Проект «Кукласвоими руками»
для детей подготовительнойк школе группы
Тип проекта: познавательно-творческий
Срок реализации: февраль
Участники: Детиподготовительной группы, родители, воспитатель
Раздоркина Марина Анатольевна
Итоговое мероприятие: Выставкакукол, сделанных своими руками.
Актуальность
В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, мывсерьез задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольники. Воспитаниегражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, привитие ребёнкунравственных ценностей не может быть успешно решено без глубокого познаниядуховного богатства своего народа, освоения народной культуры. В нашемсегодняшнем желании узнать, как жили люди на Руси и как украшали свой быт, вочто одевались и какими игрушками играли, кроется не только познавательныйинтерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своегонарода.
Одним из самыхзагадочных символов России является народная кукла. Это не просто детскаяигрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных временмастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя всекультурные традиции и обычаи Руси. Традиционная тряпичная кукла переживаетподлинное возрождение в сегодняшней России. Рукотворная лоскутная фигуркавыполняет теперь новую коммуникативную функцию. Она стала живым средствомобщения и приобщения к народному культурному опыту. Участие ребёнка в созданиинародной куклы позволяет развить у него творческие начала, воображение,фантазию. И, в то же время, активизирует познавательную деятельность,воспитывает интерес и любовь к культуре своего народа.
Проблема
Современныйребёнок ориентирован на игрушки западных стран и не владеет достаточной информациейо традиционной народной кукле.
Современные дети восновном играют игрушками фабричного производства и мало представляют себе вкакие куклы играли их родители, бабушки идедушки, наши предки. У них недостаточно сформировано бережное отношение кигрушкам. А также дошкольники практически не имеют представления осамодельной кукле, у них нет навыков изготовления тряпичной куклы,нет навыков для обыгрывания самодельных кукол. Кукла — первая игрушка, поэтомуона близка и понятна ребенку.
Рукотворная тряпичнаякукла — часть народной традиции. Изготавливая ее,
ребенок узнает историюсвоего народа. Кукла не рождается сама, ее создает
человек, а самыеталантливые творцы кукол — дети. Через
кукольный мир онивходят в жизнь и постигают ее закономерности. Кукла —
зримый посредник междумиром детства и миром взрослых. Если делать кукол вместе с детьми, то их увлекаетсам процесс «рождения» куклы. Она будет особенно дорогаребенку.
Цельпроекта: пробуждение интереса детей к народной кукле и изготовление её своими руками.
Задачи:
Образовательная: Формироватьпредставления о разнообразии и назначении народной куклы.
Развивающая : Развиватьтворческие способности и коммуникативные навыки
(логическоемышление ,образное мышление, внимание, память тактильную и зрительную,творческое воображение, фантазию, мелкую моторику и пр.)
Воспитательная:Воспитыватьинтерес к народной кукле, бережное отношение к культуре своего народа, уважениек национальным традициям.
Вовлечьродителей в творческую и продуктивную деятельность.
Подготовительный этап:
— Беседа на тему «Как появились куклы» –познакомить детей с историей появления народной куклы и тремя основнымигруппами кукол (обереги, игровые, обрядовые).
— Беседа на тему «Куклы наших бабушек и дедушек».
— Знакомство с куклами разных народов.
— Консультация для родителей «Роль куклы ввоспитании дошкольников».
—Чтение сказок, стихов, загадок о кукле.
-Слушаниемузыкальных произведений «Новая кукла» и «Болезнь куклы» П.И. Чайковского.
-Пальчиковаягимнастика «Не плачь, куколка моя».
Реализацияпроекта:
—Взаимодействие с родителями в ходе реализации проекта.
—Изготовление самодельной куклы совместнос мамой или бабушкой.
-Участиедетей во втором Международном конкурсе декоративно-прикладного творчества«Кукла своими руками».
— Выставка «Моя любимая кукла, сделанная своимируками».
-Составлениеописательного рассказа ребёнка о своей кукле, как он её изготовил, какиематериалы ему для этого понадобились.
—Награждение победителей конкурса дипломами.
Реализация проекта осуществляется через различныевиды детской деятельности: игровую, познавательно-исследовательскую,продуктивную, музыкально-художественную,коммуникативную, чтение художественной литературы.
В результате проведённой работы, совместнымиусилиями воспитателей, детей и родителей создан мини-музей «Такие разныекуклы». Здесь располагаются куклы, выполненные руками детей и родителей изразных материалов. Так же в мини-музее для родителей и педагогов былипредставлены информационные стенды, рассказывающие об истории куклы .
Игрушка,изготовленная своими руками, дарит тепло. Такая игрушка индивидуальна, её ни укого больше нет.
Результаты по проекту : поставленная цель достигнута.