Проект«Работа с родителями по экологическому воспитанию старших дошкольников»
ВОСПИТАТЕЛЬ Зубан ОльгаВладимировна МКДОУ «Мунгатский детский сад»
Актуальность проекта:
В связи с большой загрязненностью окружающей среды, низкимуровнем экологической культуры населения, в России уделяется большое вниманиевопросам экологического образования. Сделан акцент на экологическоепросвещение всех слоев населения.
Первой ступенькой экологического образования являются дошкольныеобразовательные учреждения. Именно в дошкольном детстве закладываются основыэкологической культуры. Но воспитание правильного отношения к природе, уменияобращаться с живыми объектами природы может быть полноценно осуществлено лишь втом случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействием наребенка в семье.
Задача педагога: совместно с семьей дать детям элементарныенаучные знания о природе, поддерживать интерес к познанию окружающей среды,учить сопереживать живым существам.
Беседы с родителями выявили большое желаниезнакомить детей с природой родного края, но в то же время показали низкий уровеньэкологической компетентности.
Немалое значение в воспитании дошкольников имеет примерродителей. Было решено начать экологическое воспитание дошкольников ссоздания проекта по работе с родителями, чтобы своим примером взрослые моглидонести важность проблемы защиты природы до своих детей.
Метод проекта позволяет сочетать интересы всех участниковобразовательного процесса: детей, родителей и педагогов.
Цель проекта:
Формирование экологической компетентности и природоохраннойдеятельности родителей в улучшении качества окружающей среды и в делевоспитания у детей экологической культуры.
Задачи проекта:
· Подвести к пониманию важности проблемы взаимоотношения человекас природой и последствий деятельности человека в ней.
· Расширить представления родителей о том, что в природе ничто неисчезает бесследно и очень важно научить ребенка защищать природу, любить её иуметь охранять.
· Повысить уровень экологической культуры и информированностиродителей о проблеме обращения с отходами с помощью информационных сообщений.
· Пробудить интерес к созданию благоприятной окружающей среды.
· Формировать детско-родительские отношения в духе воспитанияинтереса и экологически правильного поведения в природе.
· Учить родителей на личном примере относиться к природе бережно,охранять, и защищать её.
· Обобщить и систематизировать накопленные опыт, знания иматериалы.
Средства реализации проекта:
Информационное сотрудничество:
1. Беседы.
2. Консультации.
3. Папки– передвижки, папки – раскладушки.
4. Презентации.
Совместная деятельность:
1. Субботники.
2. Экологическиепраздники.
3. Круглыйстол.
4. Озеленениеучастка
Ожидаемые результаты:
· Посильное участие родителей в экологическом образовании детей;
· Непосредственное участие родителей и детей в организацииразличных экологических мероприятий;
· Повышение уровня знаний у родителей и детей об экологии, охранеприроды;
· Групповые альбомы «Отдыхаем не вредя», благоустройство иозеленение участка детского сада;
Вид проекта:
Творческий.
Состав участников:
Родители, дети, педагоги.
Материально-технические ресурсы:
Фотоальбомы, ватман, гуашь, семена цветов, контейнер для посадкирассады, мешки для сбора мусора, презентационный материал, проектор.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный:
· Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора;
· Формулирование цели и задач проекта;
· Подбор и разработка методической литературы;
· Анализ и обобщение имеющегося опыта работы по заявленной теме;
· Формирование мотивационной готовности родителей к участию впроекте;
· Разработка перспективного плана работы;
Практический – проведениемероприятий согласно перспективному плану
Презентационный:
· Презентация проекта.
· Подведение итогов.
Презентация проекта:
Экологический праздник «Мы — защитники природы»
Содержание работы:
Сентябрь
· Родительское собрание «Экология это?»
Цель: Формирование мотивационной готовности родителей к участиюв проекте. Познакомить родителей с точным определением термина «экология».Рассказать о природе Кузбасса, об экологических проблемах, существующих врайоне, в родной деревне. Составить план по решению проблем в деревне.
Цель: Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
Октябрь
· Экологический праздник «Золотая осень»
Цель: Привлечь родителей к участию в подготовке праздника и егопроведению. Обратить внимание, что экологические знания в игровой форме, наположительном эмоциональном фоне во время праздника, лучше усваиваются изакрепляются.
· Консультация «Главная проблема — МУСОР»
Цель: Донести до родителей, насколько важна эта проблема в нашевремя. Рассказать о способах переработки мусора, о возможностях его вторичногоиспользования. Показать на примерах, какой ущерб наносят отходыокружающей среде.
· Акция «Пусть город будет чистым!»
Цель: Напомнить родителям: «Чисто не там, где убирают, а там,где не мусорят». Формировать навыки природоохранной деятельности.
Ноябрь
· «Экологический десант»
Цель: Провести совместно с родителями, детьми, мусора натерритории детского сада, Пробудить интерес к созданию чистой, благоприятнойокружающей среды города. Наладить общественные связи.
Декабрь
· «Кормушка для птиц» Домашнее задание для родителей!
Цель: Привлечь к творческому использованию бросового материала,собранного на улицах города Формировать навыки природоохраннойдеятельности.
· «Снежные фантазии»
Цель: Привлечь родителей к постройке снежного городка на участкедетского сада. Научить родителей превращать обычный сугроб в интереснуюфункциональную постройку (горку, крокодила, обезьяну и т. д.)
Январь
· «Самодельная книга об экологии»
Цель: Совместно с родителями сделать книжки- самоделки оприроде, об окружающей среде родного края. Пробудить интерес к изготовлениюкниг с экологическим содержанием.
Февраль
· КВН « Знатоки природы»
Цель: Провести КВН с родителями и детьми экологическойнаправленности, который поможет закрепить знания об окружающей среде.
Цель: Повысить интерес родителей к творческому мышлению.
Март
· Конкурс рисунков «Моя красивый, чистый город!»
Цель: Привлечь родителей к совместному творчеству с детьми.Вызвать желание делать город чистым, красивым.
· Викторина «Что у нас растет?»
Цель: Расширить знания родителей о растениях произрастающих на территории города. Познакомить с новыми, необычнымирастениями.
· Выставка «Наш скворечник»
Цель: Привлечь пап к совместной деятельности с детьми. Вызватьжелание заботиться о пернатых друзьях.
Апрель
· Плакат «Огонь – беда для леса!»
Цель: Привлечь родителей к созданию плаката о необходимостиберечь лес от огня, формировать навыки природоохранной деятельности, повышатьэкологическую культуру.
· «Вальс цветов»
Цель: Посеять семена цветов, для последующей высадки натерритории детского сада. Формировать навыки экологически осознанного поведенияв природе.
Май
· «Экологический десант». Субботник по озеленению территориидетского сада.
Цель: Пробудить интерес к созданию благоприятной среды;формировать навыки природоохранной деятельности.
· Фото – стенд «Вот как зелено вокруг!» Фотографии с проведенногосубботника.
Цель: Вызвать чувство удовлетворения от проделанной работы;воспитывать бережное отношение к окружающей природе.
· Экологический праздник «Мы- защитники природы» Презентацияпроекта.
Цель: Представить проект общественности. Привлечь внимание кэкологическим проблемам города и воспитанию экологической культуры у детей иродителей.
Июнь
· Акция «Вальс цветов»
Цель: Высадка рассады цветов на территории детского сада,совместно с родителями, , сотрудниками детского сада. Вызвать желание сделатьгород красивым, создать благоприятную окружающую среду.
Итоги проекта:
В ходе реализации проекта пришли к выводу, что подобныемероприятия объединяют детей и родителей общими делами, впечатлениями,переживаниями, эмоциями. Способствуют формированию детско-родительскиеотношения в духе воспитания интереса и экологически правильного поведения вприроде. Такой проект расширяет представления родителей о том, что в природеничто не исчезает бесследно и очень важно научить ребенка защищать природу,любить её и уметь охранять. Пробуждает интерес к созданию благоприятнойокружающей среды в родном городе. Учит родителей на личном примере относиться кприроде бережно, охранять, и защищать её.
Литература:
1. НиколаеваС.Н. Методика экологического воспитания дошкольников-М.: Издательский центр«Академик», 2001.
2. АксеноваЗ.Ф. Войди в природу другом – М.: Творческий центр «Сфера», Москва, 2008.
3. СвирскаяЛ. Работа с семьей: необязательные инструкции: Методическое пособие дляработников дошкольных образовательных учреждений — М.: ЛИНКА-ПРЕСС,2007.
4. РыжоваН.А. Экологическое образование в детском саду – М.: Издательский дом «Карапуз»,Москва, 2001.
5. Зебзеева В.А. Развитие элементарных естественно – научныхпредставлений экологической культуры детей – М.: Творческий центр «Сфера»,Москва, 2009.
6. ГлебоваС.В. Детский сад-семья: аспекты взаимодействия – М.: ТЦ «Учитель», Воронеж,2005.
Анкеты дляродителей
«Экологическоеобразование в семье»
Цель проведения анкетирования: выявитьотношение родителей к вопросам экологического образования дошкольников вдетском саду и его реального осуществления в семье.
1. Есть ли у вас дома животные? (Кошка, рыбки, собака, хомячок идр.)
2. Есть ли комнатные растения? Какие?
3. Кто ухаживает за животными или растениями?
4. Что делает при этом ребенок (кормит, гуляет с ним, играет,поливает или ничего не делает)? – Подчеркнуть или дописать.
5. Бываете ли вы с ребенком на природе? Если да, то где?
6. С какой целью?
7. Где ребенок обычно проводит лето?
8. Как вы относитесь к приобщению ребенка к природе в детскомсаду?
9. Ваши предложения по организации экологического образования вдетском саду.
Анкета для родителей
«Наскольковы компетентны в вопросах экологии?»
· Ф.И.О.
· Считаете ли вы необходимым знакомить детей с природой нашегорегиона?
· Считаете ли вы, что в нашем регионе существуют экологическиепроблемы? Какие?
·
· На Ваш взгляд, обладаете ли вы достаточной информацией о природенашего региона, чтобы ответить на возникающие у ребенка вопросы?
·
· Как часто вы вместе с ребенком совершаете выезды на природу?
·
· Как вы считаете, ваш ребенок знаком с правилами поведения вприроде? А вы?
·
· Какие мероприятия вы могли бы предложить провести на экологическиетемы в группе или для поселка?
·
· Как вы считаете, в нашем поселке существуют проблемы, связанные сбытовыми отходами? Какие?
