Муниципальноебюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детскийсад № 82 комбинированного вида»
Педагогическийпроект.
Тема:«Развитие познавательных способностей детей раннего возраста черезиспользование ковролининга».
Составитель:
Воспитатель:
Белоносова Юлия Валерьевна
Каменск– Уральский ГО
2022
I. Актуальность.
Возрастные аспекты развития познавательной деятельности и познавательныхспособностей исследовались такими отечественными специалистами, какВыготский Л. С., Запорожец А. В., Эльконин Д. Б.,Поддьяков Н. Н. и др. Они утверждают, что именно в дошкольномвозрасте особенно бурно происходит умственное развитие, темпы котороговпоследствии постепенно замедляются, именно поэтому следует максимальноиспользовать потенциальные возможности детей для развития познавательныхспособностей.
Задача педагогов, на что нас нацеливает ФГОС ДО, используя наиболее эффективныесредства обучения и воспитания на основе современных методик и образовательныхтехнологий, не насыщать ребенка информацией, а развивать у него познавательныйинтерес, умения добывать знания самостоятельно, чтоб использовать их в разныхжизненных ситуациях.
Метод ковролинографии относится к той современной методике, где ребёнок впроцессе игровой деятельности развивает наглядно действенное мышление, чтосоответствует возрасту. Актуальность этого метода состоит в том, что длядетей раннего возраста необходимо создавать условия для речевого развития и мелкой моторики рук, сенсорного развития.
Ковролинограф — это комплекс развивающих игр на ковролине. Это пособиесделано на основе методики В. В. Воскобовича (ковролин и игровой материал слипучками). Можно выстраивать организованную образовательную работу с детьмифронтально, по подгруппам и индивидуально: по формированию сенсорных эталонов,по ознакомлению с предметным миром и миром природы, по развитию речи. Все этопроисходит динамично и наглядно, что очень привлекает внимание малышей. К
сожалению, в последнее десятилетие во всёммире значительно возросло количество детей, у которых есть нарушения речи ипроблемы с письмом. Ещё тридцать лет назад процент таких детей был гораздоменьше! Какова причина этого явления? Да просто в старое время не было обуви иодежды на липучках. Зато были ботиночки на шнуровке, одежда с пуговицами,крючками и завязками. Дети ежедневно завязывали шнурки, застёгивали пуговицы икрючки, таким образом, тренируя свои пальчики! Для таких движений требуетсясноровка и развитая мелкая моторика. Сейчас дети освобождены от сложныхпроцессов, выходит, что раньше мелкая моторика рук у детей развивалась за счёттаких обыденных действий, а сейчас она страдает. Соответственно, страдают иречевые навыки, появляются проблемы с письмом, ведь моторика и речь тесносвязаны. Актуальность этого метода состоит в том, что для детей раннеговозраста необходимо создавать условия для речевого развития, мелкой моторикирук и сенсорного развития. Метод ковролинографии является универсальнымсредством для решения этой проблемы
Проблема.
Актуальность данной проблемы сохраняется вследствие того, чтов последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей иручной моторики рук. У детей речевые отклонения возникают в раннем возрасте, ихнеобходимо своевременно выявлять и исправлять. Речевая функция играет важнуюроль в психическом развитии ребенка, в процессе которого происходит становлениепознавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Полноценноеречевое общение является необходимым условием осуществления нормальныхсоциальных человеческих контактов, это, в свою очередь, расширяет представленияребенка об окружающей жизни. Овладение ребенком речью в определенной степенирегулирует его поведение, помогает спланировать адекватное участие в разныхформах коллективной деятельности.
Цельпроекта: развитие у детей познавательных способностей черезорганизацию разных видов деятельности: игровой, познавательной, речевой спомощью ковролинографа.
Задачи.
1.Дать элементарные представления детям о сенсорных эталонах (цвет, величина,форма предметов).
2.Учить выбирать предметы по размеру и различать их (большой, маленький),способствовать узнаванию предметов по форме, цвету, величине, как наиболеехарактерным внешним признакам и свойствам.
2.Развивать игровой опыт каждого ребенка.
3.Способствовать отражению в игре представлений об окружающей действительности.
4.Поддерживать первые творческие способности детей.
5. Развивать у детей мелкую моторикурук.
6.Формировать у ребенка доверительноеотношение к окружающим, желание вступать в контакт не только с близкими, но и сдругими людьми.
II. Доминирующий метод:игровой, обучающий, практико – ориентированный.
III. По характеру содержания: ребенок.
IV. По характеру участия в проекте: заказчик, исполнитель, участник.
V. По характеру контактов: осуществляетсявнутри одной возрастной группы (первая младшая группа I № 1, дети от 1,5-2 лет),внутри ДОУ.
VI. По количеству участников: групповой,фронтальный.
VII. Попродолжительности: долгосрочный (сентябрь – май, 2022 год).
VIII. Планируемыйрезультат:
1. Дети имеют элементарные представления о сенсорных эталонах (цвет, величина, форма предметов).
2.Дети умеют выбирать предметы по размеру и различать их (большой, маленький);узнают предметы по форме, цвету, величине, как наиболее характерным внешнимпризнакам и свойствам.
2.У детей развит игровой опыт.
3.Дети имеют представление об окружающей действительности.
4.Дети имеют первые творческие способности.
5. У детей развита мелкая моторикарук.
6. Дети доверительно относятся кокружающим, с желанием вступают в контакт не только с близкими, но и с другимилюдьми.
IX. Этапы реализациипроекта:
1. Подготовительныйэтап.
Мероприятия |
Задачи |
Срок реализации |
1. Подбор методической литературы. |
Методическое и информационное обеспечение проекта. |
Сентябрь I – II неделя |
2.Подбор наглядного и дидактического материала, художественной литературы. |
Планирование предстоящей работы по проекту. |
Сентябрь II— III неделя |
3. Предварительная работа с детьми и родителями (законными представителями). |
Ознакомить родителей (законных представителей) с проектом. |
Сентябрь IV неделя |
II. Основной этап.
Мероприятия |
Задачи |
Срок реализации |
Дидактическая игра «Подбери заплатку» |
1.Дать элементарное представление детям о сенсорных эталонах (цвет, величина, форма предметов). 2. Учить детей различать и называть цвет, величину, форму предметов. 3. Воспитывать стремление к игровому общению со сверстниками. 4. Развивать у детей мелкую моторику рук |
Октябрь I неделя |
Дидактическая игра «Разложи по полочкам» |
1. Дать элементарное представление детям о цвете, форме предметов. 2. Учить детей различать и называть цвет, форму предметов. 3. Развивать игровой опыт каждого ребенка. 4. Развивать у детей мелкую моторику рук |
Октябрь II неделя |
Дидактическая игра «Разноцветный паровозик» |
1. Дать элементарное представление детям о цвете, форме предметов. 2. Учить детей различать и называть цвет, форму предметов. 3. Развивать игровой опыт каждого ребенка. 4. Развивать у детей мелкую моторику рук |
Октябрь III неделя |
Дидактическая игра «Парные картинки» |
1. Дать элементарное представление детям об окружающей действительности. 2. Учить детей подбирать и называть одинаковые картинки. 3. Формировать у ребенка доверительное отношение к окружающим, желание вступать в контакт не только с близкими, но и с другими людьми. 4. Развивать у детей мелкую моторику рук |
Октябрь IV неделя |
Консультация для родителей на тему: «Развитие познавательных способностей детей раннего возраста через использование ковролининга» |
1. 1. Дать представление родителям о игровом поле из ковролина. 2. 2. Способствовать приобретению ими знаний и навыков эффективного взаимодействия с ребенком. |
Ноябрь I неделя |
Дидактическая игра «Дикие животные» |
1. Дать элементарное представление детям о диких животных. 2. Учить детей различать и называть диких животных. 3. Формировать у ребенка доверительное отношение к окружающим, желание вступать в контакт не только с близкими, но и с другими людьми. 4. Развивать у детей мелкую моторику рук |
Ноябрь II неделя |
Дидактическая игра «Транспорт» |
1. Дать элементарное представдение детям о транспорте (легковой и грузовой автомобили, автобус). 2. Учить детей различать и называть транспорт. 3. Формировать у ребенка доверительное отношение к окружающим, желание вступать в контакт не только с близкими, но и с другими людьми. 4. Развивать у детей мелкую моторику рук |
Ноябрь III неделя |
Дидактическая игра «Подбери заплатку» |
1.Дать элементарное представление детям о сенсорных эталонах (цвет, величина, форма предметов). 2. Учить детей различать и называть цвет, величину, форму предметов. 3. Воспитывать стремление к игровому общению со сверстниками. 4. Развивать у детей мелкую моторику рук |
Ноябрь IV неделя |
Дидактическая игра «Разложи по полочкам» Представленная информация была полезной? ДА 59.47% НЕТ 40.53% Проголосовало: 1204 |
1. Дать элементарное представление детям о цвете, форме предметов. 2. Учить детей различать и называть цвет, форму предметов. 3. Развивать игровой опыт каждого ребенка. 4. Развивать у детей мелкую моторику рук |
Декабрь I неделя |
Дидактическая игра «Мама и малыши» |
1. Дать элементарное представление детям о диких животных и их детенышах. 2. Учить детей различать и называть диких животных и их детенышей. 3. Формировать у ребенка доверительное отношение к окружающим, желание вступать в контакт не только с близкими, но и с другими людьми. 4. Развивать у детей мелкую моторику рук |
Декабрь II неделя |
Дидактическая игра «Наряди новогоднюю елочку» |
1.Дать элементарное представление детям о сенсорных эталонах (цвет, величина, форма предметов). 2. Учить детей различать и называть цвет, величину, форму предметов. 3. Воспитывать стремление к игровому общению со сверстниками. 4. Развивать у детей мелкую моторику рук |
Декабрь III неделя |
Дидактическая игра «Дикие животные» |
1. Дать элементарное представление детям о диких животных. 2. Учить детей различать и называть диких животных. 3. Формировать у ребенка доверительное отношение к окружающим, желание вступать в контакт не только с близкими, но и с другими людьми. 4. Развивать у детей мелкую моторику рук |
Декабрь IV неделя |
Дидактическая игра «Транспорт» |
1. Дать элементарное представдение детям о транспорте (легковой и грузовой автомобили, автобус). 2. Учить детей различать и называть транспорт. 3. Формировать у ребенка доверительное отношение к окружающим, желание вступать в контакт не только с близкими, но и с другими людьми. 4. Развивать у детей мелкую моторику рук |
Январь II— III неделя |
Консультация для родителей на тему: «Использование дидактических игр на игровом поле из ковролина» |
1. Дать представление родителям о дидактических играх, используемых на игровом поле из ковролина. 2. Способствовать приобретению ими знаний и навыков эффективного взаимодействия с ребенком. |
Январь III неделя |
Дидактическая игра «Мама и малыши» |
1. Дать элементарное представление детям о диких животных и их детенышах. 2. Учить детей различать и называть диких животных и их детенышей. 3. Формировать у ребенка доверительное отношение к окружающим, желание вступать в контакт не только с близкими, но и с другими людьми. 4. Развивать у детей мелкую моторику рук |
Январь IV неделя |
Дидактическая игра «Разноцветный паровозик» |
1.Дать элементарное представление детям о сенсорных эталонах (цвет, величина, форма предметов). 2. Учить детей различать и называть цвет, величину, форму предметов. 3. Воспитывать стремление к игровому общению со сверстниками. 4. Развивать у детей мелкую моторику рук |
Февраль I неделя |
Дидактическая игра «Составь фигуру» |
1.Дать элементарное представление детям о сенсорных эталонах (цвет, величина, форма предметов). 2. Учить детей различать и называть цвет, величину, форму предметов. 3. Воспитывать стремление к игровому общению со сверстниками. 4. Развивать у детей мелкую моторику рук |
Февраль II неделя |
Дидактическая игра «Мама и малыши» |
1. Дать элементарное представление детям о домашних животных и их детеныша. 2. Учить детей различать и называть домашних животных и их детенышей. 3. Формировать у ребенка доверительное отношение к окружающим, желание вступать в контакт не только с близкими, но и с другими людьми. 4. Развивать у детей мелкую моторику рук |
Февраль III неделя |
Дидактическая игра «Составь фигуру » |
1.Дать элементарное представление детям о сенсорных эталонах (цвет, величина, форма предметов). 2. Учить детей различать и называть цвет, величину, форму предметов. 3. Воспитывать стремление к игровому общению со сверстниками. 4. Развивать у детей мелкую моторику рук |
Февраль IV неделя |
Дидактическая игра «Какой шарик, такая и ниточка» |
1. Дать элементарное представление детям о цвете, форме предметов. 2. Учить детей различать и называть цвет, форму предметов. 3. Развивать игровой опыт каждого ребенка. 4. Развивать у детей мелкую моторику рук |
Март I неделя |
Дидактическая игра «Аквариум»
|
1. Способствовать накоплению у детей представлений о цвете, размере предметов. 2. Развивать умение соотносить цвета, группировать предметы по цвету. 3. Развивать игровой опыт каждого ребенка. 4. Развивать у детей мелкую моторику рук
|
Март II неделя |
Дидактическая игра «Домашние животные»
|
1. Дать элементарное представление детям о домашних животных. 2. Учить детей различать и называть домашних животных. 3. Формировать у ребенка доверительное отношение к окружающим, желание вступать в контакт не только с близкими, но и с другими людьми. 4. Развивать у детей мелкую моторику рук |
Март III неделя |
Дидактическая игра «Какой шарик, такая и ниточка» |
1. Дать элементарное представление детям о цвете, форме предметов. 2. Учить детей различать и называть цвет, форму предметов. 3. Развивать игровой опыт каждого ребенка. 4. Развивать у детей мелкую моторику рук |
Март IV неделя |
Презентация для педагогов на тему: «Говорящая стена» |
1. Дать представление педагогам об использовании «Говорящая стена» для развития детей раннего возраста. 2. Обобщение педагогического опыта по теме. |
Апрель I неделя |
Дидактическая игра «Составь фигуру» |
1.Дать элементарное представление детям о сенсорных эталонах (цвет, величина, форма предметов). 2. Учить детей различать и называть цвет, величину, форму предметов. 3. Воспитывать стремление к игровому общению со сверстниками. 4. Развивать у детей мелкую моторику рук |
Апрель II неделя |
Мастер – класс для родителей на тему: «Говорящая стена» |
1. Знакомство участников мастер – класса с техникой «Ковролинографии». 2. Отработка с участниками мастер – класса методов и приема работы по использованию «Ковролинографа». 3. Создание атмосферы уважения, дружелюбия в процессе обмена опытом работы. |
Апрель III неделя |
Дидактическая игра «Кто где живет»
|
1. Дать элементарное представление детям о диких и домашних животных, о месте их обитания. 2. Учить детей различать и называть диких и домашних животных, место их обитания. 3. Развивать игровой опыт каждого ребенка. 4. Развивать у детей мелкую моторику рук |
Апрель IV неделя |
Дидактическая игра «Аквариум»
|
1. Способствовать накоплению у детей представлений о цвете, размере предметов. 2. Развивать умение соотносить цвета, группировать предметы по цвету. 3. Развивать игровой опыт каждого ребенка. 4. Развивать у детей мелкую моторику рук |
Май I неделя |
Дидактическая игра «Составь фигуру» |
1.Дать элементарное представление детям о сенсорных эталонах (цвет, величина, форма предметов). 2. Учить детей различать и называть цвет, величину, форму предметов. 3. Воспитывать стремление к игровому общению со сверстниками. 4. Развивать у детей мелкую моторику рук |
Май II неделя |
III.Заключительный этап.
Мероприятия |
Задачи |
Срок реализации |
1. Оформление фотокаллажа «Как я умею играть».
|
Закреплять у детей познавательные способности через организацию разных видов деятельности: игровой, познавательной, речевой с помощью ковролинографа.
|
Май III-IVнедели |
Списокиспользуемых источников.
1. https://infourok.ru/master-klass-dlya-roditelej-chudo-kovrolinnig-6198360.html.
4. https://www.maam.ru/detskijsad/plan-proekt-govorjaschaja-stena-kovrolinograf.html.
5. https://s2.siteapi.org/9d2c3b6f936b409/docs/4h2ts2tknbi8wco4ows08wkgko08w8