X-PDF

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Россия- матушка моя» в группе компенсирующей направленности старший дошкольный возраст

Поделиться статьей

муниципальноебюджетное дошкольное образовательное учреждение

детскийсад №7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проект

 понравственно-патриотическому воспитанию дошкольников

 «Россия-матушка моя»

вгруппе компенсирующей направленности «Речецветик»

старшийдошкольный возраст

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                          Тихомирова С.В.

 

                                                                                                    воспитатель высшей категории

 

 

 

 

 

 

г.Апатиты

 2022год

 

Оглавление

                    Паспорт проекта

                    Пояснительная записка

                    Актуальность

                    Цели и задачи.

                    Ожидаемые результаты.

                    Этапы реализации проекта.

                    Организация и порядок реализации.

                    План работы с детьми.

                    Выводы.

                    Перспектива.

                    Литература.

                    Приложение.

Паспортпроекта

1.

Тип  проекта

информационно-практический, долгосрочный

2.

Сроки реализации

Сентябрь 2021- март 2022

3.

Участники проекта

·         Дети логопедической  группы

·         Родители

·         Воспитатели, логопед, муз.рук- ль

4.

Общая характеристика проекта

Проект состоит из восьми взаимосвязанных разделов:

•              «Мой детский сад»

•              «Моя семья»

•              «Страна, столица, символы»

•              «Моя малая родина»

•              «Мой город»

•              «Культура, традиции»

•              «Будем родине служить»

•              «Правила, по которым мы живем»

Пояснительнаязаписка

Проект разработандля работы с детьми старшего дошкольного возраста, и представляет собой циклмероприятий по совместной деятельности педагога с детьми по нравственно -патриотическому воспитанию в целях развития и создания условий для формированиягражданских и патриотических чувств дошкольников через обращение к памяти обисторическом прошлом нашего государства, привлечение родителей и педагогов квоспитанию у детей чувства гордости за достижения родной страны, интереса иуважения к ее историческому прошлому, бережного отношения к традициям своегонарода.

Актуальность

«…вопрос о патриотическомвоспитании

 молодежи – это разговор осамом главном:

о ценностях, о нравственныхосновах,

на которых мы можем и должныстроить

нашу жизнь, воспитывать детей,

развивать общество, в конечномитоге

укреплять нашу страну»

В.В. Путин

В силу последних перемен все более заметнойстала утрата нашим обществом традиционного российского патриотическогосознания.

В связи с этим очевидна неотложностьрешения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольноговозраста.  В настоящее время эта работа особенно трудна, требует большого тактаи терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма,гражданственности не считаются важными и, зачастую, вызывают лишь недоумение.

Патриотическое воспитание подрастающегопоколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные измененияпроизошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственныхценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления опатриотизме, доброте, великодушии. Сегодня материальные ценности доминируют наддуховными.

Нравственно-патриотическое воспитаниеможно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин: особенностидошкольного возраста, многоаспектность понятия «патриотизм» в современном мире,отсутствие концепции, теоретических и методических разработок.

 В последнее время появился термин «новыйпатриотизм», который включает в себя чувство глубокой духовной привязанности ксемье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям. Ачто может быть естественнее чувств? Поэтому именно нравственно-патриотическоевоспитание может естественным образом вести развитие ребенка, развивая егоприродные качества, удовлетворяя страсти.

В ходе  работы был выявлен невысокийуровень заинтересованности родителей вопросами нравственно-патриотическоговоспитания детей, часто дети не знали имен своих родителей, не говоря уже обабушках и дедушках, не могли назвать свой домашний адрес, путались в понятиях«город, край, страна».  А также требовала пополнения в соответствии с возрастомдетей развивающая предметно-пространственная среда.

В связи с этим, очевидна и неоспоримаактуальность решения проблем патриотического воспитания  детей дошкольноговозраста.

Цель проекта:

Воспитание нравственно-патриотическихчувств у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи проекта:

-Формироватьпатриотические чувства, чувства ощущения гордости за свою страну, еедостижения, дать представления о ее географическом разнообразии, многонациональности,важнейших исторических событиях;

-Развивать познавательный интерес дошкольника, его творческие способности.

-Расширять представления детей о городе в котором они живут,малой родине.

-Расширять  представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях,включая традиционные гендерные ориентации, проявлению уважения к своему ипротивоположному полу;

-Создаватьусловия для формирования у воспитанников патриотических чувств;

-Повышатькомпетентности педагогов и родителей в вопросах формирования патриотическихчувств у дошкольников;

-Обогащатьпредметно-пространственную развивающую среду группы.

Ожидаемые результаты:

-У детей повысится познавательная активность, общая культура. Будут сформированынравственные качества, необходимые для дальнейшего воспитания гуманной,духовно-нравственной и социально-активной личности, достойных граждан России.

-повыситсякомпетентность педагогов и родителей в вопросах формирования у дошкольниковпатриотических чувств;

— Обогатится предметно-пространственнаяразвивающая среда группы, способствующая нравственно-патриотическому воспитаниюдошкольников.

Этапы реализации проекта

Этап

Мероприятия

Сроки

1 этап

 

Подготовительный:

-Изучение интереса детей для определения целей проекта.

-Подбор методического материала, художественной литературы, музыкального репертуара, наглядности

— Информация родителей о предстоящем проекте. Анкетирование родителей

Сентябрь 2021г

2 этап

Деятельностный- реализация проекта

— Проведение ООД, бесед.

— Организация сюжетно-ролевых, дидактических и подвижных игр.

— Привлечение родителей к участию в проекте.

Октябрь 2021г. — март 2022г.

3 этап

Заключительный

— Презентация проекта.

— Подведение результатов. Открытое мероприятие.

 31 Марта 2022г.

Организация и порядок реализации

Работапо патриотическому воспитанию реализуется по трем направлениям:

1.Работа с детьми

2.Работа с родителями

3.Работа с педагогами

Каждое из направлений связано и определеноразделами:

                    «Мой детский сад» Цель: Формироватьзнания о профессиях работников детского сада, воспитывать уважение к трудувзрослых

                    «Моя семья» Цель:Расширять представления детей о своей семье. Формировать представления ородственных отношениях в семье. Актуализировать эмоциональный опыт о семейныхвзаимоотношениях, способствовать развитию доброжелательности, терпимости,внимания, взаимопомощи в семейной жизни.

                    «Страна, столица, символы» Цель: Воспитывать патриотическиечувства-любовь и уважение к Родине. Формировать у детей понятие о Москве-столице, главном городе России. Формировать представления о государственныхсимволах, подвести детей к пониманию того, что символы не просто обозначают, аописывают, раскрывают явления.

                    «Моя малая родина» Цель:Расширять представления детей о родном крае. Продолжать знакомить сдостопримечательностями региона, в котором живут дети. Воспитывать любовь к«малой Родине», гордость за достижения своей страны.

                    «Мой город»Цель: Знакомить детей с родным городом, его историей. Рассказыватьо достопримечательностях нашего города, выдающихся людях.

                    «Культура, традиции»Цель: Знакомить детей с народными традициями и обычаями, с праздниками русскогонарода. Расширять представления о разнообразии народного искусства,художественных промыслов (различные виды материалов, разные регионы нашейстраны).

                    «Будем родине служить» Цель:Расширять представления детей о Российской армии. Рассказывать о трудной, нопочетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность; отом, как в годы войн храбро сражались и защищались нашу страну от враговпрадеды, деды, отцы. Воспитывать в духе патриотизма, любви к Родине. Знакомитьс разными родами войск (пехота, морские, танковые войска), боевой техникой.Расширять гендерные представления, формировать у мальчиков стремление бытьсильными, смелыми, стать защитниками Родины; воспитывать у девочек уважение кмальчикам как к будущим защитникам Родины.

                    «Правила, по которым мы живем» Цель: Расширять представления обправах детей. Способствовать развитию правового мировоззрения и нравственныхпредставлений. Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим.

Проект осуществлялся через следующие формыработы с детьми: образовательная деятельность, развлечения, праздники, беседы,чтение художественной литературы и знакомство с устным народным творчеством,художественное творчество, сюжетно-ролевые, народные, словесные, дидактическиеигры, слушание музыкальных произведений.

Работас педагогами по патриотическому воспитанию детей  организована в следующихформах:

         Смотр-конкурс уголков по патриотическому воспитанию детей.

         Реализация педагогических проектов.

         Организация праздников, развлечений, спортивных мероприятий.

         Педагогический совет №3 «Педагогическое мастерство педагогов при организацииработы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольниковв реализации программы «Мы живем в России».

Для работы с родителями использовались следующие формы работы: анкета для заполнения вместе с ребенком «Тайна моегоимени», консультации и буклеты: «Играйтес детьми в народные подвижные игры», «Мы помним!», «Как рассказать о Победе»,«Моя Москва» , «Роль семьи в нравственно- патриотическом воспитании»; беседы,совместные с детьми выставки рисунков и фотографий, привлечение родителей кучастию в развлечениях и праздниках «Масленица», «День защитников Отечества»,«Для милой мамочки»; индивидуальные консультации, беседы; совместное творчествородителей и детей как стимул единения семьи (конкурс творческих работ ко ДнюМатери, ко Дню Защитника Отечества, сбор фотографий, создание рисунков,аппликаций).

Для реализации патриотического воспитаниядошкольников была создана  предметно-развивающая среда. Был  оформлен центр«Юный патриот» по патриотическому воспитанию в группе, в котором содержится различныйматериал по ознакомлению с родным городом, страной, государственной символикой,а также уголок русского быта, в котором могут собраны предметы старины и бытакрестьян, в уголке художественного творчества собраны предметынародно-прикладного искусства. Также материал по социально-нравственномувоспитанию: семейные фотоальбомы, самодельные книги, детские рисунки на тему «Я и моя семья», «Мой город»,  «Генеалогическое дерево» и др.

Планработы с детьми по патриотическому воспитанию

Тема

Образовательная

область

Формы работы

«Мой детский сад»

Познавательное

развитие

Беседа на тему:«Наш любимый детский сад», игра- беседа «Наши отношения», «Кто заботится о нас в детском саду»

ООД «Мой детский сад»

Экскурсия по детскому саду. Квест- игра «Тропинка добрых дел»

Речевое

развитие

Чтение стихотворения И. Гуриной «Мой любимый детский сад»

Художественно-

эстетическое

развитие

Прослушивание аудиозаписей: Т.Волгина, А. Филиппенко «Детский сад», Е. Асеева «Детский сад». Чтение С.Маршак «Мальчики и девочки»

Конструирование «Город в песочнице»

Физическое

развитие

Подвижные игры «Мы – веселые ребята», «Найди свой домик»

Социально-

коммуникативное

развитие

Коллективное дело: ремонт порванных книг, коробок.

Сюжетно-ролевая игра «Детский сад». Письма заболевшим детям.

Провдение Дня Рождения детей.

 

Тема

Образовательная

область

Формы работы

«Моя семья»

Познавательное

развитие

Познавательное занятие «Я и моя семья»

Беседа «Семейные традиции»

Экскурсия по фотовыставке «Семья – это семь Я»

Решение проблемных ситуаций «Что такое хорошо, и что такое плохо…», «Чем я могу помочь?»

Заучивание стихотворения М. Шварца «Семья»

Речевое

развитие

Дидактическая игра «Славянская семья».Рассматривание картин.

Составление рассказов на тему: «Мамины помощники»

Представленная информация была полезной?
ДА
59.36%
НЕТ
40.64%
Проголосовало: 1191

Пословицы и поговорки о семье. Рассматривание семейных фотографий. Беседы: «Семья и родной дом» , «Бабушка и дедушка в семье», Дидактические игры «Кто кому мама, кто кому папа», «Семейные головоломки», «Четвертый лишний»

Художественно-

эстетическое

развитие

 

Рисование «Моя семья», Праздник «День Матери» Прослушивание аудиозаписей:

С.В. Бархатова, В.А. Фурсова, С.В. Бартанова «Моя семья», М. Танич, В. Шаинский «Песенка про папу»

Праздник «Для милой мамочки» Выставка портретов мам.

Физическое

развитие

Подвижная игра Коршун и наседка

Пальчиковая гимнастика «Семья»

Социально-

коммуникативное

развитие

Сюжетно-ролевая игра Мамины помощницы

Чтение сказки Гуси-Лебеди

Дидактическая игра Назови ласково

Просмотр мультфильма по сказке

А.С. Пушкина  «Сказка о Царе Салтане…»

 

Тема

Образовательная

область

Формы работы

«Страна, столица, символы»

Познавательное

развитие

Презентация «Символы России»

Видеофильм «Россия – наша Родина» Презентация «Народы России»

ООД «Москва – столица России», ООД «Березка- символ русской души»

Речевое

развитие

тение художественной литературы:

И. Векшеногова «Москва»

Художественно-

эстетическое

развитие

Прослушивание: гимна РФ, народных песен.

Рисование «Моя Россия»

Физическое

развитие

Русские народные игры:«Гуси-лебеди»,«Горелки с платочком»,«Гори, гори ясно!»

Социально-

коммуникативное

развитие

Чтение русских народных сказок: «По щучьему веленью», «Хаврошечка»

Выставка «Герои российского спорта»

 

Тема

Образовательная

область

Формы работы

«Моя малая родина»

Познавательное

развитие

Беседа «Богатства моего края», «Край родной»

Речевое

развитие

Дидактическая игра «Профессии» Заучивание стихотворения Г. Ладонщикова «Край родной», М. Пляцковского «Родные места»

Рассматривание картинок, иллюстраций, изображающих людей разных профессий, рассматривание предметов, необходимых людям разных профессий. Дидактические игры «Животные нашего леса», «Зеленая аптека», «С какого дерева лист?»

Художественно-

эстетическое

развитие

Прослушивание: А.Вивальди «Времена года»; Р.Шуман «Веселый крестьянин»;«Зима пришла», «Тройка» Г.Свиридов и т.д.

Физическое

развитие

Подвижная игра «Мы – веселые , «Золотые ворота»

Социально-

коммуникативное

развитие

Сюжетно-ролевые игры «Больница», «Магазин», «Школа», «Строитель» Сюжетно-ролевая игра «Поездка в лес за грибами»

 

Тема

Образовательная

область

Формы работы

«Мой город»

Познавательное

развитие

Составление рассказов на тему: «Что я видел на нашей улице?»

Рассматривание схем безопасного маршрута от дома до детского сада. Виртуальное путешествие по гроду.

Слайдовая презентация «Город, в котором мы живем»

Дидактическая игра «Путешествие по городу»

Речевое

развитие

Словесные игры и задания о нашем городе

Художественно-

эстетическое

развитие

Художественное творчество «Мой город»

Конструктивная деятельность «Улицы города» Слушание песен о родном городе

Физическое

развитие

Подвижные игры «Автобусы», «Светофор»

Социально-

коммуникативное

развитие

Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по городу» Игра – аттракцион «Внимание, пешеход!»

 

Тема

Образовательная

область

Формы работы

«Культура, традиции»

Познавательное

развитие

Игра-путешествие «В прошлое предметов» (Предметы народного быта). ООД «Русская матрешка»

Развлечение «Масленица». Беседа- знакомство с Дымкой

Речевое

развитие

Устное народное творчество (заклички, потешки, прибаутки, приметы)

Дидактическая игра «Народные костюмы»

Художественно-

эстетическое

развитие

Народные игры. Праздник «Осенины», Развлечение «Колядки».

Прздник «Что за чудо Новый Год». Художественное творчество «Украсим матрешку»

Физическое

развитие

Народные игры

Социально-

коммуникативное

развитие

Письма Деду Морозу

 

Тема

Образовательная

область

Формы работы

«Будем родине служить»

Познавательное

развитие

Беседа «Русские Богатыри». Беседы и рассматривание иллюстраций о защитниках нашей Родины. Тематические занятия. Беседы о войне.

Речевое

развитие

Чтение рассказов о мужестве, отваге, героизме всего народа, вставшего на защиту своей Родины

Художественно-

эстетическое

развитие

 

Изготовление подарков папам и дедушкам.

Военно-спортивный праздник «День защитника Отечества» Слушание песен. Выставка детских изобразительных работНаши Защитники Отечества .

Конструирование самолетов из конструктора ЛЕГО

Физическое

развитие

Школа молодого бойца- спортивное развлечение

Социально-

коммуникативное

развитие

Сюжетно-ролевые игры «Мы – военные», «Моряки на корабле», «Летчики». Фотовыставка «Правнуки Победы»

 

Тема

Образовательная

область

Формы работы

«Правила, по которым мы живем»

Познавательное

развитие

Я имею право на имя Беседы: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», «Физкультура и здоровье», «Чтобы быть здоровым, надо быть чистым», «Как работает мой организм», «Чтобы зубы были здоровыми», «Где живут витамины и правильное питание», «Знай и соблюдай правила безопасного поведения».

Речевое

развитие

Словесная игра «Полное» и «Неполное» имя

Чтение сказки В.КАтаеква «Цветик- семицветик»

Этюд «Назови ласково» Чтение: Ш.Перро «Красная шапочка», рус. нар. сказки «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Гуси-лебеди». Чтение: Л.Воронкова «Солнечный денёк», Б.Житков «Белый домик», Ю.Мориц «Домик с трубой».

Художественно-

эстетическое

развитие

Продуктивная деятельность: «Овощи и фрукты – полезные продукты», «Мой любимый продукт», «Мы дружим с физкультурой и спортом».

Физическое

развитие

Физкультурный вечер-развлечение «Будь здоров!»

Социально-

коммуникативное

развитие

Игра «Чем похожи, чем отличаемся»,  «Мы разные, но у нас равные права»Д/и: «Назови ласково», «Если папу зовут …, то отчество сына …», «Назови 5 имён девочек (мальчиков)», «Представься», «Волшебный клубок», «Эхо».

Выводы

Патриотическоевоспитание в детском саду-сочетание глубинных социальных технологий обучения иоздоровление ребенка на уровне воли, выносливости, познания традиций, гармониив семье, изучение боевых подвигов. В дошкольном возрасте формируютсяпредпосылки гражданских качеств, представления о человеке, обществе, культуре.Постепенно, благодаря систематической, целенаправленной работе дошкольникиприобщаются к тому, что поможет им стать людьми ответственными, с активнойжизненной позицией, чувствующими причастность к родному краю, его истории, традициям,уважающими Отечество, достижения своего народа, любящими свою семью, готовыми квыполнению своих гражданских обязанностей.

Перспектива

На этом работа повоспитанию патриотических чувств у детей дошкольного возраста не заканчивается,она будет продолжена.

Литература

Ветохина А.Я.,Дмитренко З.С. «Нравственно- патриотическое воспитание детей дошкольноговозраста» ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009

Алешина Н.В.Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ЦГЛ, 2007. – 256 с.

Бурмистрова И.К.,Евдокимова Е.С. «Воспитание маленького гражданина»

Виноградова Н.Ф.«Страна Россия»

Зеленова Н.Г.,Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитаниедошкольников. (Старшая группа.) – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2012, -112 с.

Кондрыкинская Л.А.«Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду»

Микляева Н.В.Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников. – М.: Сфера,2013, 144 с.

Морозова Л.Д.Педагогическое проектирование в ДОУ. – М.: Сфера, 2010.

 Нравственно-патриотическоевоспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий.Методическое пособие для педагогов. – СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2010

ФедеральныйГосударственный образовательный стандарт дошкольного образования [Тест]:утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17октября 2013 г., №1155/ Министерство образования и науки Российской Федерации.– Москва: 2013 г.

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.36%
НЕТ
40.64%
Проголосовало: 1191

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.36% НЕТ 40.64% Проголосовало: 1191


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.36% НЕТ 40.64% Проголосовало: 1191


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.36% НЕТ 40.64% Проголосовало: 1191


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.36% НЕТ 40.64% Проголосовало: 1191


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.36% НЕТ 40.64% Проголосовало: 1191


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет