Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Катайгинская средняя общеобразовательная школа»
Верхнекетского района, Томской области
Районнаянаучно-практическая конференция педагогических работников муниципальной системыобразования Верхнекетского района «Грани педагогического мастерства»
Педагогический проект:
Семейный клуб «Ковчег»
Авторы проекта: Метелёва Алена Борисовна,социальный педагог.
Прозукина Марина Андреевна, учительмузыки, ОРКиСЭ.
Катайга 2017г.
Актуальностьпроекта
Сегодня, когда обществутребуется человек с возросшим чувством собственного достоинства,раскрепощённый, с высоким уровнем самосознания, одной из приоритетных обозначиласьпроблема духовно–нравственного воспитания. И причин для этого достаточно:
Во-первых, общество нуждается в подготовке широкообразованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и образцовыми качествами характера.
Во-вторых, в современном мире ребенок развивается вокружении множества разнообразных источников информации как позитивного, так инегативного характера, которые имеют силу воздействия на еще толькоформирующуюся сферу нравственности ребенка.
В-третьих, само по себе образование не гарантируетвысокого уровня нравственной воспитанности.
В-четвертых, нравственные знания информируют ребенка о нормахповедения в современном обществе, дают представления о последствиях нарушенияэтих норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
На что мы должны опираться, чтобы обеспечитьдуховно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина?
Стратегия развитиявоспитания в Российской Федерации на период до 2025 года нам говорит о следующем:
«Приоритетной задачейРоссийской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственнойличности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающейактуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал вусловиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины…»[2].
Данный документ ориентированна «…развитие социальных институтов воспитания, обновление воспитательногопроцесса в системе общего и дополнительного образования, в сферах физическойкультуры и спорта, культуры на основе оптимального сочетания отечественныхтрадиций, современного опыта, достижений научных школ, культурно-исторического,системно-деятельностного подхода к социальной ситуации развития ребенка…»[2].
«Поддержка семейного воспитаниявключает:
— содействие развитию культурысемейного воспитания детей на основе традиционных семейных духовно-нравственныхценностей;
— поддержку семейных клубов, клубовпо месту жительства, семейных и родительских объединений, содействующихукреплению семьи, сохранению и возрождению семейных и нравственных ценностей сучетом роли религии и традиционной культуры местных сообществ». [2].
Следует отметить, чтодуховно-нравственное воспитание личности реализуется через многие социальныеинституты. В том числе и в школе через предметные области, через образовательныеи воспитательные мероприятия. Но к наиболее важным и существенным социальнымфакторам относится воспитание в семье. В отличие от многих других институтов повоспитанию личности, «семья может непосредственно оказать существенноевоздействие на все грани личности на протяжении всей жизни» [1]. Нельзяне заметить проблемы, существующие в современных семьях: разобщённостьпоколений, потеря корней русской культуры, отсутствие традиционногоправославного воспитания в большинстве семей, вследствие чего охват родителеймероприятиями духовно-нравственной направленности очень низкий. Это показываетанализ воспитательной работы в школе.
И возникает противоречие. С однойстороны, работа по духовно-нравственному воспитанию ведется, а с другой сторонынедостаточно проводится мероприятий для совместной работы педагогов, родителейи детей, да и охват родителей низкий. Именно это и привело к идее созданиясемейного клуба «Ковчег». Наш проект направлен на сплочение семей, возрождениеправославных традиций в семье, на просвещение в лучших традициях русскойнациональной культуры, тем более, что религиозному воспитанию отводитсянемаловажное место в системе развития воспитания в Российской Федерации.
Цель проекта: увеличение числа родителей, вовлеченных в образовательныемероприятия, направленные на совместное приобщение детей и родителей кправославной культуре, осознание её значения для современной семьи.
Задачи проекта:
Входе реализации проекта «Семейный клуб Ковчег» были решены следующие задачи:
- анализ посещения родителями воспитательных мероприятий в школе духовно-нравственной направленности;
- формирование рабочей группы;
- расширение полей социального партнерства;
- разработка плана заседаний;
- информирование родителей о создании клуба и о его работе;
- проведение цикла заседаний семейного клуба, на которых было организовано проведение семейного досуга и совместного творчества детей и родителей, (законных представителей), выход за пределы школьного пространства;
Срок выполнения:три года- 2016-2017 уч.год ; 2017-2018 уч.год; 2018-2019 уч.год.
Участники проекта: родители (законные представители), педагоги, учащиеся,социальные партнёры: МАУ «Культура», Катайгинская библиотека, спортинструктор, православныйприход «Успения Божьей Матери», представители Русской Православной Церкви.
Предполагаемый продукт проекта:
— план работы семейного клуба«Ковчег»;
— разработки заседаний, выставкитворческих работ;
— тематические выставки к заседаниям;
— сборник методических рекомендацийдля родителей;
— фотоальбомы.
Планируемые результаты:
— приростродителей и детей, вовлеченных в мероприятия духовно-нравственного воспитания;
— приростучастников (детей и родителей) конкурсов духовно-нравственной направленности;
— приростучастников социальных проектов, мероприятий, благотворительных акций;
— повышениядуховно нравственного уровня воспитанности учащихся (диагностика, приложение 3)
—успешнаяреализация проекта станет примером для других школ, находящихся в подобныхсоциально-сложных условиях.
Показатели достижения результатов:
Уже сейчас по итогам реализациипроекта семейного клуба «Ковчег» за прошлый учебный год выявлены следующиерезультаты (мониторинг воспитательной работы за 2015-2016 уч. год и 2016-2017уч. год.):
— увеличение семей, вовлеченныхв работу семейного клуба «Ковчег»;
— увеличение количества участников(родителей, детей, бабушек) в социальных проектах, благотворительных акциях ишкольных мероприятиях.
Дальнейшее развитие проекта
1. Сетевое взаимодействие среди школ района.
2. Расширение материально-технической базы игеографии проекта за счет участия в грантовых конкурсах духовно-нравственнойнаправленности
Рабочий план реализации проекта на 2017-2018 учебный год.
Приложения
1. План работы на 2017-2018 уч.год
2. Фотоотчет о проведениизаседаний за 2016-2017 уч. год. Отзывы родителей
3. Анкета, справка.
4. Письмо поддержки
Список использованной литературы :
1. Борисова Л. В. Семья как основастановления личности [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VМеждунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Чита: Издательство Молодойученый, 2014. — С. 227-229. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/102/5359/(Дата обращения: 05.12.2017)
2. Стратегия развития воспитания в РоссийскойФедерации на период до 2025 года.
