X-PDF

Проект Старт в будущее

Поделиться статьей

Муниципальныйконкурс педагогических и управленческих проектов «Расширяя горизонты»

 

 

 

 

 

 

 

 

                                   Номинация «Основное и среднее общее образование»

 

 

 

 

 

 

 

ПРОЕКТ

«Профориентацияшкольников. Старт в будущее»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                   Автор проекта

Шешукова ОльгаВячеславовна

учитель русскогоязыка и литературы

МБОУ «ВОК» СПШкола № 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Верещагино, 2022-2023учебный год

 

 

 

ПАСПОРТПРОЕКТА

 

1

Название проекта

«Профориентация школьников. Старт в будущее»

 

2

Номинация

Основное и среднее общее образование

3

ФИО, должность автора проекта

Шешукова Ольга Вячеславовна, учитель русского языка и литературы

4

Наименование организации

МБОУ «ВОК» СП Школа № 1

5

Наименование муниципалитета

Верещагинский городской округ

6

Адрес СП

617120, Пермский край, г. Верещагино,

ул. Ленина, 15

7

Адрес электронной почты

school1.ver@yandex.ru

8

Контактные телефоны

Тел.факс 8 (34 354) 3 37 85,

Тел. 3 37 84

9

Аннотация проекта

Проект направлен на раннюю профессиональную ориентацию обучающихся 5 классов СП Школы №1( на базе СП Школы №1)

10

Сроки реализации проекта

01.09.2022 -01.09.2023 г.г.

11

Участники проекта

Руководители проекта –Шешукова Ольга Вячеславовна.


Участники проекта: начальник СП Школа               № 1, учителя–предметники 5 классов, классные руководители 5 классов, педагог-психолог, родительская общественность.

12

Целевые группы

Учащиеся 5 классов

13

Основные понятия, используемые в проекте

Профессиональное воспитание- развитие учащегося как субъекта профессионального труда, изменение его отношения к созидательной деятельности.

Профессиональная диагностика- процедура выявления и измерения направленности человека в том или ином виде профессиональной деятельности.

Профессиональная информация- ознакомление группы обучающихся со сведениями о мире профессий, личностных и профессионально важных качествах человека.

Профессиональная проба- это испытание, моделирующее элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющее завершенный вид, способствующая сознательному, обоснованному выбору профессии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.  Актуальностьпроекта

 

     В настоящее время все большую актуальность приобретает вопрос формирования иразвития успешной личности. Подготовка школьников к обоснованному выборупрофессии представляется одной из важнейших задач школьного обучения ивоспитания. Профориентационная работа на сегодняшний день является неотъемлемойчастью программы повышения качества образования.

Работупо профориентации необходимо начинать уже на ступени начального образования.Как выяснилось, в общеобразовательных учреждениях муниципалитета недостаточно уделяетсявнимания такой работе. Об этом начинаем говорить только в старших классах, аэто как оказалось, достаточно поздно. С 2018 года в Верещагинском городскомокруге реализуется государственный проект «Билет в будущее». На базе нашей школыпроект был успешно реализован в течение четырех лет на ступени начальногообразования. Дети за это время имели возможность получить достаточно информациио мире профессий. Но, перейдя в 5 класс, обучающие оказались в ситуации, чтовернутся они к этому вопросу только в 8 классе. Таким образом, все полученныезнания за такой длительный период могут быть растеряны. Считаю, что работа попрофориентации в школе должна вестись систематически. Каждый предыдущий этапдолжен стать ступенью к следующему.

Врезультате анализа ситуации выявлена потребность ведения профориентационнойработы в среднем звене школы, начиная с 5 класса.

Мне представляется,что перечисленные проблемы во многом может решить реализация предложенного проекта.

Именно вэтом заключается его актуальность. Новизна проекта, на мой взгляд, можетрассматриваться на институциональном уровне, поскольку такой опыт успешноиспользуется во многих образовательных организациях РФ.

 

 

II. Цели изадачи проекта

 

Цель–Создание системы профориентационной работы в школе для обучающихся5 классов СП Школа №1

Задачи:

1.    Cоздать системупрофориентации учащихся через урочную и внеурочную деятельность.

2.    Обеспечитьпрофпросвещения, консультации учащихся

3.    Формироватьу обучающихся ценностного отношения к трудовому становлению;

4.      Обеспечитьразвитие у школьников отношения к себе как к субъекту будущегопрофессионального образования и профессионального труда;

5.      Формироватьу обучающихся готовность к принятию осознанного решения при проектированиисвоего образовательно-профессионального маршрута по завершении обучения восновной школе;

6.      Приобщатьдетей к работе со справочной и энциклопедической литературой.

 

    

 

III .Содержаниепроекта

 

Проектвключает в себя следующие основные направления:

1.    Профориентация в рамках учебной деятельности.

2.    Реализация проекта в рамках внеурочной деятельности.

3.    Сотрудничество с родительской общественностью и социальнымипартнерами.

 

Механизмыи стратегия реализации проекта:

       В проекте предполагается реализация рабочей программы, разработанной  в целяхведения эффективной профориентационной работы.

        Занятияпроводятся в форме групповой работы с элементами тренинга. При проведениизанятий курса используются следующие формы и методы работы:

•профориентационные игры;

• игровыепрофессиональные упражнения;

•самоописание;

•групповая дискуссия;

•использование конструктивной обратной связи.

В основепрограммы курса внеурочной деятельности лежат ценностные ориентиры, достижениекоторых определяется воспитательными результатами.

Формызанятий –рассказ, беседа, практика, ролевая игра, тренинг, тестирование, анкетирование,экскурсии, встречи с людьми интересных профессий и др.

 

Основныеэтапы реализации проекта:

 

1.    Подготовительныйэтап(01.08.2021-01.09.2021 года):

-работас нормативно-правовой базой,

-разработкапланов работы, определение целевых групп и ответственных.

-диагностикаобучающихся

-анкетированиеродителей

     2.  Основнойэтап (01.09.2021-31.05.2023 года)

реализацияпланов работы по направлениям проекта

-внесениеизменений и корректировок.

-диагностикаэффективности работы

 

      3.  Заключительныйэтап (01.06.2023-01.09.2023 года)

-подведениеитогов реализации проекта, оценка эффективности

                  -тиражирование опыта

                  -переход проекта в стадию функционирования

 

 

IV.Рабочий план реализации проекта

на2022-2023 учебный год на параллели 5 классов

«Календарьпрофессий»

 

№ п/п

Месяц

Темы

Виды деятельности

Ответственные

1

Сентябрь

День работников леса( биолог, агрономы, лесничий, эколог и т.д.)

 

-Оформление стендов

Конкурс рисунков

Тематические беседы

Встречи с людьми данных профессий

экскурсии

Кл. руководители,

педагоги естественно-научного цикла

2

Октябрь

День учителя

День работников сельского хозяйства

Участие в дне самоуправления

Выставка газет

Мероприятие «Хлеб всему голова»

Кл. руководители,

Педагоги школы

 

Общее мероприятие

«Мир удивительных профессий»

 

Кл. руководитель 5 А класса

Саначева Т.А.

3

Ноябрь

День сотрудника органов внутренних дел

 

Просмотр презентации, беседы

Встречи с сотрудниками полиции

Экскурсии в отделение полиции г.Верещагино.

Кл. руководители

4

Декабрь

Профессии самого любимого праздника

Круглые столы

Выставка рисунков

Работа в группа по предпочтениям

«Первая проба» новогодний костюм или наряд

Кл. руководители,

педагоги эстетического цикла

 

отв. за пробу:

Бизяева И.В.

 

Общее мероприятие

«Создаем праздник сами»

 

 

 

Кл. руководители

 

5

Январь

Работники печати

Беседы о профессии

Экскурсии в типографию и в редакции местных газет «Заря» и «Вестник»

Первые шаги в фоторепортаже

Кл. руководители,

Библиотекарь школы

6

Февраль

Профессии наши пап. Военные профессии.

Встречи с родителями

Тематические открытки для пап к Дню защитника Отечества

Кл. руководители,

родители

7

Представленная информация была полезной?
ДА
59.4%
НЕТ
40.6%
Проголосовало: 1133

Март

Кто помогает сделать мир для нас красивым

. встречи с людьми разных профессий

Мастер- классы от профессионалов

«Первая проба» Красота вокруг (флорист парикмахер

Кл. руководители,

Завуч по воспитательной работе

 

Общее мероприятие

Квест « В мире сервиса»

 

 

8

Апрель

Международный день цирка

-Всемирный день книги

-День работников скорой помощи

Коллаж « Арена цирка»

Акция «Создай книгу своими руками» ( книжки-малышки для детского сада)

Встреча с врачами скорой помощи

Кл. руководители, библиотекарь школы, учителя русского языка и литературы

9

Май

День кондитера

Всемирный день пожарного

День российского предпринимательства

 

Экскурсии на производство

«Первая проба» Я- юный кондитер»

Встречи с людьми разных профессий

Кл. руководители,

педагоги

 

Итоговое мероприятие

«Все работы хороши- выбирай на вкус»

 

 

 

 

V. Ожидаемыерезультаты реализации проекта

 

-приобретены обучающимися знания отруде и профессиях (знание и уважение трудовых традиций своей семьи, знания оразных профессиях и их требованиях к здоровью, морально-психологическимкачествам, знаниям и умениям человека и т.п.).

— сформированы навыкинахождения и использования информации об особенностях профессии;

-дети ознакомлены сразличными видами профессий;

-активизирована работас родителями в определении профессиональных предпочтений детей.

 

 

Конечнымирезультатами реализации проекта является:

В результате реализации данного проекта, возрастет осведомленностьучащихся в области профессий. Улучшатся знания о качествах и способностяхчеловека, необходимых в той или иной профессии. Обучающие получат возможностьпланомерного перехода к следующей ступени профессионального ориентирования.Возрастет заинтересованность родителей в профориентации своих детей.

 

VI. Возможныериски при реализации проекта

 

Возможный риск

Пути решения

1

Недостаточная осведомленность педагогов в данном направлении.

Курсы  повышения квалификации, оказание методической помощи педагогам, посещение тематических семинаров, методическое сопровождение

 

Низкая мотивация педагогов

Стимулирование  инновационной деятельности, создание условий для самореализации педагогов

3

Низкая заинтересованность социальных партнеров в проведение совместных мероприятий

Привлечение родительской общественности, благодарность от администрации образовательного учреждения

 

 

VII. Перспективыдальнейшего развития проекта

 

Послереализации проекта он должен перейти в стадию функционирования по направлению «Профессиональнаяподготовка обучающихся среднего звена».

Представленныйопыт универсален и подходит для любых образовательных организаций.

 

VIII. Списоклитературы и электронных ресурсов

 

1.Пряжникова, Е.Ю. Профориентация./Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников. – 5-е изд. –М.: Академия, 2010. – 496с.

2.Резапкина,Г.В. Мыслительные способности: Авторские комментарии к третьим занятиям в 5-7классах./Г.В. Резапкина // Классное руководство и воспитание школьников. –2007. — № 22. – С. 47–48.

3.Резапкина,Г.В. Кому не нужна помощь в выборе профессии?: Введение в тему./Г.В.Резапкина// Классное руководство и воспитание школьников. – 2007. — №19. – С.39-40.

 4.Резапкина,Г.В. Уроки самоопределения: профориентация или профанация?: Пояснительнаязаписка к систематическому курсу «Уроки выбора профессии: 5-9 классы» /Г.В.Резапкина// Классное руководство и воспитание школьников. – 2007. — №14. – С.20-23.

 5.Резапкина,Г.В. Уроки самоопределения: Профориентационные занятия в 5- 9 классах./ Г.В.Резапкина// Классное руководство и воспитание школьников. – 2007. — №18. – С.32-35.

 6.Журкова,А.Я.Чистякова, С.Н. Методика формирования   профессионального самоопределенияшкольников на различных  возрастных этапах : учеб, пособие / А.Я. Журкова, С.Н.Чистякова. –М,: ВАКО, 2015.- 105с

  7.БорисоваЕ.М., Логинова Г.П. Индивидуальность и профессия. –М.: «Знание», 2001.

  8.ГорбуноваМ.В. 1000 профессий традиционных, новых, редких: краткий энциклопедическийсловарь. — Ростов-на-Дону: «Феникс», 2009

 

 

 

   Электронные ресурсы

1.     https://yandex.ru/search/?text=профориентация+в+школе+новый+взгляд+и+современные+подходы&lr=135607&clid=2413833-777&win=570&src=suggest_B

2.     Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru

3.    maximumtest.ru›профиориентация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IX.Приложение

 

Диагностическийматериал для обучающихся-участников проекта.

 

1.Почему взрослые ходят на работу?

А)просто так

Б)нужны деньги

В)быть полезным обществу

2.Что такое профессия?

А)специальность

Б)род деятельности человека

В)любимое занятие

3.Какие профессии тебе известны. Заполни таблицупримерами.

Человек-природа

Человек-техника

Человек- человек

Человек-искусство

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Какие профессии привлекают тебя больше всего?

А)работа с техникой

Б)работа с людьми

В)творческая работа

5.Назови профессии своих родителей

Мама-

Папа–

6.Человеку какой профессии могут принадлежать этипредметы?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.Хотелось бы тебе больше узнать о разнообразиипрофессий?

 

 

 

 

 

 

 

 

Анкета дляродителей

 

Вопрос

Ответ

Обсуждаете ли вы с ребенком его профессиональное будущее?

 

Чем больше всего интересуется ваш ребенок?

 

Как вы думаете, мог бы ваш ребенок выбрать в будущем вашу профессию?

 

Чем чаще всего занимается ваш ребенок в свободное от учебы время?

 

 

В какой профессиональной области вы предпочитаете развивать своего ребенка?

 

Что, по вашему мнению, должно повлиять на выбор будущей профессии?

 

Готовы ли вы помочь ребенку в его профориентации или предоставите ему самостоятельный выбор?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработка внеклассного мероприятия, проводимого врамках реализации проекта «Профориентация школьников. Старт в науку.»

 

Квест -игра «Вмире сервиса»

 

Цели: расширить знания обучающихся о профессияхопределенной      категории

Задачи: способствовать приобретению знаний инавыков в определенной профессиональной сфере.

             развивать познавательные процессы, наглядно-образное мышление.

             воспитывать уважение к людям разных профессий.

Формат проведения: очный.

Участники игры: обучающиеся 5классов СП Школа №1

Описание мероприятия: каждая команда (5-7человек) представляет свой класс, необходимо пройти 5 станций и выполнитьнеобходимые задания.

 

Ход мероприятия

Здравствуйте,ребята! Задумывались ли вы когда-нибудь о том, какую профессию вы выберете, кемстанете в будущем?

Каждому школьнику в старших классах предстоит выбрать свойпрофессиональный маршрут, и для того, чтобы не ошибиться в этом выборе,необходимо хорошо разбираться в многообразии мира профессий.

Сегоднявам, ребята, предстоит принять участие в интересном и увлекательном путешествиив мир Профессий.

Вам предстоит пройти 5 станций, выполнить задания.

Каждаякоманда получает маршрутный лист с указанием и описанием станций.

         Если задание выполненоверно, то команда получает специальный жетон в свой маршрутный лист.

А вконце игры мы выберем самых-самых.

Итак,начинаем.

Вся сегодняшняяигра посвящена одной из профессиональных сфер деятельности человека-сервису.Кто из вас может объяснить значение этого слова. Как вы думаете, люди какихпрофессий трудятся в этой сфере?

Наскольковажны эти профессии?

 

Станция 1: «Аниматор»

 

Ведущий читает определение, дети должны назвать профессию.

Эта профессия существует очень давно, но за долгие годы онапретерпевала изменения. Еще в древности хозяева постоялых дворов думали о том,чтобы их гости не скучали и привлекали для их развлечения певцов, фокусников, музыкантов.В какой профессии эти люди нашли отражение в современном мире?

Задание: выбрать карточки с характеристиками и изобразить ведущегодетского праздника.

 

 

Станция 2:«Официант»

Ваудитории столик ресторана.

Гдепо высшему разряду

Всехнакормят горожан?

Этоместо всех порадует, приходите в….( ресторан)

 Каквы думаете без кого не получится сделать посещение приятным?

Задание: собрать необходимые дляобслуживания предметы и обслужить посетителя.

Станция№«Парикмахер»

Словопарикмахер пришло из немецкого языка и означает оно- мастер, который работает спариками. Еще в 19 веке были распространены бродящие парикмахеры и цирюльники.Эти люди оказывали услуги по домам и квартирам своих клиентов, а также набазарах и рынках. Как правило, в одной руке у парикмахера был короб синструментами и парфюмерией, через голов надевался переносной стул.

Задание: назвать какие бывают мастера.Детям выдаются вырезанные макеты женщины и мужчины, нужно подобрать подходящуюим прическу и цвет волос.

Станция 4:«Менеджер по туризму»

Всемы с вами любим отдыхать и конечно каждый мечтает о путешествиях. Кто сможетнам организовать незабываемый отдых?

Просмотрвидеоролика.

Задание: После просмотра в течение 3 минутсобрать в чемодан необходимые для работы предметы.

 

 

Станция 5:«Флорист»

Оком идет речь? Специалист, занимающийся декорированием интерьеров c помощьюцветочных композиций. Это мастер цветочного натюрморта.

Задание:вас попросили оформить букет для определенного человека. Выберитесоответствующие материалы и создайте букет.

 (детивыбирают карточки задания с описанием человека для которого предназначаетсябукет). Букет наклеивают на лист А3

 

 

 

Подведение итогов. Награждение  команд.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.4%
НЕТ
40.6%
Проголосовало: 1133

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет