ПроектЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ
проектпо окружающему миру (подготовительная группа)
Проект Зимующие птицы -групповой, исследовательско-творческий, небольшой продолжительности проект длявоспитанников 6-7 лет, целью которого является формирование представлений детейо внешнем облике птиц с помощью изобразительной деятельности.хж.
МУНИЦИПАЛЬНОЕБЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Детский сад № 49»
________________________________________________________________________________
Исследовательско-творческий проект
ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ
Выполнила
Щедренкова ТатьянаАнатольевна
Воспитатель
Оглавление:
1. |
Пояснительная записка |
3 |
Актуальность проекта |
3 |
|
Цель и задачи проекта |
3 |
|
Педагогическая направленность проекта |
3 |
|
2. |
Работа над проектом |
4 |
Этапы реализации проекта |
4 |
|
Методы и формы реализации проекта |
5 |
|
Обеспечение проекта |
6 |
|
3. |
Заключение |
6 |
4. |
Список литературы |
7 |
5. |
Приложения |
8 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Актуальность проекта:
В рисовании дети старшего дошкольноговозраста совершенствуют свои умения изображать предметы по памяти и с натуры. Развивается точность движений руки под контролем зрения. В этом возрастедети способны передать в рисунке характерные особенности предметов и живыхобъектов.
Однако стоит заметить, чтоположительная динамика в развитии изобразительных умений и навыков возможна приналичии наблюдательности, способности замечать те или иные признаки, асовременные дети, окруженные различными гаджетами, утрачивают эту способность.Так, с помощью дидактической игры «Зимующие и перелетные птицы» я выяснила, чторебята подготовительной группы называют большое количество птиц, а вот узнатьна картинке способны только наиболее ярких представителей пернатых: синицу, снегиря. Голубя узнали уже с трудом, сороку перепутали с вороной, а галку неузнал никто. И это несмотря на то, что все названные птицы обитают в нашемрегионе, и многих можно увидеть прямо на улицах города. К сожалению, ребятабольше знакомы с так называемыми «angrybirds» (компьютерная игра), чемс настоящими птицами, а задача педагогов – дать знания о природе родного края.
Проблема проекта:
Невозможно определить по рисунку, что этоза птица. Все птицы – «на одно лицо».
Цель проекта:
Формировать представления детей овнешнем облике птиц с помощью изобразительной деятельности
Задачи проекта:
1. Учить передавать в рисунке характерные особенности некоторых птиц:пропорции тела, цвет оперения, форму клюва и хвоста.
2. Познакомить детей со штриховыми рисунками птиц; при закрашиваниииспользовать разные приемы рисования карандашом: штриховка, тушевка, разныйнажим.
3. Учить изображать птиц в разных позах, в движении.
Педагогическая направленностьпроекта:
Участники: Детиподготовительной группы, педагог дополнительного образования, воспитатель,родители.
Сроки реализации проекта: 2недели.
Тип проекта:
· Почислу детей – групповой
· Подоминирующему методу – исследовательско — творческий
· Попредметным областям –многопредметный (образовательные областиПознавательное развитие, Художественно-эстетическоеразвитие)
· Попродолжительности – краткосрочный
РАБОТА НАД ПРОЕКТОМ
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный.
· Обсуждение цели, задачи с детьми и родителями.
· Создание необходимых условий для реализации проекта.
· Перспективное планирование проекта.
· Разработка и накопление методических материалов по проблеме.
II этап– основной (практический).
Работа с детьми.
1 неделя. Задача:Закрепить знания детей о зимующих птицах.
Понедельник. Беседа«Что ты знаешь о птицах?» (Проводит воспитатель)
Вторник. Дидактические игры: «Птички на кормушках», «Каких птиц зимой неувидишь?» Дидактическая задача: Уточнить знания детей о зимующих птицах
— Чтение художественной литературы: В.Звягина «Воробей», А. Яшина «Берегите птиц», Ю. Никоновой «Зимниегости»,«Снегири» А. Прокофьева, «Свиристели» А. Барто.
— Рассматривание зимующих птиц нафотографиях, иллюстрациях в книгах и журналах.
— Прослушивание аудиозаписей с голосамиптиц
Среда. Отгадываниезагадок про зимующих птиц.
Рисование — «Воробышек» (Проводитпедагог дополнительного образования)
— учить передавать особенности внешнеговида воробья.
Четверг. Рисование – «Сорокаоглянулась»(Проводит дополнительного образования ) — учить изображать птицу вновой позе; видеть различия во внешнем облике воробья и сороки.
Пятница. Д/ игра: «Четвёртый лишний».
2 неделя.
Понедельник — оформление уголка книги(подбор книг о птицах)
Вторник – оформление загадок, стихов оптицах.
Заучивание стихотворения «Воробей» С.Чёрный.
Среда. Рисование – «Ворона летит»(Проводитпедагог дополнительного образования) — учить рисовать птицу в движении.
Четверг, пятница. Оформлениеальбома: «Зимующие птицы»
Подвижные игры: «Перелёт птиц», «Птички в гнёздышках», «Совушка – сова» — на прогулке.
Работа с родителями
1 неделя. Подборка книг и журналов силлюстрациями по теме: «Зимующие птицы»
Чтение художественной литературы детям: А.Яшин «Покормите птиц», А. Барто. «Свиристели». С. А. Есенин «Поёт зима, аукает»
2 неделя.
Консультация для родителей.
Помощь в оформлении картотеки загадок истихов о птицах.
III этап – заключительный.
· Оформление результата проекта в виде альбома Зимующиептицы.
· Организация и участие родителей выставке «Лучшая кормушка дляптиц».
· Пополнение библиотеки группы книгами о птицах.
· Составление альбома загадок о птицах
Основные методы реализациипроекта:
· определение темы, постановка цели и задачи;
· определение методов и приёмов работы;
· диагностирование экологического воспитания;
· подбор методической и художественной литературы, демонстрационногоматериала;
· подбор материалов, игрушек, атрибутов для игровой деятельности;
· подбор материала для творческого труда.
Основные формы реализациипроекта:
· игровая;
· познавательная;
· продуктивная;
· работа с родителями.
Обеспечение:
Методическое:
· «Проектная деятельность старших дошкольников», ЖуравлёваВ.Н.;
· Программы по экологическому воспитанию дошкольников:
Николаева С.Н. «Экологическое воспитание вдетском саду», Рыжова «Экологическое развитие детей в детском саду» и другаяметодическая литература по экологическому развитию дошкольников в ДОУ.
Материально-техническое:
· Демонстрационный материал: цветные изображения птиц — иллюстрации,фото, открытки.
· Изобразительный материал: Бумага белая, цветные карандаши.
· Диск с записью голосов птиц.
· Художественные произведения: стихи, загадки о птицах
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Расширился кругозордетей о зимующих птицах (какие птицы прилетали на участок, внешний вид, чемпитаются).
Развивающая средагруппы пополнилась: литературой, фотографиями, иллюстрациями, стихотворениями,рассказами о птицах, загадками, презентациями о зимующих птицах.
У детей сформироваласьлюбознательность, творческие способности, познавательная активность,коммуникативные навыки.
Воспитанники и ихродители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимнихусловиях.
С помощью занятий по рисованию у детейсформировались более чёткие представления о внешнем облике некоторыхзимующих птиц.
Воспитанники смогли передать врисунке характерные особенности некоторых птиц: нахохлившийся воробей;длиннохвостая сорока; летящая ворона распушает хвост и т.п.
Дети научились изображать птиц вразных позах, в движении.
Хочется надеяться, что дети смогутиспользовать опыт работы карандашом как на занятиях, так и в самостоятельнойдеятельности, изображая и других птиц. в том числе сказочных.
Перспективы проекта:
В дальнейшем планирую разработать весеннийпроект «Перелётные птицы».
ЛИТЕРАТУРА:
1. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в подготовительной группедетского сада. Воронеж, 2007г.
2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду /А. К.Бондаренко. – М. : Просвещение, 1991.
3. Савельева Е. А. Тематические загадки и веселые игры дляпальчиков: метод. пособие для работы с детьми дошкольного возраста / Е. А.Савельева.
4. Киреева Л. Г. Формирование экологической культуры дошкольников. –Волгоград: Учитель, 2008.
5. Л.П.Молодова «Экологические праздники для детей», М., 1999
6. «Проектный метод в деятельности дошкольногоучреждения» составители Л.С.Киселева, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода, М.Б.Зуйкова,Москва «АРКТИ», 2005г.
7. Швайко Г.С. Занятия по изобразительнойдеятельности в детском саду. Старшая группа: программа, конспекты — М.: Владос, 2008.
8. Формирование экологической культуры дошкольников: планирование,конспекты занятий /авт. – сост. Л. Г. Киреева, С. В. Бережнова. – Волгоград:Учитель, 2008.
9. Шорыгина Т. А., Птицы. Какие они? Книга для воспитателей,гувернёров и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.
10. Давыдова О. И., Майер А. А., Богославец Г. А, Проекты в работе ссемьёй. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с. Библиотека журнала«Управление ДОУ».
11. А. Яшин «Покормите птиц зимой»
12. З. Александрова «Новая столовая»
13. М. Горький «Воробьишко»
14. М. Зощенко «Умная птичка»
15. Н.Рубцов «Воробей»
16. Т.Евдошенко «Берегите птиц»
Электронные источники:
1. www.maaam.ru,
2. www.nsportal.ru
ПРИЛОЖЕНИЕ:
Приложение 1
Конспекты ОД
Образовательная областьПознавательное развитие
Ознакомлению с миром природы «Зимующиептицы».
Программное содержание:
Закреплять и уточнять представления детейо зимующих птицах. Рассказать о том, какая зависимость между внешним видом птици их питанием, движением и образом жизни. Воспитывать любовь к птицам, желаниезаботиться о них, помогать им. Продолжать учить составлять описательныерассказы на основе полученных ранее знаний. Упражнять в употребленииприлагательных, антонимов, в согласовании существительных с местоимениями.Обогатить словарный запас детей.
Предварительная работа:
Наблюдение за птицами на прогулке.Просмотр иллюстраций, чтение рассказов о птицах. К занятию дети должны знатьвнешний вид нескольких птиц.
Словарная работа: красногрудый,черноголовая, чернохвостая, шустрая, пестрокрылый, невзрачный, малоподвижный.
Материалы:
иллюстрации птиц, аудиозапись с пениемптиц, конверт с загадками о птицах.
Ход занятия.
Воспитатель — Какое время года сейчас унас наступило? Дети – Зима.
Воспитатель — Пришла зима. Хлопочет:
Укутала в снега
Все кочки и пенечки,
Скамейки и стога.
Краснеют свиристели
На веточках берез,
Они не улетели.
А выдержат мороз? (О. Высотская.Мастерица-зима.)
— А что такое природа? Какая она бывает?(живая, неживая)
— Ребята, а как природа приготовилась кзиме?
(реки покрылись льдом, деревья сбросилилиству, дни короткие, холодно, птицы улетели, звери залегли в спячку, сменилишубу, запаслись на зиму запасами…)
— Ребята, каких вы знаете смелых птиц, чтозимы студеной не боятся и остаются зимовать? Назовите их.
(Воробьи, сороки, вороны, синицы, снегири,дятлы, голуби, свиристели, галки…)
— Как называют птиц, что остаются у насзимовать? (Зимующие)
ВНОСЯТ ПИСЬМО ОТ ВОРОНЫ
Воспитатель — Ребята, посмотрите, к нампришло письмо. А от кого же оно? Неизвестно. Давайте посмотрим, что внутриконверта и узнаем, от кого пришло к нам письмо.
Здесь находятся карточки с загадками.Давайте их разгадаем.
Маленький мальчишка
В сером армячишке.
По дворам шныряет,
Крохи собирает.
По ночам кочует,
Коноплю ворует. (Воробей)
Воробей -маленькая, очень подвижная птичка с круглой головкой и корочкой шеей, толстым,яйцевидным туловищем, короткими округлыми крыльями, клюв тонкий. Заостренный кконцу. У воробья короткие, но сильные ноги, хвостик держит поднятым вверх. Вхолодную пору воробушки сидят нахохлившись, прижавшись друг к другу. Оничистоплотные, любят купаться в лужах, песке и пыли.
— Где же они зимуют? Где находят пищу?
В щелях стен, под крышами домов, взаброшенных гнездах. Питаются во дворах, на свалках, в кормушках. Воробьиселятся стайками. Если воробьиный сторож заметит в небе хищника, то издастзвук, похожий на «чур», и вся стая улетает.
Воспитатель — Давайте, дети, посмотрим,что еще нам приготовили неизвестные друзья.
Эта птица — непоседа,
Одного с березкой цвета.
Длиннохвоста, белобока
А зовут ее… (Сорока).
Сорока — крупная птица с красивым,черно-белым оперением. Окраска перьев на голове, крыльях и хвосте черная сзеленоватым отливом, а на боках белая. Отсюда и ее название «сорока -белобока». Хвост длинный. Ноги большие, сильные, клюв изогнутый к низу. Сорокилетают не очень хорошо, предпочитая перепрыгивать с места на место. Ходитсорока небольшими шажками, с приподнятым хвостом, хвост держит веером.
— Почему ее называют «сорокой — воровкой»?Где же она устраивает свое гнездо?
— Сорока любит блестящие вещи, уносит их ипрячет в густых ветвях деревьев или кустарников. Гнездо имеет шарообразнуюформу, а вход располагается с боку. Сорока издает звуки, похожие на стрекот,треск, (слушают грамзапись)
Сороки приносят пользу. Они истребляютнасекомых и грызунов, переносят семена растений, в брошенных сорочьих гнездахселятся более мелкие птицы.
Воспитатель — О ком же еще здесь загадки?
Очень маленькая птичка, А зовутее…(Синичка)
— Кто хочет рассказать о синице?
На голове у синички черная шапочка, щекибелые, на горлышке и брюшке черная полоска-галстук. Спина желто-зеленная,брюшко желтое, крылья и хвост серые. Свои гнезда синицы устраивают в дуплахмелких дятлов, углублениях и щелях гнилых пней и стволов — синичниках. Синичкиуничтожают насекомых столько, сколько весят сами.
— А вот еще одна табличка с загадкой.
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. Кто это? (снегирь)
— Почему эта птица называется снегирь? (отслова снег)
— Кто знает о снегире, и расскажет нам?
У снегиря верх головы, крылья, хвост ипятно под клювом черные, спина голубовато-серая, надхвостье и подхвостье белые,брюшко у снегиря красное, а у самки снегиря — серое. Клюв короткий, толстый,черный.
— Зачем снегирю короткий, толстый клюв?
Чтобы расклевывать ягоды рябины и естьзернышки, а так же, чтобы справиться с семенами других деревьев.
Воспитатель — Какая же еще есть тамзагадка?
Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу.
Хоть и скрылся под корой,
Все равно ты будешь мой!
Кто это? (дятел)
— Ребята, посмотрите, какай он красивый,кто хочет о нем рассказать? Голова, шея, спина и крылья у дятла черные, а наголове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, от клюва вдольтела идет черная полоса, внизу темя белое, подхвостье и темя красное. Летаетдятел плохо, поэтому большую часть жизни проводит на дереве.
— Посмотрите, какой у дятла клюв. Зачем онему такой нужен?
У дятла крепкий клюв, он им стучит постволу дерева, долбит кору и вытаскивает из-под нес своим длинным, липкимклювом насекомых и личинок.
Кроме него нет птиц, которые могли быуничтожить столько насекомых, живущих в коре деревьев. Дятла считают санитаромлеса.
Воспитатель — Ребята, тут еще карточка сзагадкой есть.
Носит серенький жилет.
Но у крыльев черный цвет.
Видишь, кружат двадцать пар
И кричат: «Кар — кар — кар! (ворона)
— Кто хочет о ней рассказать?
У вороны черная голова, горло, шея ихвост, остальная часть туловища серая. Днем вороны промышляют в городе, поселке,а на ночь они улетают в парк, лес и ночуют на деревьях.
Воспитатель — Давайте, ребята, поиграем вворон.
Вот под елочкой зеленой
Скачут весело вороны:
Кар-кар-кар!
Целый день они кричали
Спать ребятам не давали:
Кар-кар-кар! (дети бегают и размахиваютруками)
Только к ночи умолкают
И все вместе засыпают:
Кар-кар-кар! (дети садятся на корточки,руки под щеку — засыпают)
Воспитатель — Ребята, какие вы молодцы!Как вы много знаете о птицах и умеете интересно рассказывать. Я думаю, чтолесные птицы, приславшие это письмо с загадками, очень вами довольны. А хотитетеперь отгадать мои загадки? Сможете? Ну, тогда слушайте внимательно:
1. Маленький, серенький, невзрачный,скромный, но все же драчливый, боевой, удалой! (воробей)
2. Красногрудый, толстый, малоподвижный,(снегирь)
З.Твердоклювый, красноголовый,пестрокрылый, трудолюбивый, (дятел)
4. Ловкая, непоседливая, чернохвостая,белобокая, (сорока)
5.Чернохвостая, чернокрылая разбойница,(ворона)
6. Маленькая, на брюшке черная полоска,юркая, ловкая, (синица)
Воспитатель — Молодцы! Вы правильноотгадали все мои загадки, однако, я хочу еще с вами поиграть в игру.
Птицы разные, их очень много, поэтомузапомнить их трудно.
Я предлагаю вам поиграть со мной в игру:«Я начну, а вы закончите».
1. У синицы клюв тонкий, а у дятла…(толстый)
2. Ворона большая, а воробей …(маленький)
3. Снегирь малоподвижный, а синица…(шустрая)
4. Клест нарядный, а воробей…(невзрачный)
5. Синицы высиживают птенцов летом, аклест … (зимой)
6. Если снегирь мало двигается, то онкакой? (малоподвижный)
7. Если у синицы черная голова, то онакакая? (черноголовая)
8. Если у сороки белый бок, то она какая?(белобокая)
9. Если у вороны черный хвост, то онакакая? (чернохвостая)
10.Если у снегиря красная грудь, то онкакой? (красногрудый)
Вы знаете, кто как поет?
Воробей — чирикает
Сорока — стрекочет
Ворона — каркает
Голубь — воркует…
Воспитатель — Какую пользу птицы приносятлюдям?
Дети —
• Спасают от вредителей деревья, поля,огороды;
• Радуют пением, трелями;
• Украшают природу…
Воспитатель — Как и чем мы можем помочьптицам?
Дети — Подкормить в холодное время года,при возможности вылечить раненых.
Покормите птиц
Покормите птиц зимой! Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой, стайки накрыльцо.
Не богаты их корма, горсть зерна нужна.
Горсть одна — и не страшна будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть! Видетьтяжело!
А ведь в нашем сердце есть и для птицтепло.
Разве можно забывать: улететь могли,
А остались зимовать заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз к своему окну,
Чтоб без песен не пришлось нам встречатьвесну! (А. Яшин)
Воспитатель — Ребята, наше занятиезакончилось. Я очень рада, что сегодня мы много узнали о птицах, и что сумеемим помочь. Молодцы!
Образовательная область Художественно-эстетическоеразвитие
РИСОВАНИЕ: «ВОРОБЫШЕК»
Программные задачи:
— Формировать у детей обобщенноепредставление о внешнем облике птиц, понимание, что все птицы, несмотря наразличия в окраске, форме и величине частей, сходны по строению.
— Учить передавать в рисунке характерныеособенности воробья: пропорции его тела, цвет оперения, форму клюва, хвоста;
— Развивать умения применять призакрашивании изображения разные приемы рисования карандашом: тушевку иштриховку, разный нажим.
Материалы:
У педагога: несколько цветных изображенийптиц: воробья, сороки, вороны, синицы и др. (иллюстрации, художественныеоткрытки), штриховые изображения из книжек-раскрасок, силуэт птицы, черныйфломастер.
У детей: альбомные листы бумаги, простой ицветные карандаши.
Ход ООД:
Педагог показывает 5-6 иллюстраций сизображением птиц.
— Этих птиц нарисовали художники. Преждечем нарисовать птиц, художники долго наблюдали за ними. Рассматривали оперение,форму головы, клюва, чтобы на рисунках птицы получились похожими на настоящих.Узнаёте, каких птиц изобразили художники на этих картинках? Назовите их. Как выузнали, что это воробей, это ворона, а это сорока?
— Да, птиц вы узнали, прежде всего, поцвету перьев. Воробей серый с коричневой головой и крыльями, ворона серая счерной головой, крыльями и хвостом. Но птицы еще различаются величиной, длинойклюва и хвостов. Вот вы сразу заметили, чем птицы отличаются друг от друга. Ачем они похожи? Если дети затрудняются с ответом, воспитатель ставит рядом с картинкамиизображение любого четвероногого животного. — А это птица? Почему вы сказали,что это зверь, а не птица? Так что у всех птиц одинаковое, общее? Детиперечисляют общие признаки птиц: тело покрыто перьями, есть два крыла, клюв,две ноги, которые расположены ближе к хвосту. Педагог ставит рядом с цветнымиизображениями птиц штриховые рисунки и рассказывает, что художники не всегдарисуют красками. Многие из них любят рисовать пером, черной тушью и чернымкарандашом.
— Посмотрите, как интересно художникиизображают оперение птиц разными черточками-штрихами: короткими, длинными,прямыми, циклонными, закругленными и др. Они рисуют перышки на голове, грудке,крыльях и хвосте птиц по-разному.
Далее педагог рисует закругленнымиштрихами перья на грудке птицы, разными по характеру штрихами (короткими,густыми неотрывными, а на конце длинными прямыми) перья на крыле и т.д. Затем педагог загадывает загадку:
В белой шубке перовой
И в морозы он — герой.
Скачет, на лету резвится.
Не орёл, но тоже птица.
Дети отгадывают. Педагог говорит, чтосейчас дети будут рисовать маленького воробышка, которого видят каждый день изимой, и летом на улице. — Каким же нам надо нарисовать воробья, чтобы все, ктоувидит наши рисунки, могли сказать, что это воробей, а не другая птица? Воробейнебольшая птичка. Цвет оперения — серый и коричневый. Посмотрите, как можноизобразить воробья. Чтобы правильно передать позу стоящего воробья, нужнонарисовать простым карандашом слабым нажимом вспомогательную наклонную линию.Потом закругленной линией нарисовать тело, впереди головку, сзади хвост. Крылоначинается от головы и доходит до хвоста. Все остальные части нарисуете сами.Больше простым карандашом ничего рисовать не нужно. Он нужен только длявспомогательного рисунка. Затем нужно спросить детей, как получить серый цветдля закрашивания тела воробья, если нет такого карандаша. Подтвердить, чтосерый цвет получится, если при закрашивании черным карандашом слабо нажимать нанего. Сказать, что когда дети закрасят воробья, то более сильным нажимомнарисуют разными штрихами перья на крыле и хвосте. В процессе работы надонапоминать детям, что вспомогательный рисунок должен быть выполнен очень слабымнажимом простого карандаша, чтобы, если потребуется, исправить его и чтобы еголинии не просвечивали сквозь цветную поверхность. Советовать ребенку сравниватьсвой рисунок с образцом. Чтобы воробей не получился состоящим из отдельныхчастей, как игрушечный, посоветовать передать пластичность птицы (плавныйпереход от головы к телу и т.д.) штрихами.
Итог занятия.
В конце занятия все вместерассматривают готовые рисунки. Педагог спрашивает, что больше всего затруднялодетей при изображении воробья. Обращает внимание детей, что каждый воробейполучился со своим характером: грустный. весёлый, любопытный.
РИСОВАНИЕ. «СОРОКА ОГЛЯНУЛАСЬ»
Программные задачи:
Продолжать учить детей определять ноизображению птицы ее характерные особенности; видеть различия в форме частейтела и н пропорциях сороки и воробья;
учить изображать новую иону птицы птица,сидящая на ветке с повернутой головой назад (птица оглянулась);
упражнять в произвольном нажиме карандашадля получения нужной интенсивности цвета.
Материал:
У воспитателя две иллюстрации сизображениями сороки и воробья (для сравнения); лист бумаги для показа приемовизображения.
У детей листы бумаги (18×15 см), цветныекарандаши.
Ход ООД:
Воспитатель показывает детямиллюстрации с изображением сороки и спрашивает, какую птицу изобразил художник,почему ее называют сорокой- белобокой? У сороки в оперении два цвета, резкоотличающиеся друг от друга, — черный и белый.
Надо спросить у детей, какие части тела усороки черные, а какие белые (белые бока и верхние части крыльев). Предложитьсравнить сороку и воробья не по цвету перьев, а по форме и величине частейтела. Поместить рядом с изображением сороки изображение воробья. Спросить,какие различия заметили дети у этих птиц. Если дети будут затрудняться,подсказать: «Сравните клювы у этих птиц, сравните хвосты».
После сравнения двух птиц педагогподводит итог: «Мы сравнили воробья и сороку и заметили, что сорока сильноотличается от воробья не только окраской перьев, но и формой частей. У сорокидлинный клюв и длинный хвост, небольшая по сравнению с телом голова».
Далее обращает внимание детей на позусороки. Сорока сидит на ветке. Наверное, она что-то услышала и оглянулась,повернула голову назад. Показывает, как изобразить сороку в такой позе, иобъясняет: «Сначала нарисую вспомогательную наклонную линию для тела и хвостасороки. Оставлю место для изображения головы. Немного отступя от тела, нарисуюголову, потом соединю ее с телом птицы. Это будет шея. Нарисую крыло. На немобведу место, где будут белые перья. Сорока сидит на ветке. Она крепкообхватила пальцами ветку. Три согнутые пальца у нее впереди, один сзади.Закрасьте сороку сами черным карандашом, оставляя бока и часть крыланезакрашенными, белыми».
Пальчиковая гимнастика «Птицы»
Пой–ка, подпевай-ка, (хлопки в ладоши)
Десять птичек – стайка, (показываем 2ладони)
Эта птичка – воробей, (загибаем пальцы поодному)
Эта птичка – совушка, Сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка, Серенькоеперышко.
Эта – зяблик,
Эта – стриж,
Эта – развеселый чиж.
Ну а эта – злой орлан,
Птички, птички, по домам (руки за спину).
Затем педагог предлагает приступитьк рисованию, предварительно спросив, с чего нужно начать изображение сороки. Впроцессе рисования следит, как дети закрашивают птицу (надо сильно нажимать накарандаш, закрашивать в одном направлении вдоль головы, шеи, крыла и хвоста; наконце крыла и на хвосте нарисовать штрихами перья еще более сильным нажимомчерного карандаша). Тем, кто слабо нажимают на карандаш при закрашивании, можнопосоветовать еще раз закрасить нужные места, чтобы получить нужный поинтенсивности цвет; кору на ветке можно изобразить штрихами, что позволитпередать ее шероховатость.
В конце занятия можно предложитьнескольким детям сравнить свой рисунок с иллюстрацией и самим определить, чтополучилось удачным среди их изображений, а что не совсем. Затем спросить, чтоже их птицы умеют делать (стоять, клевать, оглядываться); какие движения дляптиц самые главные? Воспитатель предупреждает, что на следующем занятии детибудут учиться рисовать летящую птицу. Говорит: «Понаблюдайте за полетом птиц:как изменяется у них форма крыльев, хвоста?
Приложение 2
Поэтическая страничка
Агния Барто
Воробей
Воробей по лужице
Прыгает и кружится.
Перышки взъерошил он,
Хвостик распушил.
Погода хорошая!
Чив-чив-чил!
Вороны
Надгородом,
Над парками
Вороны
Как закаркали!
Ая кричу:
— Не каркайте!
Хотим мы с папой
В парк идти!
Какчерные кляксы,
Вороны
Уселись на ветке
Зеленой!
Язнаю их черные мысли:
Им нужно, чтоб тучи нависли,
Чтоб дождик
Запрыгал по лужам!
А мне он не нужен,
Не нужен!
Новновь они закаркали,
Прикинулись знахарками:
Мол, будет дождь
Над парками,
Над парками,
Над парками!..
Орутони на дереве…
Мы с папой не поверили,
Не взяли даже
Зонтика:
Светло
На горизонте-то!
Исолнышко над парками
Сияет и горит.
— Нет, мы не верим карканью, —
Мой папа говорит.
Пустькаркают
Простуженно
Вороны,
Чуть не дюжина.
Мы в парк идем,
До ужина!
ТатьянаКоваль
Воробей
Решаливоробьи вопрос,
Где хвост у червяка, где нос.
Не знаю, кто был прав, кто нет.
Уполз от спорщиков обед.
Воробей
Яне хожу, а прыгаю.
Я не пою — чирикаю.
С людьми я рядом жить привык.
Чирик-чирик, чирик-чирик.
СашаЧёрный
Воробей
Воробеймой, воробьишка!
Серый, юркий, словно мышка.
Глазки — бисер, лапки — врозь,
Лапки — боком, лапки — вкось…
Прыгай,прыгай, я не трону —
Видишь, хлебца накрошил…
Двинь-ка клювом в бок ворону,
Кто ее сюда просил?
Прыгниближе, ну-ка, ну-ка,
Так, вот так, еще чуть-чуть…
Ветер сыплет снегом, злюка,
И на спинку, и на грудь.
Подружисьсо мной, пичужка,
Будем вместе в доме жить,
Сядем рядышком под вьюшкой,
Будем азбуку учить…
Ближе,ну ещё немножко…
Фурх! Удрал… Какой нахал!
Съел все зёрна, съел все крошки
И спасибо не сказал.
В.Степанов
Воробей
Заглянулаосень в сад —
Птицыулетели.
Заокном с утра шуршат
Желтыеметели.
Подногами первый лед
Крошится,ломается.
Воробейв саду вздохнет,
Азапеть —
Стесняется.
ГалинаЛебедева
Ворона
Березуветер клонит
И крутит, и мотает,
Сидит в гнезде ворона,
Сидит, не улетает.
Давным-давнона юге
Все те, кто поумнее,
Одна она в округе
На ветке коченеет
Декабрьне май — природа
Застыла, онемела.
Ворона вся продрогла
И даже побелела.
Ихоть промерз её костяк,
Все ж думает ворона:
— Как им ни хорошо в гостях,
А все же лучше дома.
Ипусть берёзу клонит,
И крутит, и мотает
Сидит в гнезде ворона,
Снежок под брюхом тает.
Воронухолод не берет,
Мечта ворону греет:
Вот скоро Новый год придёт,
А там и потеплеет.
Ю.Никонова
Снегирь
Тридцать градусов мороза.
Всё кругом белым-бело.
Сел снегирь на ветвь берёзы —
Красногрудому тепло.
И, отважный запевала,
Песней славит он зарю.
Знать, недаром галстук алый
Дан с рожденья снегирю.
Зимние гости.
Смастерили мы кормушки
Для голодных зимних птиц:
— Прилетайте к нам, подружки,
Стайки резвые синиц!
Снегири, за ними следом
К нам спешите под окно!
Мы накормим вас обедом —
Есть и просо и пшено.
Галку, черную как сажа,
Мы не будем прогонять.
Воробью-плутишке скажем:
— Только, чур, не воровать.
А сороки-стрекотушки
Знай, кричат:
— И мне! И я!
Собирайтесь у кормушки,
Все пернатые друзья!
СергейЕсенин
Воробушкиигривые
…Воробушки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга рёвом бешенным
Стучит по ставням свешенным
И злится всё сильней…
Покормите птиц зимой!
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна — и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!
Роман Сеф
Воробьи
Жила весёлая семья —
Три забияки воробья:
Папа,
Мама
И сын.
У папы
Не было хвоста —
Давно
Потерян
В драке,
У мамы
Было полхвоста…
И пёрышко
Взамен хвоста —
У сына-забияки.
На тротуаре
Всей семьёй
Они ведут
Смертельный бой:
У воробья соседа
Отбили
Пол-обеда —
Сухую корку
И одно
Не очень вкусное
Зерно.
Елена Благинина
Морозыжестокие
В этом году!
Тревожно за яблоньки
В нашем саду.
Тревожноза Жучку:
В её конуре
Такой же морозище,
Как на дворе.
Нобольше всего
Беспокойно за птиц —
За наших воробышков,
Галок, синиц.
Унас приготовлено
Всё для зимы:
Рогожей укутаем
Яблоньки мы.
Побольшесенца
В конуру принесём,
Беднягу дворнягу
От стужи спасём.
Ноптицы! Как холодно
В воздухе им!
Поможем ли мы
Беззащитным таким?
Поможем! Их надо кормить,
И тогда
Им будет легко
Пережить холода.
А. Ерошин
Сорока
Сорока решила податься на юг,
Подальше от зимних морозов и вьюг.
Сложила в мешок нажитое добро:
Осколок бутылки,павлинье перо,
Красивый обломок морского коралла,
Который она из музея украла,
Значок с Чебурашкой, кусок рафинада,
Одиннадцать крышечек от лимонада,
Четыре гвоздя, часовую отвёртку,
Монетку, шуруп, от конфеты обёртку,
Четырнадцать пуговиц, медную бляшку,
Колечко с рубином, от люстры стекляшку,
Заколку с ромашками, стержень от ручки,
Какие-то очень блестящие штучки…
Короче, такой получился багаж –
Сорока поднять не смогла его аж.
Т. Дергунова
Поутру сорока-мать
На замшелой кочке
наряжала сорочат
В белые сорочки.
Говорила: Дочего
Симпатичны детки!
А примерьте-ка ещё
Черные жилетки.
Ярко-красные горят
На рябине грозди.
Полетим в соседний сад
К свиристелю в гости.
Приложение 3
Консультациядля родителей.
Понаблюдайте с детьми зимой
Многиеиз вас, родителей, из детства, наверное помнят как маленькими сидели зимой уокошка и наблюдали за птичками на кормушке. Зимой на улице, во дворе, в паркеребёнка ожидает множество открытий. Он сталкивается с неизвестной для негоприродой. И если вы прислушаетесь как ваш ребёнок, то заметите, что васокружают множество звуков, издаваемых птицами. А если будете внимательными, тоу вас есть шанс увидеть и самих птиц. Зимой самое время познакомить ребёнка сзимующими птицами, которых он не сможет увидеть в другое время года.
Гуляя вместе с ребенком в лесу или парке, понаблюдайте за птицами, а домарассмотрите с ребенком иллюстрации зимующих птиц, назвать их; обратить вниманиена характерные внешние признаки (величина , окраска перьев, спинка, грудка,головка, крылья, лапки, клюв, хвост ) покажите зимующих птиц: снегиря, синицу,клест, свиристеля, сороку, ворону, галку, воробья, голубя. Обратите вниманиеребенка на особенность строения клюва клеста и рассказать, почему именно такойклюв нужен клесту. Помогите запомнить информацию. При этом следует обратитьвнимание ребенка на окраску птиц. (желательно использовать книгу Н. Э. ТеремковойЛогопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР, альбом 2стр.26).
Расскажите где они живут, чем питаются, почему называются зимующими; во времясовместной прогулки в парке или на улице рассмотрите увиденных зимующихптиц.
Обратите внимание малыша на то, какие птицы часто прилетают во двор (голубь,ворона, галка, воробей, синица) на кормушку. Изготовьте совместно с ребенкомкормушку и подвесьте её на улице.
Проведите беседу с ребенком о бережном отношении к птицам, о необходимостипомощи птицам зимой. Желательно покормить птиц вместе с ребенком.
Задайте детям вопросы:
• Каких зимующих птиц ты знаешь?
• Почему они называются зимующими?
• Чем птицы питаются зимой?
• Что для птицы страшнее зимой: холод или голод?
• Как можно помочь птицам?
Составьте сравнительный рассказ о снегире и синице.
Взрослый говорит: «Как называются эти птицы?»
Ребенок отвечает: «Эта птица называется снегирь, а эта – синица»
Какие они по размеру? (Синица маленькая, а снегирь чуть больше)
Какой у них клюв? (У синицы маленький острый клюв, а у снегиря — короткийтолстый)
Какогоцвета оперение?
Какиелапки?
Чемони питаются?
Составьте описательные загадки о зимующих птицах.
Взрослый описывает любую зимующую птицу, чтобы ребенок мог догадаться. Следующуюптицу описывает ребенок. Чтобы ребенку легче было справиться с заданием,покажите ему картинку с изображением птицы.
Этаптица маленькая. У неё короткие крылышки, короткие ножки, спинка коричневая, накрыльях есть белые и черные полоски. Целый день прыгает и чирикает…(воробей)
Загадайте загадки о зимующих птицах:
Плотникс острым долотом строит дом с одним окном… (дятел).
Ктокрасуется на ветке в желтой праздничной жилетке?
Этомаленькая птичка, а зовут её …(синичка)
Этаптица так болтлива, воровата, суетлива, стрекотунья, белобока, а зовут её…(сорока).
Красногрудый,чернокрылый, любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине он появится опять. (Снегирь)
Чернокрылый,красногрудый зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки, ведь это … (снегири)
Отпростуд он не страдает, не страшится злобных вьюг
Ик зиме не улетает на далёкий знойный юг.
Пусть покроют снега груды и пригорок, и пустырь —
Раскрасавец красногрудый, житель севера … (снегирь)
Наветвях украшенных снежной бахромой,
яблоки румяные выросли зимой.
Яблоки на яблоне весело снуют,
гусениц мороженых яблоки клюют. (Снегири)
Втёплый край не улетают, на морозе распевают,
Эти птички-невелички называются … (синички)
У этой птички клюв кривой, а гнёзда вьёт она зимой,
Из шишек семечки клюёт, кто это птичку назовёт? (Клёст)
Всерой шубке перовой и в морозы он герой,
Зимовать не улетает, под карнизом обитает. (Воробей)
Чтоза стол среди берез под открытым небом?
Угощает он в мороз птиц зерном и хлебом (Кормушка)
Сыграйтес ребенком в следующие игры:
“Вороны и воробьи”.
(Дети имитируют движения той птицы, которую назовёт взрослый.)
“Вороны”- важно расхаживают по дороге, гордо выступают то правым, то левымплечом вперёд, “воробьи” — резво прыгают по дорожке
«Один – много»
( на образование существительного множественого числа).
Взрослый говорит: «Синица», ребенок отвечает: «Синицы»
(ворона – вороны, галка – галки, голубь – голуби и т.д.)
«Назови ласково»
(образование новых слов при помощи суффиксов)
Взрослый говорит: «Голубь», ребенок отвечает: «Голубок» (воробей –воробушек, галка – галочка, голова – головушка, крыло – крылышко, нога –ноженька и т.д.)
«Сосчитай-ка»
(согласование числительных и существительных)
Взрослый начинает счет: «Один голубь», ребенок продолжает: «Два голубя, триголубя, четыре голубя, пять голубей и т.д.)
«Чей,чья, чьё, чьи?»
(на образование притяжательных прилагательных.)
ДевочкаТанюшка подвесила кормушку на дерево. Когда птицы от кормушки улетели,девочка Таня нашла на кормушке разные перышки. Помоги Тане разобраться, чьиперышки были на кормушке.
Закончи предложения.
Перья вороны (чьи?)…, перья воробья (чьи?)…, перья снегиря(чьи?)…, перья голубя (чьи?)…
«Четвертый лишний» (на классификацию)
Взрослыйназывает три зимующих птицы и одну перелетную, ребенок должен определить какаяптица лишняя.
«Ворона, ласточка, сорока, голубь»;
«Снегирь, кукушка, галка, сорока»;
«Жаворонок,ворона, синица, воробей» и т.д.
«Подбери признак»
(согласование имен существительных с прилагательными)
Взрослыйспрашивает:
Синица (какая?) – Ребёнок отвечает: быстрая, пугливая, ловкая,желтогрудая…
Голубь (какой?) — сизый, неуклюжий, важный …Снегирь (какой?) — нарядный,красногрудый, медлительный…-
У синицы клюв тонкий, а у дятла – … (толстый)
Ворона большая, а воробей … (маленький
Вот снегирь малоподвижный, а синица … (шустрая)
Клест– нарядный, а воробей … (невзрачный)
Синицы высиживают птенцов летом, а клест – … (зимой
Если снегирь мало двигается, то он какой? (малоподвижный)
Если у синицы черная голов, то она какая? (черноголовая)
Если у сороки белый бок, то какая она? (белобокая)
Если у сороки черный хвост, то она какая? (чернохвостая)
«Узнай птицу по описанию».
Я сегодня в парке видела птицу: сама маленькая, грудка розовая, сидит наветке, как яблочко красное. Кто это?
Скажинаоборот (на подбор антонимов).
Воробей маленький, а ворона …
У синицы хвост короткий, а у сороки …
Голубь тяжелый, а воробей …
У синицы клюв тонкий, а у вороны …
Желаемвам весёлого общения и взаимопонимания с детьми!
