Муниципальноебюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский садкомбинированного вида №39 муниципального
образования Усть-Лабинскийрайон
Социально-значимый проект
«СПАСЁМ ПЛАНЕТУ ОТ МУСОРА»
для детей старшегодошкольного возраста
Выполнила: воспитатель
ПетренкоО.С.
х. Братский 2022 г.
Содержание.
ü Пояснительная записка
ü Актуальность
ü Проблема
ü Участники проекта
ü Цель проекта
ü Задачи проекта
ü Ожидаемые результату (прогноз)
ü Содержание проекта
ü Основной этап
ü 1 «Планета в опасности»
ü 2«Планета без мусора»
ü 3. «Мой дом – моя крепость»
ü Заключительный этап
ü Сотрудничество с семьёй
ü Полученные результаты
ü Заключение
ü Список литературы
Пояснительная записка.
Жизнь планеты Земля вомногом зависит от состояния окружающей среды. С каждым годом все сильнееощущаются существующие экологические проблемы. Когда вырастут наши дети ивнуки, экологические проблемы придется решать им. Важно уже сегодня научитьдетей ценить окружающий мир, поступать с ним разумно. В детском саду постоянноведётся работа по формированию экологических представлений у детей дошкольноговозраста. Научить ребенка заботиться о чистоте в доме, в родном посёлке, вприроде, формировать представления об экологии нашей планеты — это одна изважных задач воспитания ребёнка, как дома, так и в детском саду. Надо донестидо каждого ребенка, что мусор наносит вред природе, научить их правильномуобращению с мусором. Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает передспециалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средствэкологического воспитания в современных условиях. Одним из таких средств, нанаш взгляд, может быть экологический проект. Проект «Спасем планету от мусора»поможет понять проблемы связанные с экологией
родного края, постараетсяоказать влияние на улучшение экологической ситуации в хуторе, стране, мире.
Актуальность
Проблема экологическогосостояния территорий и природы в целом сейчас очень актуальна. Так как жизньчеловека невозможно представить без мусора, необходимо как-то решать этупроблему. Ведь вторичное его использование сохранит огромные средства, идущиена сжигание и захоронение. Если учитывать срок службы пластика, то необходимонайти ему широкое применение. Нельзя выбрасывать стекло, т.к. запасы кварцевогопеска небезграничные. Эта работа поможет по-другому относиться к охранеокружающей среды, к сохранению природы своей малой Родины. Именно дошкольный возраст — самоценный этап в развитииэкологической культуры личности.В этом возрасте ребёнок начинаетвыделять себя из окружающейсреды, формируются основы нравственно-экологических позиций
личности. Ежедневно вовремя прогулки дошкольники принимали участие в уборке территории своего участкаи каждый раз у них возникают вопросы: откуда берется столько мусора? Почемулюди бросают на улицах мусор? Куда отвозят мусор? и т.д. Чтобы ответить на этинедетские вопросы и попытаться решить “мусорную проблему”, я разработала проект“Спасём планету от мусора”.
Проблема
охрана природы, попытка решить проблему сбора и утилизации
мусора. У детей старшегодошкольного возраста недостаточно сформированы знания о мусоре. Что происходитс мусором, что нужно сделать, чтобы он не загрязнял окружающую среду. Из своихнаблюдений за детьми и родителями мы заметили, что не все дети и взрослыебросают мусор в контейнер, зачастую просто оставляют его на землю, тем самымзагрязняя её. Нас заинтересовала данная тема, и мы решили изучить причинывозникновения данной проблемы, а также разработать свой метод экологическойутилизации мусора, через создание оригинальных костюмов для разных случаевжизни, игрушек, изготовления атрибутов для игр и т. д. с целью привлечениявнимания к проблеме загрязнения окружающей среды и поиску методов вторичного использованиябытовых отходов.
Участникипроекта:
Ø Дети подготовительной группы(6-7лет),
Ø Воспитатель: ПетренкоО.С..
Ø Музыкальный руководитель: Смолеева Т.В.
Ø Родители воспитанников.
Цельпроекта:
Привлечение вниманиявоспитанников и их родителей к загрязнению окружающей среды мусором, нахождениюпутей решения этой проблемы через вторичное использование бытовых отходов ипропаганду гуманного отношения к природы своего края.
Задачи:
· расширять знания детей овзаимозависимости мира природы и деятельности
· человека;
· формировать представления оцелесообразности вторичного использования
· бытовых и хозяйственныхотходов;
· стимулировать интерес кисследовательской деятельности, опытным путём
· выявить, какие отходыразлагаются быстрее, совершенствовать умение
· оперировать имеющимисязнаниями, обобщать, делать выводы;
· способствовать активномувовлечению родителей в совместную
· деятельность с ребенком вусловиях семьи и детского сада.
· учить выражать свое отношениек поступкам детей и взрослых с позиции
· общепринятых норм и адекватновоспринимать оценку своего поведения;
· развивать воображение, умениереализовывать свои впечатления в
· художественно – творческойдеятельности.
·
· Формировать навыкиисследовательской деятельности,
· совершенствовать умениеоперировать имеющимися знаниями, обобщать, делать выводы.
Девиз проекта:
Кто-томусор собирает,
Кто-то деревца сажает,
Кто-то в клумбах копошится,
Всюду радостные лица.
Видпроекта: Социально-значимый, информационно — творческий, среднесрочный.
Срокреализации проекта: 14.02.2022– 13.05.2022г.
Ожидаемыерезультаты (прогноз).
врезультате реализации проекта у детей и родителей будет:
-повышен уровень экологической воспитанности
-проявление ответственного и гуманного отношения к окружающей среде и природекраснодарского края, родного хутора;
-сформированы навыки исследовательской деятельности, умения обобщать, делатьвыводы.
-повысится уровень знаний детей о вторичном использованиибытового мусора и его переработке.
-сформированы навыки изготовления поделок из ненужных предметов (ТБО)
Содержание проекта
1этап (Подготовительный) 14.02.2022-04.03.2022г
• Обозначениеактуальности и темы будущего проекта.
• Постановкацели и задач.
• Подборкаконсультаций и рекомендаций для родителей.
• Повышениесобственной профессиональной компетентности, работа с методическим материалом илитературой по данной теме.
Организацияразвивающей среды: изготовление и оформление дидактических, настольно-печатныхигр и пособий, атрибутов к сюжетно – ролевым играм и т.д.
• Разработка планаработы
2 этап(Основной) с 07.03.2022г.по 29.04.2022г.
«Планета в опасности»
Виды деятельности |
Мероприятия |
Коммуникативная
|
Беседы: «Планета Земля в опасности» «Кто и как загрязняет нашу планету» «Куда девается мусор?» «Правила поведения в природе» «Что будет с планетой и людьми, если человек засорит всю планету» «Что мы, дети можем сделать ,чтобы мир был чище» «Что делать с мусором» «Экономим бумагу, спасем деревья» «Помогите природе». |
Восприятие художественной литературы и фольклора |
Чтение художественной литературы: Рыжова Н.А. «Серая шапочка и Красный волк» «Мусор и Чистюлька» «Илья Муромец против мусора». «Загадочный зверек» «Лесной пожар» § «Уважай чужой труд» § «Как люди речку обидели», |
Изобразительная |
Рисование «Запрещающие знаки» Корзина для мусора» Аппликация: «Земля наш дом не мусори в нем»
|
Игровая |
§ Д/и «Из чего сделан предмет?», § « Что лишнее?» § « Хорошо-плохо» § « Запрещающие знаки» § « Человек и природа» § С/р игры « Поход в лес |
Музыка |
§ Слушание песни «Берегите этот мир» § «На планете нашей голубой есть то место где живем мы с тобой» |
Конструирование |
Ручной труд «Солнышко из фантиков», «Вторая жизнь отходам», «Игрушки из дисков», « Волшебная тарелочка», « Снеговик». Представленная информация была полезной? ДА 61.21% НЕТ 38.79% Проголосовало: 1490 § |
«Планета без мусора»
Виды деятельности |
Мероприятия |
Игровая |
§ С/р игры «Поход в лес», § «Мусоросборщики», § «Пикник в лесу» |
Восприятие художественной литературы и фольклора |
§ С О.Высоцкая «Ёлочка» § К.Чуковский «Чудо-дерево» § Ю.Черных «Кто пасется на лугу?» § В. Берестов «Картинки в лужах» § «Веселое лето» § Сочинение сказки « Путешествие Муравьишки |
Коммуникативная
|
§ Трудовой десант «Очистим игровую площадку от мусора». Сбор макулатуры § «Сдай макулатуру спаси дерево» Просмотр мультфильмов «Крокодил Гена и Чебурашка» (сюжет где Крокодил Гена и § Чебурашка помогают очистить речку), фиксики «Батарейки», «Бумага», «Мальчик и земля». Свинка Пеппа «Переработка»
|
Двигательная |
§ Подвижная игра « Путешествие» § Эстафеты: «Кто быстрее соберет мусор» § «Попади в корзину» § Раздели и собери мусор»
|
Музыкальная |
слушание музыки из серии: мелодии о звуках природы, голоса птиц. |
Изобразительная |
§ Рисование «Мой любимый чистый хутор» § «Собираем отходы сохраняем природу» § «Спасем планету от мусора» § «Дети против мусора» |
Конструирование |
§ Ручной труд « Дизайнеры одежды» ( изготовление костюмов из бросового материала). |
3 этап (Заключительный)
§ Презентация «Спасем планету от мусора»
§ .Конкурс костюмов из ненужных вещей «Мусорная мода»
§ Конкурс «Экологические знаки»
§ Выпуск газеты « Чисто не там где убирают а там где не мусорят»
Сотрудничество с семьей:
§ Анкетирование: «Экологическое воспитание в семье». Экологическая акция § «Мы против мусора». § Круглый стол «Мусор – это хорошо или плохо?» Конкурс «Экологические знаки», § «Мусорная мода», «Самый оригинальный контейнер для мусора». § Мастер -класс «Игрушки из дисков». Выставки поделок из бытовых отходов: § « Парад снеговиков Работа в творческой мастерской § «Волшебные превращения мусора» (изготовление костюмов из ненужных вещей Выпуск газеты «Чисто не § там где убирают, а там где не мусорят» Памятки «Правила поведения на природе». § «Как обращаться с отходами дома?». § Консультации «Зависимость здоровья детей от состояния окружающей среды» Оформлении фотогазет «Здесь были люди», § «Жалобная книга природы |
Продукты проекта:
§ Фотогазета «Жалобная книгаприроды»
§ буклетдля родителей «Как обращаться с отходами дома?»
§ экологическая газета для родителей «Мусор собери сегодня, сделайчище хутор!»
§ Совместнаяс детьми выставка из бросового материала «Мусорные фантазии
§ Папкапередвижка « Берегите окружающую природу»
Полученные результаты
Анализрезультатов работы показал положительную динамику изменения отношения детей кприроде, следовательно, можно говорить о том, что деятельность по формированиюэкологического образования в рамках реализации проекта «Спасем планету отмусора» эффективна.
Разумное сочетаниеисследовательской деятельности детей, их познавательного интереса ипрактической деятельности с бросовым материалом позволило создать благоприятныеусловия для формирования экологической культуры старших дошкольников. Впроцессе практической деятельности дети поняли, что бросовый материал можноиспользовать как второе сырьё, познакомившись с проблемами загрязненияокружающей среды, стали проявлять инициативу в решении задач по охранеокружающей среды.
Повысился уровеньконструктивных умений и навыков, творческого воображения при работе с бросовымматериалом. Дети научились высказывать свои предположения о причинахнаблюдаемых явлений, реализовывать с семьёй по воспитанию положительногоотношения к природе
Родители заинтересовалисьпроблемами вторичного использования бросового материала, принимали активноеучастие в природоохранных акциях, в конкурсах поделок из бросового материала.
В результате проведеннойработы с детьми и родителями по применению твердых отходов в быту, продлеваяжизнь пластиковым бутылкам, тетрапакам, пластиковой посуды, CD дискам и другомуматериалу, я подтвердила свою гипотезу.
Список литературы
1. Плешаков А. А. Великан на поляне, или Первые урокиэкологической
этики. Книга для учащихся начальных классов. -М.: Просвещение,2017.
2. Ласкина Л.Д. Экологическое образование младших школьников.
Рекомендации, конспекты уроков, занимательные материалы.-Изд.:
Учитель, 2014
3. Турыгина С.В. Экологический марафон: игры, фестивали, программыдля
дошкольников и начальной школы.-Изд.: Феникс, 2010
4. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов.- Режимобщего доступа
Анкета«Знаю ли я свою «малую» Родину?»
Инструкция:выберите один или несколько ответов.
1.Знаете ли Выисторию жизни Ваших родственников (Ф.И.О., род деятельности, место жительства)?
-Знаю все о своихродителях
-Знаю все о своихродителях и бабушках-дедушках
-Знаю о своихродителях, бабушках-дедушках, прабабушках-прадедушках
-Затрудняюсьответить
— Владеюинформацией частично
2.Являетесь ли Выкоренным жителем своего хутора (3 и более поколения Вашей семьи проживали вэтом городе)
— Да
-Нет
-Затрудняюсьответить
3.Знаете ли Вызнаменитых земляков?
— Не знаю
— Знаю
4.Знаете ли Выисторию своего края?
-Особенности речи,местного костюма, традиции праздников, легенды, сказки, предания.
-Затрудняюсьответить
— Владеюинформацией частично
Анкета для родителей.
(какими навыками владеет ребёнок)
• Знает и называет адрес.
• Знает называет свой номер телефона
• Называет улицу и номер дома.
• Называет название посёлка.
• Может назвать своё имя, отчество, фамилию.
• Может назвать имя, отчество мамы и папы.
• Знает своих бабушек и дедушек.
• Где работают родители.
• Знают и называют нашу красавицу Кубань
• Показывают на карте Усть Лабинский район Краснодарский край, Россию.
• Называют города краснодарского края Сочи Геленджик, Анапа, Новороссийск,Ейск Темрюк Керчь Краснодар и тд.
• Называют памятники и мемориальные доски нашего хутора.
• Называют название нашего детского сада «Журавлик».
