забитости.Ученик нуждается в уважении к собственной личности, а выбор стиля одежды дляшкольников исходит из такого уважения. Поддерживая в школе культуры стиля водежде, учитель должен показать, что уместно носить в классе, а что нет. И,возможно, подросток не будет вести себя вызывающе.
А учителя, используя в своей одежде, например, галстук,косынку или брошь в тон костюмам детей, тем самым подчеркнут свое уважение кдетям и к общешкольной культуре.
Мнениестилистов
Сегодняшние производители предлагают довольно широкийвыбор фасонов в различных коллекциях школьных форм. Если договориться сродителями об определенной расцветке, то из предложенного ряда моделей можновыбрать что-то по вкусу и размеру. Например, для девочек это могут быть юбкидвух-трех, а у некоторых фирм и пяти-семи фасонов, несколько вариантовсарафанов, жилетки (трикотажные и тканевые), брюки и бриджи, пиджаки такжепредлагаются в ассортименте. При всем этом многие школы не вводят почти никакихограничений на блузки, кофточки и рубашки, за исключением того, что они недолжны быть кричащих расцветок или вызывающе вульгарных фасонов.
Кроме того, чтобы устранить ощущение неудобства, дизайнерышкольной формы разработали очень красивую и удобную школьную одежду:плиссированные юбки, пиджаки, сарафаны, блузки с кружевными манжетами и моднымиворотничками, трикотажные безрукавки, жилеты на пуговицах имолниях.
2.4. Результаты анкетирования учащихся нашей школы.
1.Выхотите, чтобы у школьников была школьная форма?
а) Да, хочу – 61% б) Нет- 28% в) Не знаю- 11%
2.Нуженли на школьной форме символ или значок школы?
а) Да- 33% б) Нет- 56% в) Не знаю- 11%
3.Становятся ли ученики в форме похожи друг на друга?
а) Да- 67% б) Нет- 22% в) Не знаю- 11%
4.Влияетли школьная форма на поведение?
а) Да- 11% б) Нет- 39% в) Не знаю- 50%
5.Какововаше отношение к школьной форме?
а)Положительное – 54%
б)Отрицательное -28%
в)Безразличное – 18%
Материалыкорреспондента
Я провела опрос на улицах села на тему: «Нужна ли школьнаяформа?» В опросе участвовали сто человек, разделённые на четыре группы. Первая– это ученики младших классов, вторая – школьники старших классов, третья –люди в возрасте от 30 до 40 лет и последняя категория опрошенных – старше 40лет.
Результаты таковы: 90 % людей старше 40 лет(тех, кто застал школьную форму) высказались «за», ученики младших классовмыслят точно также, только для них dress code – сродни игре. Что же касаетсястаршеклассников, то большинство из них против школьной формы. Своё мнение онимотивируют тем, что не желают выглядеть как все, для них одежда – это способсамовыражения в обществе. А у их родителей – людей в возрасте от 30 до 40 лет –мнение разделилось практически 50 на 50.
2.5.Статистические данные по России
Большинство россиян (64%) считают, что в школах следуетвводить форму одежды. Доля тех, кто придерживается противоположной точкизрения, вдвое меньше (31%).
По данным Всероссийского центра изучения общественногомнения (ВЦИОМ), чаще всего за введение школьной формы выступают женщины — 77%.Из них 39% считают, что «безусловно следует» ее ввести.
Социологи отмечают, что на этом фоне существенно выделяетсяпозиция в отношении школьной формы молодых респондентов 18-24 лет, средикоторых преобладает отрицательное отношение к ее введению — половина опрошенныхэтой группы (51%) против введения школьной формы, тогда как «за» — лишь треть(38%).
Хорошо обеспеченные опрошенные демонстрируют болеенегативное отношение к введению формы в школах. Из них 43% полагают, что этогоделать не следует. Хотя и в этой группе большинство (56%) готово поддержатьтакую меру. – 10-
Основные преимущества школьной формы — сглаживаниесоциального неравенства детей (это отмечают 53% опрошенных) и ее«дисциплинирующий» фактор (44%). Немаловажным для родителей является и то, чтошкольная форма формирует чувство общности и сплоченности с классом, школой(18%). Лишь 15% опрошенных не видят никаких «плюсов» введения школьной формы.Причем, среди молодежи 18-24 лет доля тех, кто таких преимуществ не находит,максимальна и составляет треть опрошенных (34%).
Главные недостатки школьной формы — нежелание детейее носить (32%) и «потеря индивидуальности» (18%). Также респонденты указываютна фактор «затратности» — 15% отмечают повышение финансовых расходов наобучение ребенка, а 11% — затраты времени и сил родителей в связи сприобретением формы. Нередко к «минусам» относят низкое качество материалов ипошива школьной формы (14%).
2.6.Воспоминания о школьной форме.
Ветеран педагогического труда Хамитова ФайрузаХабибулловна вспоминает:
«Я носила школьную форму все школьные годы и, на мой взгляд,с учетом уже сегодняшнего времени, что лучше той школьной формы, платья скружевным воротником и кружевными манжетами у девочек, у мальчиков – костюмы,уже нет».
* * *
Чтоже думают ученики о школьной форме:
— Форма нужна, потомучто это — экономия денег, не нужно будет к первому сентября покупать пятькостюмов для школы. Никто не будет чувствовать себя хуже одетым, все будутвизуально равны. А также внешний вид влияет на обстановку.
— Смотря какая, еслита, которую я хочу, то да.
— Форма нужна толькопервоклассникам, им всё равно, что на них надето, а мы, десятиклассники, имеемсформировавшийся вкус.
Чтодумают учителя:
— Я за школьнуюформу! Во-первых, социальный статус у всех разный, чтобы дети не делили себя,во-вторых, я считаю, что в форме дети будут чувствовать себя более уверенно,деловой стиль ко многому обязывает.
— Думаю, официальнаяформа не нужна, но деловой стиль одежды должен быть обязательно,
— Я не думаю, чтоформа должна быть обязательной. Дети должны одеваться в школу строго, носвободно! Пускай это даже и джинсы будут классического покроя, джемпера,рубашки – все в разумных пределах.
Чтодумают родители:
— Форма должна быть,но не одинаковой. Думаю, что у детей может вызывать зависть одежда, если укого-то есть, а ему родители не покупают по
каким-то причинам. Должен быть единыйстиль. Ведь форма есть во многих школах мира.
— Скорее, должен бытьединый деловой стиль, а не форма.
Чтодумаю я:
Я счастлива и горда тем,что учусь в одной из самых лучших школ района. И для себя лично не вижу ничегозазорного в том, чтобы ходить в школу в форме, тем самым, поднимая уровеньшколы в глазах окружающих не только уровнем своих знаний, но и своим внешнимвидом.
Мне хочется, чтобымоя форма была удобной и красивой, чтобы она была современной, чтобы онапоказывала мою принадлежность к определенному коллективу, но главное я должнасебя в ней комфортно чувствовать и на уроке, и по дороге домой, ну и самоеосновное — она должна мне просто нравиться.
Заключительная часть:
В заключении хотелось бы сказать следующее: в школьнойформе наших дней одинаковое количество плюсов и минусов. Но, все же, формапомогает воспитывать внутреннюю дисциплину, прививает вкус.
Вопрос только в том, какая она будет. Следует помнить, что школьная форма – этоне столько наряд, сколько повседневная одежда, в которой ребенок ходит 5-6 днейв неделю. Идеальный вариант – это красивая, удобная и недорогая форма,состоящая из нескольких аксессуаров для разных времен года. Я думаю, чтопредпочтительней, конечно, удобная практичная одежда, которая не мнется и нетребует особого ухода.
Основные задачи,которые решает форма – развитие чувства коллективизма, гордости за свое учебноезаведение, дисциплинированность, равноправие, когда на первое место выходятзнания, а не доход родителей.
Для нас, детей, учебав школе – это наша работа. Строгие костюмы напоминают нам об этом. И от этогомы чувствуем себя старше и взрослее. В школе нужно учиться, а не отвлекаться наразглядывание того, кто в чём пришел. Школьная форма усиливает нашубезопасность, улучшает дисциплину в классе, повышает успеваемость, сплачиваетучеников в коллективе, формирует командный дух. Таким образом, наша гипотезаподтвердилась.
Вся история развитияшкольной формы говорит о том, что взрослые (наши родители), наше государствостарались и стараются предусмотреть и продумать при разработке и введении формыочень много разных вопросов и нюансов – но при этом никогда не учитывалосьмнение самих школьников.
Эта темапредставляется мне интересной и актуальной, я думаю взрослым будет важно иинтересно узнать, что же думают сами ученики (их дети) о школьной форме.Надеюсь, я смогла им в этом помочь разобраться.
Ведь всех интересует,как сделать так чтобы в нашей стране росли грамотные, воспитанные и красивыедети.
Народная мудростьправа — встречают всё-таки по одёжке.
Спасибо завнимание.
Литература
1.Брукс Ф., Чандлер Ф., Кларк Ф., Клейборн А. и др. Новая детская энциклопедия -М.: РОСМЭН, 2003.
2.Мишина К., Зыкова А/ Перевод. Большая книга вопросов и ответов – М.: Изд-воЭксмо, 2004.
3.Эльконин Д.Б. Детская психология – М., 1960.
4.Новичков В.Б., Гара Н.Н., Куркин Е.Б. Новая школьная энциклопедия. Страны инароды. – М.: РОСМЭН, Педагогика-ПРЕСС, 2004.
5.Цирульников А.М., Юрьев А.И., Гара Н.Н., Куркин Е.Б. Новая школьнаяэнциклопедия. Всемирная история. – М.: РОСМЭН, Педагогика-ПРЕСС, 2004.
Информационныересурсы
2. http://nnm.ru/blogs/horror1017/iz_istorii_shkolnoy_formy/
3 .http://planetashkol.ru/articles/22129/
4.ЗаконРФ от 10.07.1992 № 3266-1 Об образовании»
Приложение
Школьная форма в России
Форма гимназистов конца XIX- начала XX века
Гимназистки начала ХХ века
Форма40-х-50-х годов
ХХ века
Школьная форма мальчиков 70-х годов ХХ века
Школьная формадевочек.
70-е годы ХХ века
Октябрятскийзначок
Пионерский значок Пионерский Зажим для галстука
галстук
Комсомольскийзначок
Школьная форма советскогопериода. Красота!
Современная школьная форма.