ПРОЕКТ «Замечательные книжки»
вподготовительной к школе группе
Подготовила ипровела
воспитательподготовительной группы
Ярунина Н.В.
Актуальность проекта
Несекрет, что интерес к детской книге, к чтению, вхождение в книжную литературу скаждым годом снижается. Детей все больше интересуют игры на планшетах,компьютерах и телефонах, а также просмотр телевизоров.
Воспитаниеребенка, прежде всего, начинается в семье. Родители закладывают чувство любви ккниге через свое отношение, поведение и действия. В настоящее время мынаблюдаем, что дети очень мало знают о книгах, о писателях. Поэтому передпедагогами стоит важная задача: заполнить пробелы по данной теме, грамотновыстроить работу по приобщению детей к книге.
Сегодня,в меняющейся социально- культурной ситуации перед дошкольными учреждениями какникогда остро стоит проблема формирования у детей интереса к книге. Невозможнопривить ребенку любовь к литературе, если взрослый безответственен в выборекниг для чтения. Проблема усугубляется и тем, что у ребенка, равнодушного ккниге, отсутствует мотивация для последующего обучения к чтению, а значит,возникают трудности в школе.
Насегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна, ведь чтениесвязано не только с грамотностью и образованностью. Оно формирует идеалы,расширяет кругозор, обогащает внутренний мир человека. В книгах заключеноособое очарование: книги вызывают в нас наслаждение, они разговаривают с нами,дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас.
От установоквзрослого также зависит и то, какое отношение к процессу чтения, к литературевырабатывается у ребенка.
Цель проекта –пропаганда ценности чтения и книги, приобщениедетей к миру художественного слова.
Задачи проекта:
— социально-коммуникативноеразвитие детей дошкольного возраста;
— формирование иудовлетворение потребностей детей дошкольного возраста в интеллектуальном идуховном развитии, самопознании и самообразовании путем чтения детскойлитературы;
— развитие творческихспособностей, воображения путем организации художественно-эстетическойдеятельности на основе прочитанных детских произведений;
— популяризацияпроизведений русской классической и современной отечественной поэзии;
— выявление иподдержка талантливых и одарённых детей, активизация творческой инициативыдетей;
Сроки проекта: ноябрь2021 года — март 2022 года.
Вид проекта -информационно — познавательный, творческий.
Предполагаемыйрезультат:
• повышение интереса детей к чтению и художественной литературе;
• обогащение словаря, развитие лексико-грамматического строя,связной речи детей;
• повышение уровня развития речи детей;
• активное участие родителей в жизни детского сада;
• положительное отношение родителей к совместной деятельности спедагогами;
• возрождение чтения в кругу семьи.
Реализация проекта идётв процессе:
• непосредственно — образовательной деятельности (экскурсий,наблюдения за работой библиотекаря, бесед, занятий по познавательному иречевому развитию, литературных викторин);
• совместной деятельности педагогов и детей (театрализованнойдеятельности, изобразительной деятельности, просмотра спектаклей старшихдетей);
• работы педагогов с родителями (совместные праздники,развлечения, досуги);
• создания предметно — развивающей среды (организациямини-библиотеки, оформление портретов детских писателей и поэтов);
• совместной свободной деятельности детей и родителей.
Продукты проектнойдеятельности:
Ø «Книжкинабольница» — ремонт книг.
Ø Закладкидля книг своими руками.
Ø Созданиемини — библиотеки силами родителей и работников детского сада.
Ø Презентациядетьми своих любимых книжек.
Ø Театрализованные развлечения.
Ø Выставкирисунков.
Ø Выступлениедетей в конкурсе чтецов «Библиотекасобирает друзей»
Ø Консультациидля родителей.
Необходимые условия реализациипроекта:
1. Интерес детей и родителей к произведениям детскойхудожественной литературы.
2. Наличие необходимой литературы (создание каталога из произведенийдетских писателей).
3. Методические разработки.
4. Обязательное активное участие родителей.
Этапы проекта:
I этап – подготовительный. постановкапроблемы. Сбор информации, работа с методической литературой, составлениеплана работы над проектом. Постановить проблему перед детьми «Для чегонужным нам книги?».
II этап – обсуждениепроблемы, принятие задач. Довести до детей важность данной проблемы:«Книга друг человека». Подобрать художественную литературу, подготовитьнаглядный иллюстрированный материал по теме проекта, оформить выставку книг.Составить перспективный план работы. Изучить методическую литературу. Пополнитьпредметно-развивающую среду.
III этап – основной.
· Рассматриваниекниг, иллюстраций, портретов детских писателей и поэтов с детьми.
· Чтениепроизведений, рассматривание иллюстраций к ним: И.А.Крылова,
А.С.Пушкина, Е. Пермяка, Л.Н. Толстого, Е. Трутневой, В.И. Одоевского, Н. Носова,С.Я. Маршака, С. Есенина, С. Михалкова, М. Пришвина,
М,Михайлова, В. Драгунского, русских народных сказок и малых форм фольклора.
· Художественноетворчество (рисование, лепка, аппликация)
· Выставка«Моя любимая книга»
· Проведениеподвижных, дидактических, сюжетно-ролевых игр.
· Решениеигровых и проблемных ситуаций,
IV этап – заключительный. Подведениерезультатов: обобщение материалов проекта.
План работы с детьми:
Месяц |
Мероприятие |
Продукты проектной деятельности |
Ноябрь 2021 |
1. Знакомство с историей книги. 2. Беседа о ценности книг. 3. Экскурсия в библиотеку. 4. НОД ЧХЛ Рассказывание украинской сказки «Хроменькая уточка» (Бондаренко, 153) 5. НОД ЧХЛ Чтение басни И.А. Крылова «Стрекоза и муравей» (Бондаренко,154) 6. НОД ЧХЛ Чтение «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина (Бондаренко,155) 7. НОД ЧХЛ Чтение стихотворения К. Чолиева «Деревья спят» (Бондаренко,156)
8. НОД Развитие речи. «Небылицы — перевёртыши» (Гербова,29)
9. НОД Ручной труд. «Весёлая закладка»
10. Театрализация русской народной сказки «Гуси-лебеди».
11. Театрализация русской народной сказки «Волк и семеро козлят» |
Презентация детьми своих любимых книжек. (Фото)
Закладки для книг своими руками. (Фото)
Театрализованное развлечение. (Фото)
Театрализованное развлечение. (Фото) |
Декабрь 2021 |
1. Выставка любимых книг. 2. НОД Социализация «Мои верные друзья — книги» (Загуменная, 87-90) 3. НОД Развитие речи Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка» (Бондаренко, 31) 4. НОД ЧХЛ Чтение рассказа Л.Н. Толстого «Прыжок» (Гербова, 43) 5. НОД ЧХЛ Чтение русской народной сказки «Снегурочка» (Гербова, 68) 6. НОД ЧХЛ Заучивание стихотворения Е. Трутневой «Первый снег» (Бондаренко, 159) 7. НОД ЧХЛ Рассказывание сказки В.И. Одоевского «Мороз Иванович» (Бондаренко, 159) 8. НОД Рисование. «Волшебная птица» (Комарова, 65) 9. НОД Рисование «Баба Яга и Леший» (Комарова, 112) 10. Театрализация сказки «Щелкунчик», |
Создание мини — библиотеки силами родителей и работников детского сада. (Фото)
Рисунки детей. (Фото) Рисунки детей. (Фото)
Театрализованное развлечение. (Фото) |
Январь 2022 |
1.«Книжкина больница» — ремонт книг.
2.НОД Развитие речи . Произведения Н. Носова (Гербова, 50)
3.НОД Развитие речи. Пересказ сказки «У страха глаза велики» (Бондаренко, 35)
4. НОД ЧХЛ Чтение басни И.А. Крылова «Ворона и лисица» (Бондаренко, 160)
5. НОД ЧХЛ Чтение сказки С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев» (Гербова, 54)
6. НОД ЧХЛ Заучивание стихотворения С. Есенина «Берёза» (Бондаренко, 162)
7. НОД Рисование «Перо Жар-птицы» (Лыкова, 116) 8. Театрализация сказки «Мороз Иванович», 9. Консультация для родителей |
Игра: «Книжкина больница». (Приложение №1)
Рисунки детей. (Фото) Театрализованное развлечение. (Фото)
Консультация «Читайте книги» (Приложение №2) |
Февраль 2022 |
1. Сюжетно-ролевая игра.
2. НОД ЧХЛ Чтение русской народной сказки «Никита Кожемяка» (Гербова, 54)
3. НОД ЧХЛ Малые фольклорные формы (Бондаренко, 163)
4. НОД ЧХЛ Чтение рассказа С. Иванова «Каким бывает снег» (Бондаренко, 164)
5. НОД ЧХЛ Чтение басни С. Михалкова «Ошибка» (Бондаренко, 165)
6. НОД Аппликация. «Тридцать три богатыря» (Лыкова, 128)
7. НОД Лепка. «Конёк-горбунок» (Комарова, 84)
8. НОД Рисование «Сказочное царство» (Комарова, 81) 9. Консультация для родителей |
Сюжетно-ролевая игра «Книжный магазин».
Коллективная аппликация.
Работы детей. Представленная информация была полезной? ДА 59.4% НЕТ 40.6% Проголосовало: 1138 Рисунки детей.
Консультация «Роль книги в развитии ребенка» |
Март 2022 |
1. Сюжетно-ролевая игра.
2. НОД Развитие речи. Пересказ рассказа М. Пришвина «Ёж» (Бондаренко, 46)
3. НОД ЧХЛ. Чтение рассказов, стихов о весне (Бондаренко, 166)
4. НОД ЧХЛ. Чтение басни Л. Толстого «Собака и её тень» (Бондаренко, 168)
5. НОД ЧХЛ, Чтение сказки М, Михайлова «Лесные хоромы» (Бондаренко, 168)
6. НОД ЧХЛ. Чтение рассказа В. Драгунского «Друг детства» (Бондаренко, 169)
7. НОД Рисование. «Золотой петушок» (Лыкова, 166)
8. НОД Рисование. «Обложка для книги сказок» (Комарова, 95)
9. Конкурс чтения стихов в группе. 10. Театрализация сказки «Снегурочка» 10. Конкурс чтения стихов в библиотеке им. В.А.Пазухина.
|
Сюжетно-ролевая игра «Библиотека».
Рисунки детей. Выставка рисунков «Моя любимая сказка».
Театрализованное развлечение.
|
Результат реализациипроекта:
• в процессе реализации проекта дети познакомились с творчествомдетских писателей;
• научились узнавать на репродукциях и фотографиях детских писателейи поэтов;
• познакомились с иллюстраторами детской книги;
• приняли участие в тематических выставках;
• научились ремонтировать книги;
• детьми были созданы творческие работы по прочитаннымпроизведениям;
• родители воспитанников познакомились с информацией повоспитанию любви к чтению;
• дети стали бережнее относиться к книгам;
• в непосредственной образовательной деятельности судовольствием придумывают и иллюстрируют свои книги;
• родители записались в библиотеку, берут книги на дом, читаютих детям.
Используемая литература:
Ø Т.М.Бондаренко «Комплексные занятия в подготовительной к школе группе детскогосада» Издательство ТЦ «Учитель» Воронеж, 2006.
Ø Л.А.Загуменная « Социально-личностное развитие дошкольников» Издательство «Учитель»Волгоград, 2012.
Ø В.В.Гербова «Занятия по развитию речи» Издательство «Мозаика-синтез» Москва, 2011.
Ø И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школегруппа» Издательство «Мозаика-синтез» Москва, 2012.
Ø Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в подготовительной к школегруппе детского сада» Издательский дом «Цветной мир» Москва, 2013.
Ø Интернетисточник.
Приложение №1
Игра: «Книжкина больница».
Цель:
- Формирование у детей интерес к книге, ознакомление с правилами пользования книгой.
Задачи:
- Показать, как можно «лечить» книгу.
- Развивать формы сотрудничества друг с другом.
- Развивать эмоциональную отзывчивость.
Словарная работа:
- Учить детей правильно употреблять глаголы: намазывать, приклеивать, проглаживать.
- Отвечать на вопросы воспитателя полными предложениями.
- Закреплять название частей книги, цвета.
Материал:
- Порванная книга, скотч, клей, клеенка, салфетка, полоски бумаги, кисточки, салфетки для рук.
Что нужно для счастьядетям?
Чтоб солнце на всейпланете,
Чтоб мячик и плюшевыймишка,
И добрая, добраякнижка!!!
Частоможно услышать от родителей сетование на то, что ребенок не хочет читать. Это ипонятно. Сейчас у детской книги много конкурентов: компьютеры, видео… Но книга,по-прежнему, необходима. Она всегда здесь, всегда рядом. Книга первая открываетребенку мир. Книга учит сопереживать, сострадать, сорадоваться, а задача взрослых– пробудить, воспитать и укрепить в детской душе эту драгоценную способность.
Дляродителей главное – открыть ребенку то чудо, которое несет в себе книга, тонаслаждение, которое доставляет погружение в чтение.
Какприучить ребенка к чтению? Каждый родитель находит свои пути к сердцу дочериили сына.
Вотнесколько советов из опыта родителей:
— читать ребенку вслух с раннего возраста;
— покупать книги, дарить их и получать в качестве подарка
— оставлять печатные издания везде, где ребенок может их увидеть;
— определить интересы ребенка: что ему нравится;
— прививать любовь к чтению на собственном примере;
— разрешать малышу самому выбирать книги в магазине или библиотеке;
— играть в настольные игры, предполагающие чтение;
-не заставлять ребенка читать против его воли: приобщите его к чтению черезигру;
— собирать домашнюю детскую библиотеку;
— обязательно слушать, как малыш читает, он должен чувствовать ваш интерес;
-до или после просмотра фильма (м/ф) предложить книгу, по которой он снят;
-читать друг другу по очереди;
-спрашивать мнение ребенка о книге;
-читать ребенку перед сном.
Действеннымив развитии интереса малыша к книге являются следующие приемы: читая ребенку, следуетостанавливаться на самом интересном или
сложномдля восприятия месте, задавать вопросы, которые помогают включать воображение,обращать внимание на иллюстрации.
Культураобщения с книгой закладывается в семье. Есть семьи, где не существует проблемы,как привить интерес к чтению. И это естественно, ведь в таких семьях ребенокчасто видит родителей за книгой, слышит, как они обмениваются впечатлениями опрочитанном и радуется покупке интересной книги. Здесь существует традициясемейного чтения, когда изо дня в день, сколько помнитсебя ребенок, в семье читают вслух. Когда ребенок подрастает, он включается вэтот процесс. Любовь к чтению проявляется у него как естественнаянеобходимость, как потребность в пище и сне.
Еслиже этого в семье нет, то еще не поздно начать, хотя для этого потребуетсянемало сил и терпения.
Важно, чтобыподрастающий человек с помощью взрослых и мудрой книги научился отличатьплохое от хорошего, понимать истинные и ложные ценности.
И самое главное –помнить, что ребенок сам по себе не получит всей той полноты общения скнигой, если не будет рядом родителей.
Ини один компьютер не даст ребенку любви и тепла, которые он получает тогда,когда вы вместе читаете книгу.
Читайте книги регулярно. Пусть чтение станет для вас доброй традицией.
Приложение №3
Сюжетно-ролевая игра «Книжныймагазин».
Цель:
- Развитие речи, внимания, памяти, воображения,
- Формирование навыков общения, вежливости, учтивости и внимательности к нуждам другого человека,
- Развитие любви к книге.
На подготовительном этапе игры необходимообустроить «книжный прилавок». Дети выбирают несколько книг из детскойбиблиотеки, расставляют или раскладывают их аккуратно на столе. Заранеенеобходимо приготовить «деньги» (фантики, бумажки из цветной бумаги и т.п.) исумку, в которую покупатель будет складывать товар. Дальше необходимораспределить роли.
1. «Хочу купить самую, самую…» Воспитательпредлагает выбрать книгу: самую толстую или тоненькую, с самыми красивыми ияркими картинками, самую любимую, самую смешную, самую интересную и т.д.Необходимо спросить, почему ребенок выбрал именно ту или иную книгу.
2. «О чём эта книга?» Воспитательпоказывает свою заинтересованность той или иной книгой и просит ребенкарассказать о ней. Ребенок вспоминает название, главных героев, кратко илиполностью рассказывает сюжет, например, какой-нибудь сказки.
3. «Какую бы книгу вы мне предложили?»Можно разыграть растерянность при виде такого большого ассортимента хорошихкнижек и попросите детей выбрать для вас книгу на свой вкус. Пусть он обоснуетсвой выбор.
4. «Мне нужна книга, которая…» Дайтекраткое описание книги: цвет обложки, с чего начинается или чем заканчиваетсясказка, что изображено на первой странице книги и т.д.
5. «Мне необходимо несколько…» Повторениечисла и счета. Попросить детей «продать», например, три книжки со сказками,пять книжек-раскладушек, семь книг с толстой картонной обложкой и т.д.
Ролькниги в развитии ребенка
Несекрет, что современные дети мало читают,предпочитая книгу просмотру телепрограмм и видеофильмов, компьютерным фильмам. Мыживем в совсем ином мире и порой не можем остановиться в нашем скоростном 21веке, чтобы заглянуть в себя, в свой внутренний мир, который должен бытьбогаче, чем телевизор и компьютер. А богатой наша душа может быть только отобщения с хорошим человеком и хорошей книгой. Сейчас родители жалуются на то,что дети перестали читать, а порою не задумываются о том, а что они сделали длятого, чтобы книга была ребенку интересна и необходима.
Чточитать, как научить ребенка читать, как поддержать интерес к чтению. Этозабота не только родителей, педагогов, библиотекарей — это забота о будущемРоссии, сегодня это понимают на государственном уровне.
Детине займутся чтением сами, просто так ни с того, ни ссего. Никому еще от рождения любовь к чтению не давалась. Нужны взрослые,которые показали бы ребенку дорогу к большому книжному богатству, во- первых -это родители, во- вторых- учитель, в третьих- библиотекарь.
Способовпо приобщению детей к чтению столько же, сколько и детей. А самыйглавный способ, чтобы вы, родители, сами не расставались с книгой, газетой,журналом.
Ролькниги в развитии и воспитании детей.
Детиимеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучногоразвития ребенка семейное чтение очень значимо, и не только пока ребенок сам неумеет читать, но и в более позднем возрасте. Дети с нетерпением ждут, когда жеу мамы или папы найдется для них время.
Аспектыразвития ребенка, затрагивающиеся в процессе совместного чтения.
Удовлетворениепотребности в безопасности. Когда ребенок сидит на коленяху мамы или папы (или рядом с родителем, прижавшись к нему) во время чтениякниги, у него создается ощущение близости, защищенности и безопасности.Создается единое пространство, чувство сопричастности.
Чувствоценности и значимости своего «Я» и своих интересов.Когда родители читают то, что интересно ребенку и готовы обсуждать с нимзначимые для него темы, стремятся как можно лучше понять его взгляды, у ребенкаформируется представление о себе как о значимой личности, чьи потребности иинтересы важны (так как им уделяют внимание такие важные люди – родители).
Формированиеценностей. Книга влияет на нравственные идеалы ребенка, формируя егоценности. Герои книг совершают различные поступки, переживают разные жизненныеситуации, созвучные с миром ребенка или неизвестные ему. На примерах ситуаций,в которые попадают герои книг, ребенок учится понимать, что такое добро и зло,дружба и предательство, сочувствие, долг, честь. И задача родителей помочьувидеть отражение этих ценностей в жизни ребенка.
Отреагированиезначимых переживаний. Книга – это и средствоотреагирования (разрядки) переживаний, болезненных или пугающих ребенка, скоторыми не всегда есть возможность совладать в привычной ситуации. Ребеноксовместно с героем переживает его неудачи и победы, преодолевает страхи итрудности на пути к поставленной цели. Тем самым освобождаясь от своихсобственных страхов и негативных переживаний.
· Обучениеновым или необходимым моделям поведения. Через книгу ребенок воспринимаетразличные модели поведения (как дружить, как добиваться цели, как решатьконфликты), которые могут быть эффективны в различных жизненных ситуациях.Наибольший эффект может быть достигнут, если чтение дополняется такжесовместным обсуждением. Родители могут помочь ребенку увидеть аналогиипрочитанного с его собственной жизнью.
Какправило, в семьях, где родители часто и много читают детям, существуетгармоничная, доброжелательная атмосфера.
Чтение — самое доступное и полезное для интеллектуального иэмоционально-психического развития ребенка занятие.
Приложение №5
Сюжетно-ролевая игра «Библиотека».
Цели и задачи:
· Формирование представлений детей о библиотеке,
· Закрепление знаний об окружающем мире,
· Умение развивать сюжет игры,
· Воспитание бережного отношения к книге.
Для игры необходимо: оформление игровойзоны книжного уголка, выставка книг, формуляры, новые книги, телефон,каталог-указатель, фломастеры, кисти, клей, заготовки для закладок, клеёнка,фартук, колпак для доктора.
Действующие лица:
1. воспитатель (заведующая)
2. библиотекари
3. читатели
4. продавецмагазина
5. «книжкиндоктор»
Ход игры:
Воспитатель: — Ребята, сегодня мы будемиграть в интересную игру. Все вы любите, когда вам читают книги. Можно выбратьдома, можно попросить у друга, а можно пойти в библиотеку.
Воспитатель: Я заведующая библиотекой. Яхочу познакомить вас с нашей библиотекой.
Чтобы начать игру, я предлагаю вамотгадать загадки:
Если книгу написал,
Значит ты писатель,
Если книгу прочитал,
Значит ты …(Читатель)
— Молодцы! Как вы считаете в библиотекедолжны быть читатели?(отв. дет.)
-Кто хочет быть читателем?(дети самираспределяют роли)
— Кто желает быть в игребиблиотекарем?(дети предлагают)
— Какие отделы есть в библиотеке?(Абонемент, читальный зал, выставочный зал, литературная гостиная, книжкинамастерская). Дети распределяют роли разных отделах.
-Займите свои места.
— Желающий помочь книжкам вылечиться,продлить им жизнь, прошу пройти в «Книжкину» мастерскую и стать книжнымдоктором, отвечающим за опрятный красивый вид книги.
-Ребята,а как вы думаете откуда поступаюткниги в библиотеку?(люди приносят, со склада, из других библиотечных фондов, измагазина).
Значит, нам нужен будет продавец книжногомагазина или склада.
Кто привозит, доставляет книги вбиблиотеку?
Ответ: водитель, шофёр.
(дети договариваются о ролях)
Дети начинают игру, выбирают книги.
— Катя, тебе понравилась эта книга?
— Никита, а тебе что понравилось? Выподойдите ко мне, я запищу вам книгу (библиотекарь заполняет формуляр).
— Можете пройти в интересующие вас залы(дети по желанию распределяются по залам)
— Вы знаете правило пользования книгами?(отв.детей)
— В нашей библиотеке есть книжкинамастерская. Приглашаем всех желающих помочь в ремонте книг, сделать закладочки,чтобы вам было удобно пользоваться книгой (желающие проходят в мастерскуюдоктора). В библиотеке вы можете познакомиться с новыми, необычными книгами, состаринными книгами, рассмотреть газеты и журналы. После чего детисамостоятельно выбирают и садятся за столы или на диван рассмотреть понравившуюсялитературу.
Звонит телефон. Продавец склада(магазина):- Добрый день. К нам поступила новая развивающая литература: ребусы,кроссворды, головоломки. Не хотели бы вы приобрести для читального зала? Оченькрасочные.
Воспитатель: — Хорошо, давайте оформимзаказ, присылайте курьера.
Шофёр-курьер: Привозит заказ, подписываетего.
Заведующая: Когда вы нам подвезёте заказ?
Шофёр-курьер: Через час.
Воспитатель заходит в читальный зал:- Ребята, скоро в нашей библиотеке будет новые поступления, мы приглашаемвас познакомиться с ними. Шофёр-курьер: привёз заказ, подписываетнакладную. Проверяет привезённую литературу по накладной.
Дети продолжают игру.