X-PDF

Проект Русские народные сказки

Поделиться статьей

ПроектРусские народные сказки

https://tvorcheskie-proekty.ru/files/images/russkie_narodnye_skazki.jpg

Автор: 

Черняева Екатерина

Класс: 

3

Оглавление

Введение
1.История  русской народной сказки.
2. Виды русских народных сказок.
2.1. Русские народные волшебные сказки
2.2. Русские народные бытовые сказки.
2.3. Русские народные сказки о животных.
Заключение
Литература
Приложение 1. Мои сказки
Приложение 2. Иллюстрации к русским народным сказкам.

Введение


Вы знаете, что такое сказка? Нам казалось, что ответ на этот вопрос может датьлюбой человек: и взрослый, и ребенок. Приступив к работе над проектом, мы и неподозревали, что сказка играет огромную роль в жизни каждого отдельно взятогочеловека и народа в целом.

Народныесказки передаются от дедов внукам и правнукам. И каждое поколение вносит в нихчто-то своё, присущее своему времени. Но неизменным остаётся противостояниедобра и зла, светлых и тёмных сил. Причём во всех сказках зло всегда имеетмного средств, с помощью которого оно вредит людям и животным, но всегданаходятся герои, которые могут победить зло или перевоспитать злодеев сказки.

 

Актуальностьработы: сказка помогает ребенку в выборе нравственных ориентиров.

Цель: выяснить,что такое сказка и какие виды сказок бывают, познакомиться с русскими народнымисказками.

Задачи:

1.     Дать определение сказки.

2.     Установить виды народных сказок.

3.     Дать определение понятий русской народной сказки как жанраустного народного творчества;

4.     Проследить историю возникновения сказок и их типологию.

5.     Сочинить свою сказку.

Методы:

·        Знакомство с литературой;

·        Чтение и изучение русских народных сказок;

·        Анализ сказок;

·        Просмотр мультфильмов и сказок;

·        Рисование героев сказок.

Практическаязначимость: расширение представлений младшихшкольников о сказках, развитие творческих способностей у детей.

История русской народной сказки

Сказка -это особый литературный жанр. Создание сказок имеет древнюю историю. Сказкипоявились в столь глубокой древности, что с точностью определить время ихрождения очень сложно. Так же мало знаем мы и об их авторах. Скорее всего,сказки сочиняли те самые крестьяне и пастухи, которые часто выступали в ролиглавных героев повествования.


Они же передавали сказочные истории из уст в уста, от поколения к поколению, походу дела изменяя их и дополняя новыми деталями. Сказки рассказывали взрослые и— вопреки нашему нынешнему представлению — не только детям, но и взрослым тоже.Сказки учили выпутываться из непростых положений, с честью выходить изиспытаний, побеждать страх — и любая сказка оканчивалась счастливым финалом. Некоторыеученые полагают, что в истоках сказки лежат первобытные обряды. Сами обрядызабылись — рассказы же сохранились как клад полезных и поучительных знаний.

Итак,сказка — это занимательный устный рассказ, повествующий о невероятной, нопоучительной истории.

Действующиелица такой истории — вымышленные персонажи, попадающие всложные ситуации и выходящие из них благодаря помощникам, чаще всего наделеннымволшебными свойствами. При этом коварные злодеи чинят им разные козни, однако вконечном итоге добро побеждает

Сказкибывают разные. Народные сказки делятсяна сказки о животных, волшебные сказки, бытовые сказки. В одних- главнымиперсонажами являются животные (иногда им противостоит человек). Это — сказки оживотных.

Вдругих — главными персонажами являются люди и фантастические существа; животныездесь чаще всего — добрые помощники главного героя. В этих сказках речь идет обудивительных приключениях Ивана-царевича или Ивана -дурака, обязательносвязанных с волшебством. Это — волшебные сказки.

И,наконец, есть сказки, главными персонажами которых также являются люди, но, вотличие от волшебных сказок, где герои одерживают победу

благодаряволшебству, в них герои становятся победителями благодаря своему уму, смекалке,смелости, хитрости. Это — социально-бытовые сказки.

Говоряо различии между сказками, интересно обратить внимание на истоки их вымысла,фантастики. Почему звери в сказках разговаривают как люди, почему умерший отецнаграждает младшего сына Сивкой-буркой, почему брошенный назад гребеньпревращается в лес? Эти и многие другие вопросы останутся без ответа, если необратиться к той эпохе в жизни человека, когда сказок еще не было, асуществовали устные рассказы о вере человека во всякого рода чудеса.

Древнийчеловек был далек от правильного понимания явлений природы. Ветер, вырывавший скорнями деревья, черные тучи, проливавшие на землю потоки воды, оглушительныйгром и ослепительные молнии, обрушивавшиеся на беззащитного человека, звери,подстерегавшие его в дремучих лесах и глубоких оврагах, — все это наводило нанего страх, заставляло думать о том, что в природе все живет, двигается, имеетсвой разум. И человек отождествлял себя и природу.

Онсчитал, что животные могут разговаривать между собой, деревья — двигаться; ондумал, что солнце, луна, тучи, ручьи и реки — живые существа. А раз так,значит, они могли принести ему и вред и пользу. Будучи бессильным передприродой, он стал поклоняться кажущимся ему живыми воде, огню, солнцу,деревьям, животным. Ощущая себя частицей природы, такой грозной и всесильной,он искал у нее защиты и стремился защититься от нее.

Древнийчеловек поклонялся и своим умершим предкам. Смерть была необъяснимой для него,загадкой. Считалось, что человек не умирает, а лишь переселяется (он или егодуша) в другой мир. Поэтому умерший человек, в представлении древних, — этоживой человек, но обладающий в силу необычности своего состояниясверхъестественной силой. Так возник культ предков, требовавший поклоненияумершим.

Всесказанное объясняет нам, почему звери в сказках разговаривают, почему в сказке„Сивка-бурка умерший отец ведет разговоры со своим младшим сыном. Ученымиустановлено также, что Змей, Горыныч в сказках — олицетворение огня, образыБабы Яги и Кощея Бессмертного связаны с культом предков и т. д.

Новсе это говорит лишь об истоках фантастики сказок.

Говоря о сказках разных народов сосходными сюжетами, необходимо отметить три случая:

1.     Сказки формируются в среде какого-нибудь народа, а потомперемещаются в другие страны, но на них действуют свои фольклорные традиции(зачины, мотивы), приспосабливаются к местным обычаям.

2.     Есть сходные сказки, которые возникают независимо друг от другав разных странах в силу общности быта, психологии, условий и законов социально– исторического развития народов.

3.     Сказки могут передаваться и через книгу.

Национальныечерты сказки определяются фольклорными традициями народа. В сказках находитотражение животный и растительный мир той страны, где эти сказки появились.Животные – герои сказок – напоминают своей речью и поведением людей той страны,где бытуют эти сказки. А иначе и быть не может, так как сказка всегда былаотражением народной жизни, зеркалом народного сознания.

Виды русских народных сказок


Виды сказок подразделяются: насказки о животных, волшебные и бытовые. Дадим определение каждому виду.

Представленная информация была полезной?
ДА
61.18%
НЕТ
38.82%
Проголосовало: 1435

Русские народные волшебные сказки

Мечтыоб иной, светлой жизни, в которой люди оказываются победителями в жизненнойборьбе, воплотились в волшебных сказках. Волшебныесказки богаты вымыслом, яркими образами. В них показаны чудесныесобытия, действуют фантастические персонажи.

Однимиз таких персонажей является Жалмауыз – кемпир. Это страшная старуха,напоминающая Бабу -Ягу.

Врусских народных сказках мы встречаем волшебные предметы: сапоги- скороходы,скатерть – самобранку и т.д.

Положительныегерои в волшебных сказках проходят через все препятствия, побеждают злых духов,достигают благородной цели. Они часто действуют не только на земле, но и вподземном и в подводном царствах, встречаются со страшными чудовищами ипобеждают их. На этом пути героям помогают замечательные люди, наделённыенеобыкновенными способностями животные и сказочные птицы.

Русские народные бытовые сказки

Бытовыесказки отличаются от волшебных. В их основе лежат событиякаждодневной жизни. Здесь нет чудес и фантастических образов, действуютреальные герои: муж, жена, солдат, купец, барин, поп и др. Это сказки оженитьбе героев и выходе героинь замуж, исправлении строптивых жен, неумелых,ленивых хозяйках, господах и слугах, об одураченном барине, богатом хозяине,барыне, обманутой хитрым хозяином, ловких ворах, хитром и смекалистом солдате идр. Это сказки на семейно-бытовые темы. В них выражается обличительнаянаправленность; осуждается корысть духовенства, не следующего священнымзаповедям, жадность и завистливость его представителей; жестокость, невежество,грубость бар-крепостников.

Ссимпатией в этих сказках изображен бывалый солдат, который умеет мастерить ирассказывать сказки, суп варит из топора, может перехитрить кого надо. Онспособен обмануть черта, барина, глупую старуху. Служилый умело достигает своейцели, несмотря на нелепость ситуаций. И в этом обнаруживается ирония.

Бытовыесказки кратки. В центре сюжета обычно один эпизод, действие развивается быстро,нет повторения эпизодов, события в них можно определить как нелепые, смешные,странные. В этих сказках широко развит комизм, что определяется ихсатирическим, юмористическим, ироническим характером. В них нет ужасов, онивеселы, остроумны, все сосредоточено на действии и особенностях повествования,которые раскрывают образы героев.

Русские народные сказки о животных


Их очень много. Герои этих сказок — домашние животные, звери и птицы, которымприписываются человеческие черты.

Для сказоко животных характерен яркий оптимизм: слабые всегда выходят изсложных положений. Он поддерживается комизмом многих ситуаций и юмором.

Главнымиперсонажами народных сказок являются волк или лиса, олицетворяющие собой зло, адобрые качества присущи зайцу, петуху, коту, барану, ягнятам, или курице.

Овца- символизирует безобидность, спокойствие, волк – глупость, бык в сказкахтруженик; лиса – хитрая, притворщица; тигр – жестокосердный тиран.

Весьсюжет сказок построен на постоянном столкновении добра и зла. Волк и лиса оченьковарны и опасны. Но силу зла смягчает юмор, который занимает весомое место всказках. Злые герои постоянно высмеиваются и часто попадают в нелепые,комические ситуации.

Обычносказка заканчивается победой добра. Зло наказуемо. Волк и лиса сполна получаютпо заслугам за свои деяния. Сказки о животных поучительны, познавательны.

Заключение

Сказки –самые древние творения человеческого духа.Она один из популярных и любимых жанров в устном народном творчестве.

Мыещё не умели ходить, но уже слышали от наших мам и бабушек сказки.

Сколькоже сказок уже услышано и прочитано нами с раннего детства! И нет среди нихтаких, которые бы нам не нравились. Бывали сказки, похожие друг на друга и непохожие, бывали весёлые и грустные, длинные и короткие. А вот скучные и глупыене попадались никогда

Повзрослев,мы будем их читать и изучать ещё долго. А, читая, всегда погружаемся в ихфантастический, волшебный и одновременно такой живой и реальный мир.Каждый сказочный образ оживает в воображенииярче, чем кадры кино или телевидения. И это не случайно. Ведь сказка –совершенное произведение народного духа.

Всказке нет ничего лишнего. Всё на своём необходимом, точно пригнанном месте. Ипоэтому сказка вечна.

Справедливость,которой так не хватает в жизни, почти всегда торжествует в сказках.

Наизученном материале видно, что поставленные перед нами цели и задачи Покасуществует человечество, оно нуждается в мечте, а следовательно, ему необойтись без сказки, которая вдохновляет, подаёт надежду, забавляет и утешает.

Литература

1.     А.Н.Афанасьев Сборник «Народные русские сказки»

2.     Детская литература сказка»Волк и семеро козлят»

3.     Художественная литература хрестоматия «КАПЕЛЬКА»

4.     Литературное чтение, учебник 3 класс

5.     А.Любарской Сборник сказок «В ТРИДЕВЯТОМЦАРСТВЕ»

 

Приложение1. Мои сказки


Жила-Была девочка. Её звали Елена. Когда она была очень маленькой, родителибросили её. Девочка умела колдовать.

ОднаждыЕлена пошла в лес за ягодами. Набрала полную корзину ягод и пошла домой. Надругой день она снова пошла в лес. Но она увидела красные яблоки на яблоне исобрала целое лукошко.

Натретий день пошла малину собирать. И вдруг слышит, что в кустах кто-то плачет.Посмотрела Елена и увидела старенькую бабушку. Девочка спрашивает: «Зачемвы плачете?»

«Видишьли,- отвечает старушка,- когда я была молодой, была очень красивой, а сейчаспревратилась в некрасивую старушку. Я сама на себя не похожа. А мне хочетсявсегда быть молодой и красивой».

«Выне плачьте,- говорит Елена,- я вас мигом сделаю молодой и красивой».

Поверилабабка Елене и пошла за ней. Стала колдовать над бабкой Елена, и старушкапревратилась в такую красавицу, что ни в сказке сказать, ни пером описать. НоЕлена предупредила, что старушка будет молодой и красивой до тех пор, пока онабудет делать добрые дела. Как только в её мыслях появится зло, она сновапревратится в дряхлую старушку.

Тути сказке конец, а кто слушал молодец.

 

Водной деревне жила с родителями девочка Маша, а рядом с деревней в лесу былологово злого чудища. Однажды Маша пошла в лес за грибами. Чудище заметил её и поймал,принёс в логово и посадил в темницу. Но в темнице Маша оказалась не одна. Тамжила серая мышка.

Мышкапожалела Машу и подарила ей волшебный платочек. Если загадать желание ивзмахнуть платочком один раз, то желание исполнится. Маша поблагодарила мышку,загадала желание, взмахнула платочком и оказалась за пределами логова в лесу.

Узналпро это чудище и помчался за Машей. Бежит Маша, а перед ней длинная и широкаярека. Взмахнула Маша платочком и появился мост. Перешла она речку и побежаладальше. Бежит Маша, а перед ней густой, тёмный лес, а чудище уже почти рядом.Взмахнула Маша платочком и появилась тропинка через лес. Тропинка вывела её излеса. Вскоре Маша увидела свою деревню.

Нокак чудище остановить? Ведь он может навредить жителям деревни. Взмахнула онаплаточком и появились волки, которые напугали чудище и заставили его вернутьсяв своё логово, а волки ушли в лес. Прибежала Маша домой и рассказала всёродителям, а они предупредили жителей деревни, чтобы те не ходили далеко в лес.

Приложение2. Иллюстрации к русским народным сказкам

колобок

теремок

репка

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.18%
НЕТ
38.82%
Проголосовало: 1435

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.18% НЕТ 38.82% Проголосовало: 1435


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.18% НЕТ 38.82% Проголосовало: 1435


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.18% НЕТ 38.82% Проголосовало: 1435


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.18% НЕТ 38.82% Проголосовало: 1435


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.18% НЕТ 38.82% Проголосовало: 1435


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет