X-PDF

Проектирование в общеобразовательной среде

Поделиться статьей

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетноеобразовательное учреждение высшего образования

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙОБЛАСТНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВО «МОСКОВСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»)

 

Кафедра методики преподаваниярусского языка и литературы

 

 

КУРСОВАЯРАБОТА

 

по дисциплине «Методика преподавания литературы»

на тему «Особенности применения кейс-технологий на уроках изучения

немецкого романтизма (к вопросу анализатворчества Э.Т.А. Гофмана и романа «Эликсиры Сатаны»)

 

 

 

 

 

Выполнил магистрант

1 курса очной формыобучения

направленияподготовки 02.ПООМ.21.ЛО.2

«Педагогическоеобразование»

профиля подготовки«Литературное образование»

факультета русскойфилологии

                                                                Жигорникова Софья Дмитриевна

 

 

Научный руководитель –

заведующий кафедрой, к.ф.л.,

доцент

Шмелёва Анна Вячеславовна

Дата защиты: «   » ___ 2023 г.

Оценка ___________________________

__________________________________

 

 

Регистрационный номер ________

Дата регистрации ______________

 

 

 

г. Мытищи

2023

Оглавление

 

Введение……………………………………………………………………………………………. 2

Глава 1.Теоретические основы педагогического проектирования в образовательной среде………………………………………………………………………………………………….. 6

1.1.   Историческиепредпосылки возникновения проектного обучения в отечественной педагогике. Сущностьпонятий «проект» и «педагогическое проектирование»         7

1.2. Стадии педагогическогопроектирования кейсов при изучении поэтики готической литературы в романе Э.Т.А. Гофмана Эликсиры Сатаны…………… 15

Выводы по первойглаве…………………………………………………………………….. 20

Глава 2.Проектирование образовательного продукта на основе кейсов «Поэтика готическойлитературы в романе  Э.Т.А. Гофмана Эликсиры Сатаны»……………. 22

2.1. Примерыкейсов по изучению поэтики готического романа Э.Т.А. Гофмана «Эликсиры Сатаны»………………………………………………………………………… 24

2.2. Методическиерекомендации при работе с кейсами………………………. 31

Выводы по второйглаве…………………………………………………………………….. 33

Заключение………………………………………………………………………………………. 34

Список литературы……………………………………………………………………………. 36

Приложение……………………………………………………………………………………… 39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Современное обучение требуетот школ инновационного подхода к обучению. Современный учитель, организовываяуроки литературы, должен находиться в постоянном поиске новых методов итехнологий обучения, чтобы сделать его доступным и понятным для всех участниковобразовательного процесса. В связи с этим многие учителя стараются выстраиватьсвою деятельность на уроке так, чтобы она удовлетворяла всем требованиям ФГОС.Одним из его обязательных критериев является умение педагога организовывать исопровождать учебно-исследовательскую и проектную деятельность обучающихся. Науроках литературы в старших классах особенно важно верно направить работушкольников, поскольку именно в средней школе формируются и укрепляются интересыи предпочтения подростков. Важно поддержать и направить читающую личность, расширитьее области знаний, раскрыть тот материал, который был ранее неизвестен. В этомконтексте метод кейс-технологий является наиболее эффективным способомсистематизации и углубления информации.

Изучение творчества немецкогописателя Э.Т.А. Гофмана – хорошая возможность для учителя расширить горизонтпознаний учащихся. Один из ярчайших представителей немецкого романтизма –Гофман – возродил интерес читателей к увядающему жанру – готическому роману,преобразовав и вложив новый смысл в ряд мифологем, которые были издревлезнакомы человеку.

Актуальность нашей работы обусловленарядом причин: во-первых, современное обучение, исходя из требований ФГОС,должно иметь проблемный характер, а значит, выбранный нами методкейс-технологий как способ построения урока удовлетворяет их условиям.Во-вторых, изучение немецкого романтизма и творчества Э.Т.А. Гофмана, чьипроизведения редко входят в тематическое планирование уроков по литературе встарших классах, требует сопровождения со стороны педагогического проектирования.При изучении поэтики готического романа Э.Т.А. Гофмана «Эликсиры Сатаны»литературоведы, а вслед и мы, выделяем следующие характерные особенности жанра:интерес к архаичному; тяга к фатализму, невозможность изменить свою судьбу;вмешательство потусторонних сил в жизнь человека; использование автором«тёмной» символики – монастырь, монашеский орден, сверхъестественный эликсир,двойничество главного персонажа. Среди личностных компетенций, формируемых приизучении творчества Э.Т.А. Гофмана, можно выделить способность понимать художественные произведения,отражающие иные, чуждые читателю культурные традиции, которая развиваетсяпосредством работы в группе с применением исследовательских кейсов. Этимобъясняется выбор темы исследования.

Объектом исследования является процесспедагогического проектирования в общеобразовательной школе.

Предметом исследования является процесспроектирования банка кейсов для изучения поэтики готического романа «ЭликсирыСатаны» Э.Т.А. Гофмана на уроках зарубежной литературы в старших классах сиспользованием кейс-технологий.

Разработка банка кейсов дляизучения на уроках зарубежной литературы в старших классах поэтики готическогоромана «Эликсиры Сатаны» Э.Т.А. Гофмана – цель нашей курсовой работы.

Гипотеза курсовой работы заключаетсяв том, что использование кейс-технологии в процессе изучения поэтикиготического романа Э.Т.А. Гофмана позволит учителю развить у учениковчитательскую грамотность, способность самостоятельно формулировать проблемуурока, организовывать и направлять свою деятельность, умение вступать в диалогсо сверстниками и грамотно отстаивать свою точку зрения в процессе совместнойработы.

Задачи:

1.     изучитьосновы теории педагогического проектирования в образовательной среде;

2.     изучитьтеоретические основы методики преподавания литературы с использованиемкейс-технологии;

3.     спроектироватьизучение поэтики готического романа «Эликсиры Сатаны» Э.Т.А. Гофмана сиспользованием кейс-технологии;

4.     разработатьбанк кейсов для изучения на уроках зарубежной литературы в старших классахпоэтики готического романа «Эликсиры Сатаны» Э.Т.А. Гофмана;

5.     составитьметодические рекомендации по использованию банка кейсов, разработанного дляизучения поэтики готического романа «Эликсиры Сатаны» Э.Т.А. Гофмана на урокахзарубежной литературы в старшей школе.

В нашей работе былииспользованы следующие методы исследования: теоретические ипрактические. К теоретическим методам относятся анализ и синтез информации,раскрывающей суть педагогического проектирования, к практическим –проектирование банка кейсов для изучения поэтики готического романа «ЭликсирыСатаны» Э.Т.А. Гофмана на уроках зарубежной литературы в старшей школе.

Методологической основойработы сталитруды учёных по методике преподавания литературы в школе:Н. В. Беляевой, Т. С. Зепаловой, В. И. Коровина идр. Также использовались теоретические положения современных ученых попроектированию в образовательной среде: А. М. Новикова,Е. Н. Ястребцевой, И. С. Сергеева и др.; трудылитературоведов, исследующих творчество Э. Т. А. Гофмана:Д. Чавчанидзе, А. В. Фортунатовой, Л. В. Славгородскойи др.

Теоретическая значимость работы состоит в обобщении исистематизации принципов проектирования банка кейсов для изучения поэтикиготического романа  Э.Т.А. Гофмана Эликсиры Сатаны в старшей школес использованием кейс-технологии.

Практическая значимость заключается в возможностииспользования в практике преподавания литературы в старшей школе созданногобанка кейсов на уроках, посвященных изучению готического романтизма итворчества Э.Т.А Гофмана в старшей школе.

Курсовая работа состоит извведения; основной части, включающей в себя 2 главы: теоретическую –«Теоретические основы педагогического проектирования в образовательной среде» ипрактическую – «Проектирование банка кейсов для изучения поэтики готическогоромана Э.Т.А. Гофмана Эликсиры Сатаны»; заключения и спискалитературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава1. Теоретические основы педагогического проектирования в образовательной среде

 

Методика преподавания литературы в контексте современногообразования требует разработки и внедрения новых методов обучения. В настоящеевремя школы активно используют проблемный метод при изучении литературныхпроизведений. Он активно начал развиваться с середины XIX века, взяв за основу идеи,использованные при обучении в Медицинской школе Гарвардского университета.

Одним из проблемных методов является метод исследовательскихкейсов, которые предполагают постановку перед учениками реально выполнимойпроблемы, рассмотрение и решение ситуаций из жизни и практической деятельности.

При изучении немецкой романтической литературы и творчестваЭ.Т.А. Гофмана на уроках литературы в старших классах мы будем использоватьисследовательские кейс-технологии, которые должны будет научить школьниковсамостоятельно получать необходимые знания, подбирать дополнительнуюлитературу. Продуктом исследовательской проектной деятельности старшеклассниковдолжна будет стать общешкольная научно-исследовательская газета. 

В представленной главе будет рассматриваться теоретическая база исследования по таким понятиям, как:«проект», «педагогическое проектирование», «активные методы обучения», методкейсов в педагогике, фазы педагогического проектирования по созданию кейсов приизучении немецкого романтизма и романа Э.Т.А. Гофмана «Эликсиры Сатаны».

 

 

 

1.1.           Понятия «проект» и «педагогическое проектирование»

Развитие проектного обучения корнями уходит в XXвек, когда свою деятельность начали осуществлять американский философ и педагогДж. Дьюи и его последователь В.Х. Килпатрик. Они придумали и создали «методпроектов». Дж. Дьюи предполагал, что наиболее эффективное обучение – активноеобучение, которое основывается на целесообразной деятельности ученика,исходящей из его интересов и знаний. Педагог считал, что демонстрацияшкольникам их собственной заинтересованности в приобретаемых знаниях должнаповысить эффективность их деятельности и мотивации. В этом отношении Дж. Дьюи неограничивался только школой, а брал в расчёт будущую социальную жизньшкольников.

Сформировавшись из идеисвободного воспитания, метод проектов постепенно «самодисциплинировался» иинтегрировался в структуру образовательных методов. Его основной тезис не изменился– проектирование в образовательной среде должно стимулировать интересшкольников к получению знания и научить применять их на практике вне школы.

Для того, чтобы организоватьэффективную деятельность школьников, возбудить в них желание к действию, нужнозаинтересовать их в приобретаемых знаниях, объяснить, что они пригодятся им нетолько в выполнении школьных заданий, но и в различных жизненных ситуациях.

Роль педагога в этом случаесводится к тому, что он может либо подсказать новые источники информации, либонаправить мысль школьников в нужное направление для самостоятельного поиска. Врезультате этого ученики самостоятельно совместными усилиями стараются решитьпроблему, применяя необходимые знания (они могут быть из разных областей),чтобы получить реальный результат. Таким образом, решение проблемы приобретаетчерты проектной деятельности.

Доктор педагогических наук,Евгения Семёновна Полат, рассматривает проектную методику как совокупностьпоисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути, представляющихдеятельности, развития креативности и одновременно формирование определенныхличностных качеств учащихся в процессе создания конкретного продукта[1].

В современной педагогики воснове метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, уменийсамостоятельно находить новые знания, ориентироваться в информационномпространстве, что способствует развитию критического мышления. Проектирование вобразовательной среде нацелено на самостоятельную деятельность обучающихся. Её можновыстроить в форме индивидуальной, парной, групповой работы. Метод проектовпредусматривает решение определённой проблемы, которая требует разнообразныхсредств и методов обучения и совмещения разных областей науки. Результат работыпри этом может быть «осязаемым».

В нашем случае, при проектировании банка кейсовдля изучении поэтики немецкого романтизма и романа Э.Т.А. Гофмана, мы будеморганизовывать групповую работу обучающихся, которая будет рассмотрена вовторой главе курсовой работы. Её результатом должны стать исследовательскиестатьи на литературоведческую тему для общешкольной газеты. Для осуществленияэффективной работы школьников на уроках зарубежной литературы в старшей школемы обратимся к опыту педагогического проектирования.

Понятие«проект» в педагогической среде интерпретируется учеными-дидактами по-разному.Н.Ф. Яковлева рассматривает проект с двух позиций: учителя и ученика.

Спрозиции учителя проект «интегративноедидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяетвырабатывать и развивать специфические умения, навыки и компетенции»[2]. Н.Ф.Яковлева также выделяет ряд навыков, которые помогает учителю развить проетирование: проблематизация (рассмотрение проблемной ситуации, выделениеимеющихся противоречий, формулирование проблемы и подпроблем, постановка цели изадач и т.д.); целеполагание и планирование деятельности; самоанализ ирефлексия; поиск и критическое осмысление информации; освоение методовисследования; практическое применение знаний, умений и навыков в нестандартныхситуациях.

Спозиции ученика проект рассматривается Яковлевой как возможность совершатьувлекательую деятельность, используя все свои знания, умения и навыки дляинтеллектуальной реализации.

Какмы видим, между интерпретацией термина «проект» с точки зрения учащего иобучающего есть точки соприкосновения. Их деятельность сходится в стремлениивыработать ряд компетенций, которые затраивалии бы не только предметную, но ивнепредетные области.

В фундаментальномколлективном труде основателей проектного менеджмента — Руководство к Сводузнаний по управлению проектами,  проект характеризуется как«…деятельность по достижению нового результата в рамках установленного временис учетом определенных ресурсов»[3].

Е.Н. Ястребцева рассматриваетпроект как  «совместнную учебнопознавательную, творческую или игровуюдеятельность учащихся, имеющую общую цель, согласованные методы, способыдеятельности, направленную на достижение общего результата деятельности».

Кандидат педагогических наук С.В.Митрохина понимает «проект»как интеллектуальное прогнозирование работы, которая должна будет реализована втворческом акте, действии[4].

    По мнению Е.Г. Новолодской «проект» представляет собойреализацию цели, которая представляет интерес для школьников и соответствует ихинтеллектуальному уровню[5].

    Доктор педагогических наук Е.Н. Землянская интерпретируетпонятие «проект» как осознанную, спланированную деятельность, формирующую уучащихся ряд интеллектуальных и практических умений[6].

Как мы видим, единого обоснования понятию «проект» пока несуществует, но, стоит отметить, что все рассмотренные нами интерпретациитермина схожи в одном: проект должен являться осознанной деятельностьюшкольников, формирующей у них ряд практических навыков. Из этого можно сделатьвывод о том, что проектная деятельность – осознанный процесс создания проекта.Эта работа направлена на раскрытие индивидуальных способностей, решениепроблемы, сформулированной самим школьников. Проектная деятельность –возможность проявить себя, публично продемонстрировать свой результат.

С понятием «проект» неотрывносвязан термин «проектирование». В широком смысле проектом называется всё, чтозадумывается или планируется. По мнению Дж.К. Джонса, специалиста в областиинженерного проектирования, «проект — это вдохновенный прыжок от фактовнастоящего к возможностям будущего». Рассмотрим различные трактовки понятия«проектирование», наиболее близкие нашей курсовой работе и выделим их общиезакономерности.

М.С. Каган, советский философи культуролог, пишет: «Проектирование — это особый вид активности людей,основанный на природном свойстве человеческого сознания создавать модели’потребностного будущего’. Оно выступает как воплощение и развитие способностичеловека к творческому акту, к своеобразному преобразованию реальности»[7].

Как мы видим, М.С. Каган даетобщую интерпретацию поятию «проектирование», не связанную напрямую спедагогикой. Такая точка зрения также важна для нас, поскольку наша настоящаяцель — определить, отличается ли педаггогическое проектирование отпроектирования в целом.

Российский психолог, докторпедагогических наук, Н.Г. Алексеев рассматривает проетирование как«деятельность, под которой понимается в предельно сжатой характеристикепромысливание того, что должно быть»[8].

Рассмотрев ряд трактовокпоятия «проектирование», мы можем сделать следующие выводы:

Ÿ     Во-первых, проектнаядеятельность человека определяется его способностью стороить в своём сознанииидеальные модели, которые отражают цели;

Ÿ     Во-вторых, проектированиеначинается с установления проблемы, которую нужно решить. Знания человека приэтом являются средством разрешения затрднения.

Таким образом, подпроектированием мы будем понимать деятельность по созданию проекта,направленную на решение конкретной проблемы на основании заранеезапланированного результата.

Педагогическоепроектирование, на котором основывается суть нашей работы, отличается отпростого проетирования рядом характерных особенностей.

Педагогическое проектирование, с одной стороны, имеет нормативнуюбазу и подчиняется ряду требований, с другой стороны, является творческимпроцессом. Для того, чтобы определить сущность этого понятия, мы обратимся копыту А.Н. Новикова, В.С. Безруковой, Н.В. Борисовой и Д.А. Махотина.

А.Н. Новиков в рабое «Образовательный проект(методология образовательно деятельности» пишет: «Педагогическое проектирование— это особый вид деятельности педагога, направленный на разработку и апробациюновых способов организации учебного процесса»[9].

Схожую по смыслу мысль высказываетдругой учный — В.С. Безрукова. Она называет педагогическое проектированиепредварительной разработкой деталей деятельности учащихся и педагога[10].

Н.В. Борисова рассматриваетпедаогическое проектирование как деятельность,  направленную на  «разработку иреализацию образовательных проектов, под которыми понимаются оформленныекомплексы инновационных идей в образовании, в социально-педагогическомдвижении, в образовательных системах и институтах, в педагогическихтехнологиях».

Кандидат педагогических наук,Д.А. Махотин, видит в педагогическом проектировании «вид профессиональнойдеятельности педагога, направленный на преодоление постоянно возникающихпротиворечий во взаимосвязи педагогической науки и практики».

Н.К. Зотова рассматривает педагогическое проектирование как«структурные характеристики деятельности, направленные на разрешениеразнообразных проблем в педагогическом процессе»[11], а А.П.Аношкин говорил отом, что педагогическое проектирование – это «предварительная разработкадеталей предстоящей деятельности обучающихся и педагогов»[12].

Также,отечественная педагогическая наука классифицирует проектную деятельность поосновным функциям: исследовательской, аналитической, прогностической,преобразующей, нормирующей. Для педагогического проектирования характернанацеленность на получение определённого практически значимого результата наоснове прогностического знания. Этим проектная деятельность отличается отпростой деятельности[13].

Рассмотрев рядопределений термину «педагогическое проектирование», мы можем сделать вывод о том, что,как и понятие «проект», «педагогическое проектирование» не имеет в средепедагогики единого, общего определения. Большинство учёных сходятся в том, чтопедагогическая деятельность — это такая деятельность педагога, котораянаправлена на решение определенных практических задач, удовлетворяющихсовременным методам обучения.

Проектная деятельность, согласно И.М. Дуниной[14], имеет ряд ограничений.В контексте педагогики к ним будут относиться: продолжительность проекта,ресурсообеспеченность, компетентность участников проекта и его эффективность.

В нашей работе под образовательным проектом мы понимаеминтеллектуальную деятельность, конечным этапом которой является созданиепроектного продукта, разработанного на основе знаний и опыта обучающихся свысоким уровнем образовательным потребностей.

Из сказанного выше можно сделать вывод о том, что «проект»,«проектирование» и «педагогическое проектирование» – это не тождественныепонятия. Проектирование в педагогической среде предполагает систематизациюнакопленных знаний в виде определенной технологии, реализуемой в деятельностномподходе.

Педагогическое проектирование в контексте педагогикитрактуется как ход педагогической деятельности, при которой создаётся продуктновый по содержанию, организации образовательногоо процесса. Педагогическоепроектирование подразумевает создание условий, благоприятных для реализациивозможностей учителей и школьников, развитие творческих и исследовательскихспособностей.[15]

В ходе нашей дальнейшей деятельности, говоря о проекте, мыбудем опираться на терминологию Е.Г. Новолодской и В.С. Безрукова, в контекстеже педагогического проектирования мы возьмём за основу позицию М.Ю.Новикова,поскольку она наиболее близко раскрывает термин с точки зрения требований ФГОС.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.Стадии педагогического проектирования кейсов для изучении поэтики готическойлитературы в романе  Э.Т.А. Гофмана Эликсиры Сатаны

 

В современной педагогике каждая школа стараетсяориентироваться на ФГОС, который предполагает системно-деятельностный подход кобучению. Его идея заключается в том, что ученики не получают знания в готовомвиде, они должны приобрести их в ходе самостоятельной деятельности на уроке.Роль учителя в этом случае сводится к тому, что он должен направлять работусвоих подопечных или являться для них её образчиком. Для того, чтобы организоватьсистемно-деятельностный подход на уроке литературы, педагог должен найти новыеметоды и формы обучения. Кейс-метод – один из эффективных и популярныхсовременных технологий деятельностного типа, который поможет учителюорганизовать урок, удовлетворяющий требованиям ФГОС.

Метод кейсов или метод проблемных ситуаций в работе Е.В.Шимутиной «Кейс-технологии в учебном процессе» определяется как «описание конкретной реальной ситуации,подготовленное по определенному формату и предназначенное для обучения учащихсяанализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемыи выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с установленнымикритериями»[16]. Смысл кейс-метода состоит втом, что все полученные знания, умения и навыки обучающихся должны статьрезультатом активной самостоятельной деятельности в процессе разрешенияпроблемной ситуации. Такая работа должна активизировать творческие имыслительные способности учеников. Главное условие использования кейс-технологий– наличие противоречия, на котором формируются проблемные ситуации и задачи.Для решения появившегося затруднения можно использовать практические задания,которые объединят учащихся и заставят их в процессе обсуждения найтиоптимальное решение педагоггической ситуации.

Суть метода кейсов заключается в том, что учащимся на занятиипредлагают решить реальную жизненную ситуацию, описание которой не толькоотражает определённую проблему, но и актуализирует нужный комплекс знаний.Таким образом, учебный материал подаётся школьникам в виде ситуаций (кейсов), азнания и навыки приобретаются в процессе решения поставленной проблемы.

В зависимости от целей, поставленных на уроке, кейсы могутбыть разной направленности: кейсы, обучающие решению проблем и принятию решений;кейсы, иллюстрирующие проблему, решение или концепцию в целом.

Также, опираясь на опыт М.Г. Савельевой, кейсы различаются постепени воздействия их основных источников. Здесь можно выделить: практическиекейсы, которые отражают абсолютно реальные жизненные ситуации; обучающие кейсы,основной задачей которых выступает обучение; научно-исследовательские кейсы,ориентированные на осуществление исследовательской деятельности.

Во второй главе нашей курсовой работы мы будем говорить онаучно-исследовательских кейсах, которые иллюстрируют проблему изученияготического романа Э.Т.А. Гофмана «Эликсиры Сатаны».

Основнной замысел научно-иследовательского кейса заключаетсяв том, что он выступает моделью для получения нового знания о ситуации иповедения в ней. Обучающая функция сводится к тому, что в процессе работы уучеников формируются навыки научного исследования. Этот вид кейса сложен посвоему содержанию, поэтому его лучше всего применять  в группах высокойподготовки школьников. В нашем случае, это группа старшеклассников с особымипотребностями в изучении литературы, готовые к решению сложных задач ипотреблению большого количества практического материала предвузовского уровня.

Исходя из целеполаганиянаучно-исследовательского кейса, которым мы в дальнейшем воспользуемся, можноутверждать, что он актуализирует ряд личностных, предметных и метапредметныхкомпетенций по курсу литературы:

Ÿ    Фомирует уважительноеотношение ко мнению окружающих в процессе образовательной деятельности;

Ÿ    Формирует коммуникативнуюкомпетенцию школьников;

Ÿ    Формирует умение выдетьпроблемы, формулировать гипотезу, структурировать материал;

Ÿ    Формирует умение работать сразными источниками информации;

Ÿ    Формирует пониманиелитературного процесса 19 века, осознанность при разграничений понятий«романтизм», «роман», «готический роман», умение отличить творчество Э.Т.А.Гофмана от творчества других писателей;

Ÿ    Формирует навык использованиялитературоведческой терминологии.

В любой продуктивнойдеятельности (проектной) существуют свои фазы и структура. Поскольку, методкейс-технологий мы неотрывно рассматриваем в совокупоности с педагогическимпроетированием, то будет целесообразно рассмотреть далее ход проектированияэтой педагогической системы.

Педагогическое проектированиевключает в себя три фазы: фазу проектирования, технологическую фазу ирефлексивную фазу. Наш интерес составляет первая фаза — фаза проектирования,поскольку именно она соотносится с целью и задачами нашей курсовой работы.

Фаза проектирования (кейстехнологий в частности) включает в себя ряд целей. Первый уровень — социальный— продиктован вопросом конкурентноспособности старшеклассников, которыесобираются поступать в вузы; второй уровень — целевой — включает в себяобразовательную доминанту. Перед педагогом стоит задача обучить ученика так, чтобыон освоил ряд компетенций. Третий уровень содержит повседневные педагогическиецели. Для нас на уроках литературы это формирование осознанного чтения, умениекомплексно анализировать текст и оформлять свои мысли в научный текст.

Сопоставимо с целями, проектирование,как отмечает Д.А.Новиков[17],имеет следующие стадии: концептуальную, моделирование, конструирование системы,технологическая подготовка.

Далее мы будем рассматриватьстадии проектирования  исходя из сути нашей курсовой работы.

Проектирование кейсов наконцептуальной стадии начинается с этапа выявления противоречия: что мешает напрактике достичь высоких результатов? В нашем случае проблемная ситуация —расхождение между знаниями и умениями обучающихся: старшеклассники обладаютвсеми необходимыми навыками для работы с текстом, но не умет использовать их напрактике.

Далее следует сформулироватьпроблему: как повысить уровень навыков старшеклассников в работе над текстами?

Следующий этап концептуальнойстадии — определение проблематики: выпускники школы, заинтересованные вуглублённом изучением курса литературы, осознают у себя нехватку практическихнавыков, которые влияют на общий  результат подготовки к олимпиадам и ЕГЭ.Исходя из этого, мы ставим себе цель: расширить и углубить знания старшеклассниковпо дисциплине «литература» и научить подростков грамотно пользоваться ими.Важными для нас критериями, по которым мы будем оценивать работу школьников,станут умение понимать содержание текста и авторский пафос, пользоватьсяпонятийным литературоведческим аппаратом, систематизировать полученнуюинформацию и перерабатывать её в научный текст.

Вторая стадия —моделирование. В ней модель выступает как образ будущей системы. В процессемоделирования задействованы четыре «участника»: «субъект» – инициатормоделирования; «объекторигинал» – образовательная система, которую хочетсоздать и пользоваться в дальнейшем «субъект»; «модель» –  отображение объекта;«среда» с которой взаимодействуют все «участники».

Первая стадия — построениемоделей. Они делятся на два типа: абстрактные и материальные. А.М. Новиковотмечает, что в образовании материальных моделей как таковых не существует,поэтому, он рекомендуеи рассматривать абстрактные.

Абстрактные модели создаютсяпосредством профессионального языка и имеют ряд требований: ингерентность(соответствие модели и среды), простота модели и адекватность.

В процессе моделирования мыбудем использоваться методом структуризации[18],разделив сложную проблему на ряд подпроблем-задач, легко поддающихся решению.Нашу проблему — неумение старшеклассников пользоваться багажом знаний, — мыразделим на несколько структуризированных частей, которые более просты врешении:

1.                  Выявитьподготовленность каждого из группы к занятиям;

2.                  Выявитьумение учащихся пользоваться дополнительной литературой;

3.                  Проверитьзнания по теме «Романтизм в мировой литерратуре»;

4.                  Проверитьумение работать с текстом.

 Проведя эту дианостику, мысможем выявить слабые стороны группы для того, чтобы в дальнейшем воспонитьпробелы в их знаниях.

Второй этап моделирования —оптимизация моделей кейсов, которая представляет собой выбор наилучшей модели взаданных условиях. В педагогической системе оптимизация моделей сводится к«сокращению числа альтернатив и проверке моделей на устойчивость»[19]. Поскольку в педагогикеоптимизация моделей не получила распространения и жёстких критериев, для насбудет проще проводить её в реальных условиях, экспромтом, поскольку каждаяпедагогическая ситуация может иметь множество вариантов развития. Возможностьрассмотреть все из них мы считаем затруднительным.

Третья стадия моделирования —выбор модели. Как пишет А.М. Новиков: «Выбор является действием, придающим всейдеятельности целенаправленность. Именно выбор реализует подчиненность всейдеятельности определенной цели».

А.М. Новиков подчеркивает,что выбор и проверка модели являются субъективными процессами. Наиболеераспространёнными и простыми методами оценки он называет методы комиссии исуда. Для себя мы избрали иной метод — метод предпочтений, главным критериемкоторого для нас будет способность модели наиболее эффективно решить проблемусоотношения знаний и умений учащихся.

Следующей стадиейпроектирования метода кейсов является конструирование систем. Процессконструирования включает в себя этапы: декомпозиции, агрегирования,исследования условий, построения программы.

Декомпозиция предусматриваетразделение общей цели на подцели, те, в свою очередь, разделяются на подзадачи.В процессе нашей работы декомпозиция будет выглядеть следующим образом:

Цель: расширить знаниястаршеклассников по курсу литературы (тема «Поэтика готического романа Э.Т.А.Гофмана  ’Эликсиры Сатаны’»)

1.                   К какомутечению принадлежит роман немецкого писателя? — романтизм;

а) определить сущностьпонятия «романтизм»: история возникновения, эстетические традиции,представителей;

б) рассказать о немецкомромантизме: эстетические традиции, представители, отличие его от романтизмадругих стран;

в) определить сущностьготического романтизма.

2.   Определить, к какомужнру относится произведение Гофмана.

а) выявить основные признакиромана;

б) сопоставить их схудожественным текстом;

в) определить идею, пафос и основнуюмысль романа.

3. Научить анализироватьхудожественный текст.

а) понимать смыслпрочитанного;

б) уметь определять рольгероев в повествовании, давать им характеристику;

Представленная информация была полезной?
ДА
58.11%
НЕТ
41.89%
Проголосовало: 900

4. Научить оформлять своимысли в форме целостного текста.

а) объяснить, что такоенаучный стиль, его основные признаки;

б) научить составлять текстынаучного стиля.

Второй этап — агрегирование,процесс, прротивоположный декомпозиции. По А.М. Новикову агрегирование — «процесссогласования отдельных задач реализации проекта между собой».

Третий этап —исследованиеусловий реализации модели, которые мы можем отразить в таблице 1.

 

Таблица 1. Составлениебаланса задач и условий реализации проекта в учебом заведении

Задачи:

Условия

мотивационные

кадровые

материальнотехнические

финансовые

1. Составить банк кейсов для изучения готического романа Э.Т.А. Гофмана «Эликсиры Сатаны».

 

 

 

 

 

Учитель мотивирован повышением знаний учащихся.

Работающие — старшеклассники, проверяющие — учителя-словестники.

Справочные материалы, дополнительная литература, мультимедиа.

Не предусмотрено

2. Повысить знания и навыки учеников за счет использования кейсов.

Учитель мотивирован повышением знаний учащихся.

Работающие — старшеклассники, проверяющие — учителя-словестники.

Справочные материалы, дополнительная литература, мультимедиа.

Не предусмотрено

3. Научить школьников оформлять мысли в содержательную научную статью

Учитель мотивирован повышением знаний учащихся.

Работающие — старшеклассники, проверяющие — учителя-словестники.

Справочные материалы, дополнительная литература, мультимедиа.

В случае успешного завершения этапа требуется материальная поддержка для выпуска общешкольной газеты.

 

Последний этап — построениепрограммы как конкретный план действий по реализации модели в определенныхусловиях и в установленные сроки. Для нас стадии педагогического проектированиякейсов для изучении поэтики готической литературы в романе  Э.Т.А. ГофманаЭликсиры Сатаны будут проходить в группе численностью 25человек, включающей в себя старшеклассников, которые интересуются литературой ихотят знать больше школьной программы. Занятия должны быть в форме элективныхкурсов длительностью 60 минут, продолжительностью в учебный год. Результатомдеятельности, при условия успешного усвоения элективной программы, должна статьобщешкольная газета, состаящая из научных статей школьников.

Последняя стадия фазыпроектирования банка кейсов  – стадия технологической подготовки процессареализации спроектированной системы в практике. Она заключается в подготовкерабочих материалов, необходимых для реализации спроектированной системы:учебно-программной документации, методических разработок, программногообеспечения.

Мы рассмотрели всюпоследовательность проектирования банка кейсов. А.М. Новиков отмечает, что впростых случаях необязательно соблюдать весь набор процедур.Однако, сложностьструктуры привлекает большее количество заинтересованных учеников.

Таким образом, используя стадии проектирования, предложеннуюА.М. Новиковым, можно спроектировать банк кейсов для урока литературы, которыйпомог бы учителю структурированно и эффективно построить занятие, посвящённоеизучению поэтики готической литературы на примере романа Э.Т.А. Гофмана«Эликсиры Сатаны».

 

 

 

Выводыпо первой главе

 

В главе «Теоретические основы педагогического проектированияв образовательной среде» нами были рассмотрены два главных вопроса: разницамежду понятиями «проект», «педагогическое проектирование», «проектирование» истадии проектирования кейсов на уроках литературы в старших класса, посвящённыхизучению поэтики готического романа в творчестве Э.Т.А. Гофмана.

Мы выяснили, что упомянутые нами выше понятия не одинаковы,хотя и имеют ряд общих черт: стремление спроектировать образовательную среду,которая была бы направлена на развитие и обучение школьников. Мы выяснили, чтонаиболее подходящими нашей работе являются терминалогии, посвящённые понятию«проект», таких учёных, как Е.Г. Новолодская и В.С. Безрукова.

Также нами было установлено, чтокейс-метод является частью педагогического проектирования, его использованиеспособствует развитию у обучающихся критического мышления, способности кпрогнозированию и самостоятельной работе. Метод кейсов можно использовать наэлективных занятиях по литературе, чтобы повысить уровень знаний у обучающихсяпо теме «Поэтика готической литературы в романе  Э.Т.А. ГофманаЭликсиры Сатаны».

Опираясь на опыт А.М. Новикова, мы рассмотрели стадиипроектирования кейсов и выяснили, что оно имеет сложную систему, которая, темне менее, является наиболее подходящей основой для любого проектирования впедагогике.

Итогом первой главы стало формирование плана по созданиюкейсов на основе стадий проектирования А.М. Новикова.

 

 

Глава2. Проектирование образовательного продукта на основе кейсов «Поэтикаготической литературы в романе  Э.Т.А. ГофманаЭликсиры Сатаны»

 

Творчество Э.Т.А. Гофмана – удивительная квинтэссенцияфилософского, сказочного, мифологического и сверхъестественного. Немецкийписатель, часто обращавший свой взор на мифологизм и фантастику, однако, непринял новомодное увлечение немцев готической литературой. Его роман «ЭликсирыСатаны», написанный в жанре готического романа, является пародией на этот жанр.Герои Гофмана чаще всего, сталкиваясь с враждебным окружающим миром, встречаютневзгоды с иронией и смехом, они не соглашаются с устройством мира и стараютсяперебороть обстоятельства. Засурский Я.Н., доктор филологических наук илитературовед, даёт следующую оценку творчества Э.Т.А. Гофмана: «…его ирония более глубоко выражала  мысль о несовершенстве устройствамира, перерастая в сатиру на уродливые свойства действительности»[20].Монах Медард – герой немецкого писателя – напротив, создание не характерное длястиля Гофмана. Он не только не сопротивляется искушению, но принимает его какединственное возможное условие существования. Его эпитимья не выглядит какпокаяние, коим должна была стать, а походит на оправдание содеянных злодеяний.

Э.Т.А Гофман, будучипредставителем позднего немецкого романтизма, мастерски сумел передать стильявления, постепенно выходящего из  моды – готического романтизма. Писатель всвоём романе отлично раскрывает все традиции готического стиля: от сверхъестественноймифологемы до мотива безумия. Однако, для Гофмана сверхъестественное – фон, накотором разворачиваются вполне реальные события. Готический жанр для писателястал попыткой обратиться ко внутреннему миру человека, к проблемам осмыслениябытия.

Вторая глава нашей курсовой работыпредставляет собой попытку создать кейсы для изучения старшеклассниками поэтикиготического романа «Эликсиры Сатаны» Э.Т.А. Гофмана на уроках по зарубежнойлитературе для того, чтобы на их основе научить школьников создавать научныестатьи на литературоведческую тему, и в ходе проектирования их деятельностиполучить качественный образовательный продукт, который послужит толчком дляизучения литературы остальными школьниками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1. Примерыкейсов по изучению поэтики готического романа Э.Т.А. Гофмана «Эликсиры Сатаны»

 

На уроках литературы в старших классах анализ романа«Эликсиры Сатаны» Э.Т.А. Гофмана нужно предварить изучением феноменаромантизма. Такое решение можно объяснить тем, что творчество немецкогописателя относилось к периоду йенского романтизма, который в период своегосуществования (1797-1804 гг) установил ряд эстетических принципов: творческаясвобода человека, культ чувственности, создание романтической иронии, которая,основываясь на идеях Фр. Шлегеля, должна была совмещать в себе юмор ифилософию: «все должно быть шуткойи все должно быть всерьёз»[21].

Для того, чтобы упроститьпонимание процесса появления немецкого романтизма, на уроке по литературе встарших классах можно составить кейс, посвященный развитию этого культурногонаправления:

Кейс 1. «История развития немецкого романтизма»

1.                Дайте определение термину«романтизм», на какие эстетические принципы он намекает?

2.                Подумайте, в чём романтизмпротивопоставляется Просветительским идеям?

3.                Назовите несколькоособенностей, которые, на ваш взгляд, должны отличать романтизм от другихлитературных течений?

4.                Какие социальные процессымогли сформировать романтизм?

Работа с первым кейсом, раскрывающим основные позицииромантизма, предполагает наличие у старшеклассников базовых знаний. Такой урокне является открытием знаний, а повторяет и закрепляет информацию, которуюученики усвоили, впервые познакомившись с романтизмом в конце 6 класса (урок,посвящённый Н.В. Гоголю и его произведению «Вий»).

Работу над романом Э.Т.А. Гофмана «Эликсиры Сатаны» мыпредлагаем разбить на несколько этапов: вначале обозначить эстетику романтизма,далее – вспомнить основные принципы работы над романом и в конце приступать канализу самого произведения.

Такое систематизированное построение урока позволиткомплексно подойти к изучению творчества Гофмана и включить в образовательныйпроцесс всю группу обучающихся. Таким образом, мы исключаем возможностьпоявления проблемной ситуации, когда ученики не понимают смысла своейдеятельности, не могут войти в темп работы группы[22].

Работу над анализом художественного текста стоит начинать собсуждения главного героя произведения, поскольку через образ Медарда Гофманпередаёт пафос произведения. Изменения в мировоззрении персонажа напрямуювлияют на ход повествования. Для того, чтобы охарактеризовать главного героя,мы предлагаем воспользоваться аналитическим кейсом «Образ монаха Медарда».

Кейс 2. «Образ монаха Медарда».

Представьте,что вы психологи. Прочитайте «разбросанный» портрет[23]литературного героя, «сложите мозаику» и определите внутреннюю суть этогоперсонажа, охарактеризуйте её, основываясь только на психологическом портрете:

Как-то раз, придяк регенту на урок, я застал его сестру в легком утреннем одеянии «…» я онемел,  неведомые  доселе чувства   бурно   заклокотали   во   мне, разгоряченная  кровь стремительно понеслась по жилам, я слышал биение своегопульса. Грудь  у  меня  судорожно  сдавило,   казалось,   она   вот-вотразорвется,  но  наконец-то  я  с  легким стоном смог перевести дыхание.

Я почувствовал,что сгораю от стыда, и жалким, недостойным показалось  мне  в  тот  момент мое  красноречие,  порожденное глотком старого вина.

Погруженный втакие  мечты,  я  порой  громко  вскрикивал, называя  Аврелию по имени, ихохотал и завывал как безумный. Но и эта буря вскоре улеглась. И когда янесколько успокоился,  то вновь  обрел  способность  обдумывать,  как же мнесблизиться с Аврелией.

И  вот постепенно  стала созревать у меня мысль, что я –– отмеченный  особой  печатью  избранник   Божий «…» все   указывало   на  то,  что  дух  мой,  находясь  внепосредственном  общении  с  небесами,  еще   в   этой   юдоли возносится надвсем земным и я не принадлежу ни миру, ни людям, ради  спасения  и  утешения коих совершаю свое земное поприще.

Им следовало быпризнать во мне святого, высоко вознесенного над ними, повергнуться  ниц  предомной и умолять о предстоянии за них перед Богом. А раз этого не было,  то  я вдуше обвинил их в греховной закоснелости

В душе моейборолись две непримиримые силы, и я  не  знал, куда  мне  броситься,  что предпринять,  дабы избежать гибели, которая как будто угрожала мне со всехсторон.

Приведённыйв пример кейс даёт возможность раскрыть не только образ героя произведения иего характеристику, но и одновременно проанализировать авторскую позицию,читательское мнение (интерпретации текста старшеклассниками как современнымичитателями). Кроме того, кейс интересен необходимостью поиска информации изтекста произведения, критических статей, читательских отзывов.

Кейс «Художественный метод Э.Т.А. Гофмана» выполняетнесколько функций: во-первых, учит интерпретировать информацию из разныхисточников, сопоставлять её с исходным художественным текстом, понимать смыслкритических статей, во-вторых, формирует у учащихся коммуникативную компетенцию(умение высказывать своё мнение и уважительно относиться к мнению других).

Кейс 3. «Художественный метод Э.Т.А. Гофмана»

Прочитайтевысказывания Н. Берковского[24]:«Гофмансоздает особый вид фантастики. ‘…’ Фантастика самой обыденной жизни.Фантастика, извлеченная из недр обыденной жизни; самая обыкновенная, дажепошлая жизнь — она поставляла для Гофмана фантастику. Гофман умел увидетьфантастичность, иррациональность самой обыкновенной жизни. Как все романтики,он постоянно так или иначе воюет с филистерами, с филистерскимипредставлениями».

«Высшее,действительное, попавшее в пасть к низшему и фиктивному, — вот что такое, намой взгляд, гротеск. И этот гротеск мы имеем у Гофмана».

Ответьте навопросы:

1. Как Н.Берковский определяет фантастику Гофмана? Применима ли его точка зрения ктексту романа?

2. Какие черты«самой обыкновенной жизни» можно выделить в романе «Эликсиры Сатаны»?

3. Как выпонимаете выражение Н. Берковского о том, что Гофман «воюет с филистерами»? Ктотакие филистеры? (для ответа на этот вопрос обратитесь к словарю С.И. Ожегова).

4. Сопоставьтезначения слова «гротеск» из словаря С.И. Ожегова и автора статьи. В чёмсходства и различия терминологии? Что имел ввиду Н. Берковский?

5. Какие «высшие»и «низшие» слои можно выделить в романе Гофмана? Можно ли говорить о том, чтопод «действительным» и «фиктивным» автор статьи имеет ввиду реальность ифантазии соответственно?

Кейс «Мотивы воли в романе “Эликсиры Сатаны”» можно использоватькак при групповой, так и в индивидуальной работе. Создание сравнительнойтаблицы поможет точно распределить и систематизировать информацию. Для еёзаполнения понадобится работа с текстом романа – такая деятельность на уроке нетолько продемонстрирует понимание произведения учениками, но и поспособствуетформированию у них читательской компетенции.

Кейс 4. «Мотивы воли в романе “Эликсиры Сатаны”»

Заполните таблицув соответствии с ответом на вопросы: какие мотивы воли и рабства можно выделитьв романе Гофмана? Что для Медарда означают эти понятия?

Ответьте на этивопросы, пользуясь оппозицией «Медард-Лесник»

 

Свобода

Рабство

Медард

«…врата обители затворились за мной, и я … очутился на воле».

 

«…капли росы, переливаясь алмазами, падали с радостным шорохом на мириады пестрых букашек, с жужжаньем и стрекотаньем поднимавшихся на воздух. Проснувшиеся птицы порхали в лесу, перелетая с ветки на ветку, и как же они пели и ликовали в своих веселых любовных играх!»

«Уже несколько дней скитался я среди чудовищных нагромождений скал… все пустынней, все тягостней становился путь».

Лесник

«…в нем еще не умерла частица той древней распрекрасной воли, когда людям так славно жилось на лоне природы; тогда они еще не знали тех препон и выдумок, которыми так мучают себя ныне, замуровавшись в своих домах-тюрьмах и живя там в полном отчуждении от божественной красоты мира..»[25]

«…я надеюсь, что вы честный и богобоязненный охотник, а не запродавший свою душу дьяволу браконьер, который стреляет без промаха в любую цель» (здесь имеется ввиду мотив продажи души как лишения человека свободы)

 

Подробный анализ знаковой символики поможет разграничитьклассический и готический роман. Составление такой сравнительной таблицыпоможет учащимся увидеть характерные черты двух жанров и сделать вывод о том,почему автором избирается именно такая символика: связана ли она только сжанром готического романа или выполняет в произведении иносказательную функцию?В качестве оппозиции готическому роману «Эликсиры Сатаны» мы выбрали английскийклассический роман  XIX века «Чувство ичувствительность» Джейн Остин.

Кейс 5. «Знаковая символика готического и классическогороманов»

Выберите любой прочитанныйвами классический роман, сопоставьте его с «Эликсирами Сатаны» и составьтесравнительную таблицу, заполняя недостающие строки. Важно: поля втаблице должны быть заполнены по принципу антонимии.

Классический роман

Готический роман

Дом, фамильный особняк, усадьба

Замок, монастырь

Лампа, солнечный свет

Свеча, факел, лунный свет

 

Смертельная рана

Свадьба

 

 

Шум, скрип, вой, шорохи

 

Ведьма

Благословение

 

Божественный дар

 

Спасение

 

 

Магический предмет

Странствующий герой, поэт

Монах; герой с тёмным прошлым

 

Определите, какиефункции выполняют символы в романе Э.Т.А. Гофмана? Что получится, если заменитьнекоторые из них оппозиционными символами из таблицы?

При работе с кейсами перед учителем стоит важная задача. Ондолжен не  просто заставить выполнить учеников задание, а показать, чтоготическая поэтика в романе Гофмана выполняет ряд функций: отображает внутреннее состояние героя, раскрывает мотивыего поступков, является ключом к пониманию авторского замысла. Основным приемомотображения действительности является фантастический гротеск, что обуславливаетнагнетание автором жуткой атмосферы.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.Методические рекомендации при работе с кейсами

 

При анализе кейсов по изучению творчества Э.Т.А. Гофмана мыобнаружили, что в школе, как в среднем, так и в старшем звене, вопрос изученияпоэтики немецкого автора не проработан. Это можно объяснить следующим образом:во-первых, творчество Гофмана относится к зарубежной литературе, а на еёизучение в старшей школе отводится 4 часа. В ряде книг, например, в учебникепод редакцией Ю.В. Лебедева[26],часы для изучения зарубежной литературы не предусмотрены. Во-вторых, наиболеепопулярные произведения немецкого автора – «Щелкунчик и мышиный король» и«Золотой горшок». Как мы видим, они хоть и относятся к немецкому романтизму, ноне раскрывают те философские проблемы, как тот художественный текст, которыйбыл описан нами в настоящей курсовой работе.

Ввиду ограниченности времени на изучение зарубежнойлитературы в старших классах проводить отдельный урок, посвящённый вопросупоэтики романтизма и готического романа, не представляется возможным. Наиболеерациональное решение проблемы – проведение элективных уроков с использованиемкейс-технологий. Их удобство заключается в том, что их можно выдать как дляиндивидуальной, так и для групповой работы.

Применение кейсов полезно и тем, что их наличие формирует уучеников определённую стратегию действий: анализ ситуации, оцениваниеальтернатив, составление плана действий. Работа с кейсами, обсуждениедостижений в ходе работы развивает комплекс важных для подростков навыков:аналитические, практические, коммуникативные и творческие.

Отличительное качество кейсов заключается в том,что они представляют собой готовый материал, поэтому учитель не тратит время насамостоятельный поиск информации. Важно понимать, что в основе кейс-методалежит общение и обмен эмоциями между педагогом и учениками, поэтому важноотобрать наглядный материал, способствующий развитию эмоционально-эстетическойсферы восприятия школьника. Учителю необходимо помнить, что верного решения припостановке проблемного вопроса в кейс-методе не существует. Обмен мнениями,выход за горизонт ожидания, развитие творческого мышления – одна из ключевыхцелей создания кейса.

Созданный проект отвечает критериям Федеральногогосударственного общественного стандарта (ФГОС), формирует навыки воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретироватьлитературное произведение. Кейсы формируют литературоведческую компетенциюобучающихся, учат анализировать художественный текст романа «Эликсиры Сатаны»Э.Т.А. Гофмана с точки зрения его принадлежности к романтической (готической)литературе, а также дают представление об эстетико-этической мысли немецкогописателя.

Кейсы формируют представление о синкретичностилитературы и истории, психологии, философии, наглядно иллюстрируя взаимосвязьдисциплин.

Немаловажным достоинством использованиякейс-технологии является формирование навыка критического мышления, развитиякоммуникативных способностей школьников. Для педагога использованиекейс-технологии также является важным. Современному учителю необходимоосуществлять поиск новых методов и технологий преподавания литературы, учитьсявыходить за рамки шаблонных заданий.

 

 

 

 

Выводыпо второй главе

 

В главе, посвящённой разработке кейсов по теме «Поэтикаготического романа Э.Т.А. Гофмана Эликсиры Сатаны» мысоставили и представили кейсы, которые можно применить при изучении немецкогоромантизма и творчества Э.Т.А. Гофмана на уроках в старших классах. Удобствокейсов заключается в том, что они содержат информацию в готовом виде –– этозначительно облегчает подготовку преподавателя к проведению занятия.

Основной трудностью при использовании кейс-технологий науроке литературы является возможность возникновения конфликтной ситуации, прикоторой не все ученики могут  коммуницировать друг с другом. В этом случае,учитель должен обеспечить обратную связь со школьниками и направлять вектор ихдеятельности.

Также в данной главе мы разработали методическиерекомендации по работе с кейсами, предложили варианты  их использования врамках учебных занятий. Разработанный проект позволяет развить у школьниковкоммуникативные навыки, сформировать эстетический вкус и способность критическимыслить. Немецкий романтизм – одно из важных явлений культуры с, а творчествоЭ.Т.А. Гофмана является его ярчайшим образчиком, поэтому так важно сформироватьу школьников верное представление о литературе XIX века.

Полученный результат соотнесен с требованиямиФГОС: кейсы формируют навыки  воспринимать, анализировать, критически оцениватьи интерпретировать литературное произведение.

 

 

 

Заключение

 

Проектирование в образовательной среде является актуальнымспособом решения трудностей, возникающих в процессе педагогическойдеятельности. По словам И.А. Милютиной, педагогическое проектирование стремитсяустанавливать  закономерности  даже  там,  где  очевидной связи ипоследовательности не наблюдается. В нашей работе одной из ключевых задач былорассмотрение поэтики готического романа Э.Т.А. Гофмана «Эликсиры Сатаны» вконтексте синкретичности литературы и философии (кейсы 2 и 3), литературы ирусского языка (кейсы 4 и 5).

Связь литературы и философии состоит в том, что для того,чтобы понять смысл произведения, нужно знать принципы существования реальностии бытия человека, взаимосвязь литературы и русского языка проявляется в главномкачестве ученика, которое должно быть сформировано, читательскаякомпетенция. Научившись внимательно читать, школьник откроет для себя скрытыйсмысл художественного текста.

Цель проекта как педагогической технологии – сделатьучебно-познавательный процесс практичным для жизни, дать ученикам набор техзнаний и умений, которые можно применить не только в образовательном процессе,но и в реальной жизни, которая оторвана от классно-урочной системы. Системапроектной деятельности является творческой. Данная деятельность направлена напоиск актуальных методов решения педагогических проблем.

Проблемный метод или метод кейс-технологии учит школьниковмыслить творчески, формировать свои коммуникативные навыки, что особенноактуально для современного образования. Необычные творческие задания (кейс 2)поможет учителю вызвать заинтересованность у школьников к творчеству Э.Т.А.Гофмана и включить каждого ученика в работу. Одна из характерных черт писателя– исследование внутреннего мира героя. Для Гофмана сверхъестественное – фон, на котором разворачиваются вполнереальные события. Готический жанр для писателя стал попыткой обратитьсяпсихологии человека, к проблемам осмысления бытия[27].

Целью работы была  разработка банка кейсов для изучения науроках литературы в старших классах общеобразовательной школы поэтикиготического романа Э.Т.А. Гофмана «Эликсиры Сатаны».

Результатом работы стало создание кейсов и методическихрекомендаций по работе с ними. Также нами были проанализированы проблемы,которые могут возникнуть при работе с кейс-технологией, и определены пути ихрешения. Для получения образовательного продукта мы рассмотрели теоретическиеположения педагогического проектирования, изучили особенности кейс-технологии,сформировали банк кейсов, которые были применены нами на уроках литературы встарших классах при изучении творчества Э.Т.А. Гофмана.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Списоклитературы

 

1.     АношкинА.П. Педагогическое проектирование систем и технологий обучения [Текст] : учеб.пособие / А. П. Аношкин; М-во общ. и проф. образования РФ. Ом. гос. пед. ун-т.- Омск : Изд-во ОмГПУ, 1997. — 138 с.

2.     Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика : учебноепособие для вузов [Гриф УМО] / В. С. Безрукова. — Екатеринбург : Деловая книга,1996. — 342 с.

3.     Бейзеров,В.А. 105 кейсов по педагогике. Педагогические задачи и ситуации: учебноепособие / В. А. Бейзеров. — 2-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2019. — 84 с. -ISBN 978-5-9765-2079-0. — Текст : электронный. — URL:https://znanium.com/catalog/product/1066036 (дата обращения: 21.05.2022). –Режим доступа: по подписке.

4.     Берковский,Наум Яковлевич. Лекции и статьи по зарубежной литературе / Наум Берковский. -СПб. : Азбука-классика, 2002. — 478

5.     Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии, M., 1989

6.     ГоворковА.С. Организация проектного подхода при реализации научных проектов в вузе /А.С. Говорков // Информационная среда вуза XXI в.: тез. докл. научн.-практ.конф. (Петрозаводск, 21-25 сентября 2009 г.). — Петрозаводск, 2009. — С. 50 -52.

7.     ГофманЭ.Т.А. Полное собрание сочинений [Текст]: в двух томах. Э.Т.А. Гофман. — том 2/Пер. с нем. – М.: Издательство АЛЬФА-КНИГА», 2011. — 1279с.

8.     ДьюиД. Психология и педагогика мышления / Пер с англ. Н.М. Никольской. — М.:Совершенство, 1997.

9.     Землянская,Е.Н. Современные педагогические технологии начального образования [Текст] /Е.Н. Землянская. — М. : РУДН, 2009.

10. ЗотоваН.К. Педагогическое проектирование в социо-культурном пространстве региона :моногр. / Н.К. Зотова. — Челябинск : Изд-во ЮжноУральский НОЦ РАО, 2000. 125 с.

11. Историязарубежной литературы XIX века. [Текст] / Под ред. Я.Н. Засурского, С.В.Тураева. – М.: Просвещение, 1982. – 320 с.

12.  Каган М.С. Философия культуры.-М., 1976. — С. 76.

13.  Литература.10 класс [Текст] : учебник для общеобразовательных организаций : базовый уровень: в двух частях / Ю. В. Лебедев. — 7-е изд., перераб. — Москва : Просвещение,2019

14. Милютина И.  А.    Метод  проектов,  что  это такое  и  зачем  он  в современной   школе        // Вопросы    интернет    образования [Электронный  ресурс]/http://vio.uchim.info/[сайт].–2010.–URL:http://vio.uchim.info/Vio_113/cd_site/articles/art_2_5.htm

15. МитрохинаС.В. Проектирование индивидуального образовательного маршрута обучающихся:педагогический аспект: Монография / В.М. Липатова, С.В. Митрохина, В.А.Романов, А.А. Шерстнёва. – Тула: ООО ТППО, 2017. –192 с.

16.  Москалёва, О. А. Проектная деятельность по нравственно-патриотическомувоспитанию с изучением истории и традиций родного края / О. А. Москалёва, О. В.Дунина, Л. И. Сотникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017.— № 11 (145). — С. 472-474. — URL: https://moluch.ru/archive/145/40530/ (датаобращения: 26.06.2022).

17.  НовиковА.М.  Методология научного исследования. – М.: Либроком, 2013. – 280 с.

18.  Новолодская,Е.Г. Культура здоровья современного человека / Е.Г. Новолодская // Современныепроблемы профессиональной и деловой культуры: сб. ст. участников Всерос. науч.-метод, конф. / под ред. Л.В. Торопова. -Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2001. — 227с.

19.  Новыеценности образования. Тезаурус для учителей и школьных психологов. — М., 1995

20.  Организацияпроектного подхода при реализации научных проектов в вузе. Доклад / Межд.научно-практ. конф. Информационная среда вуза XXI в. Петрозаводстк.22–25 сентября 2009 [Электронный ресурс]. URL:http://www.ict.edu.ru/vconf/files/10399.doc

21. ПолатЕ.С. Метод проектов: типология и структура //Лицейское и гимназическоеобразование. — 2002. — № 9. — С. 9-17.

22.  СавенковаЕ.В.Проектный менеджмент в обазовательной организации: учебнно-методическоепособие / Е.В. Савенкова, О.А. Шклярова – М.: 2019 – 219 с.

23. СергеевИ.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие дляработников общеобразовательных учреждений. — 2-е изд., испр. и доп.— М.: АРКТИ,2005. — 80 с.

24.  СлавгородскаяЛ. В. Гофман и романтическая концепция природы // Художественный мир Э.Т.А.Гофмана. — М., 1982. — С. 185-217.

25.  ФортунатоваА. В. К традиции Гофмана в литературе ГДР и ФРГ // Межлитературные связи ипроблема реализма : межвуз. тематич. сб. науч. тр. — Горький, 1988. — С. 56-76.

26.  ЧавчанидзеД. Романтический мир Эрнста Теодора Амадея Гофмана / Д. Чавчанидзе // ГофманЭ.Т.А. Золотой горшок и другие истории. — М., 1983. — С. 345.

27.  ЧерноваО. В. Проектирование образовательной среды [Текст]:учеб. пособие / О. В.Чернова, И. Г. Шендрик. Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед.ун-т», 2006. 93 с.

28.  ШвареваО. В. История педагогики и образования: кейсы : учебное пособие / О. В.Шварева. — Томск : ТГПУ, 2016. — 200 с. — ISBN 978-5-89428-793-5. — Текст :электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL:https://e.lanbook.com/book/152693 (дата обращения: 20.05.2022). — Режимдоступа: для авториз. пользователей.

29.  ШлегельФ. Письмо о романе // Литературные манифесты западноевропейских романтиков.—М., 1980

30.  ШимутинаЕ. Кейс-технологии в учебном процессе // Народное образование. — 2009. — № 2.—С. 172-179.

31.  ЯковлеваН.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении учеб. пособие. – 2-еизд., стер. – М. : ФЛИНТА, 2014. – 144 с.

32.  ЯстребцеваЕ.Н., Современная городская школьная медиатека (Модель технического оснащения ивозможные формы организации работы): Методические рекомендации / ЯстребцеваЕ.Н.. – М., 1992. – 76 с.

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.11%
НЕТ
41.89%
Проголосовало: 900

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет