X-PDF

Проект в подготовительной группе Сказы Бажова

Поделиться статьей

Муниципальноеавтономное общеобразовательное учреждение

«Средняяобщеобразовательная школа №11»

Структурноеподразделение «Детство» корпус 2

 

 

Утверждаю: 

ДиректорМАОУ «СОШ №11»

_______________Я.В. Рогожникова

 

 

 

Проект

«Мудрые сказы П.П.Бажова»

 

 

Выполниливоспитатели:

КрюковаАлевтина Ивановна

ЁлоховаСветлана Юрьевна

 

 

2022год

Актуальностьреализации проекта

Воспитание патриотических чувств- задача каждогородителя, воспитателя, педагога. Начинать нужно с малого-с любви к родномугороду, краю.

Уральский край – богат он своей историей, своимитайнами, своими мастерами да умельцами. Урал — «редчайшееместо и по мастерам и по красоте». Невозможно познать  красоту Урала, еслине побывать на удивительных, чарующих тишиной и покоем уральских прудах иозерах, в сосновых борах, на легендарных горах. Здесь на Урале, веками жили итрудились талантливые мастера, только здесь мог изваять свой каменный цветокДанила-мастер, и где-то здесь уральские мастера видели Хозяйку медной горы.

Действительно уральцы очень любят свою природу, нодовольно плохо знакомы с богатством Уральского сказочного литературногонаследия. А ведь образы, созданные Павлом Бажовым, имеют непосредственноеотношение к национальной самоидентификации. По меткому выражению историка ипрофессора языкознания Майи Никулиной « природа языка, переданная в уральскихсказах Павла Бажова-это язык русской Одиссеи. А сам Бажов — по теперешниммеркам, самый настоящий культовый писатель, создавший новую уральскую мифологиюна основе легенд и  преданий».

М.П.Никулина, историк: «Бажовские корни искать следуетне в рабочем уральском фольклоре, а в пространстве более обширном и отдалённом– в древних мифах, которые откровенно настаивают на том, что Урал – земляотмеченная, занимающая особое место на планете».

Да, славится наш край своими писателями, дасказителями. Именно они рассказывают в своих произведениях о жизни нашего края,о его особенностях и традициях. Сама уральская землярождала легенды и сказки. П.П.Бажов учился видеть и понимать богатство икрасоту горного Урала. Сказы Бажова впитали сюжетные мотивы, фантастическиеобразы, колорит язык народных приданий и народную мудрость. Рассказывая обискусстве уральских умельцев, отражая красочность и своеобразие старогогорнозаводского быта, Бажов вместе с тем ставит в сказах общие вопросы – обистинной нравственности, о духовной красоте и достоинстве трудового человека.

Павел Петрович Бажов написал много интересных сказов,в которых быль тесно переплетается с вымыслом. Читая его произведения, мыокунаемся в мир необычный и удивительный. Знакомство с творчеством нашихписателей – это основа и фундамент для формирования знаний о родном крае.

Проблема: дети не имеютдостаточных знаний о культуре и традициях уральского народа  и  творчествеуральского писателя  П. П. Бажова.

 

 

 

Причины возникновения проблемы:

 

1.Образовательной программой предусмотрено включение регионального компонента, носодержание раздела «Художественная литература» не позволяет в рамкахнепосредственной образовательной деятельности полноценно знакомить спроизведениями уральского сказителя.

2.Современное общество строит свою жизнь в свете новейших ресурсов и информации,порой забывая, что прошлое и будущее человечества связаны. Семейное воспитаниевсе меньше внимания уделяет ознакомлению детей с традициями и культурой малойРодины, в том числе из-за низкого уровня компетентности родителей в этомвопросе.

3.Возникает информационное голодание в области пропаганды и в областиисторико-культурного наследия, традиций родного края.

 

Цельпроекта:углублениезнаний о культуре и традициях уральского народа посредством ознакомления спроизведениями сказителя П.П.Бажова.

 

Задачи:

·                формироватьпредставления об Уральском писателе-сказителе П.Бажове, его сказах, как частикультуры Уральского народа;

·                познакомитьродителей с основами патриотического воспитания дошкольников, направленными на приобщениек культурному наследию родного края;

·                создатьусловия для расширения социального опыта дошкольников в процессе ознакомления систорико-культурным наследием и традициями Урала»

·                развиватьтворческие способности детей посредством продуктивной деятельности,стимулировать желание создавать красивое своими руками;

·                формироватьчувство гордости за свой родной край;

 

Типпроекта: творческий,информационно-исследовательский.

Видпроекта: семейный, групповой.

Срокиреализации проекта: январь- февраль 2019 г.

Участникипроекта: детиподготовительной к школе группы, воспитатели, родители, музыкальныйруководитель

Ожидаемыйрезультат:

-обогатилисьзнания детей в области творчества уральского писателя; имеют представления ожизни людей на Урале;

-активновступает во взаимодействие с воспитателем и сверстниками в различных видахдеятельности;

-высказываетсвое мнение, пересказывает эпизоды произведений; обогатился словарныйзапас; 

-проявляеттворческую индивидуальность и самостоятельность в продуктивной деятельности;

-родители- активные участники реализации проекта.

 

Реализацияпроекта

1Этап. Подготовительный.

-Познакомить с темой проекта детей иродителей;

-Провести консультацию для родителей «Патриотическоевоспитание дошкольников через произведения П. П. Бажова»

 -Оформить выставку книг по творчествуписателя;

-Подобрать  пословицы, поговорки о родномкрае и о труде.

2Этап.Основной.

Познавательно – исследовательскаядеятельность:

 -Провести беседы с детьми: «Как жили людина Урале», «Правда или вымысел?».

-Рассматривание иллюстраций к сказам П.П.Бажова.

-Презентация «Богатство Урала».

Коммуникативная деятельность:

-Чтение сказов П.П. Бажова, пересказэпизодов.

-Чтение и обсуждение пословиц и поговороко труде, о Родине.

-Рассказывание стихотворений о родномкрае.

Продуктивная деятельность:

-«Ящерица». Нетрадиционная техника: пластилинография (иллюстрации к сказу«Хозяйка Медной горы»);
-Иллюстрация к сказу «Серебряное копытце». Нетрадиционные техники аппликации(коллективнаяработа).

-Изготовлениекаменного цветка (пластилин, камешки, кедровые орешки).

Музыкально- художественная деятельность:

Разучивание на музыкальном занятии:

— хоровод «Уральский»;

— песня «Крайродной».

 

3Этап. Заключительный.

-Открытоемероприятие «Богатство Урала»;

— Экскурсия вбиблиотеку «Знакомство с творчеством П. П. Бажова»

-Выставка детскоготворчества по сказам Бажова;

-Итоговое занятие «Путешествие по сказам дедушки Бажова» (Приложение 1)

-Оформлениекниги «Мудрые сказы П.П. Бажова»

(детскиерисунки по сказам, выполненные совместно с родителями)

Вывод.

В дошкольном возрасте начинают развиватьсятакие черты характера, которые закладывают в основу нравственного ипатриотического воспитания: трудолюбие, милосердие, гуманность и т. д. ЧувствоРодины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему онудивляется, что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления неосознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играютогромную роль в становлении личности патриота.

Детский возраст – возраст пытливого ума иярких впечатлений и мы имеет потенциальные возможности формирования социальныхчувств, нравственных, патриотических. Патриотизм, гражданственность каккачества личности – глубокий родник, который питает жизненные силы человека,окрашивает поступки, влияет на мировоззрение, социальные качества человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Детские творческие работы в рамках проекта.

Иллюстрации к сказу «Хозяйка Медной горы»

https://pp.userapi.com/c851128/v851128390/9f9b7/N1Mk_D72yEI.jpg

https://pp.userapi.com/c845323/v845323552/18c867/VtONxifl3Fk.jpg

Поделкик сказу «Каменный цветок»

 

Иллюстрацияк сказу «Серебряное копытце»

https://pp.userapi.com/c852036/v852036390/9f63e/Wn1NmVSStaI.jpg

Экскурсияв библиотеку «Знакомство с творчеством П. П. Бажова»

https://pp.userapi.com/c852228/v852228390/9ca96/e4GgNwKkcgM.jpg

Пословицы и поговорки о Родине.

*    Начужой стороне Родина милей вдвойне.

*    Однау человека родная мать, одна у него и Родина.

*    Берегиземлю родимую, как мать любимую.

*    Ктоза Родину горой, тот и герой.

*    Вкаком народе живёшь, того обычая держись.

*    Ищидобра на стороне, а дом люби по старине.

*    Народнаядружба и братство — дороже всякого богатства.

Пословицы и поговорки о труде.

*   Без труда иотдых не сладок.

*   Без труда невытащишь и рыбку из пруда.

*   Всякое уменьетрудом дается.

*   Где хотенье,там и уменье.

*   Дела словамине заменишь.

*   Делу — время,потехе — час.

*   Каков мастер,такова и работа.

*   Кончил дело —гуляй смело.

*   Копнешь, так инайдешь.

*   Маленькое делолучше большого безделья.

 

Приложение1

КонспектНОД «Путешествие по сказам дедушки Бажова» (подготовительная группа)

.Задачи:

1. Познакомить детей с биографией П. П. Бажова.

2. Развивать интерес к жанру — сказ,к литературному наследию П. Бажова.

3.Способствовать передаче духовного опыта предков, который учит добру, щедрости,трудолюбию.

4.Пробуждать интерес и любовь к богатой природе Урала.

5.Воспитывать уважение к людям труда.

Предварительная работа:

Чтение сказов П.П. Бажоварассказываниедетьми отрывков

Рассматриваниеиллюстраций.

Организация развивающей среды: иллюстрации к сказамБажова,мультимедийный проектор.

 

Ход НОД

Воспитатель: Мы с вами познакомились с некоторыми сказами Бажова, а сегодня яхочу вас познакомить с их автором — сказочником Павлом Петровичем Бажовым. Показ портрета писателя.

Рассказ сопровождаетсядемонстрацией презентации

Павел Петрович Бажов родился и прожил жизнь на Урале. Его детство прошло вгородке Сысерти и на Полевском заводе, недалеко от Екатеринбурга. Отец его в тупору был горнозаводским мастером, мать — искусной кружевницей. Павел рано началсознавать себя ответственным членом семьи: пойти на рыбалку значило «добыть на ушку, а то и надве», сходить в лес — принести ягод и грибов.

Будущий писатель жил в среде уральских горнорабочих. Впечатлениядетства оказались для Бажова самыми важными и яркими. Вечерами, после тяжёлоготрудового дня, заводская детвора собиралась у сторожил завода и слушали «тайные сказы» — народные предания отяжелом труде в старых рудниках, о бунтах крепостных рабочих, легенды в которыхговорилось о несметных сокровищах Уральских гор, охраняемых «тайной силой» -Малахитницей. Слышал эти горняцкие сказы и Павел Бажов.

У П. П. Бажова рано проявились способности к учебе, он легко запоминалстихи. Закончил 4-классную поселковую школу. Друзья отца советовали датьмальчику хорошее образование. Но на гимназию для сына у родителей денег небыло. Пришлось везти десятилетнего Пашу в Екатеринбург, устраивать в бесплатноедуховное училище с общежитием.

После его окончания Бажов работалучителем в начальной школе. В течение пятнадцати лет, каждый год во времяшкольных каникул, Бажов пешком странствовал по родному краю, везде приглядывался кокружающей жизни, беседовал с рабочими, записывал их меткие слова,разговоры, рассказы, собирал фольклор, изучал труд гранильщиков, камнерезов,сталеваров, литейщиков, оружейников и многих других уральских мастеров,беседовал с ними о тайнах их ремесла и вел обширные записи.

Богатый запас жизненных впечатлений, образцов народной речиочень помог ему в дальнейшем в работе журналиста, а потом и в писательскомтруде. Свою «кладовую»онпополнял всю жизнь. В 1939 г. (когда П. П. Бажову уже было 60 лет) выходит самое знаменитое произведение — сборник сказок «Малахитовая шкатулка», закоторую писатель получает Государственную премию. Сказы были так хороши, чтоМалахитовую шкатулку послали на Международную выставку в Нью-Йорк(1939! Книге сделали специальный переплет на знаменитой свердловской гранильнойфабрике. На серебряной накладке малахитовая змейка в алмазных искрах и сизумрудными глазами. Малахитовую шкатулку перевели на 80 языковмира!

В дальнейшем Бажов пополнял эту книгу новыми сказами. Всего П.П. Бажов написал 52 сказа. С детства нравились ему люди, легенды, сказки и песниродного Урала. Павел Петрович старался в своих сказах описатьисторически точно события, людей. Трудно отделить сказы Бажова о нашихземляках-южноуральцах, от сказов о мастерах всего Урала. О камнерезах, углежогах,добытчиках камня, металлургах. Удивительно, какие бы фантастические сказы он ни писал, у него всепрофессии настоящие. Он прекрасно знал, что и как делают люди на Урале.

Бажова помнят унас в стране, его именем названы улицы, библиотеки. В Копейске есть поселок егоимени. По Волге ходит пароход «Павел Бажов». В Екатеринбурге на высокомхолме стоит памятник П. П. Бажову.

В Сысертии Екатеринбурге сохранились дома, где жил писатель. Теперь это музеи.

Сказы так умны итак красивы, что композиторы сочиняли музыку к сказам (есть балет иопера «Каменныйцветок») .

По сказам поставлены спектакли, снят кинофильм, мультфильмы.

Художники любят создавать иллюстрации к сказам Бажова.

Воспитатель: Сейчас я вас приглашаю в картинную галерею. Сегодня в нейпредставлена экспозиция по сказам Бажова.

В нашей галерее находятся иллюстрации к сказам. Как высчитаете, сможете вы узнать сказ поиллюстрациям? Проверим.

(Картины показываются по — порядку. Дети рассматривают,называют сказ, по возможности пересказываютизображенный сюжет.)

1. «Серебряное копытце»: «Ночь месячная, светлая, далеко видно.Глядит Дарёнка — кошка близко на покосном ложке сидит, а перед ней козёл.Стоит, ножку поднял, а на ней серебряное копытце блестит»

2. «Малахитовая шкатулка»: «Танюшка побегала много — мало похозяйству и забралась в избу поиграть отцовскими камешками. Надела наголовник,серьги повесила…»

4. «Синюшкин колодец»: «Хотел на ноги подняться, а не может.Отполз всё же таки сажени две ко взгорочку, шапку под голову. Да растянулся.Глядит – а из того водяного окошка старушонка вышла. Ростом не больше трёхчетвертей. Платишко на ней синее, платок на голове синий, и сама всясинёхонька, …

5. «Голубая змейка»: «одно показалось им непривычным: идёт,как плывёт, совсем, ребята разглядели – ни один цветок, ни одна травинка подней не согнутся. И то углядели, что с правой стороны от неё золотое облачкоколышется, с левой – чёрное.»

6. «Серебряное копытце»: «Девчоночке любопытно стало про козла-тоузнать. И то видит – старик весёлый да ласковый. Она и говорит: — Пойду.Только ты эту кошку Мурёнку тоже возьми: гляди, какая хорошая.»

7. «Малахитовая шкатулка»: «Как выдался такой часок, Танюшка ипозвала ту женщину в голубец. Достала Танюшка шкатулку, показывает, а женщинапоглядела маленько, да и говорит: — Наденько на себя – виднее будет.»

— Молодцы, ребята узнали сказы и вспомнили сюжеты. Какие из иллюстраций вам понравились больше и почему?

Воспитатель:Теперь очередь загадок. Уверена, вы легко ответите на них.

1. Кто-тосидит у окошка в избушке,

Амаленький козлик стоит на опушке.

Удариткопытцем — каменья летят,

И россыпиих под луною блестят.

Скозликом рядом кошка Мурёнка,

И смотритна них из окошка …

(Дарёнка)

2.Шапочка Лейка

Говорит:«Смелей-ка,

С горкикатится на нас

(Золотая Змейка)

3.Круглое окошко, — как в ключе, водица.

Возле тойводицы старушонка злится.

Синенькая, тощая:дунь — и нет её,

Охраняетстарая сокровище своё.

(Синюшкин колодец)

«Из какого сказа эти строки

 

1. «Змейка всё же их перехитрила – меж ног у ребят прокатила. Укаждого одна штанина золочёной оказалась, другая как дёгтем вымазана.» («Голубая змейка»)

2. «Глядит, — а из того водяного окошка старушонка вышла. Ростомне больше трёх четвертей. Платьишко на ней синее, платок на голове синий и самався синёхонька, да такая тощая, что вот подует ветерок — и разнесётстарушонку.» («Синюшкинколодец»)

3. «Вот и повёл Кокованя сиротку к себе жить. Сам большой дабородатый, а она махонькая и носишко пуговкой. Идут по улице, и кошчонкаободранная за ними попрыгивает.» («Серебряное копытце»)

4. «Потом, когда подросла Танюша, она и сама стала шкатулкудоставать. Уедет мать со старшими парнишечками на покос или ещё куда, Танюшкаостанется домовничать» («Малахитовая шкатулка»)

5. Что оставила бабка Лукерья Илюше в наследство? (Перышки)

6. Чьи это слова«Пр-равильно говоришь, пр-равильно.» (Кошка Мурёнка)

Воспитатель: Ребята, так о ком и о чем рассказывал ПБажов в своих сказах? (проуральских мастеров, про верность и дружбу, о красоте родной природы)

Порадовали вы меня своими знаниями. Предлагаю вечером нарисоватьиллюстрацию к сказу, который вам больше всего понравился, а я постараюсь егоугадать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Квест-играпо сказам

П.П.Бажова   «Сокровища малахитовой шкатулки»

 

Цель:приобщение детей к литературным богатствам Урала.

Задачи:1.Повышениечитательской активности через развитие интереса детей к творчеству П.П.Бажова2. Актуализация знаний об уникальности родного края.3.Воспитаниепатриотических качеств.4.Укрепление сотрудничества с родителями.

Подготовительнаяработа:

1.    Знакомствос биографией уральского сказителя П.П. Бажова 2017г

2.    Чтение сказов П.П. Бажова «Медной горы хозяйка», «Огневушка – поскакушка», «Голубаязмейка», «Малахитовая шкатулка», «Таюткино зеркальце», «Серебряное копытце», «Каменный цветок», «Синюшкин колодец», «Горный мастер», «Хрупкая веточка»,«Золотой волос», «Кошачьи уши», «Про великого полоза», «Приказчиковы подошвы»

3.    Экскурсияв г. Златоуст. Посещение завода «Оружейник», «Бажовского парка»

4.    Организациякнижной выставки «Сокровища малахитовой шкатулки»

Участники:родителии учащиеся 4-е класса МОУ Долгодеревенская СОШ Сосновский район Челябинскаяобласть

Местопроведения: районнаядетская библиотека с. Долгодеревенское Сосновский район

Сценарийквест-игрыпо сказам П.П. Бажова «Сокровища малахитовой шкатулки»

Ведущий:Здравствуйте,  дорогие ребята! Здравствуйте, дорогие гости нашего праздника!Сегодня мы отправимся с вами в увлекательное путешествие по сказочному родномуУралу и увидим сокровища малахитовой шкатулки.

         Внекотором царстве, в некотором государстве жил-был добрый волшебник. У негобыла белая пушистая борода и живые, необыкновенно лучистые глаза. И когда онходил по городу, его сразу узнавали – это наш Бажов! Волшебник Бажов!

         -Ну апочему волшебник? Может, он занимался колдовством, как старик Хоттабыч? Нет,конечно. Это было волшебство писателя, который смог создать великолепнуюкнигу – «Малахитовая шкатулка».

         ПавлаПетровича Бажова называют чудесным сказочником, певцом родного Урала.Под его пером заговорил вдруг этот удивительный край – проснулись горы,заиграли камни, ожили добрые и злые чудовища, голубые змейки, яркие ящерки.

         С раннегодетства Павел слушал истории рабочих о Медной горе, о тяжёлом труде людей.Лучшим рассказчиком среди них был Василий Андреевич Хмелинин. Позднее, всказках, он предстанет перед читателями под именем дед Слышко. Бажов россмышлёным парнишкой. Он был единственным ребенком Но вскоре началасьГражданская война. Бажов вступает в ряды Красной армии и участвует в боях.  Когда война отгремела, Павел Петрович стал работать журналистом. в семье, иродители горячо любя своего сына, хотели чтоб его судьба была счастливее, чем уних. Павла отдают учиться в земскую школу. Там он проявил себя каклюбознательный и способный ученик. Учился на пятёрки, много читал, обладалхорошей памятью.

После окончаниясеминарии Павел стал работать учителем, преподавал русский язык и алгебру. Вовремя летних каникул будущий писатель путешествовал по Уралу пешком или навелосипеде, собирал сказы, предания. Позднее эти записи легли в основу егоудивительных произведений. В то же время он писал очерки, рассказы, фельетоны,заметки о проблемах уральского села.

Писателем Бажовстал не сразу. В 1924 г. вышла его первая книга «Уральские были». Тогда авторубыло 45 лет. А книгу сказов – знаменитую «Малахитовую шкатулку» – ПавелПетрович создал аж в 60-летнем возрасте. Люди помнят и чтут великого уральскогосказителя. По его произведениям ставят спектакли, снимают мультипликационные ихудожественные фильмы.

Прежде, чем мы свами отправимся в путешествие к сокровищам малахитовой шкатулки, я поясню вам,что такое квест.

Квест –это поиск, приключение, как правило игровое, во время которого участникам нужнопройти череду препятствий для достижения какой-либо цели.

Картунашего путешествия вы видите на магнитной доске. Станции, на которых мы будемостанавливаться называются:

«Путаница»,«Богатства Урала», «Угадай кто это?», «Чьи это вещи?» и «Загадки».

Мы будемсовершать наше путешествие по цветным стрелкам: команда «Малахит» пойдёт позелёным стрелкам, команда «Яшма» — по оранжевым. На команды мы разделимся послепрохождения первой станции.

Целью нашегосегодняшнего квеста является проверка и укрепление ваших знаний творчестваПавла Петровича Бажова и знаний минералах – богатствах Урала. Кроме того, вашейцелью будет собрать фразу из слогов: после выполнения заданий на каждой станциивы получите 1 или два слога и на последней станции вместе с другой командой выдолжны будете собрать фразу из полученных вами слогов.

         Есть и правила,но их немного:

ü предельновнимательно слушать задания;

ü каждой командеидти по строго намеченному маршруту;

ü чёткая и слаженнаяработа в команде;

ü не шуметь и суметьпогрузиться в атмосферу сказов.

Станция «Путаница»

СказыПавла Петровича Бажова ночью перепутались и мы сегодня их обнаружили вот вкаком виде: … (не зачитывать)

Медной горы уши;

Огневушка змейка;

Голубая хозяйка;

Малахитовая веточка;

Таюткино копытце;

Серебряное зеркальце;

Каменный мастер;

Синюшкин волос;

Горный Полоз;

Хрупкая Поскакушка;

Золотой колодец;

Кошачьи подошвы;

Про Великую шкатулку;

Приказчиков цветок.

Ваша задачараспутать этот клубок и навести порядок в сказах Бажова.

(ведущийзачитываетсказы в неправильном виде по одному по порядку, а ребята говорят, как правильноназываются сказы, И стрелочки будут указывать на правильное название).

(После Путаницы)

«Ребята, скажите,Хозяйка Медной горы, или Малахитница, – это реальное, живое существо? (Ответыдетей: нет, это сказочный персонаж).

«Это верно. Носегодня, Хозяйка Медной горы сошла со страниц сказов, стала явью и прибыласюда, чтобы сопровождать вас в вашем путешествии».

ВыходитХозяйка Медной горы, здоровается с ребятами, говорит своёвступительное слово и предлагает разделиться на 2 команды: «Яшма» и«Малахит».

·       Делениена команды происходит следующим путём: ребята по очереди достаютиз мешка заранее заготовленные визитки, на которых написано слово Яшма, илиМалахит. У Яшмы визитки на оранжевой бумаге, у Малахита – на зелёной.

Станция«Богатства Урала» (кроссворд)

   Наш Уральскийкрай очень богат не только добрыми людьми, но и щедрыми недрами. Они отдаютлюдям свои богатства. И мы с вами сегодня узнаем какие богатства, какиебогатства хранят наши Уральские горы.

Вопросыдля кроссворда «Богатства Урала».

 

Представленная информация была полезной?
ДА
58.05%
НЕТ
41.95%
Проголосовало: 894

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№ пп

Вопросы для кроссворда

Подсказки

1.      

Самый дорогой, красный минерал, имеющий по шкале Мооса твердость 9. (Рубин)

 

2.      

Этот минерал розового цвета, он входит в «большую тройку самоцветов Урала», является поделочным камнем. (Родонит)

 

3.      

Таинственных хранитель сил,

И древности преданий

Кристалл холодный, дар Земли

В одежде дивных граней.

Вот он лежит передо мной,

Глубин земных посланец,

И с ним играя, Солнца луч

Свой исполняет танец.

(Горный хрусталь)           Виктор Слетов

Когда-то этот минерал считали льдом, замерзшим настолько, что его невозможно растопить. Камень так и называли Kristallos, что в переводе с древнегреческого означает «лёд»

4.      

В моей оправе все алмазы

Сверкают ярко, как огни

Но я трясиной стану сразу,

Лишь «З» на «Б» ты замени.

(Золото)

Ни огня, ни света,

А огнём блестит

 

Благородный металл

5.      

В себя взяв силу всех морей,

Помочь старается скорей,

От клеветы оберегает,

И милость Божью привлекает.

(Самый дорогой синий камень?)

(Сапфир)

Согласно очень древней легенде, планета Земля установлена на этом минерале огромного размера. Отражаясь в солнечных лучах, именно отблеск граней этого минерала, окрашивает небо и море в голубой, и синий цвет…

6.      

Как золото дорога,

Входит в сплавы она

Ювелиру лучший друг,

В украшениях вокруг,

Верная подруга серебра

И зовется просто…

(Платина)

Благородный металл серебристо-белого цвета. Применяется в ювелирном и в зубоврачебном деле и в других отраслях медицины и не только.

7.      

Бывает цвета разного,

Мерцающий такой,

Он камень императоров

И авантюр герой.

(Авантюрин)

 

8.      

К камню ты прикоснись, отзовется виденьем,

Там Данила в гостях у Хозяйки Медной горы.

Где смыкается круг бесподобных великих творений,

И волшебных свершений в сказаньях поры. (Малахит)(Ефим Ташлицкий)

 

9.      

Сохраняя в себе тайны

Жизни каменной событий,

Наблюдательному взору

Дарит радости открытий.

Он умело обработан,

Обрамлен в златой каркас,

Сочной зеленью своею

Он бодрит и тешит глаз.

(Изумруд)                           Виктор Слетов

Город волшебника Гудвина назван в честь этого минерала

10.                        

Этот минерал обнаружен в 2012 году на Урале, в   Мариинском месторождении изумрудов. По своим качествам не уступает алмазу и изумруду.

(Мариинскит)

 

11.                        

Он очень прочен и упруг,

Строителям – надежный друг:

Дома, ступени, постаменты

Красивы станут и заметны. (Мрамор)

Из него делают скульптуры

12.                        

Самый дорогой и твердый минерал в мире. (Алмаз)

 

13.                        

Наряду с малахитом и родонитом входит в «большую тройку» главных самоцветов Урала, является основным поделочным камнем. (Яшма)

 

 

СтанцияВикторина «Угадай, кто это?»

·       «Упечки девчонка сидит, а рядом с ней кошка бурая.

Девчонкамаленькая и кошка маленькая, и до того худая да ободранная, что редко кто такуюв избу пустит. Девчонка эту кошку гладит, а она до того звонко мурлычет, что повсей избе слышно».

(Этодевочка Даренкаи кошка Муренка, «Серебряноекопытце»)

·       «Рослив нашем заводе два парнишечки по близкому соседству…Меж собой эти ребята дружножили. Под стать подобрались. Умишком вровень, силенкой вровень, ростом и годамитоже». И были у них прозвища, только один его за обиду считал, а другому этобыло лестно. (Это Ланко Пужанкои Лейко Шапочка,«Голубая змейка»)

Подсказка:

– Я иглазки разглядел!

– А яхвостик видел. Она им упрется и подскочит.

– Думаешь,я не видел? Из колечка-то чуть высунулся…

·   Утром разбудил,обрядил её, по обычаю, парнишком, поели маленько и пошли на рудник. И прозвищеей дали – Натал Гаврилыч. Как увидят, сейчас разговор:

– А, НаталГаврилыч!

– Какжитьишком, Натал Гаврилыч?

– Отцупособлять пришёл, Натал Гаврилыч? Дело, друг, дело. Давно пора, а то где же емуодному управиться…

(Таютка,«Таюткино зеркальце»)

Подсказка:Горькопоказалось ей, что не дали перед зеркалом позабавиться. Накуксилась маленько,губенки надула, а не заревела… Сидит, нахохлилась да от скуки перебираеткамешки… Тут и попался ей один занятный. Величиной с ладошку. Исподка у негоруда рудой, а повернешь – там вроде маленькой чашечки либо блюдца.Гладко-гладко выкатано и блестит, а на закрайках как листочки прилипли. А пущетого занятно, что из этой чашечки на девчонку тот же большой парень глядит…

·       Жилв нашем заводе парень… Вовсе бобылем остался   — всю родню схоронил. И от всехему наследство осталось. От отца – руки да плечи, от матери зубы да речи, отдеда Игната – кайло да лопата, от бабки Лукерьи – особый поминок». (Илья,«Синюшкин колодец»)

Подсказка:Надругой день спохватился парень – где перышки? Думает, обронил. Давай искать поприиску-то. Над ним посмеиваться стали:

– Ты в умели, парень? Столько ног тут топчется, а ты какие-то махонькие перышки ищешь! Впыль поди их стоптали. Да и на что они тебе? – Как, – отвечает, – на что, колиэто бабкина памятка.

·       «Сироткокруглый был этот парнишко. Годов тогда двенадцать, а то и боле. На ногахвысоконький, а худой – расхудой, в чем душа держится. Ну а с лица чистенький.Волосенки кудрявеньки, глазенки голубеньки». (Данилка Недокормыш,«Каменный цветок»)

Подсказка:

– Ну-ко,покажи, чему тебя мастер выучил?

Парнишказапончик надел, подошел к станку и давай рассказывать, да показывать. Чтоприказчик спросит – у него на всё ответ готов. Как околтать камень, какраспилить, фасочку снять, чем когда склеить, как полер навести, как на медьприсадить, как на дерево. Однем словом, все как есть.

·        «Жилв нашем заводе старик один … Семьи у него не осталось он и придумал взять вдети сиротку». (Дед Кокованя, «Серебряное копытце»)

·       Ктопел? Уменя тепло!     У меня светло!Красно летичко! (Огневушка – поскакушка «Огневушкапоскакушка»)

Подсказка:Веселенькопоглядела, усмехнулась ласково, платочком махнула и пошла плясать, а снег то отнеё бегом побежал. Где ей ножку поставить, там трава зелёная да цветы лесные.Обошла круг – тепло Федюньке стало, а она шире да шире круг берёт, самаподрастает, и полянка в снегу всё больше да больше. На березе уж листочкизашумели. Девчонка того больше старается, припевать стала…

·       «Пр-р-равильнопр-р-ридумала, пр-р-р-равильно!

Пр-р-р-р –авильно говоришь, пр-р-р-р- авильно!» (Кошка Муренка,«Серебрянное копытце»)

·       «…Ивот видят ребята – человека того уж нет. Которое место до пояса – всё этоголова стала, а от пояса шея. Голова точь-в-точь такая, как была толькобольшая, глаза ровно по гусиному яйцу стали, а шея змеиная…» (ВеликийПолоз, «Про Великого Полоза»)

Подсказка:И вот из-подземли стало выкатываться тулово преогромного змея. Голова поднялась выше леса.Потом тулово выгнулось прямо на костер, вытянулось по земле, и поползло эточудо к Рябиновке, а из земли всё кольца выходят да выходят. Ровно им и концанет. И то диво, костер то потух, а на полянке светло стало. Только свет нетакой, как от солнышка, а какой-то другой, и холодом потянуло…

 

·       «…Глядит,- а из того водяного окошка старушонка вышла. Ростом не больше трёх четвертей.Платьишко на ней синее, платок на голове синий и сама вся синёхонька, да такаятощая, что вот подует ветерок – и разнесёт старушонку…»

(Бабка-Синюшка,«Синюшкин колодец»)

Подсказка:Уставиласьстарушонка на парня и руки к нему протянула, а руки все растут да растут. Тогои гляди, до головы парню дотянутся. Руки ровно жиденькие, как туман синий, силыв них не видно, и когтей нет, а страшно…

Станция«Чьи это вещи?»

·       Малахитовыесерьги (Танюшке, «Малахитовая шкатулка»)

·       Дурман– цветок (каменный) (Даниле – мастеру, «Каменный цветок»)

·       Веточкакрыжовника (Митюхе, «Хрупкая веточка»)

·       Голубойплаток (Поскакушке, «Огневушка – поскакушка»)

·       Зеркальце(Таютке, «Таюткино зеркальце»)

·       Шапкас зелеными камешками (Коковане, «Серебряное копытце»)

Станция«Загадки»

Отгадайтезагадки. Отгадки вы найдёте в сказах Бажова.

 

Загадки

Посказки

Залежи в недрах, леса и поля,

Кормит и поит родная…                    (земля)

 

В глубинах гор, /чудесных/ гор

Гудит руда, звенит хрусталь,

В палитре огнецветных зорь

Пылают золото и сталь. Что это за горы?                    (Уральские горы)

 (По А. Юнусу)

 

Путь его далёк и долог

Ищет залежи …                                   (геолог)

 

Он был когда-то деревом могучим

И трепетал весёлою листвой.

Теперь лежит в земле чернее тучи –

Лежит окаменевший, неживой…

Но прошлой жизни он хранит следы

И нужен людям, как глоток воды.

  (каменный уголь)

Это топливо. Им топят печку.

При сжигании этого топлива выделяется большое количество тепла и энергии.

 

А этот — прозрачнее льдинки

И даже прохладен, как лёд…

Разрезанный на пластинки,

Он службу большую несёт,

Высоко-высоко летит самолёт,

Глубоко подводная лодка плывёт.

Всё видит, всё слышит пластинка —

Прозрачная, тонкая льдинка.

                                     (горный хрусталь)

Когда-то этот минерал считали льдом, замерзшим настолько, что его невозможно растопить. Применяется: в радиотехнике и для изготовления украшений, люстр, предметов посуды (бокалов, ваз и т.п.)

Чудесно зелена и знаменита

Та чаша из резного …                (малахита)

 

Я увидел свой портрет,

Отошёл — портрета нет.                (зеркало)

 

Лежит верёвка,

Шипит, плутовка.

Брать её опасно —

Укусит. Ясно?                                        (змея)

 

Маленькая, лёгонькая,

А за хвост не подымешь.              (ящерица)

 

Есть у родственницы ёлки

Неколючие иголки,

Но, в отличие от ёлки,

Опадают те иголки.               (лиственница)

 

Бегает среди камней,

Не угонишься за ней.

Ухватил за хвост, но — ах! —

Удрала, а хвост в руках.                (ящерица)

 

Кто на своей голове лес носит?        (олень)

 

Вся мохнатенька,

Четыре лапки,

Сама усатенька,

Два яхонта под шапкой.                   (кошка)

 

Деревянная шея,

Железный клюв.

Кричит: «Тук-тук-тук!»               (молоток)

 

Шелестя, шурша травой,

Проползает кнут живой.

Вот он встал и зашипел:

Подходи, кто очень смел.                     (змея)

 

Задремлю я и пою

Песенку тебе свою.

Но когда я на охоте —

Неленива я в работе.                         (кошка)

 

Командысоставляют из полученных на этапах карточек  фразу «Малахитовая шкатулка»

 

ХозяйкаМедной горы: Молодцы,ребята! Увидела я, что сказы П.П. Бажова вы любите, знаете. Отрадно сердцумоему, что растут на нашей уральской земле смышленые и любознательные девчонкии мальчишки. Значит, будет процветать наш Урал.

 

Крайродной вам завещаю

Знать,любить его, беречь,

Чтобы рощизеленели,

Продолжалиречки течь,

Чтоб цветыцвели на клумбах,

Чтобскворец весною пел,

Чтобы крайродной уральский

Год отгода хорошел!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По мотивамсказов Бажова создана настольно-дидактическая игра «Мемори»

Цель: закреплениеназваний сказов Бажова в процессе игры и развитие произвольного внимания изрительной памяти.

 

Списокиспользованной литературы

1. Бажов, П.П. Сказы П. Бажова / П.П.Бажов. — М.: Изобр. иск-во, 1993. — 148 с.

2. Батин, М.А. Павел Бажов / М.А. Батин. -Свердловск: Средне — Урал. кн. изд-во, 2008. — 209 с.

3. Блажес, В.В. П.П. Бажов и рабочийфольклор / В.В. Блажес. — Свердловск: Средне — Урал. кн. изд-во, 1982. — 261 с.

4. Жукова, И. «Малахитовой шкатулке» ПавлаБажова — 60 лет / И. Жукова // Детская литература. — 1999. — №1. — С. 76-77.

5. Мущенко, Е.Г. Поэтика сказа / Е.Г.Мущенко. — Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1978. — 287 с.

6. Равина, Г.П. П.П. Бажов. Малахитоваяшкатулка / Г.П. Равина // Детская литература: лекции. — М.: МГОПИ, 2009. — С.66-75.

7. Хоринская, Е.Е. Наш Бажов: повесть /Е.Е. Хоринская. — Свердловск: Средне — Урал. кн.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.05%
НЕТ
41.95%
Проголосовало: 894

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет