X-PDF

Проект на тему Осень (дошкольникам старших групп)

Поделиться статьей

 

Введение

Темапроекта: Осень

 

Видпроекта:

Групповой, познавательно-исследовательский, творческий, игровой.

 

Срокиреализации:

Краткосрочный15 сентября- 15 октябрья2021г.

 

Участникипроекта: Дети старшей группы 5-6 лет, воспитатели, музыкальныйруководитель,  родители воспитанников.

 

Актуальность проекта:

 

         Огромную роль в экологическом образовании дошкольников играетпрактическая, исследовательская деятельность в природных условиях, что в своюочередь способствует развитию любознательности. Одно из определенийлюбознательности в «Словаре по общественным наукам» звучит, как «активныйинтерес к окружающему миру, к явлениям, к людям», и задача педагогов развиватьэто «активный интерес».                                 

Экологическое образование будет более эффективным,если изучать природу не только по картинкам и фотографиям, но и черезэмоциональное восприятие деревьев, трав, через прямой контакт ребенка сприродой.

Изучатьприродные явления в процессе проектно-исследовательской деятельности — это одиниз перспективных и эффективных методов обучения и воспитания детей дошкольноговозраста. Основываясь на личностно-ориентированном подхо­де к обучению ивоспитанию, он развивает познавательный интерес, любознательность к различнымобластям знаний, фор­мирует навыки сотрудничества, практические умения, вданном случае в области экологического воспитания.

         Развитиетворческих способностей в дошкольном возрасте – залог будущих успехов.Художественная деятельность является одним из важнейших средств познания мира иразвития знаний эстетического воспитания, так как оно связанно ссамостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.

 

Цель:

Создание условий для развитияпознавательных и творческих способностей детей в процессе реализацииобразовательного проекта; расширять и систематизировать знание детей об осени,как о времени года, ее признаках и явлениях.

 

Задачи:

Образовательная:

1. Обобщить исистематизировать представление детей об осенних изменениях в природе, о характерныхсезонных изменениях.

2. Расширитьпредставления детей о многообразии и пользе осенних даров природы.

3. Пополнить и обогатить знания детей по лексическим темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты»;

 

Развивающая:

1. Развивать умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы.

2. Развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок иформ через наблюдение во время прогулок, рассматривание иллюстраций.

 

Воспитательная:

1.Воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения сприродой.

 

Задачи проекта:

Задачи для воспитателя:

1. подобрать иллюстрации спейзажами осени;

2. подготовить художественнуюлитературу по теме «Осень»;

3. подобрать музыку на осенниемотивы;

4. Подобрать осенние игры.

 

Задачи для родителей:

1. оформить родительский уголок потеме «Осень»;

2. предложить рекомендации поорганизации наблюдений изменений в природе;

3. предложить родителям игры наприроде;

4.привлечь родителей к участию вдетско – взрослом проекте «Осень»

 

Задачи для детей:

1. развивать эстетический вкус,видеть всю красоту осенних пейзажей;

2. развивать наблюдательность заизменениями в природе;

3. познакомить со сказками,стихами, рассказами, загадками об осени;

4. дать знания о сезонныхизменениях в природе;

5. воспитывать любовь ко всемуживому, желание беречь и защищать природу;

6. побудить ребенка к дальнейшимразмышлениям, наблюдениям;

7. способствовать развитиюсамостоятельной мыслительной деятельности.

 

Предполагаемыерезультаты:

Ребенок:

·       углубляет и расширяет знания об осени, ее признаках и дарах;

·       пополняетсловарный запас;

·       развиваетнавыки общения и речь, пространственную ориентацию;

·       стимулирует познавательные интересы и расширяет кругозор;

·       развиваетхудожественно-творческие навыки.

Воспитатели:

·       углубляют и расширяют знания об осени;

·       совершенствуютнавыки общения и речь;

·       расширяюткругозор;

·       разнообразятспособы сотрудничества;

·       развиваютхудожественно-творческие навыки.

 

Используемые  виды деятельности:

·       НОД;

·       Игровая;

·       Чтение художественной литературы;

·       Изобразительная;

·       Труд;

·       Конструирование из природных  материалов.

Продукт проектнойдеятельности:

·       Выставкаподелок из природного материала «Дары осени»

·       Праздникосени.

·       Презентацияпроекта

·       Анкетированиеродителей

·       Выставкадетско-родительских проектов – буклетов, фотоальбомов, продуктов детскоготворчества

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержаниепрактической деятельности по реализации проекта.

 

1 этап. Организационно-подготовительный этап.

 

Воспитатели:

Подбор материала иоборудования для занятий, бесед,  ср игр с детьми.

 

Музыкальныйруководитель:

Подбор песен,музыкальных игр, танцевальных композиций, связанных  с тематикой проекта.

 

Сотрудничествос родителями:

Оформление  папок– передвижек для родителей по теме проекта, подборка фотографий, литературы.

Совместное сдетьми изготовление поделок из природного материала для выставки  «Дары осень»,изготовление книжек-малышек по теме проекта, изготовление лэпбука «Осень».

 

2. этап.Практический.

Образовательные области.

Виды детской деятельности.

Социализация

Сюжетно-ролевые игры: «Овощной магазин», «Магазин цветов».

Дидактические игры: «Что растёт на грядке?», «Грибная полянка», «Зимние запасы», «Времена года», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек».

 Труд

Совместное украшение группы к осеннему празднику.

Сбор природного материала на прогулке.

Посильное оказание помощи в уборке листьев с площадки.

Сбор гербария.

Познание

Сенсорное развитие: рассматривание и обследование муляжей и трафаретов овощей, фруктов, грибов, листьев.

Ознакомление с природой:

Беседы: «Золотая осень», «Овощи», «Фрукты», «Цветы осенью»,  «Ягоды», «Грибы», «Осенний лес», «Ранняя осень», «Животный и растительный мир осеннего леса»;

 «Жизнь природы осенью», «Как заполнять календарь природы?», «Овощи и фрукты на нашем столе», «Уходит золотая осень»;

Цикл наблюдений: «Что цветет на нашем участке в начале сентября?», «Какие они — цветущие растения?», «Кто помогал цветам расти?», «Что было сначала, что будет потом?», «Соберем семена садовых цветов»,  «Украсим группу, красивыми цветами», «Где еще растут садовые цветы?», «Нужно ли собирать семена дикорастущих растений?», «Чем отличается ель от других деревьев осенью?», «Почему осенью птицы прилетают к жилищам людей?», «Почему исчезли насекомые?».

Коммуникация

Творческое рассказывание детей по темам «Мы гуляли на участке», «Что я видел в парке?»

Рассматривание иллюстраций об осени, составление описательных рассказов.

Составление описательных рассказов об овощах и фруктах.

Чтение художественной литературы

Пословицы, поговорки, загадки об осени.

 Чтение и заучивание стихотворений об осени: Ю. Тувим Овощи, А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…», А. К. Толстой «Осень, обсыпается весь наш бедный сад…».

Чтение детям: И. Соколов — Микитов  «Листопадничек».

Художественное творчество

Рисование: «Золотая осень», «В саду созрели яблоки», «Ветка рябины», «Идет дождь», натюрморт из фруктов.

Лепка:  «Фрукты», «За грибами в лес осенний», «Осенний ковер»,  «Овощи».

Аппликация: «Ваза с фруктами», «Огурцы и помидоры лежат на тарелочке», «Осенний ковер», «Грибы», «Букет цветов», Изготовление открыток — приглашений на осенний праздник.

Конструирование: «Грибок» (из бумаги), «Осенний ковер» (природный материал).

Самостоятельная художественная деятельность детей: изготовление объемных фигур овощей из соленого теста, разукрашивание их акварельными красками.

 

Музыка

Слушание: П. И. Чайковский Времена года.

Разучивание песен об осени.

Театральная сказка В. Сутеев «Под грибом»

Культурно — досуговая деятельность:

«Праздник осени». 

Конкурс чтецов на лучшее стихотворение об осени.

Осенняя викторина

Оформление выставки семейных поделок: «Дары осени».

 

3-й этап –заключительный.

·       Награждение участников конкурсачтецов на лучшее стихотворение об осени.

·       Поощрениеучастников выставки «Дары осени»

·       Подведениеитогов проекта.

 

Пополнение предметно-развивающей средыгруппы, оформление группы, оформление выставки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение№1

1.  Беседаоб осени

ЦЕЛЬ:
расширять и систематизировать знание детей об осени; учить детей чувствоватьпечаль осенней природы, отвечать на вопросы полным предложением; активизироватьречь детей; развивать связную речь, умение употреблять сложносочиненные исложноподчиненные предложения; воспитывать эстетическое отношение к окружающемумиру

2.  Пересказпроизведения В. Чаплиной «Лес осенью»

ЦЕЛЬ:
упражнять детей в пересказе, передавая текст точно, последовательно; развиватьпамять, мышление; воспитывать умение слушать

3.  Рассматриваниеи сравнение картин об осени И. Левитана «Золотая осень», Е. Волкова «Осень»

ЦЕЛЬ:
продолжать учить детей внимательно рассматривать картины великих художников,сравнивать их, делать свои умозаключения; развивать наблюдательность, интерес кпейзажной живописи; воспитывать чувство прекрасного в процессе восприятиякартин

4.  Заучиваниестихотворения Н. Егоровой «Листопад»

ЦЕЛЬ:
учить детей выразительно читать стихотворение наизусть, передавать интонациейспокойную грусть осенней природы, чувствовать, понимать и воспроизводитьобразный язык стихотворения; развивать эстетическое восприятие литературныхпроизведений; воспитывать любовь к окружающей природе

5.  Чтениепроизведения В. Сутеева «Под грибом»

ЦЕЛЬ:
продолжать учить детей внимательно и заинтересованно слушать сказку; развиватьинтерес к художественной литературе; воспитывать дружелюбие, заботливоеотношение друг к другу загадки о грибах

6.  Пересказпроизведения Я. Тайца «По грибы»

ЦЕЛЬ: 
продолжать учить детей связно, последовательно и выразительно пересказывать литературноепроизведение, используя авторские слова и выражения; развивать связную речь;воспитывать интерес к художественной литературе

7.  Беседапо итогам экскурсии «Осень золотая в гости к нам пришла»

ЦЕЛЬ: 
продолжать учить детей содержательно, эмоционально рассказывать об интересныхфактах и событиях; развивать речь как средство общения; воспитыватьэстетическое видение природы, желание оберегать ее и любить

8.  Заучиваниестихотворения А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало…»

ЦЕЛЬ: 
учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонациейлюбование осенней природой, чувствовать, понимать и воспроизводить образныйязык стихотворения

9.  Составлениерассказов по стихотворениям об осени

ЦЕЛЬ: 
учить детей составлять рассказы об осени по стихам разных авторов, использоватьв речи образные слова и выражения; развивать творческое воображение,монологическую речь; воспитывать любовь к поэтическому слову

10. Рассматриваниеи сравнение картин И. Левитана «Золотая осень» и «Поздняя осень»

ЦЕЛЬ: 
продолжать учить детей рассматривать пейзажи великих художников последовательнои внимательно, подводя детей к пониманию содержания и средств выразительности;развивать эмоциональную отзывчивость на изображение пейзажа; воспитыватьэстетический вкус к художественному искусству

11. Составлениеописательного рассказа по схеме: « Осень» 

ЦЕЛЬ: 
 продолжать учить детей составлять описательные рассказы по опорной схеме;развивать умение четко, последовательно излагать свои мысли; воспитыватьдоброжелательное отношение к рассказам детей

12. Заучиваниестихотворения А. Толстого «Осень»

ЦЕЛЬ: 
продолжать учить детей заучивать стихотворение, выразительно, с естественнымиинтонациями читать его, вслушиваться в ритм и мелодию поэтического текста;развивать образную речь, память; воспитывать любовь к поэзии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение№2

Рекомендацииродителям.

Дорогие наши мамы и папы!
Просим Вас: 

—  Прочитать нам произведения об осени Е. Трутневой «Листопад», И. Бунина«Лес, точно терем расписной», К. Бальмонта «Веселая осень»; стихотворения А.Плещеева «Миновало лето» М. Ивенсен «Падают, падают листья»;
—  выучить стихотворение И. Бунина или А. Толстого об осени
—  рассмотреть картины русских и зарубежных художников об осени;
—  погулять по осеннему лесу, посмотреть листопад;
—  составить букет из осенних листьев(для дома)
—  посетить музей изобразительных искусств или картинную галерею;
—  сходить в лес за грибами;
—  заучить приметы и загадки об осени;
—  почитать и рассмотреть энциклопедию о грибах;
—  собрать семена разных растений;
—  прослушать произведения русских и зарубежных композиторов об осени;
—  сделать фотографию  со своим ребёнком на тему: «Осенние деньки»;
—  сделать поделки из природного материала;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

 

 

 


Приложение №3

 

Е. Трутнева «Осень»;

Стало вдруг светлее вдвое, 
Двор как в солнечных лучах — 
Это платье золотое 
У берёзки на плечах.
 
У калины и рябины 
Вьются стаями дрозды… 
Под окошком георгины 
Красотой своей горды.

 

А. С. Пушкина

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса 
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

 

А. Фет  

Задрожали листы, облетая,
Тучи неба закрыли красу,
С поля буря ворвавшися злая
Рвет и мечет и воет в лесу.

Только ты, моя милая птичка,
В теплом гнездышке еле видна.
Светлогруда, легка, невеличка,
Не запугана бурей одна.

И грохочет громов перекличка,
И шумящая мгла так черна…
Только ты, моя милая птичка,
В теплом гнездышке еле видна.


Е. Трутневой «Листопад»

Под ногой похрустывают льдинки,
Ничего не видно. Темнота.
И шуршат листочки — невидимки,
Облетая с каждого куста.
Осень ходит по дорогам лета, 
Всё притихло, отдыхать легко.
Только в небе празднично от света –
Небо все созвездия зажгло!..
С золотыми листиками схожи, 
Звёзды с неба сыплются… летят…
Будто в тёмном, звёздном небе тоже
Наступил осенний листопад


И. Бунина «Лес, точно терем расписной»

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой…


 К. Бальмонта «Веселая осень»

Щебетанье воробьев,
Тонкий свист синиц.
За громадой облаков
Больше нет зарниц.
Громы умерли на дне
Голубых небес.
Весь в пурпуровом огне
Золотистый лес.
Ветер быстрый пробежал,
Колыхнул парчу.
Цвет рябины алым стал,
Песнь поет лучу.
В грезе красочной я длю
Звонкую струну.
Осень, я тебя люблю,
Так же, как Весну.

А. Плещеев  «Осенняя песенка»

Миновало лето, 
Осень наступила. 
На полях и в рощах 
Пусто и уныло. 
Птички улетели, 
Стали дни короче, 
Солнышка не видно, 
Темны, темны ночи.

М. Ивенсен  «Падают, падают листья»

Падают, падают листья.
В нашем саду листопад… 
Желтые, красные листья 
По ветру вьются, летят. 
Птицы на юг улетают, 
Гуси, грачи, журавли. 
Вот уж последняя стая 
Крыльями машет вдали. 
В руки возьмем по корзинке, 
В лес за грибами пойдем, 
Пахнут пеньки и тропинки 
Вкусным осеннним грибом

«Лежебока рыжий кот»

Лежебока рыжий кот
отлежал себе живот.
Кушать хочется,
но лень ворочаться.
Вот лежит себе и ждет —
может миска приползет?.. 


С. Пушкина «Уж небо осенью дышало…»

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливый караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.


А. Плещеев «Скучная картина»

Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца…
Чахлая рябина
Мокнет под окном,
Смотрит деревушка
Сереньким пятном.
Что ты рано в гости,
Осень, к нам пришла?
Еще просит сердце
Света и тепла!….


 К. Бальмонта «Осень»

Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.


А. Толстой «Осень»

Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин.
Весело и горестно сердцу моему,
Молча твои рученьки грею я и жму,
В очи тебе глядючи, молча слезы лью,
Не умею высказать, как тебя люблю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В. Сутеев  «Под грибом»

Как-то застал Муравья сильныйдождь.

Кудаспрятаться?

УвиделМуравей на полянке маленький грибок, добежал до него и спрятался под егошляпкой. Сидит под грибом — дождь пережидает.

А дождь идёт всё сильнее исильнее…

Ползёт к грибу мокрая Бабочка:

— Муравей, Муравей, пусти меняпод грибок! Промокла я — лететь не могу! 
— Куда же я пущу тебя? — говорит муравей. — Я один тут кое-как уместился. 
— Ничего! В тесноте, да не в обиде.

Пустил Муравей Бабочку подгрибок.

А дождь ещё сильнее идёт…

Бежит мимо Мышка:

— Пустите меня под грибок!Вода с меня ручьём течёт. — Куда же мы тебя пустим? Тут и места нет. 
— Потеснитесь немножко!

Потеснились — пустили Мышкупод грибок. А дождь всё льёт и не перестаёт…

Мимо гриба Воробей скачет иплачет:

— Намокли перышки, усталикрылышки! Пустите меня под грибок обсохнуть, отдохнуть, дождик переждать! 
— Тут места нет. 
— Подвиньтесь, пожалуйста! 
— Ладно.

Подвинулись — нашлось Воробьюместо. А тут Заяц на полянку выскочил, увидел гриб.

— Спрячьте, — кричит, —спасите! За мной Лиса гонится!.. — Жалко Зайца, — говорит Муравей. —Давайте ещё потеснимся.

Только спрятали Зайца — Лисаприбежала.

— Зайца не видели? —спрашивает. 
— Не видели.

Подошла Лиса поближе,понюхала:

— Не тут ли онспрятался? 
— Где ему тут спрятаться!

Махнула Лиса хвостом и ушла.

К тому времени дождик прошёл —солнышко выглянуло. Вылезли все из-под гриба —Муравей задумался и говорит:

— Как же так? Раньше мнеодному под грибом тесно было, а теперь всем пятерым место нашлось!
— Ква-ха-ха! Ква-ха-ха! — засмеялся кто-то.

Все посмотрели: на шляпкегриба сидит Лягушка и хохочет:

— Эх, вы! Гриб-то…

Не досказала и ускакала.

Посмотрели все на гриб и тутдогадались, почему сначала одному под грибом тесно было, а потом и пятерымместо нашлось.

А вы догадались?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Списокиспользованных источников и литературы:

 

1.С. Вохринцева Окружающий мир «Деревья и листья» — Страна фантазий, 2003

2.ГолицынаН.С. Экологическое воспитание дошкольников. Перспективное планирование работы сдетьми 3-7 лет: Методическое пособие. М.: Мозаика-Синтез, 2006.

2.И. Ерофеева «Времена года – ООО Линг-книга, 2008

3.КаменеваЛ.А., Кондратьева Н.Н. Мир природы и ребенок. Методика экологическоговоспитания дошкольников: Учебное пособие. СПБ.: Детство-Пресс, 2007.

3.Мини-энциклопедия в картинках «Деревья» — Махаон, 2001.

4.В. Степанов Учебник для малышей «Родная природа» — ООО Фламинго, 2007.

5.В. Степанов Учебник для малышей «Уроки чтения» — ООО Фламинго, 2008.

6. В. Сутеев Весна– ООО Астраль, 2001

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аппликация: тема «Корзинкас грибами»

Цель: Создатьусловия для реализации художественно-творческой деятельности детей в процессе созданияаппликативного образа.

Задачи:

1. Знакомство детей с репродукциейкартины с изображением натюрморта.

2.Формирование умения располагать ваппликации предметы на широкой поверхности, частично загораживая один другим.

3.Совершенствование умение вырезатьодинаковые части из листа бумаги, сложенного пополам, приемы плавногозакругления углов при вырезании шляпок и ножек грибов.

4. Развитие мелкой моторики рук

5. Воспитания интереса и желанияобщаться с искусством.

 

Рисование: тема«Ветка рябины»

Цель: Создатьусловия для реализации художественно-творческой деятельности в процессерисования.

Задачи:

1. Формирования умения рисоватьветку рябины в вазе с натуры, добиваясь точной передачи строения ветки, формы иокраски листвы и ягод.

2. Совершенствования умения детей всмешивании красок для получения нужных оттенков цвета.

3. Воспитания самостоятельности.

4. Развития композиционных умений, художественноговкуса.

 

Аппликация: тема«Осенний пейзаж»

Цель: Создатьусловия для реализации художественно-творческой деятельности детей в процессесоздания аппликативного образа.

Задачи:

1. Формирования умения создаватьгармоничную композицию из сухих листьев, отражая природы «золотая осень» -используя в работе природные материалы.

2. Развивать аккуратность приработе с сухим и хрупким материалом.

3. Воспитания бережного отношения кприроде, желание общаться с прекрасным.

 

Аппликация: тема «ОсеннийГербарий» природныйматериал — листья

Цель: Создатьусловия для реализации художественно-творческой деятельности детей в процессесоздания аппликативного образа.

1. Формирования умения создаватьгармоничную композицию из сухих листьев разного размера.

2. Развивать аккуратность приработе с сухим и хрупким материалом.

3. Воспитания бережного отношения кприроде, желание общаться с прекрасным.

 

 Лепка: тема«Ежик»природный материал – шишки

Цель: развиватьчувство формы, мелкую моторику рук, творческое воображение, воспитыватьуверенность, исполнительность, аккуратность и инициативность в изобразительнойдеятельности.

 

Аппликация: тема«Бабочка»— природный материал – кленовые листья.

Цель: Учить детей изготавливатьподелки из природного материала, развивать творческий потенциал, развиватьвоображение.

Задачи: продолжать работу поформированию навыков работы с природным материалом, совершенствовать приемынаклеивания деталей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет