X-PDF

ПРОЕКТ «Развитие математических способностей посредством развивающих математических игр»

Поделиться статьей

ПРОЕКТ

 

 

 

 

«Развитие математическихспособностей посредством развивающих математических игр»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель проекта:

Быстрова Елена Александровна

2023г

Содержание:

1. Паспорт проекта

2. Основная часть

2.1. Введение

2.2. Цель и задачи проекта

2.3. Материально- техническоеобеспечение

2.4. Принципы реализации проекта

2.5. Этапы проведения проекта

2.6. Перспективный план

3. Заключение

4. Список литературы

Приложение

1. ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Название проекта

«Развитие математических способностей посредством развивающих математических игр у детей 5-6 лет»

Автор проекта

Быстрова Елена Александровна

Команда проекта

Педагог, родители, воспитанники

Обоснование актуальности проекта

Актуальность темы обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют интерес к математическим категориям: количество, форма, цвет, величина, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий. Однако знакомство с содержанием этих понятий и формированием элементарных математических представлений не всегда усваивается и запоминается ребенком. В связи с этим меня заинтересовала проблема: как обеспечить математическое развитие детей дошкольного возраста, заинтересовать их внимание, отвечающее современным требованиям федерального государственного стандарта.

Цель и задачи проекта

Формирование элементарных математических способностей у детей 5-6 лет посредством использования развивающих математических игр в различных видах деятельности.

Задачи:

— формировать представление детей о свойствах и отношениях объектов через занимательные математические игры;

— способствовать проявлению исследовательской активности детей в самостоятельных математических играх, стремлению к развитию игры и поиску результата оригинальными действиями;

— создать условия для формирования осознанного интереса к математике у детей;

— использовать развивающие математические игры для формирования математических способностей у детей дошкольного возраста.

Краткое содержание проекта

Формирование математических способностей вызывает у дошкольников большие трудности из-за несовершенства познавательной деятельности, объективной сложности математического материала, а также недостаточного учета этих факторов в существующей методике обучения. Поэтому формирование математических способностей будет более эффективным, если использовать в различных видах деятельности дошкольников развивающие математические игры.

Целевая аудитория

Педагог, родители, воспитанники

Ресурсное обеспечение

Ноутбук, проектор, проекционный экран, сеть Интернет, интерактивная доска, счетный и раздаточный материал, дидактические игры, атрибуты и приспособления для игр.

География проекта

Информационно- ориентированный

Сроки реализации проекта

2022-2023 учебный год

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время с внедрениемфедерального государственного стандарта дошкольного образования одной изметодических проблем дошкольной педагогики является проблема формирования иразвития математических способностей. В последние десятилетия возниклитенденции: система образовательной работы с дошкольниками стала во многом использоватьшкольные формы, методы обучения и нередко они сводятся к обучению их счету,чтению, письму. Концепция дошкольного образования, ориентиры и требования кобновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточносерьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которогоявляется развитие математических способностей.

Актуальность темы обусловлена тем, чтодети дошкольного возраста проявляют интерес к математическим категориям:количество, форма, цвет, величина, пространство, которые помогают им лучшеориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг сдругом, способствуют формированию понятий. Однако знакомство с содержанием этихпонятий и формированием элементарных математических представлений не всегдасистематично, и зачастую, дети просто заучивают весь материал. В связи с этимменя заинтересовала проблема: как обеспечить математическое развитие детейдошкольного возраста, заинтересовать их внимание, отвечающее современным требованиям.

Математические способности относятся кгруппе специальных способностей (как музыкальные, изобразительные и т. д.). Дляих проявления и дальнейшего развития требуются усвоение определенного запасазнаний и наличие определенных умений, в том числе и умение, применять имеющиесязнания в мыслительной деятельности. Базой для развития математическихспособностей является «математическое мышление», что в большей мере,обусловлена особой спецификой, так называемых познавательных и интеллектуальныхспособностей.

При всей разнородности мнений о сути исодержании понятия «математические способности» исследователи отмечают такиеспецифические особенности мыслительного процесса математически способногоребенка; как гибкость мышления, т.е. не шаблонность, а неординарность, умениеварьировать способы решения познавательной проблемы, легкость перехода отодного пути решения к другому, умение выходить за пределы привычного способадеятельности и умение находить новые способы решения проблемы при измененныхусловиях.

Новизна: формирование математическихспособностей вызывает у дошкольников большие трудности из-за несовершенствапознавательной деятельности, объективной сложности математического материала, атакже недостаточного учета этих факторов в существующей методике обучения.Поэтому формирование математических способностей будет более эффективным, еслииспользовать в различных видах деятельности дошкольников развивающиематематические игры.

Исследуя особенности математическихспособностей детей дошкольного возраста, я выявила отсутствие интереса квыполнению математических заданий, не целенаправленность действий, низкийуровень самостоятельности, недостаточную критичность по отношению к результатамсвоей деятельности, слабое внимание к содержанию заданий.

Приступая к проведению проекта, яисходила из предположения о том, что ведущими условиями интеллектуальногоразвития дошкольников в процессе формирования математических способностейявляются математические игры (развивающей и логической направленности).

Современные требования к развивающемуобучению в период дошкольного детства ставят необходимость создания новых формигровой деятельности, при которых сохранялись бы элементы познавательного,учебного и игрового общения. В связи с этим возникает противоречие между необходимостьюструктурного развития математического мышления и отсутствием эффектногосредства, позволяющего осуществить это на практике.

Использование математических игр вразличных видах деятельности определяется их значимостью в более прочном иосмысленном усвоении математических знаний детьми, формировании переноса этихзнаний в повседневную деятельность.

 

 

 

Цель проекта: формирование элементарныхматематических способностей у детей дошкольного возраста посредствомиспользования развивающих математических игр в различных видах деятельности.

Задачи:

  • формировать представления детей о свойствах и отношениях объектов через занимательные математические игры;
  • способствовать проявлению исследовательской активности детей в самостоятельных математических играх, стремлению к развитию игры и поиску результата оригинальными действиями;
  • создать условия для формирования осознанного интереса к математике у детей;
  • использовать развивающие математические игры и интерактивное оборудование для формирования математических способностей у детей дошкольного возраста.

Объект исследования – образовательный процессДОУ.

Предмет исследования – развитие математическихспособностей дошкольников.                                                                                       

 Тип проекта:–информационно-ориентированный;

По виду: групповой и индивидуальный;

Состав участников: дети, родители, педагоги ДОУ.

Продолжительность проекта: 2022-2023 учебный год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реализация проекта построена наследующих принципах:

  • наличие четко обоснованных целей и содержания образовательного процесса, направленных на интеллектуальное развитие дошкольников в процессе формирования математических способностей;
  • учет возрастных особенностей детей в процессе формирования математических способностей;
  • систематичность работы путем активизации игр и игровых приемов, вызывающих интерес детей к занятиям;
  • вариативность применения программ дошкольного образовательного учреждения, стимулирующих интеллектуальное развитие дошкольников;
  • гуманизация образовательного процесса как условие интеллектуального развития дошкольников;
  • индивидуальный подход в процессе формирования математических способностей;
  • преемственность взаимодействия с ребенком в условиях ДОУ и семьи.

В процессе работы над проектомиспользовались:

Следующие методы исследования:

  • изучение и анализ литературных источников по проблеме исследования;
  • наблюдение за детьми в ходе занятий;
  • диагностика учебной деятельности;
  • количественный и качественный анализ полученных результатов.

Разнообразные методы обучения:

  • практические;
  • наглядные;
  • словесные.

Приоритетное место отводитсяпрактическим методам :

  • игра , в том числе интерактивная;
  • упражнение;
  • моделирование;
  • игра — ситуация;
  • элементарные опыты.

 

 

Основные формы и методы работы спедагогами и родителями:

  • информирование родителей о задачах и содержании математического воспитания в детском саду и семье;
  • участие родителей в работе по развитию математических способностей детей в дошкольном учреждении (математические праздники, конкурсы, мастер классы, изготовление вместе с детьми дидактических игр);
  • создание обогащенной развивающей среды в группе;
  • проведение бесед и консультаций;
  • создание игровых ситуаций;
  • проведение интеллектуальных игр;
  • проведение праздников, развлечений, конкурсов;
  • родительское собрание.

Всё это опирается на развивающую среду,которую можно построить следующим образом:

Развивающая среда:

  • Обучающие настольно-печатные игры по математике.
  • Мелкие конструкторы и строительный материал с набором образцов.
  • Геометрические мозаики и головоломки.
  • Линейка и шаблон с геометрическими фигурами.
  • Счетный материал.
  • Набор цифр.
  • Набор геометрических фигур.

Уголок по математике:

  • Игры на плоскостное моделирование
  • Игры головоломки
  • Задачи-шутки
  • Сказки, пословицы, поговорки, загадки в форме картотек
  • Ребусы
  • Развивающие игры.

Уголок сенсорики:

  • Пирамиды
  • Вкладыши
  • Лабиринты
  • Модули
  • Развивающие игры.

 

 

Основные формы работы спедагогами и родителями:

  • Информирование родителей о задачах и содержании математического воспитания в детском саду и семье;
  • Участие родителей в работе по развитию математических способностей детей в дошкольном учреждении (математические праздники, конкурсы.
  • Создание обогащенной развивающей среды в группе;
  • Проведение бесед и консультаций;
  • Создание игровых ситуаций;
  • Проведение интеллектуальных игр;
  • Проведение праздников, развлечений, конкурсов,
  • Выступление на педагогических советах;
  • Родительское собрание.

Практическая значимость проекта определена в трёхаспектах:

1.Раскрывается один из показателейподготовки ребёнка к школьному обучению.

2.Представлен систематизированныйматериал по развитию математических способностей, мышления, воображения, мелкоймоторики кистей рук с выходом на развитие творческих способностей детей.

3.Предлагается система разработокигровых упражнений и ситуаций, которые педагоги могли бы использовать виндивидуальной работе с детьми.

4. Разработка и внедрение рабочейпрограммы совместной деятельности педагога с детьми по формированиюэлементарных математических представлений «Развивающие игры», которую педагогимогли бы использовать в индивидуальной работе с детьми

Условия инновационной работы:

1.Создается образовательная среда,обеспечивающая снятие всех стрессовых факторов обучающего процесса.

2.Новые знания не даются детям в готовомвиде, а постигаются ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявлениясущественных признаков.

3.Большое внимание уделяется развитиювариативного мышления и творческих способностей ребенка.

4.У детей формируется умениеосуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможностьвыбора. 

5.Процесс обучения ориентирован наприобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.

 

 

 

Материально – техническиересурсы: ноутбук,проектор, проекционный экран, сеть Интернет, интерактивная доска, оборудование,полученное в рамках ФГОС ДО, материал для изготовления математических игр(фетр, ножницы, ) раскраски, кубики деревянные, игры Воскобовича, палочкиХ.Кюизенера, логические блоки Дьенеша.

 

Ожидаемые результаты:

  • повышение уровня развития математических способностей детей;
  • у детей проявится интерес к самому процессу познания математики;
  • научатся самостоятельно находить способы решения познавательных задач, достигать поставленных целей;
  • развитие логического мышления;
  • готовность ребенка к обучению в школе.

 

Этап работы над проектом

Продолжительность

Содержание работы

Выход этапа

Организационно-подготовительный

Сентябрь-

октябрь

Изучение специальной литературы.

 

Проведение первичного диагностического исследования с целью выявления сформированности игровой деятельности и формирования элементарных математических представлений.

Теоретическая подготовка к последующей деятельности с детьми

 

Выявление уровня развития игровой деятельности и уровня сформированности математических представлений у детей группы на начало реализации проекта

Основной

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В течение года

Ознакомление детей с математическими играми, правилами.

 

Использование развивающих математических игр на занятиях по ФЭМП, в игровой деятельности.

 

 

Разработка картотеки занимательных математических игр

 

Создание математического уголка

 

Создание совместно с детьми математических игр

 

Работа с родителями

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа педагогами

Познакомили детей с различными развивающими играми математического содержания

Использовали занимательные математические игры в игровой деятельности, на занятиях по ФЭМП.

 

Разработали и активно используем в работе картотеку математических игр

 

Оборудовали математический уголок

Изготовление математических игр

 

Анкетирование родителей,

Родительское собрание: «Играем в сенсорику»

 

Проведены открытые занятия по ФЭМП, с использованием математических игр

 

Мастер- класс «Изготовление математических игр своими руками»

 

Консультация для воспитателей

Заключительный

Январь

Проведение контрольного диагностического исследования

Получение объективной динамики формирования игровой деятельности и формирования элементарных математических представлений у детей группы

Этапы реализации проекта

Перспективный план реализациипроекта

Задачи

Способы реализации

Срок

Работа с детьми

Определить уровень математических способностей детей (диагностирование)

1.Выявление трудностей у детей.

сентябрь

Конкретизировать представление детей об использовании математики в разных сферах жизни.

Беседы об истории математики, связи математики и разных видов искусства – музыки, архитектуры, декоративно — прикладного искусства, дизайна;

сентябрь

Закрепить знание цифр от 1 до 5;

Учить соотносить количество предметов с цифрой. Закреплять названия геометрических фигур; составлять из геометрических фигур разные предметы. Раскладывая их в порядковом возрастании; упражнять в ориентировке на листе бумаги (вверху, внизу, справа, слева, посередине, умение выражать словами местонахождение предмета); различать части суток: утро – вечер, день – ночь; учить правильно пользоваться порядковыми числительными, соотносить числительное с каждым из предметов

Интеллектуальные игры

январь

Учить решать логические задачи на поиск лишней фигуры, группировать предметы по форме, величине, месту расположения;

Развивать мышления детей путем классификации предметов по разным признакам.

Развивать гибкость и оригинальность мышления.

Учить решать интеллектуальные задачи на поиск следующей или пропущенной фигур.

Интеллектуальные игры: «Четвертый лишний», «Веселые соседи», «Исключи лишнее и назови оставшиеся одним словом», «Нарисуй следующую фигуру», «Нарисуй пропущенную фигуру», «Разноцветные фигуры», Задача «Найди закономерность», «Рассмотри и продолжи»

В течении полугода

Расширение и закрепление знаний и умений детей

Фронтальные занятия:

Коллективные занятия, где ребята свободно участвуют в нем

В течении

полугода

Расширение и закрепление знаний и умений детей

Использование интеллектуальных игр во всех видах детской деятельности: игра, труд, самостоятельная деятельность

В течении

полугода

Стимулировать активность детей

Использование игр с математическим содержанием на всех других занятиях: лепка, рисование, ознакомление с окружающим миром, музыка, физкультура

В течении

полугода

Работа с родителями

1. Выявить запросы родителей  по организации учебно-воспитательной работы с детьми

1. Анкетирование  родителей по организации работы по развитию математических способностей детей

Сентябрь

1. Обогащать родительский опыт новыми интеллектуальными играми

Консультации:

 «Дома играем — математику изучаем», «Интеллектуальные игры – как средство познания мира математики»

октябрь

3. Привлечь родителей к сотрудничеству с воспитателями, выработать у каждого родителя   умения организовывать с ребенком игры по развитию математических способностей.

 Родительское собрание на тему: «Играем в сенсорику»

ноябрь

 Проявлять находчивость, сообразительность и смекалку. Уметь работать в одной команде

Деловая игра

декабрь

Обогащать родительский  опыт по использованию педагогически эффективных методов математического развития дошкольников. Повышать педагогическую культуру родителей.

 Консультации и беседы с родителями на тему: «Интеллектуальные игры в жизни детей»,

«Развитие математических способностей детей»

декабрь

Дать информацию по использованию интеллектуальных игр в летний период.

Беседа на тему: «Какие интеллектуальные игры вы используете дома».

январь

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проводя работу по развитиюматематических способностей детей, я пришла к следующему выводу: проведениематематических игр способствует развитию математических способностей детей. Удетей к концу года сформировались такие мыслительные умения и способности,которые помогут ему в будущем легко освоить новое. Развились такие свойство какобъем внимания и памяти, воображение, способность рассуждать, мыслитьматематическими символами, гибкость мыслительных процессов, стремление кясности, простоте, экономичности и рациональности решений. Выработались уменияцеленаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношениясо сверстниками и взрослыми. Сформировались умения планировать свои действия,осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами,проверять свои действия. Дети легко переносят усвоенный опыт в новые ситуации.Благодаря использованию эффективных методов и приёмов, таких как:моделирование, проектирование, опыты и экспериментирование, весёлые игровыеупражнения, а также современные интеллектуальные игры, заметно повышаетсярезультативность образовательного процесса. Анализ диагностических карт детейпоказывает увеличение диагностируемых знаний, умений, навыков в среднем на 30%,по сравнению с началом учебного года. Таким образом, использование новыхметодов, приёмов и форм организации, позволяют детям приобретать глубокиезнания, совершенствование способов мышления, расширение круга мыслительныхзадач; развитие пространственного и логического мышления; формирование общихприемов и подходов к решению арифметических, логических задач.

Я считаю, что правильно организованнаяпедагогическая работа, грамотный воспитательно-образовательный процесс,комплексный подход к всестороннему развитию воспитанников, позволил ребятампроявить свои возможности. Несомненно, полученный в детском саду опытпригодится в будущем.

Проведенная работа не исчерпывает даннойпроблемы и требует дальнейшей работы по развитию математических способностейдетей дошкольного возраста.

Список использованнойлитературы:

Основная образовательная программаОт рождения до школы под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой,М.А.Васильевой.

И.А.Помораева, В.А. ПозинаФормирование элементарных математических представлений: старшая группа. -М:.МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015, 80 с.

Рабочие тетради:

— Математика для дошкольников. Рабочаятетрадь. Старшая группа. Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А,Васильевой.

— «Я считаю до десяти» Е. В.Колесникова.

«Математика для детей 5-6 лет»методическое пособие к рабочей тетради, Е.В.Колесникова.

Художественная литература.

«Три поросенка». М.В. Михалков.

«Три орешка для золушки.» Б. Немцов
«Три медведя.». Р.н.с
«Три толстяка». Ю. Олеша
«Три богатыря.». Р.н.с.
«Семеро козлят и серый волк.» Р.н.с.
«Белоснежка и семь гномов.» братья Гримм.
12 месяцев «С.Я. Маршак.

«Спящая царица и 7 богатырей». А.С. Пушкин.

«Козленок, который умел считать до 10».

«Цветик — семицветик». В. Катаев.

«Сказки про геометрические фигуры». О Емельянова.

«Семеро храбрецов»                                                     

«Дикие лебеди».

 Г. Андерсон.    «Два мороза»

  «Три сына» Осеева.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

1.Конспекты занятий

2.Игры

3. Рекомендации для родителей

5.Сказки, стихи

6.Консультация для воспитателей

7. Анкеты для родителей

8. Консультации для родителей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Консультация для воспитателей

«Развивающие игры в детском садуи их роль в умственном развитии ребенка».

В комплексном подходе к воспитанию иобучению дошкольников в современном образовании немаловажная роль принадлежитразвивающим играм.

Они интересны для детей, эмоциональнозахватывают их. А процесс решения, поиск ответа, основанный на интересе кзадаче, невозможен без активной работы мысли. Ребенок, приобретая опыт,увлеченный замыслом игры, не замечает того, что он учится и сталкивается сзатруднениями. Развивающие игры позволяют перенести полученные знания в свою личнуюдеятельность, в которой он сам мыслит, раскрепощается, творит. 

Развивающие игры открывают широкиевозможности для развития познавательных способностей: восприятия, памяти,мышления, воображения и речи.

В своей работе с детьми я активноиспользую развивающие игры в повседневной жизни и в организованнойобразовательной деятельности.

И ставлю перед собой следующие задачи:

— Развивать восприятие и мышление детей,внимание и память;

— Развивать воображение и творческиеспособности детей;

— Активизировать познавательнуюдеятельность детей, научить их мыслить нестандартно;

— Развить у них упорство исообразительность, умение находить оригинальные решения;

— Закрепить полученные знания и умения,упражнять в применении их к другим видам деятельности, новой обстановке;

— Развивать такие качества, каксамостоятельность и инициативность.

Свою работу по теме «Развивающие игры,роль в умственном развитии для детей дошкольного возраста» провожу с детьмистаршего дошкольного возраста.

Изучив методическую литературу по даннойтеме, я отобрала игры и упражнения для проведения организованнойобразовательной деятельности, в свободной игровой деятельности, и виндивидуальной работе с детьми. В группе выбрала удобное место для размещенияигр. Из всего многообразия развивающих игр я включила в свою работу с детьми:

1. Развивающие игры Никитиных (« Сложиузор», « Уголки», «Кубики для всех», «Уникуб», «Внимание», «Сложи Квадрат»,«Внимание угадай –ка», «Кубики для всех» и др.)

2. Геометрические конструкторы навоссоздание силуэтов фигур, разработанные З.А.Михайловой ( «Танграм»,«Волшебный круг», «Волшебный квадрат», «Колумбово яйцо», «Листик», «Гексамино»и др.);

3. Игры В.В.Воскобовича («Геоконт»,«Чудо-крестики», «Прозрачный квадрат» и др.);

4. Игры с блоками Дьенеша и палочкамиКюизенера.

5. Разнообразный природный материал,коллекции семян, камней, песок.

6. Материал для проектной деятельности.

7. Конструкторы различных форм иконфигураций.

При всем своем разнообразии развивающиеигры объединены одним названием, поскольку исходят из общей идеи иобладают характерными особенностями:

1. Каждая игра представляет собой наборзадач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, деталейконструктора и т.д.

2. Задачи даются ребенку в различнойформе: в виде модели, плоского рисунка, чертежа, письменной или устнойинструкции, таким образом, знакомят его с разными способами передачиинформации.

3. Задачи расположены в порядкевозрастания сложности, т.е. в них использован принцип «от простого к сложному».

4. В игровые задания входят задачиразной сложности: от доступных малышу до непосильных для иного взрослого,поэтому игры могут быть интересны в течение многих лет.

5. Постепенное возрастание трудностизадач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоватьсясамостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности, иначе, если ему всеобъясняется, у ребенка формируются только исполнительские качества.

6. Нельзя объяснять ребенку способ ипорядок решения задач, нельзя подсказывать ему. Строя модель, осуществляярешение практически, ребенок учится брать все необходимое из окружающейдействительности самостоятельно.

7. Не надо требовать и добиваться, чтобыс первой попытки ребенок решил задачу. Он, возможно, еще не дорос, и надоподождать какое-то время.

8. Решение задачи предстает передребенком не в абстрактной форме числа или слова, а в виде рисунка, узора илисооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, то есть видимых иосязаемых вещей. Это позволяет ребенку самому проверить точность выполнениязадачи.

9. Большинство развивающих игр неисчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям и родителям составлятьновые варианты и даже придумывать новые игры, то есть заниматься творческойдеятельностью.

10. Развивающие игры позволяюткаждому ребенку максимально использовать свои возможности, постепенно расширяяих пределы.

В развивающих играх удается объединитьодин из основных принципов обучения — от простого к сложному — с очень важнымусловием творческой деятельности — делать все самостоятельно. Эти игрыразвивают у детей следующие интеллектуальные качества: внимание, память,особенно зрительную, умение находить зависимости и закономерности, ошибки инедостатки, классифицировать и систематизировать материал, способность ккомбинированию, пространственное представление и воображение, способностьпредвидеть результаты своих действий. При этом главное, на что обращаетсявнимание, — творчество: ребенок, проходя через систему заданий, делаетмножество открытий и приучается к самостоятельному творческому активномумышлению. Развивающие игры интересны детям разного возраста и даже взрослым.

 

Консультация для родителей

«Дома играем — математикуизучаем»

Цель: показать родителям, как на основеигр закрепить знания, умения, навыки по математике, играя дома с ребенком.

Работа по формированию у дошкольниковэлементарных математических представлений – величайшая часть их общейподготовке ребёнка к школе.

Решая разнообразные математическиезадачи, дети проявляют волевые усилия, приучаются действовать целенаправленно,преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, воспитывается привычкак точности, аккуратности, умение контролировать свои действия.

В средней группе занятия по математикепроводятся еженедельно, продолжительностью 20 минут. Работа ведется понескольким разделам: «Количество и счет», «Величина», «Форма», «Ориентировка вовремени».

На занятиях по математике я забочусь и опрочном усвоении детьми знаний предусмотренных программой, и, что особенноважно, о развитии у них интереса к математическим занятиям, самостоятельности,гибкости мышления, смекалки, сообразительности, умение делать простейшиеобобщения, доказывать правильность тех или иных суждений. Дети учатся кратко иточно отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться правильнымиграмматическими оборотами речи.

Дети с общим недоразвитием речи имеютнеустойчивое внимание, поэтому их необходимо заинтересовать, проводя занятия вигровой форме. Играя, ребенок приобретает новые знания, развивает способности,подчас не догадываясь об этом.

Закреплением пройденного материалапроисходит в совместной и самостоятельной деятельности, но, как показалапрактика, этого недостаточно, необходимо родителям принимать активное участие,в изучении математики играя всей семьей.

Радость, которую вы доставите ребенку,станет и вашей радостью, п проведенные вместе приятные минуты помогут Вамсделать добрее и веселее совместную жизнь.

Приходя вечером домой, вы часто слышитеот своих детей просьбу «Поиграй со мной», но у родителей много домашних дел,например: приготовить ужин. Так давайте приготовим его, играя с ребенком!

1. Моторика — «Золушка»

Попросить ребенка перебрать в отдельныеемкости горох и фасоль для второго блюда.

2. Форма — «Испечем печенье»

Пока мама замешивает тесто, ребенок на столегде рассыпана мука, пальчиком рисует формы будущего печенья: круглые, овальные,квадратные, треугольные, прямоугольные – закрепляя тем самым геометрическиефигуры.

3. Количество и счет — «Накроем на стол»

Предложить ребенку посчитать, сколькочеловек будут ужинать и в соответствии с этим поставить соответствующееколичество предметов (чашки, вилки, тарелки, блюдца, ложечки). При этом,закрепляя умение считать и согласовывать существительные с числительными.

4. Игра «Карусель»

Учить считать в пределах 5.

В эти игры можно играть не только смамой на кухне, но и с папой в гараже, с бабушкой в саду, в парке, по дороге издетского сада домой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анкета для родителей

«Игровое окружение ребенка в семье»

1. Занимаетесь ли вы с ребёнком дома?

А – 2-3 раза в неделю

Б – по выходным

В – нет времени

2. Кто из членов семьи больше других играет сребенком?

А – мама, папа

Б – брат или сестра

В – няня

Г – у кого есть время

3. Какие игры вы используете для развития иобучения вашего ребёнка в домашних условиях?

А – обучение грамоте (знание и письмо букв,звукопроизношение)

Б – математика (знание и письмо цифр, счёт в пределах10/20, геометрические фигуры, сравнение чисел, ориентирование в пространстве(право/лево), временная последовательность)

В – художественная литература (стихи, сказки, рассказы,песни, вопросы)

Г – окружающий мир (виды транспорта, профессии, одежда,посуда, дикие и дом. животные, птицы, насекомые, рыбы, растения, мебель,бытовые приборы, Ф.И.О., домашний адрес, название посёлка, некоторых городов,страны, родственные связи, качества человека, явления природы, здоровьечеловека, правила дорожного движения

Д – ИЗО, конструирование и ручной труд

Е – физкультура (мяч, скакалка, обруч, лыжи; зарядка,режим дня, измерение роста, веса, закаливание, кувырки, отжимание,подтягивание, бег, прыжки)

4. Имеются ли дома настольные игры? Какие?

А – имеются конструктор, пазлы, лото и другие

Б – инвентарь для спортивных игр

В – компьютерные

Г — не имеются

5. Есть ли у вас необходимость познакомиться сразличными обучающими и развивающими играми?

А – есть необходимость

Б – нет необходимости (у моего ребенка есть всенеобходимое для его развития)

В — нет необходимости (в детском саду всемунаучат)Спасибо за участие!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект занятия

по формированию элементарныхматематических представлений

(с использованием занимательныхматематических игр)

Тема занятия: Решаем задачи.

Закрепляем счет в пределах 10, учимсяоставлять фигуру-силуэт зайца, используя игру «Танграм»

Задачи:

1. Образовательные

— закреплять умение детей соотноситьколичества предметов с цифрой;

— упражнять в составлении и решениизадач, в умении решать задачу на нахождение суммы, правильно называтькомпоненты задачи, давать развёрнутый ответ;

— учить устанавливать равенство илинеравенство количества предметов, с использованием терминов»больше, «меньше»;

— повторить дни недели.

— вспомнить геометрические фигуры;

— учить составлять фигуру-силуэт,ориентируясь на образец;

2. Коррекционные

— развивать восприятие, привлекаявнимание детей к различным признакам и свойствам предметов (величина,количество);

— развивать ориентирование впространстве.

— развивать мыслительные операции:систематизация, обобщение, наблюдение, планирование.

3. Воспитательные

— воспитывать аккуратность исамостоятельность;

— воспитывать организованность идисциплинированность;

— прививать интерес к занятиям;

— воспитывать умение действовать в соответствиис указаниями взрослого;

Оборудование: таблички, индивидуальныекарточки для составления и  решения задач, цифровые карточки от 1-10,карточки с цифрами от 1 до 7 и с надписью дня недели, компьютер, стимулирующийоценочный материал «медали», бубен, набор фигур к игре Танграм,образец.

 

 

Примерный ход занятия

Этапы занятия

Содержание занятия

Примечания

 

1. организация начала занятия

 

 

 

 

 

 

1.    основная часть:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Представленная информация была полезной?
ДА
60.92%
НЕТ
39.08%
Проголосовало: 1538

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Окончание занятия

 

— Поздоровайтесь

+ привет, тёти

— сядьте

Далее перекличка по именам

— Что будем делать?

+ Будем заниматься

+ Будем считать, думать, говорить, писать, играть.

— Сначала будем считать прямо. Считай

+Матвей(1,2,3)

+ (4,5,6,7)

+ (8,9,10)

— Молодцы, верно считали.

-Будем играть. Вспомним дни недели.

— Возьмите по одной карточке и выстройтесь по порядку.
Задание: «вторник» — топни ногой три раза;
Четвертый день недели назови своих «соседей»;
Понедельник хлопни один раз;
Третий день недели сделай шаг вперед;
Пятница два шага назад.
Шестой день недели назови своих соседей;
Седьмой день недели назови дни недели по порядку.

— Теперь посмотрите на экран компьютера. Посмотрите, что нарисовано. Считайте. Думайте.

— Сравните количество предметов. Вставьте нужные знаки (больше, меньше, равно) и цифры в пустые клеточки.

+ Дети выполняют работу.

Затем по одному дают отчет.

— Сейчас будем решать задачу

– Придумай по картинке в компьютере задачу. Реши её и запиши решение. Дети работают самостоятельно.

+ : я решил задачу.

— Молодец.

-, скажи своё решение.

-мы решали задачи. Молодцы, думали хорошо.

— Сейчас будем играть. Игра называется «Найди пару».
Правила игры. По сигналу (звук бубна), играющие берут с подноса карточки с цифрами, проходят вдоль стола, находят «свою пару», то есть  отыскивают числовые карточки и картинки, соответствующие цифре на своей карточке, и направляются в «домик» (место, отмеченное скакалками)

+ у меня цифра 8- я взял картинку — восемь машинок

+ у меня цифра 4 – на картинке тоже четыре яблока и т.д.

Молодецы!

— Мы играли, было весело.

-А теперь посмотрите на фигуры, которые лежат перед вами. Что это за фигуры?

+ Это треугольники, квадрат и ромб (отвечают дети)

— А сейчас мы рассмотрим образец (силуэт зайца)

Далее дети самостоятельно составляют силуэт зайца, следуя образцу.

_ отчет детей о проделанной работе

– Посчитайте сколько медалей у каждого?
– А сколько все вместе заработали? Молодцы!
Мы занимались. Мы считали, думали, играли. Занимались хорошо. Идите в группу.

 

 

у/д +

Таблички

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На столе лежат карточки с цифрами и названиями дней недели.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

компьютер

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

компьютер

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На подносе изображением вниз лежат карточки с цифрами от 1 до 10.

На столе изображением вверх лежат числовые карточки и с изображением разного количества однородных предметов.

На столе перед детьми наборы геометрических фигур и картинки – образцы с изображением силуэта зайца. (игра «Танграм»

 

 

Самостоятельная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация для родителей

ИГРА «ТАНГРАМ».

«Танграм» — одна из несложныхголоволомок, названная так по имени ученого, придумавшего эту игру. Это квадратиз семи частей ( 2 больших, 1 среднего и 2 маленьких треугольников, квадрата ипараллелограмма. )

Правила: используя все 7 частей, плотноприсоединяя их одну к другой, составить различные изображения по образцам и пособственному замыслу.

Цель подобных упражнений —способствовать совершенствованию практической ориентировки детей вгеометрических фигурах (уметь называть их, вычленять стороны, их пропорциональноесоотношение; уметь соединять фигуры с целью получения новой, располагать их впространстве, предвидеть видоизменение фигур в связи с изменением расположениясоставляющих частей; развивать воображение, пространственные представления, сообразительность,инициативу).

Как самим сделать «Танграм»:

Игра очень проста в изготовлении.Квадрат 8х8 см из картона, пластика, одинаково раскрашенный с двух сторонразрезают на 7 частей. В результате получается 2 больших, 1 средний и 2маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм.

 

https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2020/06/03/k_5ed7378df0355/552406_3.jpeg

Фигуры животных, рекомендуемые для составления из геометрических фигур дома.

https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2020/06/03/k_5ed7378df0355/552406_4.jpeg

 

 

 

ЗАГАДКИ, СТИХИ, СЧИТАЛКИ,ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ С МАТЕМАТИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕ, ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ИУПРАЖНЕНИЯ

Количество и счёт

Ножек четыре,

Шляпка одна.

Нужен, коль станет

Обедать семья.

(Стол)

Есть спина,

А не лежит никогда.

Есть четыре ноги,

А не ходят и три.

Сам всегда стоит,

А всем сидеть велит.

(Стул)

Пять братцев –

Всем одно имя.

(Пальцы)

Пять мешочков шерстяных –

Греются братишки в них.

(Перчатки)

На самом перекрёстке

Висит колдун трёхглазый,

Но никогда не смотрит

Двумя глазами сразу.

(Светофор)

Две новые кленовые

Подошвы двухметровые.

На них поставил две ноги,

И по большим снегам беги.

(Лыжи)

Проживают в трудной книжке

Остроумные братишки.

Десять их, но братья эти

Сосчитают всё на свете.

(Цифры)

 

Гребешок на голове,

Две ноги и шпоры две.

Он в один и тот же час

Рано утром будит нас.

(Петух)

А ну-ка, ребятки,

Кто угадает:

На десятерых братцев

Двух шуб хватает?

(Варежки)

У него четыре лапки,

Лапки – цап — царапки.

Пара чутких ушей.

Он гроза для мышей.

(Кот)

Число 1. Стоит Антошка на одной ножке,

Его ищут, а он не откликается.

(Гриб)

Число 2. Одна дана нам голова,

А глаза два, и уха два,

И два виска, и две щеки,

И две ноги, и две руки.

Число 3. У него глаза цветные,

Не глаза, а три огня.

Он по очереди ими

Сверху смотрит на меня.

(Светофор)

Три цвета есть у светофора,

Они понятны для шофёра:

Красный свет – проезда нет.

Жёлтый – будь готов к пути,

А зелёный свет – кати!

С. Маршак

Возле леса на опушке

Трое их живёт в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кровати, три подушки.

Угадайте без подсказки:

Кто герои этой сказки?

(Три медведя)

Число 4. Дали туфельку слону,

Взял он туфельку одну

И сказал: «Нужны пошире,

И не две, а все четыре!»

Четыре в комнате угла,

Четыре ножки у стола,

И по четыре ножки

У мышки и у кошки.

Число 5. Хороши у нас котята.

Раз, два, три, четыре, пять.

Приходите к нам, ребята,

Посмотреть и посчитать.

Пальчики уснули,

В кулачок свернулись.

Один!

Два!

Три!

Четыре!

Пять!

Захотели поиграть!

Считалки

Один, два, три, четыре, пять,

Мы собрались поиграть.

К нам сорока прилетела

И тебе водить велела.

Один, два, три, четыре, пять,

Вышел тигр погулять.

Запереть его забыли,

Один, два, три, четыре, пять.

Один, два, три, четыре, пять,

Вышел зайчик погулять.

Что нам делать, как нам быть?

Надо заиньку ловить!

Снова будем мы считать:

Один, два, три, четыре, пять.

Математик

Раз, два, три, четыре, пять,

Шесть, семь, восемь, девять, десять,

Можно всё пересчитать,

Сосчитать, измерить, взвесить.

Сколько пальцев на руках,

Сколько пальцев на ногах,

Сколько в комнате дверей,

В переулке фонарей,

Сколько лодок на реке,

Крупных ёлок на горе,

Сколько ног у двух коней,

Сколько во дворе детей:

Раз, два, три, четыре, пять,

Шесть, семь, восемь, девять, десять.

Можно всё пересчитать,

Сосчитать, измерить, взвесить:

Сколько литров молока,

Сколько метров полотна,

Сколько хлеба на весах

И времени на часах.

Пословицы

Все за одного и один за всех.

Два медведя в одной берлоге неуживаются.

Два сапога – пара.

Для друга и семь вёрст не околица.

Конь о четырёх ногах, и тот спотыкается.

На гору десятеро тянут, а под гору иодин столкнёт.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Один в поле не воин.

Первый блин всегда комом.

Семь дел в одни руки не берут.

Семеро одного не ждут.

Я считаю

Всё, что вижу во дворе я,

Всё, что вижу на пути,

Я умею, я умею

Сосчитать до десяти.

Еду с мамой в зоосад

И считаю всех подряд.

Пробегает динозавр,

Это – раз,

Чистит пёрышки сова,

Это – два.

Третьей стала росомаха,

А четвёртой – черепаха.

Серый волк улёгся спать,

Это – пять.

Попугай в листве густой,

Он шестой.

Вот лосёнок рядом с лосем,

Это будет семь и восемь.

Девять – это бегемот.

Рот, как бабушкин комод.

В клетке ходит лев косматый,

Он последний, он десятый.

Дальше мне не сосчитать –

Надо снова начинать!

Мы по лесенке бежим

И считаем этажи:

Один этаж, два этажа,

Три, четыре – Мы в квартире.

Величина

Что за зверь лесной –

Встал, как столбик под сосной,

И стоит среди травы –

Уши больше головы?

(Заяц)

Как столкнутся – стук да стук,

Тишину вспугнут вокруг.

Толстый тонкого побьёт –

Тонкий что-нибудь прибьёт.

(Молоток и гвоздик)

Белый столб стоит на крыше

И растёт все выше, выше.

Вот дорос он до небес

И исчез.

(Дым)

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

(Матрёшки)

Не широка в ширину,

Но зато длинна в длину.

Где вода и глубина,

Там деревянная она.

(Дорога)

К нам во двор забрался крот,

Роет землю у ворот.

Тонна в рот земли войдёт,

Если крот откроет рот.

(Экскаватор)

Маленького роста я,

Тонкая и острая.

Носом путь себе ищу,

За собою хвост тащу.

(Нитка с иголкой)

Дом зелёный тесноват:

Узкий, длинный, гладкий.

В доме рядышком сидят

Круглые ребятки.

(Горох)

Рыбам зиму жить тепло:

Крыша – толстое стекло.

(Лёд)

Он большой, как мяч футбольный.

Если спелый – все довольны.

Так приятен он на вкус!

Что же это за…

(Арбуз)

Геометрические фигуры, форма предметов

Три вершинки,

Три угла,

Три сторонки –

Вот и я!

(Треугольник)

 

Нет углов у меня,

И похож на блюдце я,

На тарелку и на крышку,

На кольцо и колесо.

Кто же я такой, друзья?

Назовите вы меня.

(Круг)

Четыре мне угла даны,

И все стороны равны.

Прямоугольнику я брат,

А зовут меня…

(Квадрат)

Не овал я и не круг,

Треугольнику не друг.

Прямоугольнику я брат,

А зовут меня…

(Квадрат)

Похож на прямоугольник,

Но всем даю сигнал:

Углов я не имею.

Что это?

(Овал)

Он давно знакомый мой,

Каждый угол в нём прямой.

Все четыре стороны

Одинаковой длины.

Вам его представить рад.

А зовут его…

(Квадрат)

Мы треугольники – два друга.

Кладите нас друг против друга,

Получится наш третий друг.

Кто это?

(Прямоугольник)

От всех я отличаюсь –

Всегда везде качаюсь.

Я ваш знакомый, друг,

Известен всем вокруг.

(Круг)

Ты на меня, ты на него, на всех наспосмотри,

У нас всего, у нас всего, у нас всего потри.

Три стороны, и три угла, и столько жевершин.

И трижды трудные дела мы триждысовершим.

(треугольник)

Что похоже на открытку,

На конверт и на альбом?

Что сравнить, ребята, можно

С одеялом и ковром?

Вы подумайте, скажите,

Только помнить вы должны:

Стороны фигуры этой

Противоположные равны.

(Прямоугольник)

Ориентировка во времени

Мы день не спим,

Мы ночь не спим.

И день, и ночь

Стучим, стучим.

(Часы)

Семь братьев:

Ростом одинаковые,

Именами разные.

(Дни недели)

Двенадцать братьев:

Разно называются,

Разными делами занимаются.

(12 месяцев)

Братьев этих ровно семь.

Вам они известны все.

Каждую неделю ходят

Братья друг за другом.

А прощается последний –

Появляется передний.

(Дни недели)

В году у дедушки

Четыре имени.

Какие?

(Весна, лето, осень, зима)

Сам дней не знает,

А другим называет.

(Календарь)

Двенадцать братьев

Друг за другом ходят,

Друг друга не находят.

(Месяцы)

Без ног оно,

И без крыльев оно,

Не видно его,

И не слышно его.

Быстро лети –

Не догонишь его.

(Время)

Две сестры:

Одна светлая,

Другая тёмная.

(День и ночь)

Что за птицы пролетают

По семёрке в каждой стае?

Вереницею летят,

Не воротятся назад.

(Дни недели)

Когда это бывает? (части суток)

Доброе утро – птицы запели,

Добрые люди, вставайте с постели.

Прячется вся темнота по углам,

Солнце встаёт и идёт по делам!

(утром)

Он кричит: «Ку-ка-ре-ку!»

Солнцу, речке, ветерку.

И летит на всю округу:

«Добрый день! Ку-ка-ре-ку!»

(днём)

Говорит Зайчиха-мать:

— Ну-ка, дети, все в кровать!

Спать пора давным-давно,

На дворе уже темно!

(вечером)

Спят медведи и слоны,

И лиса, и ёжик.

Все в округе спать должны,

Наши дети тоже.

(ночью)

Звёзды на небе зажглись,

Спать ребята улеглись.

Вечер, день умчались прочь.

Им пришла на смену… (ночь)

Когда петушок раньше всех встаёт,

Голосисто поёт, солнышко встречатьзовёт?

(утром)

Солнце в небе ярко светит,

На прогулку вышли дети.

Когда это бывает? (днём)

Стало за окном темнеть,

Птицы стали тише петь.

Убирать игрушки нужно,

Мама всех зовёт на ужин.

Когда это бывает? (вечером)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
60.92%
НЕТ
39.08%
Проголосовало: 1538

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Электроэнергетические системы и сети

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.92% НЕТ 39.08% Проголосовало: 1538


Поделиться статьей

Электроснабжение производственных объектов

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.92% НЕТ 39.08% Проголосовало: 1538


Поделиться статьей

Электроснабжение

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.92% НЕТ 39.08% Проголосовало: 1538


Поделиться статьей

Электрооборудование и электрохозяйство предприятий организаций и учреждений

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.92% НЕТ 39.08% Проголосовало: 1538


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет