X-PDF

Проект по окружающему миру на тему Что такое тень

Поделиться статьей

Государственное бюджетное

общеобразовательное учреждение школа № 530

с углубленным изучением предметовестественно — математического цикла Пушкинского района Санкт-Петербурга

 

 

 

 

 

 

 

           

                         Тема: «Что такоетень?»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                           Работувыполнил:

                                                                           ученик 2 «В» класса

                                                                           ГБОУ школы № 530

                                                                      Фильчиков Кирилл

 

 

                                                                            Руководитель: Гордеева

                                                                                       Ольга Васильевна

                                                                                          

                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пушкин

Санкт-Петербург  

2016 г.

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………3

 

Глава 1. Материалы и методы исследования

1.1.         Материал исследования………………………………… .3

1.2.         Методы исследования……………………………………….3

Глава 2. Анализ литературы      

2.1. Значение света вжизни человека                   …………………4

         2.2. Прямолинейное распространениесвета и образование тени…4

2.3. Что такое театр теней     ……………………………………..  5

                                                      

Глава 3. Экспериментальная часть     

         3.1. Подготовка кэксперименту…………………………………. 5

         3.2. Описаниеэксперимента………………………………………

         3.3. Результат эксперимента………………………………………

Выводы…………………………………………………………………… 6

Список литературы……………………………………………………. 7

Приложение…………………………………………………………….. .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

На уроках окружающего мирамы изучали тему «Свет и цвет». Больше всего меня заинтересовали такие вопросыиз этой темы: как расходится световой луч, например, от карманного фонарика.Что такое тень и как она появляется? Почему тень бывает только от непрозрачныхпредметов?

Как с помощью пальцев рук на стене показатьсилуэты разных животных?

На уроке обобщения по теме «Значение света вприроде и в жизни человека», нам был предложен проект «Моя первая научнаясказка». Я сочинил сказку про путешествие солнечного луча, в которой ярассказал, как распространяется свет, и как образуется тень.

         Мне стало интересно самому с помощьюкарманного  фонарика  изучить основное свойство светового луча и провестиопыты, связанные с образованием тени.

 

 

 

 

 

Тема:Что такое тень?

 

Цельработы: Изучить и исследовать с помощью опытногоэксперимента основное свойство света и причину образования тени.

 

Задачи:

1) понять основноесвойство света.

2) установить взаимосвязьсвета и тени.

3) оформить результатыопытов в исследовательскую работу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава1. Материалы и методы исследования

 

1.1.   Материалы исследования.

Для исследования были взяты:

1.                карманный фонарик

2.                плотный лист картона

3.                прозрачный стакан

 

Представленная информация была полезной?
ДА
59.14%
НЕТ
40.86%
Проголосовало: 1121

 

1.2.   Методы исследования.

 

1.      Изучение и анализ литературы.

2.      Эксперимент.

3.       Фиксирование результатовэксперимента.

4.      Анализ полученных результатов.

 

 

Глава2. Анализ литературы.

2.1.Значение света в жизни человека.

Люди находятся впостоянном взаимодействии с окружающим миром и принимают на себя его влияние.Свет – один из важных факторов окружающего мира. Поэтому полезно знать свойствасвета, чтобы понять его влияние на человека и окружающий мир.

Жизнь на Земле существуетблагодаря солнечному свету и энергии. Учёные подсчитали, что свет преодолеваетрасстояние от Солнца до Земли за 8 минут 20 секунд. Скорость света огромна инет на Земле скорости большей, чем скорость света. Что такое свет? Как онраспространяется? А можно ли остановить свет? Как свет связан с тенью?

Источники света. Тела, от которых исходит свет, называются источниками света. Самыйизвестный и самый главный источник света — Солнце. Это естественный источниксвета. К естественным источникам света так же относятся другие звёзды,природные явления типа молнии, живые существа (например, светлячки). Благодарячеловеку существуют искусственные источники света. Раньше люди использовали дляосвещения огонь – свечи, факелы, газовые горелки. Сегодня наиболеераспространены электрические источники света: лампа, фонари.

2.2. Прямолинейноераспространение света и образование тени.

Свет имеет прямолинейноераспространение. То есть световые лучи движутся по прямой и не могут огибатьпрепятствия. Поэтому за непрозрачными препятствиями образуется тень. Тень частобывает не совсем чёрной, потому что туда попадают рассеянные лучи света отдругих предметов.

 

 

2.3 Театр теней

Зная, как ведёт себя теньпо отношению к источнику света, создаются и действуют театры теней. Основнойпринцип теневого театра очень прост – использование тени от фигуры илипредмета, падающий на экран при освещении их каким-либо источником света.

Например, в Китае театртеней – один из видов театрального искусства. Ему более двух тысяч лет. Оночень популярен в народе. В нем использовали большой полупрозрачный экран иплоские цветные куклы. Их прислоняли к экрану сзади и они становились видны.Куклы делали из тонкой прозрачной кожи, бумаги или картона. Фигурки управлялисьс помощью бамбуковых, деревянных или металлических палочек. Сюжеты просты ипонятны зрителям: добро всегда побеждает, а зло всегда бывает наказано. Владельцытеневых театров придавали большое значение свету, они ловко манипулировалиразноцветным освещением экрана (ставили перед светильником разные цветныестекла-фильтры); придумывали разные трюки с превращениями, морскими бурями,восходами солнца и прочими постановочными эффектами.

 

 

 

Глава 3.Экспериментальная часть

 

3.1 Подготовка к эксперименту.

Для проведения опытов нам понадобится:карманный фонарик, лист плотного картона, стеклянный стакан

( вставить слайды из презентации)

 

3.2. Описание эксперимента.

(рисунки после каждого опыта)

(Название  опыта)

Опыт 1. Примем заисточник света карманный фонарик. Измеряем его диаметр. Направляем световой лучна стену. Визуально замечаем, что световое пятно имеет больший диаметр.Измерения это подтверждают. Если источник света прислонить к стене, виденсветовой «веер».

 

Опыт 2. Поставиммежду источником света и стеной картонную фигуру. Картон плотный, непрозрачный.Видим, что данный предмет загораживает путь световому лучу, и за ним образуетсятень. Если использовать фигуры разных форм, становится ясно, что тень повторяетсилуэт фигуры.

 

Опыт 3.Поочерёдно помещаем между источником света и стеной непрозрачные и прозрачныепредметы. Видим, что свет проходит сквозь прозрачные предметы и не проходитсквозь плотные. Полупрозрачные предметы снижают интенсивность света.

 

Опыт 4. Сновапомещаем между источником света и стеной непрозрачную фигуру. Попеременноприближаем её то к стене, то к источнику света. Видим, что размер тенименяется.

 

Опыт 5 Театртеней.

 

 

3.3 Результаты эксперимента.

 

(рисунок)

Вывод: лучи отисточника света расходятся веером

 

(рисунок)

Вывод: 1) Светдвижется по прямой (не огибает предмет).

2)Тень – область, куда световые лучи непопадают.

3) Непрозрачные предметы не пропускают свет.

 

(рисунок)

Вывод: Толькоплотные, непрозрачные предметы образуют тень, не пропуская свет.

 

(рисунок)

Вывод: светрасходится от источника веером, поэтому если предмет близко к источнику, онзагораживает больше света и образует большую тень. Если предмет далеко отисточника света, он загораживает меньше света и тень получается меньше. Тоесть: размер тени зависит от расстояния до источника света.

 

Выводы.

В результате опытов, можно сделать выводы :

1)   Основное свойство света – его прямолинейноераспространение.

2)   Световые лучи движутся по прямой и не могут огибатьпрепятствия. Поэтому за непрозрачными препятствиями образуется тень.

3)   Прозрачные тела не образуют тень.

4)   Размер тени зависит от расстояния до источникасвета : чем ближе световой луч к предмету, тем больше его тень и  наоборот.

5)   Свойство непрозрачных предметов образовывать тенипозволяет показывать «театр теней».

 

 

 

 

 

Список литературы

1.    Что? Зачем? Почему?/Е.О.Хомич, М.Н.Якушева, -Минск:Харвест, 2011

2.    Что такое. Кто такой. /М.Р.Петерсон, -Москва:Педегогика, 1980

3.    Большая энциклопедия для школьников, — ОЛМА-ПРЕСС,2001

4.    Сайт креативная физика http://mariun.ru/

5.    Международный образовательный портал http://www.maam.ru/

6.     Сайт   http://www.o-detstve.ru Портал «О детстве»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Научнаясказка

Путешествие весёлого лучика, или как образуется тень.

 

Однажды на огненном Солнце родился световой лучик. Он былюн и весел, но ничего не знал про самого себя. Понимал лучик только то, что неможет оставаться на месте. «В путь, в путь!!!» — думал он.

Увидел весёлый лучик прекрасную голубую планету и решил полететьтуда. Путь до Земли (а это была она) весёлый лучик пролетел за 8 минут. «Яочень быстр!» — понял лучик.

И вот на пути лучика возникло облачко. Отважный лучик решилпролететь сквозь него. И он сумел это сделать, но немного похудел, потому чтооблако было лёгкое, но полупрозрачное.

На земле лучик заметил домик, его окна маняще блестели. Весёлыйлучик решил полететь внутрь. И мгновенно проник через прозрачное окно внутрьдомика.

Так же легко весёлый лучик пролетел сквозь стеклянную вазуна столе. «Я супер луч! Я могу проходить сквозь предметы!!!» — ликовал он.

«А теперь я пролечу сквозь того мальчика в комнате» — решиллучик.

 И в этот момент он оттолкнулся от спины мальчика иполетел в обратную сторону. Зато на стене появился серый силуэт мальчика.

«О, непрозрачные тела я не могу преодолеть!

Ноя делаю их тени» — понял весёлый лучик.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.14%
НЕТ
40.86%
Проголосовало: 1121

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет