Оглавление
1.Понятие и виды безопасности. 5
2. Изучение исследований вобласти безопасности школьников. 7
Введение
Безопасность — состояние защищённости жизненно важныхинтересов личности, общества, государства от внутренних и внешних угроз.
Личная безопасность — состояние защищённостичеловека от психологического, физического или иного насильственногопосягательства
Сегодня реальность такова, что в современном миреникто не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий.Особую тревогу мы испытываем за маленьких граждан.
1.Формированиесоциального опыта школьника, воспитание правильного отношения правил поведенияв понимании своих способностей и возможностей.
1. Проанализировать актуальныепроблемы по безопасности жизнедеятельности и подготовить информацию.
2. Написать сценариивидеороликов. Организовать съёмки. Смонтировать.
3. Выложить ролики в социальнуюсеть ВК на официальную страницу МАОУ «СОШ №10»
Целевая аудитория: обучающиеся 1-7 классов МАОУ «СОШ №10»
Ожидаемый результат:
1. Воспитать грамотного пешехода;
2. Повысить культуру поведенияучеников города Кунгура на улице и в общественном транспорте, умение принятьправильное решение в сложной дорожнотранспортной ситуации.
3. Расширить кругозор детейКунгура при нахождении одних дома, в общении с незнакомыми людьми, нахождениина солнце, воде, лесу и др.
1. Понятие и виды безопасности.
Проблема безопасностижизнедеятельности человека признается во всем мире. ООН называет этупроблему одной из приоритетных в научных исследованиях. В Российской Федерацииот социальных, техногенных, природных и иных катастроф ежегодно погибают более300 тысяч человек, 100 тысяч человек становятся инвалидами, еще больше людейтеряют здоровье. Защита человека от негативных воздействий антропогенногои обеспечение безопасности жизнедеятельности человека происходит врезультате предотвращения, локализации и ликвидации как имеющихся, так ипотенциальных источников опасности. Исходя из группы факторов,составляющих жизнедеятельность человека, можно выделить следующиекомпоненты безопасности жизнедеятельности человека:
1)личная безопасность (безопасность самого себя)
2)экологическая безопасность (безопасное состояние экосистемы)
3)социальная безопасность (безопасное существование человека вобществе, в том числе и в процессе труда);
4)глобальная безопасность (безопасность биосферы в глобальноммасштабе)
Проблема защиты отопасностей возникла одновременно с появлением человека на земле. Многиеправила безопасности формулировались, когда люди пытались защититься отдиких зверей и природных явлений.
Со временем изменилисьусловия жизни человека, изменились и правила безопасностижизнедеятельности.
Теперь они связаны:
— с интенсивнымдвижением транспорта на улицах,
— развитой сетьюкоммуникаций,
— большим скоплениемлюдей,
— и технизациейжилища.
Безопасностьжизнедеятельности представляет серьезнуюпроблему современности и включает в себя, по мнению ученых, решение 3 задач:
• Распознаниеопасностей и их источников;
• Разработка предупредительныхмер;
• Ликвидация возможныхпоследствий.
Таким образом,формула безопасности гласит:
предвидеть опасность -при возможности избегать — при необходимости действовать.
Для детей эту формулуможно зарифмовать в стихах:
Безопасности формулаесть: Надо видеть, предвидеть, учесть.
По возможности – всеизбежать, А где надо – на помощь позвать.
Нидля кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановкавызывает беспокойство у людей всей планеты.
Обучение детей правиламбезопасного поведения, очень важная и необходимая работа. Крайне важно начатьее вовремя, нельзя упускать драгоценное время. Наверстать его потом будет оченьтрудно. Каждая недоработка, касающаяся вопросов личной безопасности ребенка,впоследствии может обернуться бедой.
2. Изучение исследований в области безопасности школьников
В процессевоспитания культуры безопасности школьников осуществляется диагностикаготовности школьников к безопасной жизнедеятельности
Диагностика культуры безопасностидолжна дать информацию не просто о том, готов ли школьник к безопаснойжизнедеятельности (или не готов), но ответить на вопросы: на каком уровне онготов, к каким видам опасности и в какой степени готов (или не готов), каковадинамика готовности к опасности, какие слабые и сильные стороны подготовкишкольника к безопасности, какие наиболее существенные недостатки (достижения) вподготовке к безопасности и т.д
Эффективность диагностики культурыбезопасности школьников в учебном процессе прежде всего зависит от средствдиагностики. К средствам диагностики относятся:
1. средства получения первичной информации (наблюдение за деятельностьюшкольников, изучение результатов деятельности школьников, тесты, анкеты,задачи, вопросы и т.д.);
2. средства анализа полученной информации о процессе и результатах воспитаниякультуры безопасности (основные понятия, используемые для определенияобъективных свойств и характеристик культуры безопасности школьников);
3. средства оценки уровня сформированности и эффективности воспитания культурыбезопасности школьников (критерии оценки уровня развития культуры безопасности,эффективности, интенсивности, оптимальности процесса воспитания культурыбезопасности);
4. средства хранения, систематизации полученной информации о процессе ирезультатах воспитания культуры безопасности (компьютерные программы,протоколы, журналы и т.д.).
Из названных четырех групп средствдиагностики культуры безопасности вторая и третья группа средств являютсяосновными, от которых зависит содержание деятельности педагога и учащихся прииспользовании первой и четвертой групп средств диагностики. Если первая(средства сбора информации) и четвертая группа средств (средства хранения исистематизации) являются универсальными при любом содержании диагностики ввоспитательном процессе, то вторая и третья группы средств являются формойреализации специфики содержания диагностики. Это понятия, используемые дляанализа культуры безопасности (вторая группа) и критерии оценки уровнясформированности культуры безопасности (третья группа).
Первичная информация собирается на основепонятий, лежащих в основе анализа готовности школьников к безопаснойжизнедеятельности. Хранится и систематизируется информация о культуребезопасности школьников на основе используемых критериев оценки, которыенаправляют деятельность педагога на наиболее существенные характеристикиготовности школьников к безопасной жизнедеятельности. Таким образом, основнымисредствами диагностики культуры безопасности являются средства анализа исредства оценки культуры безопасности школьников.
Критериидиагностики культуры безопасности
попараметру – компоненты деятельности
Параметры оценки |
Уровни |
||
низкий |
средний |
высокий |
|
мотивация |
Стремление к саморазрушению. |
Стремление к преодолению вредных и опасных факторов жизнедеятельности. |
Стремление к профилактике и минимизации вредных и опасных факторов жизнедеятельности. |
знания |
Разрозненные знания о безопасности. |
Знания об основных вредных и опасных факторах жизнедеятельности и способах их преодоления.
|
Система знаний о вредных и опасных факторах жизнедеятельности и способах их профилактики и преодоления. |
умения Представленная информация была полезной? ДА 61.18% НЕТ 38.82% Проголосовало: 1512 |
Владение умениями безопасного поведения в привычной обстановке. |
Владение умениями безопасного поведения в непривычных, трудных условиях. |
Владение умениями безопасного поведения в непривычных, опасных, экстремальных ситуациях. |
творчество |
Опыт репродуктивного использования способов безопасного поведения в знакомых условиях. |
Опыт реконструкции известных способов безопасности с учетом конкретных условий. |
Опыт творческой разработки новых способов безопасности. |
самоконтроль |
Самоконтроль за соблюдением норм безопасности по результату деятельности. |
Пошаговый самоконтроль за соблюдением норм безопасности. |
Прогностический самоконтроль за соблюдением мер безопасности. |
3. Решения,направленные на развитие навыков безопасного поведения детей
Ведущим видомдеятельности ребенка является учение. Хотя игра по-прежнему занимаетсущественное место в его жизни. Но именно учебная деятельность являетсянаиболее значимой для развития и проявления способностей и задатков школьника.
Поэтому основным способомразвития навыков социально-безопасного поведения поможет ситуационная игра.Нужно помнить, что для школьника наиболее важным является процесс обучения, ане его результат. Ему интереснее изучать, а не знать и уметь. Поэтому развитиенавыков социально-безопасного поведения следует выстраивать вокруг яркого,интересного процесса получения навыков, а не вокруг последствий разныхопасностей.
Таким образом,ситуационная игра позволяет во время процесса обучения навыкам безопасногоповедения смоделировать практические ситуации, отработать и закрепитьполученные навыки, при этом сочетая в себе элементы игры и значительнуюинформированную емкость, элементы театрализации, актерского перевоплощения,определенной фантазии и импровизации, что позволяет заинтересовать школьника впроцессе обучения.
Занятие |
Цель |
1. Результат |
«Незнакомец» |
Выработать у младших школьников умение отвечать отказом на любое обращение к ним незнакомого взрослого, научить говорить «Я Вас не знаю». |
2. Выработанное правило: «Всегда говори своим родителям, куда ты идешь». 3. Обозначенный план действий в общении с незнакомцем на лице
|
«Телефонный звонок» |
Выработать у младших школьников умение безопасно отвечать на незнакомые номера |
Выработанное правило – никогда не распространять информацию о себе и своей семье незнакомым людям по телефону |
«Подкуп» |
Выработать у младших школьников понимание, что не все подарки от незнакомых людей можно принимать и какие последствия могут возникать.
|
1. Умение различать взрослых, которые в ответ на подарок ждут только «Спасибо», от тех, кто в обмен на свою щедрость рассчитывают получить какие-либо «услуги».2. Правило: Ничего не брать у незнакомца. Если все-таки ребенок забыл о безопасности и откликнулся на приглашение, но вдруг понял, что его куда-то уводят, напомнить, что есть правило: «Кричать, бежать, рассказывать»
|
«Если потерялся…» |
Выработать у младших школьников чувство уверенности и умение обращаться к «безопасным незнакомцам» за помощью. |
1. Выработанное умение обращаться за помощью к «безопасному» взрослому в том случае, если потерялся» и осознанность необходимости называть себя, свой адрес, телефон;2. Умение не паниковать в ситуации «если потерялся» и следовать выученной инструкции. |
«Дорога домой» |
Выработать у младших школьников понимание того, что дорога домой должна проходить проверенным, а значит, безопасным маршрутом |
1. Умение вести себя в ситуации, если кто-то навязывает другую дорогу до дома;2. Осознание правильности выбранной стратегии поведения. |
4. Основные правила техники безопасногоповедения в коротких перерывах между уроками и после окончания занятий длямладших и старших школьников.
Небегать по коридорам, лестницам, кабинетам и любым другим школьным помещениям непредназначенным для этого;
· Нельзясъезжать по перилам, бегать по лестничным проемам, открывать окна в классе икоридоре, залезать на подоконники, на чердак и крышу школы.
· Запрещаетсявходить в подсобные школьные помещения, в которых находятся коммуникации,устройства и механизмы. Это опасно для жизни и здоровья.
· Неразрешено заходить в класс без учителя и брать школьные принадлежности или вещиодноклассников.
· Вовремя уроков все учащиеся должны находиться в классах, а не «путешествовать» пошколе и школьному двору, и, тем более, выбегать на проезжую часть.
· Воспрещаетсябегать и шуметь в коридоре, особенно во время уроков.
Нетолкаться, не драться, не кричать. Не играть в активные игры в помещенияхпрямо не предназначенных для этого;
Любыевозникшие конфликты между учениками решать мирным путем или через учителя;
Бытьвнимательным при перемещении по потенциально опасным местам: лестницы, склоны,обледеневшая поверхность и т.д.;
Взимнее время не подходить близко к стенам школы, чтобы исключить риск получениятравмы упавшим снегом или сосулькой;
Небросаться и не использовать в играх твердые предметы, которые могут нанеститравму: камни, палки, льдинки и т.д.;
Неприносить в школу опасные предметы или вещества, которые могут нанестивред окружающим: пиротехнические или взрывные устройства, острые, режущиепредметы, любой вид стрелкового оружия (в том числе и пневматического);
Нелазить по деревьям, крышам, заборам, теплицам и любым другим высотнымконструкциям;
Непытаться проникнуть на территорию хозяйственных и технических помещений. Незалезать на чердаки, в подвалы и другие места, не предназначенные длянепосредственного обучения или отдыха школьников;
Неподходить к местам, представляющим повышенную опасность: ямы, траншеи,котлованы, близлежащие автомобильные дороги и т.д.;
Недразнить, не прогонять и не кормить животных (обычно собак), которые оказалисьна территории учебного заведения. О случаях появления таких животных сообщатьучителю;
Непокидать территорию школы без соответствующего разрешения учителя;
Невести себя агрессивно, не провоцировать конфликты и не принимать в них участие.О случая возникновения конфликтов сообщать учителю;
Избегатьвсех прочих опасностей, всегда соблюдать осторожность, и правила безопасностижизнедеятельности.
5. Практическая часть
Проект «Счастливое детство. Путешествие побезопасности» — это серия видеороликов – рассказов о правилах действия детей вразличных жизненных ситуациях при возникновении внешних и внутренних угрозсовременного мира, которые создаю я совместно с одноклассниками. Проектом будетсоздан видеоряд, который будет способствовать формированию знаний и навыковбезопасности ребёнка. Главный девиз нашего проекта: «Лучше один разувидеть, чем сто раз услышать». Наш видеоряд будет состоять извидеороликов хронометраж каждого составит 2-3 минуты. Формат проекта выбран неслучайно, ведь у современных детей «клиповое» мышление.Способность у детей краткого и красочного восприятия окружающего мирапосредством короткого, яркого посыла, воплощенного в форме видеоклипа,теленовостей или в другом аналогичном виде. Формат проекта будет разработан сучетом всех современных требований с использованием компьютерной графики идинамичного монтажа. Уже проведено несколько занятий в 3 г классе на темубезопасности. Ребята хорошо окликаются на данный видеоряд. Также ребятанарисовали рисунки о данной теме.
Кадры из роликов:
6. Заключение
Безопасность — состояние защищённости жизненно важныхинтересов личности, общества, государства от внутренних и внешних угроз.
Современные дети растут в мире высоких технологий. Ни для кого несекрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойствоу людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан– маленьких детей. Правильно научить ребенка вести себя в опасных ситуациях,одна из важных задач родителей и воспитателей. Тема безопасного поведения наулицах города, в доме сегодня особенно актуальна. Ведь безопасность – это непросто усвоенные детьми знания, а правильное поведение в различных жизненныхситуациях, в том числе и неожиданных. Школьный возраст – это важнейший период, когда формируетсячеловеческая личность. Определить, правильно или неправильно ведёт себя человекв тех или иных обстоятельствах очень сложно. Тем не менее, необходимо выделитьтакие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так какот этого зависит их здоровье и безопасность.
Эти правила следует разъяснить детям подробно, а затем следить за ихвыполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни – это не просто суммаусвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях.
Чтобы дети былиздоровыми и невредимыми необходимо:
· формироватьнавыки обеспечения личной безопасности;
· проводитьс детьми индивидуальные беседы, объяснив важные правила, соблюдение которыхпоможет сохранить жизнь;
· решитьпроблему свободного времени детей;
· постояннобыть в курсе, где и с кем ваш ребёнок, контролировать его место пребывания;
· неразрешать разговаривать с незнакомыми людьми, не разрешать садиться в машину кнезнакомым, не открывать дверь незнакомым;
· чтобыне стать жертвой или виновником дорожно-транспортного происшествия, научитесвоих детей быть предельно внимательными на дороге и в общественном транспорте.
И самое главное, нужноподавать детям собственный пример правильного поведения в быту, на улицах идорогах, при общении с окружающими.
О способахповышения безопасности школьников на жизни, показанных в моей работе можнорассказывать в других классах нашей школы и в других города Кунгура.
