МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 13
СУГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ПРЕДМЕТОВ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК
(МБОУ «СОШ №13 с УИП эстетического цикла»)
Творческийпроект
поизобразительному искусству
Ученика9-Б класса
ДенисенкоВладислава
Темапроекта:
Абстрактнаяживопись, направление кубизм
«Кубические причуды»
Дата защиты «______» ____________2023 г. |
Ученик: Денисенко В. ________________
|
Заместитель директора по УВР Мусынова И.Н._______________________ |
Руководитель проекта Кузнецова Т.Н.______________________
|
г.Ноябрьск
2023год
Паспорттворческого проекта
Предметное направление |
Изобразительное искусство. Абстрактная живопись, направление кубизм |
Возрастная категория |
9 «Б» класс |
Секция |
Творческий проект |
Название проекта |
«Кубические причуды» |
Цель проекта |
Выполнить композицию материалом гуашь, абстрактная живопись, направление кубизм, название работы «Кубические причуды» |
Задачи проекта
|
— Изучить основные направления и стили в искусстве начала XX века — Рассмотреть три периода в развитии кубизма — Познакомиться с наиболее яркими представителями кубизма — Улучшить навыки работы с материалом гуашь |
Аннотация |
Кубизм одно из самых ярких и популярных течений модернизма. Кубизм (фр. cubisme) — узнаваемый стиль, который зародился в начале XX века, и многие его приемы востребованы до сих пор. Характерны: прямое использование геометрических форм, узкий круг сюжетов (портреты, натюрморты или здания), деформации, угловатость, полное отсутствие реалистичности. Форма здесь важнее цвета |
Сроки проведения |
2022-2023 учебный год |
Этапы работы над проектом |
|
Форма представления проекта |
Публичная защита |
Состав проекта |
— теоретическая часть проекта — творческая работа |
Используемые информационные ресурсы: печатный и электронный материал |
Интернет ресурсы, библиотечный фонд |
Используемые информационные технологии и программные продукты |
Microsoft word, компьютер, принтер |
Содержание
Глава1. Введение………………………………………………………..…………………4
Глава2. Актуальность, объект, цели, задачи…………………………………..5
Глава3. Теоритические основы и анализ информационных источников…………………………………………………………………..………………..6
3.1Основные направления и стили в искусстве начала xx века………………………………6
3.2Три периода в развитии кубизма и отличительные черты кубизм……………………….6
3.3Кубизм- динамика, цвет, звук, движение ………………………………………………….7
3.4Наиболее яркие представители кубизма……………………………………………………8
Глава4. Практическая или экспериментальная часть творческого проекта поизобразительному искусству «Кубические причуды»……………………………………………………………………………………..12
4.1Композиционное решение………………………………………………………………….12
4.2Цветовое решение…………………………………………………………………………..12
4.3Технический процесс……………………………………………………………………….13
Глава5. Заключение……………………………………………….………………….….14
Глава6. Список источников……………………………………………………………15
Глава7. Приложение…………………………………………………………………..…16
Глава 1. Введение
Искусство никогда неимело своей целью изображение существующих вещей, а только изображениехудожественной формы.
Глэз
Причудливые очертания, острые углы, прямые линии,изображения, напоминающие пазл это все про кубизм – стиль, которыйзародился в начале XX столетия во Франции.
Куби́зм (фр. Cubisme) —модернистское направление в изобразительном искусстве, прежде всего во французскойживописи начала XX века. В основе кубизма лежит стремление художника разложитьизображаемый трёхмерный объект на простые элементы и собрать его на холсте вдвухмерном изображении. Таким образом, художнику удаётся изобразить объектодновременно с разных сторон и подчеркнуть свойства, невидимые при классическомизображении объекта с одной стороны.
Кубизм не подразумевает непременное использование простыхгеометрических форм. В живописи их использование обусловлено в первую очередьжеланием художника отделить друг от друга отдельные «лоскуты» объекта.
Художественный стиль кубизм стал необычноймоделью искусственного авангарда, где фундаментальное значение принадлежитострым углам, прямым линиям и нейтральным оттенкам. Основной тезис – рисунок недолжен быть реалистичным. Изображение больше напоминает пазл, который мысленнособирает зритель.
Образная концепция этого направления выстроена напопытках разложить предмет на пространственную форму или модель, выражая темсамым многогранность его представления. Полотна этого стиля легко распознать поплоскому и двухмерному изображению, с использованием цветового нейтрала ипрямолинейного ракурса. Кубические полотна отличаются переизбыткомгеометрически правильных пропорций, углов и линий на фоне индифферентногоколорита.
Отказ от объема реальных изображений в искусствеположил начало уникальному стилю особого авангарда, полностью отрицавшегоперспективу и светотени. Кубизм в живописи намеренно деформировал,иррационально разбивал и моделировал наборы геометрических фигур абсолютнонелогичных между собой. Лишенное реализма направление оказалось противоречивымдля индивидуального развития стиля кубизма в искусстве.
Для кубизма характерны черты прямыхгеометрических форм, завуалированных в узких сюжетах (портреты, натюрморт,постройки), осознанно деформированных угловатыми, грубыми штрихами, и лишенныхреалистичности. Это направление живописи, где формальные части изображенияважнее, чем цветовая гамма.
Картины в стиле кубизма ассиметричны инеправдоподобны, где объекты выглядят как комплекс плоских геометрических форм.В рисунках не учтены перспективные аспекты и приглушена колоритная гамма.
Например, портрет содержит одновременноеизображение лицевой части в профиле и фасе. Или, как вариант идейногосамовыражения, привлечение техники коллажа – добавление к основе разнородныхэлементов (наклеивание предметов, газетных вырезок, разнофактурной ткани) длясоздания особой формы произведений «синтетического» кубизма.
Глава2. Актуальность, объект, цели, задачи
Объект исследования: модернизм и его направление, в частности«Кубизм».
Актуальность такого направления, как модернизм: проблема изучения модернизма в художественном аспекте относитсяк числу актуальных проблем современной культурологии, поскольку акцентируетважнейшие вопросы: закономерности развития и функционирования художественногосознания, его структуру и динамику развития, взаимосвязи и взаимодействия сдругими сферами культуры.
Актуальность творческой работы:заключается в получении и исследовании нового опыта, углубление знаний в ранее малознакомойобласти искусства. Проект несёт задачу раскрыть ценность беспредметногоискусства и течений, характеризующихся нарушением классическихизобразительных форм, установлением нового и утверждением радикальныххудожественных принципов.
Перед началом работы была поставлена цель:
Изучить художественноенаправление модернизма «Кубизм» и выявить его ценность и влияние в культуре. Собратьинформацию об идейной ценности направления его приверженцах и основоположниках.Выполнить композицию материалом гуашь, абстрактная живопись,направление кубизм, название работы «Кубические причуды».
Для достижения цели было поставлено ряд задач:
1.Собратьи систематизировать материал о направлении кубизма в искусстве.
2.Изучить основные направления и стили в искусстве начала XXвека, а в частности историю и причины возникновения направления кубизм
3. Рассмотретьтри периода в развитии кубизма
4.Познакомиться с наиболее яркими представителями кубизма
5.На основе полученных знаний сформировать свое мнение и сделать вывод
Объект исследования:
Искусство модернизм. Направление «Кубизм».
Методы исследования:
• Метод изучения первоисточников – изучение литературы озарождении и развитии модернизма и «Кубизма».
• Метод анализа – сопоставление работ и теоретическихматериалов из первоисточников.
• Практический метод — эскиз композиции, выполнениеупражнений для лучшего выполнения работы, изготовление работы в одном изнаправлений абстрактного искусства «Кубизм».
Необходимые материалы:
· Планшет
· Бумага
· Кнопки
· Карандаши, ластик
· Гуашь
· Кисточки
Состав проекта:
— теоретическая часть проекта;
— творческая работа: формат 60 см х 40 см
Глава 3.Теоритические основы и анализ информационных источников
3.1Основные направления и стили в искусстве начала xx века
Основные направления и стили в искусстве началаXX века: кубизм, фовизм, футуризм, экспрессионизм, дадаизм, сюрреализм,абстракционизм.
Кубизм —одно из самых известных течений начала XX века, получившее широкоераспространение и давшее планете десятки признанных шедевров. Крупнейшиемастера — Пабло Пикассо, Жорж Брак.
Фовизм —считается первой ласточкой в плеяде авангардистских стилей. Художники — фовистыотказались от линейной перспективы и традиционной колористики, провозгласивправо художника отображать мир так, как он его видит. Картинам фовистов былисвойственны яркие, кричащие краски, экспрессия и эпатажность.
Экспрессионизм — родственное фовизму явление, оказывавшее большое влияниена европейскую культуру в первые десятилетия XX столетия. Экспрессионистыстремились выразить в своих картинах эмоции, преимущественно болезненные —боль, тревогу, страх, разочарование (это было связано с последствиями Первоймировой войны).
Футуризм — крупное авангардное движение, владевшее умами в 1910-х —начале 1920-х годов. Его основатель и автор названия — итальянский поэт ФилиппоТоммазо Маринетти. Его лозунги активно подхватили в России, где совершалсяреволюционный перелом. Футуристы устремили взгляд в будущее, критикуя настоящееи прошлое, требуя разрушения «дряхлеющего мира». В футуризме звучали отголоскии коммунизма, и ницшеанства. Художники-футуристы: делали акцент на динамике;использовали симультанность (совмещение на одном полотне нескольких моментовдвижения); вливали в свои произведения энергию; любили закручивающиеся спирали,резкие углы, динамичные зигзаги.
Дадаизм —литературно-художественное течение, возникшее в 1916 году в Швейцарии. Визобразительном искусстве выражается в заборных каракулях, псевдочертежах,комбинациях случайных предметов.
Сюрреализм — один из самых известных стилей XX века. Наиболее известныеего представители в живописи — Сальвадор Дали и Рене Магритт.
Для работ сюрреалистов характерна:парадоксальность, иррациональность, фантасмагория, применение аллюзий,сочетание реальности с миром фантазий и сновидений.
Абстракционизм или абстрактный жанр подразумевает отказ отизображения реальных вещей и форм. Абстракционизм направлен на то, чтобывызвать у человека определённые эмоции и ассоциации. Для этих целей картины вабстрактном стиле пытаются выразить гармонию цвета, форм, линий, пятен и такдалее. Все формы и цветовые сочетания, которые находятся в периметреизображения, имеют идею, своё выражение и смысловую нагрузку. Как бы никазалось зрителю, глядя на картину где кроме линий и клякс ничего нет, всё вабстракции подчинено определённым правилам выражения.
3.2 Три периода в развитии кубизма
В развитии кубизма выделяют три периода:сезановский, аналитический, синтетический.
1. «Сезановский» или ещё по другому«негритянский» период связан с открытием и переосмыслением примитивногоискусства, начатых Полем Сезаном. Этот период характеризуется картинами, накоторых изображены резкие изломы форм, большие объемы, которые как быраскладываются на плоскости, создавая ощущение рельефности в изображении.Цветовое решение подчеркивало и дробило объем. Композиции создаются в основномна основе пейзажей, фигур, натюрмортов написанных с натуры.
2. Аналитический период характеризуется тем,что изображаемый предмет полностью дробился на составляющие его части,расслаивался на мелкие отдельные друг от друга грани. Исчезают образы предметов и постепенно стираютсяразличия между формой и пространством. В картинах этогопериода появляются переливчатыецвета, полупрозрачные пересекающиеся плоскости, положение которых четко неопределено. Расположение форм в пространстве и ихотношение к крупным композиционным массам постоянно меняется. В результатевозникает визуальноевзаимодействие формы и пространства. Цветовая гаммасводилась к черному и белому.
3. Синтетический этап продолжался с 1912по 1914 гг. В это период преобладает декоративность, картины становятся большепохожи на панно.
Синтетический кубизм стремился обогатить реальность созданием новых эстетических объектов, которыеобладают реальностью сами по себе, а не являются лишь изображением видимогомира. Для этой фазы стиля характерно отрицание значимости третьего измерения в живописи и акцентирование живописной поверхности.Если в аналитическом и герметическом кубизме всехудожественные средства должны были служить созданию изображения формы, тов синтетическом кубизме цвет, фактура поверхности, узор и линия используютсядля конструирования (синтезирования) нового объекта. Первыепризнаки этого направления наметились уже в 1912, но наиболее полное воплощениеоно получило в коллажах 1913. На холст наклеивались разных очертаний и фактурыфрагменты бумаги – от газет и нот до обоев. Художники утверждали, что поверхность картины представляет собой не иллюзорноевоспроизведение реальности, а самодостаточный объект. Вскоре,однако, кубисты оставилитехнику аппликации,потому что, как им казалось, фантазия художника может создавать более богатыекомбинации элементов и фактур, не ограничиваясь возможностями бумаги.
3.3 Кубизм-динамика,цвет, звук, движение
Кубизм ― это модернистское течение вискусстве. Его последователи изображали предметный мир с помощью простыхгеометрических форм. Главные отличия этого направления ― дробление форм нагеометрические элементы, сочетание прямых ломаных линий и нарушение перспективы.
Термин
Русское слово «кубизм» произошло от французскогоcubisme, где cub буквально означает «куб». Автором этого термина считаютхудожественного критика Луи Вокселя.
Название течения, как это часто бывает в историиискусства, возникло случайно. В 1908 году жюри Осеннего Салона в Парижеотвергло картину Жоржа Брака «Дома в Эстаке». Живописец Анри Матисс, один изчленов жюри, сказал, что странная картина «написана кубиками». Критикиподхватили новое название. Луи Воксель в 1908 году в обзоре выставки ЖоржаБрака в галерее Канвейлера назвал художника смелым человеком, презирающимформу, «сводящим все, места, фигуры и дома к геометрическим схемам,к кубам. Ранее, в аналогичном контексте, критик Луи Шассеван в своейстатье 1906 года о «Независимых художниках» (Les Artistes indépendants) назвалЖана Метцинже «мозаичистом, подобным Синьяку, но более точным в разрезаниицветных кубиков, которые, как кажется, сделаны машиной, а не человеком».
По другой версии термин «кубизм» — этонеологизм, придуманный поэтом Максом Жакобом в июне 1907 года во времядружеских встреч и в спорах об искусстве с Пабло Пикассо.
Распространение термина «кубизм» датируется 1911годом, в основном в отношении живописи Жана Метценже, Альбера Глеза, РобертаДелоне и Фернана Леже.
В 1911 году поэт и критик Гийом Аполлинерпринял этот термин от имени группы художников, приглашённых для участия ввыставке «Независимых» в Брюсселе. Книга «О кубизме», написанная А. Глезом и Ж.Метценже, была опубликована в 1912 году с целью прояснить путаницу, бушующуювокруг этого слова, и в качестве защиты нового течения в живописи,продолжавшего вызывать возмущение в обществе. Эта работа является первымтеоретическим трактатом о кубизме и до сих пор остается самой ясной и понятной.
Историятермина и стиля
Родоначальниками этого направления были Пабло Пикассо и Жорж Брак.Художники познакомились в Париже в 1907 году и объединились в творческий союз.Они считали, что нашли способ убедительнее отражать реальность, а не простокопировать ее, как другие живописцы. Эксперты называют «Авиньонских девиц»Пикассо первой работой, которая положила начало кубизму и совершила переворот вискусстве XX века.
По мнению искусствоведа Эрнста Гомбриха, кубисты «восстанавливаютпринципы древнеегипетского искусства, где разные части объекта изображали сразных точек зрения». Важное влияние на них оказали работыпостимпрессиониста Поля Сезанна. Вдохновляясь структурой его поздних полотен,художники совмещали ее с абстрактным изображением геометрических фигур исимволизмом африканских скульптур. Также они позаимствовали и сезанновскуюгамму, а именно приглушенные желтовато-охристые, серо-голубые и зеленые тона.
Отличительные чертыкубизма
Будучи самостоятельным направлением изобразительногоискусства, кубизм имеет уникальные отличительные особенности. Они проявляются вработах художников:
— динамичностью изображений;
— умелым сочетанием контрастных цветов;
— прямое использование геометрических форм, узкий кругсюжетов (портреты, натюрморты или здания), деформации, угловатость, полноеотсутствие реалистичности.
Цели и задачи кубистов
Кубизм стремится передать закономерную сущность вещей иявлений и дает возможность осознать пластику изображаемых объектов. Кубистическая картина проста по форме и краскам, в нейнет хаотического беспорядка и нагромождения случайных форм и предметов,вызванных необходимостью передать повествовательный сюжет.
Задача кубистов состоит в том, чтобы, отказавшись от сложных(по причине своей случайности) форм тела, ложных иллюзий и субъективности,начать писать конусы, цилиндры, кубики в оптической перспективе и в условномосвещении.
Задачу живописи кубисты сводят к изображению цветного объёмана плоской поверхности. К решению этой задачи они подходятабстрактно, без учета материальных закономерностей реального мира.
Кубизмв русской живописи
В начале 1910-х годов кубизм стал интернациональным движением, еготехника повлияла на скульптуру, архитектуру и прикладное искусство. Первооткрывателем кубизма в России можно считатьколлекционера С. И. Щукина, который приобрёл и привёз в Москву ранние кубистическиекартины Пикассо. В России художники-авангардисты, используя приёмы французскогокубизма и итальянского футуризма, создали собственный вариант: кобофутуризм.Другие живописцы П. П. Кончаловский, И. И. Машков,Р. Р. Фальк попытались применить формальные находки французов в русленациональной традиции стихийной красочности и «буйства форм», в частности вобъединении «Бубновый валет» и «Ослиный хвост».
Также можно назвать таких последователей в России как: ЛюбовьПопова, Варвара Степанова, Надежда Удальцова.
3.4 Наиболее яркие представители кубизма
Живопись: Пабло Пикассо, Жорж Брак;
Скульптура: Александр Архипенко, Константин Бранкузи;
Фотография: Иосиф Бадалов.
Наиболееяркими представителями кубизма и егоосновоположниками считают двух великих художников – Пабло Пикассо и ЖоржаБрака. Художники в своих работах сопоставляли геометрические поверхностипри минимальном сходстве с изображаемыми предметами, они считали что, формадолжна быть далека от изображаемого предмета. В работах не было эмоциональнойнасыщенности. Линии и формы заменяли чувства. Цвету в произведениях кубистовотводилось минимальное значение, художники стремились использовать его какможно меньше. Это были в основном серые, черные, коричневые цвета. Образы впроизведениях кубистов не имели прототипов в жизни, утрачивали реальность,становились абстрактными, понятными только самому автору. Живописцыпредставляли объект как бы с нескольких точек зрения сверху, снизу, изнутри,сбоку, помещали эти изображения на одном полотне, накладывали одно на другое.Желание изобразить неизобразимое привело к упрощению жанров живописи.
Кубисты не подразделяли работы по жанрам(портрет, пейзаж, натюрморт), а давали им общее название – картина. Главнымзавоеванием кубистов, искусствоведы считают безграничную свободу. Длярасширения возможностей своего направления кубисты соединяли в картинеразнообразные техники и материалы: цветную бумагу, обои и т. д.
Одним из новых выразительных средств стал коллаж– монтаж картины из наклеек. Со временем новое направление зашло в тупик. Впоисках новых средств выразительности художники наклеивали на картину газеты,оберточную бумагу закрашивали их. Они считали, что это позволяет им создатьпространство.
Пабло Пикассо Пабло Пикассо (1861-1973)
Пабло Пикассо Пабло Пикассо (1861-1973) – выдающийся художник 20 века, живописец, рисовальщик,гравер, скульптор, один из основателей кубизма. Пабло Пикассо получил основыизобразительного искусства у своего отца – учителя рисования. Затем с 14 лет онобучался в барселонской Академии художеств, в 16 лет поступил в КоролевскуюАкадемию Сан-Фернадо в Мадриде. В 1904 году художник перебирается в Париж.
Пикассо вызвал к жизни массу подражателей и оказал исключительноевлияние на развитие изобразительного искусства в XX веке. Согласно оценке Музеясовременного искусства (Нью-Йорк), Пикассо за свою жизнь создал около 20 тысячработ, а по экспертным оценкам, Пикассо — самый «дорогой» художник в мире:только за один 2008 год ценовой индекс его работ на рынке произведенийискусства (годовой объём аукционных продаж) составил 262 млн долларов.Картина Пикассо «Алжирские женщины», проданная весной 2015 года вНью-Йорке за 179 млн долларов, стала самой дорогой картиной, когда-либопроданной с аукциона на тот момент.
А одной из первых работ в стиле кубизма сталакартина «Авиньенские девушки» (1907). В данном полотне виден сюжет, но реализм уже исчезает. Фигурыженщин изображены геометрическими формами и вогнуто-выпуклыми плоскостямирисунка. Частично ещё чувствуется присутствие светотеневой моделировки сприменением растушевки, но уже активно используется штрих.
«Три музыканта» — картина Пабло Пикассо в стиле синтетического кубизма.Написана маслом на холсте в 1921 году. Находится в Нью-Йоркском музеесовременного искусства. Размер — 200,7 × 222,9 см. Летом 1921 года в ФонтенблоПикассо написал две версии «Трёх музыкантов».
События в Испании нашли отклик в творчестве П.Пикассо, он написал живописную картину «Герника» (1937). Здесь можнозаметить некоторые элементы реализма. Картина стала предупреждениемчеловечеству о грядущей войне, об ужасах фашизма, она вызвала эмоциональныйвзрыв в обществе. Свой протест и тревогу автор выразил с помощью ломких линийпресекающих лица героев картины.
Брак Жорж Брак(1882-1963)
Брак Жорж Брак (1882-1963) — французский живописец, скульптор, гравер, один изосновоположников кубизма. Ж. Брак родился в Аржантее, происходилиз семьи ремесленников. Изобразительномуискусству учился сначала у отца, потом в мастерской художника декоратора. В1902 г. поступил в академию Эмбера в Париже. В 1907году Брак посетил мастерскую Пикассо. После встречи с ним он резко изменилхудожественную манеру, стремясь к лаконизму живописныхсредств и геометризации предметов.
В 1909—1912 гг. Брак работал вместе сПикассо над теоретическим обоснованием кубизма истал одним из основателей этого течения. В то время Пикассо находился подвлиянием Гогена, Сезанна, масок африканских племён и иберийскойскульптуры, а Брак в основном был заинтересован вразвитии идеи Сезанна — множества перспективных точек зрения.
Картины Брака в 1908—1913 годах началиотражать его новый интерес к геометрии и перспективе. Он интенсивно изучаетэффекты света и перспективы. В картине «Дома в Эстаке» (1908) Брак сводитархитектурную структуру в геометрическую форму, приближенную к кубу. Но онвынес затенения так, чтобы она выглядела плоской и трёхмерной. Таким образом,Брак обратил внимание на саму природу зрительных иллюзий и художественныепредставления. Место, изображенное на картине, — марсельскийпорт Эстак, так обожаемый большей частью живописцев. Данный порт отличаетсяспокойствием и умиротворением. Его живописные красоты никого не оставляютравнодушным. Не смог не посетить его и Жорж Брак. Художник был вдохновленкубистскими работами Пикассо, и это вызвало у него огромное желание попробоватьсебя в данном направлении живописи. Полный новыми идеями, он создавал пейзаж запейзажем, оттачивая мастерство. Параллелепипеды городских домов выстраивались видеальную композицию для художника. Полотно «Дома в Эстаке»было создано как раз в тот период времени.
Брак стал истиннымфанатом кубизма, он с большим старанием отнесся к написанию данной картины иуделял много времени изучению геометрии и перспективы. При написании даннойкартины художник представил каждый дом в виде кубов, затемнив некоторые граникоторых, избавился от резких перепадов объемов.
Маленькие бежевыекубические домики на картине выглядят плоскими, что было достигнуто Бракомблагодаря искусному владению светотенью. В некоторых местах картины можноувидеть крупные массивные стволы деревьях и их листья, которые также имеютугловатую резкую форму. Не смотря на резкие границы всех объектов картины, всеони великолепно сочетаются и дополняют друг друга.
«Дома в Эстаке» сыграла большую роль в становлении кубизма и наборепопулярности её автором.
Глава 4. Практическая илиэкспериментальная часть творческого проекта по изобразительному искусству«Кубические причуды»
4.1 Композиционное решение
Формат работы вертикальный,выбор формата не случайный, т. к. главнаяособенность – отказ от объемного изображения реальности. Картины в стиле кубизмузнаваемы, благодаря плоскому виду без светотени и перспективы.
Центром картины являетсявинная бутылка и фужер, изображениякоторых деформированы, нелогичны, иррациональны, разбиты на отдельные детали –натюрморт, похожи на набор взаимодействующих геометрических фигур, гдедоминирующую роль играют острые углы, прямые чёткие линии. Изображения невыглядят реалистично, они походят на пазл, который предстоит мысленно собратьзрителю, как гроздь винограда у подножья бокала. Так, в моей творческой работе«Кубические причуды» я подчеркнул геометрические условные формы, которые мысленно стремятся«раздробить» реальные объекты на кубические формы. Цвета контрастируют, друг с другом и образуют новые оттенки в местах пересеченияобъектов. Каждая линия, отдельно прорисованный куб, чередование цветов имеютсвоё значение в композиции. Разнородные элементы на плоскости говорят отрёхмерном мире, который в действительности состоит из разных единых «кусков». Аиспользование новых, нехарактерных для других стилей приёмов, где предметы наполотне разделены на небольшие сегменты, позволяет разобрать работу на мелкие детали, стараясь понять её структуру и самыеосновные, неизменные элементы.
Композиция экспериментальная с геометрическими формами, выраженнойдекоративностью, оттенками, своеобразному абстракционизму.
Цвет и фигуры наполотне взаимосвязаны, композиция смотрится целостно и завершено.
Значение слова причудыв композиции – особая форма некого пазла, который ценитель искусства долженсамостоятельно собрать в единое целое, используя своё воображение.
Значение слова кубическиев композиции – особые предметы, комбинированные на плоскости, создают разныегеометрические фигуры.
4.2 Цветовое решение
Цвет в течениикубизма обладаетособым значением и представленная работа не исключение.
Одной особенностью этого направления,в самом начале была очень скудная цветовая палитра. Художники старалисьиспользовать всего несколько цветов: коричневы, серый и черный. Это нужно былов первую очередь для того, чтобы не отвлекать внимание зрителя от форм и датьим возможность как можно глубже погрузиться в сюжет, в историю картины.
Выбор цветовой палитры монохромный, ночтобы работа выглядела не скучной, то можновыбрать несколько основных цветов, не больше 3-4, чтобы сохранить геометриюпроизведения. Кстати, можно сделать монохромную палитру из разных оттенковлюбимого цвета.
В работе необходимо избегать растушевки и смешения красок – линии границ предметов всегда должныоставаться четкими.
Чтобы передатьвыступающие объекты в натюрморте, изображенные на переднем плане, нужно использоватьсветлые, теплые тона, для удаленных предметов – тёмные оттенки.
Коричневый: уступчивый,спокойный, добросовестный, расслабленный.
Серый: спокойный,нейтральный, стабильный.
Чёрный: авторитетный, властный, стабильный, интеллигентный, сильный.
Голубой: справедливый,добросовестный, добрый, спокойный.
Зелёный: самостоятельный,расслабляющий, успокаивающий, «прохладный» цвет лёгкий.
4.3Технический процесс
Первым шагом в выполнении итоговой работы, был процесс созданияэскиза, изучение материала. После создания эскиза, необходимо перенести его напланшет, обтяннутый ватманом. Перенеся композицию на формат, началсянепосредственный процесс выполнения работы в цвете материалом гуашь. Получивнужные оттенки цвета на палитре, я начал заливать нарисованные формы наплоскости. Работа выполнялась поэтапно с верху в низ. Когда работа былавыполнена в цвете, нужно было дождаться её полного высыхания.Для завершения работы,было выполнено паспарту коричневой гуашью и я оформил свой творческий проект враму. Работа закончена, и представлена вам, уважаемая комиссия для публичнойзащиты.
Правила работы скраской:
Для выполнениеработы нужна правильно смешанная гуашь, её необходимо смешать с белилами, чтобыполучилась краска сметанообразной консестенции, тогда краска будет ложитьсяровно и давать правилно залитые формы без просветов.
Себестоимостьпрактической работы
Наименнование |
Единица измерения |
Стоимость единицы |
Расход |
Цена |
Планшет |
1 шт. |
469 рублей |
1 шт. |
469 рублей |
Кисточки размер 1 |
1 шт. |
65 рублей |
1 шт. |
65 рублей |
Кисточки размер 2 |
1 шт. |
115 рублей |
2 шт. |
230 рублей |
Кисточки размер 4 |
1 шт. |
170 рублей |
2 шт. |
340 рублей |
Гуашь |
1 шт. |
1100 рублей |
1 шт. |
1100 рублей |
Палитра |
1 шт. |
134 рубля |
1 шт. |
134 рубля |
Бумага |
1 шт. |
23 рубля |
1 шт. |
23 рубля |
Рама |
1 шт. |
579 рублей |
1 шт. |
579 рублей |
Итого: 2943 рублей |
Глава 5. Заключение
Пабло Пикассо и Жорж Брак являются ярким отражением такогохудожественного стиля как кубизм.
Самыми яркими картинами Жоржа Брака в абстрактной живописинаправления кубизм являются: «Дома в Эстаке», «Скрипка и подсвечник»,«Музыкальные инструменты», «Базилика Сакре-Кер», «Тарелка с фруктами и бокал».
Яркими картинами Пабло Пикассо направления кубизм являются:«Авиньонские девицы», «Бутылка и книги», «Дерево», «Бокал и фрукты», «Женщина».
Кубизм положительно отразился на современном искусстве. Таккак множество современных художников подражают представителям данных стилей всвоих картинах. Актуальность картин Жорж Брака и Пабло Пикассо заключается втом что сюжеты которые они рассматривают в своем творчестве актуальны и по сейдень, их работы являются зеркальным отражением социокультурного пространстватого времени.
Для выполненияработы была поставлена цель: выполнить композицию материалом гуашь,абстрактная живопись, направление кубизм, название творческой работы «Кубическиепричуды». Значениеслова причуды в композиции – особая форма некого пазла, который ценительискусства должен самостоятельно собрать в единое целое, используя своёвоображение. Значение слова кубические в композиции – особые предметы,комбинированные на плоскости, создают разные геометрические фигуры.
Для выполнения работы были поставленызадачи:
-изучить основные направления и стили в искусстве начала XX века
-рассмотреть три периода в развитии кубизма
-познакомиться с наиболее яркими представителями кубизма
-улучшить навыки работы с материалом гуашь
Задачипроекта решены, цель, которая была поставлена – выполнена, чтоподтверждает приложение 2 на странице 21 и публичная защита моего проекта.
Глава 6.Список источников
3. https://artrue.ru/style/abstract/cubism/doma-v-estake.html
4. https://natural-colours.livejournal.com/30070.html
7. https://vk.com/@go_museum-razbiraemsya-v-iskusstve-kubizm
8. https://artchive.ru/encyclopedia/34~Cubism
9. http://www.myshared.ru/slide/784883/
10.https://thestrip.ru/eyes/kartiny-v-stile-kubizm-kubizm—eto-modernistskoe-napravlenie-v-iskusstve/
Глава 7. Приложение 1
Работы художников:
1. Пабло Пикассо
«Портрет Мануэля Паллареса»1909 г.
«Сон» 1932 г.
«Бюстженщины» 1938 г.
«Алжирские женщины» 1955 г.
«Авиньенские девушки» 1907 г.
1921 г.
«Ге́рника» — картина Пабло Пикассо, написанная вмае 1937 года по заказу правительства Испанской Республики для испанскогопавильона на Всемирной выставке в Париже.
2. БракЖорж Брак
«Дома в Эстаке» 1908 г.
«Португалец»1911 г.
«Виолончель и кларнет на столе»1912 г.
«Гавань»1909 г.
Приложение2
Абстрактнаяживопись, направление кубизм
«Кубические причуды»