Проект программы по внеурочнойдеятельности
«Успешное чтение»
Пояснительнаязаписка
Проект программы«Успешное чтение» разработан в соответствии с требованиями Федеральногогосударственного образовательного стандарта начального общего образования, атакже основной образовательной программой начального общего образования.Учитывает возрастные и психологические особенности младшего школьника. Междутем ФГОС устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основнуюобразовательную программу начального общего образования, в числе которых;понимание литературы как национальной и мировой культуры, осознание значимостичтения для личного развития, умение самостоятельно выбирать интересующуюлитературу, формирование потребности в систематическом чтении.
Проект программыимеет общеинтеллектуальное направление, реализуется через занятия внеурочной деятельности. Воспитание активного читателя – одна из самыхактуальных тем современного образования.
В образовании идётинтенсивный поиск новых эффективных путей приобщения к чтению современныхшкольников. Одним из таких путей я выбрала участие учеников в проекте «Успешноечтение», основа содержания которого отвечает логике и основным принципамстандартов второго поколения.
Программа «Успешноечтение» реализуется во внеурочной деятельности, она позволяет обучающимсяприобретать знания, которые не достигаются в традиционных рамках урока.
Проект «Успешноечтение» подразумевает активную включённость родителей в процесс формированиямотивации к чтению у ребёнка. Участие в проекте помогает возродить традициисемейного чтения.
Миссия проекта[1]— приобщение детей, подростков и молодежи к чтению за счет формированиянового имиджа чтения:
·какобразовательной программы «длиною в жизнь»;
·как основыуспешности процесса обучения в школе;
·каксредство самореализации и активного взаимодействия с окружающим миром;
·какспособа получения удовольствия в духовной сфере.
Возрастобучающихся – 8-9 лет (2 класс).
На изучение курса отводится 1 час в неделю, всего 34часа.
Занятия проводятсяво второй половине дня. Продолжительность занятия– 35-40 минут.
Проект программысоставлен в соответствии с нормативно-правовыми документами:
·Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Обобразовании в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 08.06.2020 №165 – ФЗ);
·Указом Президента РФ от 29.05.2017 № 240 «Онациональной стратегии действий в интересах детей на 2017 – 2023 годы»;
·Законом ХМАО-Югры «Об образовании в Ханты-Мансийскомавтономном округе-Югре» от 1 июля 2013 г. №68-оз (ред. от 24.09.2020 года);
· приказом Департамента образования и молодежнойполитики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 31.01.2013 №63 «Обутверждении Концепции развития воспитания в системе общего образованияХанты-Мансийского автономного округа – Югры»;
·Национальной доктриной образования в РоссийскойФедерации до 2025 года;
·Стратегией развития образования Ханты-Мансийского автономногоокруга – Югры до 2023 года;
· письмомМинистерства Просвещения РФ от 05.07. 2022 г. № ТВ – 1290/03 «Об организациивнеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС»
Цель: создание оптимальных условий,обеспечивающих целенаправленное последовательное формирование и развитиечитательских компетенций и читательской культуры младшего школьника.
Задачи:
— сформироватьлитературный вкус (художественный уровень предлагаемых произведений);
— сформироватьнавыки рефлексивного чтения (выполнение заданий по тексту произведений);
— создатьпривлекательный имидж читающего сверстника в глазах товарищей.
Новизнапрограммызаключается в том, что на занятиях используются технологии развитиякритического мышления через чтение и письмо, технология проектной деятельности, мотивирующая модель поощрения (буки).
Развитиемежпредметных связей: интегрируется с такими предметами как музыка, ИЗО,функциональная грамотность.
Прочитанныепроизведения из списка рекомендуемой литературы становятся благодатнымматериалом для учебно-поисковых работ обучающихся. Дети с удовольствиемработают с текстами, заполняют «Портфель читателя».
Проект курса учитывает возрастныеособенностимладших школьников 8-9 лет: подвижность,любознательность, конкретность мышления, большая впечатлительность,подражательность и вместе с тем неумение долго концентрировать свое внимание начем-либо. Основу методики «Хорошее время читать» составляет мотивирующаямодель «поощрения» (получение «буков», экран « Лестница Успеха»)
Форма организации образовательного процесса: групповая.
Актуальностьпрограммы
В России, как и во многих странах мира, наблюдаетсяснижение уровня читательской культуры населения. В результате огромногоколичества перемен в жизни общества статус чтения, его роль, отношение к немусильно меняется. Большинство развитых стран, в том числе и Россия, активнопринимает меры с целью противодействовать снижению интереса к чтению, исходя изпонимания роли чтения в развитии общества. Возникшая нелюбовь к чтению, итрудности при восприятии текста, как правило, сопровождают потом человека всюжизнь.
Традиция чтения вслух в семье уходит изкультуры. Визит школьника в библиотеку является скорее исключением, чемправилом. Это означает, что школа оказывается единственным обязательнымместом, в котором не избежать встречи с книгой. Получается, что именно школа инесет основную ответственность за формирование будущего поколения читателей.
Доказано, чточитатели, в отличие от нечитателей, способны мыслить в категории проблем,схватывать целое и выявлять противоречивые взаимосвязи явлений. Читающийчеловек – культурный человек, культурная личность, социально защищенный человек– залог устойчивости социума, членом которого он является.
Актуальность данногопроекта в том, что организация работы в рамкахпроекта внеурочной деятельности «Успешное чтение» является составляющей для поддержанияи развития читательской компетентности, функциональной грамотности у детеймладших классов, что позволяет учащимся реализовать свой интерес к углубленномуизучению предмета, формирует круг общения по интересам, создает возможностьреализовывать нестандартные индивидуальные формы обучения.
Программа внеурочной деятельности«Успешное чтение» предназначена дляповышения познавательной мотивации учащихся, успешногоформирования грамотного читателя,увеличение интереса учащихся к проекту «Успешное чтение». Использованиесовременных технологий (в том числе технологии развития критического мышления),нестандартных форм работы, типов заданий, позволяющих развивать читательскуюкомпетенцию, функциональную грамотность, самостоятельность читателя, его познавательнуюмотивацию, умения и навыки работы с художественными и информационными текстами.
Программасоздает благоприятные условия удовлетворения индивидуальных интересовучащегося, предназначенадля развития читательской грамотности. Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией (читать,прежде всего) становится обязательным условием успешности.
Проект«Успешное чтение» является основой саморазвития личности – грамотно читающийчеловек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает своимысли, свободно общается. Осознанное чтение создает базу не только дляуспешности на уроках русского языка и литературного чтения, но и являетсягарантией успеха в любой предметной области, основой развития ключевыхкомпетентностей. Проверяется и грамотность чтения, это осуществляется припомощи специальных вопросов и заданий, при составлении которых учитываютсяуровни понимания текста. Ведение Портфеля читателя помогает школьникурасти и совершенствоваться как читателю; позволяет продемонстрировать егочитательскую компетентность; отражает круг его
«активного» и «ближайшего» чтения.
В нашевремя понятие грамотности изменяется и расширяется, но оно по-прежнему остаетсясвязанным с пониманием самых различных текстов. Наряду с печатными текстамисовременный человек может читать и электронные книги, большой популярностьюсегодня пользуются и аудиокниги, поэтому школа должна научить ученика работатьс различными текстами: «бумажными», электронными и звучащими.
Планируемые результаты обучения
Личностные результаты
· развитиелюбознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданийтворческого характера;
· развитиевнимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолеватьтрудности;
· воспитаниечувства справедливости, ответственности;
· развитиесамостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Прогнозируемыерезультаты
Поокончанию обучения второклассник должен уметь:
· использовать в ответе о книге ее справочныйаппарат: информацию с обложки и титульных листов, из предисловий, послесловий,аннотаций;
· определять примерное содержание книги поиллюстрациям и заголовкам после просмотра оглавления;
· пользоваться сносками и примечаниями книги;
· отвечать на типовые вопросы о книге; составитьрассказ о книге в целом после рассматривания.
Метапредметные результаты
· Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачивнеурочной деятельности, поиска средств ее осуществления;
· Освоение способов решения проблем творческого и поисковогохарактера;
· Использование знаково-символических средств представленияинформации;
· Активное использование речевых средств для решения коммуникативныхи познавательных задач;
· Овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения,построения рассуждения;
· Умения договариваться о распределении ролей в совместнойдеятельности.
Ученик научится:
— моделировать обложку книги: указыватьфамилию автора, заглавие, жанр и тему (о Родине, о детях, о природе, оживотных);
— использовать в речи литературоведческиепонятия (произведение, заголовок, фамилия автора, название произведения);
— моделировать «живые картины» кизученным произведениям или отдельным эпизодам;
— придумывать истории с героями изученныхпроизведений;
— получатьинформацию о героях, произведении или книге;
— работать с несложными таблицами,схемами, моделями;
Ученик получит возможностьнаучиться:
— понимать нравственное содержаниепрочитанного произведения;
— высказывать суждения о произведении ипоступках героев;
— узнавать изученные произведения поотрывкам из них;
— оформлять информацию о произведении иликниге в виде таблицы;
— находить в тексте произведениясравнения, обращения;
— находить в тексте и читать диалогигероев;
— определять примерную тему книги пообложке и иллюстрациям;
— иллюстрировать отдельные эпизодыпроизведения;
— инсценировать отдельные эпизодыпроизведения в парах или группах;
— создавать устно небольшие произведения(истории);
— находить в тексте информацию о герояхпроизведений;
Содержание курса внеурочнойдеятельности.
2 класс (34 часа)
Реклама книги. Знакомство с авторами и их произведениями (10 часов)
— «Чиполлино»,«Путешествие голубой стрелы» Джанни Родари.
— «Рикки-Тики-Тави»,«Кошка, которая гуляла сама по себе» Редъярда Киплинга.
— «Чук и Гек» и др.рассказы Аркадия Гайдара.
— «Чудесноепутешествие Нильса с дикими гусями» Сельмы Лагерлёф.
— « ВолшебникИзумрудного города» Александра Волкова.
— «Две повести омалыше и Карлсоне, который живет на крыше» Астрид Линдгрен.
— «Рассказы оживотных» Сетона-Томпсона.
— «Конёк-горбунок»Петра Ершова.
— « Ужасно скрипучаядверь и другие люди» Евгения Клюева.
— «Королевствокривых зеркал» В.А.Губарева.
Обсуждение книг,выражение отношения к прочитанному (10 часов)
Выразительное чтение, чтение поролям, пересказ, инсценировка отрывков произведения. Анализ произведения(тема, главная мысль, главные герои…) Выражение отношения к прочитанному.
Творческаямастерская. Защита творческих работ (10 часов)
Знакомство с методиками творческогочтения «Карта текста», «График интереса», «Толковый словарь». Выполнениетворческих работ к прочитанным произведениям. Защита и обсуждение творческихработ.
Обобщающиеитоговые занятия (4 часа)
Викторины по изученным произведениям.Выставки портфелей читателя. Беспроигрышная лотерея. Праздник книги.
Технологии, методы организацииобразовательного процесса:
Реализацияметодики:
1.Детямпредлагается «Портфель читателя»:
а) списокиз 10 книг;
б)перечень различных заданий на выбор;
2. Закаждое выполненное задание дается 1 бук.
3.Позавершении проводится:
а)выставка «Портфелей читателя» и награждение лучших читателей
(читателей – профи)
б) супер-игра«Лучший читатель», командная игра-викторина;
«Крестики– нолики» по всем рекомендованным книгам( Какая польза от чтения);
в) ярмаркапо «Успешному чтению» (формирование призового фонда, состоящего из недорогих,привлекательных для ребёнка вещей).
Использование современных образовательныхтехнологий на занятиях внеурочной деятельности «Успешное чтение» создаетблагоприятные условия для личностного саморазвития учащихся, осознания ими самихсебя и своего места в мире, понимания замысла автора литературных произведений,закономерностей мира. Для развития интеллектуально-творческого потенциала детейна занятиях в своей работе использую современные развивающие образовательныетехнологии, в том числе информационно-коммуникативную технологию (Интернет-ресурсы,компакт — диски, мультимедиа — разработки), проблемное обучение (сначалапомогаю учащимся определить и сформулировать учебную проблему, затем организуюсамостоятельный поиск решения и открытие нового знания детьми), технологию педагогической мастерской (самостоятельное «строительство» знания ученикомс помощью метода критического отношения к существующим сведениям исамостоятельного решения творческих задач), технологию развития критическогомышления через чтение и письмо (развитие функциональной грамотности чтения,навыков рефлексивного мышления, умения работать с различными источникамиинформации).
Программойпредусмотрено использование современных учебных материалов: средствинтернета, цифровых образовательных ресурсов, электронно-программное обеспечение: записи музыкальныхпроизведений, видеофильмы, презентации к занятиям, которые позволяют формировать представленияи развивать воображение учащихся.
Нормативно-правовое обеспечение: программа развития школы; положение о внеурочнойдеятельности; положение о предметных конкурсах.
Информационное обеспечение: информирование педагогов,учеников, их родителей, Интернет-ресурсы, справочники, словари и энциклопедии .
Мотивационное обеспечение: проведение мотивационной работысреди педагогов, учеников, родителей о необходимости работать в данном направлении.
Финансовое обеспечение: проект не требует больших финансовых затрат, так какшкола располагает хорошей материально-технической базой.
Обучение по программе «Успешное чтение»является безотметочным.
Как жепроисходит формирование УУД в проекте «Успешноечтение»?
Личностные УУД выражаютсяформулой « Я — читатель», «Я — участник проекта «Успешное чтение» ». Участвуяв этом проекте, ребёнок оценивает свою читательскую деятельность,свои достижения в этой области. Всё это фиксируется как самим учеником в его«Портфеле читателя», так и учителем на классном «Экране прочитанных книг».
Личностные УУДформируются в процессе делового сотрудничества, т.к. прочитанные произведениядети защищают, обсуждают в группах, где и применяются правила сотрудничества.
Дети учатся считатьсяс мнением других, проявлять терпимость и доброжелательность при обсуждениипроизведений, доверять собеседнику.
Участие в проектедетей вместе с родителями создаёт условия для формирования и сохранениясемейных ценностей через возрождение традиций семейного чтения.
Регулятивные УУД обеспечиваютучащимся организацию своей читательской деятельности и участие в проекте. Каждый участник проекта ставит перед собой задачи на определённый этап. Азадача состоит в том, чтобы прочитать произведения из предложенногосписка.
Познавательные УУД,формирующие поисковую и исследовательскую деятельность, также тесносвязаны с проектом.
Коммуникативные УУД отражают умение работать в сотрудничестве с учителем, сосверстниками. Дети обсуждают в группах прочитанные произведения. Такой способсближает детей, позволяет им лучше понять друг друга и выявить проблемы, если они появляются, и вместе их решать. Каждый из участников проектаможет стать консультантом по любимому произведению и опрашивать других учащихсякласса.
Одной из важных особенностей проекта«Успешное чтение» является ориентация на успех.
Программой предусмотрено привлечение социальныхпартнеров: сотрудничество с образовательными учреждениями города(проведение межшкольных мероприятий: КВН, конкурсы, олимпиады, викторины,фестивали и т.п.); организация и проведение экскурсий в библиотеки города,мастер-классов (и иных мероприятий) с ИКЦ «Старый Сургут», с МБУ «Сургутскийдраматический театр», с филармонией, с МБУК «Сургутский краеведческий музей», сСургутским театром актёра и куклы «Петрушка», участие во Всероссийскомтематическом турнире школьников «Литературный клубок», во Всероссийскомобразовательном турнире «Знайки», сотрудничество с МБУК
«Централизованная библиотечная системаСургута».
Учебно-тематическоепланирование для 2 класса
№ |
Тема занятий |
Кол-во часов |
Описание примерного содержания занятий |
Виды деятельности |
Дата проведения (план) |
Дата проведения (факт) |
1 |
Экскурсия в библиотеку. Почему я читаю?
|
1 |
Знакомство с миром книг для детей этого возраста (8-9 лет). Обзор литературы для предлагаемого прочтения. |
Познавательная. Знакомство с авторами и их произведениями.
|
|
|
2 |
Портфель читателя. Стартовая диагностика. |
1 |
Знакомство с проектом, правами читателя, Портфелем читателя, заполнение читательского паспорта. Проведение диагностических процедур. |
Познавательная. Изучение содержания и структуры «Портфеля читателя». Заполнение читательского паспорта. |
|
|
3 |
Реклама книги. |
1 |
Реклама любимой книги (презентации, рисунки и т.д.) |
Творческая. |
|
|
4 |
Карта текста. |
1 |
Ознакомление с заданием «Карта текста»: деление текста на части, знаковое изображение событий. |
Познавательная. Составление плана.
|
|
|
5 |
Евгений Клюев « Ужасно скрипучая дверь и другие люди»(игра-путешествие). |
1 |
Знакомство с произведениями Евгения Клюева. |
Самостоятельное чтение. Творческая работа « История Маминой любимой чашки» или «История Бабушкиных валенок» по выбору.
|
|
|
6 |
Что такое «бортовой журнал?» |
1 |
Ознакомление с заданием «Бортовой журнал». |
Игровая. Технология критического мышления. |
|
|
7 |
Всадник, скачущий впереди |
1 |
Знакомство с жизнью и творчеством А.П. Гайдара |
Познавательная. Чтение и обсуждение рассказов. |
|
|
8 |
Аркадий Гайдар. «Чук и Гек» и другие рассказы. |
1 |
Викторина по рассказам Гайдара. |
Игровые и занимательные задания, акцентирующие внимание. Творческие задания в портфеле читателя. |
|
|
9 |
Очень важная таблица: знаю, хочу узнать, узнаю. |
1 |
Ознакомление с заданием: «Очень важная таблица: знаю, хочу узнать, узнал». Знакомство с правилами составления вопросов /»толстые» и «тонкие»/ |
Кроссворд. Интерактивная игра. Технология критического мышления. |
|
Представленная информация была полезной? ДА 61.21% НЕТ 38.79% Проголосовало: 1498 |
10 |
П. Ершов. «Конёк-горбунок». |
1 |
Литературная викторина. |
Творческие задания в портфеле читателя. Интерактивная игра. |
|
|
11 |
Путевые записки (жанр, действующие лица) |
1 |
Знакомство с понятиями ФАБУЛА, ОТЗЫВ, ХАРАКТЕРИСТИКА. |
Составление путевых записок. |
|
|
12 |
В.А.Губарев «Королевство кривых зеркал». |
1 |
Викторина «Добро и зло в Королевстве Кривых Зеркал» |
Игровые и занимательные задания. Командная игра « Крестики –нолики» |
|
|
13 |
Двухчастный дневник. |
1 |
Запись ключевых цитат текста, комментарии к ним. |
Творческая деятельность. Технология критического мышления. |
|
|
14 |
Сетон-Томпсон. «Рассказы о животных». |
1 |
Обсуждение рассказов с рекламой каждого. Представление реклам. |
Чтение и обсуждение рассказов. Работа в группах. Творческая работа « Животные на страницах книг».
|
|
|
15 |
Иллюстрация. Сделай книгу привлекательной. |
1 |
Ознакомление с заданием «Создание иллюстраций (карты, обложки) к тексту». |
Иллюстрирование. |
|
|
16 |
Конкурс «Лучшее время читать» |
1 |
Защита иллюстраций, карты текста |
Читательская конференция. |
|
|
17 |
Зачем нужен толковый словарь? |
1 |
Работа со словарями. |
Познавательная.
|
|
|
18 |
Сельма Лагерлёф. «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». |
1 |
Разгадывание ребусов и кроссвордов по содержанию текста. |
Творческие задания в портфеле читателя. Дебаты по произведению. |
|
|
19 |
График интересов. |
1 |
Составление графика интереса, его обоснование, элементы дискуссии. |
Групповая работа. Копилка читательских открытий. |
|
|
20 |
Редъярд Киплинг. «Рикки-Тики-Тави». |
1 |
Путешествие по страницам сказок Киплинга /игра/ |
Слушание и самостоятельное чтение сказки. Поиск красочных выразительных средств языка художественной прозы. Сопоставление прочитанного с увиденным в мультфильме. |
|
|
21 |
Личный прогноз. |
1 |
Составление личного прогноза по обложке, начальной фразе. |
Познавательная. |
|
|
22 |
Редъярд Киплинг. «Кошка, которая гуляла сама по себе» |
1 |
Разгадывание ребусов, кроссвордов и выполнение других заданий по произведениям Киплинга |
Слушание и самостоятельное чтение сказки. Поиск красочных выразительных средств языка художественной прозы. Сопоставление прочитанного с увиденным в мультфильме. |
|
|
23 |
Музыкальное сопровождение. |
1 |
Выделение эпизода, который может сопровождаться музыкой, подбор музыкального сопровождения. |
Интегрированное занятие. «Музыкальные истории». |
|
|
24 |
Джанни Родари. «Приключения Чиполлино»
|
1 |
Защита задания « Мой Чиполлино родился!» к сказке Д.Родари «Приключение Чиполлино» |
Слушание и самостоятельное чтение произведения. Творческая деятельность «Вырасти нового Чиполлино» |
|
|
25 |
Зашифрованная схема (кластер). Тема и идея произведения. |
1 |
Знакомство с правилами составления кластера, составление кластера по тексту. |
Познавательная. Технология критического мышления. |
|
|
26 |
Джанни Родари. «Путешествие голубой стрелы». |
1 |
Викторина по произведениям Д. Родари. Составление кластера. |
Слушание и самостоятельное чтение произведения. |
|
|
27 |
Выражение собственного отношения к героям произведений. |
1 |
Ознакомление с заданием «Изображение героев в соответствии с символами». |
Составление характеристики героя по памятке. |
|
|
28 |
Астрид Линдгрен. Конкурс рисунков «Весёлый Карлсон» |
1 |
Защита заданий «Герои бывают разные». Конкурс рисунков. |
Иллюстрирование. Творческая деятельность «Меню для Карлсона». |
|
|
29 |
Заинтересуй других. Аргументы. |
1 |
Знакомство с типами аргументов. Подбор аргументов. |
Составление кроссворда. |
|
|
30 |
Астрид Линдгрен. «Две повести о малыше и Карлсоне, который живёт на крыше». |
1 |
Устный журнал «Листая страницы книг А.Линдгрен» |
Супер –игра.
|
|
|
31 |
Письмо от лица героя произведения. |
1 |
Знакомство с жанровыми особенностями письма. Написание письма от лица героя, обсуждение. |
Творческие задания в портфеле читателя. |
|
|
32 |
Александр Волков «Волшебник Изумрудного города». |
1 |
Защита заданий по сказке А.Волкова /Карта текста, иллюстрация, письмо от имени героя/ |
Слушание и самостоятельное чтение повести. Иллюстрирование. Творческие задания в портфеле читателя. |
|
|
33 |
Саквояж героя. |
1 |
Задание « Саквояж героя». Характеристика героя с помощью предметов. |
Творческие задания в портфеле читателя. Литературный «стол». |
|
|
34 |
Конкурс «Лучший читатель». Итоговая диагностика. |
1 |
Диагностика. Рефлексия. |
Праздник читательских удовольствий. Конкурс «Лучший портфель читателя» |
|
|
Приложение
Литература:
· Сайтпроекта «Успешное чтение».
· Методические рекомендацииучителю «Учим успешному чтению». Галактионова Т.Г., Саввина С.О., НазаровскаяЯ.Г., Жук С.Г., Казакова Е.И., Гринёва М.И. -М..: Просвещение, 2012.
· «Портфель читателя» 2класс. Галактионова Т.Г., Саввина С.О., Назаровская Я.Г., Жук С.Г. -М..:Просвещение, 2015.
·Е.И.Матвеева. Учим младшего школьника понимать текст: Практикум для учащихся (1-4классы). – М.: ВАКО, 2005.
·Литературноечтение. 2 класс. Рабочая тетрадь с электронным тренажёром. – М.: Издательство«Планета», 2012.
· О.В.Кубасова. Как помочь младшему школьнику стать читателем: Методическое пособие.:ООО «Издательство Астрель», 2003.
·В.Н.Рыбинский, И.В. Мельченко. Творческое мышление. Развивающие занятия с детьми. –Ярославль: Академия развития, 2006.
·Н.Ф.Дик. Воспитываем личность. Воспитательная работа в начальной школе. Д:Феникс,2005.
·Н.В.Лободина.Внеклассное чтение. 1-2 классы: интерактивные занятия.- Волгоград: Учитель,2011.
· Д.Пеннак « Как роман». М.,2005.
·Р.В.Овчарова. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
·.РомановскаяЗ.И. Чтение и развитие младших школьников. М. «Педагогика»,1982.
·Современныеобразовательные технологии. /Стратегия РКМЧП, материалы лекций В.Д. Повзун/
Видео-, аудиоматериалы:
1.СD, DVD— диски спрезентациями, музыкой,видеофрагментами
2. Аудиозапись отрывка из произведения Э. Успенского« Трое из Простоквашино».
3.Аудиозаписи песен к курсу « Успешное чтение».
4. Аудиозапись отрывка произведения А. Линдгрен «Три повести о Малыше и Карлсоне» .
Цифровые ресурсы:
· Электронныеобразовательные ресурсы: «Энциклопедия Кирилла и Мефодия»;
.
