Дорожной одеждой называют укрепленную поверхность земляного полотна в пределах проезжей части. Она воспринимает сосредоточенные нагрузки от колес автомобиля и передает ее на грунт земляного полотна.
В многослойных конструкциях дорожной одежды (рис. 10) различают следующие элементы.
Покрытие — верхняя часть одежды, воспринимающая усилия от колес автомобилей и подвергающаяся непосредственному воздействию атмосферных факторов. Оно должно быть прочным, ровным, шероховатым, противостоять пластическим деформациям при высоких положительных температурах, быть трещиностойким и хорошо сопротивляться износу, то есть обеспечивать необходимые эксплуатационные качества проезжей части.
Основание — несущая прочная часть одежды, обеспечивающая вместе с покрытием перераспределение и снижение давления на расположенные ниже дополнительные слои или грунт земляного полотна (подстилающий грунт). Слои основания, непосредственно подстилающие усовершенствованное покрытие, должны быть преимущественно монолитными, устойчивыми к сдвигу и достаточно хорошо сопротивляться растягивающим напряжениям при изгибе. Нижние слои основания устраивают из материалов менее прочных, чем вышележащие, но достаточно морозо- и водостойких.
|
|
Дополнительные слои основания — слои между основанием и подстилающим грунтом на участках с неблагоприятными погодно-климатическими и грунтово-гидрологическими условиями. Эти слои вместе с покрытием и основанием должны обеспечивать наряду с прочностью необходимые морозоустойчивость и дренированность конструкции, чтобы создавалась возможность для снижения толщины слоев из дорогостоящих материалов.
В поперечном сечении дорожные одежды могут устраиваться серповидного, полукорытного или корытного профилей (рис. 10). На дорогах низких категорий, в т.ч. на сельскохозяйственных дорогах, дорожную одежду обычно устраивают серповидного профиля (рис. 7, а). При этом обеспечивается водоотвод, а укрепленные обочины становятся пригодны для разъезда автомобилей при узкой проезжей части. Дорожная одежда полукорытного профиля требует меньше материалов, но сложнее в исполнении. При корытном профиле (рис. 10, б) затрудняется водоотвод и возможно занесение грязи с неукрепленных обочин на проезжую часть.
Рис.7. Поперечное сечение дорожной одежды
На дорогах IV, V категорий и сельскохозяйственных дорогах рекомендуется проектировать дорожную одежду из одного-двух слоев.
Покрытие должно быть прочным, ровным, шероховатым, бесшумным, беспыльным. Для сокращения затрат на дорожное строительство целесообразно устраивать покрытие из местных строительных материалов. Классификация основных типов покрытия приведена в таблице 4.
|
|
Таблица 4.
Тип покрытия | Характеристика |
1. Низшие | Грунтовые естественные . грунтовые профилированные (с оптимальным составом грунта) . грунтовые укрепленные местными материалами. |
2. Переходные | Щебеночные (гравийные) . из грунтов и местных материалов, обработанных вяжущими . мостовые из булыжного или колотого камня. |
3. Усовершенствованные облегченные | Щебеночные (гравийные), обработанные вяжущими . дегтебетонные . из песчаных грунтов, обработанных в установке вяжущим (с устройством поверхностной обработки., |
4. Усовершенствованные капитальные | Асфальтобетонные . цементобетонные (монолитные и сборные). |
На дорогах IV категории устраивают облегченные усовершенствованные или переходные покрытия . на дорогах V категории и сельскохозяйственных дорогах – покрытия переходного и низшего типа.
Минимальная толщина слоев дорожной одежды в уплотненном состоянии должна быть не менее, см:
Асфальтобетон (дегтебетон): крупнозернистый – 6…7 .
мелкозернистый — 3…5 .
песчаный – 3…4 .
холодный – 3 .
Щебеночные (гравийные) материалы,
обработанные органическими вяжущими – 8 .
Щебень, обработанный методом пропитки – 8 .
Щебеночные (гравийные) материалы,
не обработанные вяжущими, на песчаном основании – 15 .
То же, на прочном основании
(каменном или из укрепленного грунта) – 8 .
Грунты и малопрочные каменные материалы,
обработанные органическими, комплексными
или неорганическими вяжущими – 10 .
Грунт повышенной прочности – 50.
На детальном чертеже конструкции дорожной одежды указывают уклоны поверхностей дорожной одежды и земляного полотна, материал и толщину слоев, дренажные устройства.