ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Финансоваяграмотность для детей 5-7 лет».
Автор проекта:
Котемако Ю. С.
Тип проекта:
Краткосрочный, информационно — ориентированный.
Участники проекта:
воспитанники подготовительной группы,воспитатели, родители воспитанников.
Возраст участников:
Воспитанники подготовительного возраста (5– 7 лет)
Сроки реализации:
Сентябрь 2018г. – Май 2019г.
Актуальность:
В современном мире дети поневолевстречаются с экономикой, даже если его этому не учат. Они узнают, что такое«моё», «твоё», «обмен», «деньги, «цена» и пр. Если у детей не правильносформированное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастуюневерное мнение. Дети должны осознавать, что деньги зарабатываются собственнымтрудом. Им нужно помочь в освоении финансовой грамотности. На первый планставится формирование понятий : честность, обязательность, умение подчинятьсвои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь. За счётиспользования информационной среды полно использовать интерес детей кэкономической деятельности, оптимизировать их интеллектуальную нагрузку.
Гипотеза:
Финансовое просвещение и экономическоевоспитание — сравнительно новое направление в дошкольной педагогике.Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимостивнедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда детиполучают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях,происходит их приобщение к миру экономической действительности.
Цель: помочь детям 5-7 лет войти в социально – экономическуюжизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности.
Задачи:
-понимать и ценить окружающий предметныймир4
-уважать труд людей, честно зарабатыватьденьги;
-осознавать взаимосвязь понятий«труд-продукт-деньги»;
-признавать авторитетными качествачеловека – хозяина: бережливость, экономность, трудолюбие, щедрость,отзывчивость и пр.;
-применять полученные умения и навыки вреальных жизненных ситуациях.
Принципы реализации проекта:
-принцип наглядности;
-принцип доступности;
-принцип систематичности ипоследовательности;
-принцип прочности;
-принцип целенаправленности;
-принцип новизны;
-принцип учета возрастно-психологических ииндивидуальных особенностей ребенка
Этапы реализации проекта:
Подготовительный:
-Знакомство с темой проекта;
-Изучение методических материалов,материалов сети интернет;
-Выявление проблемы, цели, задачи проекта;
-Подбор методического материала по даннойтеме;
-Создание развивающей среды для работы;
-Настроить детей и их родителей насовместную работу, создать положительный эмоциональный фон.
Основной:
-Коммуникативная деятельность;
-Восприятие художественной литературы;
-Познавательно-исследовательская ипродуктивная деятельность;
-Художественно-эстетическая деятельность;
-Игровая и познавательная деятельность;
-Трудовая деятельность;
-Работа с родителями.
Заключительный:
-Обобщение и анализ результатов работы;
-Новизна;
-Использованиеинформационно-коммуникационных технологий, способствующие повышению качества,доступности и эффективности образования.
Ожидаемый результат:
• Активно использовать в игровойдеятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделеновнимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейныйбюджет и пр.).
• дошкольники приобретают первичныйэкономический опыт, учатся устанавливать разумные экономические отношения вразличных сферах жизнедеятельности;
• родители получают дополнительные знанияпо экономическому воспитанию детей;
• дошкольное учебное заведение будет иметьобобщенный опыт по данной проблемы;
• педагоги получат систему работы поформировании экономического опыта детей.
Содержание проекта:
Этапы реализации проекта:
1.Этап.Информационно-аналитический, подготовительный – Сентябрь.
-Изучение справочной, методической, энциклопедическойлитературы.
— Информирование родителей о планированииработы с детьми по проекту «Деньги-помощники».
— Подбор художественной литературы длядетей по выбранной тематике.
-Подбор необходимого оборудования ипособий для практического обогащения проекта.
-Демонстрация презентации «История денег»
-Диагностика знаний детей
-Задания, игры, упражнения, анкеты.
-Рассказ воспитателя о деньгах, о ценетовараМай
2 Этап. Основной.
1.НОД «Деньги».
2.Просмотр мультфильмов: С. Михалков «Какстарик корову продавал», «Барбоскины и реклама», «Бизнес крокодила Гены»,«Простоквашино. Клад»
3.Беседа с родителями «В чем нам деньгипомогают».
4.Экскурсия в Сбербанк.
5. Игра «Дороже — дешевле»
6.«Презентация семейный бюджет»
7.Деловая игра «Как правильно тратитьденьги?»
8.Ди «Что можно купить за деньги?»
9.Осенняя ярмарка.
10.Онлайн – викторина по финансовойграмоте «Совушка».
11.Интерактивная игра «Красная Шапочкаспешит на помощь».
12.ЛЭПБУК по финансовой грамоте.
13.Беседы с детьми «Семейный бюджет»,«Источники дохода», «Что такое реклама?».
3 Этап. Заключительный.
-Подведение итогов реализации проекта вформе Форд Боярда.
-Итоговое НОД «Что важнее денег?»
Работа с родителями:
-Консультации и рекомендации дляродителей.
-Анкетирование по финансовой грамотности удетей дошкольного возраста.
Результаты работы:
-Значительно повысился уровень знаний ипредставлений по вопросам проекта;
-Дети приобрели ценный опыт поведения идеятельности в общественных местах;
-Получения детьми удовольствия от общениядруг с другом;
-Заинтересованность детей темой проекта,проявление их познавательной активностью: рассказывают и делятся своими знаниямс другими детьми, с родителями.
-Повышается компетентностьродителей в вопросах семейного воспитания.
Список литературы:
1. Аменд А.Ф., Саламатов А.А. Формированиенравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания //Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.55.
2. Аношина Л.М. Экономическое воспитаниестарших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детскийсад от А до Я. 2003. №4. с.103.
3. Белокашина С.В. Экономика и дети.Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с.8.
4. Дошкольникам об экономике: пособие дляпедагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.Н.Табих. – Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с.: ил.
5. Играем в экономику: комплексныезанятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева.– Волгоград: Учитель, 2008г. – 169 с.
6. Лушникова Е.В. Как мы играем вэкономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М.; 2008. № 11. с.75.
7. Смоленцева А.А. Введение в мирэкономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, — СПб.:«Детство – пресс», 2001. – 176с.
8. Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника сазами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006. – 88 с.
9. Смоленцева А.А. Проблемно-игроваятехнология экономического образования дошкольников // Детский сад от А доЯ.2003. №4. с.63.
10. Ягунова Н.М. Приобщение дошкольников кэкономике в творческих видах деятельности // Детский сад от А до Я.2003. №4.с.128.
Интернет ресурсы:
https://www.minfin.ru/ru/document
https://dohcolonoc.ru/
Приложение № 1.
Консультации и рекомендации для родителей
Зачем нужна ребенку финансоваяграмотность?
«Если хочешь быть богатым, нужно бытьфинансово грамотным»
Роберт Кийосаки
Родители, воспитывая своего ребенка,стараются дать ему всё самое лучшее. Они отдают его на различные кружки, учатвежливости, манерам и многому другому, но большинство совсем безответственноподходят к такому важному вопросу, как финансовая грамотность. Для того, чтобыребенок в будущем жил комфортной, обеспеченной жизнью, родители должныобъяснить своим детям следующие вопросы про деньги:
1. Что такое деньги
2. Где их взять
3. Как ими правильно распоряжаться
Если у ребенка не сформировать правильноепредставление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверноемнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываютсясобственным трудом.
Финансовая грамотность – это особоекачество человека, которое формируется с самого малого возраста и показываетумение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять.
Обучение обращению с деньгами лучше всегоначать с пятилетнего возраста, так как с этого момента ребенок готов начатьизучать нечто новое.
В период от 5 до 7 лет необходимо ввестиребенку понятие труда. Малыш должен начать понимать, что доход – это результаттрудовой деятельности. Ребенку нужно знать о том, какой профессией занимаютсяего родители. Перед чадом важно делиться успехами своей карьеры.
Когда ребенок пойдёт в школу, он ужедолжен уметь совершать покупки. Местом для обучения может послужить школьнаястоловая, так
как в ней можно наглядно показать, каквыглядят деньги, процесс их размена и момент выдачи сдачи.
В период от 7 до 9 лет следует научитьпокупкам в крупных магазинах. Ребенку необходимо наглядно ввести такое понятие,как «Чек». Надо дать ему денег чуть больше, чем нужно и отправить в магазин закакой-нибудь покупкой, но с условием, чтобы он обязательно принёс чек.Благоприятным исходом будет то, если ребенок принесет товар и правильную сдачу.В итоге сдачу, в качестве вознаграждения, можно отдать ребенку.
На каждом этапе обучения родители обязаныосуществлять контроль. Если ребенок ошибся, то агрессия – это не выход.Напротив, надо помогать, но и делать все за него тоже не стоит, так как у негодолжна развиться самостоятельность принятия решений.
Объясните ребенку, что такое деньги иоткуда они появляются
Инструкция, которой следуетпридерживаться, чтобы ребенок понял, что такое деньги:
•для начала детям нужно показать монетки икупюры, чтобы он внимательно их рассмотрел. Пока он знакомится с ними,необходимо разъяснить ему, что за деньги в магазинах покупаются товары;
•когда родитель покупает малышу игрушку,можно вложить ребенку в руку купюры, чтобы он на кассе сам оплатил покупку. Такимобразом, он поймет, что за вещи надо платить;
•ребенку нужно приобрести небольшуюкопилку и складывать в неё монеты, так он не только поймет цену денег, но инаучится их хранить и экономить;
•чтобы ребенок понял, откуда у родителейберутся деньги, ему нужно чаще рассказывать о своей работе. Говорить о том, чемвы там занимаетесь, какую пользу приносите и какие имеете успехи. Важнопоставить акцент на том, что за проделанный труд, вы получаете определеннуюсумму денег. Когда ребенок немного повзрослеет необходимо познакомить его скредитными картами и показать процедуру снятия наличных при помощи банкомата;
•никогда не нужно использовать деньги вкачестве поощрения. Если так делать, то у ребенка возникнет неправильноепредставление о деньгах, и он с большой вероятностью вырастет финансовонеграмотным, так как для него денежные средства будут не наградой за труд, аинструментом для манипулированием людьми;
•чтобы ребенок на самом деле понял, чтотакое деньги и как они ценны в семье, необходимо все показать ему на примере.Допустим, у него сломалась игрушка. Не надо сразу бежать в магазин и покупатьновую. Пусть он поймёт, что деньги не безграничны и зарабатываются трудом.
Рекомендации для родителей.
Ø Разговаривайте с детьми,отправляясь вместе с ними за покупками.
Ø Возьмите ребенка в банк.
Ø Поговорите с детьми овложении денег.
Ø Определите норму выдачиденег, и подарите ребенку копилку.
Ø Научите детейзарабатывать деньги.
Ø Помогите детямопределить цель, для достижения которой они будут откладывать деньги.
Ø Покажите ребенку, какпользоваться кредитной карточкой.
Ø Вовлекайте детей вобсуждение семейного бюджета и планирование отпусков.
Ø Расскажите детям о том,что такое пожертвования на благотворительные цели.
Ø Будьте для ребенкапримером.
Успехов Вам в процессе формированияфинансовой грамотности!
Приложение № 2.
Игра «Хочу — надо»
Цель: познакомить детей с многообразиемпотребностей и ограниченными возможностями. Научить определять разницу между«хочу» и «надо».
Правила: определить, к какому понятию —«хочу» или «надо», — относится изображенный на карточке предмет, и приклеитькартинку на соответствующее панно.
ТСО: карточки, на которых изображены дом,одежда, продукты питания, вода, кошка, собака, велосипед, сладости, мороженое,автомобиль, кукла, компьютер, телевизор, цветы и т.п.; игровое поле.
Игра «Купи другу подарок»
Цель: научить подбирать монеты разногодостоинства, в сумме составляющих цену подарка.
Правила: выбрать подарок, определитьстоимость и выбрать соответствующие монеты. Покупает тот, кто заплатит за товарсоответствующую цену.
ТСО: карточка с «подарками» и ценниками,монеты разного достоинства, карандаши разного цвета.
«Кто что делает?»
Цель: расширить знания детей о профессияхи трудовых действиях; воспитать интерес к новым профессиям, уважение к трудувзрослых.
Правила: Дети подбирают инструменты(картинки), которые необходимы для работы людей тех профессий, которыеизображены на сюжетных картинках.
ТСО: карточки с изображением профессии (продавец,повар, кассир, художник, банкир) и трудового действия (взвешивает товар,готовит еду, рисует, беседует, отсчитывает деньги, показывает рекламные образцыи др.).
«Угадай, где продаются»
Цель: научить детей соотносить названиемагазина с товарами, которые в нем продаются; развить умение обобщать группыпредметов.
Правила: Устанавливают зависимость междуназванием магазина и товарами, которые в нем продаются.
ТСО: картинки с изображением овощей,фруктов, мебели, обуви и т.д.
«Магазин игрушек»
Цель: Дать возможность детям практическиосуществить процесс купли – продажи; развить умение «видеть» товар: материал,место производства, цену (стоимость).
Правила: Ребенок отсчитывает определеннуюсумму денег, и покупает игрушку. По мере того, как игрушки раскупаются,продавец добавляет новые.
ТСО: Разные игрушки, ценники, товарныезнаки, игровые деньги.
«Что быстрее купят?»
Цель: Развивать умение устанавливатьзависимость между качеством товара, его ценой (стоимостью) и спросом на него.
Правила: Ребенку предлагается паракарточек с изображением одинаковых товаров. Из двух предложенных вещей ребеноквыбирает ту, которую купят быстрее, и объясняет причину своего выбора.
ТСО: карточки с изображением качественныхи некачественных товаров (платье для куклы, на одном из них не хватаетнескольких пуговиц); ботинки (на одном нет шнурка).
«Монополия»
Цель игры: необходимо заработать большевсех денег к тому моменту, когда один из игроков станет банкротом. Чтобызарабатывать деньги, вам необходимо расставлять свои билетные кассы на секторахаттракционов и продавать билеты (аналог налогов), когда другие игрокиоказываются на этих полях.
Приложение № 3.
КонспектНОД в подготовительной группе на тему: «Деньги».
Цель:познакомить с деньгами разного достоинства в России и других странах.
Задачи:
Образовательные:
-датьдетям, представление о денежной единице.
-датьдетям, представление о том, что деньги – универсальное и удобное средствообмена.
-учитьдетей, понимать назначение денег.
-познакомитьдетей, с денежными единицами различных государств.
-учитьдетей, решать экономические задачи.
упражнятьдетей в счете.
Развивающие:
-развиватьинтерес детей, к прошлому предмета.
-развиватьу детей, воображение.
-развиватьу детей связную речь.
-развиватьу детей внимание, мышление.
Воспитательные:
-воспитыватьбережное отношение к деньгам.
-воспитыватьуважение к труду взрослых.
Предварительнаяработа:
Беседа натему: «Жизнь людей в разных государствах мира». Чтение художественнойлитературы: Л. Кнышева «Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом»;Л.Толстой «Приключения Буратино».
Материал:
Образцыденежных купюр в шкатулке, морфологическая таблица, схема-карта, куклы: гномЭконом, Золушка
Ход занятия:
Вгруппу входят гном Эконом и Золушка. Они со всеми здороваются.
Гном:Ребята, помогите Золушке. Она шла к вам в гости и нашла какой-то план. Ей никакне разобраться.
Дети смотрят план, и понимают, что это план где зарыт клад. Дети внимательнорассматривают карту-план и начинают поиск клада. Дети находят клад – этошкатулка с денежными купюрами. Они открывают шкатулку и рассматриваютсодержимое вместе с героями.
Золушка: Чтоэто? Зачем нужны?
Гном: Правильнодети. А сейчас я вам расскажу историю о том, как появились деньги. Деньгипоявились на свете давным-давно.
Появились на свет давно,
Назначение у них одно;
Вмагазине вы берите
Все, что только захотите,
Только к кассе подойдите
И,конечно, заплатите.
Как вы думаете, как люди расплачивались, когда еще не было денег?
Гном: Древниелюди, действительно расплачивались камешками, позже – ракушками. Их собирали наверевочку, как бусы. А до этого люди просто обменивали товар на товар.Например; быка на два топора. Как вы думаете, удобно было пользоваться такимрасчетом?
Гномвыслушивает ответы детей.
Гном: Дапредставляете, идет древний человек в магазин, а под мышкой держит быка иликорову. Это удобно? Почему?
Гном: Правильноребята. А то представьте себе картину: хочет человек поменять мамонта на копье.А сколько копий можно за мамонта дать? Как сообразить, да еще донеси этогомамонта, тяжело. Или хочет человек поменять яйца на шкуру, надо 10 яиц, покашел два разбил, а за 8 яиц не дают шкуру. Опять не удобно. Стали думатьпервобытные люди, думали и поняли, что необходимо им общее средство обмена.Сначала были ракушки. Позже появились металлические деньги. Но они тоже были неочень удобные, тяжелые и занимали много места. И, наконец, человек придумалбумажные деньги. А какими деньгами мы с вами сейчас пользуемся?
Гномвыслушивает ответы детей.
Гном: Чем,по-вашему, удобнее пользоваться? Почему?
Гном: Итак,деньги это разрешенное государством и законом средство обмена.
Золушка: Ачто значит «разрешенное законом»?
Детиотвечают Золушке.
Гном: Этоочень просто: попробуй, нарисуй рубль. За такую бумажку ты ничего не купишь,потому что закон разрешает пользоваться только деньгами, выпущеннымигосударством. Тот, кто сам печатает или рисует денежные знаки, называетсяфальшивомонетчиком. Таких людей наказывают. Если внимательно посмотреть наденежную купюру, то можно увидеть надпись «Билет Банка России». Золушка, тызапомнила, какие бывают деньги?
Золушка: Бумажныеи металлические.
Гном: Давайтерассмотрим таблицу, «Какие бывают деньги?» и запомним ее.
Дидактическаяигра «Хорошо — плохо» (закрепить знания детей о деньгах):
Многоденег – хорошо?
Многоденег – плохо?
Бытьбогатым – хорошо?
Бытьбогатым – плохо?
Золушка: Ямного узнала о деньгах. И у меня есть для вас задание. Выберите то, что нельзякупить и объясните свой ответ.
Золушкапоказывает плакат с картинками. Дети смотрят, обсуждают и отвечают.
Картинки:телевизор, солнце, дача, конфеты, дождь, квартира, ветер, игрушки, горы,мальчик с девочкой, и т.д. возможно индивидуальное использование карточек.Затем совместное обсуждение.
Гном: Предлагаювам решить задачи.
Мама далаМаше 3 рубля и Денису дала 5 рублей. Могут ли дети купить фломастеры за 10рублей? Объясните почему.
Еслитетрадь стоит 2 рубля, а книга стоит на 7 рублей дороже, то, сколько стоиткнига?
Как выдумаете, какая одежда стоит дороже зимняя или летняя? Почему?
Как выдумаете, чьи туфли стоят дороже мамины или дочки? Почему?
Молодцы сзадачами вы справились.
Золушка: Спасибовам ребята я так много сегодня узнала.
Воспитатель:Ребята, давайте нарисуем деньги для нашего магазина. Но мы с вами знаем, чтоэто деньги не настоящие, а для игры.
Гном: А мыс Золушкой в следующий раз придем к вам за покупками в ваш магазин. А пока досвидания.
Золушка игном уходят.
Дети своспитателем «изготавливают» деньги для игры в магазин.
Приложение № 4.
Конспект НОД «Что важнее денег?»
Задачи:
Ø Научить выделять главноенаправление использования денег людьми.
Ø Закрепить понятие осемейных доходах, семейном бюджете.
Ø Расширять знания опроизводителях товаров и услуг
Ø Упражнять детей врешении экономических задач.
Ø Воспитывать уважение,умение ценить труд взрослых.
Предварительная работа:
Ø Рассказы родителей обюджете семьи, об их профессиях.
Ø Беседа на тему «Не всепокупается и продается»
Ø Организация игровойдеятельности: С/ролевые игры «Семья», «Библиотека», «Больница»,«Парикмахерская», «Магазин», «Строители»…
Ø Чтение художественнойлитературы В. Пермяк «Для чего руки нужны», В. Маяковский «Кем быть?», С.Маршак «Почта», А. Толстой «Приключения Буратино», К. Чуковский «Муха-Цокотуха»и др.
Ø Заучивание пословиц потеме
Ø Экскурсия в магазин, напочту, в библиотеку.
Материал:
ковер-самолет, корзинка с задачками,монетки-денежки, атрибуты к игре «Магазин» (игрушки, ценники), карточки сизображением профессий и их результат труда, картинки к игре «Что продается ине продается», большой нарисованный кошелек, Крокодил Гена, Чебурашка, КрысаЛариска, Шапокляк (игрушки или картинки), музыкальное сопровождение,мультимедийное оборудование.
Ход
В-ль: Ребята, сегодня я предлагаю вамсовершить путешествие по стране «Экономика». Там очень интересно. Хотите?
Дети: Да.
В-ль: А как вы думаете, на чём можноотправиться в путешествие?
Дети: перечисляют виды транспорта.
В-ль: Скажите, а на чем путешествовал всемизвестный Старик-Хоттабыч?
Дети: на ковре-самолете.
В-ль: Давайте сегодня отправимся впутешествие на «ковре – самолёте»
(Дети встают на ковер-самолет, имитируютполет под музыку).
В-ль: Мы летим над полями, над лугами, надширокими реками, лесами.
Прилетели на поляну. Смотрите, на нейрастёт волшебное дерево. Давайте посмотрим, что оно нам приготовило. Поддеревом конверт, а в нём письмо. Сейчас прочтём его.
«Здравствуйте, ребята! Обращается к Вамгном Эконом. В стране экономика Вас ждут нелёгкие испытания. Чтобы пройти поней надо быть умными, решительными, умелыми и ничего не бояться. Под моимволшебным деревом Вы найдёте задания. Желаю удачи! Гном Эконом»
В-ль: Ребята, вы не испугаетесьтрудностей? А где же здесь могут быть задания? Вот и корзинка, а в ней лежатвоздушные шарики, а задания находятся внутри шаров. Мы будем лопать шарик ссоответствующей цифрой и доставать задание. (Называем цифру, лопаем шар)
В-ль: Первая остановка называется«Бюджетная». На ней мы с вами поговорим о бюджете. Ребята, скажите, а что жетакое бюджет семьи?
Дети: Это все деньги, которые заработаливсе члены семьи.
Звучит музыка из мультфильма о КрокодилеГене.
В-ль: Давайте мы с вами поговорим обюджете семьи крокодила Гены.
«Подружились как-то старуха Шапокляк,крокодил Гена, Чебурашка и крыса Лариска и стали жить вместе. И все у нихполучалось. Крокодил Гена на работу в зоопарк устроился, получал за это….что?
Дети: Крокодил Гена получал зарплату.
В-ль: Ребята, а кто у вас в семье получаетзарплату?
Дети: папа, мама, бабушка…
В-ль: За что они получают зарплату?
Дети: за выполненную работу(дети читаютстихи)
1.Вот и месяц пролетел
Чему я очень рада
Ведь родителям моим
Положена зарплата.
2. День зарплаты наступил
Папа в магазин сходил.
Мамин пополнился гардероб,
А я получил самолет.
В-ль: Чебурашка учился в летной школе,чтобы стать пилотом. За учебу Чебурашке платили, как вы думаете что?
Дети: Чебурашке за учебу платили стипендию(дети читают стихи)
1.Сегодня первое число,
Чему я очень рад:
Ведь получает в этот день
Стипендию мой брат…
2. Я объяснил своим друзьям,
Пусть знают все ребята,
Что, в сущности, стипендия –
Студенческая зарплата.
3. Студентам за учебный труд
Стипендия положена.
Брат купит много книг себе,
А мне мороженое!
В-ль: Правильно, молодцы. Старуха Шапоклякуже не работала, сидела дома, вела домашнее хозяйство и получала отГосударства…. Что?
Дети: Старуха Шапокляк получает пенсию(дети читают стихи)
1.Дед и бабушка мои
Потрудились от души.
Много лет они старались,
Вот и пенсии дождались.
С пенсии конечно дед
Купит вкусненьких конфет.
В гости к ним всегда хожу,
Помогаю, как могу.
В-ль: Правильно. Однажды крыса Ларискатоже придумала себе занятие. Она стала выращивать около дома цветы. Цветы былинеобыкновенной красоты, выросло их очень много. На семейном совете было решенопродавать цветы на рынке. От продажи цветов она получала…что?
Дети: продавая цветы, старуха Шапоклякполучала деньги
В-ль: Правильно. Как вы думаете, большеили меньше станет доход семьи Крокодила Гены, если Лариска будет продаватьцветы?
Дети: доход будет больше.
В-ль: Все заработанные деньги семьиКрокодила Гены – это доход его семьи. Давайте посчитаем, сколько составляетдоход его семьи.
(Дети считают до 10) (Весь рассказсопровождается показом картинок
и выкладыванием монеток в общий «кошелек»)
В-ль: молодцы ребята, вы хорошо справилисьс заданием. А сейчас я предлагаю отправиться дальше.
(Дети встают на ковер-самолет, имитируютполет под музыку).
В-ль:Лопаем шар под цифрой 2. Остановка«Денежная». На ней мы поговорим о деньгах. Скажите, за что люди получаютденьги?
Дети: люди получают деньги за свой труд.
В-ль: Для чего нужны деньги?
Дети: купить продукты, заплатить заквартиру, заплатить за лечение, заплатить за детский сад, сходить в кинотеатр,сходить в кафе, оплачивать проезд в транспорте
В-ль: Правильно, молодцы. Вы все знаете,для чего нужны деньги. А сейчас отгадайте загадку:
Угадай, как это зовется,
Что за деньги продается.
Это не чудесный дар,
А просто–напросто ….(товар)
В-ль: ребята, скажите мне всё ли на светеможно купить и продать?
Дети: Нет.
Игра «Что продается, что не продается»[см.приложение № 2]
В-ль: Вы замечательно справились сзаданием, отправляемся дальше.
(Дети встают на ковер-самолет, имитируютполет под музыку).
В-ль: Третья остановка называется«Трудовая»
Хочу вас обрадовать, что на этой остановкеза свой труд вы будете получать монетки, которые вам еще пригодятся.
В этой стране живут трудолюбивые люди. Игном Эконом просят, чтобы вы назвали пословицы о труде, которые они придумали?
(за правильные ответы дети получаютмонетки)
Дети:
Ø Каков работник, таковаему и плата.
Ø Дело мастера боится.
Ø Маленькое дело лучшебольшого безделья.
Ø Нелегко деньги нажить, алегко прожить.
Ø Кто любит трудиться,тому есть чем гордиться.
Ø Труд кормит, а леньпортит.
Ø Терпенье и труд всеперетрут.
Ø Без труда не вытащишь ирыбку из пруда.
Ø Кто не работает, тот неест.
Ø Кто сидит на печи, тотне ест калачи.
В-ль: Молодцы, много назвали пословиц.Ребята, а давайте вспомним, какие профессии бывают. А для этого мы поиграем вигру «Загадки».
(Воспитатель загадывает загадки, детиотгадывают и получают монетки)[3]
Ø Кто учит вас читать,писать, чтоб умными могли вы стать Кто вам продаст творог, сосиски и «Вискас»для любимой киски?
Ø Кто прибьет вамкаблучок, замочек вставит в сапожок?
Ø Кто билеты проверяет,безбилетных выгоняет?
Ø Кто шьет из тканисарафан для Тани?
Ø Кто вылечит от всехболезней и знает, что кому полезней?
Ø Кто границы охраняет инаш сон оберегает?
Ø Кто учит чисто говоритьи звуки все произносить?
Ø Кто в быстрой ракетелетает в космос и видит землю, похожую на глобус?
В-ль: Молодцы ребята. Предлагаю поиграть вигру «Кто, что производит?»
(Дети подбирают к картинке профессии — егорезультат труда) Воспитатель обращает внимание детей на шкатулку. Открывают ее,а в ней находятся экономические задачки.
(Дети решают задачки и получают монетки заправильные ответы.)
В-ль: Молодцы, славно потрудились. Всезагадки отгадали, задачи решили, со всеми заданиями справились, да еще изаработали денег. И пора нам возвращаться в детский сад.
Воспитатель обращает внимание детей накрасивую коробку. Открывают ее, а в ней находятся письмо, зачитывает его
«Ребята! Я вас всех поздравляю! Я рад, чтовы не испугались трудностей, прошли все испытания, помогали друг другу. А внаграду за это я Вам приготовил этот необычный сундучок с призами».
(Поощрение детей. Дети под музыку улетаютна ковре-самолете)
Воспитатель предлагает детям пересчитатьсвои деньги и потрать их в «Магазине».
