Дубовицкая ЕленаНиколаевна
Воспитатель высшейквалификационной категории
ГБОУ города Москвы «Школа№354 имени Д. М. Карбышева», ДО1
Где находитсяснегозавод?
Однажды, в зимний, слегкаморозный день, мы с воспитанниками вышли на улицу, и увидели, как в воздухе кружатся легкие,как пух, снежинки…
Снежинки вясную погоду плавно ложились на землю, блестели в солнечных лучах. Детис интересом, с помощью лупы рассматривали их. Онибыли очень маленькие, но красивые, отличалисьдруг от друга по форме и размеру.
Воспитанниковзаинтересовало это волшебное явление и Юра спросил:
-Где находится снегозавод, по производству снежинок?
Размышляяна эту тему, ребята начали на перебой выдвигать свои предположения и у них возникломного вопросов:
— Как происходитпоявление снежинок?
— Какие бываютснежинки?
— От чего зависитформа снежинки?
— Почему снегбелый?
— Для чего и длякого нужен снег?
Беседуя, мы пришли к выводу, что дети, да и мы сами взрослые,педагоги, родители мало знаем об особенностях окружающего нас мира, о явленияхнеживой природы — осадках, поэтому необходимо было поглубже изучить эту тему иразгадать тайну появления снежинок.
Вышесказанноеопределило актуальность нашего исследования и позволило определить цель, задачии сформулировать гипотезу.
Цель проекта: развивать познавательную активность, любознательность, опытпрактической и творческой деятельности через реализацию и закрепление знаний иэмоционально-чувственных впечатлений, полученных при взаимодействии с природнымокружением.
Задачи:
Ø формировать исследовательскиеумения по сбору информации о зимних явлениях в неживой природе;
Ø закреплять и расширять знанияо происхождении снежинок (как и из чего они образуются, какую имеют структуру, внешнийвид, форму);
Ø мотивировать детей кпроведению опытов, наблюдению и установлению причинно-следственных связей (снегбелый, можно лепить фигуры, в мороз скрипит, тает, превращается в воду);
Ø создавать условия длясвободного экспериментирования с художественными материалами, развиватьвоображение, восприятие, мелкую моторику, художественный вкус, фантазию наоснове изучения нетрадиционных техник;
Ø расширять представления означении снега в природе и для человека;
Ø воспитывать умение соблюдатьправила безопасности в игре и экспериментальной деятельности со снегом;
Ø развивать эстетическоевосприятие окружающего мира через совместную творческую, исследовательскую иигровую деятельность детей, педагогов, родителей.
Объект исследования: снежинка – явление природы.
Предмет исследования: процесс образования снежинок.
Гипотеза: снежинки производят на снегозаводе.
Методы исследования: теоретические (анализ изучениеинформационно – справочных материалов по теме проекта, поиск и сбор информации,обобщение сведений и определение понятий); практические (наблюдение,экспериментирование, продуктивная деятельность).
Новизна работы:
— определение результативности и оптимальности избранных ииспользуемых дидактических методов и приемов, педагогических технологий;
— определение возможностей интегрированного подхода в рамкахиндивидуальной ориентированной направленности обучения, проживания данногопедагогического события совместно с детьми и родителями.
Теоретическая и практическая значимость работы: теоретические и практическиематериалы данного исследования можно использовать педагогам и родителям длязакрепления знаний о явлениях неживой природы, а также для подготовки ипроведения занятий.
Содержание
В небе кружится ипадает плавно…
Что это?
Снег!….
Как на улицеславно!
Радость доставит,сейчас и вовек,
Белый, пушистый,выпавший снег!
В снегопад, притихой безветренной погоде, из облаков на землю падают, точно маленькиепарашютики, снежинки. Раньшедумали, что снег, это замершие капельки воды. Учёные доказали, что это не так.В солнечный день вода рек, озер и даже луж испаряется, превращаясь в крошечныеневидимые капельки водяного пара, которые поднимаются в верх, очень высоко надземлей. Эти капельки вместе с частичками пыли растутв облаке, если температура ниже нуля, они кристаллизуются, увеличиваются,становятся тяжелыми, падают вниз, превращаясь в красивые звёздочки.
Каждую зиму с неба падаетодин септикСнежинок.
Современные исследователииспользуют фото микроскоп, чтобы задокументировать размер и форму снежинок. Снежинки имеют шесть гранейи в природе не бывает похожих. Ученые дали названия снежинкам: звезда, игла,пушинка, ёж, запонка, пластинка. Форма снежинки зависит от погоды. Вбезветренный морозный день снежинки падают медленно. Они блестящие, похожи назвёздочки. При слабом морозе снежинки похожи на снежные шарики – «снежнуюкрупу». А при сильном ветре идёт «снежная пыль», так как ветер обламывает уснежинок лучи и грани. Когда нет мороза, снежинкиприлепляются друг к другу и образуют «снежные хлопья».
Кристаллы снежинки имеют сложнуюструктуру с множеством граней. Свет не проходит через них, а многократнопреломляется и отражается. Из-за того, что кристаллы отражают весь спектрпадающего на них света, мы воспринимаем снег белым.
Практическаяработа
Опыт №1 «Искусственныйдождь»
Для опыта мынальём в стеклянную емкость горячей воды. Положим на противень несколькокубиков льда и накроем им банку. Пар внутри банки поднялся вверх, на днеподноса образовалось много мелких капелек от испарения. Так как на подносележал лёд, капельки быстро остыли, стали крупными и тяжёлыми, поэтому упаливниз, в виде дождя.
Вывод: при проведенииданного опыта мы увидели, что крошечные капельки водяного пара не превратилисьв кристаллики, так как температура воздуха была выше нуля!
Опыт №2 «Искусственный снег»
Возьмем поднос, высыпим тудасоду, в соду из баллона выдавим пену для бритья, и все перемешаем. Точныхпропорций тут не нужно, необходимо определять на ощупь. Если будет мало пены,снег окажется рассыпчатым, поэтому пены добавим столько, чтобы можно былослепить поделку.
Вывод: получился белый искусственныйснег, из этого снега тоже можно лепить.
Опыт №3«Искусственная снежинка»
В прозрачныйсосуд налили горячую воду, добавили туда соль, размешали, у нас получилсямутный раствор, мы его отфильтровали. В этот горячий раствор опустить снежинку,которую предварительно сделали из сенильной проволоки. Банку поставили в тихоеместо.
Через неделю достали снежинку, она у нас покрыласькристалликами соли.
Вывод: эта снежинка не тает! Настоящуюснежинку нельзя вырастить искусственным путём.
Заключение
Снег играет огромное значение. Снежное покрывалоукутывает землю. Оно держит тепло и не дает погибнуть растениям. Снегнужен для защиты посевов от холода. Безнего вымерзнут озимые, не будет урожая, не родится хлеб. Снег создает тотнеобходимый запас влаги, который так важен при весеннем пробуждении.
В суровые морозные зимы в снег прячутся многие птицы.Прячутся мыши под снегом. Залегают в спячку медведь и барсук. В снегуукрывается в непогоду заяц. На дне глубоких водоемов в зимнее время температура не ниже 4 градусов. Ледяная крыша надёжнозащищает от стужи.
Снег – это развлечение для детей и взрослых.
Изучая эту тему, детиузнали много нового и интересного.
Доказали предположение,что снежинки образуются в облаках из водяного пара, а не на снегозаводе!
Выяснили, что снег вовсе не белый, он намтолько кажется таким, а еще его цвет зависит от загрязняющих веществ в воздухе.
И самое главное, снежинка – это волшебноеявление природы!
Списокиспользованных источников информации
1. Большая советская энциклопедия;
2 «Планета Земля». «Большая энциклопедия школьника». А. ЮБирюкова, Издательство: «Росмэн — Пресс», 2001г.;
3. «Все обо всем». «Популярная энциклопедия для детей». В.Славкин, Издательство: «Ключ-С», Филологическое общество «Слово», 1994г.;
4. «Я познаю мир». «Детская энциклопедия». В. А. Маркин,Издательство: «АСТ», 2001г.;
5. «Снег. Зимнее чудо». М. Кассино, Д. Нельсон, Издательство:Манн, Иванов и Фербер, 2016г.;
6. «Почему снег скрипит под ногами?»С. Альтшулер, Издательство: «АСТ», 2015г.;
7. «Зимние узоры». «Знакомство с природой. Времена года».Н.А. Гурьева, Издательство: «СПб», 2008г.;
8. «Первая научная лаборатория». «Опыты, эксперименты, фокусыи беседы с дошкольниками». А.И. Шапиро, Издательство: «ТЦ Сфера СПб», 2016г.
