X-PDF

Проект работы с картами Проппа.

Поделиться статьей

Проект: «Использование карт Проппа для развитиясвязной речи дошкольников».

                                                       

  Тип проекта: творческий, игровой

По составу участников: групповой проект.

  Участники проекта: дети старшейгруппы, воспитатели, родители воспитанников.

   Сроки реализации: учебныйгод

Актуальность:

Роль сказки в развитииребенка многогранна: она и фантазию развивает, и мышление, и даже правильнуюречь. С древних времен сказка является неотъемлемой частью воспитания каждогоребенка. Она поможет родителям доступным языком научить детишек жизни,расскажет им о добре и о зле. Для детей сказка намного понятнее пресных искучных речей взрослых. Именно поэтому, чтобы поддержать малыша, объяснить инаучить его чему-нибудь, родителям придется вспомнить главный язык детства -мудрую и очень интересную сказку.

Дошкольный возраст-возраст сказки. В этомвозрасте ребенок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному,чудесному.

Сказка – это одно изсамых доступных средств полноценного развития каждого малыша. Так было, есть, ибудет еще много-много лет. Не стоит преуменьшать роль сказки в жизни детей –правильно подобранная сказка положительно влияет на эмоциональное состояниеребенка, корректирует и улучшает его поведение, а также воспитывает уверенностьребенка в себе и в своих силах.

Сказка в жизни детейзанимает очень важное место: с ее помощью дети очень рано начинают говорить иучатся грамотно выражать свои мысли, а еще она является лучшим помощником вформировании основ общения и поведения.

Сказка- это способобщения с ребенком на понятном и доступном ему языке, это первые безопасныеуроки жизни.

Чтение сказок расширяет словарный запас ребенка ипомогает развитию речи.  

 Известный фольклорист В.Я. Пропп проанализировалструктуру русских народных сказок и выделил их постоянные элементы, илифункции. Основных таких элементов насчитывается 28, но не в каждой сказке онисодержатся в полном объеме. Последовательность их может варьироваться, в нихмогут быть внесены различные добавления.
Дж. Родари отмечал, что преимущества карт Проппа очевидны, ведь каждая из них -целый срез сказочного мира, каждая функция находит отклик во внутреннем миреребенка. Например, карту «Запрет» ребенок ассоциирует с запретами в своейжизни, но есть в запрете и положительная сторона: он знакомит малыша с целымсводом правил поведения — что можно делать, что нельзя. То же самое можносказать и обо всех остальных функциях (картах).

Актуальность данного вопроса натолкнула нас на мысль создать проект«Использование карт Проппа для развития связной речи дошкольников» поовладению детьми старшего дошкольного возраста умением пересказывать сказкупоследовательно, близко к тексту с опорой на символы (карты Проппа), используя словаи выражения, характерные для героев данной сказки, логически мыслить,анализировать.
С помощью карт Проппа можно учить детей пересказывать не только короткие, но ибольшие по объему русские народные сказки, рассказы.
      

    Цель проекта – создать условия, для овладения дошкольникамимодельно-образными формами мышления, достигающими высокого уровня обобщенностии приводящими детей к пониманию существенных связей вещей, с помощью картПроппа.

 

    Гипотеза исследования состоит в том, что целенаправленнаяработа воспитателя с детьми с помощью различных инновационных и развивающихтехнологий, использование разнообразных форм работы приведёт к положительнойдинамике показателей развития связной речи дошкольников.

 

Задачи:

Образовательные:

1. Организовать работу по подготовке детей кпостроению модельных образов.

2. Обогащать словарь за счет слов – антонимов;прилагательных.

3.Активизировать мыслительную деятельность.

Развивающие:

4. Продолжать учить детей пересказыватьсказки последовательно, близко к тексту с опорой на схемы – модели.

Воспитательные:

5. Воспитывать человечность: способностьпереживать судьбу сказочных героев.

 

Механизм выполнения: реализация данного проекта возможна с детьми старшегодошкольного возраста для развития связной речи.

 

Основные принципы работы с дошкольниками:

 

—  коммуникативно — деятельностного подхода;

— формирования элементарного сознания явленийязыка;

—  взаимосвязи всех сторон речевого развитияребёнка;

—  обогащения мотивации речевой деятельности;

—  обеспечения активной речевой практики;

—  игровой подачи материала.

 

 

Материально — технические ресурсы, оборудование иматериалы:

-мультимедийное оборудование, презентации.

-подборка книг, произведений русского народноготворчества.

 

Практическая значимость проекта определена в трёхаспектах:

1. Раскрывается один из показателей подготовкиребёнка к школьному обучению.

2. Представлен систематизированный материал игр иупражнений по развитию связной речи детей, активизации словаря, развитиюмышления.

3. Предлагаемая система дидактических игр иупражнений может быть использована в индивидуальной и подгрупповой работе сдетьми.

 

Целесообразность карт Проппа

1. Наглядность позволяет ребёнку удерживать в памятигораздо большее количество информации.

2. Представленные в картах функции являютсяобобщенными действиями, что позволяет ребёнку абстрагироваться от конкретногопоступка героя, следовательно, у ребёнка развивается абстрактное, логическоемышление.

3. Карты стимулируют развитие внимания,восприятия, фантазии, творческого воображения, волевых качеств; обогащаетэмоциональную сферу, активизируют связную речь, обогащают словарь; способствуютповышению поисковой активности.

 

Предполагаемыйрезультат:

— умениеопределять жанр произведения;

— запоминатьпоследовательность событий;

— выделятьосновное содержание сказки;

— выстраиватьсхему содержания, опираясь на карты Проппа;

— уверенноманипулировать картами;

— чувствоватькрасоту и образность родного языка;

-последовательность при пересказе сказок, самостоятельность в сочинении своих;

— повышениеактивности в речевом общении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ходреализации проекта:

 

Мероприятия

Сроки

         Изучение методической литературы, интернет ресурсов.

         Составление плана реализации проекта.

         Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.

         Разработать конспекты занятий, игр.

         Анкетирование родителей.

         Консультации для родителей:

«Роль сказки в развитии и воспитании ребенка»

«Как научить ребенка любить книгу»

·        Памятка для родителей

«Использование карт Проппа в обучении детей творческому рассказыванию»

         Диагностика достижений в образовательной области «Речевое развитие»

Сентябрь

 

1.Знакомство детей с жанром литературного произведения, выявление отличия от других жанров и вычленение структуры сказки, ее композицию.

2. Дидактическая игра Хороший — плохой.  Учить детей выявлять позитивные и негативные качества героев, оценивать их действия.

3. Дидактическая игра Узнай сказку по иллюстрации

Беседы по теме проекта.

Театрализованная деятельность.

Октябрь

 

1. Подготовительные игры, в процессе которых дети познакомятся и освоят все сказочные функции (по картам Проппа):

«Чудеса в решете»

 «Волшебные слова»

 «Что в дороге пригодится»

«Узнай героя»

«Что общего»

 «Четвертый лишний»

«Решение сказочных задач»

«Бюро находок»

 «Сказочный словарь»

2.Создание модели Сказка в коробке

 

Ноябрь, декабрь

 

 

1.Ознакомление с функциями сказки. Читаем сказку и «выкладываем» ее по функциям или сопровождаем картами Проппа.

2.Дидактическая настольная игра «Путешествие по картам Проппа» Закреплять название и назначение карт.

3. По мере накопления опыта можно предложить задания или игры:

— выставить карты по ходу сюжета

-найти «знакомые» карты

-найти ошибку в расположении карт

-определить отсутствие знакомой карты

-отделить лишнюю карту

4. НОД на тему: Пересказ сказки с использованием карт Проппа

 

Январь, февраль

 

1.Работа с картами Проппа по сказкам.     Учить детей составлять схему сказки при помощи карт Проппа, пересказывать с опорой на -схему.

2.Коллективное сочинение детьми сказки с помощью графической аналогии карт Проппа.

3. Создание книги «Наши сказки». Рисование детьми иллюстраций к сочиненным сказкам.

Март, апрель

1.Диагностика достижений в образовательной области «Речевое развитие»

2.Мастер-класс для педагогов на тему: Использование инновационной технологии карты Проппа в обучении детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию

Май

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемая литература:

1.Сидорчук Т. «Программа формированиятворческих способностей детей».

Обнинск. 1998г.

2.Белобрыкина О. «Речь и общение» — Ярославль:«Академия развития»,

1998г – 240с.

3.Большева Т.Б. «Учимся по сказке»,Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»

Санкт Петербург, 2005г. – 112с.

4.Волина В. В. Игры в рифмы. С.-Пб: изд-воДидактика Плюс, 2007 – 224 с.

Грамматика фантазии / Джанни Родари; пер.с итал. Ю.А. Добровольской —

4-е изд. – М.: Самокат, 2017. – 272с.

5.Исторические корни волшебной сказки.Лабиринт. — М., 1988. «

Пропп, В.Я. Мифология «волшебной»сказки[Текст] / В.Я. Пропп.

6. Комплексная образовательная программадошкольного образования

«ДЕТСТВО»/Т. И. Бабаева, А. Г. Гогобердзе,О. В. Солнцева и др.-

Спб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО_ПРЕСС»,2016. – 352с.

7.Современные педагогические технологииобразования детей дошкольного

возраста: методическое пособие/авт-сост.О. В. Толстикова, О. В.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.52%
НЕТ
41.48%
Проголосовало: 957

Савельева, Т. В. Иванова и др. –Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО»,

2014. – 200с.

8.Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой: дляработы с детьми дошкольного

возраста. – Харьков: Фолио, 1996. – 464с.

9.Федеральный государственныйобразовательный стандарт дошкольного

образования. – Екб.: Издательский дом«Ажур», 2014. – 23с.

 

 

 

 

 

 

Диагностикадостижений в образовательной области «Речевое развитие»

Ф.И ребенка

определять жанр произведения

запоминать последовательность событий

выделять основное содержание сказки, рассказа

выстраивать схему содержания, опираясь на карты Проппа

уверенно манипулировать картами

чувствовать красоту и образность родного языка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

               

 

             Анкета для родителей «Сказка в жизни вашего ребенка»

Вопросы для родителей

Ответы родителей

1.Как часто Вы читаете (рассказываете) своему ребенку сказки?

 

2. Какие сказки предпочитает Ваш ребенок?

 

3. Просит ли Ваш ребенок читать (рассказывать) сказку несколько раз?

 

4. Есть ли любимая сказка у Вашего малыша? Если есть – какая?

 

5. Играет ли Ваш ребенок в сказки, которые слушал?

 

6. Рассказывает ли ребенок сказку совместно с Вами или своим куклам, игрушкам?

 

7. Есть ли у ребенка книжки для самостоятельного рассматривания?

 

8. Рассматривая иллюстрации к сказкам, задает ли Вам ребенок вопросы?

 

9. Узнает ли Ваш ребенок сказку по иллюстрации?

 

10. Есть ли у Вас дома какой-либо вид детского театра (настольный пальчиковый, кукольный и пр.?

 

11. Придумываете ли Вы когда-нибудь сказки для Вашего ребенка?

 

 

12.  Сочиняет ли ваш ребенок сказки?

 

 

13.  Знаете ли Вы что такое карты Проппа и для чего они нужны?

 

 

Спасибо за внимание!

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.52%
НЕТ
41.48%
Проголосовало: 957

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет