Филиал МБДОУ детского сада «Светлячок» с. Поселки – детский сад
«Теремок» с. Первое Тарлаково
Проект посенсорике
«Познаемиграя»
для младшей, средней группы.
Выполнилавоспитатель
Стегачева Елена Николаевна
2021-2022гг.
Актуальностьпроекта.
Мирвходит в жизнь детей постепенно. Сначала ребёнок познаёт то, что окружает егодома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Он стремитсяк активному взаимодействию с окружающей средой. Непосредственный контактребёнка с доступными ему предметами позволяет познать их отличительныеособенности. Для познания окружающего их мира детям приходит на помощь сенсорноевоспитание, с помощью которого «строится» фундамент умственного развития, откоторых будет зависеть успешность ребенка в школе. Поэтому так важно, чтобысенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моментыжизни малыша.
Развитиесенсорных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблемсовременности, так как сенсорные способности детей закладываются в раннемвозрасте. Дошкольники быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах,легче адаптируются к новой обстановке, лучше подготовлены к школе. В дошкольномдетстве происходит становление первых форм абстракции, обобщение и простыхумозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитиевосприятия, внимания, памяти, воображения.
Всестороннееразвитие дошкольников осуществляется на основе игровой деятельности, в процессекоторой у детей формируются воображение и символическая функция сознания,приобретается опыт общения со сверстниками, постигаются нравственные ценности иправила поведения в обществе.
Именнопоэтому большинство дидактических игр в данном направлении рассчитаны именно надетей в возрасте от 3 до 4 лет.
Следуеттакже сказать, что дидактические игры являются одним из наиболее важных занятийдля развития детей этого возраста. Потому как ребенок практически все в этоммире познает через игру. Этим же и обосновывается то, что в ходе дидактическойигры можно не только наблюдать за развитием его определенных качеств и умений.Но также и корректировать их и направлять в более правильное русло. Иногда вбольшей, иногда в меньшей степени.
Итак, актуальна этатема потому что:
успешностьпознавательного развития определяется уровнем развития сенсорных процессов;
дидактическиеигры способствуют умственному, эстетическому и нравственному воспитанию детей;
дидактическиеигры выполняют функцию – контроль за состоянием сенсорного развития детей;
дидактическиеигры являются одним из наиболее важных занятий для развития детей дошкольноговозраста, потому как ребенок практически все в этом мире познает через игру.
Процессмодернизации всей системы образования, предъявляет высокие требования корганизации дошкольного образования, интенсифицирует поиск новых, болееэффективных психолого-педагогических подходов к процессу образования детейдошкольного возраста.
Возникаетнеобходимость использования современных педагогических технологий образования,в свете нового восприятия реалий сегодняшнего дня.
Одной из такихтехнологий является технология интенсивного развития интеллектуальныхспособностей детей дошкольного и младшего школьного возраста «Сказочныелабиринты игры» Воскобович.
Цельпроекта:
Формирование иразвитие сенсорных представлений у детей младшего дошкольного возрастасредствами дидактических.
Исходя из целивыделила для себя следующие задачи:
· Созданиепредметно-развивающей среды для обогащения и накопления сенсорного опыта детей.
· Использованиедидактических игр в непосредственной образовательной деятельности.
· Применениесенсорных эталонов в практической деятельности детей
· Взаимодействиес родителями по изготовлению дидактических игр для развития сенсорныхспособностей.
Принципы построения проекта.
-Системность
-Учёт возрастных особенностей детей
-Дифференцированный подход
-Принцип воспитывающей и развивающей направленности знаний, постепенного ипостоянного усложнения материала
-Поэтапное использование игр
-Гуманное сотрудничество педагога и детей
-Высокий уровень трудности
Формы организации детской деятельности.
1.Логико-математическиеигры.
2.Интегрированныеигровые занятия.
3.Совместнаядеятельность педагога и детей.
4.Самостоятельнаяигровая деятельность
Сроки проекта: сентябрь 2021г.– апрель 2022 год
Вид проекта:познавательно – игровой.
Участникипроекта:
1.воспитатели;
2.дети II младшейгруппы;
3.родители.
Ожидаемый результат:
· повышениеуровня сенсорного развития детей;
· пополнениеуголка дидактическими играми
· консультациина тему «Что такоесенсорное развитие»
· совместныеигры;
· беседы;
· фотоо работе (нашиуспехи).
Этапыреализации проекта
I этапподготовительный
Задачи:
-Пробудить интерес к дидактическимиграм по сенсорике детей дошкольного возраста
Содержание работы: Изучениелитературы;
II этаппрактический
Задачи:
-Ознакомление детей сдидактическими играми по сенсорике;
-Формировать у детей умениеразличать и называть цвет и форму (игрушку, развивать мелкую моторику,координацию движений руки.
-Воспитывать умение у детейгруппировать предметы по форме.
Содержание работы:
Совместная образовательнаядеятельность педагога с детьми;
Подбор и изготовление дидактическихигр;
Нагляднаяинформация:папки-передвижки: «Что такое сенсорике и почему ее так важно развивать?»;
Консультации дляродителей:«Формирование и развитие сенсорных способностей у детей 3- 4 лет»;
Дидактические игры:
«Геометрические фигуры», «Найдипару», «Что катится», «Подбери по цвету», «Разложи по форме», «Разложи повеличине», «Найди свой домик», «Назови правильно», «Игры с пробками», «Соберибусы», «Открой коробочку».
Проведение с детьми НОД посенсорному развитию детей: «Зайка к нам пришел»;
«Художественно — эстетическоеразвитие. Лепка»: «Зёрнышки для петушка»
«Художественно — эстетическоеразвитие. Рисование»: «Лучики для солнышка»
«Ознакомление с художественнойлитературой»: Потешка «Петушок, петушок…», стихотворение А.Барто «Смотритсолнышко в окошко»
III этапитоговый.
Задачи:
— закрепить знания к дидактическимиграм по сенсорике.
Содержание работы:Презентация проекта.
Реализация:
Приобретениеи создание дидактических игр на развитие сенсорно-моторных навыков;
Проведениеработы с родителями на тему: «Что такое сенсорное развитие. Почему егонеобходимо развивать?» Консультации, беседы, совместные игры, оформление уголкадля родителей;
Знакомстводетей с дидактическим материалом и играми;
Проведениедидактических игр и игр-занятий;
Исследовательскаядеятельность детей.
Перспективный планпо сенсорному воспитанию детей через дидактические игры на 2021-2022 учебныйгод в группе «Кроха»
Месяц |
Дидактические игры |
Сентябрь |
1. «Найди окошко» определение формы, размера предмета. 2. «Угадай, на что похоже» Нахождение сходства геометрических фигур с реальными предметами. 3. «Цветные кубики» Восприятие цвета. 4. «Выложи дорожку для машин» Определение величины. 5. Двухцветный квадрат В.В.Воскобовича. Знакомство. 6. «Чудо – цветик» №1 |
Октябрь |
1. «Катится – не катится» Определение формы. 2. «Собери пирамидку» Зрительное определение величины. 3. «Цветок для бабочки» Восприятие цвета. 4. «Составь цепочку» Чередование геометрических фигур. 5. Чудо – цветик» №1«Птичка» 6. Двухцветный квадрат В.В.Воскобовича. «Домик». |
Ноябрь. |
1. «Дорисуй картинку» Определение цвета, формы геометрических фигур. 2. «Привяжи ленточки к бабочкам» Восприятие цвета. 3. «Собери целое» Умение выделять части, соединять в целое. 4. «На что похоже» Определение формы предметов. 5.Чудо – крестик» №1 6. Двухцветный квадрат В.В.Воскобовича. «Конверт» |
Декабрь |
1. «Найди пару» Определение цвета, формы, величины. 2. «Хлоп- хлоп» Выполнение соответствующих движений по словесной инструкции и цветовому сигналу. 3. «Разрезные картинки» Развитие зрительного восприятия. 4. «Раскрась предмет» На развитие произвольного внимания, восприятия цвета. 5. «Прозрачный квадрат», или «Нетающие льдинки озера Айс» 6. Двухцветный квадрат В.В.Воскобовича «Конфета» |
Январь |
1. «Сделай елочку» Зрительное определение величины. 2. «Лото» Нахождение формы. 3. «Цветные кубики» Восприятие цвета. 4. «Чудо – соты» 5. «Прозрачный квадрат», или «Нетающие льдинки озера Айс» 6. Корабль «Плюх-плюх» |
Февраль |
1. «Забывчивый художник» развитие зрительной памяти, умение находить недостающие элементы в рисунке. 2. «Где лежит кубик» Ориентировка в пространстве. 3. «Лото вкладыш» На формирование целостного образа предмета, умение находить недостающий элемент. 4. «Холодно-тепло-горячо» На формирование различных тактильных свойств. 5. «Чудо – цветик» №1 6. «Прозрачный квадрат», или «Нетающие льдинки озера Айс». «Домик» |
Март |
1. «Найди форму в предмете» Определение геометрических форм. 2. «Матрешки» Зрительное определение величины. 3. «Подарим кукле бусы» Чередование цвета по заданному образцу. 4. «Красивая салфетка» Определение геометрических фигур. Ориентировка на плоскости листа. 5. Двухцветный квадрат В.В.Воскобовича. «Летучая мышь» 6. «Чудо – крестик» №1 6. Корабль «Плюх-плюх» |
Апрель |
1. «Три медведя» Умение соотносить величину предметов. 2. «Что нарисовано» Умение переносить пространственные отношения с плоскостного на объемное. 3 «Цветные автомобили» Ориентировка на цветовой сигнал. 4. «Чудесный мешочек» На развитие тактильных ощущений. 5. Двухцветный квадрат В.В.Воскобовича. «Ёжик» 6. «Чудо – соты» Конструирование предметов по рисункам пчелки Жужи. |
Май |
1. «Строим по описанию» Умение соотносить объекты по величине. 2. «Светофор» Ориентировка на цветовой сигнал. 3. «Рисование палочками» Выкладывание геометрических фигур из счетных палочек. 4. «Где лежит кубик» Ориентировка в пространстве. 5. Чудо – цветик» №1 6. Двухцветный квадрат В.В.Воскобовича.«Мышка» |
Результатыпроекта:
Входе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использованиедидактических игр, апробированы дидактические игры;
Удетей вырос уровень знаний по сенсорному развитию;
Родителиполучили методические рекомендации по созданию условий проведения дидактическихигр, консультации по приобретению и изготовлению дидактических игр;
Практическаязначимость проекта;
Внедрениеи апробирование условий, обеспечивающих эффективное использование дидактическихигр для формирования представлений о сенсорных эталонах;
Разработкадидактического материала и дидактических игр;
Разработкаметодических рекомендаций для родителей;
Перспективыразвития проекта:
Дальнейшаянепрерывная систематическая работа на формирование сенсорных эталонов;
Дополнениесистемы дидактическими играми и материалами;
Продолжениеработы по использованию проектных технологий по сенсорному развитию.
Приложение.
Консультация дляродителей
«Сенсорноеразвитие посредством дидактических игр»
Ведущимвидом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Самое любимое занятие удетей –это игра, где бы они не были, в гостях, дома, на улице, в детском саду.Любое увлекательное занятие обозначается для них словом «игра». Детство удетей будет счастливым тогда, когда главное место в их жизни занимает игра. Вдетском возрасте у ребенка есть потребность в игре и ее нужно удовлетворять,потому что играя, ребенок развивается, учится, познает мир.
Дошкольныйвозраст самый благоприятный период для сенсорного воспитания, которое обеспечивает полноценноевосприятие окружающего мира. Все это способствует умственному, физическому,эстетическому развитиюдетей. Лучший способ закреплять и развивать сенсорные навыки у ребенка — превращать любыезанятия и обязанности в игру. Главное в этом возрасте- обогащение чувственногоопыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первуюочередь- пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине, положении впространстве
Успешностьумственного, физического, эстетического воспитания в значительной степенизависит от уровня сенсорногоразвития, т е от того насколько совершенно ребенок слышит, видит,осязает окружающее.
Основнаязадача занятий по сенсорномувоспитанию — накопление сенсорного опыта. На следующих этапах позволитсистематизировать накопленные знания и использовать их в разнообразныхситуациях.
Значениесенсорноговоспитания состоит в том, что оно:
1.является основой для интеллектуального развития.
2. развивает наблюдательность.
3.готовит к реальной жизни.
4.позитивно влияет на эстетическое чувство.
5.является основой для развитиявоображения.
6. развивает внимание.
7.влияет на развитиезрительной, слуховой, моторной, образной видов памяти,
8.влияет на расширение словарного запаса.
Уважаемыеродители,я хочу познакомить вас с дидактическими играми, в которые мы играем в детскомсаду и в которые вы можете поиграть дома. Дидактические игры имеют большое значение вудовлетворении познавательных потребностей и интересов детей в сенсорном воспитании.
Они развивают внимание,зрительную память, слух, что дает возможность полнее воспринимать мир сенсорики. Дидактическая играупорядочивает не только поведение ребенка, но и его внутреннюю жизнь, помогаетпонять себя, свое отношение к миру. Это практически единственная область, гдеон может проявить инициативу и творческую активность. И в тоже время именно вигре ребенок учится контролировать и оценивать себя, понимать, что делает иучится правильно действовать.
Сущностьдидактическойигры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им взанимательной форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенныетрудности.
Заданиедля родителей.
Возьмитеигру, внимательно рассмотрите ее, попытайтесь поиграть и сделать вывод, что развивает эта игра,какие задачи можно решить с помощью этой игры.
Игрыдля родителей.
1. «Геометрические фигуры»
2. «В мире животных»
3. «Транспорт»
4. «Мамы и дети»
5. «Собери букет»
Картотекадидактических игр по сенсорному воспитанию для детей 3-4 лет.
- Д/И «ДЛИННЫЙ — КОРОТКИЙ»
ЦЕЛЬ:Продолжать развивать сенсорные способности малышей, уметь различать предметы подлине, употреблять в речи «длинный — короткий», «длиннее — короче», развиватьвоображение, мышление.
РУКОВОДСТВО:Игра проводится с 2-3 чел. Сначала рассматриваем ленточки по длине, потом детямпредлагают карточки и плоскостные палочки разной длины и цвета. Путемраскладывания ребенок определяет, где длинная и короткая палочки.
- Д/И «ВКЛАДЫШИ»
ЦЕЛЬ: Уметьвыполнять действия с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник),вкладывать фигуры, развивать память, мышление внимание.
РУКОВОДСТВО:Игра проводится с подгруппой детей в 4-5 чел. Воспитатель сначала показываетгеометрические фигуры, называет их и показывает детям, как надо их вставлять втрафареты. Во время игры постоянно закреплять название фигур — круг, квадрат,треугольник.
- Д/И «КАКОГО ЦВЕТА НЕ ХВАТАЕТ?»
ЦЕЛЬ:Развивать наблюдательность, внимание, память и сенсорные способности, умениесказать, какого цвета отсутствует диск.
- Д/И «НАЙДИ ТАКОЙ ЖЕ ЦВЕТОЧЕК»
ЦЕЛЬ:Продолжать развивать сенсорные способности детей, закрепить 4 основных цвета,умение по показу назвать цветы.
РУКОВОДСТВО:Игра проводится с 4-5 чел. Сначала воспитатель показывает детям большиеиллюстрации цветков разного цвета. Дети рассказывают какого цвета эти цветки.Потом воспитатель раздает детям по маленьких карточки, рассмотрев их,предлагает показать такой же цветочек, какой показывает воспитатель.
- Д/И «ОБВЕДИ И ЗАШТРИХУЙ»
ЦЕЛЬ:Развивать и закреплять сенсорные способности детей, умение заштриховывать потрафарету на белом листе круг, квадрат, треугольник, закрепить основные цвета.
РУКОВОДСТВО:Сначала воспитатель показывает детям (2-3 чел.) трафареты геометрических фигур.Дети рассматривают, какого цвета, потом воспитатель показывает, как на беломлисте бумаги он заштриховывает таким же карандашом, как и трафарет. Воспитательраздает бумагу, трафареты, карандаши, а сам наблюдает, чтобы дети правильноподобрали цвет карандаша к трафарету.
- Д/И «ОДИН – МНОГО»
ЦЕЛЬ:Развивать первые математические способности, развивать внимание мышление,умение различать цвет предметов.
РУКОВОДСТВО:Игры проводятся с 2-3 детьми. Воспитатель показывает на магнитной доскекартинки игрушек одну, много, закрепляет цвет. Потом предлагает детям по показунайти и прикрепить такие же картинки.
- Д/И «РАЗНОЦВЕТНЫЕ МОТОЧКИ»
ЦЕЛЬ:Продолжать развивать мелкую мускулатуру кисти рук, закреплять знание цвета, развиватьвнимание, воображение.
РУКОВОДСТВО:Игра проводится с 2-3 чел. Приходит «бабушка» и жалуется, что котята размоталивсе нитки, предлагает малышам смотать каждому по моточку нитки, у каждого свойцвет нитки. Постоянно вовлекать детей в результативную активность.
- Д/И «РАЗНОЦВЕТНЫЕ ПРИЩЕПКИ»
ЦЕЛЬ:Продолжать развивать мелкую мускулатуру кисти рук, закреплять знание цвета,развивать внимание, воображение.
РУКОВОДСТВО:Игра проводится с 2-3 чел. Приходит «бабушка» и жалуется, что внучата сложиливсе прищепки в оду коробку, предлагает малышам разложить их по цветам коробки.Постоянно вовлекать детей в результативную активность.
- Д/И «БОЛЬШОЙ, ПОМЕНЬШЕ, МАЛЕНЬКИЙ»
ЦЕЛЬ:Продолжать развивать умение различать геометрические фигуры по величине, развиватьразговорную речь, мышление, память, умение различать основные цвета.
РУКОВОДСТВО:Игра проводится с 2 детьми. Воспитатель показывает набор геометрических фигур(круг, квадрат, треугольник) разных цветов, и предлагает показать сначалабольшую фигуру, поменьше, потом маленькую. Усложнить игру можно вопросами:«Покажи маленький треугольник красного цвета»; «Большой круг желтого цвета»;«Поменьше квадрат желтого цвета» и т.д. на усмотрение фантазии воспитателя.
- Д/И «РАЗНОЦВЕТНЫЕ КАПЛИ»
ЦЕЛЬ: Продолжатьзакреплять сенсорные способности детей цвет, умение набирать пипеткой поуказанию и капать в ячейки по цвету, развивать память, мышление.
РУКОВОДСТВО:Игра проводится с 2 детьми. Воспитатель показывает баночки с разноцветнойгуашью. Сначала 2-х цветов, к концу года 4-х основных цветов. Раздает каждомурисунок и палитру с ячейками по цвету. Показывает действия. Потом предлагаетдетям по словесному указателю набрать в баночке и накапать в ячейки, несмешивая цветов. Каждое действие оговаривается с каждым ребенком.
- Д/И «ПОКАЖИ ТАКУЮ ЖЕ»
ЦЕЛЬ:Продолжать закреплять умение находить нужную геометрическую фигуру (круг,квадрат, треугольник), развивать мышление, разговорную речь умение называтьцвет фигуры.
РУКОВОДСТВО:Игра проводится с 2-3 чел., т.к. надо сосредоточить внимание детей. Приходит вгости Зайка и приносит коробочку с геометрическими фигурами, просит рассказатьдетей, что это такое. Сначала воспитатель по отдельно показывает фигуру и еецвет. Потом раздает наборы фигур детям и по своему показу просит показатьребенка, постоянно вовлекая его в речевую активность.
- Д/И «КРАСНЫЙ, ЖЕЛТЫЙ, СИНИЙ, ЗЕЛЕНЫЙ»
ЦЕЛЬ: Учитьразличать, называть и показывать картинки по цвету предметов, развиватьсенсорные способности детей.
РУКОВОДСТВО:Занятие проводится с 5-6 чел. У каждого ребенка на столе изображение предметов(игрушки, цветы, одежда разных цветов). Воспитатель показывает или картинкуопределенного цвет или предмет такого же цвета. Ребенок должен показать своюкартинку с таким же изображением и цветом.
- Д/И «НАЙДИ МАТРЕШКЕ ВЕДЕРКО»
ЦЕЛЬ:продолжать закреплять и называть 4 основных цвета, развивать мышление, память,разговорную речь.
РУКОВОДСТВО:Игра проводится с 2 детьми. Разделяются набор матрешек красного, зеленого,синего цвета и соответственно таких же цвет» ведерки. Сначала воспитательпоказывает, какое ведерко нужно каждой матрешке. Потом предлагает детям найтиведерко для матрешки, закрепить название цвета платья матрешки и ведра,вовлекать детей разными вопросами в речевую активность.
- Д/И «ВСТАВЬ ВТУЛОЧКУ»
ЦЕЛЬ:Продолжать развивать моторику кистей рук, внимание, мышление.
РУКОВОДСТВО:Игра проводится с 4-5 детьми. Воспитатель показывает плоскости, по краямкоторых есть отверстия для втулок. Показывает и обговаривает свои действия,потом предлагает повторить детям увиденное.
- Д/И «БУСИНКИ»
ЦЕЛЬ:Развивать моторику кистей рук, умение брать пинцетом бусинки и раскладывать ихпо внешним признакам в чашечки, развивать мышление, память.
РУКОВОДСТВО:Игра проводится с 2 детьми, потому что она требует большого внимания. Сначалавоспитатель показывает действия с пинцетом и бусинками, а потом предлагаетдетям разобрать бусинки по чашечкам.
- Д/И «ЗАШНУРУЙ САПОЖОК»
ЦЕЛЬ: Учитьвыполнять действия со шуровкой, развивать мелкую мускулатуру кистей рук, развиватьмышление.
РУКОВОДСТВО:Игра проводится с подгруппой 4-5 детей. Приходит ребенок из другой группы ипросит помочь ему зашнуровать ботинки. Воспитатель выполняет действие. А потомраздает «сапожки» и шнурки детям и предлагает зашнуровать для куклы сапожок.
- Д/И «ЦВЕТНЫЕ КОЛПАЧКИ»
ЦЕЛЬ:Закрепить умение действовать с предметами и раскладывать колпачки поодинаковому цветовому признаку.
- Д/И «СОБЕРИ И РАЗБЕРИ ПИРАМИДКУ»
ЦЕЛЬ:Развитие сенсорных способностей, умения действовать с пирамидками разной формы,соблюдая последовательность в собирании.
- Д/И «НАНИЗЫВАНИЕ КОЛЬЦА НА ШНУРОК»
ЦЕЛЬ:Закрепить умение действовать с предметами, развивать моторику: кистей рук,потренировать в различении 4-х основных цветов (красный, желтый, синий,зеленый).
- Д/И «ЦВЕТНОЕ ДОМИНО»
ЦЕЛЬ:Продолжать развивать сенсорные способности малышей путем отыскивания предметазаданного цвета, закрепление 4-х основных цветов.
РУКОВОДСТВО:Игра проводится с 4-5 детьми. Раздается всем по 2-3 цветных домино.Предлагается детям выложить дорожку, отыскивая у себя домино такого же цвета,какого цвета домино положил предыдущий ребенок
- Д/И «НАЙДИ НУЖНЫЙ ЦВЕТ»
ЦЕЛЬ:Закреплять сенсорные способности детей, умение подбирать по образцу нужногоцвета пробки или бусинки и выкладывать рисунок на образце.
- Д/И «РАСКЛАДЫВАНИЕ ОДНОРОДНЫХ ПРЕДМЕТОВ РАЗНОЙ ВЕЛИЧИНЫ»
ЦЕЛЬ: Учитьнаходить одинаковые геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат), норазной величины.
РУКОВОДСТВО:Игра проводится с 4-5 детьми, у каждого плоскостные изображения круга,треугольника, квадрата разной величины и можно разного цвета. Воспитательпредлагает по показу подобрать свои геометрические фигуры.
- Д/И «УГАДАЙ НА ВКУС»
Нарежьте втарелку небольшие кусочки овощей и фруктов (яблоко, груша, слива, апельсин,огурец, морковь, редис, репа и т.д.). Предложите малышу закрыть глаза иразжевать какой-нибудь кусочек. Спросите, что это был за вкус (сладкий, кислый,горький, соленый) и как называется то, что он ест.
- Д/И «РАСТОПИ ЛЁД»
Достаньте изхолодильника 2 кубика льда, один дайте ребенку, другой возьмите себе.
Предложитемалышу растопить лёд и прокомментировать, как это происходит (холодный,твердый, жидкий).
- Д/И «КТО ЛЕТАЕТ?»
Объяснитемалышу: «Я буду называть разные предметы, животных, птиц. Если назовучто-нибудь летающее – подними ручки, нелетающее – хлопай в ладоши. – Ракета?..– Голубь?.. – Стол?.. и т.д.»
Дайте малышувремя подумать.
Аналогичнопроводятся игры: «Что идёт?» и т.д.
- Д/И «НАЙДИ ТАКОЙ ЖЕ»
Приготовьте5 больших и 5 малых кругов. Смешайте круги, покажите их ребенку со словами:«Эти круги разные». Покажите сначала большие, затем маленькие круги по одному(«Это круги большие, а это маленькие»).
Большиекруги складывайте в одну сторону, а маленькие – в другую.
Своидействия поясняйте. Приложите два маленьких круга друг к другу, подчеркните,что они одинаковые.
Присортировке третьей пары кругов спросите, куда нужно класть большой, а куда –маленький круг. Ребенок раскладывает круги.
Как вариантыможно использовать квадрат и треугольник, круг и квадрат и пр.
- Д/И «ГДЕ КРУГ, А ГДЕ КВАДРАТ»
Приготовьте5 кругов и 5 квадратов, перемешайте их, объясните, что игрушки разные.
Начинайтегруппировать по форме, затем попросите ребенка распределить фигуры на двегруппы.
Варианты:прямоугольник и треугольник, 2 вида пуговиц и т.д.
- Д/И «ПОДБЕРИ ФИГУРУ»
Приготовьтекартинки, на которых нарисованы геометрические фигуры – квадрат, круг,прямоугольник, треугольник, овал, а также несколько самих фигур.
Предложитеребенку подобрать фигуру к ее изображению на картинке. Покажите малышу, как этонужно делать, а затем попросите его самого выполнить задание.
- Д/И «БОЛЬШОЙ И МАЛЕНЬКИЙ»
Приготовьтебольшие и маленькие варианты одного предмета: ложки, чашки, пуговицы, игрушки ит.д.
Попроситемалыша из каждой пары выбрать больший. Можете попросить малыша разложитьпредметы в две группы – большие и маленькие.
Вариант 1:попросите ребенка найти и показать вам большие и маленькие парные предметыдомашней обстановки.
Вариант 2:предложите малышу два карандаша – большой и маленький. Попросите провести линиюбольшим карандашом.
Заданиеможно и усложнить: пусть ребенок проведет большим карандашом большую дорожку, амаленьким – маленькую.
- Д/И «ПРЯТКИ»
Приготовьте5 больших и 5 маленьких кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников,овалов.
Попроситемалыша «спрятать» маленькие фигуры за большими (обязательно покажите, чтомаленькую фигуру легко накрыть большой, и тогда маленькую фигуру не будетвидно).
- Д/И «ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК»
В полотняныймешочек кладут предметы, обладающие разными свойствами: клубок ниток, игрушку,пуговицу, шарик, кубик, спичечный коробок. Малыш на ощупь должен определятьодин за другим предметы в мешочке. Желательно, чтобы он вслух описывал ихсвойства. Маленькие дети могут сами складывать предметы в мешочек для лучшегозапоминания. Детям постарше дают уже наполненные мешочки.
- Д/И «СПРЯЧЬ ЛИСТОК»
Приготовьтелист бумаги, одна половина которого окрашена в зеленый, а другая – в желтыйцвет. Объясните ребенку, что бумага двух цветов. Дайте малышу 6-8 вырезанных избумаги листиков (одни желтые, другие — зеленые).
Положивжелтый листик на желтую половину листа бумаги, объясните, что листик«спрятался», его не видно. Затем положите желтый листик на зеленую половину иподчеркните, что теперь его очень хорошо видно. Попросите ребенка «спрятать»листики так, чтобы их не было видно.
Если малышзатрудняется, можно дать ему более контрастные цвета – красно-синий лист бумагии аналогично раскрашенных рыбок, цветочки и т.д.
Постепенноусложняйте задачу, стоящую перед ребенком, давая ему предметы близких цветовыхтонов (синего и фиолетового, оранжевого и желтого и пр.).
Можно также«спрятать» предметы трех-четырех цветов. Каждый раз обсуждайте с ребенком ходвыполнения задания.
- Д/И «НАЙДИ ТВОЙ ЦВЕТ»
Дайте малышув руки 3 фигурки разного цвета (круги, квадраты и т.д.).
Предложитеему пройти по дому и найти предметы таких же цветов. Ребенок может положитьсвои кружки на одноцветные предметы.
- Д/И «БУСЫ»
Возьмите 4больших круглых и 4 больших квадратных бусины одинакового цвета, тонкий шнурили толстую нить.
Объяснитемалышу, что бусины разной формы и нанизывать их нужно по очереди – шарик, потомкубик.
Варианты:нанизывание по очереди бусин одинаковой формы и цвета, но разного размера илиодинаковых по форме и размеру, но двух цветов.
- Д/И «ГОЛОВОЛОМКА»
Разрежьте на3 части какую-нибудь яркую предметную картинку. Вначале предложите ребенкусобрать ее по образцу, а затем – самостоятельно.
- Д/И «ЗАКЛЕЙ ДЫРКИ»
Возьмителюбую картинку или фотографию из журнала, книги (изображение должно бытьпонятно ребенку), вырежьте из нее квадраты, кружки, треугольники.
Наклейтекартинку «с дырками» на лист белой бумаги и предложите ребенку закрытьобразовавшиеся на картинке «белые пятна» фигурами, которые из нее вырезаны.
- Д/И «ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ?»
Расставьтена столе 5-6 знакомых малышу игрушек: зайца, мишку, петуха и пр.
Попроситеего внимательно посмотреть и отвернуться, а сами уберите одну игрушку.Спросите: «Чего не хватает?».
Игру можноусложнять, вводя в нее большее количество предметов.
Вариант:«Что прибавилось?».
- Д/И «СДЕЛАЙ, КАК БЫЛО»
Расставьтена столе 5 знакомых малышу игрушек (машина, кубик и т.д.).
Предложите ребенкупосмотреть, что где лежит, и отвернуться, предупредив, что переложите однуигрушку. Затем попросите сказать, что изменилось.
Постепеннозадание можно усложнять.
Конспект НОД поФЭМП во второй младшей группе с использованием развивающих игр В. В.Воскобовича
Цель:развитие логического мышления, внимания, воображения,
продолжениеформирования представление о геометрических фигурах.
Задачи:
образовательные:закреплять знания детей о прямом счете; упражнять детей в определениигеометрических фигур на основе словесного и зрительного восприятия;
воспитательные:воспитывать эмоционально-положительное отношение к персонажам, желание помогатьдругим, формирование положительной самооценки.
развивающие:развивать внимание, воображение, логическое мышление, представление о форме.
образовательные области:познание (формирование элементарных математических представлений, коммуникация,социализация.
Предварительная работа:
Знакомствос героями и играми В. В Воскобовича,
Использованиедидактических игр с математическим содержанием.
Материалы:
ИгрыВ. В. Воскобовича: «Двухцветный квадрат», «Фонарики», персонаж из Фиолетовоголеса – гусеничка Фифа.
Ход занятия:
Воспитательберёт детей за руки, образуя круг.
Станемрядышком по кругу.
Скажем«Здравствуйте!» друг другу.
Намздороваться ни лень:
Всем«Привет» и «Добрый день!»
Есликаждый улыбнётся –
Утродоброе начнётся.
Воспитатель:Ребята, а у нас сегодня гости, давайте с ними поздороваемся (дети здороваются сгостями)
(Раздаётсятихий плачь)
Воспитатель: -Вы слышите, кто-то плачет (воспитатель подходит к двери, заносит в группуплоскостную фигуру гусенички Фифы)
-Этоже наша знакомая гусеничка Фифа!
-Онахочет что-то рассказать мне (на ушко «что-то рассказывает воспитателю)
-Ребята, хотите узнать, что случилось с Фифой? (ответы детей)
Воспитатель:
ВФиолетовом лесу, где живёт Фифа, тоже наступила осень, листья пожелтели,насекомые стали прятаться. Был тёплый осенний день. гусеничка заползла надерево, устроилась на жёлтом листочке и стала греться на солнышке. Вдруг подулсильный ветер, сорвал листочек, где сидела Фифа, и унёс её далеко от леса.Листочек перелетел через речку и опустился около нашего детского сада.
Итеперь Фифа не знает, что ей делать, как ей попасть в Фиолетовый лес, ведь напути у неё речка.
-Какже ей помочь вернуться домой? (ответы детей)
-Акак вы думаете, что нужно, чтобы перебраться через речку?
(ответыдетей)
-Правильнолодочка. Но фифа хочет построить лодочку сама, но не знает как, а вы знаете?(ответы детей)
-Аиз чего? (из волшебных квадратов)
-ПокажетеФифе как надо строить? (Да)
-Ну, тогда присаживайтесь за столы.
-Аты, Фифа, смотри и повторяй за детьми.
Воспитатель:
-Сначаламы сгибаем боковые уголки в середину, вот так (показываю, дети повторяют)
-Что получилось?
-Конфетка.
-Какогоцвета у конфетки получились сложенные уголки?
-Правильно,красного.
-Атеперь нужно сложить эти красные уголки вместе.
-Покажи, пожалуйста Вероника, как надо сложить уголки
-Правильно.
-Фифа,у тебя получается?
-Ребята,посмотрите, гусеничка правильно сложила? (Да)
-Чтополучилось? (ответы детей)
Фифа:- Спасибо, вам, ребята. Теперь я смогу перебраться через речку.
Физминутка
Воспитатель:-Ребята, чтобы Фифа смогла переплыть на лодочке речку, надо произнести волшебныеслова. Возьмите свои лодочки в ладошки, вот так (показываю) встаньте, подойдитевсе ко мне. Пока Фифа будет плыть, мы скажем:
Я на лодочке плыву (волнообразныедвижения руками вверх-вниз)
Паруса я подниму(руки с лодочками между ладонями поднимаем вверх)
А за мною тут и там
Рыбки скачут по волнам(волнообразные движения руками из стороны в сторону)
Воспитатель: Вотмы и помогли Фифе перебраться через речку (прикрепляет гусеничку на коврограф)
-Онаочутилась в своём лесу, но до домика ей надо ещё доползти, а в фиолетовом лесууже стало темнеть и скоро наступит ночь. Гусеничка не увидит дорогу, что жеделать, как помочь Фифе, чтобы ей не было страшно и было видно дорожку?
(ответыдетей, если затрудняются, задать наводящий вопрос)
-Чемможно осветить дорожку?
-Правильно,фонариками. Поможем Фифе? (Да)
-Апомогут нам в этом волшебные фигуры. Присаживайтесь за столы.
(настолах у детей лежат большие зелёные фигуры с «закрытыми окошками» из зелёныхфигур, рядом, на тарелочке лежат маленькие красные фигуры)
-Посмотрите,у каждого на столе есть несколько фигур.
-Сколькоих у вас (много)
(еслидети уже считают, то можно посчитать фигуры)
-Ониодинаковые или разные? (разные)
-Какиеони по размеру? (большие и маленькие)
-Акакого размера большие фигуры? (Зелёного)
-Какони называются (круг, квадрат, треугольник)
-Покажитемне квадрат (показывают)
-А каквы узнали, что это квадрат? (у него все стороны одинаковые, прямые. Детиобводят пальчиком стороны)
-Правильно,молодцы!
-Апокажите мне круг (показывают)
-Каквы узнали, что это круг?
-Правильно,у него нет углов, он круглый (дети обводят пальчиком по фигуре)
(Тоже самое проделываем с треугольником)
-Акакого цвета маленькие фигуры? (зелёные и красные)
-Гденаходятся маленькие зелёные фигуры (внутри больших)
-Ребята,но фонарики у нас пока не горят. Как вы думаете, что надо сделать, чтобы онизагорелись? (ответы детей)
-Правильно,надо вынуть из больших зелёных фигур маленькие зелёные фигуры, а вместо нихвставить маленькие красные фигуры, и тогда фонарики будут ярко светить. Намнадо поторопиться, наша гусеничка уже заждалась
(детивыполняют действия вместе с воспитателем сначала за столами, а затемприкрепляют фонарики на коврографе)
-Нувот мы и помогли Фифе, она всех вас благодарит за помощь и говорит вам спасибо.
Итог:
-Скажитеребята, кто у нас сегодня был?
-Комумы помогали?
-Начём переправилась гусеничка?
-Ой,я забыла, а какого цвета были фонарики?
-Молодцы,ребята, всё помните.
-Мыс вами хорошо потрудились, теперь можно и поиграть.
Музыкальная игра «Сороконожка»
Конспект НОД длядетей 3-4 лет «Знакомство с квадратом Воскобовича В.В»
Задачи:Познакомить с двухцветным квадратом Воскобовича В.В. Развивать сенсорныеспособности и элементарные математические представления. Формировать на уровнеобраза представления о геометрических фигурах (треугольник, квадрат).Активизировать речь детей, творческое мышление. Развивать мелкую моторикупальцев рук.
Ход занятия:
Дети становятся вкруг.
Игра малой подвижности «Собрались все дети в круг».
Я — твойдруг и ты — мой друг!
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Мы за руки возьмёмся,
Друг другу улыбнёмся.
Мы по кругу пойдём.
Хоровод заведём.(ходьба по кругу)
Ребята, а вы любите сказки? (Ответы детей.) А почему вы их любите? В СКАЗКАХПРОИСХОДИТ ВОЛШЕБСТВО И РАЗНЫЕ ЧУДЕСА.
А у нас в детском саду тоже совершаются чудеса. Смотрите (звучит сказочнаямузыка) кто то нам оставил сундучок, а что там. Воспитатель вынимаетдвухцветные квадраты.
(Дать детям потрогать, рассмотреть).
Знакомство с квадратом Воскобовича В.В.
-Жил-был круг.
Пошел он погулять, катится, катится по дорожке. Вдруг видит, идет ему навстречукто-то странный, на него непохожий.
-«Кто ты? » — удивился круг.
-«Я квадрат, а тыкто? ».
-«Я круг. Давай вместе покатимся по дорожке».
-Попробовал квадрат катиться, а не может. Удивился круг, стал рассматриватьквадрат и увидел, что у квадрата есть углы.
-«А, я понял, почему ты не можешь катиться», — засмеялся круг.
-А вы, ребята, как думаете, что мешает квадрату катиться?
История: В самом обыкновенном городе, в самом обыкновенном доме жила совсемобычная семья: мама трапеция, папа прямоугольник и их сынишка Квадрат. Братишеки сестричек у квадрата не было, но зато был дедушка четырёхугольник, которыйжил в другом городе. Дедушка жил далеко и поэтому часто писал письма. Однаждыпапа сказал, что вчера он снова получил от дедушки письмо. Дедушка передаётвсем привет, желает доброго здоровья и спрашивает, кем его любимый квадратмечтает стать.
Превращение квадрата. (Домик).
После завтрака мама с папой ушли, а квадрат остался дома один. Интересно, кем ямогу стать?» — вспомнил Квадрат дедушкин вопрос и подошёл к зеркалу. На негосмотрел обыкновенный квадрат, у которого все стороны были равны и все углыравны.
(провести пальчиком по стороне квадрата, найти углы,)
«Всюду одинаковый и ничем не примечательный»- думал про себя квадрат.
С одной стороны я зелёный, а с другой (дети переворачивают квадрат) я (какой?)красный. После этого решил наш квадрат выйти во двор. Он вышел, пошёл подорожке в парк и вдруг в глубине парка он увидел красивый домик. «Вот бы мнестать таким домиком» — подумал квадрат и вдруг почувствовал, что уголки егопошли в движение, и он как-то необычно сложился. И квадрат превратился вдомик!!! (положить квадрат квадратиком, загнуть верхние уголки)
Он очень удивилсяи снова превратился в квадрат.
Вот какие интересные у нас квадраты. Понравились? А чем они Вам, ребята,понравились?
Развлечениепо сенсорному воспитанию детей «Клёпа в гостях у малышей» в первой младшейгруппе
Цель:
-повыситьэмоциональный настрой детей, создать радостную и дружескую атмосферу.
Задачи:
Образовательныезадачи:
-закрепитьсенсорные эталоны: цвета, размер, форму; количество;
-закрепить полученные знания о диких животных- зайчатах;
Развивающиезадачи:
-развиватьмелкую моторику рук;
-продолжатьразвивать речь детей;
-приучать отвечать на вопросы;
-развивать творческую активность;
Воспитательныезадачи:
-воспитывать любовь к животным, желание помочь им.
Методическиеприемы
:пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, вопросы, художественное слово.
Материал иоборудование
:плюшевые зайчата в корзинке, велосипед для Клёпы, ноутбук с презентацией «Чтолюбят есть зайчата», цветные чашки «с горячим чаем» для развития дыхания,поднос с манной крупой.
Предварительнаяработа
:рассматривание иллюстрации с зайчиками, беседа о них, чтение потешки ««Зайкасеренький сидит…», чтение стихотворения А. Барто «Зайка»,рассматривание зайчат.
Словарнаяработа
:пушистый, мягкий, добрый, длинные.
Образовательныеобласти: «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Чтение художественнойлитературы», «Художественное творчество»
Ходразвлечения.
Дети подмузыку входят в группу, здороваются с гостями, садятся на стульчики.
Навелосипеде въезжает Клепа.
Клёпа:Здравствуйте, мальчишки!
Здравствуйте,девчонки!
Здравствуйте,гости дорогие!
Я- Клёпа,приехал с вами поиграть, но я не один.
Клёпадостает из большой коробке корзинку, а в ней сидят маленькие зайчата.
Клёпа:Ребятки, посмотрите, кто это у меня? Правильно – это маленькие зайчики. Сколькоих? (много)Пока мы ехали мои зайчата замерзли, помогите мне их согреть.
Игра«Зайка серенький сидит»
Зайкасеренький сидит
И ушамишевелит
Вот так,вот так
И ушамишевелит.
Зайкехолодно сидеть,
Надолапочки погреть
Вот так,вот так
Надолапочки погреть.
Зайкехолодно стоять
Надоноженьки согреть
Вот так,вот так
Надоноженьки согреть.
Клёпа:Наши зайчата согрелись. Садитесь на стульчики.
Клепараздает детям зайчат.
Клёпа:Посмотрите, какая у зайчат шерстка? Попробуйте (мягкая, пушистая)
Погладимзайчат. Прижмём их к себе
-Посмотрите,какие зайчата красивые. (Дети рассматривают зайчат)
-Какие уних глазки? (маленькие, круглые, как бусинки)
-А где уних ушки? Какие они? (Длинные)
-А чтоэто? (лапки) какие лапки? (маленькие)
-А ещё чтоесть у зайчат? (хвостик)
-Какойхвостик? (маленький, короткий)
— Дети, ачто любят кушать зайчата? (морковку, капусту, травку).
Клепаобращает внимание детей на экран, где показывает детям овощи, которые любяткушать зайчат.
Клёпа:Ребятки, а мои зайчата любят пить чай с пирогами. Помогите испечь пироги. Изчего пекут пироги? Правильно, из муки, но у нас ее нет, поэтому мы будем печьпирог из манной крупы»
Детиподходят к подносу с манной крупой, на котором Клёпа рисует круг.
Клёпа:«Ребятки, на что похож наш пирог? Круг. Он круглый. А с чем будет пирог?Правильно, с ягодами. Давайте нарисуем ягодки»
Детирисуют пальчиком ягоды.
Клёпа:«Сколько у нас ягод? Много. Молодцы, а теперь порежем пирог на кусочки. На чтопохожи наши кусочки? (треугольник).
Клёпа: Нашпирог готов, давайте накрывать на стол. Ой, ребятки, кто-то перепутал чашки сблюдцами, помогите их поставить по цвету.
Родительскоесобрание в младшей группе
Мастер-класс
«Сенсорноеразвитие детей через дидактические игры»
Цель:помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлятьцеленаправленную работу по сенсорному развитию детей и развитию мелкоймоторики младшего дошкольного возраста в домашних условиях.
План
1. Игра – главныйвид деятельности ребенка.
2. Сенсорноеразвитие. Что это такое?
3. Дидактическиеигры в сенсорном развитии.
4. Практическаячасть. Какие игры нужны детям?
5. Итог. Памяткидля родителей: «Навыки и умения, сформированные врезультате сенсорного развития детей третьего года жизни».
«Без игрынет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра — этоогромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливаетсяживительный поток представлений, понятий. Игра — это искра, зажигающая огонёкпытливости и любознательности», считал Василий Александрович Сухомлинский.
1. Что любятбольше всего на свете делать дети? Конечно, играть! Дети играют дома, в детскомсаду, на улице, в гостях. Любое увлекательное занятие обозначается для нихсловом «игра». Чтобы детство наших детей было счастливым, основное,главное место в их жизни должна занимать игра.
В детском возрастеу ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу– время, потехе – час, а потому, что, играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.
2. Младший возраст– самое благоприятное время для сенсорного воспитания, котороеобеспечивает полноценное восприятие окружающего мира, что способствуетумственному, физическому, эстетическому развитию детей. Следовательно,главное в этом возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого дляполноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь –пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме,величине окружающих предметов, положении в пространстве. Успешностьумственного, физического, эстетического воспитания в значительной степенизависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколькосовершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Сенсорное воспитаниена третьем году жизни заключается, прежде всего, вобучении детей предметным действиям, требующим соотнесения предметовпо их внешним признакам: величине, форме, положению в пространстве.Овладение знаниями о внешних свойствах предметов достигается путем соотнесенияих между собой (так как на этом этапе дети еще не владеют эталоннымипредставлениями)
Познаниенеизвестного объекта мы проведем с помощью всех анализаторов и одновременнопознакомимся с содержанием и приемами сенсорного развития детей младшеговозраста:
Зрения –цвета,формы, размера.
Осязание –вес,фактура, температура
Обоняния- запахи,
слух – речь, звуки
вкус
Сенсорное воспитаниеозначает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорныхпроцессов (ощущений, восприятий, представлений).
Значение сенсорного воспитаниясостоит в том, что оно:
— является основойдля интеллектуального развития;
— развиваетнаблюдательность;
— готовит креальной жизни;
— позитивно влияетна эстетическое чувство;
— является основойдля развития воображения;
— развиваетвнимание;
— дает ребенкувозможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
— обеспечиваетусвоение сенсорных эталонов;
— обеспечиваетосвоение навыков учебной деятельности;
— влияет нарасширение словарного запаса ребенка;
— влияетна развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
3. Сегодня я хочупознакомить вас с дидактическими играми, в которые мы играем в детскомсаду и в которые советуем играть дома. Дидактические игры имеютбольшое значение в удовлетворении познавательных потребностей иинтересов детей в сенсорном воспитании. Они развивают внимание,зрительную память, слух, что даёт возможность полнее восприниматьмир сенсорики.
Дидактическая играупорядочивает не только поведение ребёнка, но и его внутреннюю жизнь, помогаетпонять себя, своё отношение к миру. Это практически единственная область, гдеон может проявить инициативу и творческую активность. И в это же время именно вигре ребёнок учится контролировать и оценивать себя, понимать, что делает иучиться действовать правильно.
Сущность дидактическойигры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им взанимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этомопределенные трудности.
4. И сейчас,уважаемые родители, предлагаю вам поиграть в дидактические игры длясенсорного развития детей с 3-х лет.
Заданиедля родителей. Вам нужно взять игру, рассмотреть её, поиграть и решить,что развивает эта игра.
Дидактическиеигры на развитие тактильных ощущений:
Чудесный мешочек,
Определи наощупь, (найти предметы, различающиеся по одному признаку)
Платочек длякуклы, (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определениетипа ткани)
,Узнайфигуру, (предлагается на ощупь достать из мешочка предложенную фигуру)
, Найдипару, (предлагается ребенку на ощупь найти пары одинаковых предметов)
Дидактическиеигры и упражнения для закрепления понятия формы.
, Найди предметуказанной формы, (ребенку предлагается найти картинки с изображением предметов,по форме похожих на заданную форму)
,Из каких фигурсостоит, (нужно по рисунку определить, из каких геометрических фигур состоитпредмет и сколько их)
,Найди предметтакой же формы, (учить выделять форму в конкретных предметах окружающейобстановки)
, Какая фигуралишняя (определение лишней фигуры в ряду из четырех геометрических фигур,предложить объяснить принцип исключения)
Дидактическиеигры и упражнения на закрепления понятия величины.
,Сравни предметыпо высоте,
,Самая длинная,самая короткая (предложить разложить разноцветные ленты по длине, от самой короткойдо самой длинной, как вариант можно предложить сравнить ленты по несколькимпризнакам)
,Разноцветныекружки (предложить положить кружки (либо другую геометрическуюфигуру) начиная от самого большого, так чтобы был виден цвет предыдущегокружка)
,В какую коробку(распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти разным коробкам взависимости от размера)
,Дальше — ближе(предложить по рисунку определить положение игры и предметов: какиенарисованы ближе, а какие – дальше)
Дидактическиеигры и упражнения на закрепление цвета.
,Какого цвета нестало,
,Какого цветапредмет (предложить подобрать необходимый цвет для предмета)
,Собери гирлянду(предложить по памяти собрать гирлянду из разноцветных кружков всоответствии с образцом)
,Какие цвета использованы(показывая изображение предметов одного цвета и его оттенков, учить называть иразличать два оттенка одного цвета, упражнять в употреблении слов, обозначающихцветовые оттенки)
,Уточнимцвет (учить различать и называть близкие цвета)
Поиграемв Дидактическое упражнение
«Угадай, гдепозвонили».
Цель: развитие слуховоговосприятия и внимания, ориентирования в пространстве.
Описание игры:воспитатель выбирает того, кто будет отгадывать, завязывает ему глаза шарфом,другие участники игры встают в круг. По указанию воспитателя один изучастников производит шум баночкой, а угадывающий с завязанными глазамиповорачивается к тому месту, откуда слышен звук, рукой показывая направление.
Игры на развитиетактильных ощущений.
Цель: развитиетактильной памяти, мелкой моторики пальчиков, воздействие на умственныйпотенциал ребенка.
Предлагается найтипару каждому типу поверхности;
Предлагаетсяназвать ощущение от прикосновения к поверхности (гладкий, скользкий,шершавый);
Предлагается сгруппировать карточкив соответствии с цветом (текстурой).
Игры наразвитие зрительного восприятия.
Дидактическаяигра Собери бусы.
Цель: учитьразличать четыре основных цвета (красный, желтый, синий, зеленый)путемсравнения их друг с другом и прикладывания к образцу, обобщить и закрепитьзнания о цвете, учить равномерно чередовать два-три цвета прираскладывании бусинок. Учить обозначать словом названия воспринимаемых свойствпредметов.
Входе игры дети должны научиться различать одинаковыепредметы (бусинки) по цветовому признаку, пользуясь методомналожения, а также оценивать результат своих действий «Такая бусинка — нетакая». В ходе выполнения игровой задачи дети усваивают поисковые способыориентировки — пробы.
(Высказывания родителей)
Навыки и умения,сформированные в результате сенсорного развития
детей третьегогода жизни.
— Дети выделяют иучитывают форму, цвет, величину, фактуру при выполнении ряда практическихдействий.
— Группируют посвойствам предметы в соответствии с образцом.
— Соотносятразнородные предметы по цвету, форме, величине.
— Обозначаютразличные предметы в соответствии с их характерными сенсорными признаками:море, солнце, вода, лес…
— Отбираютпредметы для самостоятельной сюжетной игры.
— Начинают активнопользоваться словами названия цвета, часто в отрыве от конкретного предмета.
Быстроевключение сенсорных систем является одной из ключевых
способностейчеловека, основ его полноценного развития.
5. Сегодня выпознакомились с малой частью того, чем Вы можете занять вашего ребёнком дома.Все эти игры можно приобрести в магазине. Но дома также можнопоиграть и в игры с крупой, прищепками, камушками, шишками, посудой имногим другим. Включайте свою фантазию и самое главное, не уставайте постоянноразговаривать с вашими малышами, называйте все свои действия, явления природы,цвета и формы.
Пусть ребенокнаходится в постоянном потоке информации, не сомневайтесь, это его не утомит.Чем непринужденнее будет обучение, тем легче и быстрее оно будет проходить.Побуждайте ребенка к игре, насколько возможно, играйте с малышомв развивающие и веселые игры. Участвуйте в игровом процессе. Это будетотличным способом для установления более прочной связи между Вами и Вашимребенком! И на прощание хочется вас подарить памятки – ориентиры:«Навыки и умения, сформированные в результате сенсорного развития детейтретьего года жизни». Спасибо за внимание
