Проект по обучению грамоте«Игры со словом»
(в подготовительной к школе группе)
Аннотация
Проект «Игры со словом»направлен на подготовку детей обучению грамоте.
В проекте представлен материал из опыта работы подготовительной логопедическойгруппы для реализации задач таких образовательных областей как «Познание»,«Коммуникация» через игры проводимые в группе в организованной образовательнойдеятельности.
Данный материал разработан и составлен педагогами ДОУ. Проект доказываетвозможность применения проектного метода и системного подхода в обученииграмоте и подготовке к обучению чтению в ДОУ.
Паспортпроекта
Возраст:дети подготовительной группы
Участникипроекта:воспитатели, дети, родители.
Типпроекта: практико-ориентированный
Продолжительность:краткосрочный (3 месяца)
Результат:
Викторина«Игры со словом»
Презентациядетских рисунков «Разноцветный алфавит»
Городскойконкурс интеллектуалов «Умницы и Умники»
Цели изадачи проекта:
Подготовкак обучению грамоте
-формирование у детей первоначальных лингвистических представлений, пониманиятого, что такое «слово», «предложение», как они строятся, из каких частейсостоят; умения проводить звуковой и слоговой анализ слов, делитьдвухсложные и трехсложные слова на слоги, составлять слова из слогов.
Воспитаниезвуковой культуры речи
-формирование и закрепление правильного произношение звуков родного языка исоотнесение их с буквенным изображением; выработка интонационнойвыразительности, дикции, силы голоса, темпа речи.
Формированиеграмматического строя речи
-развитие умения образовывать существительные с увеличительными, уменьшительнымии ласкательными суффиксами, обучение правильному построению предложений.Развитие процессов восприятия, мышления, речи- совершенствование работыслухового, зрительного и тактильного анализаторов, умения ориентироваться впространстве.
Актуальность
Дошкольныйвозраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка,становление и развитие всех сторон речи.
Всовременной иерархии педагогических проблем выделяется проблема готовностиребенка к школе, и одна из них — речевая. Под речевой готовностью к школепонимается взаимосвязь множества компонентов, основными из которых являютсязвукопроизношение, фонематический слух, звуковой анализ, словарный запас,грамматический строй, связность речи.
Задачадошкольного учреждения — воспитать у детей качества речи, способствующиеуспешному овладению ими устной и письменной речью в начальной школе.
Великийрусский педагог К.Д.Ушинский называл грамматику «логикой языка». У ребенка напрактике осваивающего грамматические законы родного языка, совершенствуется нетолько речь, но и логическое мышление.
Формированиеу детей грамматики является необходимой базой для всего последующегообразования. Но с каждым годом увеличивается число детей, у которых проявляютсянарушения чтения. Они испытывают большие трудности в осуществлении звуковогоанализа и синтеза слов, плохо запоминают буквы, искажают слоговую структуруслова. Это приводит к низкому темпу чтения и снижению уровня пониманияпрочитанного. Несовершенство зрительного, пространственного и фонематическоговосприятия также затрудняет формирование навыков чтения и письма.
Месяц неделя |
Название мероприятия |
Цель: |
Форма и место проведения |
Подготовительный этап |
|||
Март (1 неделя) |
Приобретение и подбор материала |
|
|
Март (2 неделя) |
Родительское собрание: «Обучение грамоте» |
Приобщение родителей к проблеме обучения детей |
группа |
Исследовательски-информационный этап |
|||
Март (3 неделя) |
Познавательная беседа с детьми «Зачем мне учиться» |
Вызвать у детей интерес к обучению |
группа |
Март (4 неделя) |
Поход в библиотеку |
Вызвать положительные эмоции у детей |
библиотека |
Апрель (1 неделя) |
ООД «Звук слог слово» |
Познакомить детей с звуко-буквенным анализом |
группа |
Апрель (2 неделя) |
1. Игра «Подбери семейку слов» Представленная информация была полезной? ДА 58.76% НЕТ 41.24% Проголосовало: 1033 2. Игра «Лишнее слово» |
1.Учить подбирать однокоренные слова 2.Учить выделять однокоренные слова среди групп слов, сходных по звучанию |
группа |
Апрель (3 неделя) |
ООД «Что такое предложение?» |
Познакомить детей с понятием «предложение» |
группа |
Апрель (4 неделя) |
1. Игра «Придумай название» 2. Игра сложим слово из частей 3. Игра «Исправь ошибки» 4. Игра «Что сначала, что потом» |
1.Образование прилагательных от числительных 2.Употребление предлогов 3.Развитие понимания распространенных предложений 4.Составлять сложносочиненные предложения |
группа |
Май (1 неделя) |
Познавательная беседа с детьми «Эти занимательные ребусы» |
Рассказать основы разгадывания ребусов |
группа |
Май (2 неделя) |
Развивающая игра «Прочитай по буквам» |
Закрепление навыков чтения, звукобуквенного анализа |
группа |
Обобщающий этап |
|||
Май (3 неделя) |
Викторина «игры со словом» |
Закрепление звукобуквенного анализа |
группа |
Май (4 неделя) |
|
Закрепление звукобуквенного анализа Обмен опытом |
ДОУ№24 Метод кабинет |
Выводы:
Проект“Игры со словом” позволяет воспитателю разнообразить виды деятельности с учётомпсихофизиологических особенностей детей данного возраста, использоватьзанимательный материал, включать в организованную образовательную деятельностьигровые ситуации, направленные на то, чтобы снять напряжение, переключитьвнимание детей с одного учебного задания на другое. В группе имеется хорошаяматериально-техническая база (наличие разнообразного материала для занятий,множество речевых игр)
Выявленадинамика активности детей на занятиях.
Показаниевысоких результатов мониторинга по обучению грамоте свидетельствует опродуктивности проекта.
Работапо данному проекту это один из методов личностно-ориентированного обучения пообучению громоте, который позволяет создать ситуацию успеха для каждоговоспитанника и позволяет создать положительное отношение к обучению.
Рефлексия
Важнымпоказателем уровня развития речи ребенка старшего дошкольного возраста,является умение легко подбирать нужные слова, использовать устойчивыесловосочетания, употреблять образные слова и выражения.
Детивполне усвоили основные закономерности изменения слов, соединения их впредложении, употребляют все части речи. Значительно уменьшилось числоупотребления в речи неполных и простых предложений за счет распространенных,осложненных и сложных.
Проект«Игры со словом» рассчитан на короткий период, и , наверное, это единственныйего минус. Обучение грамоте очень трудная задача и требует долгого периодазанятий. Заниматься грамматикой следует непродолжительное время, т.к. материалэтот сложен. Все дети разные: один может долго и с удовольствием заниматься, адругой, наоборот, не может находиться в покое ни минуты. А дошкольникзапоминает лишь тогда, когда ему интересно.
Большимпреимуществом проекта является то, что в игровой форме юные исследователиучились производить свои первые наблюдения за родным словом, у них развилисьчуткость и интерес к форме своей речи.
Научно-методическоеобеспечение
1. НовиковскаяО.А. Логопедическая грамматика/ 2005г.
2. КисловаТ.Р. «По дороге к азбуке»
3. СиницынаИ.Ю. «Буду чисто говорить» 2008г.
4. ГерасимоваА.С., Жукова О.С., Кузнецова В.Г.
5. Логопедическаяэнциклопедия дошкольника 2004г.
6. БыковаИ.А. Обучение детей грамоте в игровой форме. – С.-Пт. – 2005.
7. ЖуроваЛ.Е., Варенцова Н.С. Обучение дошкольников грамоте. – М., 2001.
8. ОмороковаМ.И., Рапопорт И.А., Постоловский И.З. Преодоление трудностей. – М.:Просвещение, 1990. – 128 с.