Проективные методики длядиагностирования юных шахматистов
Автор: Беляева Ольга Алексеевна, педагог-психолог,педагог дополнительного образования муниципального бюджетного образовательногоучреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования длядетей»
г. Моршанск, Тамбовская область
Проективные(рисуночные) методики «Мой шахматный турнир», «Моя любимая шахматная фигура», «Спешитьили не спешить» разработаны в помощь тренерам и спортивным психологам,работающим с юными шахматистами (с 4 летнего возраста), активно участвующими втурнирах различного уровня. Методики позволяют выявить личностные особенностиребенка и трудности, с которыми он столкнулся. Благодаря им можноскорректировать сложившуюся ситуацию таким образом, что бы результаты натурнирах были наиболее высокие.
Цель: выявлениеличностных особенностей юных шахматистов, их мотивов, отношения к турнирам,процессу игры, себе, сопернику и к тренеру.
Рисунок «Мой шахматный турнир».
Воспитанникам после их первого турнира дается задание нарисоватьрисунок на тему: «Мой шахматный турнир».
После того, как дети выполнили задание, необходимо проанализироватькаждый рисунок, выяснить какие эмоции вызвало данное соревнование, что большевсего запомнилось, что было целью, что понравилось, а что огорчило и т.п.
Рисунок «Моялюбимая шахматная фигура».
Данное задание даетсяпо аналогии с первой методикой. Оно помогает понять отношение ребенка кфигурам, с какими фигурами он легко расстается, а без каких не может играть.
Эти знанияпомогают проработать ситуации и замотивировать ребенка на игру без «важных»фигур.
Задание «Спешитьили не спешить».
Лист бумаги делится на 2 части. На одной половинкелиста предлагается нарисовать рисунок, например, домик, за 30 секунд, на второйтакой же домик за 5 минут. Домики сравниваются между собой, отмечается сильнаяразница в качестве рисунков. Проводится параллель, что тоже самое происходит иза шахматной доской.
Данная методика позволяет донести и замотивироватьвоспитанников на планомерное, неспешное выполнение тренировочных заданий ипринятие решений в процессе игры.
Вопросы по рисункам задаются и уточняются исходя из ихсодержания, обращается внимание на цветовое оформление и расположение объектов.
Материал размещен на сайте«Я-учитель»: http://yauchitel.ru/load/raznoe/raznoe/proektivnye_risunochnye_metodiki_dlja_diagnostirovanija_junykh_shakhmatistov/128-1-0-17496