Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Проект
уличного развивающего оборудования
для дошкольных образовательных организаций
«Моя идеальная площадка»МБДОУ № 24 «Пчелка» г. Бердск 2022 год
г.Бердск Новосибирская область
ДОУ 24 Пчелка -
2 слайд
Визитная карточка
МБДОУ № 24 «Пчелка»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 24 «Пчелка» расположен в центре города Бердска Новосибирской области. Общее количество детей в ДОУ — 290 человек, 12 групп, из которых 8 групп комбинированной направленности, 2 компенсирующей, 2 общеразвивающей направленности.
Специалисты ДОУ: учителя-логопеды, дефектологи, тифлопедагоги, музыкальные руководители, инструктор по физической культуре, медсестра — ортоптист.
Воспитательно-образовательный процесс в дошкольном учреждении осуществляется по программе «От рождения до школы». Основная образовательная программа дошкольного образования под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
В МБДОУ № 24 «Пчелка» 50 воспитанников с особыми образовательными потребностями, 8 детей с инвалидностью. Из них 45% детей с нарушением зрения, амблиопией, косоглазием, есть дети с нарушением опорно-двигательного аппарата, РАС, дети с умственной отсталостью.
Работа с детьми с ОВЗ строится на основе адаптированных образовательных программ для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, для детей с нарушением зрения и слабовидящих обучающихся; для детей с задержкой психического развития; для детей расстройством аутистического спектра. -
3 слайд
Актуальность проекта
Хорошее зрение необходимо каждому человеку для любой деятельности: учебы, работы, отдыха, повседневной жизни. И каждый должен помнить, как важно оберегать и сохранять зрение.
Сегодня основными причинами нарушения зрения у дошкольников является утомление глаз при игре на компьютере, телефоне, просмотре телепередач. Потеря зрения особенно в детском возрасте – это трагедия. Поскольку организм ребенка очень восприимчив к различным видам воздействия, именно в детском возрасте зрению должно уделяться особое внимание. Таким образом, профилактика зрительных нарушений – это одна из актуальных задач в современном мире.
Специфика использования разработанного в рамках проекта уличного развивающего оборудования (здоровьесберегающего комплекса) для дошкольных образовательных организаций «Зоркие глазки» основана на методиках российских учёных, врачей: доктора медицинских наук и педагога-новатора В.Ф. Базарнова, кандидата педагогических наук, доцента Л.С. Сековец. Она касается физиолого-гигиенических аспектов оптимизации зрительного восприятия и динамических режимов пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении, что соответствует принципам здоровьесберегающей педагогики.
Площадка будет способствовать профилактике нарушений зрения у дошкольников, а также всестороннему развитию детей разного возраста, в том числе детей с ОВЗ (в МБДОУ 24 «Пчелка» всего 280 воспитанников, из них 50 детей с ОВЗ, 8 детей с инвалидностью). Игровой комплекс направлен на формирование бережного отношения детей к своему зрению и здоровью в целом, развитие представлений детей об окружающем мире, закрепление навыков счёта, развитие мышления, моторики, внимания, логики, смекалки, памяти, коммуникативных навыков через игру. -
4 слайд
Цели, задачи проекта
Цель:
Профилактика нарушений зрения у детей дошкольного возраста, всестороннее развитие детей через использование здоровьесберегающего комплекса «Зоркие глазки».
Задачи:
Разработка уличного развивающего оборудования, направленного на развитие глазодвигательных навыков у дошкольников (способности следить за движущимся объектом и плавно перемещать глаза от точки к точке в разных направлениях); навыков пространственной ориентации (способности судить о расположении одного предмета относительно другого); навыков зрительного анализа (цветовосприятие, восприятие формы, величины предметов); развитие зрительно-двигательной поисковой активности, зрительно-ручной и телесной координации у дошкольников, развитие периферийного зрения, расширение бокового обзора (способность видеть то, что нас окружает).
Способствовать развитию положительного психоэмоционального состояния детей, закреплению представлений об окружающем мире; закреплению навыков счёта, развитию мышления.
Содействие повышению качества образования воспитанников посредством развития творческой активности, самореализации, здоровьесберегающих технологий. -
5 слайд
Описание модулей
«Вход»: табличка над входными воротами «Полезная площадка «Зоркие глазки» (либо комплекс «Зоркие глазки») и забор зелёного цвета (высота 60 см.).1. Модуль «Рассмотрелки»
Решаемые задачи :
Оборудование способствует развитию зрительно-двигательной, поисковой активности, обогащению словарного запаса, развитию навыков пространственной ориентации, закреплению представлений об окружающем мире, навыков счёта, развитию мышления.
Описание модуля:
Комплект включает две подзорные трубы (без оптики) и двухстороннее табло с сюжетными картинками «Найди нарисованные предметы». Подзорные трубы располагаются по обе стороны от табло на расстоянии 3 метра.
Труба по типу телескопа (по типу площадки «Космос»): без стекла, высота регулируемой стойки от 115-130 см; внутренний диаметр трубки 1 см.
Табло 110×75 см, высота ножек 75см.
Образцы сюжетных картинок для рассматриванияПРИМЕЧАНИЕ! Сюжетные картины при увеличении не должны потерять качество изображения.
-
6 слайд
Методика использования:
Вариант 1. Ребёнок через трубу рассматривает картинку, находит и называет всех диких животных, насекомых, птиц, которых увидел. Так же с картинкой «Ферма»: называет домашних животных, птиц, водных обитателей, садовый инвентарь, овощи.
Вариант 2. Ребёнок находит только заданный взрослым или другим ребёнком предмет на картинке и объясняет, где он изображён. Затем дети меняются местами.
Вариант 3. Ребёнок находит изображение по описанию его местоположения на картинке, предложенному взрослым или другим ребёнком. Например: «Найди и назови животное, которое сидит справа от зайца» или «Найди и назови животное, которое сидит между совой и дятлом».
Вариант 4. Взрослый загадывает загадку, например «Кто зимой холодной бродит в лесу злой и голодный?». Ребёнок отгадывает загадку и находит отгадку на картинке.
Вариант 5. «Посчитай — ка». Дети, по просьбе взрослого рассматривают картинку и считают (на картинке «В лесу»):
— сколько всего нарисовано птиц;
-сколько животных;
— сколько бабочек;
— сколько животных сидит в кустах;
— сколько животных сидит на дереве;
— сколько маленьких птичек и т.д.
На картинке «Ферма»:
— сколько цыплят; утят;
— сколько кочанов капусты;
— сколько пчёлок;
— сколько ульев;
— сколько ежей;
— сколько червячков и т. д. -
7 слайд
2. Модуль «Лежаки — волны»
Решаемые задачи:
Оборудование предназначено для релаксации, снятия зрительного и общего мышечного напряжения. Лежаки способствуют развитию периферийного зрения, расширению бокового обзора: способности видеть то, что нас окружает. Так же лежаки – волны способствуют развитию глазодвигательных навыков (способность следить за движущимся объектом и плавно перемещать глаза от точки к точке в разных направлениях); развитию воображения.
Описание: лежаки 2 шт., длина 150 см, ширина 60 см, высота изголовья 50 см., высота в ногах 25 см. (примерный вид на фото)
Как использовать:
Вариант 1. Ребёнок удобно располагается на лежаке и выполняет упражнение «Пальминг». Как правильно делать пальминг? Разотрите ладони до появления приятного тепла; сомкните их в форме чаши и полностью закройте глаза; мысленно представляйте, что-то черного цвета (небо, кошка); избегайте световых бликов, которые будут появляться сначала; подумайте о чем-то приятном; следите за дыханием: оно должно быть спокойным; перед завершением упражнения мысленно нарисуйте на черном небе яркие звёзды светящимися зелеными красками; уберите ладони от лица и через несколько секунд откройте глаза.
Вариант 2. Ребёнок удобно располагается на лежаке и рассматривает проплывающие облака, педагог предлагает дошкольникам пофантазировать, на что похожи облака. -
8 слайд
3. Модуль «В гостях у Ёжика»
Решаемые задачи
Оборудование направлено на развитие межполушарного взаимодействия, глазодвигательных навыков: способности следить за движущимся объектом и плавно перемещать глаза от точки к точке в разных направлениях.
Описание
Плоскостной домик ёжика из мультфильма «Смешарики», на котором размещены 2 пособия по нейрогимнастике. Размер домика: высота 150 см, ширина 110 см.На крыше домика расположен межполушарный лабиринт «Паутина», а на стене слева от двери лабиринт «Белочки». Каждый лабиринт оснащен рукоятками для хождения по углублённым дорожкам лабиринта.
Размеры лабиринтов: «Паутина»: ширина 90 см, высота 45 см.; «Белка»: высота 55 см, ширина 45 см.
Как использовать:
Вариант 1. Ребёнок должен провести одновременно двумя руками пауков по паутинкам или белочек по тропинкам.
Вариант 2. Ребёнок «проходит» по лабиринту глазами (зрительная гимнастика).
Вариант 3. Ребёнок должен пройти одновременно двумя руками по лабиринту и произнести слоги на автоматизируемый звук или изолированный звук. -
9 слайд
4. Модуль «Собери урожай»
Решаемые задачи:
Оборудование развивает у дошкольников зрительно-двигательную, поисковую активность, зрительно-ручную и телесную координацию, глазомер, а так же усидчивость, выносливость.
Описание:
Комплект состоит из 3-х стоек высотой 220 см., расположенных на расстоянии 250 см. (общая длина конструкции 500 см.) и 2-х полых металлических цилиндрических палочек — длина 80 см, диаметр 2 см. с округлыми заглушками на концах. Две стойки по краям стилизованы под деревья (яблоня и груша) и одна стойка в середине с корзиной наверху.
Стойки скреплены узкой трубой, диаметр 2 см, длина 5 м., на которой подвешены «фрукты»: 3 груши и 3 яблока.
Фрукт представляет собой полый цилиндр с глухой петлёй, позволяющей передвигать «фрукт» по трубе до корзины и обратно к дереву. К цилиндру с обеих сторон прикреплены изображения яблока и груши.
Основа цилиндра «Груша»: длина 25 см, диаметр 6 см.
Размер груши: длина 25 см, ширина 21см.
Основа цилиндра «Яблоко»: длина 20 см, диаметр 6 см.
Размер яблока: длина 21 см, ширина 21см.
Стойка с корзиной: ширина корзины 45 см, высота 38 см.
Стойка «Груша»: дерево с 2-мя ветками, тремя листьями и одной грушей (в разрезе), к которой прикреплено кольцо, диаметр 23 см. на высоте 160 см.
Стойка «Яблоко»: дерево с 2-мя ветками, тремя листьями и одним яблоком (в разрезе), к которой прикреплено кольцо, диаметр 23 см. на высоте 160 см. -
10 слайд
Конструкция подвесных передвигающихся фруктов: к полому цилиндру с обеих сторон жёстко крепятся плоскостные изображения фруктов (яблоко и груша)
Конструкция щита: изготавливается в форме фруктов в разрезе
Как использовать:
Ребёнок берёт палочку и старается попасть её концом в серединку цилиндра крайнего фрукта. После того, как палочка вставлена, нужно передвинуть фрукт по трубке к корзине. Таким же образом передвигаются все фрукты.
Можно устроить эстафету между двумя детьми или подгруппами детей (из 3-ёх человек в каждой команде). -
11 слайд
5. Шкаф бизиборд — кольцеброс
Решаемые задачи:
Оборудование направлено на развитие зрительно-двигательной активности, зрительно-ручной и телесной координации. Оно способствует развитию положительного психоэмоционального состояния детей. Также шкаф необходим педагогам для хранения атрибутов, используемых на площадке: шаров, палочек, колец.
Описание:
«Шкаф бизиборд — кольцеброс» выполнен по типу имеющихся в каталоге компании шкафов с заданным рисунком и дополнениями в виде конусов на боковых стенках.
Размер шкафа: высота 140 см., ширина 50 см., глубина 40 см.
На передней стенке шкафа изображение ёжика – смешарика: очки в виде шестерёнок.
На боковые стенки (справа и слева) закрепить в шахматном порядке по 3 конуса с закруглённой вершиной. Размер конуса: длина 20-25 см, диаметр основания 6-8 см.
В комплект необходимо включить кольца – 6 шт. Диаметр внешнего края 15-17 см., внутреннего края 12-13см.
Как использовать:
Вариант 1. Ребёнок набрасывает кольца на разные конусы с одной, затем с другой стороны.
Если играют 2 ребёнка, можно включить соревновательный момент «Кто быстрее набросит все кольца со своей стороны».
Вариант 2. Взрослый выдаёт кольцо ребёнку за выполненное задание.
Например:
— посмотри вокруг и найди предмет, в названии которого слышится звук «А»;
— посчитай все конусы на ёжике;
— посмотри вокруг и назови фрукты, которые ты увидел на площадке и т.д. -
12 слайд
6. Модуль «Горка – попадай-ка»
Решаемые задачи:
Оборудование способствует развитию зрительно-двигательной активности, зрительно-ручной и телесной координации, развитию меткости, глазомера.
Описание:
Оборудование представляет собой доску с двумя круглыми отверстиями, расположенными одно над другим на расстоянии 40 см друг от друга. Первое отверстие расположено от нижнего края доски на расстоянии 40 см. Диаметр отверстия 13 см.
Длина доски 120 см, ширина доски 40 см.
Доска крепится к забору под углом 45 градусов с помощью крепления.
В комплект включается 4 деревянных шара диаметром 9 см.
Отверстия на горке задекорировать рисунками – грибочками, цветочками.
ПРИМЕРНЫЙ ОБРАЗЕЦ:
Как использовать:
Вариант 1.Ребёнок должен закатить шарик в каждое из отверстий.
Вариант 2. Взрослый выдаёт шар ребёнку за выполненное задание.
Например:
— отгадай загадку;
— посмотри и назови все предметы зелёного цвета на площадке;
— посмотри вокруг и посчитай все фрукты, которые ты увидел на площадке и т.д. -
13 слайд
7. Модуль «Стол – обучайка»
Решаемые задачи:
Оборудование позволяет развивать познавательные процессы, формировать социально – коммуникативные навыки и закреплять правила безопасности жизнедеятельности.
Описание: Стол по типу стола с площадки «Космос», со скамейкой вокруг стола.
Стол жёлтого цвета, диаметром 1 метр, разделён на 12 секторов, где изображено, что полезно для зрения (5 картинок) и что вредно (7 картинок). В центре 2 стрелки синяя и красная, красной ребенок показывает, что полезно для зрения, синей что вредно.
Как использовать:
С детьми проводятся разнообразные беседы о гигиене зрения, о профилактике нарушения зрения, зрительные гимнастики и др.
Проведение рефлексии по завершении игровой деятельности на площадке. -
14 слайд
8. Визуальные тренажеры «Цветные дорожки»
Решаемые задачи:
Оборудование позволяет развивать глазодвигательные навыки, зрительно-двигательную координацию, наблюдательность и устойчивость внимания, способствует развитию положительного психоэмоционального состояния детей.
Описание:
На покрытие площадки наносятся визуальные тренажеры: «Классики», «Твистер», «Найди и пройди по дорожке».Как использовать:
«Твистер» — ребенок должен по заданию поставить руки и ноги на круги заданного цвета.
«Классики»:
Вариант 1. Кто быстрее из детей пройдет классики.
Вариант 2. Дети должны пропрыгать классики только на одной ноге, перечисляя все цифры или цвета.
Вариант 3. Дети должны пропрыгать классики с чередованием ног правая-левая.
«Найди и пройди по дорожке» — кто быстрее из детей пройдет по дорожке своего цвета и в конце назовет фигуру, к которой пришел.
Дополнительные задания: назвать предметы по цвету своей дорожки, назвать предметы такой формы, которые похожи на фигуру, к которой пришел. -
15 слайд
Вход
Модуль «Собери урожай»
Модуль «Лежаки-волны»Модуль «Рассмотрелки»
Модуль
«В гостях у Ёжика»
Шкаф
бизиборд-
Кольце брос
Модуль
«Горка – попадай-ка»Модуль
«Стол – обучайка»
Визуальные тренажеры «Цветные дорожки»
«Твистер»Визуальные тренажеры «Цветные дорожки»
«Найди и пройди по дорожке»Визуальные тренажеры «Цветные дорожки»
«Классики»Схема расположения модулей на площадке
-
16 слайд
План — конспект НОД «В гостях у Ёжика — смешарика»
Цель
Профилактика нарушений зрения детей дошкольного возраста через использование здоровьесберегающего комплекса «Зоркие глазки».
Задачи
Учить детей ориентироваться по карте – плану.
Развивать глазодвигательные навыки: способность следить за движущимся объектом и плавно перемещать глаза от точки к точке в разных направлениях.
Развивать зрительно-двигательную поисковую активность, зрительно-ручную и телесную координацию.
Способствовать развитию положительного психоэмоционального состояния детей.
Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умение договариваться со сверстниками в ходе игровой деятельности.
Формировать бережное отношение детей к своему зрению и здоровью в целом, развивать представление детей об окружающем мире.
Закрепить навыки счёта, развивать мышление, моторику, внимание, логику, смекалку, память, коммуникативные навыки детей через игру.
Ход занятия:
Педагог показывает детям письмо с приглашением в гости к Ёжику – смешарику и картой – маршрутом (на карте стрелочками указано направление движения по площадке).
Все вместе рассматривают карту – маршрут и определяют в какую сторону нужно начать движение чтобы попасть в гости к ёжику.
Первый объект на пути следования модуль «Рассмотрелки». Педагог предлагает детям по очереди посмотреть в трубу и найти дорогу к домику ёжика, а заодно найти необходимые (заданные педагогом) предметы на картинке. И объяснить, где изображён тот или иной предмет. Выполнив задание, все дети сообща находят на карте следующий объект «Лежаки — волны».
Педагог задаёт детям вопрос: «Для чего ёжику такие лежаки?». Ответы детей. Педагог предлагает прилечь на лежак каждому ребёнку по очереди и понаблюдать за облаками. Затем дети говорят, на что похожи облака, которые они увидели. -
17 слайд
Дети продолжают двигаться по маршруту, указанному в карте и подходят к цветной дорожке «Найди и пройди по дорожке». Задание для детей «Кто быстрее пройдет по дорожке своего цвета и в конце назовет фигуру, к которой пришел».
Следующий модуль по карте «Горка попадай-ка». В гости не ходят с пустыми руками, поэтому ребятам нужно насобирать в лесу для ёжика грибочков, ягодок, цветочков (выполнить задание — закатить шарики в отверстия на горке, на которых изображены грибочки, ягодки, цветочки). Насобирав гостинцев, дети продолжают свой путь.
Впереди непростая дорога, детям нужно преодолеть кочки (дорожка «Классики»), считая сколько прыжков они пропрыгали на двух или одной ноге; дети приходят к следующему этапу («Твистер»), где им нужно преодолеть горы (встать на зеленые кружки и поставить руки на красные кружки), моря (встать на синие кружки и поставить руки на желтые). Путь непростой, но все дружно его преодолели.
Дети продолжают двигаться по маршруту, указанному в карте и подходят к модулю «Собери урожай». Проводится эстафета между двумя командами детей (из 3-х человек в каждой команде): каждый участник берёт палочку и старается попасть её концом в серединку цилиндра крайнего фрукта. После того, как палочка вставлена, нужно передвинуть фрукт по трубке к корзине. Собрав все яблоки и груши, дети продолжают свой путь к Ёжику.
Следующий модуль по карте «В гостях у Ёжика». Детей встречает хозяин (педагог в костюме Ёжика), он приветствует их, спрашивает, как добрались и предлагает выполнить непростое задание. Оказывается у него на домике поселились паучки и они мешают открыть замок, а белочки не дают занести в домик гостинцы, отбирают грибы, ягоды, фрукты, поэтому детям нужно отвести паучков и белочек от входа в домик — детям нужно по очереди одновременно двумя руками провести паучков по паутинкам и белочек по тропинкам (выполняют упражнения на тренажёре по развитию межполушарного взаимодействия). Выполнив задание, дети попадают в домик к Ёжику и он приглашает их за стол.
Дети подходят к последнему модулю «Стол — обучайка». Ёжик приглашает детей сесть за стол и рассмотреть картинки, изображённые на столешнице; рассказывает почему он в очках, что он не очень берег свое зрение. Проводится тематическая беседа «Что полезно, а что вредно для зрения» (по картинкам). В ходе беседы дети выполняют зрительную гимнастику. В конце беседы дети благодарят Ёжика за интересное путешествие, полезные советы и приглашают его к себе в гости. -
18 слайд
Спасибо за внимание!