Внеурочнаяпроектная деятельность
Учитель:Ивлева Розанна Алексеевна
МОУ«СОШ №32» г.Магнитогорск
Предмет: «Окружающий мир»
Класс:3
Тема: «Разнообразие веществ:соль, сахар, крахмал, кислота»
Темапроекта:«Содержание крахмала в продуктах»
Исследуемыйобъект:«Крахмал»
Цельпроекта:получение крахмала, определение наличия крахмала в различных продуктах питанияи изучение его свойств.
Продуктпроекта:картотека с указанием содержания крахмала в продуктах.
Гипотеза: 1.крахмал содержится не вовсех продуктах питания;
2. если продукты окрашиваются раствором йода в сине-фиолетовый цвет, значит, вних содержится крахмал.
Сроки: краткосрочный
Актуальность: Жизнь современных детейочень насыщена.Это учёба в школе, внеурочные занятия, кружки, секции. Кромеэтого, все ребята сейчас очень подвижны.В течение дня они тратят много сил иэнергии. Поэтому нас заинтересовал вопрос, где получить ту самую энергию.Ксожалению, не все школьники об этом знают.На уроке окружающего мира мы узнали,что в рацион нашего питания должны входить и жиры, и белки, и углеводы ивитамины.Оказывается, углеводы- это источник энергии. А ответ оказался совсемпростым. Энергия находитмя в крахмале.Поэтому мы решили выяснить, а есть ликрахмал в продуктах, которые особенно любят дети.
Планируемыерезультаты:предметные, метапредметные, личностные.
Предметные: знать свойства крахмала приконтакте с другими веществами.
Регулятивные: уметь ставить перед собойцель и находить пути её реализации.
Коммуникативные: внимательно слушать ответыдругих участников и давать правильные, чёткие ответы.
Познавательные: знать , в каких продуктахсодержится крахмал.
Личностные: уметь выбирать продукты безсодержания крахмала.
Этапы |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Продукт |
1.Организа- ционный этап |
Объявляет тему. Направляет учащихся в деятельности. |
Самостоятельно выбирают тему проекта.
Ставят цель проекта.
Пишут пошаговое достижение цели.
|
Выбирают продукт проекта. |
2.Основной этап |
Помогает в достижении цели проекта. Ориентирует, даёт инструкцию к опытам. Опыты: Все наши сегодняшние опыты совершенно безвредны и не содержат опасных веществ ( исключение составляет лишь только йод.)Крахмал, конечно, никакого серьёзного вреда вам не нанесёт.Но набирать крахмал нужно ложечкой, а не руками. Внимание: приём внутрь йода опасен, вдыхание паров может вызвать ожог дыхательных путей, а попадание жидкости внутрьвлечёт за собой ожог пищеварительного тракта.Следует помнить об опасности, таящейся в препарате: 3г приводит к смерти. Раствор йода нужно готовить. Приготовление:50 капель йода на 150 граммов воды. При использовании готового (неразбавленного) йода, крахмал окрасится в чёрный цвет из-за высокой концентрации йода. Соответственно, наглядность будет потеряна: различать насыщенно коричневый и чёрный цвет будет просто проблематично. При низкой концентрации йода в растворе, капли йода будут выглядеть слегка желтоватыми, а места соединения с крахмалом – сине-фиолетовыми. Для проведения исследования сфомированы 3 группы детей (на основе личных симпатий), каждая из которых будет работать с определённым видом продуктов питания.
На столах заранее приготовлено для каждой группы оборудоваение и инструктаж на карточках:
1) Чистая салфетка, фартук для работы, кусок марли;
2) ёмкость с водой,тёрка, сито, кастрюля, стаканы, ложка;
3) миски с картофелем двух сортов (белого и красного); другие продукты питания: мука,соль, сахар, белый хлеб, печенье, молочные продукты (сыр, творог, сметана), фрукты (яблоко, банан, апельсин). |
Выполняют пункты плана. Знакомятся, что такое крахмал. Определяют влияние крахмала на организм человека.
Проверяют наличие оборудования для проведения опытов.
|
Готовят материалы для будущеё картотеки. |
3.Практичес- кий этап |
«Получение крахмала.» Опыт №1 «Выделение крахмала из картофеля» Цель: доказать, что в домашних условиях можно получить крахмал. Получение крахмала.
Задание 1 группе: 1) помыть белый картофель, почистить, натереть на тёрке; 2) полученную массу перемешать и профильтровать через марлю; 3) отфильтрованную порцию жидкости собрать в миску и оставить отстояться; 4) не взбалтывая, осторожно слить верхнюю жидкость; На дне миски остался осадок.Это и есть крахмал.
Задание 2 группе: 1) помыть красный картофель, почистить, натереть на тёрке; 2) полученную массу перемешать и профильтровать через марлю; 3) отфильтрованную порцию жидкости собрать в миску и оставить отстояться; 4) не взбалтывая, осторожно слить верхнюю жидкость; На дне миски остался осадок.Это и есть крахмал.
Задание 3 группе: 1) помыть картофель, почистить, натереть на тёрке; 2) полученную массу залить небольшим количеством воды, чтобы крахмал не потемнел, перемешать и профильтровать через марлю; 3) картофельную гущу ещё 2-3 раза промываем водой и пропускаем через сито; Наблюдение: вода вымывает крупицы крахмала из картофеля. 4) отфильтрованные порции воды собрать в кастрюлю и оставить отстояться; 5) не взбалтывая, осторожно слить верхнюю жидкость, вновь добавить чистой воды и дать отстояться; Эту процедуру желательно повторить несколько раз, пока вода не станет прозрачной, тогда крахмал будет белым; 6) полученный крахмал просушить на батарее;
Вывод: А) осевший крахмал остался на дне; Б) крахмала, полученного из картофеля белого сорта, получилось немного больше, чем из картофеля красного сорта;
«Изучение свойств крахмала опытным путём» Опыт №2 «Свойства крахмала» Цель: определить свойства крахмала. Нюхаем крахмал.Пробуем крахмал на вкус. Нам известно, что крахмал – это пищевой продукт, поэтому этот опыт не навредит нашему здоровью. Вывод: Крахмал – это сыпучий порошок белого цвета, не имеющий вкуса и запаха; в отличие от соли, сахара и муки при трении скрипит.
Представленная информация была полезной? ДА 58.98% НЕТ 41.02% Проголосовало: 1002 Опыт №3 «Растворение крахмала в воде»
Каждая группа положила в стакан по 1 чайной ложке крахмала. 1 группа: в стакан налить холодной воды и размешать; 2 группа: в стакан налить тёплой воды и размешать; 3 группа: в стакан налить горячей воды и размешать;
Результат опыта и выводы: Крахмал + холодная вода: крахмал в холодной воде не растворился, через некоторое время осел на дно, и раствор стал почти прозрачным4 Крахмал + тёплая вода: крахмал образовал молочную жидкость, через некоторое время осел на дно, и раствор стал прозрачным; Крахмал + горячая вода: крахмал в горячей воде только набух, но не растворился.получилась бесцветная вязкая масса, клейкая на ощупь. Из литературы узнали, что это коллоидный раствор под названием клейстер.
Опыт №4 1 группа: «Проверить муку на содержание крахмала» Цель: определить наличие крахмала в муке, белом хлебе, печенье. Вывод: яркий сине-фиолетовый цвет говорит оналичии большого количества крахмала в муке.
Опыт №5 2 группа: «Проверить молочные продукты на содержание крахмала» Цель: определить наличие крахмала в молочных продуктах: сыр, творог, сметана. Вывод: В выбранных молочных продуктах крахмал не содержится.
Опыт №6 3 группа: «Проверить наличие крахмала в фруктах» Цель: определить наличие крахмала в яблоке, банане, апельсине. Вывод: В апельсине и яблоке крахмала нет крахмала нет, пятно осталось коричневым, а вот в банане крахмал обнаружился, так как появилась яркая фиолетовая окраска. |
Опыты сопровождают записью результатов.
Выполняют опыт, наблюдают, делают выводы.
Выполняют опыт, наблюдают, делают выводы.
Выполняют опыт, наблюдают, делают выводы.
Выполняют опыт, наблюдают, делают выводы.
Выполняют опыт, наблюдают, делают выводы.
Выполняют опыт, наблюдают, делают выводы.
Выполняют опыт, наблюдают, делают выводы.
Выполняют опыт, наблюдают, делают выводы. |
Записывают названия продуктов, содержащих крахмал. |
4.Заключи- тельный этап |
Подведение итогов наблюдений и опытов. |
Записывают все результаты проекта. Составляют картотеку. Оформляют продукт и представляют его. |
Готовый продукт проекта. |