X-PDF

Проект по литературе Басни и баснописцы

Поделиться статьей

Муниципальное общеобразовательноеучреждение

                        «Тюбукскаяобщеобразовательная школа №3»

Каслинского муниципального района

 

 

                                   Проект« Басни и  баснописцы»

Литература, информационный

 

 

                                                                                                                                      Выполнила:

Форат Екатерина 7 б класс

                                                                                                                                       Наставник:

                                                                                                         Матасова Светлана Юрьевна

                                                                                                                                         Эксперты:

                                                                                                                                      __________

                                                                                                                                              Оценка:

                                                                                                                                          ________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                      Содержание

Аннотация наставника

Введение

1.Теоретическая часть

              1.1. Что такое басня?

              1.2. Первый баснописец иистория создания басни

              1.3. Крылов И.А.

              1.4. Толстой Л.Н.

              1.5. Михалков С.В.

             1.6. Дмитриев И. И.

             1.7. Измайлов А.Е.

2. Практическая часть

            2.1. Создание ленты временидля повышения уровня знаний о баснописцах живших ранее.

Заключение

Список литературы

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          Введение.

Особое место в  литературе занимает  жанрбасни. Наряду с мифом басня была одной из древнейших форм мышления и одним издревнейших жанров словесного искусства. Родоначальником жанра считаетсядревнегреческий мудрец Эзоп, живший в 6 веке до н.э.  Басни – это в основномкороткие произведения, в которых с помощью аллегорий баснописец раскрывает ивысмеивает пороки общества, людей, человека. В основном в баснях используютсяобразы животных. Но иногда героями становятся и одушевлённые предметы.

В русских баснях чаще всего высмеиваютсяпороки малограмотных и неопытных людей, показанные на примерах  диалогов,монологов с животными. Так же в баснях возможны и обсуждения каких — либопричин совершения того или иного деяния. а так же подробная  углубленнаярасшифровка какой-либо сложной ситуации. Человек, порой  не замечая своихнедостатков, даже и не стремится исправить их, а вот басни нам глубоко иоткрыто показывают это и представляют все человеческие чувства напоказ, на обозревание и анализ читателя.

Басни – прекрасная школа наблюдений,явлений, характеров .Они  заинтересовывывают нас  и динамическими сюжетами, иизображением характеров действующих лиц, в частности животных, насекомых, птиц.  Басенныезвери – волки, овцы, медведи, зайцы, лисицы, собаки, львы, белки и мыши –разговаривают между собой и служат действующими лицами в сценках и пьесах.

 Однако животные, насекомые и рыбы в баснях, за точнымвыражением И. Франко, «одной бровью подмигивают на людей».

С самогодетства мы понимаем значение слово «басня». Понятные, легкие, мудрые стихи западаютв душу. Нравоучение, а оно в басне присутствует обязательно, – понемногуусваивается, и сила его воздействия огромна. Басни учат быть честными, непрятаться за какой-либо маской, быть самим собой, не лезть в то дело, в которомты ничего не знаешь и не умеешь, учат трудиться для блага общества, незавидовать. Они предостерегают от дурных поступков и подсказывают правильныедействия. Имеют иносказательный смысл.

Известно, что сюжеты многих басен возникли еще в древности,но баснописцы разных стран используют эти древние сюжеты  для написания новыхпроизведений и в настоящее время.

 

 

 

 

 

                                  Цельмоей работы:

 повысить интерес к литературе, расширитькругозор, изучить  и проанализировать   литературный жанр   басни, знакомство сизвестными и малоизвестными баснописцами.

 

 

Передо мною стояли задачи:

Изучить литературу по данной теме

Узнать историю создания басен

 Собрать дополнительную информацию оизвестных и малоизвестных баснописцах

Обобщить полученные результаты и сделатьвыводы

 

Объект исследования:  баснописцы

 

Предмет исследования: басни, историясоздания басен

 

Актуальность исследования:

Моя работа позволит заинтересоватьучеников и расширить их знания  о баснописцах и их баснях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                          1.Теоретическая часть

                                                             Чтотакое басня?

Басня – жанр дидактической литературы:короткий рассказ в стихах или прозе с прямо сформулированным моральным выводом,придающим рассказу аллегорический смысл. В конце или в начале басни содержитсякраткое нравоучительное заключение – так называемая мораль. Действующими лицамиобычно выступают животные, растения, вещи. В басне высмеиваются пороки людей.

 

                                                    1.1.Первые  баснописцы  и история создания басни

Гесиод (иногда можно встретить написаниеГезиод) — древнегреческий поэт, исполнитель эпических песен, является первымпредставителем древнегреческой литературы, сведения о существовании которого исторически достоверны. Главным источником информации о биографии Гесиодаявляются выдержки из сочиненных им произведений.

Родиной Гесиода была Эолида (Малая Азия),но его семейство, главой которого был обедневший купец, перебралось к подножьюгоры Геликон, в Беотию (внутренняя Греция). Там, обзаведясь скромным земельнымучастком в поселении Аскра, они занимались крестьянским трудом, поэтому всетяготы и радости жизни земледельца Гесиод познал с малых лет. Впоследствии онстал первым древнегреческим поэтом, представляющим этот социальный слой, и,возможно, был единственным его представителем.

    Юному Гесиоду частенько приходилосьпасти скотину, и роскошные пейзажи, представавшие его взору, вдохновляли его,пробуждали в нем желание творить. По его собственным словам, ему однаждыявились Геликонские нимфы, которые призвали его к сочинительству и вещаниюистины о прошлом и будущем, вдохнули в него поэтический дар и в знак этоговручили ему ветвь пышного лавра, которая служила отличительным знаком рапсодов– исполнителей эпических песен. Гесиод стал первым средидревнегреческих поэтов, кто называл себя по имени. До него певцы-гомеридыпредпочитали оставаться безымянными.

Также был и древнегреческий баснописецСтесихор Родился в 630г.дон.э.вДжоя-Тауро. Умер в 75-летнем возрасте в 555г.дон.э.в Катании. О  нем не осталось никаких исторических фактов, лишь известно,что у него было два брата.

 

Когда мы слышим слово «басня», то сразу жевспоминаем Ивана Андреевича Крылова, однако история басни начинается не с него.

Басня – один из древнейших жанровискусства. Миф и басня появилась в глубокой древности, когда человек искалответ на вопрос, как вести себя в этом огромном мире.

Басня была так популярна, что с еёсуществованием связаны многие предания. В древнегреческой литературепрославился баснописец Эзоп, живший в шестом веке до нашей эры. Оригинальныестихи Эзопа не сохранились.Это был народный мудрец, хромой раб, который своимикороткими поучительными рассказами пытался повлиять на людей. Жрецы приказалисбросить в море со скалы мудрого раба, чтобы он не смущал своих слушателей.

Истории, которые были выдуманы Эзопом,очаровывали слушателей своей краткостью, лаконичностью, сатирой и мудростью. Ихглавным объектом высмеивания были человеческие пороки, от которых люди не могутизбавиться и до настоящего времени. И это делает произведения Эзопа такимиактуальными. В них действуют животные и люди, птицы и насекомые. Иногда средидействующих персонажей попадаются даже жители Олимпа. С помощью своего ума Эзопсмог создать целый мир, в котором люди могут посмотреть со стороны на свои недостатки.

О том, кто такой Эзоп, ходили легенды. Егочасто изображали невысоким и горбатым старцем с шепелявым голосом. Говорили,что Эзоп обладает отталкивающей внешностью. Однако, как показал дальнейшийанализ, это описание не совпадает с теми данными, которые зафиксированыисториками. Описание его внешности – это плод фантазии различных литераторов.Считалось, что раз Эзоп был рабом, то его должны были постоянно бить и понукать– оттого он и изображался горбатым. А так как литераторам также хотелось показатьбогатство внутреннего мира баснописца, то его внешность они представлялиуродливой и безобразной. Так они старались подогреть интерес к произведениямбаснописца, а нередко и к своим собственным, авторство которых приписывалиЭзопу.

Существует даже легенда о том, как погиббаснописец. Как-то раз правитель Крез отправил его в Дельфы, и когда Эзопприбыл туда, то принялся по своему обыкновению поучать местных жителей. Ониоказались так возмущены этим, что решили ему отомстить. В котомку  кбаснописцуони подложили чашу из храма, а потом начали убеждать местных священников, чтоЭзоп – вор и достоин казни. Как ни пытался баснописец доказать, что он ничегоне крал, ничто не помогало. Его подвели к высокой скале и потребовали, чтобы онсбросился с нее. Эзопу не хотелось такой глупой смерти, но злые горожаненастаивали. Никак баснописец не мог их убедить и сбросился с высоты.

 Но чтобы там не было, басни сумелипережить века. Общее количество басен – более 400. Считается, что произведениябыли написаны в форме стихотворений, однако в таком виде они не сохранились.Эти творения известны в каждой цивилизованной стране. В XVII веке их обработкойзанялся Жан де Лафонтен, а в XIX из его работ басни перекочевали в русский языкблагодаря работе Крылова.

 

 

 

 

 

Жан де Лафонтен ( 1621-1695г.г.) –французский поэт, прославившийся как баснописец.

Детство великого баснописца прошло вблизиживописных лесов и полей. Жан де Лафонтен был сыном служащего лесноговедомства. Происходил он из древнего богатого рода. Отец готовил сына кдуховной карьере, которая вовсе не прельщала будущего баснописца. Но и онравоучительных произведениях он задумался уже в зрелом возрасте. С юных летего интересовала превыше всего философия. Также Лафонтен был поклонникомпоэтических произведений, что и подтолкнуло его к созданию поэм, которые,впрочем, успеха ему не принесли. В двадцать шесть лет Жан де Лафонтен женился.Однако к семье своей он относился чрезвычайно легко. Большую часть жизниЛафонтен провел в Париже, вдали от родных. Долгое время единственным источникомдоходов для него было литературное творчество. По воспоминаниям современников,вел французский поэт жизнь веселую и легкомысленную.

Годами мог не видеться с семьей. Иоднажды, встретив своего уже взрослого сына в одном знатном доме, даже не узналего.

В жанре поэзии и драматургии  Жан деЛафонтен создавал свои первые произведения. Басни появились в поздний периодтворчества. Первое произведение, которое удалось опубликовать, являло собойперевод древнеримского автора Теренция. Последующие творения были также созданыпод влиянием античной драматургии.

Заимствовав сюжет у античного автора, онсоздал целый ряд басен, которые впоследствии переводили поэты и на другиеязыки. Именно взяв за источник творение Эзопа, написал Жан де Лафонтен «Лисицаи виноград» – басню, которую впоследствии перевел на русский язык Иван Крылов.Многие другие произведения русского поэта также являются хотя и оченьталантливыми, но все же переводами с французского.

Его расчет оказался верным: он быстрообрел покровителей среди знати, сумел добиться славы на литературном поприще,нашел себе друзей, в том числе среди очень известных людей, в частности, принцаКонде, мадам де Лафайед, Ларошфуко и др. Знаменитый министр Фуке сделал егообладателем большой пенсии. В то же время Людовик XIV не слишком жаловал поэта:ему не нравились выходившие из-под его пера новеллы слишком фривольногосодержания, кроме того, ему не импонировали безответственность,легкомысленность литератора, который не хотел признавать каких-либо обязанностей.По понятным причинам не одобряла его творчества и церковь. Одно время корольдаже препятствовал тому, чтобы Лафонтена избрали членом академии. Это событиестало несколько запоздалым, произошло лишь в 1684 г.

Образ жизни литератора был сугубо светским,он не отказывал себе в удовольствиях, которые делало доступными его положение,в том числе в любовных связях, а его общение с семьей, оставшейся в имении,сводилось в основном к редкой переписке с женой. Только друзья заставляли егохоть иногда наносить короткие визиты на родину. Собственные дети интересовалипоэта очень мало, однажды он даже не узнал своего сына, который успел сильноповзрослеть после последней встречи с отцом.

В большую литературу Лафонтен вошел в 1654г., когда ему было уже 33 года. Из-под его пера выходили произведения самыхразных литературных жанров, например, мадригалы, баллады, послания, пьесы. Илишь в 1668 г. Лафонтен впервые выступил в амплуа баснописца, принесшем емумировую славу. В этом году было опубликовано первое издание Басен Эзопа,переложенных на стихи г-ном де Лафонтеном, состоявшее из шести книг. Во второмиздании, увидевшем свет в 1678 г., было уже 11 томов, в 1694 г. былиопубликовано последнее издание в 12 книгах. Опираясь на наследие античных авторов,Жан де Лафонтен, по сути, выступил создателем нового жанра и тем самымобеспечил себе достойное место в истории литературы. Басни сделали его одним извеликих народных национальных поэтов, были переведены на самые разные языкимира.

В последние годы жизни под воздействиемобщения с мадам де Саблиер Лафонтен переосмыслил взгляды, стал болееблагочестивым и отказался от фривольных произведений. В 73-летнем возрасте онскончался 13 апреля 1695 г. в Париже.

 

 

 

 

 1.2. ИванАндреевич Крылов

 

                                       Биография Ивана Андреевича Крылова

Иван Андреевич Крылов – это русскийписатель, баснописец, драматург.Появился на свет в Москве в 1769 году.

Учился будущий писатель бессистемно имало. Когда умер Андрей Прохорович, его отец, служивший в Твери мелкимчиновником, Ивану Андреевичу шел десятый год. Родитель Ивана наукам неучился, однако читать очень любил и привил сыну свою любовь. Отецмальчика сам выучил его письму и чтению, а также оставил ему сундук книг внаследство.

Крылов получил дальнейшее образование припокровительстве Львова Николая Александровича, писателя, который познакомилсясо стихами юного поэта. В детские годы  много времени проводил в доме Львова,расположенном в том же городе, где родился Иван Андреевич Крылов (то есть вМоскве). Он вместе с детьми этого человека учился, а также слушал разговорыхудожников и литераторов, посещавших Николая Александровича. Впоследствиисказались недостатки такого отрывочного образования. Крылов, например, былвсегда слаб в орфографии, однако приобрел с годами довольно широкий кругозор ипрочные знания, научился говорить по-итальянски и  играть на скрипке.

Иван Андреевич был записан в нижнийземский суд на службу, хотя это была лишь формальность. Крылов никогда илипочти никогда не ходил в присутствие, не получал и денег. В возрасте 14 летпереехал в Петербург к матери, где она хлопотала о назначении пенсии. Будущийписатель перевелся в Петербургскую казенную палату на службу. Но не оченьинтересовали его служебные дела.

Среди увлечений Ивана Андреевича на первомместе находились литературные занятия, а также посещение театра. Не изменилисьэти пристрастия и после того, как он лишился матери в 17 лет и вынужден былзаботиться о младшем брате. Крылов писал много для театра в 80-е годы. Им былисозданы либретто таких комических опер, как Бешеная семья иКофейница, а также трагедии Филомела иКлеопатра, комедия под названием Сочинитель в прихожей.Произведения эти ни известности, ни денег молодому автору не принесли, однакопомогли войти в круг литераторов Петербурга. Покровительствовал Крылову Я. Б.Княжнин, известный драматург, но самолюбивый юноша, решив, что над нимнасмехаются в доме мэтра, порвал со своим другом. Он написалкомедию под названием Проказники — произведение, в котором главныегерои, Таратор и Рифмокрад, сильно напоминали Княжнина и его супругу. Это былоуже более зрелое творение, чем предшествующие пьесы, однако постановка даннойкомедии была запрещена. У Ивана Андреевича испортились отношения с театральнойдирекцией, которая решала судьбу драматических сочинений.

Основная деятельность с конца 80-х годовразворачивалась у этого автора в сфере журналистики. В течение 8 месяцев в 1789году Иван Андреевич издавал журнал под названием Почта духов.Проявившаяся уже в раннем творчестве сатирическая направленность здесьсохранилась, но несколько изменилась. Крыловым была написана карикатурнаякартина, изображающая современное общество. Свой рассказ он облек в формупереписки между волшебником Маликульмульком и гномами. Это издание былозакрыто, поскольку у журнала было очень мало подписчиков — всего 80. Судя потому, что в 1802 году Почту духов переиздали, появление ее длячитающей публики не осталось незамеченным.

В 1790 году  Иван Андреевич вышел вотставку, приняв решение сосредоточиться на литературной деятельности. Писательприобрел в январе 1792 года типографию и вместе с Клушиным, своим другом, такжелитератором, принялся издавать журнал под названием Зритель, которыйпользовался уже некоторой популярностью.

Журнал в 1793 году переименовали вМеркурий. Его издатели к тому времени сосредоточились наиронических нападках в адрес Карамзина и его сторонников. Меркуриюреформаторское творчество этого писателя было чуждо, казалось излишнеподверженным влияниям Запада, искусственным. Одной из излюбленных темтворчества Крылова в молодые годы, а также объектом изображения во множествекомедий, написанных им, является преклонение перед Западом. ИзданиеМеркурия прекратилось в 1793 году, и Крылов уехал из Петербурга нанесколько лет.

Известно, что он путешествовал попровинции, гостил в поместьях своих товарищей. В 1797 году писательотправляется к С. Ф. Голицыну и живет у него в качестве учителя детей исекретаря. Пьеса под названием Трумф, или Подщипа была написана в1799-1800 годах для домашнего спектакля Голицына. В злом, заносчивом, тупомвояке Трумфе угадывался царь Павел I. Ирония была настолько язвительной, что вРоссии впервые опубликовали данную пьесу лишь в 1871 году.

Князь Голицын после смерти этого царя былназначен генерал-губернатором в Риге, и Крылов Иван Андреевич находился 2 годаздесь в качестве его секретаря. Он опять вышел в отставку в 1803 году ипутешествовал по стране, играл в карты. Именно в это время, о котором известнонемного, и начал создавать Иван Андреевич Крылов басни. В 1805 году писательпоказал в Москве И. И. Дмитриеву, известному баснописцу и поэту, свой переводдвух басен Лафонтена — Разборчивая невеста и Дуб итрость. Дмитриев высоко оценил проделанную Крыловым работу и отметилпервым, что автор наконец нашел свое призвание. Иван Андреевич, однако, сампонял это не сразу. В 1806 году он издал лишь 3 басни, а затем вернулся опять кдраматургии.

Иван Крылов умер в Санкт-Петербурге в 1844году. Его похороны  были пышными. Второй человек в русском государстве, графОрлов, отстранил студента, несшего гроб, и сам понес его до дрог. СовременникиКрылова полагали, что Саша, дочь его кухарки, была рождена от него.Подтверждается это тем, что писатель отдал девочку в пансион, а после смертикухарки воспитывал как дочь, кроме того, дал за нее богатое приданое. Все своеимущество, а также все права на сочинения перед своей кончиной Иван Андреевичзавещал мужу Саши.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                     1.3.Лев Николаевич Толстой

Лев Николаевич Толстой — великий русскийписатель, по происхождению — граф из известного дворянского рода родился  28.08.1828года  в Тульской губернии усадьбы Ясная Поляна, а умер 7.10.1910 года настанции Астапово.

Лев Николаевич был представителем большойдворянской семьи, четвертым ребенком в ней. Мать его, княжна Волконская, раноумерла. В это время Толстому не исполнилось еще и двух лет, но он составилпредставление о своей родительнице по рассказам различных членов семьи. Биография Льва Толстого в ранние годы отмечена еще одной смертью. Из-за неемальчик остался сиротой. Отец Льва Толстого, участник войны 1812 года, как имать, рано умер ( в 1837 году).  Братья Льва Толстого, сам он и его сестра былипереданы на воспитание Т. А. Ергольской, дальней родственнице, имевшей набудущего писателя огромное влияние. Воспоминания детства всегда были для ЛьваНиколаевича самыми счастливыми.

Когда будущему писателю исполнилосьтринадцать лет, семья его переехала в Казань, в дом опекунши детей,родственницы Льва Николаевича П.И. Юшковой. В 1844 году будущий писатель былзачислен на философский факультет Казанского университета, после чего перевелсяна юридический, где проучился около двух лет: учеба не вызывала у юноши живогоинтереса, поэтому он предался со страстью различным светским развлечениям.Подав прошение об увольнении весной 1847 году, по причине расстроенногоздоровья и по домашним обстоятельствам, Лев Николаевич уехал вЯсную Поляну с намерением изучить полный курс юридических наук и сдатьэкстерном экзамен, а также выучить языки, практическую медицину,историю, сельское хозяйство, географическую статистику, заниматься живописью,музыкой и написать диссертацию.

Басни Льва Николаевича Толстого: Дватоварища, Волк и журавль, Лисица и виноград идругие.

Осенью 1847 года Толстой уезжает в Москву,а затем в Петербург для того, чтобы выдержать в университете кандидатскиеэкзамены. В этот период его образ жизни часто менялся: он то целыми днями училразличные предметы, то отдавался музыке, то хотел начать карьеру чиновника, томечтал поступить юнкером в полк.  В этот же период зародился интерес клитературе, появились первые художественные наброски.

В 1851 году Николай, старший брат ЛьваНиколаевича, офицер, уговорил Толстого отправиться на Кавказ вместе с ним. ЛевНиколаевич прожил почти три года на берегу Терека, в казачьей станице, выезжаяво Владикавказ, в Тифлис, в Кизляр, участвуя в военных действиях (в качестведобровольца, а затем был принят на службу). Вернувшись на родину, ЛевНиколаевич писал в дневнике, что очень полюбил этот дикий край. В 1854 годуписатель отправляется в Бухарест, в Дунайскую армию, где творчество и биографияЛьва Толстого получают дальнейшее развитие. Однако вскоре скучная штабная жизньзаставила его перевестись в осажденный Севастополь, в Крымскую армию, где онбыл командиром батареи, проявив храбрость (награжден медалями и орденом св.Анны). Льва Николаевича в этот период захватили новые литературные планы ивпечатления.Толстой Лев Николаевич в ноябре 1855 года приехал в Петербург исразу же стал членом кружка Современник (куда входили Н. А.Некрасов, А. Н. Островский, И. С. Тургенев, И. А. Гончаров и другие).вИсповеди (1879-1882 годы). Выйдя в отставку, осенью 1856 годаписатель уехал в Ясную Поляну.

Толстой в 1859 году открыл в деревне школудля детей крестьян, а также помог устроить более двадцати подобных учебныхзаведений в районе Красной Поляны.

 Лев Николаевич в сентябре 1862 годаженился на Софье Андреевне Берс, 18-летней дочери врача, и сразу же послевенчания отправился из Москвы в Ясную Поляну, где всецело отдался хозяйственнымзаботам и семейной жизни. Осенью 1910 года, ночью, втайне от всех, 82-летнийЛев Толстой, сопровождаемый лишь своим лечащим врачом Д. П. Маковицким, покинулимение. Путь оказался непосильным для него: в дороге писатель заболел ивынужден был высадиться на ж/д станции Астапово. В доме, принадлежавшем ееначальнику, Лев Николаевич провел последнюю неделю жизни. За сообщениями о егоздоровье в то время следила вся страна. Похоронен Толстой в Ясной Поляне.

 

 

 

 

                           1.4.  СергейВладимирович Михалков

 

http://img-fotki.yandex.ru/get/6203/39067198.80/0_5bb3e_60f29951_XXL.jpg

 

 

 

Сергей Михалков –величайший человек, талантливый поэт с молодым сердцем и душой ребенка, военныйкорреспондент, драматург, писатель. История его жизни интересна и полнасобытий. Он посвятил свою жизнь созданию детских книг, сценариев длямультипликационных и художественных фильмов. Его стихи, басни, мультфильмынаизусть знают и взрослые, и дети. А еще именно Сергей Михалков являетсяавтором двух гимнов – СССР и Российской Федерации.

В 1913 году веснав семейство Михалковых пришла со счастливым известием. Ольга Михайловна,учительница и медсестра, подарила первенца своему мужу, выходцу из дворянскойинтеллигенции, Владимиру Александровичу Михалкову. Мальчика назвали Сережей.

Вместе с младшимибратьями, Михаилом и Александром, Сергей провел детство в Подмосковье. Всельскую школу путь был неблизкий, поэтому сыновья Михалковых учились на дому.Занималась их воспитанием, развитием и дисциплиной очень строгаянемка-гувернантка Эмма Розенберг. Мальчики беспрекословно выполняли все еетребования. Маленький Сережа был прилежным учеником, тянулся к знаниям.Особенно нравилось ему изучать немецкий язык. Будучи ребенком, он с легкостьючитал подлинники Гете и Шиллера, свободно говорил по-немецки.

В школу детиМихалковых пошли после того, как их семья переехала жить в Москву. Сергейпоступил сразу в 4 класс. Но радость омрачила досадная неприятность: мальчиксильно заикался, и это стало причиной шуток и насмешек со стороныодноклассников. Но он не огорчался, ни на кого никогда не обижался, а спустянекоторое время покорил всех своим юмором и смекалкой.

Первые стихиМихалкова

Талант к сочинениюстихов у Сергея проявился еще в раннем детстве. Первое стихотворение он написалв 9 лет. Чтобы как-то организовать свои работы, мальчик придумал издаватьдомашний литературный журнал, в котором выступал редактором, художником иавтором. Среди постоянных читателей был отец мальчика, который, прочитавнесколько стихов сына, решил отправить их для рецензии уже известному в товремя поэту Александру Безыменскому. Тот, вчитавшись в строки молодого поэта,ответил, что такой талант просто обязательно развивать! В 1927 году семья Михалковыхпереехала в Пятигорск, так как главе семейства предложили работу вТерселькредсоюзе, и вскоре в местных печатных изданиях появились стихи15-летнего поэта. Его «Дорога» украсила печатные страницы журнала «На подъеме».Талант начинающего поэта заметили, парня приняли в ТАПП.

Окончив школу,Сергей принял решение переехать в Москву. Первое время жизнь в столице былатрудной: за литературные работы платили мало, денег на жизнь катастрофически нехватало. Сергей стал подрабатывать, где получалось: был рабочим на ткацкойфабрике, участвовал в геологических экспедициях. Параллельно с этим (в 1933году) он стал внештатным корреспондентом газеты «Известия». В это время такжевышел первый сборник поэта, и его жизнь резко перевернулась: стихи Михалкова несходили со страниц многотиражных журналов и газет Союза. Его произведения висполнении Рины Зеленой и Льва Кассиля звучали по радио, со сцен театров иклубов. Жаль, что Владимир Михалков не дожил до этого момента, скончавшисьгодом раньше от болезни легких. В 1936 творческий путь молодого поэта ждал ещеодин судьбоносный виток. Он опубликовал в «Известиях» поэму «Светлана», котораяпоначалу называлась «Колыбельная», но автор переименовал его буквально передсамым выходом в печать, посвятив его понравившейся ему девушке. И хоть строкиМихалкова не затронули сердце красавицы, они запали в душу самому Сталину, чьюдочь тоже звали Светланой. Железный человек, прочитав рифмованные строки,увидел в них свою малышку и растрогался. Поэт заинтересовал его. С этого самогомомента жизнь Михалкова полностью изменилась.

Басни Михалкова:Нужный  осел, Кот и мыши, Рыбьи дела и другие.

Последние годыжизни поэт в компании с Еремеевым С. В., Степановым В. А., Тюняевым А. А многоработал над созданием «Самой большой книги для малышей». В 2008 году книгавышла в свет. К 2008 году суммарный тираж книг Сергея Михалкова превысил 300миллионов экземпляров, нашедших свое место на полках мальчиков и девочек повсему миру.

За несколькомесяцев до смерти Сергей Михалков получил от Владимира Путина награду – орденСвятого апостола Андрея Первозванного.

Смерть пришла кпоэту в возрасте 96 лет. Его сердце перестало биться 27 августа 2009 года. Пословам родственников, перед тем как навечно уснуть и больше не проснуться, онсо всеми попрощался. Он открыл глаза и, находясь в полном сознании, произнес: «Ну,хватит мне. До свидания». На следующий день в Храме Христа было организованопрощание с поэтом, а 29 августа его тело предали земле на Новодевичьемкладбище.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                      1.5. Иван ИвановичДмитриев

 

https://lh6.googleusercontent.com/proxy/J0E1E3AuXFpjRdy0H8bSkftIB2SjVGArQCRpgZD73oRN07HoV_KMKKuq0_1gSrJpMcDFpQFD4swcz5uYPnHVuH52-_IJsrRr

 

 

Иван ИвановичДмитриев – русский поэтродился  21 сентября 1760 года в Казанской губернии всемье из богатого рода, в собственном  имении. Учился сначала на дому, а затемпошел обучаться в частный пансион Кабрита в Симбирске.

В 1772 году семьяпереехала в Москву и тогда же Дмитриев был записан солдатом в лейб-гвардиюСеменовского полка. В 1774 года приехал в Петербург вместе с отцом, гдезакончил обучение в полковой школе и через 2 года стал унтер-офицером, а ещечерез 2 сержантом.

В 1777 году делаетпервые шаги в литературе и пишет стихи на сатирические темы, которые потомуничтожил. Тогда же его стих Надпись к портрету князя А. Д. Кантемирабыл впервые напечатан в журнале Новикова. Своими наставниками и вдохновителямиДмитриев считал Новикова, Ломоносова и Хераскова.

Чуть позже он изучаетисторию литературы, французские переводы и римские и греческие произведения.

В 1783 годузнакомится с Карамзиным, оказавшимся его родственником.

В 1787 году сталпрапорщиком, а через год началась русско-шведская война, и Дмитриев отправилсяв поход на Финляндию, но не дошел и вернулся домой.

В 1790 годупознакомился с Державиным, а уже через него с Фонвизиным и Богдановичем.

В 1791 годуопубликовал  в Московском журнале Карамзина  стихиГолубок, которыеимели такую популярность, что сразу были положены на музыку и основали песню Стонетсизый голубочек.

После Московскогожурнала Дмитриев печатался и в других журналах.

В 1795 годубылаиздана первая книга Дмитриева – сборник стихов И мои безделки. Этакнига стала первой, где упоминается буква Ё.

Чуть позжеДмитриев создал песенник, включавший в себя его песни и песни других авторов,книга была выпущена в 1796 году под названием Карманный песенник.

В 1796 году сталкапитаном гвардии и ушел в отставку, в 1797 году стал одним из товарищейминистра департамента уделов, а через месяц статским советником иобер-прокурором в третьем департаменте Сената, который занимался делами южныхреспублик типа Малороссии и Финляндии.

В Сенате онзанимался переводами на русский язык положений этих республик и их законов.

В 1798 году сталдействительным статским советником, а уже через год снова ушел в отставку. В1803 и 1805 году выпустил собрание своих сочинений в журнале ВестникЕвропы, принадлежавший Карамзину.

В 1805 годупознакомился с Крыловым и посоветовал тому писать басни.

В 1808 годупосетил Рязань, затем Кострому, в 1809 году встретил Пушкина и замолвил за негословечко о поступлении в Царскосельский лицей.

В 1810 году сталчленом Государственного совета и до 1814 года был министром юстиции. На своемпосту способствовал сокращению бюрократии и увеличения казны, за что получилорден Александра Невского и 50 тысяч рублей.

Вскоре из-заличной неприязни от других министров и устав от передряг, подал в отставку иуехал в Москву.В 1812 году купил участок земли у Патриарших прудов и началстроить дом по проекту, созданного для него Витбергом.

С 1816 по 1819годы возглавлял комиссию по пособиям жителям Москвы, пострадавшей от пожаров,за что получил орден святого Владимира и должность действительного тайногосоветника.

Новые стихи онпрактически не писал, исправлял старые и писал мемуары, которые впустил в 1825году под названием Взгляд на мою жизнь. 15 октября 1837 годаскончался.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.6. Александр Ефимович Измайлов

 

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/1/10/Izmajlov%2C_Aleksandr_Efimovich.jpg/175px-Izmajlov%2C_Aleksandr_Efimovich.jpg

 

 

Измайлов АлександрЕфимович ( 1779 — 1831г.г.) — баснописец и журналист. Происходил из дворянВладимирской губернии. Воспитание получил в горном кадетском корпусе, поокончании которого в 1797 г. поступил в министерство финансов. Всю свою жизньпочти безвыездно провел в Санкт-Петербурге, и только в 1826 г., будучи назначенвице-губернатором, отправился в Тверь, а в 1828 г., на ту же должность — вАрхангельск. Не пробыв там и года, Измайлов перевелся опять в Санкт-Петербург,чиновником особых поручений при министерстве финансов, а в 1830 году вышел вотставку. В 1799 г. он выпустил в свет роман Евгений, или Пагубныеследствия дурного воспитания и сообщества. Сам автор называл своепроизведение впоследствии уродом, но тем не менее роман заслуживаетвнимания своим реализмом, правда, очень грубым. Вскоре он вошел в кружокмолодых людей, основавших Вольное общество любителей словесности наук ихудожеств.  В 1817 г. он редактировал журнал Сын Отечества, ав 1818 — 27 гг. издавал известный журнал Благонамеренный.

Талант Измайловапроявился, главным образом, в баснях, первое издание которых вышло в 1814 г.Кроме заимствованных у баснописцев всех народов, у Измайлова есть рядоригинальных басен с чисто русским юмором и на специально русские темы. В них исказалась особенность его дарования — какая-то добродушная грубость,наклонность к реализму, что и заставило современников называть егописателем не для дам, а критиков. Лучшие басни Измайлова :Кулик-астроном, Пьяница, Лгун,Дворянка-буянка, Страсть к стихотворству и другие. Какжурналист, Измайлов известен в анекдотической летописи нашей литературы.  Нопри всей беспечности и балагурстве, Измайлова занимали и социальные вопросы; всвоем журнале он завел отдел благотворительности и выпустил две брошюры:Рассуждение о нищих (СПб., 1804) и Вчерашний день, илиНекоторое размышление о жалованиях и пенсиях (СПб., 1807). Измайлов непримыкал тесно ни к какому литературному направлению, относясь ко всемдобродушно и, по-видимому, равнодушно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  2. Практическая часть

  Создание временной ленты по  баснописцами басням

 

 

http://stihi.ru/pics/2017/02/24/5533.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         3. Заключение

Закончив свой проект, я могу сказать, чтоне все из того, что было задумано, получилось. Так, из-за огромного количестваинформационного материала  в своей работе я не смогла рассказать о большем количествебаснописцев, об их творчестве. Я была ограничена временем, отведенным на сборматериала и подготовку к защите проекта.

   Я думаю, что мне удалось решитьпроблему своего проекта и раскрыть в достаточной форме и объеме его тему.Изначально меня очень заинтересовала тема Басни и баснописцы, таккак я считала, что недостаточно владела знаниями в данном жанре литературы, всвязи с чем решила для себя заполнить  этот пробел. Я не знала историю и периодвозникновения первых басен. Мне были незнакомы такие имена, как Гесиод,Стесихор, Эзоп, Жан де Лафонтен. Кроме А.И.Крылова я не знала другихбаснописцев. В процессе работы над проектом мне довелось отобрать многочисленныйматериал по данной теме, изучить его, выбрать  самое необходимое. В результатечего я узнала о других баснописцах, которые жили и писали  в разные историческиэпохи.

Цель и задачи ,поставленные мною в работе,выполнены. В частности, изучены  баснописцы, которые проживали в разноеисторическое время.

      Продуктом моего проекта сталаэлектронная презентация по теме Басни и баснописцы и  методическоепособие для школьников в виде временной ленты ,в которой предоставленаинформация об исторических эпохах появления первых басен и до современныхбаснописцев. Данная лента может оказать помощь в оформлении тематическогостенда, использоваться на уроках в качестве наглядного материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                               Списоклитературы

1.И. А. Крылов Басни,  Челябинск,Южно – Уральское книжное издательство, 1981 гг.

Издательство Школьнаябиблиотека

2.https://www.kostyor.ru/biography/?n=83

3.https://www.allsoch.ru/lafonten/

4.http://www.wisdoms.one/biografiya_jan_lafonten.html

5. http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkie-biografii/sergeya-mihalkova-dlya-detej-samoe-glavnoe

6. https://stories-of-success.ru/ivana-krylova

7. https://detskiychas.ru/school/dmitriev/biografiya_dmitrieva/

8.http://www.biography.yaxy.ru/01050474.htm

9. https://tonnel.ru/?l=gzl&op=bio&uid=106

10. https://citaty.su/kratkaya-biografiya-ezopa

Представленная информация была полезной?
ДА
58.98%
НЕТ
41.02%
Проголосовало: 1002

11. https://uznayvse.ru/znamenitosti/biografiya-leon-izmaylov.html

12. http://voprosblog.ru/chto-takoe-basnya-v-literature-opredelenie-basni/

13. https://obrazovaka.ru/question/chto-takoe-moral-basni-71591

14. https://www.culture.ru/persons/8211/lev-tolstoi

15. https://stories-of-success.ru/lva-tolstogo

16. http://literatura5.narod.ru/basni.html

17. https://www.allsoch.ru/hemnitcer/

18. https://sochrulit.ru/biography/hemnicer-i-i

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

                                                                                                                                  Приложение 1

Басня Эзопа «Больной Лекарь».

Один человек был болен. Лекарь спросил, какон себя чувствует; больной ответил, что слишком потеет; лекарь сказал:

«Это хорошо».

В другой раз спросил лекарь, как дела;больной ответил, что его все время бьет озноб; лекарь сказал:

«И это хорошо».

В третий раз явился лекарь и спросил, какболезнь; больной ответил, что у него водянка; лекарь сказал:

«Это тоже хорошо».

И когда навестил больного кто-то изродственников и спросил, как здоровье то ответил больной:

«До того уж хорошо, что помирать в пору».

 

«Зевс и люди»

Зевс сотворил людей и приказал Гермесувлить в них разум.

Гермес сделала себе мерку и в каждоговливал поровну. Но получилось, что людей малого роста эта мерка дополнила докраев, и они стали разумными, а людям рослым питья на все тело не хватило, ахватило разве что до колен, и они оказались глупее.

 

«Ворона и собака»

Ворона принесла жертву Афине и зваласобаку на жертвенный пир.

Собака ей сказала:

«Зачем тратишься на напрасные жертвы? Ведьбогиня тебя ненавидит, что даже знаменьям твоим не дает веры».

Ответила ворона:

« Оттого-то я и приношу ей жертву: я знаю,что она меня не любит, и хочу, чтобы она ко мне смягчилась».

 

                                                                                                                                  Приложение 2

И. И. Хемницер «Стрекоза»

 

Всё лето стрекоза в то только и жила,

Что пела;

А как зима пришла,

Так хлеба ничего в запасе не имела.

И просит муравья: «Помилуй, муравей,

Не дай пропасть мне в крайности моей:

Нет хлеба ни зерна, и как мне быть, незнаю.

Не можешь ли меня хоть чем-нибудь ссудить,

Чтоб уж хоть кое-как до лета мне дожить?

А лето как придет, я, право, обещаю

Тебе всё вдвое заплатить».

— «Да как же целое ты лето

Ничем не запаслась?» — ей муравей на это.

— «Так, виновата в том; да что уж, невзыщи

Я запастися всё хотела,

Да лето целое пропела».

— «Пропела? Хорошо! поди ж теперь свищи».

Но это только в поученье

Ей муравей сказал,

А сам на прокормленье

Из жалости ей хлеба дал.

 

«Счастливый муж»

Детина по уши в красавицу влюбился

И, наконец, во что-б ни стало то, решился

Иметь ее женой.

Не даром столько он красавицей пленился.

Красавицы еще не видано такой.

 

Да полно, вот беды какие:

Обыкновенно уж красавицы такие,

Что каждый, думаю, узнал,

Кто в этом случае бывал:

Чем более их обожают,

Тем более они суровыми бывают.

 

Детина этот то-ж уж очень испытал.

Три года по своей красавице вздыхал,

Стенал, страдал,

Терзался, рвался и крушился,

Однако же, не мог никак ее склонить,

Чтобы любовь к себе взаимну получить.

 

Что-ж, с грусти, наконец, он странствоватьпустился,

И для красавицы (что может злее быть!)

В дороге с бесом подружился

И письменно договорился

Во услужении его два года жить,

Чтобы красавицу в жену лишь получить.

 

У беса тотчас все с детиною решилось:

Рукописанье бес берет,

И слово честное детине бес дает;

А что обещано, и делом совершилось.

Хоть бес обыкновенно лжет,

Однако, тут сдержал, что сказано им было.

 

И время трех недель еще не проходило,

Как для детины день счастливый наступил:

Красавицу свою в жену он получил.

Но что-ж? — и двух недель с женой непроживает,

Уж беса в помощь призывает.

 

„Ах!“ говорит ему: „не ведаешь всего

Ты горя моего:

Два года я тебе служить, ведь, обещался,

Когда красавицы тобой я домогался;

Но нет, избавь меня ты от нея, избавь,

А к услужению хоть год еще прибавь“.

 

Но бес той просьбы не внимает.

А молодой

Вдобавок черту год, вдобавок и другой,

И к году год еще к услугам прибавляет.

„Хоть тяжко“, говорит, „у черта бытьслугой,

Однако, легче все, чем с злою жить женой“.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                  Приложение 3

1.         И, А. Крылов «Лисица иВиноград»

 

Голодная кума Лиса залезла в сад;

В нем винограду кисти рделись.

У кумушки глаза и зубы разгорелись;

А кисти сочные, как яхонты, горят;

Лишь то беда, висят они высоко:

Отколь и как она к ним ни зайдет,

Хоть видит око,

Да зуб неймет.

 

Пробившись попусту час целый,

Пошла и говорит с досадою: Ну что ж!

На взгляд-то он хорош,

Да зелен — ягодки нет зрелой:

Тотчас оскомину набьешь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                              Приложение 4

.А. Е. Измайлов «Волк и Журавль»

Волк костью как-то подавился.

Не мудрено: всегда есть торопился;

Кость стала в горле у него.

Прожора захрипел, стеснилось в немдыханье,

Ну, словом, смерть пришла его,

И он хотел в грехах принесть уж покаянье.

По счастию, Журавль тут мимо проходил.

Страдалец перед ним пасть жалобно разинул;

Журавль в нее свой нос предлинный опустил

И кость удачно вынул.

Волк вспрыгнул с радости, избавясь отбеды.

А что ж мне за труды? —

Спросил носатый врач. Ах тынеблагодарный! —

Волк с сердцем отвечал. — Да как проситьты смел?

Смотри какой нахальный!

Благодари за то, что нос осталсяцел.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                         Приложение 5 И.И. Дмитриев «Дуб и Трость»

Дуб с Тростию вступил однажды в разговоры:

«Жалею, — Дуб сказал, склоня к ней важнывзоры, —

Жалею, Тросточка, об участи твоей!

Я чаю, для тебя тяжел и воробей;

Легчайший ветерок, едва струящий воду,

Ужасен для тебя, как буря в непогоду,

И гнет тебя к земли,

Тогда как я — высок, осанист и вдали

Не только Фебовы лучи пересекаю,

Но даже бурный вихрь и громы презираю;

Стою и слышу вкруг спокойно треск и стон;

Всё для меня Зефир, тебе ж всё Аквилон.

Блаженна б ты была, когда б росла со мною:

Под тению моей густою

Ты б не страшилась бурь; но рок тебе судил

Расти, наместо злачна дола,

На топких берегах владычества Эола,

По чести, и в меня твой жребий грустьвселил».

— «Ты очень жалостлив, — Трость Дубуотвечала, —

Но, право, о себе еще я не вздыхала,

Да не о чем и воздыхать:

Мне ветры менее, чем для тебя, опасны.

Хотя порывы их ужасны

И не могли тебя досель поколебать,

Но подождем конца». — С сим словом вдругзавыла

 

От севера гроза и небо помрачила;

Ударил грозный ветр — всё рушит и валит,

Летит, кружится лист; Трость гнется — Дубстоит.

Ветр, пуще воружась, из всей ударил мочи—

И тот, на коего с трудом взирали очи,

Кто ада и небес едва не досягал, —

Упал!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                  Приложение 6

5. Л. Н. Толстой «Волк и Ягнёнок»

 

У сильного всегда бессильный виноват:

Тому в истории мы тьму примеров слышим

Но мы истории не пишем,

А вот о том как в баснях говорят…

 

Ягненок в жаркий день зашел к ручьюнапиться:

И надобно ж беде случиться,

Что около тех мест голодный рыскал Волк.

Ягненка видит он, на добычу стремится;

Но, делу дать хотя законный вид и толк,

Кричит: Как смеешь ты, наглец,нечистым рылом

Здесь чистое мутить питье Мое

С песком и с илом?

За дерзость такову

Я голову с тебя сорву. —

Когда светлейший Волк позволит,

Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью

От Светлости его шагов я на сто пью;

И гневаться напрасно он изволит:

Питья мутить ему никак я не могу. —

Поэтому я лгу!

Негодный! Слыхана ль такая дерзость всвете!

Да помнится, что ты еще в запрошлом лете

Мне здесь же как-то нагрубил;

Я этого, приятель, не забыл! —

Помилуй, мне еще и от роду нетгоду. —

Ягненок говорит. — Так это был твойбрат. —

Нет братьев у меня. -Так это кум иль сват.

И, словом, кто-нибудь из вашего же роду.

Вы сами, ваши псы и ваши пастухи,

Вы все мне зла хотите,

И если можете, то мне всегда вредите;

Но я с тобой за их разведаюсь грехи.-

Ах, я чем виноват? -Молчи! Устал я слушать.

Досуг мне разбирать вины твои, щенок!

Ты виноват уж тем, что хочется мнекушать.

Сказал и в темный лес Ягненка поволок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                           Приложение 7

 

                                          «Кот  и Мыши»

 

Завелось в одном доме много мышей. Котзабрался в этот дом и стал ловить мышей. Увидали мыши, что дело плохо, иговорят: «Давайте, мыши, не будем больше сходить с потолка, а сюда к нам котуне добраться!» Как перестали мыши сходить вниз, кот и задумал, как бы ихперехитрить. Уцепился он одной лапой за потолок, свесился и притворилсямертвым. Одна мышь выглянула на него, да и говорит: «Нет, брат! хоть мешкомсделайся, и то не подойду».


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.98%
НЕТ
41.02%
Проголосовало: 1002

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет