Информационная карта проекта
МДОУ № 102 г. Рыбинск
1.Полное название проекта: «Наш лес -богатства родного края»
2.Автор проекта: Савасина Е.В.
3.Вид, тип проекта: долгосрочный,групповой,познавательно – исследовательский, экологический, ознакомительный.
4.Цель, направление, деятельность проекта:Знакомить детей с природой родного края, с разнообразием флоры и фауны.Сформировать у детей осознанно-правильное отношение к представителям живойприроды; убеждение, что красота природы бесценна, поэтому её надо охранять.
5.Задачи:формировать у детей представления о деревьях как о живых объектах природы;
• вызвать познавательный интерес ко всему живому, желание получать новые знанияиз различных источников (книги, фильмы, дидактические, настольно-печатные игрыи др.; посредством опытно – экспериментальной деятельности.
• учить различать и называть деревья и плоды;
развивать способность устанавливать причинно-следственные связи;
• развивать любознательность, фантазию ,воображение;
• развивать интерес к родной природе , желание большеузнать об особенностях своего края, о природном разнообразии страны• воспитывать эмоциональное отношение ко всему живому, умение видеть красотуприроды. Воспитывать бережное отношение крастительности леса, к его лесным жителям. Воспитывать любовь к природе родногокрая, восприятие её красоты и многообразия.
6.Место проведения: средняя группа МДОУ №102
7.Сроки проведения: ноябрь, декабрь 2019.
8.Количество участников проекта: 21человека (из них 10 детей, 1 воспитатель,10родителей )
19.Возраст детей 4 – 5 лет
10.Форма проведения: дневная (вповседневной жизни и в НОД)
11.Ожидаемые результаты (продукт проекта):
• научатся различать, узнавать и называтьдуб, клен, березу, рябину, ель, сосну и их плоды;
• разовьются умственные способности детей, которые проявляются в уменииэкспериментировать, анализировать, делать выводы;
• у детей появится желание общаться с природой и отражать свои впечатлениячерез различные виды деятельности;
• продолжится развитие личности неравнодушной, с эмоционально-ценностнымэстетическим отношением к миру, в котором сочетаются качества нравственности,эстетического вкуса, коммуникативных навыков, образного мышления, творческихспособностей,
• появится понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе.
Проблема: Недостаточноезнания детей о богатстве нашего родного леса, способах ухода и условия их роста.
Актуальностьпроекта:
Даже в большом городе деревья окружают нас повсеместно. Растут деревья, с нимирастут и дети. Однако и взрослые, и дети, хоть и видят их ежедневно, какправило, почти не обращают на них внимания. Кроме того, дети часто воспринимаютрастения, в том числе и деревья, как неживые объекты. Ведь они непередвигаются, не издают звуков, мы не видим, как они питаются и не замечаем,как растут. Несмотря на это, деревья являются важной частью живой природы ииграют большую роль в нашей жизни.
Тема проекта: «Наш лес- богатства родного края!»
Цель: Вызвать интереск окружающему миру. Формировать элементарные экологических знаний ипредставлений у детей. Воспитывать любовь к природе родного края, чувствадоброго, бережного отношения ко всему живому.
Задачи: формировать удетей представления о деревьях как о живых объектах природы; вызватьпознавательный интерес ко всему живому, желание получать новые знания изразличных источников (книги, фильмы, дидактические, настольно-печатные игры идр.; посредством опытно – экспериментальной деятельности. Учить различать иназывать деревья и плоды; развивать способность устанавливатьпричинно-следственные связи; развивать любознательность, фантазию , воображение; развиватьпоисково-исследовательскую деятельность развивать интерес к роднойприроде , желаниебольше узнать об особенностях своего края, о природном разнообразии страныВоспитывать бережное отношение к растительности леса, к его лесным жителям. Воспитыватьлюбовь к природе родного края, восприятие её красоты и многообразия.
Этапыработы над проектом:
1. Подготовительный.
Определение цели изадач проекта, сбор информационного материала, создание условий для организацииработы, составление плана мероприятий по организации детской деятельности.
2. Основной. (или этапреализации проекта):
Проводятсязапланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, творческаядеятельность, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы и др).
3.Заключительный.
Проводятся итогиработы, подготавливается презентация, итоговая беседа с детьми.
Работа сродителями:
1. Беседа сродителями.
2. Консультациядля родителей.
3. Помощьродителей в подборе информации и пополнение развивающей среды в группе по теме.
1этап: «Выбор темы»
Данил принес в группу энциклопедию « Лес и человек », небольшая группа детей заинтересованно рассматривала книгу.Увидев, что дети заинтересовались этой темой, я организовала с детьми беседу.
-Что знают о природе нашего края ?
-Что хотят узнать?
Что знаем? |
Что хотели узнать? |
Название некоторых пород деревьев. Название строительного материала, мебель. Загадки и песни о деревьях и животных. Что дает человеку лес. |
Как называются эти деревья? Чем отличаются? Чем похожи? Разновидность деревьев, виды леса. Как, из чего, делает стулья и прочную мебель. Профессию столяра, плотника, резчика по дереву, лесничего. Техник у и оборудования людей, чья работа связана с деревом (древесиной). Как надо охранять и беречь природу? Как надо вести себя в природе и помнить, что в лесу, на лугу, водоёмах живут постоянные жители (звери, птицы, насекомые, рыбы), Нельзя портить растения, рубить деревья, собирать цветы, мусорить, шуметь. Нельзя забирать живые существа из мест их обитания.
|
Чтобы поддержать интерес к этой теме ясовместно с детьми решила организовать долгосрочный проект, по этой теме: «Нашлес- богатства родного края!»
Определили тему: «Знакомства с деревьями иживотными нашего леса».
Возможные проекты:
1.Книга «Природародного края».
2.Альбом « Наш лес».
1. Дидактическая игра«Деревья нашего края».
2. Сюжетно– ролевая игра «Поход в лес».
3. Выставкаподелок из природного материала «Осенняя фантазия».
4. Совместнос родителями мероприятие: Оформление коллажа «Осенниепрогулки».
2 этап: «Сбор сведений».
Источники информации:
1.Литература: Русскиенародные сказки «Пузырь, соломина и лапоть», Теремок», С. Маршак «Чем пахнутремесла?» К. Д. «Береза моя, березонька…», С. Маршак «Откуда стол пришел?», Е.Соколова «Живая ёлочка», А. Часовников «Лесорубы», Сказка «Бобры и деревья»,«Звуки леса».С. Есенин «Береза», «Черемуха», «По дубочку постучишь, прилетает синий чиж», С.Воронин «Моя береза», «Под кустом». А. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый», К. Чуковский«Елка», «Чудо-дерево», К. Паустовский «Рассказы о природе».
Загадываниезагадок- «Отгадай загадку- покажу отгадку»
2.Мультфильмы: «Два клена», «Чьи в лесушишки», «Дерево с золотыми яблоками», «Жило – было дерево».
3. Экскурсии осенний парк. «Знакомства с деревьями нашего леса». «Деревья, которые нас окружают».
4.Наблюденияза деревьями, за сезонными изменениями в природе.
5.Рассматривание картин и иллюстраций «Нашлес», «Что нам даёт природа». «Изделия из древесины», «Птицы нашего края», «Деревья»,«Листья», «Лес», «Плоды деревьев».
6.Беседы: «Благодарит и сердится природа».«Маленькие помощники», «Что такое природа?», «Как готовятся звери к зиме»,«Деревья нашего края».
7.Работасо схемой «Строение дерева»,
8.Картинки (инструменты плотника, столяра,лесоруба) .
9. Просмотр слайдов: «Наш лес», «Что намдает природа?», «Изделия из древесины», «Как вести в лесу».
10. Экологические игры: «Опиши, а мыотгадаем?», «Найди, кого назову», «Кого не стало?», «Угадай по описанию»,«Помоги листику найти деревцо?», «С чьей ветки детки?». «Угадай дерево».
11.Дидактические игры: «Кто где живет?», «Найди перелётных и зимующих птиц родногокрая». «Угадай дерево?».
12. Аудиозапись «Шум леса», «Пение птиц».
13. Экспериментально — исследовательскаядеятельность: «Как ухаживать за растениями», «На свету и в тени», эксперимент с семенами-шишками и березками. «Корень – устойчивость дерева». «Кораразных деревьев», «Кораблик путешествия» (свойства дерева). «ПриключенияБуратино» (сравнение свойств дерева и металла).
14.Пальчиковаягимнастика: «Наше дерево», «Есть в лесе три полочки», «Птицы», «Наши алыецветки».
15.Творческая деятельность: лепка «Лес», аппликация «Птицы в нашем лесу»,рисования «Красавица –береза». Рисование «Осенний пейзаж »,коллективная аппликация с использованием природных материалов « Осенние деревья».
Результатыпосле реализации проекта:
Приложение№1
Проект: Альбом «Наш лес»
Этапы |
Конечный продукт |
Действие внутри детского сада |
Действие вне детского сада |
Роли |
Техника |
Привлечение взрослых |
1.Сбор информации |
Картинки с изображением леса. |
Сбор информации, рассматривание картинок с изображением деревьев в лесу. |
|
|
|
Подбор картинок леса, вырезки из журналов |
2.Оформление страниц альбома |
Страницы альбома оформлены |
Наклеивание картинок леса на альбомные листы |
|
Художники- оформители |
Аппликация, коллаж |
|
3.Оформление обложки |
Оформленная обложка |
Рассматривание обложек, вырезывание, наклеивание. |
|
Художники- оформители |
Аппликация |
|
4.Презентация |
Семейный вечер |
Подготовка к вечеру, разработка сценария. |
Разучивания стихотворений. |
|
Видеокамера. |
Снимает взрослый. |
Приложение№2
Проект: Дидактическая игра «Деревья»
Этапы |
Конечный продукт |
Действие внутри детского сада |
Действие вне детского сада |
Роли |
Техника |
Привлечение взрослых |
1.Сбор информации о деревьях. |
Картинки с изображением деревьев |
Подбор картинок |
|
|
|
Помощь в подборе картинок с изображением деревьев |
2.Оформление игры |
Готовая д. игра «Деревья». |
Вырезывание, наклеивание |
|
Оформители |
Аппликация |
Помощь в подборе иллюстраций деревьев. |
3.Обучение правилам игры |
Дети играют в игру. |
Подбор правильной карточки |
|
|
|
|
4.Презентация |
Дети самостоятельно играют в игру. |
Подбор правильной карточки |
|
Игроки |
|
Сюрприз для детей. |
Приложение№3
Проект:сюжетно-ролевая игра «Поход в лес».
Этапы |
Конечный продукт |
Действие внутри детского сада |
Действие вне детского сада |
Роли |
Техника |
Привлечение взрослых |
|
1. Составление сценария |
Сценарий |
Обсуждение сценария с детьми. |
|
Сценарист |
|
|
|
2. Изготовление необходимых атрибутов |
Создана благоприятная среда для с. / р. игры «Поход в лес» |
Изготовление с детьми атрибуты Стаканчики из бумаги, салфетки, бинокль,деньги. |
|
|
Подбор одежды для похода в лес, аптечки, деньги, продукты-заменители.
|
||
3. Организация с. / р. игры: «Поход в лес». |
Дети свободно играют в игру «Поход в лес»» |
Отработка диалога: -экскурсовод-туристы, -директор-эскурсовод, -директор- врач. -туристом и туристом. |
|
В соответствии со сценарием |
|
|
|
5. Презентация |
Презентация игры «Поход в лес» |
Дети играют по ролям. |
|
В соответствии со сценарием |
|
Помощь в оформление помещения. |
|
Приложение №4
Экологическиеигры
1. Отгадай,от какого дерева эти семена»
Цель:
1. Знакомитьдетей с семенами – крылатками.
2. Развиватьумение соотносить лист дерева с его
семенем.
3. Закреплять знания оназваниях деревьев.
4. Воспитывать любовь кприроде.
5. Развивать мышление, память.
Материал:В пластиковые прозрачные баночки, с закручивающимися крышками, кладут семеналипы, ясеня и клена (в каждую отдельное семечко). На крышках изображенылистья липы, ясеня, клена.
Ходигры: Крышки снимаются с банок и кладутся в «чудесный мешочек».Дети по очереди достают крышку, рассматривают листочек, изображенный на ней,называют дерево, соответствующее этому листу. Далее находят баночку с семечкомэтого дерева, закручивают крышку на банку.
2.Кто где живёт » .
Ход игры.Педагог помещает на доску картинки с изображениями листьев клена, сирени, дубаи ясеня и задает детям вопрос, какой из листьев лишний и почему. Дети должныопределить, что лишний лист сирени, потому что сирень — это куст, а дуб, ясеньи клен — деревья. Игра проводится до тех пор, пока не ответит каждый изприсутствующих на занятии детей.
Игру можно провести с цельюдифференциации лиственных и хвойных деревьев, съедобных и несъедобных грибов.
Приложение№5
Стихи о деревьях.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.
А. С. Пушкин.
Как хорошо в гостях у осени
Среди березок золотых…
Подольшеб золото не сбросили
Стоялбы лес багрян и тих.
Ходит осень, бродит oceнь,
ветер с клёна листья сбросил.
Под ногами коврик новый,
Желто-розовый — кленовый.
В. Авдиенко
БЕРЁЗКА
Сноваосень золотая…
Ветер листьями играет,
Улетает птичий караван…
Под окном грустит берёза –
То ли дождик, то ли слёзы —
С голых веток капает вода…
Листья падают с берёзы —
Скоро зимние морозы,
Нужно ей скорее засыпать…
Белый снег на ветки ляжет,
Он её согреет даже,
Но весну берёзка будет ждать…
Клён
Клён подсолнышком купался
И ладошкой умывался.
Осень красная пришла
Все ладошки обожгла.
Дождик пламя потушил,
Ветер ветки подсушил.
Желтые ладошки
К нам летят в окошки.
А.Кулагина
Осень. Обсыпается весь наш бедный сад.
Листья пожелтевшие по ветру летят.
Лишь вдали, краснеются там, на дне долин,
Кисти ярко- красные вянущих рябин.
Падают, падают листья в нашем садулистопад,
жёлтые, красные листья по ветру вьются,летят.
( Ивенсен )
Осень длиннойтонкой кистью
Перекрашивает листья.
Красный, жёлтый, золотой
Как красив ты, лист цветной!
А ветер щёки толстые
Надул, надул, надул
И на деревья пёстрые
Подул, подул, подул!
Красный, жёлтый, золотой
Облетел весь лист цветной!
И. Михайлова
Приложение№6
Наблюдение № 1«Деревья на участке».
Задачи: закрепитьназвания деревьев, растущих на участке; учить различать их по внешнему виду (высота,цвет коры, толщина ствола и веток, расположение ветвей, размер и формалистьев).
Активизация словаря: растут,клён, рябина, береза, осина, тополь, ива, семена, плоды, ствол, корень, крона,листья, ветки.
Художественное слово :
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.
А.С.Пушкин.
Беседа :
Какими словами можно сказать об осени?
Д/И: « Осень какая?» (золотая,красивая, солнечная, разноцветная, ласковая, задумчивая, печальная, тихая,поздняя, ранняя, ненастная, хмурая, грустная, дождливая, расписная, пестрая).
— Какие деревья растут научастке детского сада?
Давайте внимательно их рассмотрим:
— чем они схожи, а в чем их отличия?
— Как вы думаете, деревья живые существаили нет?
— Почему?
— Могут ли деревья убежать, если у н их кто-то поломает ветки, причинит имболь?
— Чем можно помочь дереву, если ему навредили?
— Как надо относиться к деревьям, чтобыони долго радовали нас и оставались красивыми в любое времягода? (Беречь, заботиться, любить)
П/И «Раз, два, три кдереву беги!»
Дети стоят возлевоспитателя и слушают, что он скажет. Если воспитатель говорит: «Раз, два, три,к дереву беги», дети бегут к дереву и ждут воспитателя. Если воспитательскажет: «Раз, два, три, к песочнице беги», дети бегут к песочнице и ждутвоспитателя.
Исследовательская деятельность: Рассматриваниелистьев с разных деревьев. Составление букетов из разных листьев.
Рефлексия: Какие деревьярастут на участке? Что вы собирали?
Приложение №7
Наблюдение № 2 «Рассматривание березы».
Задачи: углублять изакреплять знания о внешнем виде берёзы; учить детей видеть неповторимостькаждого дерева; воспитывать отношение к растению как к живому организму.
Художественное слово :
БЕРЁЗКА
Снова осень золотая…
Ветер листьями играет,
Улетает птичий караван…
Под окном грустит берёза –
То ли дождик, то ли слёзы —
С голых веток капает вода…
Листья падают с берёзы —
Скоро зимние морозы,
Нужно ей скорее засыпать…
Белый снег на ветки ляжет,
Он её согреет даже,
Но весну берёзка будет ждать…
Беседа :
— Посмотрите, какая берёзка? (красивая,белоствольная).
— Вот наша красавица белоствольнаяберезонька! Нарядная? Красивая? Вам нравится берёзка? А почему онакрасивая? (Белый ствол с чёрными пятнами)
— А с чем можно сравнить еёствол? (Белое платьице в чёрный горошек)
— А теперь представьте, что у берёзкипросто белый ствол. (Прикладывает белый лист бумаги) Красиво? А, если быон был чёрным. (Прикладывает чёрный лист бумаги). А так красиво?
— А какие у берёзы листья? (Маленькиекак сердечки с резными краями)
— Давайте скажем берёзке добрые слова,расскажем ей, какая она красивая. (Дети подбирают эпитеты и просто добрыеи ласковые слова)
— Посмотрите вокруг, а удобно ли берёзерасти в этом месте? Почему удобно? (Открытая поляна, много солнечногосвета, рядом река, которая поит берёзовые корни, а вокруг растут её подружки –молодые берёзки и нашей берёзке не скучно, не одиноко).
— Сравните между собой несколько берёзок.Похожи ли они? ( все деревья разные, непохожие друг на друга).
Подвижная игра: «Изобрази берёзу».
— А сейчас мы представим, чтопревратились в берёзок . Каждый придумает свой образ, у каждого своянеповторимая берёзка: молодая, тонкая, с прямыми ветвями, тянущимися вверх ксолнцу или старая с опустившимися изящными, изогнутыми ветвями.
Рефлексия: Ребята вампонравилось? Что? Как узнать дерево? Какой ствол у березы?
Приложение №8 Наблюдение № 3 «РАССМАТРИВАНИЕ КЛЁНА».
Задачи: углублятьи закреплять знания детей о внешнем виде клёна; учить детей видетьнеповторимость каждого дерева; воспитывать отношение к растению как к живомуорганизму.
Художественноеслово.
Клён
Клён под солнышком купался
И ладошкой умывался.
Осень красная пришла
Все ладошки обожгла.
Дождик пламя потушил,
Ветер ветки подсушил.
Желтые ладошки
К нам летят в окошки.
А.Кулагина
Беседа. Обратить вниманиедетей на внешний вид дерева, на красивую форму его листьев.
Предложить сравнить между собой несколькоклёнов.
— А какие у клёна листья? (Маленькиеи большие, в форме звёздочек).
-сравните несколько клёнов между собой:Похожи ли они? (Подчеркнуть, что все деревья разные непохожие друг на друга).
— Как надо относиться к клёну и другимдеревьям, чтобы они долго радовали нас и оставались красивыми в любое времягода? (Беречь, заботиться, любить)
Д/И «Придумайприлагательное к слову КЛЁН».
Рефлексия. Какузнать дерево? Какие у клена листья.
![Анастасия](/wp-content/uploads/2023/11/expert.webp)