Смоленская область Рослальский район
Муниципальноебюджетное общеобразовательное учреждение
«Пригорьевскаясредняя школа имени Героя Советского Союза Е.Ф.Петрунина»
Конкурс«Волонтеры могут все»
Номинация
«Скажемнет урону природе»
(проектыпо организации и проведению экопатрулей, экомониторинга)
Коллективныйпроект
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«ПОМОЖЕМ ЗИМУЮЩИМ ПТИЦАМ»
|
Кружок «Юные исследователи природы» Учащиеся 4-6 классов Руководитель : учитель географии и биологии Макарова Елена Николаевна
|
-Пригоры-
2022
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Темапроекта: «Поможем зимующим птицам»
Коллективныйпроект
Тип проекта: информационно-практико-ориентированный
Продолжительностьпроекта: многолетний
Организация –заявитель:
Муниципальноебюджетное общеобразовательное учреждение «Пригорьевская средняя школа имениГероя Советского Союза Е.Ф.Петрунина»
216556, Россия,Смоленская область, Рославльский район, деревня Пригоры, улица Школьная , дом 7
Телефон: (48134)5-34-95
Факс: (48134)5-34-93
e-mail: prigor30@mail.ru
сайт: http://school-rosl-prigor.gov67.ru/
ФИОавтора-руководителя проекта: Макарова Елена Николаевна учитель географии и биологии
ФИО командыпроекта: учащиеся 5-11 классов
Описание проекта
Цельпроекта:
= изучение образа жизни и поведения птиц зимой;
=развитие интереса к живой природе, воспитание экологической культуры,бережного отношения ко всему живому;
= привлечение обучающихся к практическойприродоохранной деятельности;
= оказание помощи птицам в зимний период для сохраненияколичества особей;
= продолжить мониторинг дат прилета зимующихптиц;
Задачи:
-расширитьпредставления детей о зимующих птицах, и их образе жизни, о связи с окружающейсредой, роли человека в жизни птиц.
-провестинаблюдения за поведением и питанием зимующих птиц;
-организоватьрегулярную подкормку птиц.
-практическоевыполнение кормушек;
— сделать анализ и обобщить результат.
Актуальность
В настоящее время экологическое воспитание и образование в школе становится всеболее приоритетным. Это связано с ухудшением экологической ситуации на Земле.Чем раньше человек осознает свою ответственность за сохранение природы изаботу о ней, тем лучше будет экологическая обстановка в мире. Экологическоевоспитание не должно быть ограничено беседами на уроке и во внеурочнойдеятельности, практическая деятельность детей во внеклассной и внешкольнойработе способствует формированию позиции защитника природы.
Птиц называют властелинами воздуха. К сожалению, с лица Земли полностьюисчезло 94 вида птиц, а еще 187 видов птиц находится в Красной книге.
Много птиц погибает во время зимней бескормицы, которая начинается с появлениемустойчивого снежного покрова, от голода. Зимой дикие птицы очень нуждаются впомощи людей, но ко всему надо подходить со знанием дела, ведь, неправильноподкармливая птиц, легко им навредить. В ходе проекта мы будем знакомиться сптицами, зимующими в нашей местности, с их видами и особенностями. Будемучиться заботиться о птицах, помогать им в холодное зимнее время.
Этотпроект в нашей школе осуществляется на протяжении многих лет и входит в систему фенологических наблюдений кружка «Юные исследователи природы» натерритории д. Пригоры.
Практическаязначимость проекта
Данный проектявляется важным звеном долгосрочных фенологических наблюдений, проводимыхчленами кружка «Юные исследователи природы» с 1998года.
За время наших наблюдений накоплен материал о среднемноголетних датахпоявления зимующих птиц.
И обучающиеся, иучителя, и жители деревни получают огромное эстетическое удовольствие иморальное удовлетворение, когда, сделав своими руками кормушку и наполнив еёкормом, наблюдают за поведением даже обычных домовых воробьев или большихсиниц, слетающихся на угощение. Таким образом, привлечение учащихся кпрактической природоохранительной деятельности помогает воспитыватьэкологическую культуру, бережное отношение к природе.
Кроме того, привлечениептиц на кормушки создает дополнительные возможности для увеличения видовогосостава птиц данной местности и их изучения. Даже только время от временинаполняемая кормушка способна увеличить разнообразие птиц в станице и еёокрестностях. Особенно интересно проследить, как растет число видов-посетителейв течение ряда лет, и какие факторы влияют на его увеличение. В дальнейшем мыпланируем провести исследование, которое поможет ответить на вопросы, вызвавшиеу нас интерес.
Послезавершения проекта обучающиеся смогут:
— научатсяразличать птиц по внешнему виду;
— смогутузнавать и называть зимующих птиц; будут знать, как правильно наблюдать заптицами у кормушки;
-применять знания в процессе практических действий.
Методыи приёмы:
1Наблюдения;
2Сбор информации;
3Работа с литературой;
4Экскурсии;
5Обработка собранной информации;
6Фенологические наблюдения
Ресурсноеобеспечение проекта
Вид ресурсов |
Перечень действий |
Информационные
|
Спланировать рекламно-разъяснительную кампанию среди учащихся школы |
Кадровые
|
Создать инициативную группу из учащихся и их родителей по реализации проекта |
Нормативно-правовые
|
Утвердить местоположение уголка птиц на пришкольной территории |
Программно-методические
|
Подготовить подборку материалов по оформлению птичьих кормушек |
Материально-технические |
Подготовить строительный инструмент, эскизы, строительный материал |
Этапыреализации проекта
Содержание работы
|
Срок
|
Экскурсии в лесопосадку и школьный сад , наблюдение за птицами
|
Сентябрь-март |
Пропаганда идеи защиты птиц среди учащихся школы |
ноябрь |
Организация фотовыставок «Синицы нашего края», «Зимующие птицы» |
Ноябрь-декабрь |
Изготовление и установка птичьих кормушек на территории школы |
Ноябрь |
Участие в городской акции «Покормите птиц зимой» |
декабрь |
Наблюдение за поведением и питанием зимующих птиц. |
Ноябрь-март |
Проведение праздника «Синичкин день» |
12 ноября |
Подведение итогов наблюдений за птицами в зимний период. Оформление Дневников наблюдений |
Апрель |
Реализация проектаосуществляется в рамках пяти направлений:
- Организационные мероприятия;
- Эколого-просветительские мероприятия;
- Практические природоохранные мероприятия;
- Исследовательская работа;
- Участие в школьных, районных, областных конкурсах.
Распределение обязанностейсреди участников проекта:
- Фотокорреспонденты — сбор материалов для стенда и для отчёта по результатам выполнения проекта;
- Сценаристы — подбор, составление плана работы;
- Художники — выпуск плакатов, листовок;
- Рабочие (все) — уборка территории от мусора.
Формы работы: беседы, совместная трудовая деятельность родителей иобучающихся, экскурсии, трудовой десант, выставки, изготовление кормушек,скворечников, озеленение школьной территории.
Планработы над проектом:
I. Подготовительный этап
1. Обсуждение актуальности темыпроекта, обсуждение проблемы подкормки зимующих птиц. Определение цели и задачпроекта, постановка гипотезы;
II. Информационный этап
- Сбор информации по теме, анализ литературы.
- Составление экологического календаря.
- Экскурсия в лесопосадку, по территории школы с целью выявления видового состава зимующих птиц.
- Организация фотовыставок «Синичкин день», «Зимующие птицы».
- Проведение конкурса на лучшую кормушку.
- Разработка и проведение мероприятия для учащихся «Синичкин день»,
III. Практический этап
Изготовление кормушек из различныхматериалов
Привлечение всех учащихся школы кподкормке птиц
Проведение практическойприродоохраннойдеятельности: — развешивание кормушек не только на территории птиц, но и в частныхдомовладениях, -подкормкаптиц, — организация мониторинга количества прилетающих к кормушкам птиц, -определениевидового состава прилетающих птиц
IV. Заключительный этап
Подведение итогов работы надпроектом на общешкольной линейке
Награждение обучающихся, принявшихактивное участие в акции.
Ожидаемые результаты:
- непосредственное участие родителей и детей в организации различных экологических мероприятий;
- повышение уровня знаний у родителей и детей об экологии родного края, охране природы;
- благоустройство школьной и близлежащей территории;
- создание в ходе проекта стенгазет, листовок;
- привлечение родителей к посильному участию в деле экологического воспитания детей;
